О некоторых проблемах развития корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернышев А. В. О некоторых проблемах развития корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 391–395. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53080.htm.
Аннотация. В статье анализируется современное состояние отечественного гостиничного рынка, применение научно обоснованных организационно-управленческих подходов и внедрение инноваций в бизнес-процессы в индустрии гостеприимства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернышев Андрей ВалентиновичДоктор экономических наук, первый зам. генерального директора ОАО ©Гостиничный комплекс ©Космосª, г. Москваavchernyshev@hotmail.com

О некоторых проблемах развития корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли РФ

Аннотация: в статье анализируется современное состояние отечественного гостиничного рынка,применение научно обоснованных организационноуправленческих подходови внедрение инноваций в бизнеспроцессывиндустрии гостеприимства.Ключевые слова: гостиница, предпринимательскаясреда, конкуренция, экономика, корпорация

Гостиничный бизнес в России активно развивается. В регионах открываются или планируются к открытию новые гостиницы. Ведутся работы по реконструкции и реновации уже существующих гостиничных комплексов. Международные гостиничные сети расширяют свое присутствие не только в Москве, СанктПетербурге или Сочи, но и в других регионах России. Стали появляться и уверенно развиваться российские гостиничные сети, предоставляющие своим гостям высокий уровень сервиса. По данным Росстата, в 2011 г. в Россию с целью туризма въехали 2,33 млн иностранцев [1].По данным Пограничной службы ФСБ РФ, полученным Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству городаМосквы, количество международных прибытий в российскую столицу в 1ом полугодии 2012 г. увеличилось на 18,5% и составило 2,47 млн человек. В 2011 г., по сравнению с 2010 г., этот показатель вырос на 11,5%. В структуре въездного потока из стран дальнего зарубежья доля иностранных граждан, указавших целью своей поездки собственно туризм, составила 37%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 2,1%, доля бизнестуристов в общем турпотоке сократилась на 2,2% и составила 41%. На частные визиты пришлось 15% общего числа международных прибытий [2].Гостиничныерынки крупных российских городов показали существенный рост дохода с номера (RevPar, Revenueperavailableroomperday), говорится в отчете международной консалтинговой компании HVS(специализируется на гостиничной индустрии). Такие результаты аналитики компании называют сенсационными, так как положительной динамики этого показателя не было с 2007 г. Наилучший результат показал Екатеринбург, где средний доход вырос почти на 42% (с 1173 до 1662 руб.). RevParв Самаре и Казани вырос примерно на 19%, в СанктПетербурге –на 17,5%, в Ростове –на 16,5% [3]. Современное состояние индустрии гостеприимства в России,в связи с развитием интеграционных процессови вступлением в ВТО, объективно требует от всех участников отечественного туристскогостиничного рынка дальнейшего совершенствования и развития внедряемых международных стандартов обслуживания гостей с целью повышения конкурентоспособности национального гостиничного продукта, дальнейшего формирования корпоративной предпринимательской среды. Несомненно, это в полной мере касается гостиничного комплекса страны, выдвигая качественно новые требования к строительству новых гостиниц, технической реконструкции старых объектов, реновации номерного фонда и всей инфраструктуры, связанной с обслуживанием потребителей данных услуг. Особого пристального внимания требуют вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в индустрии гостеприимства, дальнейшего совершенствования бизнеспроцессов, качественного развития системы организационноуправленческих подходов гостиничного предпринимательства, повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Данные проблемы должны постоянно находиться в центре внимания акционеров, менеджеров гостиничных сетей, каждого гостиничного предприятия. Как отмечает Патрик Фитцгиббон, старший вицепрезидент по развитию HiltonWorldwideв Европе и Африке: ©Строительство отелей и введение их в эксплуатацию занимают в России значительно большее время, чем в других европейских странах. Тем не менее российский рынок является одним их самых перспективных: здесь острее всего ощущается недостаток качественных отелей. Не случайно в России присутствуют практически все мировые игроки. Конкуренцияочень полезна, потому что она создает возможность для появления большего количества качественных предложений и стимулирует развитие рынка туристических услуг. Помимо Москвы и СанктПетербурга большой интерес для иностранных инвесторов представляют Карелия, Камчатка, Северный Кавказ, черноморские курорты. В ближайшее время мы откроем 28 отелей в Россииª. По прогнозам экспертов, в 2012 году общий объем инвестиций в столичный гостиничный рынок составит порядка $1,4 млрд. Среди наиболее значимых событий аналитики называют открытие первого в России отеля под брендом Mercure. Также ожидается выход на рынок еще трех гостиниц, которые в общей сложности увеличат предложение на 700 номеров [4].11 марта 2012 года в Краснодарском крае было проведено всероссийское совещание по развитию туристской отрасли. На совещании было отмечено, что России по силам удвоить количество туристов, приезжающих в нашу страну. ©К сожалению, прогресс за последние четыре года незначительный. По реализации туристического потенциала, по оценкемеждународных экспертов, мы находимся на 59 месте. Причем всетаки мы должны понимать, что такое Россия: ежегодно к нам приезжает немногим более 2 миллионов иностранных туристов, при том, что мы самая большая по территории страна на планете и у нас такое разнообразие различных мест, которым не может похвастаться ни одно государство в мире… По оценке Всемирной туристской организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и иностранных туристов… Причины такого отставания, в общем, понятны. Это устаревшая или дорогая гостиничная сеть, неразвитая транспортная инфраструктура внутри страны, пока не очень качественный сервис, усложненная процедура выдачи виз, устаревшие миграционные регламенты…ª [5].Автор статьиполагает, что применение топменеджментом гостиничных предприятий научных и объективно обоснованных современных организационноуправленческих подходов, несомненно, будет способствовать созданию требуемой корпоративной предпринимательской среды высоких результатов. Это приводит к формированию и развитию необходимых человеческих ресурсов персонала предприятий индустрии гостеприимства, дальнейшему внедрению инноваций в бизнеспроцессы, современных информационных технологий, соответствующих управленческих инструментов и механизмов воздействия, повышению ответственности линейного персонала и менеджерского звена за результаты своего труда, совершенствованию корпоративной культуры каждого отеля. На этой основе будет проходить дальнейшее развитие и совершенствование личности гостиничного работника нового типа как эффективного профессионала, обладающего выраженным клиентоориентированным подходом, работающего на конечный результат –удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей гостиничных услуг.Для разработкитеоретических и практических рекомендаций по формированию благоприятной корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли РФ, на наш взгляд, необходимо решение следующих задач:1.выявление сущностных признаков корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли в их наиболее крупной форме корпоративной среде гостиничного предпринимательства;2.структурный и системный анализ состояния корпоративной предпринимательской среды;3.разработка организационноуправленческой модели формирования корпоративной предпринимательской среды высоких результатов профессиональной гостиничной деятельности;4.обоснование рекомендаций по актуальным направлениям совершенствования корпоративной предпринимательской среды;5. определение основных показателей оценки эффективности организационноуправленческих подходов к формированию корпоративной предпринимательской среды в гостиничной отрасли РФ.

Деятельность любой компании в современных российских условиях оценивается по достигнутым конечным результатам, выполнению намеченных планов собственного развития, занятию определенной ниши на рынке услуг, взаимоотношениям с конкурентами, наличию потенциала на дальнейшее совершенствование и перспективу, возможностям гибко, оперативно и адекватно реагировать на изменяющиеся экономические и правовые условия в стране. Таким образом, исследуемые вопросы должны рассматриваться в общем контексте сложных и неоднозначных технологий взаимодействия гостиничных предприятий различной организационноправовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности. Следует отметить, что все эти многообразные структуры, работающие в индустрии гостеприимства, находятся в постоянном движении. Сегодня гостиничная отрасль России выходит на качественно новый уровень хозяйственных отношений, который характеризуетсяразвитием активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему, включая высокие международные стандарты гостиничного сервиса, и особым образомсформированную корпоративную предпринимательскую среду.Вместе с тем, это не только создает объективные предпосылки длядальнейшего развития отечественных гостиничных предприятий в масштабах отдельных субъектов федерации и страны в целом, но и предъявляет новые, более жесткие требования к конкурентоспособности национального гостиничного продукта в личностных восприятиях конечных потребителей (гостей). В этой связи, современные тенденции развития отечественного и мирового гостиничного рынка, а также практический опыт мировых отраслевых лидеров глобального гостиничного бизнеса показывают, что достижение успеха гостиничным предприятием, как работающей корпорации, в получении конкурентных преимуществ позиционирования и в достигнутых результатах профессиональной деятельности в значительной степени обусловлены и предопределены наличием нового стратегического ресурса управления хозяйственной системы корпоративной предпринимательской среды. Благодаря использованию гостиничным менеджментом научно обоснованных организационноуправленческих подходов будет происходить формирование требуемой корпоративной предпринимательской среды высоких результатов, что на практике доказывает эффективность созданной системы корпоративного управления. Таким образом, в пространстве корпоративной предпринимательской среды гостиничного предприятия, как активно функционирующей корпорации отраслевого рынка, видится ключ к саморазвитию и самосовершенствованию кадрового менеджмента по управлению человеческими ресурсами персонала гостиницы, обладающих выраженным клиентоориентированным подходом. По нашему мнению, гостиничное предпринимательство

это конкретная экономическая деятельность, возникшая в результате воплощения (материализации) предпринимательской идеи по созданию и коммерческой эксплуатации гостиницы или аналогичного коллективного средства размещения, связанная с предоставлениемгостиничных услуг и предусматривающая получение предпринимательского дохода. То есть гостиничное предпринимательство самостоятельная деятельность людей, организующих коллективные средства размещения, в том числе гостиницы, а также мотели, кемпинги и др.(все, кроме гостиниц, входят в самостоятельную статистическую группу наблюдения и учета по методологии Росстата –аналогичные средства размещения), которые приносят предпринимательский доход.Таким образом, гостиничное предпринимательство это рыночныйинститут, обеспечивающий решение ряда экономических и социальных задач: формирование корпоративной предпринимательской среды, создание дополнительных рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, освоение туристского потенциала страны.

Опора на теорию предпринимательства позволяет автору статьисделать ряд крупных обобщающих выводов. Вопервых, отметить многоплановость понятия предпринимательства. Вовторых, указать, что предпринимательство это экономическая категория и одновременно метод хозяйствования. В то же время предпринимательство выступает явлением национальной культуры и инструментом социальных преобразований в обществе, формируя средний класс –класс предпринимателей. Втретьих, предпринимательство можно рассматривать как систему нравственноэтических ценностей личности предпринимателя, истоки которых находятся в своеобразии ментальности и особенностях самобытной национальной культуры. Тем самым в выявленной культурной парадигме общества на каждом конкретном историческом этапе развития определяется место и роль личности предпринимателяв системе хозяйственных отношений. Вчетвертых, научное осмысление всех перечисленных теоретических подходов указывает на обнаруженный феномен предпринимательства как организационно хозяйственную инновацию.Субъектами гостиничного предпринимательствамогут быть как отдельные частные лица, так и их объединения в организационноправовой форме акционерных обществ, товариществ и т.д. Частные лица как субъекты гостиничного предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, организовывая единоличные или семейные гостиничные предприятия. Такие гостиничные предприятия могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд персонала и менеджеров.Важнейшие черты гостиничного предпринимательства:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов гостиничного предпринимательства в рамках действующих правовых норм;

экономическая заинтересованность хозяйствующего субъекта гостиничного предпринимательства в конечных результатах труда –получении предпринимательского дохода в виде прибыли от результатов профессиональной гостиничной деятельности;

хозяйственный риск, связанный с осуществлением гостиничного предпринимательства, и ответственность перед гостями за качество предоставляемых гостиничных услуг. Возможно, что хозяйственный риск в определенной мере снимает корпоративная предпринимательская среда. Основные условия осуществления гостиничного предпринимательства можно структурировать на следующие группы:

экономические условия гостиничного предпринимательства;

социальные условия гостиничного предпринимательства;

правовые условия гостиничного предпринимательства.Экономические условия гостиничного предпринимательства –ресурсы производства гостиничного продукта (материальные, финансовые, человеческие, информационные ресурсы и предпринимательская способность отельера), объемы спроса и предложения на гостиничные услуги в оптовом и розничномзвене обращения. Сюда же относится покупательная способность населения: объемы денежных средств, которые население может потратитьна оплату услуг гостиниц и аналогичных средств размещения. Экономические условия предопределяют избыток или недостаток номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения, наличие квалифицированных кадров гостиничных работников. Из числа экономических условий гостиничного предпринимательства следует особо подчеркнуть наличие и доступность денежных ресурсов для ведения гостиничного предпринимательства, а также доступность кредитования гостиничных проектов. Социальные условия гостиничного предпринимательства

это стремление людей пользоваться гостиничными услугами, которые отвечают определенным вкусам и моде. Имеются в виду стереотипы потребительского поведения в выборе гостиниц и аналогичных средств размещения, которые также одновременно выступают индикаторами сложившегося образа жизни и материального благосостояния гостей. На разных этапах эти потребности могут меняться. Во многом они зависят от социальнокультурной среды –традиций, обычаев, ментальности людей. Эти нормы оказывают прямое воздействиена образ жизни потребителей и посредством этого на спрос на гостиничные услуги.Правовые условия гостиничного предпринимательствасвязываются с наличием законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития гостиничного предпринимательства. Например, установленная законом упрощенная и ускоренная процедура открытия гостиничного предприятия, четкие нормы налогового законодательства в направлении мотивации к легальной гостиничной предпринимательской деятельности, в том числе:за счет создания региональных центров поддержки малого предпринимательства;подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.Современное гостиничное предпринимательство различается по формам собственности. Имущество гостиничного предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (так было у советских профсоюзов, КПСС, ВЛКСМ и др.).Гостиничное предпринимательство может также классифицироваться по количеству собственников гостиничного предприятия. Гостиничная предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному гостиничному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно многим лицам с определенной долей каждого из них (долевая собственность)или без определения долей (совместная собственность). Владение, использование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.Важнейшие сущностные признаки гостиничного предпринимательства:

материализованное воплощение идеи гостиничного предпринимательства в объект гостиничной недвижимости и другого имущества (создание гостиничного предприятия в установленной законом организационно—правовой форме);

легальный характер гостиничного предпринимательства, предполагающий соблюдение всех предусмотренных действующим законодательством процедур государственной регистрации и бухгалтерской отчетности гостиничного предприятия, включая уплату налогов (законное гостиничное предпринимательство);

профессиональная гостиничная деятельность хозяйствующего субъекта рыночной экономики, опирающаяся на приобретенные знания, навыки и умения, а также освоенный опыт (профессиональные компетенции гостиничного предпринимательства, а в более широком контексте парадигма гостиничной экономики знаний);

самостоятельная деятельность хозяйствующего субъекта рыночной экономики –никто не может принудить данного субъекта заниматься гостиничным предпринимательством или иным видом предпринимательской деятельности (ярко выраженное мотивационное начало, инициирующее гостиничное предпринимательство: ©Начну свой бизнес –открою гостиницуª);

инициативная деятельность хозяйствующего субъекта рыночной экономики, основанная на комбинировании факторов производства гостиничного продукта (вовлечение ограниченных финансовых, материальных, информационных ресурсов в воспроизводство гостиничного продукта в сочетании с предпринимательской способностью личности гостиничного предпринимателя отельера);

рисковый характер деятельности хозяйствующего субъекта рыночной экономики –подверженность профессиональной гостиничной деятельности факторам сезонности, изменениям конъюнктуры на гостиничном рынке и др. (неопределенность гостиничного предпринимательства относительно ожидаемого результата деятельности);

наличие обоснованной и рациональной схемы ведения гостиничного предпринимательства, складывающейся в структурированных взаимоотношениях по линии: отельер –гость, а также отельер –поставщики и подрядчики;

возможность денежной оценки и сопоставления полученного окончательного результата гостиничного предпринимательства на определенных временных отрезках работы созданного предприятия –прибыли или убытков от профессиональной гостиничной деятельности (предпринимательский доход или предпринимательский убыток от гостиничного предпринимательства).Специфика гостиничной предпринимательской деятельностивыражена:

в недостаточно проработанных научно обоснованных представлений о национальном гостиничном продукте страны, а также региональном гостиничном продукте мегаполисов и других туристских дестинаций, и целенаправленных усилий участников рынка по его продвижению к конечному потребителю;

в резких сезонных колебаниях спроса и предложения на гостиничные услуги, обусловленных главным образом природноклиматическим фактором;

наличием значительного числа предприятий малого бизнеса как хозяйствующих субъектов гостиничного предпринимательства;

значительной долей живого труда в технологических процессах гостиничного обслуживания гостей;

отсутствием действенных рычагов воздействия на нелегальные индивидуальные средства размещения для временного проживания гостей (частный жилой сектор) в крупных городах и курортных местностях, вносящих элементы стихийности и анархии в распределение въездного турпотока внутренних туристов;

недостаточно проработанной специальной нормативноправовой базы гостиничного предпринимательства;

незначительным количеством источников финансирования гостиничного предпринимательства, связанных со строительством, реконструкцией, а также куплейпродажей объектов гостиничной недвижимости;

ограниченным кругом профессиональных консультантов по гостиничному предпринимательству и высокой стоимостью их услуг;

недостаточным уровнем профессиональной подготовки кадров по гостиничному предпринимательству;

незначительным количеством в свободном доступе учебнометодической и справочной литературы, в том числе на современных мультимедийных носителях для начинающих предпринимателей, по наиболее актуальным темам гостиничной практики: ©Как открыть минигостиницу?ª, ©Основы гостиничного бизнесаª, ©Базовые принципы гостиничного сервисаª и др., а также отсутствием возможности получить развернутые ответы по затронутой проблематике на специализированных русскоязычных порталах в Интернете.

Вместе с тем, абсолютно новым явлением, отвечающим экономическим вызовам времени, стали гостиничные корпорации и связанная с их профессиональной гостиничной деятельностью корпоративная предпринимательская среда. Современное гостиничное предпринимательство охватывает все этапы развития гостиничного предприятия, являясь многоплановой комплексносистемной основой и условием рационального ведения бизнеспроцессов, связанных с индустрией гостеприимства. Гостиничнотуристская индустрия в стране за последние десять лет прошла нелегкий и противоречивый путь в своем развитиииособый интерес, как для экспертов и ученых, так и для практических работников представляет изучение происходящих неоднозначных процессов в отрасли, нахождение в многочисленных разрозненных фактах и явлениях закономерностей, представляющих вполне реальные возможности с той или степенью достоверности прогнозировать перспективные направления на будущее, определять политическую и экономическую стратегию.

Ссылки на источники[1].Ведомости. –2012. 23 июля. С. 10.[2].Отель. –2012. №7. –С. 4.[3]. Ведомости. –2012. 30 мая. С. 7.[4].Кривянский С. Москва ищет новое лицо, чтобы привлечь новых зарубежных туристов //Московский комсомолец. Экономический вторник. Специальный еженедельный выпуск. –2012. № 20. 10 июля. С. 6.[5].Туризму в России –быть! Стенограмма совещания по вопросам развития внутреннего туризма с участием Президента России Дмитрия Медведева. 11 марта 2012 г., Краснодар // Отдых в России. –2012. №34. С. 19.

Chernyshev Andrey V.Doctor of Economics, First Deputy to General Director of the JSC ©Cosmos Hotelª, Moscow On some issues of the corporate business environment development in the Russian hotel industry Annotation: the article analyses the current state of the Russian hotel industry, the initiation of scientificallybased organizational and management approaches, as well as theintroductionof innovations into business processes in the hospitality industry.

Key words: hotel, business environment,competition, economy, corporation.