Проблемы становления профессионально-значимых умений студентов при изучении инженерной графики в техническом вузе на примере специальности 270800 строительство (квалификация «бакалавр»).

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чопова Н. В. Проблемы становления профессионально-значимых умений студентов при изучении инженерной графики в техническом вузе на примере специальности 270800 строительство (квалификация «бакалавр»). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 406–410. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53083.htm.
Аннотация. Стратегия развития образования до 2020 года ставит новые ориентиры в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования на становление у выпускников профессионально-значимых умений, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию профессионального образования. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в социуме и профессиональном сообществе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чопова Наталья ВалерьевнаПреподаватель кафедры: «Начертательная геометрия и инженерная графика» Сахалинский Институт Железнодорожного Транспорта –филиал Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения в г.ЮжноСахалинскеaglich@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙСТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО (КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР»)

Стратегия развития образования до 2020 года ставит новые ориентиры в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования на становление у выпускников профессиональнозначимых умений, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию профессионального образования. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в социуме и профессиональном сообществе.Ключевые слова:инженерная графика, профессиональные умения, педагогические условия, профессиональные компетенции, экспериментальная модель обучения.

К недостаткам существующей практики обучения в учреждениях высшего профессионального образования следует отнести уменьшение количества часов на изучение инженернографических дисциплин, изъятие из образовательных программ подготовки специалистов ряда тем, необходимых для реализации профессиональнозначимых умений согласно федеральных образовательных стандартов третьего поколения. Эти причины не позволяют в полной мере реализовать становление профессиональнозначимых умений выпускников технического вуза.Осмысление данного вопроса в педагогическом аспекте позволило выявить ряд противоречий:

между требованиями современного производства к профессиональнозначимым умениям выпускников строительных специальностей технического вуза и возможностью реализовать этиумения в ходе образовательного процесса с учетом образовательных программ подготовки специалиста, основанных на профессиональных компетенциях;

между общетехнической направленностью преподавания инженерной графики и отсутствием учета конкретных особенностей каждой специальности (изза уменьшения количества часов на изучение темы);

между потребностью современного общества в компетентных специалистах, способных реализовать свои профессиональнозначимые умения и недостаточной разработанностью этой проблемы в процессе обучения студентов строительных специальностей технического вуза.Таким образом, названные противоречия обусловили наличие проблемы: поиск педагогических условий становления профессиональнозначимых умений в процессе обучения инженерной графике студентов строительных специальностей технического вуза.Таким образом, актуальность работы исходит из необходимости преодоления противоречий между необходимостью становления в процессе преподавания инженерной графики профессиональнозначимых умений студентов по направлению подготовки «Строительство» технического вуза и недостаточным использованием современных возможностей для их совершенствования.Цель работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, современных средств и методов обучения инженерной графике, внедрение которых в образовательный процесс технического вуза способствует становлению профессиональнозначимых умений выпускников по направлению подготовки Строительство, реализующихся согласно указанным в федеральных государственных образовательных стандартах профессиональных компетенций.Объект исследования –профессиональная подготовка студентов специальности 270800 Строительство (квалификация «бакалавр») технического вуза.Предмет исследования –педагогические условия проектирования компетентностноориентированной моделиобразовательного процесса, технологий и средств становления профессиональнозначимых умений, а также графическая деятельность студентов направления подготовки Строительство («бакалавр») технического вуза в процессе их профессиональной подготовки, направленной на становление профессиональнозначимых умений.В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс становления профессиональнозначимых умений студентов специальности 270800 Строительство (квалификация «бакалавр») технического вуза в процессе изучения инженерной графики будет эффективным, если:

будут выявлены педагогические условия обеспечения становления профессиональнозначимых умений, как основных профессиональных компетенций при изучении инженерной графики студентами направления подготовки 270800 Строительство;

сформирована готовность студентов и преподавателей к практическому применению специальной технологии становления профессиональнозначимых умений студентов специальности Строительство при изучении инженерной графики в техническом вузе; будет разработан и последовательно использован в процессе преподавания инженерной графики учебнометодический комплекс, включающий рабочую программу, учебный план, методические материалы и направленный на становление профессиональнозначимых умений у студентов направления подготовки 270800 Строительство;

применена диагностика и мониторинг процесса становления профессиональнозначимых умений студентов специальности Строительство при изучении инженерной графики в техническом вузе;

научно обоснована и экспериментально проверена модель обучения, которая обеспечит активное включение студентов в процесс усвоения профессиональнозначимых умений, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность посредством инженерной графики.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущемдействовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств [1].У каждого, кто связан с системой профессионального образования, неизбежно возникают вопросы: чему, в каком объеме и как учить бакалавра в отведенные на это четыре года? Нужно ли давать бакалавру дисциплины для «образования» или сосредоточить его внимание на дисциплинах, обеспечивающих овладение необходимыми профессиональными компетенциями? Как подготовить бакалавра, способного занять инженерную должность, и готова ли отечественная промышленность воспринять уровень бакалавра как законченное профессиональное инженерное образование [2]?Выпускник вуза с квалификацией бакалавр должен самостоятельно, быстро и экономно находить и использовать новые научные данные, организовывать новые исследования, пользоваться всеми современными источниками информации, а также видеть, понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи, т.е. обладать определенными интеллектуальными и профессиональными компетенциями [3].Как методология целеполагания компетентностный подход ориентирован на тщательное планирование системы целей и результатов обучения, разработку критериев их достижения и соответствующих процедур контроля, тщательную проработку обеспечения достижения студентами планируемых результатов обучения (компетентностный подход в зарубежной литературе называют также outcomesbased approach —подход на основе результатов). Само собой разумеющимся требованием компетентностного подхода является системность в формировании целей и планируемых результатов обучения; иными словами, применение методологии системного анализа [4].

Под профессиональными компетенциями мы будем понимать способность будущего специалистаэффективноиспользоватьполученные знания, умения, накопленныйопыт, установленнуюу него систему ценностей для результативного решения уже знакомых и незнакомых проблемных трудовых задач.Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 270800 Строительство («бакалавр») по результатам изучения инженернографических дисциплин выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

владением основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК3);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК5);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК6) [5]. На первый план выдвигаем формирование информационной компетенции, которая обеспечивает умения и навыки самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.Что касается термина «профессиональнозначимые умения»?Этот термин мы будем определять как установленный будущим специалистом комплексный способ эффективных профессиональнотехнических действий (решений), доведенных до точного уровня автоматизма, в различных профессиональных ситуациях.Основная цель курса инженерной графики –выработка знаний и навыков, необходимых студентам направления Строительство для выполнения и чтения технических чертежей строительных объектов, составление конструкторской и технической документации производства изображения аксонометрических проекций детали, чтение сборочных чертежей.Инженерная графика обеспечивают студентов минимумом фундаментальных инженерногеометрических знаний на базе которых будущий дипломированный специалист сможет успешно изучать сопромат, основы архитектуры и строительных объектов, металлические, деревянные и железобетонные конструкции, инженерную геодезию и специальные дисциплины, а также овладевать новыми знаниями в области геометрического моделирования, компьютерной графики и др.Дипломированный специалист по направлению подготовки 270800 Строительство должен знать:

методы построения обратимых чертежей пространственных объектов и зависимостей; изображение на чертеже прямых, плоскостей, кривых линий и поверхностей; способы преобразования чертежа;

методы проецирования и изображения пространственных форм на плоскости проекции;

основные законы геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимые для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей;

способы решения на чертежах основных метрических и позиционных задач;

методы построения разверток геометрических поверхностей с нанесением элементов конструкции на развертке;

правила и приемы геометрического и проекционного черчения, виды аксонометрических проекций, коэффициенты искаженияпо осям;

особенности выполнения архитектурностроительных чертежей;

современные средства инженерной графики;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития.Дипломированный специалист по направлению подготовки 270800 Строительство должен иметь опыт:

выполнения чертежей строительных чертежей железобетонных и металлических конструкций, составления ведомости деталей и спецификации, выполнения архитектурностроительных чертежей зданий (план, разрез, фасад). А также опыт выполнения строительных чертежей в компьютерных программах.Дипломированный специалист по направлению подготовки 270800 Строительство должен иметь представление:

о принципе работы конструкции, показанной на чертеже;

об основных этапах выполнения архитектурностроительных чертежей зданий, сооружений и конструкций;

о возможностях компьютерного выполнения чертежей и применения системы Интернет в профессиональной деятельности;

о международных стандартах.Педагогический эксперимент, используемый нами для решения поставленной проблемы и доказательства справедливости гипотезы того, что: процесс становления профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки 270800 Строительство (квалификация «бакалавр») технического вуза в процессе изучения инженерной графики будет эффективным, если:

будут выявлены педагогические условия обеспечения становления профессиональнозначимых умений, как основных профессиональных компетенций;

сформирована готовность студентов и преподавателей к практическому применению специальной технологии становления профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки Строительство при изучении инженерной графики в техническом вузе; будет разработан и последовательно использован в процессе преподавания инженерной графики учебнометодический комплекс, включающий рабочую программу, учебный план, методические материалы и направленный на становление профессиональнозначимых умений у студентов направления подготовки 270800 Строительство;

применена диагностика и мониторинг процесса становления профессиональнозначимых умений студентов при изучении инженерной графики в техническом вузе;

научно обоснована и экспериментально проверена модель обучения, которая обеспечит активное включение студентов направления подготовки Строительство в процесс усвоения профессиональнозначимых умений, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность посредством инженерной графики.

Анализ состояния изученности проблемы поиска педагогических условий становления профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки «Строительство» при изучении «инженерной графики» в техническом вузе позволил сделать следующие выводы:1. Подтверждается актуальность нашего исследования по становлению профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки 270800 Строительство при обучении инженерной графике. Это объясняется социальным заказом общества, а также теоретикометодической недоработанностью данной проблемы. Все научные идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых оказывают воздействие на характер и направленность нашего исследования.2. Современный этап развития нашего общества требует специалистов технического профиля с уже установленными профессиональнозначимыми умениями, способных самостоятельно строить профессиональную деятельность. В связи с этим возникает необходимость перевести процесс обучения на интенсивную основу, используя активные методы обучения, направленные на становление профессиональнозначимых умений специалиста строительного профиля, готовя его к качественной профессиональной деятельности в различных информационнопрофессиональных средах современного общества.3. Современная методика обучения инженерной графике студентов по направлению подготовки 270800 Строительство в СахИЖТ –филиале ДВГУПС г. ЮжноСахалинска строится на новых технологиях конструирования, в которых центральное место занимают элементы компьютерной графики. Использование компьютерных технологий является обязательным условием современного процесса обучения. Мировое признание и лидерство среди графических систем автоматизированного проектирования принадлежит системе САПР.4. Система становления профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки «Строительство» при обучении инженерной графике включает в себя цели и задачи становления профессиональных умений; содержание профессиональнозначимых умений специалиста, как основы профессиональных компетенций; активизацию графической деятельности студентов; средства профессионального обучения и подготовки будущих специалистов технического профиля; технологии обучения; контроль и оценку результатов становления профессиональнозначимых умений студентов при обучении инженерной графике.5. Профессиональнозначимые умения студентов, обучающихся по направлению подготовки Строительство, эффективно формируются средствами инженерной графики.6. Профессиональные умения рассматриваются не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг, качество трудовых(практических) умений, как определяющий компонент модели подготовки специалиста строительного профиля.7. Особенность профессиональнозначимых умений студента строительного профиля заключается в том, что любое из устанавливаемых умений предполагает и высокий уровень владения графической деятельностью.8. Педагогические условия, методы и средства рассмотренные в рамках предпринятого исследования, позволят качественнее достичь поставленной цели –становление профессиональнозначимых умений студентов при обучении инженерной графике студентов по направлению подготовки 270800 Строительство.Итак, направляя процесс обучения на становление профессиональнозначимых умений мы ставим перед собой задачи активизировать процесс усвоения инженерной графики, найти соответствующие средства и технологии. В процессе обучения особое значение уделяем значительному увеличению самостоятельной работы (особенно в аудитории, на практических и лабораторных занятиях), различным формам контроля, индивидуализации обучения, игровым формам обучения, исследовательской работе студентов, использованию современных компьютерных технологий. Необходимо также помнить о поддержании взаимосвязи между графическими дисциплинами и другими предметами.Процесс становления профессиональнозначимых умений студентов направления подготовки «Строительство» средствами инженерной графики оптимизируется при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: непротиворечивого взаимодействия всех систем при изучении инженерной графики, учета закономерностей становления профессиональных умений в системе графического образования: психологопедагогических, целевых, технологических, направленных на становление у студентов положительной мотивации к самообразованию в области инженерной графики.Разнообразие методов обучения, применяемыхдля повышения эффективности обучения инженерной графике студентов, предполагает необходимость разработки такихпедагогических условий, в которых студент, обучающийся по направлению подготовки 270800 Строительство,может активнопроявитьсвоютворческую инициативуи в полной мере принять участиекак субъект профессиональной деятельностистроительной сферы. Выпускник технического вуза, лишенный умения самостоятельно чертить и конструировать, становится как бы «слепым» и теряет 90 % своей работоспособности и продуктивности.Нами была разработана экспериментальная модель обучения инженерной графике студентов строительных специальностей на основе компетентностного подхода, в которой в качестве целезадатчика выступает социальный заказ на подготовку специалиста в области строительства с установленными профессиональными инженернографическими компетенциями. Данная модель представлена на схеме 1. Важным структурным элементом этой модели является содержание инженернографических компетенций в составе компонентов: когнитивного, ценностного, деятельностного, мотивационного. Становление профессиональных инженернографических компетенций и их отдельных компонентов реализовывается при помощи применения организационных форм, методов и средств обучения, представленных в виде учебнометодического комплекса, системы расчетнографических работ и методических пособий для строительных специальностей.Экспериментальная работа на основе этой педагогической модели проводится при обучении инженерной графике студентов 1го курса по направлению подготовки 270800 Строительство (квалификации «бакалавр») в Сахалинском институте железнодорожного транспорта –филиале Дальневосточного Университета Путей Сообщения в г. ЮжноСахалинске.

Схема 1. Экспериментальная модель обучения инженерной графике студентов строительных специальностей в техническом вузе

В состав графической подготовки студентов по направлению «Строительство» входят содержание теоретической и практической подготовки, построенной на основе рабочей программы по дисциплине «инженерная графика» на основе Федерального государственного образовательного стандарта.Описанный в модели комплекс форм, методов и средств обучения «инженерной графике» позволяют эффективно реализовать содержание графической подготовки на занятиях. В процессе обучения графическим дисциплинам используем: обучающие программные средства САПР (например, обучение разделов инженерной графики в программе Kompas 3D). Контрольный компонент предоставляет возможность организации контроля и самоконтроля усвоения знаний, им могут послужить программные средства (системы) –тренажеры (например, проведение контроля знаний или повторения пройденного материала по дисциплине инженерная графика в форме интернет –тестирования в online режиме на сайте www.iexam.ru). Информационнопоисковые программные системы для самостоятельного обучения какойлибо графической информации целесообразно знакомить студентов с электронными учебниками в сети Интернет, библиотечными системами).В целом, рассмотрение сущности проблемы в ходе ее практической реализации наглядно показало, что:

становление инженернографических умений представляет собой целенаправленный процесс, на который необходимо ориентироваться в процессе обучения студентов специальности 270800 Строительство;

показателем эффективности обучения инженерной графике студентов специальности Строительство технического вуза является: положительная динамика уровня установленности профессиональных инженернографических умений, необходимых в профессиональной деятельности, что подтверждено достоверностью результатов эксперимента; удовлетворенностью его результатами;

для эффективного становления профессиональных умений будущих специалистов сферы «Строительство» важно обращение внимания на компоненты инженернографических компетенций: когнитивный, ценностный, мотивационный, деятельностный, наличие которых определяет установленность профессиональных умений студентов;

становление профессиональнозначимых умений студентов специальности «Строительство» средствами инженерной графики более успешно осуществляетсяв рамках компетентностного подхода и реализации разработанного Учебнометодического комплекса дисциплины;

специально разработанные рабочая программа дисциплины «Инженерная графика», методические указания на выполнение РГР отражают специфику профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере Строительство;

целенаправленное становление профессиональнозначимых умений студентов специальности Строительство в ходе графической подготовки позволяет проводить обучающую деятельность на более высоком профессиональном уровне.

Ссылки на источники:

1.Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. –М.: Чистые пруды, 2007. –стр.18.2.Владимиров А.И. Об инженернотехническом образовании. –М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. –стр. 41.3.Орешкова С.П., Ерцкина Е.Б. О готовности преподавателя технического вуза к формированию профессиональных компетенций бакалавров // Фундаментальные исследования. –2011. –№ 12 (часть 1). –cтр. 4651.4.Арсеньев Д.Г.: Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе: / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. —СПб.:Издво Политехн. унта, 2010. –стр. 20.5.ФедеральныйГосударственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 Строительство, квалификация «бакалавр»утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 № 54.

Chopova Natalia ValeryevnaTeacher of chair: "Descriptive geometry and engineering graphics" The Sakhalin Institute of Railway Transport –branch of Far East State University of Means of communication in YuzhnoSakhalinskaglich@mail.ru

PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND SIGNIFICANT ABILITIES OF STUDENTS WHEN STUDYING ENGINEERING GRAPHICS IN TECHNICAL COLLEGE ON THE EXAMPLE OF SPECIALTY 270800 CONSTRUCTION (QUALIFICATION "BACHELOR")

Strategy of a development of education till 2020 puts new reference points in development of educational institutions of higher education on formation at graduates of professional and significant abilities that demands formation of new approaches to structure and the content of professional education. Besides, it is important to create from future graduate of educational institution of higher education not only the good expert, but also the highly moral, intellectually developed and educated personality, capable it is easy to adapt in society and professional community.Keywords:engineering graphics, professional abilities, pedagogical conditions, professional competences, experimental model of training.