Ресурсы предприятия и оценка эффективности их использования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кожин В. А., Шагалова Т. В. Ресурсы предприятия и оценка эффективности их использования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 411–415. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53084.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена ресурсам предприятия, дана их классификация и методы оценки эффективности их использования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кожин Владимир Александровичдоктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансовНижегородского института менеджмента и бизнеса (НОУ ВПО НИМБ), г.Нижний Новгород, заслуженный экономист РФVladimirnimb@mail.ru

Шагалова Татьяна Владимировнакандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса (НОУ ВПО НИМБ), г.Нижний НовгородTatyananimb@mail.ru

Ресурсыпредприятияи оценка эффективностиих использования

Аннотация.Данная статья посвящена ресурсам предприятия, дана их классификация иметоды оценки эффективностиих использования.Ключевые слова:финансовые и производственныересурсы,«золотые правила» топ

менеджеров,страновой риск.

По мнению Ассоциации менеджеров России, рост бизнеса всё в меньшей степени зависит от внешней сферы и всё больше от эффективности использования внутренних ресурсов предприятия, поскольку различия между ресурсными возможностями, порождают большие различия в их хозяйственных результатах. Устойчивый успех предприятияне предполагает подавление соперника в рыночной конкуренции, а зависит от наличия у неё собственных, труднокопируемых другими организационных компетенций и ресурсов.Ресурсы предприятия –это совокупность материальных, финансовых средств, и интеллектуальных возможностей, которые потенциально могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Классический состав ресурсов принятый в современной теории рассматриваются как факторы производства. Факторы производства это те ресурсы, которые при вовлечении в производство, формируют соответствующие доходы, представленные рисунком 1.





Рисунок 1 –Факторы производства и их доходыКак видно из рисунка 1 ключевым фактором предпринимательскойдеятельности является информация, а её специфической формой является уникальная технология наиболее эффективного использования всех остальных факторов, выступающих как ресурсы. Следует отметить, что в современной практике классический состав ресурсов трансформировался в сложный симбиоз материальных и нематериальных ресурсов,имеющих различные показатели эффективности, представленных таблицей 1.Факторы производстваИнформацияТрудКапиталЗемляПредпринимательские способностиЗаработная платаПроцентыРента

ПрибыльФакторные доходыТаблица 1Перечень,краткая характеристикаи эффективность использованияосновных ресурсов предприятияНаименование ресурсовКраткая характеристика ресурсовПоказатели эффективности Человеческие (трудовые)Количество людей занятых, в определенной сфере деятельности так и потенциальных работников, (людские ресурсы)  человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию).Производительность труда, измеряемая выработкой или трудоёмкостью.ОрганизационныеПредставляют собой накопленные интеллектуальную собственность и рыночные активыДополнительная рентабельность производстваИнформационныеРесурсы по обеспечению современного уровня управления фирмой: сетевые, интернетресурсы, печатные издания, издания на компактдисках Повышение норм управляемости, снижение удельных управленческих расходов.КоммуникационныеХарактеризуют внутрикорпоративные связи и взаимодействие элементов системы.Достижение синергетического эффекта.ПриродныеПотенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые.Удельный расход на единицу продукции, коэффициент полезного использованияресурсовМатериальныеВсе созданные человеком средства труда и предметы труда, являющиеся результатом производства.Уровень материалоёмкостипроизводства, Коэффициент полезного использования ресурсов.ФинансовыеЭто собственные, заёмные и привлеченные денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственнохозяйственной деятельности за счёт реализации товаров и услуг, выбывшего имущества предприятия, а также путём привлечения внешних источников финансированияУровень рентабельности, коэффициенты: оборачиваемости, капитализации, финансовой стабильности, финансовой прочностидлительность одного оборота, эффекты операционного, финансового и интегрального рычагов.АдминистративныйЭто система управленческих методов и средств, реализуемых должностными лицами и государственными органами в целях, не противоречащих базовым принципам управленияи действующему законодательству.

Оценкастабильности исостояния банкротства.Предпринимательские способностиПрофессиональные компетенциименеджеров, позволяющиенаиболее эффективно использовать все факторы производства.Показатели деловой активностис использованием «золотых правил» топменеджеров.

УправленческийОпережающее развитие конкурентных преимуществ для предприятия на основе портфеля уникальныхорганизационных компетенций. Показатели оценки интенсивности развития экономикипредприятия.ЭнергетическиеСовокупность используемых видов энергии: электрической, тепловой, сжатого воздуха, солнечной, энергии ветра, морей и рек, термальной энергии недрземли, ядерной энергии. Энерговооружённость труда и производства, электровооружённость труда и производства, удельные расходы различных видов энергии.ИнвестиционныеПрямые и портфельные инвестиционныересурсы, используемые для реализации инвестиционныхпроектов предприятия.Срок окупаемости, коэффициент эффективности, индекс доходности,дисконтированный денежный доход, внутренняя норма доходности,коэффициентыкапитализации предприятия,и обновления основных фондов.Нематериальные ресурсыЭто часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов.Уровень рентабельности,срок окупаемостииспользования нематериальных ресурсов.В ряду используемых предприятием ресурсов в настоящее время особую роль приобретают нематериальные ресурсы и активы.К ним относятся объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.Интеллектуальная собственность

юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства. Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ). Промышленная собственность

понятие, используемое для обозначения исключительногоправа на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции. Объектами промышленной собственности являются:Изобретение это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом. Промышленный образец новое художественноконструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект. Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы. Полезные модели это новые по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели. Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений, включая пространственную ее перекомпоновку. Товарные знаки обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его упаковке для идентификации его и производителя. Если под товарным знаком предоставляются услуги, то он называется знаком обслуживания.Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.

Другие нематериальные ресурсы включают в себя:"ноухау" технология производства, научнотехнические, коммерческие, организационные и управленческие знания, необходимые для функционирования производства. В отличие от секретов производства "ноухау" не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение "ноухау" осуществляется,прежде всего,посредством заключения лицензионных договоров. рационализаторское предложение это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. Его автору выдается специальное удостоверение основание права на авторство и вознаграждение. наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона. "гудвилл" активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению, например:репутация, техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и др,определяющиеимидж (репутацию) предприятия (фирмы). Чтобы предприятие могло применять нематериальные ресурсы они должны стать нематериальными активами.Нематериальные активы

это права на пользование нематериальными ресурсами. Собственники объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование с помощью патентов. Патент

документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Патент включает патентную грамоту единого образца с раскрытием названия изобретения и даты его приоритета, фамилии автора, а также патентную опись характеристику технического решения. Срок действия патента составляет в среднем 1520 лет. В это время исключается доступ фирмконкурентов к запатентованной новинке,и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли. На полезные модели не выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет. Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации. На продукт интеллектуальной собственности устанавливается авторское право система правовых норм, определяющих положение авторов научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения для ЭВМ и их взаимоотношений с другими контрагентами. Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации. Ноухау, рационализаторские предложения, «гудвилл»являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью, так называемой коммерческой тайны предприятия. Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения. Лицензия

разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленнойсобственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения. На практике используют несколько видов расчетов за лицензии: периодические процентные отчисления ("ройялти") от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции; одноразовые вознаграждения выплаты твердо установленных паушальных сумм; в виде взаимного обменалицензиями. Ключевым для предприятия являются финансовые и производственные ресурсы.К финансовым ресурсамотносятся денежные средства, дебиторская задолженность, ценные бумаги, финансовые вложения, участие в уставном капитале других организаций и др., которые используются и создаются, когда предприятие взаимодействует с внешней средой, совершая хозяйственные операции с участием какойлибо другой организацией.К производственным ресурсамотносятся основные и оборотные производственные фонды, трудовые ресурсы, другие ресурсы из перечисленных в таблице 1, непосредственно используемыхв процессе производства продукции, которые подразделяются на используемые, первичные, вторичные и выходные ресурсы. Используемые ресурсы

материалы, основные средства, трудовые ресурсы, внутрипроизводственные работы и услуги, потребляемые внутри предприятия, т.е. невыходят за ее пределы. В свою очередь, используемыересурсы делятся на первичные и вторичные ресурсы.Первичные ресурсы

материалы, трудовые ресурсы, топливо, услуги и работы со стороны и т.д., поступающие на предприятие извне.Вторичные ресурсы внутрипроизводственные услуги, созданные собственными силами основные средства и др., создаваемые внутри предприятия наоснове использования первичных ресурсов.Выходные ресурсы

незавершенное производство, готовая продукция, работы и услуги на сторону реализуемые внешним клиентам, т.е. выходят за пределы предприятия. Однако один и тот же ресурс может относиться и к используемым, и к внешним ресурсам. Например, производимая на предприятии тепловая энергия может быть использована как внутри его, так и поставлена внешним потребителям.Финансовыеи производственныересурсы предприятияможно классифицировать по различным признакам, которые представлены в таблице 2.Таблица 2 Классификация финансовых и производственных ресурсов предприятия

Виды ресурсовКлассификационный признак 1. ФинансовыеОтражающие отношения с внешней средой2. Производственные, из них:Потребляющиеся или создающиеся внутри предприятияа) выходные Реализующуеся внешним партнерамб) используемые, в т.ч.:Потребляемыевнутри предприятияпервичныеПоступающиена предприятие извневторичныеСоздающиеся внутри предприятия на основе первичных ресурсовВажнейшим условием стабильного функционирования каждого предприятия является эффективное использование ограниченных ресурсов. В таблице 1 представлены единичные и общие показатели эффективности использования ресурсов. Большинство этих показателей известны в экономической литературе. Однако,на практикеперед высшим руководствомчасто остро встаёт вопрос оперативного принятия оптимального решения,для управления изменениями, влияющих на эффективность работы предприятияпод влиянием факторов внешней и внутренней среды. Для этогобольшое число частных показателейнельзя использовать для объективной оценки в целом по предприятию динамики экономической эффективности за определённый период.Об эффективном использовании ограниченных ресурсовпредприятия также нельзяв полной мере судить только на основе рентабельности производстваопределяемой как отношение прибыли к затратам на производство.Опираясь на многолетний опыт и практику, по нашему мнению,эта проблема должна решаться на основе использования минимальногочисла, но очень значимых показателей, а также совокупности условий, способствующих эффективному использованию ресурсов предприятия, сформулированных авторамикак «золотые правила» для топменеджеров, чтобы оперативно управлять изменениями.

Первоеправилогласит, что, если темп ростаактивов по балансу (ТрА) меньше темпа роста выручки (ТрВ) и больше темпа роста затрат на производство (ТрС) и меньше темпа роста прибыли до налогообложения(ТрП) и меньше темпов роста чистой прибыли иобеспечивается неравенство:



Тр А < ТрВ>ТрС<ТрП<Трп, (1),

тогда в текущем периодеможно сделать следующие выводы:

1.если производство рентабельное, а величина рентабельностине выше ставки рефинансирования, на предприятии сформировалась положительная тенденция эффективногоиспользования ресурсов;2.если рентабельность производства выше ставки рефинансирования в текущем периоде, тогда можно сказать, что на предприятииэффективно используются ресурсы.При этом предприятия по уровню рентабельности(R) характеризуется следующимобразом:еслиR1

0предприятие убыточное;R2 =0 –предприятие нерентабельное;R3 >0, но меньше Sr–ставки рефинансирования, предприятие малорентабельное;

R4= Sr–предприятие рентабельное;R5 �Sr–предприятие высокорентабельное.Второеправилосвидетельствует о том, что темп прироста выработки (Тп Вр)должен опережать темп прироста средней зарплаты(Тп Зр)и должно быть обеспечено неравенство:



Тп Вр >Тп Зр

(2)Расчёты показывают, чтобы обеспечивать постоянный прирост уровня рентабельностипроизводства,оптимальные величины в неравенстве (2)должны быть всоотношении 4 к 1,т.е. на 1% приростасредней зарплаты должен быть обеспеченприрост выработки на 4%.Третье правило

нельзя объявлять банкротом предприятие до тех пор, пока оно покрываетсвои переменные затратына производство.Четвертоеправило

заработная плата персонала должна устанавливаться на уровне не ниже средней в территориальном образовании.Пятое правило

заработная плата руководителя не должна превышать минимальную заработную плату, выплачиваемую на предприятии более чем в десять раз.

Шестоеправило

на каждом предприятии должнабыть разработана четкая система мотивации персонала с использованием трехеёметодов: материальноденежной, материальнонеденежной и нематериальной, базирующихся на объективной оценке результатов трудаперсонала и бюджетировании как метода хозяйствования в рыночных условиях.Седьмоеправило

необходимо постоянно на основе изменения уровня (Уи)индекса интенсификации отслеживать по какому пути развиваетсяэкономика предприятия–интенсивному(инновационному) или экстенсивному,рассчитываемому по зависимости[1, с.48]:Уи =,

(3)где Ио Иб

коэффициенты уровня интенсификации отчетного и базисного года.Всвою очередь Ио Иб –рассчитываются по зависимости:Ио Иб= ,

(4)где Ср –совокупный производственный результат, в руб.;W–совокупные ресурсы, используемые в производстве, в руб.В свою очередь:Ср Вб хКс,

(5)где Кс–коэффициент своевременности качественного выполнения договорных обязательств.W= + + rбℓ,

(6)где , среднегодовые остатки оборотных и основных производственных фондов;ℓ среднегодовая численность работников, чел.;rб–показатель замещения живого труда овеществленным, руб./ чел. (rб=0,3).В свою очередь:rб= fб х ,

(7)где fб–базисная фондовооруженность труда, руб./чел.;f

темп прироста фондовооруженности труда в отчетном году по сравнению с базисным, в %;тV–темп прироста производительности труда в отчетном году по сравнению с базисным, в %.Восьмоеправило Управлениепредприятием должно быть организовано на принципахинжиниринга и реинжиниринга, что предполагает новый подход к повышению квалификации персонала, когда упор делаетсяна обучение персонала нескольким специальностям.

Девятое правило

В долгосрочной перспективеоб эффективности использования ресурсовпредприятия можно судить по динамике коэффициента капитализациистоимостипредприятия (Кк), рассчитываемого по зависимостям:



КкСо2/ Со1,

(8)где Со1 –стоимость предприятия в базисном году, руб.Со2стоимость предприятия в расчётном году, руб.В свою очередь

Со2  Дп*Кр/ Сд∆,

(9)где Дп

денежный поток на конец прогнозного периода, руб.;Кр

ожидаемый коэффициент темпа роста за пределами прогнозного периода, коэф.;∆

ожидаемый коэффициент прироста за пределами прогнозного периода;Сд

ставкадисконта для собственного капитала, коэф.В свою очередьСд=[Rrб(RmRr)+S1+ S2+C]/100,

(10)гдеRr безрисковая ставкадохода, определяемая исходя из процента доходности по долгосрочным облигациям.В России в качестве таких активов можно рассматривать российские еврооблигации Russia30 со сроком погашения 30 лет (Rr=8,5%);бкоэффициент бета,отражающий чувствительность показателей доходности ценных бумаг конкретной компании к изменению рыночного риска(б0,52%);(RmRr)премия за риск собственного капитала.Это величина, на которую среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке превышают ставку дохода по безрисковым ценным бумагам в течение длительного времени. Она рассчитывается на основе статистических данных о рыночных премиях за продолжительный период(RmRr)=7,76%;Rmсреднерыночная ставка дохода(Rm=16,26%);S1премия для малых компаний(S1до 5%);S2премия за риск для для отдельных компаний (S2=05%);Cстрановой риск в %х, определяемый расчётамивтаблице 3[1, с.18].Таблица 3 Экспертная оценка странового риска

Проценты

Низкий Высокий

ВИД РИСКА12345678910ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОКОГО РИСКАРИСКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКТИВОВПолитика экспроприации/национализации







Возможность экспроприации активовВозможностьфинансирования в принимающей стране







Недостаток или высокая стоимость финансированияГарантия прав владельцев







Нарушение общепринятых международных соглашенийРИСК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТАПолитическая стабильность







Политическая нестабильностьОтношение общественности к иностранным инвестициям







Плохое отношение или отрицаниеТребования к владельцам собственности







Завышенные требования/трудностиОбстановка в области правоприменения в целом







Бюрократизм/сильная загруженностьГосударственное вмешательство в управление







Участие в управление компаниейРаспространенность отрицательного отношения к частному сектору







Распространенность увеличивает рискНаличие и стоимость местной рабочей силы







Недостаток или высокая стоимостьВзаимоотношения с соседними государствами







Угроза конфликта: нет торговых отношений Протекционизм в отношении местных компаний







Благоприятныедля местных компанийдотацииФИНАНСОВЫЙ РИСК ДЛЯ РОССИИКонвертируемость национальной валюты







Не конвертируетсяСтабильность национальной валюты







Низкая стабильностьОграничения по отношению к движению к движению товаров и капиталов







Ограниченные мерыКонтроль за ценами







Существование контроля за ценамиМасштабы экономии/емкость рынка







Меньшие масштабы экономикиТенденции в экономике







Низкие темпы роста вплоть до экономического спадаНегативное влияние задолженности (долговых обязательств)







Высокий уровень задолженностиСтавки налогообложения







Высокие ставки; изменение налогового законодательстваУровень инфляции







Высокие темпыМестные потребности в иностранных инвестициях







Невысокие потребности в иностранном капиталеКоличество наблюдений0000000000

Всего: взвешенных0000000000

Сумма0







Параметры22







Средневзвешенная величина (округленно)0







Десятое правило

Причины неудач или успеховв использовании ресурсов–это результат совместного воздействия на предприятие целого ряда внешних и внутренних факторов.Эти обстоятельства приводят к тому, что ряд предприятий проходят стадии подъема и спада, а многие из них приближаются к банкротству или становятся банкротами. Поэтому для целей оперативного управления большое значение имеет диагностика цикла жизни предприятия, которую нелегко определить простыми методами.Конкретную фазу развития предприятия можно установить по циклу жизни продукции на основе графического описания прироста (падения) объемов её продаж. Эмпирические исследования показали, что этот цикл можно описать следующей зависимостью(11):, (11)

где yx–объем продаж продукции в каждом временном периоде (x); А1 –предельный кумулятивный объем продаж при соблюдении неравенства (А1 ≤ Amax), где Amax –максимальный объем продаж в фазе зрелости,исходя из реальной ёмкости рынка и возможного использования имеющихся мощностей предприятия; а, b –параметры степени экспонентности: а –подъема, b –падения; x –период, в течение которого осуществляется производство и продажа продукции (в мес., годах).Для графического описания цикла жизни продукции построим кривую на условном примере, используя исходные данные таблицы4.Таблица 4Исходные данные для графического описания цикла жизни продукции при максимальном объеме продаж в фазе зрелости (Amax1200 млн. руб.)

Период времени в годах (x)Изменение объема продаж за год в млн. руб.Кумулятивный объем продаж в млн. руб.Параметры степени экспонентностиОбъем продаж по годам для построения теоретической кривой (yx)Прирост (А1)Падение (А1)Подъема (а)Падения (b)Первый50

500,04

Y1=50/[(1+0.04)0*1]=48Второй150

2000,13

Y2=200/[(1+0.13)0*1]=177Третий400

6000,33

Y3=600/[(1+0.33)0*1]=451Четвертый500

11000,42

Y4=1100/[(1+0.42)0*1]=775Пятый10012012000,08

Y5=1200/[(1+0.08)0*1]=1111Шестой

2001080

0,1Y6=1080/[(1+0)0.1*1]=1200Седьмой

320880

0,17Y7=880/[(1+0)0.17*1]=1060Восьмой

560

0,27Y8=560/[(1+0)0.27*1]=767Используя данные таблицы4, построим график (рисунок2).





Фазы цикла жизни: I –внедрение, II –рост, III –созревание, IV –насыщение (зрелость), V –спад (деградация). Рисунок 2

Графическое описание цикла жизни предприятия на основе кривой динамики объемов продажДанные рисунка 2показывают, что исследуемое предприятие приближается к фазе спада, что должно послужить сигналом длявыработки соответствующей стратегиипо эффективному использованию ресурсов.



Краткие выводы:1. Следует отметить, чтопредставленная авторами расширенная классификация используемых ресурсов в привязке с показателями эффективности их использования позволит заинтересованным специалистам по иному разрабатывать ресурсную стратегию предприятия, направленную на их интенсивное использование.

2. При оценке эффективности использования ресурсов учитывается не только экономическая эффективность, а также:экологическая как деятельность предприятия воздействует на окружающую среду; социальная

соответственно воздействие на условия жизни и здоровья персонала; политическая, формирующая имидж предприятия и страны в целом изза больших претензий к качеству продукции,соблюдению договорных обязательств или наоборот –за высокие достижения в этих вопросах. Ссылки на источники:1.Кожин В.А. Экономический анализ: Хозяйственные ситуации и алгоритмы их решения. –Н.Новгород:НИМБ, 2001. –58с.Kozhin Vladimir Aleksandrovich,the Doctor of Economics, the professor, the head of the department of finance of Nizhny Novgorod institute of management and business (NOU VPO NIMBUS), Nizhny Novgorod, the deserved economist of the Russian FederationShagalova Tatyana Vladimirovna,Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy of Nizhny Novgorod institute of management and business (NOU VPO NIMBUS), Nizhny NovgorodResources of the enterprise and assessment of efficiency of their useAbstract.This article is devoted toenterprise resources, their classification and methods of an assessment of efficiency of their use is given.Keywords:financial and production resources, "gold rules" top managers, country risk.VIVIIIIIIX (годы)0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12001050900750600450300150Y(кумулятивныйобъем продаж) млн. руб.теоретическая криваяэмпирическая кривая