Предупреждение участковым уполномоченным полиции преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зырянов И. В. Предупреждение участковым уполномоченным полиции преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 571–575. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53116.htm.
Аннотация. Современное развитие Российской Федерации характеризует высокий уровень насильственной преступности на почве злоупотребления алкоголем. Алкоголизация населения превратилась в относительно самостоятельный и весьма значимый фактор обострения криминогенной обстановки в стране, роста числа насильственных действий против личности. Сегодня каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения (среди подростков каждое четвертое).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зырянов Игорь Валерьевич,кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД и охраны общественного порядка ТИПК МВД России, г.ТюменьApiad@mail.ru

Предупреждение участкового уполномоченного полиции преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения

Современное развитие Российской Федерации характеризует высокий уровеньнасильственнойпреступности на почве злоупотребления алкоголем. Алкоголизация населения превратилась в относительно самостоятельный и весьма значимый фактор обострениякриминогеннойобстановки в стране, роста числанасильственныхдействий против личности. Сегодня каждое третьепреступлениесовершается в состоянии алкогольногоопьянения(среди подростков каждое четвертое). Состояниеалкогольного опьянения это распространенное условие, способствующеесовершениюпреступлений. Так, более 90 % лиц,умышленнопричинивших тяжкий вред здоровью, повлекший понеосторожностисмерть потерпевшего, совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения1.В состоянии алкогольного опьянения совершается значительная частьубийств, случаев причинения вреда здоровью,изнасилований, хулиганства, грабежей, разбоев, других насильственных и корыстнонасильственныхпреступлений, а также многих неосторожных преступлений, связанных с гибелью людей и инымитяжкимипоследствиями. Нередко преступные деяния совершаются с особой жестокостью, с применением крайне опасных способов и средств.Для нашей страны проблемапредупреждения«пьяных» преступлений сложная и во многом запущенная. Ее особенностью является переплетение нерешенных социальных, правовых, медицинских, психологических, педагогических, экономических и других вопросов.Пьянство и алкоголизмне являются уголовнонаказуемыми деяниями, хотя в некоторых случаях совершение проступков в состоянии алкогольного опьянения влечет административную ответственность виновных; однако между пьянством и преступностью существует тесная связь.Ведущая роль в предупреждении пьянства и алкоголизма принадлежит участковым уполномоченным полиции, причем данная работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве с органами прокуратуры, суда и различными общественными объединениями.Правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установлением судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, регулируются Федеральным закономот 6 апреля 2011г. N64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", что предполагает формирование новой отлаженной четкой системы административного надзора за бывшими заключенными, в том числе и профилактической работы с лицами, ранее совершившими преступления в состоянии алкогольного опьянения. Основой данного направления профилактической деятельности полиции являются административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре. Ч. 1ст. 4 (Административныеограничения, устанавливаемые при административном надзоре) указанного выше 1http://www.dissercat.com

2Федерального закона содержит виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре.Вопервых, запрещение пребывания в определенных местах. Уже, исходя изтекста данной нормы видно, что устанавливается это ограничение применительно к "определенным" местам. В Законе об административном надзоре Республики Узбекистан (ст.5), например, говорится о запрещении пребывания в определенных пунктах района (города), которые определяются судом. По российскому Законуместа, пребывание в которых, запрещено также, должен определить суд, устанавливающий рассматриваемое административное ограничение, с учетом мнения, прежде всего ОВД, а также участвующего в процессе прокурора. Такие места, как правило, представляют собой точно не определенные объекты, но имеющие определенную специфику деятельности (торговля, образование, и др.). Это могут быть объекты торговли спиртосодержащими напитками,места торговли пивом, школы, детские сады, ночные клубы и пр. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным и определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств. Так, решением Большеболдинского районного суда Нижегородской области установлен административный надзор в отношении Б. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения питейных заведений и заведений, торгующих спиртными напитками на розлив. Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Г. с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания в местах продажи алкогольных напитков в розлив. Решением Черногорский городской суд Республики Хакасия от 21 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Л. с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания в увеселительных заведениях, ночных клубах, барах, ресторанах. Достаточно часто устанавливаемые судами ограничения на пребывание в местах торгующих алкогольной продукцией вполне объяснимы количеством преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, а также злоупотреблениями спиртными напитками поднадзорными лицами, что способствует совершению ими правонарушений. Кроме того, при необходимости административные ограничения могут быть дополнены судом на основании заявления ОВД, с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении2.Вовторых, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятия и участия в указанных мероприятиях. Массовое мероприятие это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. Запрет (ограничение) может касаться и иных мероприятий, т.е. любых других мероприятий. На наш взгляд, очевидно, что при установлении данного ограничения следует конкретизировать понятие "иные мероприятия". Так, решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Г. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (в клубах, барах, ресторанах) и участия в указанных мероприятиях. 2См.: Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (под ред. С.А. Денисова). Система ГАРАНТ, 2012г.

3Втретьих, запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. При установлении рассматриваемого административного ограничения также должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. Так, решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 1 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Б., с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания вне места жительства: или места пребывания, с 22:00 часов до 6:00 часов3. Данное ограничение на наш взгляд является одной из мер профилактики совершения ранее судимым лицом преступлений в состоянии алкогольного опьянения, тем самым появляется возможность оградить на законных основаниях общество, от лиц ранее судимых в ночное время, а так же предотвратить противоправные деяния со стороны данного лица.Одним из направлений профилактики является предупреждение пьянства и алкоголизма вобщественных местах ответственность, за которые предусмотрена административным законодательством.В целом алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, последовательное исполнение которых приводит к улучшению качества обеспечения правопорядка участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке.Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения состоит из следующих элементов:1. Выявление лиц совершаемых правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на обслуживаемом участке. Сущность данного элемента состоит из комплекса профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, а именно:а) криминологический анализ способов совершения правонарушений и преступлений лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянении;б) выявление мест концентрации лиц регулярно употребляющих алкогольныенапитки на обслуживаемой территории (квартиры, комнаты в общежитиях, скверы, парки, гаражные кооперативы, «питейные» заведения, детские площадки и т.д.);в) налаживание тесного и регулярного взаимодействия с организациями здравоохранения на предмет выявления лиц проживающих на обслуживаемом участке и доставленных в данные лечебные учреждения в состоянии алкогольного опьянения утративших способность ориентироваться в окружающей обстановке и т.д.;г) направление запросов в наркологический диспансер для получения сведений о лицах, поставленных на учет из числа проживающих на обслуживаемом участке.2. Заведение контрольной карточки. Участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, 3См.: Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (под ред. С.А. Денисова). Система ГАРАНТ, 2012г.

4систематически допускающими правонарушения (Приложение №3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции).В данном случае в обязательном порядке на лиц, проживающих на обслуживаемом участке склонных к совершению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения заводится контрольная карточка.Контрольная карточка регистрируется у начальника подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции горрайлиноргана внутренних дел с указанием порядкового номера, фамилии, имени, отчества контролируемого лица, даты заведения карточки, фамилии участкового уполномоченного, осуществляющего работу с данным лицом, даты окончания контроля. На каждое контролируемое лицо заполняется одна карточка. Срок контроля устанавливается в течение 1 года.Карточки хранятся в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного. Записи в карточке ведутся четко и аккуратно. При переводе с данного участка участковый уполномоченный полиции сдает карточки начальнику подразделения по обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции. Карточки выдаются вновь назначенному участковому уполномоченному полиции под роспись. При убытии лица к новому месту постоянного жительства карточка направляется в горрайлинорган внутренних дел по территориальности. По окончании срока контроля за лицом карточка сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке4.3. Проведение индивидуальнопрофилактической работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками и склонными к совершению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения. В данном контексте профилактическая работа участкового уполномоченного полиции должна состоять из следующих составляющих:а) профилактические беседы с подведомственным контингентом;Основная задача такой профилактической беседы —оказать помощь человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. В основном лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, находятся в состоянии психологического кризиса когда «мелочи» и «детали» играют порой не менее важную роль, чем логические доказательства.Ни в коем случае не следует вызывать к себе на беседу человека через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать лично, желательно с глазу на глаз. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился. Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своим делом. В ходе беседы, не следует делать какие либо записи, предпочтительно ограничиться краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте какихлибо «попутных» дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для Вассейчас ничего нет.

Главная задача профилактической беседы с подведомственным контингентом заключается в установлении эмоционального контакта и взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которые характеризуются высокой степенью доверительности.Необходимо убедить подучетное лицо в том, что его проблемы будут поняты, что Вы искренне разделяете его заботы и трудности. Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Не 4См.: Приложение N 3к Инструкциипо организации деятельностиучасткового уполномоченного милиции. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции"Система ГАРАНТ, 2012г.

5спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. В процессе беседы формируется более полное представление о личности данного человека, его потребностях и ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях (родственники, друзья), которые часто являются теми резервными источниками помощи и поддержка, которые будут способствовать преодолению настоящего кризиса.Далее следует установить последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что послужило причиной данного асоциального поведения. Один из наиболее существенных моментов этого этапа —снятие у человека ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития кризиса, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у подучетного лица представление об исключительности его неблагоприятной ситуаций, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены.

б) помощь в добровольном лечении лицам страдающим алкоголизмом; в) содействие в трудоустройстве;г) устранение лиц негативно влияющих на подучетного гражданина;д) привлечение к административной и уголовной ответственности.4. Завершение индивидуальнопрофилактической работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками. На данном этапе завершаются все профилактические мероприятия, лицо снимается с «учета», контрольная карточка сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке.