Возможности преподавания биологии на основе блочно-модульной технологии.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тихонова О. Н. Возможности преподавания биологии на основе блочно-модульной технологии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 646–650. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53131.htm.
Аннотация. В настоящее время созрели потребности для внедрения новых личностно-ориентированных технологий обучения с гарантированными результатами освоения базового компонента программ всеми учащимися и одновременно - с возможностями реализации каждым учеником своих склонностей и способностей, то есть технологии уровневой дифференциации, технологии с использованием информационно-компьютерной техники – всё это возможно применить при проведении уроков биологии на основе модульной технологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тихонова Ольга НиколаевнаУчитель географии, МБОУ СОШ № 19, с. ВерхнерусскоеTihonova86@bk.ru

Возможности преподавания биологии на основе блочномодульной технологии. Аннотация.В настоящее время созрели потребности для внедрения новых личностноориентированных технологий обучения с гарантированными результатами освоения базового компонента программ всеми учащимися и одновременно с возможностями реализации каждым учеником своих склонностей и способностей, то есть технологии уровневой дифференциации, технологии с использованием информационнокомпьютерной техники –всё это возможно применить при проведении уроков биологии на основе модульной технологии.Ключевые слова: Блочно модульная технология, образование, личность, деятельность учащихся.Целью современной школы является создание такой системы обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учитель в учебном процессе.В настоящее время учебный процесс в школе сохраняет объяснительноиллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих интересов и традиционной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика.Перевод на такую основу требует современной педагогической технологии, которая бы обеспечивала ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умение осуществлять самоуправление учебнопознавательной деятельностью.[1]Считаемтакой технологией как раз и является модульное обучение, ведь оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Ценностьтехнологии состоит в:авторском методическом сопровождении (технологические карты по темам, методические пособия для каждого ученика);богатом авторском дидактическом материале;создании условий для ликвидации перегрузки учащихся;предоставлении учащимся возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы.постоянный контроль и самоконтроль уровней знаний позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным творчески применить знания, полученные при модульном обучении.Могут ли современные уроки биологии быть построенына основе модульных технологий? Да, ведь характерной особенностью таких уроков является активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся. Именно, уроки модульной технологии по своей структуре и организации учебной деятельности учащихся приближают современную общеобразовательную школу к индивидуальному, личностно ориентированному обучению. Модульное обучение как педагогическая технология в практике преподавания биологии получило широкое распространение. В его основе, принципах и правилах построения, отборе методов и форм обучения интегрируется все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: дифференциация обучения, личностное ориентирование, проблемность, мотивация обучения. Реализуется новая парадигма образования, которая состоит в том, что ученик должен сам учиться, а учитель управлять этим процессом (мотивировать, организовывать, консультировать и контролировать).При этом учитель на уроке имеет возможность общаться с каждым учеником. Натаких уроках присутствует элемент соревнования, что тоже определенный стимул повышения познавательной активности учащихся. Передается часть функций учителя детям, например, оценка работы. На этапе «рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Листок контроля» каждый выставляет себе оценку с учетом набранных баллов. Выявляется ученик с наивысшей рейтинговой оценкой и самая рейтинговая группа.Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.[2]

Большие перспективы модульного обучения открываются при изучении тем, которые можно разбить на равнозначные по смысловому значению блоки. Именно такой является темы:«Многообразие насекомых»,«Клеткаструктурная единица живого»,«Побег» и другие.Основной задачей, которая ставилась перед учащимися при изучении темы «Многообразие насекомых», было формирование общеучебных умений и навыков при работе с учебной литературой. Обучать работе с литературой нужно систематически и постоянно. Не секрет, что многие учащиеся игнорируют учебник биологии при подготовке к уроку, полагаясь на свою память (прослушалзапомнилвоспроизвел) или умение списать. В начале любого учебника есть вводная часть « Как пользоваться учебником», где доступно изложены основные правила работы с книгой, но подавляющее большинство не знают о существовании этих правил.Наряду с поисковоинформационными умениями при работе с модулями формируются и умения учебноинтелектуальные, и навыки диалектически анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, видеть аналогию.[3]Стоит отметить, что при работе с модулями дети учатся пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.При изучении темы «Строение клетки» используется опыт развития гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Основная идея

использование кибернетического подхода. Учитель выстраивает алгоритм действий учащихся при работе с учебной литературой и в итоге получает не только сформированность учебнопознавательных навыков:Составление плана выступленияУмение грамотно излагать,

но и приобретение учебноорганизаторских умений:Планировать текущую и перспективную учебную работу;Организовывать себя на составление задачи и ее решение.Перед учащимися ставится комплексная дидактическая цель –добиться полного усвоения знаний о клетке, какединице строения и функций живого организма. Совокупность модулей, обеспечивающих достижение этой цели, включает алгоритмы по изучению каждого из органоидов клетки.Алгоритм содержит 2 учебных элемента:УЭ1самостоятельное изучение строения органоида;УЭ2 подготовка выступления перед классом по этому вопросу.Алгоритмы составлены по двум уровням сложности:1йусвоение материала с помощью лишь одного учебника, 2йориентация на изучения учебного содержания следующих тем с использованием дополнительной литературы. Работу с алгоритмом ученик может осуществлять как в классе, так и дома или в библиотеке.Учебные элементы модуля предполагают личностно –ориентированные подходы к освоению учебным материалом. Внедрение в процесс преподавания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяет возможности учителя и ученика, давая большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний по предмету. Диски с электронными учебниками –это большая помощь учителю при подготовке к уроку, позволяет ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая высокую интерактивность и мультимедийность обучения. Модульная технология может вписываться в любую систему обучения. Ее можно использовать в классах с углубленным изучением предметов, в гимназиях, общеобразовательных и сельских школах.Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителянаучить своих подопечных самостоятельно добывать знания.Говоря о модульном обучении, нельзя не отметить проблемы, с которыми приходится сталкиваться: 1. Различная степень подготовки учащихся к умению самостоятельно работать. 2. Малое число учителей, работающих по этой технологии. 3. Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков. 4. Недостаточное оснащение кабинетов компьютерами, видеоаппаратурой. Не всегда можно попасть в компьютерный класс, так как в школе он в единственном числе.

Ссылки на источники1.Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения //Биология в школе, 1999, № 5.2.Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №63.Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

TikhonovaOlgaNickolaevnaGeography teacher MBOU SOSH №19 Verkhnerusscoe.



Tihonova86@bk.ruThe opportunities of Biology teaching on the basis of block modul technology.Abstract. Now time we have needs for new studentcentered learning technologies with guaranteed results mastering the basic components of the program to all students and at the same time possibilities of implementing each student their aptitudes and abilities, that is, technology level differentiation, technology with using information and computer technology all of that we may apply during biology class based on modular technology.Key words:block modul technology,education, individual student`s activity.