Дистанционная системы высшего гуманитарного образования: методика организации вебинара.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолаева Ж. Е. Дистанционная системы высшего гуманитарного образования: методика организации вебинара. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 566–570. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53115.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению методики проведения вебинаров как основной формы занятий в системе дистанционного гуманитарного образования. Автор затрагивает вопросы речевой культуры преподавателя, дает рекомендации по технике речи, по работе с микрофоном, по построению вебинара-лекции или веинара-семинара.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермолаева Жаннетта ЕвгеньевнаКандидат филол.наук., доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС РоссииZhannetta13@gmail.comДистанционнаясистемы высшего гуманитарного образования: методика организациивебинара. Аннотация:Данная статья посвящена рассмотрению методики проведения вебинаров как основной формы занятий в системе дистанционного гуманитарного образования. Автор затрагивает вопросы речевой культуры преподавателя, дает рекомендации по технике речи, по работе с микрофоном, по построению вебинаралекции или веинарасеминара. Ключевые слова: вебинар, дистанционное обучение, культура речи, техника речи. Системадистанционного образования

одна из популярных систем вЕвропе и России. Дистанционное обучение сегодня –это комплекс, включающий в себя компьютерные и Интернеттехнологии, которые являются связующим звеном между слушателеми преподавателем. Обучать с помощью данной системможно любого. Отсутствуют возрастные, территориальные, образовательные, профессиональные ограничения, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Дистанционная форма подходит для обучения во всех областяхнауки.

Однако чаще всего дистанционное обучение применяется для преподавания точных и технических дисциплин первые курсы были ориентированы именно на этот круг задач. Сейчас эта система с успехом начинаетприменяться и в гуманитарных областях (культурологии, филологии, истории, философии).Целью статьи является показать,каким образомновые образовательные технологии(в частности, вебинары)позволяют:

обеспечить рациональное использование дидактической сферы гуманитарныхдисциплин, улучшить деятельность преподавателей и студентов, повысить мотивацию студентов к изучению гуманитарных дисциплин.Одной из форм совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного циклаявляется практика внедрения вебинаров в учебный процесс. Вебинар (Webinar)–это онлайнсеминар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи webтехнологий в режиме прямой трансляции.Как инаобычном семинаре,слушателей могутвзаимодействовать спреподавателем, тоестьвыполнять его задания, отвечать наего вопросы изадавать свои. Как правило, вебинары

предоставляют следующие возможности:многосторонняя видеои аудиоконференция;загрузка и просмотр презентаций и видео;текстовый чат;доска для рисования;опросы;демонстрация экрана компьютера лектора обучаемым;передача прав на управление от лектора слушателям.Общие принципы организации:У преподавателя должен быть как минимум микрофон и, желательно, видеокамера, чтобы его видели участники onlineмероприятия. Слушателям вебинарадостаточно обычного компьютера со звуком (колонками или наушниками). Вопросы, возникающие в ходепроведения вебинара, участники набирают на клавиатуре, в специальном окне «чат» или, если у них есть микрофон, а техническая платформа для поведения вебинаров позволяет давать право голова Участникам, –задают голосом.

Регистрация на вебинар, осуществляется через онлайн форму подписки, в которой слушатели указывают свое имя и оставляют емейл. По указанному при регистрации емейлу слушатели, студенты вебинара получают ссылку, нажав на которую они переходят на специальную страницу для участия в вебинаре. Пример такой страницы Вы можете увидеть на рисунке №1.

Рис. 1. Организация рабочего пространства вебинара.В настоящее время существует несколько вариантов проведения вебинаров:1.вебинарлекция чтение лекций осуществляется с помощью презентаций.В заранее подготовленных материалахпо курсам гуманитарныхдисциплин используются графики, рисунки, фотографии, анимация, небольшие по объему тексты.Обучающиеся воспринимают информацию на слух и зрительно. Задать вопросы преподавателю возможно в режиме «чата» или голосом, с помощью микрофона. В начале мероприятия преподаватель должен известить, что на все вопросы ответит после лекции. Хотя этот вариант лишает лекторавозможности получатьобратную связь от участников.Основные материалы дисциплины размещаютсяпреподавателемна учебном портале для ознакомления: лекционные должны содержать лишь лаконичное изложение сути изучаемого вопроса; комментирование литературных источников и сайтов, полезных при изучении темы; четкие инструкции; ориентировать самостоятельную работу над материалами по теме, выполнение всех прилагаемых заданий, проектов и по прочим формам учебной работы по данной теме. Для активности действия можно использовать «белую доску». Рисованием можно оживить и саму презентацию. 2.Вебинар

семинар. В отличие от лекции, семинар тяготеет к синхронной форме учебной работы и реализует технологию виртуального класса. Тема виртуального семинара должна бытьтщательно разработана. Разработка темы заключается, прежде всего, в подготовке системы проблемных вопросов,мотивирующих к изучениютемы. Проблемные вопросы должны способствовать стимулированию самостоятельногокритического мышления слушателей,

должны быть ориентированы на оценку, анализ причин или прогноз последствий изучаемых явлений. В качестве дополнительногооживляющего дискуссию приема может использоваться предварительное распределение ролей среди студентов. Преподаватель должен играть минимальную роль в ходе семинара, управляя лишь темпом дискуссии и активностью ее участников. Современные инструментарии вебинарадают возможность одновременной работы с данными, с обеспечением подписания этих документов: для этого в систему включена так называемая «белая доска» специальное дополнение. Оно имеет окно, в котором каждый участник может внести свои коррективы (введения текста или графики). При этом все произведенные изменения предоставляются каждому участнику.В самом начале мероприятия необходимо объяснитьслушателям, что их вопросы, ответы икомментариинеобходимы. Далее следует выбирать, на какие комментарии и вопросы стоит реагировать и отвлекаться, а накакие –нет. Однако замечать теперь нужновсе высказывания участников.Хочется отметить, что иногда в чате начинается неразбериха и оживленное общение участников между собой. В ограниченном варианте преподаватель

можете поддержать общее настроение, но основная обязанность ведущего вебинара следить за динамикой мероприятияи удерживать тему. Поэтому смело,но уважительно следует пресечьпопытки участников пообщаться между собой вместо того, чтобы слушать лектора. Так же важно хоть както, но реагировать на то, что происходит в чате, потому что эту информацию видят все. Если не давать ответ или не прокомментировать(кратко) вопрос, который не нравится, томожно потерятьвласть над аудиторией.

Во время вебинарасеминара преподаватель может использовать различные виды работ:1015 минутные монологи, сопровождаемые вопросами. Тренинговые упражнения. Работы, выполняемые на сайтах.Направленные дискуссии.Умственные усилия для решения поставленной задачи.Не забывайте, что onlineтрансляции идет задержка сигнала на 3 секунды между тем. Когда вы сказали и вас услышали участники. Для качественного проведения вебинара не достаточно хорошо владеть материалом. Необходимо уметь его донести до слушателей. Соответственно, следует научиться обращаться с микрофоном. Рекомендации преподавателям дистанционного обучения по улучшению качества речи:

1.Главнаязадача –держать темп и создавать атмосферу. Очень сложно слушать преподавателей, которые рассказывают монотонно. Упражнение: Темп на латыни означает "время", и, когда вы слышите, как ктото говорит о темпе речи, то это означает, что человек имеет в виду скорость говорения. Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует говорить. Темп задает настрой занятия. Занятия под метроном —самый лучший из известных способов научиться держать ровный темп на протяжении вебинара. 2.Длинные паузы очень сильно снижают темп, и как следствие вы теряете внимание аудитории. Если в offlineлекции слушатели могут наблюдать за вами во время паузы, то в onlineсоздаётся впечатление, что начались неполадки со связью. Вам не надо излишне торопиться, но паузы должны быть короткими[1].После завершения вебинараостается запись, которую тоже можно использовать вцелях обучения. Фактически, это готовый продукт, который дает возможность посмотреть на себя со стороны.Упражнение на дыхание: Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань —в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Необходимо дышать глубоко, то есть использовать диафрагменное или брюшное дыханиеи боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов[2].3.Приятней всего слушать человека, который не читает, а общается. Поэтому если вы можете, тоговорите с людьми, а не читайте текст.Если вы не очень хорошо умеете говорить,импровизируя, напишите себе основные тезисы.Если и тезисы не помогают вам легко и понятно рассказывать, тогда напишите текст полностью и отрепетируйте чтение так, чтобы оно звучало, как живая речь.Упражнение на развитие импровизации: 1. вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову. Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации. Если возникла паузаи вы затрудняетесь сказать чтото по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее. Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка основная тема, лепестки

ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...[3]Если вы вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше, то самый простой способ –это задать аудитории риторический вопрос.Иногда бывает так, что ни ассоциации, ни вопросы в голову не приходят. А темп речи снижать нельзя.В этом случае выручает прием «Переходпо последнему слову». Суть приема в том, что вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.4.Лучше всего вести вебинар, пользуясь микрофоном, который прикреплён к наушникам, так называемой гарнитурой –участники будут слышать вас на протяжении всего выступления, а не только тогда, когда вы помните о том, что надоговоритьвмикрофон.Звучание обязательно нужно отладить.[4]

5.Озаботьтесьвопросом дикции, так как микрофон улавливает и передает все, даже малейшие нюансы речи.Следите за произношением звуков «т», «п», «с», «ш» и «ч». Они наиболее уязвимы Упражнения по технике речи: 1. Перед началом вебинаразаймитесь гимнастикой языка, произнося звукосочетания «лалелилолу» и «татетитоту». 2.Шепот необыкновенно увеличивает артикуляцию. Прошепчите отрывок из вашего вебинара перед зеркалом. 3. Для улучшения звучания согласных звуков хорошо подходят скороговорки. [2]6.Заменяйте громоздкие цитаты пересказом.Упражнение: 1. Громко прочитайте вслух текст вашей лекции, бросая время от времени взгляд на воображаемого слушателя. Таким образом вы добиваетесь ощущения свободной речи, при котором мысли опережают слова. 2. Прочтите отрывок из 25 предложений и попытайтесь пересказать его дословно, с мельчайшими подробностями, деталями. 7.Расчленяйте сложные предложения на ряд простых.Упражнение: попробуйте сократить свою лекцию до 12 предложений (простых), а потом по получившемуся «каркасу» разверните текст до 1 абзаца, до 1 страницы, до лекции. Таким образом, для эффективного проведения и участия в вебинарах–в качестве преподавателя или студента –необходимо развивать новые социальнопсихологические, информационнокоммуникационные и научноаналитические умения. Подобные умениямогут быть сформированы только в результате специального обучения и практической деятельности, то есть непосредственного участия в onlineмероприятиях, что требует от преподавателя дополнительных усилийв организации и проведении подобных вебинаров.Вебинарсегодня также является и одним из эффективных средств дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам, поскольку максимально приближен по своим параметрам к реальному обучению в режиме виртуального взаимодействия. Сегодня во многих вузах вебинар используется как в процессе обучения, повышения квалификации, так и в реальной практике научного и профессионального общения.

Список литературы:1.Сирс т., Смит Ф. Планирование и проведение видеоконференций. Глобальная сеть дистанционного образования http://www.gdenet.ru/teaching/instruction/video/2[20.02.2013]2.Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. /пер. с нем. –2е издие: перераб. М.: Интерэсперт, 1998 –255 с.3.Сопер П.Л. Основы искусства речи М., 1992. 4.Уиллис Б. Интерактивная видеоконференция в дистанционном обучении. Глобальная сеть дистанционного образования http://www.gdenet.ru/teaching/delivery/visual/4[20.02.2013]

Ermolaeva Zhannetta EvgenievnaRemotesystem of higher humanitarian education: the methodology of the webinarAnnotation: This article is devoted to the methods of conducting webinars as the main form of activities in the system of distance humanitarian education. The author touches upon the questions of speech culture of a teacher, gives recommendations on the technique of speech, to work with a microphone, to build a webinarlectures or webinarseminar.Key words: webinar, distance learning, culture of speech, speech technique.