Маркетинг образовательных услуг: состояние и перспективы развития
Выпуск:
ART 53139
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабаева
Д.
В. Маркетинг образовательных услуг: состояние и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
686–690. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53139.htm.
Аннотация. В статье раскрыты аспекты управления маркетингом в сфере образовательных услуг и перспективы его развития. Рассмотрены основные принципы и задачи образовательного маркетинга.
Ключевые слова:
маркетинговая деятельность, образовательный маркетинг, принципы маркетинга, маркетинговая стратегия образовательного учреждения
Текст статьи
Бабаева Джамиля ВезирхановнаАспирант, ассистент кафедры Социальнокультурного сервиса и туризмаФГБОУВПО «Дагестанский государственный технический университет»г. Махачкалаnaidash@rambler.ruМАРКЕТИНГОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯВ статье раскрыты аспекты управления маркетингом в сфере образовательных услуг и перспективы его развития. Рассмотрены основные принципы и задачи образовательного маркетинга.Ключевые слова: маркетинговая деятельность, образовательный маркетинг, принципы маркетинга, маркетинговая стратегия образовательного учреждения. Образовательная услуга –объективно необходимое и адресное явление, существующее в историческом контексте. Сущность образовательной услуги в условиях рыночной экономики имеет двойственный характер и полностью раскрывается в двух равнозначных формах: как общественное, включающее публичное и социальное, и как частное благо. Такой подход определен различием моделей поведения потребителя, выбирающего ту или иную форму образовательной услуги в зависимости от уровня благополучия, будущих ожиданий в профессиональной деятельности и других факторов. Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта –процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг –обеспечивать наращивание человеческого капитала.Образование –главный компонент накопления человеческого капитала. Государство в маркетинге образовательных услуг выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно формирует базовые черты ассортимента образовательных услуг, устанавливает перечни специальностей, по которым ведется образование, разрабатывает образовательные стандарты на всех обучающих уровнях и проводит государственную аккредитацию учебных заведений. С другой стороны, –является объектом маркетинговых усилий со стороны учебных заведений в борьбе за государственный заказ на подготовку специалистов определенной квалификации. Очевидно, что переход к новой модели государственного финансирования образования повысил конкуренцию между вузами. Это свидетельствует о повышении роли и значения маркетинга, PR и технологий лоббирования в образовании. В настоящее время образовательную деятельность можно рассматривать как совокупность бизнеспроцессов, поскольку появилась возможность поставить ее на поток и, благодаря этому, обеспечить массовость образования, необходимую для развития общества. Однако еще предстоит решать проблемы поиска оптимального сочетания форм и технологий обучения, позволяющего оптимизировать образовательный процесси снизить издержки на его
организацию. Одним из возможных решений является образовательный маркетинг, способный обеспечить эффективность деятельности вуза на современном этапе.1 Основополагающий принцип маркетинга образовательных услуг сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но это не смогло бы воплотиться в жизнь, если бы на реализацию этого базисного принципа не были нацелены остальные принципы маркетинга. Выделим наиболее устоявшиеся из них.1.Сосредоточение ресурсов вуза на предоставлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах регионального рынка.2.Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворениекоторой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.3.Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Вуз не может ограничиваться предоставлением образовательных услугодного свойства. Вариации в данном случае не только уместны (для образования это возможность выбора формы обучения —дневной, вечерней и заочной; специальности; уровня подготовки —магистр, бакалавр и пр.), но и жизненно необходимы, так как иначе маркетинг не будет эффективен.4.Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего, затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т. е. доминирование цены потребления над ценой продажи.5.Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активного формирующего спрос типа (это становится очень значимым в условиях реструктуризации экономики региона, когда вуз должен заниматься не только удовлетворением потребности в специалистах на данный момент, но и прогнозировать динамику спроса на ту или иную группу специалистов в регионе).6.Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу регионального рынка на решающих направлениях.7.Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.8.Использование различных вариантов прогнозов рынка труда, оценок и решений на мультифакторной основе.9.Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.10.Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления —центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.11.Ситуационное управление —принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации. 1См. НегапетъянцН.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
На сегодняшний день для успешного продвижения вуза необходимо разрабатывать целостную системуинтегрированных маркетинговых коммуникаций, объединять коммуникационные ресурсы различных технологий продвижения. Одним из важных вопросов образовательных учреждений в условиях рыночной экономики является их конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности образовательного продукта (услуги) должна представлять комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторыйабстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.С точки зрения продвижения вуза наиболее важными являются следующие элементы маркетинговых коммуникаций: реклама, связи с общественностью, специальные события, прямой маркетинг, выставочная деятельность, электронные корпоративные коммуникации, брендинг, корпоративная культура и корпоративный стиль, неформальные коммуникации.2Прямоймаркетинг также является одним из методов продвижения и продажи образовательных услуг. Прямой маркетинг –это адресная коммуникация, и организовать ее следует как взаимодействие вуза и индивида. Для осуществления такого взаимодействия используют: личные продажи, которые дают эффективный результат при личном взаимодействии сотрудника вуза с представителями целевой аудитории; директмейл, который использует персональные электронные адреса для рассылки рекламных информационных сообщений вуза. Возможна также организация кросспромоушен образовательных услуг в самом вузе, например, для продвижения услуг дополнительного образования. В целом, рынок образовательных услуг достаточно привлекателен,хотя и весьма насыщен и пробиться на него новичкам теперь уже будет очень непросто. Закрепиться же и увеличить свою долю на рынке можно, но только при использовании нестандартных маркетинговых приемов. Для этого целесообразно предложить некоторые маркетинговые приемы: проведение соответствующих исследований рынка образовательныхуслуг; планирование и проведение рекламных кампаний, в том числе и потелевидению и радио в течение всего учебного года;
в области ценовой рекламы любое печатное издание применимоиспользовать потому, что стоимость обучения на различных специальностях и в различных вузах, как правило, анализируется потребителем и ее необходимо в этот момент иметь под рукой, что в случае с телевизионной рекламой неудобно. повышение активности в области PRпубликаций в областных газетах,особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу; активное использование в маркетинге современных информационных технологий, а также активное и грамотное использование ресурсов сети Интернет. поддержание и использование контактов с выпускниками вуза; организация службы, которая бы занималась трудоустройствомвыпускников, или содействовала поиску работы.Эффективное функционирование высшего учебного заведения требует выявления специфики управления комбинированной стратегией маркетинга в конкретном вузе, учитывающей правильный выбор направлений его развития и имеющиеся конкурентные преимущества. Процесс модернизации системы высшего 2См. ЩетининВ.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования.
образования требует формирования новой модели поведения вуза, основанной на выделении определенных направлений деятельности в соответствии с адаптированной классификацией маркетинговых стратегий по отношению к стратегическим единицам, что дает основание определить комбинированную стратегию маркетинга. Таким образом, вузы должны использовать комбинированную стратегию маркетинга, под которой понимается совокупность самостоятельных маркетинговых стратегий, разрабатываемых по отношениюк стратегическим бизнесединицам, обеспечивающим устойчивое конкурентоспособное развитие организации и позволяющим адаптировать ее внутреннюю среду к изменениям внешней среды.3Главными задачами образовательного маркетинга на настоящий момент являются:исследование рынка труда региона для определения наиболее востребованных профессий и перспектив развития данных потребностей в связи с реструктуризацией экономики;изучение рынка образовательных услуг, запросов потребителей этих услуг;привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг;создание в вузе условий постоянной адаптации к социальному запросу региона на специалистов по профилям;организация управлением вуза для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;учет геополитического положения региона для определения оптимальной стратегии в маркетинговой политике.Маркетинговые исследования, проводимые той или иной фирмой имеют две цели:1.Исследование существующего спроса и поиск путей для фирмы предложить свою продукцию на том или ином секторе рынка, а также поиск спроса на несуществующий пока товар или услугу и определение для себя возможности приложения своих сил в этой области.2.Оценка существующего положения фирмы и выявление ее слабых и сильных сторон.достижения первой цели нужно выполнить следующую последовательность действий:3.Определить сегмент рынка, на котором возможна реализация уже существующей услуги или возможно существование скрытого спроса.4.Выяснить социовозрастные характеристики представителей данного сегмента рынка (возраст, уровень существующего образования, уровень дохода и т. п.).5.Провести маркетинговое исследование в той или иной форме для выяснения возможностей и желания представителей данного сегмента потребителей воспользоваться предлагаемыми факультетом услугами, или насколько этот сегмент готов к потреблению новой услуги, которую планируется ему предложить.достижения второй цели лучшим способом будут следующие действия:6.Выделить сегмент рынка, мнение которого планируется выяснить данным исследованием.7.Провести личную беседу или с каждым представителем выделенного сегмента, или с группой лиц, выражающих общее мнение. 3См.Гомаюнова Т.М. Стратегия управления маркетинговой деятельностью в высшем учебном заведении // Известия
При проведении любого маркетингового исследования лучшим будет личная беседа с человеком, мнение которого нужно узнать, особенно это важно на рынке образовательных услуг, специфика которого заключается в непосредственном, личном контакте обучающегося и обучаемого, что делает очень важными психологические особенности того и другого. Поэтому для фирмы, специализирующейся в области оказания образовательных услуг, было бы весьма небезынтересным выяснить особенности психологии потребителей своей продукции на этапе предварительной встречи с клиентом, в данном случае во время проведения маркетингового исследования.Осуществляется лимаркетинговая деятельность вуза одним изпроректоров или его заместителями или специально созданным отделом маркетинга (как это происходит, например, вбольшинстве американских вузов) зависит отразмера вуза иего бюджета. Однако сама необходимость планомерной исистематической маркетинговой деятельности уже невызывает сомнений.Эта деятельность должна начинаться сформирования стратегических намерений, т.е. осознания всеми преподавателями исотрудниками вуза, анетолько его высшим руководством, необходимости маркетинга исвоей роли вэтом процессе. Заформированием стратегических намерений следует маркетинговый анализ среды вуза (его конкурентов, клиентов, продуктов иуслуг), анализ наиболее приемлемых для данного вуза форм иметодов маркетинговой деятельностии,наконец, оценка эффективности процесса. Все перечисленные компоненты процесса маркетинга вуза представляют несомненный интерес для отдельного исследования.
Итак, обобщая все вышесказанное, следует заключить, что маркетинг вуза –необходимая иважнейшая часть его деятельности. Вузы, неосознавшие этой необходимости иневключившиеся активно вмаркетинговую деятельность, могут уже вближайшее время оказаться вневыгодном положении инесмогут сохранить конкурентоспособность нарынке образовательных услуг.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ1.Негапетъянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие. М., 20122.
Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования.3.Гомаюнова Т.М. Стратегия управления маркетинговой деятельностью в высшем учебном заведении // Известия4.Ковалев А.И. Организационноэкономический механизм функционирования системы менеджментобразования: монография. Омск, 2001. 5.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. М., 2007. 6.Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учеб. пособие. М., 2012.
Babaeva Dgamilya VezirhanovnaGraduate student, assistant of department of Sociocultural service and tourism ФГБОУ ВПО the "Daghestan state technical university" MakhachkalaMARKETING of EDUCATIONAL SERVICES : the STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
In the article management aspects are exposed marketing in the field of educational services and prospect of his development. Basic principles and tasks of the educational marketing are considered.Key words: marketing activity, educational marketing, marketing principles, marketing strategy of educational establishment.
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯВ статье раскрыты аспекты управления маркетингом в сфере образовательных услуг и перспективы его развития. Рассмотрены основные принципы и задачи образовательного маркетинга.Ключевые слова: маркетинговая деятельность, образовательный маркетинг, принципы маркетинга, маркетинговая стратегия образовательного учреждения. Образовательная услуга –объективно необходимое и адресное явление, существующее в историческом контексте. Сущность образовательной услуги в условиях рыночной экономики имеет двойственный характер и полностью раскрывается в двух равнозначных формах: как общественное, включающее публичное и социальное, и как частное благо. Такой подход определен различием моделей поведения потребителя, выбирающего ту или иную форму образовательной услуги в зависимости от уровня благополучия, будущих ожиданий в профессиональной деятельности и других факторов. Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта –процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг –обеспечивать наращивание человеческого капитала.Образование –главный компонент накопления человеческого капитала. Государство в маркетинге образовательных услуг выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно формирует базовые черты ассортимента образовательных услуг, устанавливает перечни специальностей, по которым ведется образование, разрабатывает образовательные стандарты на всех обучающих уровнях и проводит государственную аккредитацию учебных заведений. С другой стороны, –является объектом маркетинговых усилий со стороны учебных заведений в борьбе за государственный заказ на подготовку специалистов определенной квалификации. Очевидно, что переход к новой модели государственного финансирования образования повысил конкуренцию между вузами. Это свидетельствует о повышении роли и значения маркетинга, PR и технологий лоббирования в образовании. В настоящее время образовательную деятельность можно рассматривать как совокупность бизнеспроцессов, поскольку появилась возможность поставить ее на поток и, благодаря этому, обеспечить массовость образования, необходимую для развития общества. Однако еще предстоит решать проблемы поиска оптимального сочетания форм и технологий обучения, позволяющего оптимизировать образовательный процесси снизить издержки на его
организацию. Одним из возможных решений является образовательный маркетинг, способный обеспечить эффективность деятельности вуза на современном этапе.1 Основополагающий принцип маркетинга образовательных услуг сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но это не смогло бы воплотиться в жизнь, если бы на реализацию этого базисного принципа не были нацелены остальные принципы маркетинга. Выделим наиболее устоявшиеся из них.1.Сосредоточение ресурсов вуза на предоставлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах регионального рынка.2.Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворениекоторой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.3.Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Вуз не может ограничиваться предоставлением образовательных услугодного свойства. Вариации в данном случае не только уместны (для образования это возможность выбора формы обучения —дневной, вечерней и заочной; специальности; уровня подготовки —магистр, бакалавр и пр.), но и жизненно необходимы, так как иначе маркетинг не будет эффективен.4.Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего, затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т. е. доминирование цены потребления над ценой продажи.5.Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активного формирующего спрос типа (это становится очень значимым в условиях реструктуризации экономики региона, когда вуз должен заниматься не только удовлетворением потребности в специалистах на данный момент, но и прогнозировать динамику спроса на ту или иную группу специалистов в регионе).6.Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу регионального рынка на решающих направлениях.7.Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.8.Использование различных вариантов прогнозов рынка труда, оценок и решений на мультифакторной основе.9.Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.10.Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления —центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.11.Ситуационное управление —принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации. 1См. НегапетъянцН.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
На сегодняшний день для успешного продвижения вуза необходимо разрабатывать целостную системуинтегрированных маркетинговых коммуникаций, объединять коммуникационные ресурсы различных технологий продвижения. Одним из важных вопросов образовательных учреждений в условиях рыночной экономики является их конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности образовательного продукта (услуги) должна представлять комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторыйабстрактный «базовый образец», но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка.С точки зрения продвижения вуза наиболее важными являются следующие элементы маркетинговых коммуникаций: реклама, связи с общественностью, специальные события, прямой маркетинг, выставочная деятельность, электронные корпоративные коммуникации, брендинг, корпоративная культура и корпоративный стиль, неформальные коммуникации.2Прямоймаркетинг также является одним из методов продвижения и продажи образовательных услуг. Прямой маркетинг –это адресная коммуникация, и организовать ее следует как взаимодействие вуза и индивида. Для осуществления такого взаимодействия используют: личные продажи, которые дают эффективный результат при личном взаимодействии сотрудника вуза с представителями целевой аудитории; директмейл, который использует персональные электронные адреса для рассылки рекламных информационных сообщений вуза. Возможна также организация кросспромоушен образовательных услуг в самом вузе, например, для продвижения услуг дополнительного образования. В целом, рынок образовательных услуг достаточно привлекателен,хотя и весьма насыщен и пробиться на него новичкам теперь уже будет очень непросто. Закрепиться же и увеличить свою долю на рынке можно, но только при использовании нестандартных маркетинговых приемов. Для этого целесообразно предложить некоторые маркетинговые приемы: проведение соответствующих исследований рынка образовательныхуслуг; планирование и проведение рекламных кампаний, в том числе и потелевидению и радио в течение всего учебного года;
в области ценовой рекламы любое печатное издание применимоиспользовать потому, что стоимость обучения на различных специальностях и в различных вузах, как правило, анализируется потребителем и ее необходимо в этот момент иметь под рукой, что в случае с телевизионной рекламой неудобно. повышение активности в области PRпубликаций в областных газетах,особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу; активное использование в маркетинге современных информационных технологий, а также активное и грамотное использование ресурсов сети Интернет. поддержание и использование контактов с выпускниками вуза; организация службы, которая бы занималась трудоустройствомвыпускников, или содействовала поиску работы.Эффективное функционирование высшего учебного заведения требует выявления специфики управления комбинированной стратегией маркетинга в конкретном вузе, учитывающей правильный выбор направлений его развития и имеющиеся конкурентные преимущества. Процесс модернизации системы высшего 2См. ЩетининВ.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования.
образования требует формирования новой модели поведения вуза, основанной на выделении определенных направлений деятельности в соответствии с адаптированной классификацией маркетинговых стратегий по отношению к стратегическим единицам, что дает основание определить комбинированную стратегию маркетинга. Таким образом, вузы должны использовать комбинированную стратегию маркетинга, под которой понимается совокупность самостоятельных маркетинговых стратегий, разрабатываемых по отношениюк стратегическим бизнесединицам, обеспечивающим устойчивое конкурентоспособное развитие организации и позволяющим адаптировать ее внутреннюю среду к изменениям внешней среды.3Главными задачами образовательного маркетинга на настоящий момент являются:исследование рынка труда региона для определения наиболее востребованных профессий и перспектив развития данных потребностей в связи с реструктуризацией экономики;изучение рынка образовательных услуг, запросов потребителей этих услуг;привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг;создание в вузе условий постоянной адаптации к социальному запросу региона на специалистов по профилям;организация управлением вуза для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;учет геополитического положения региона для определения оптимальной стратегии в маркетинговой политике.Маркетинговые исследования, проводимые той или иной фирмой имеют две цели:1.Исследование существующего спроса и поиск путей для фирмы предложить свою продукцию на том или ином секторе рынка, а также поиск спроса на несуществующий пока товар или услугу и определение для себя возможности приложения своих сил в этой области.2.Оценка существующего положения фирмы и выявление ее слабых и сильных сторон.достижения первой цели нужно выполнить следующую последовательность действий:3.Определить сегмент рынка, на котором возможна реализация уже существующей услуги или возможно существование скрытого спроса.4.Выяснить социовозрастные характеристики представителей данного сегмента рынка (возраст, уровень существующего образования, уровень дохода и т. п.).5.Провести маркетинговое исследование в той или иной форме для выяснения возможностей и желания представителей данного сегмента потребителей воспользоваться предлагаемыми факультетом услугами, или насколько этот сегмент готов к потреблению новой услуги, которую планируется ему предложить.достижения второй цели лучшим способом будут следующие действия:6.Выделить сегмент рынка, мнение которого планируется выяснить данным исследованием.7.Провести личную беседу или с каждым представителем выделенного сегмента, или с группой лиц, выражающих общее мнение. 3См.Гомаюнова Т.М. Стратегия управления маркетинговой деятельностью в высшем учебном заведении // Известия
При проведении любого маркетингового исследования лучшим будет личная беседа с человеком, мнение которого нужно узнать, особенно это важно на рынке образовательных услуг, специфика которого заключается в непосредственном, личном контакте обучающегося и обучаемого, что делает очень важными психологические особенности того и другого. Поэтому для фирмы, специализирующейся в области оказания образовательных услуг, было бы весьма небезынтересным выяснить особенности психологии потребителей своей продукции на этапе предварительной встречи с клиентом, в данном случае во время проведения маркетингового исследования.Осуществляется лимаркетинговая деятельность вуза одним изпроректоров или его заместителями или специально созданным отделом маркетинга (как это происходит, например, вбольшинстве американских вузов) зависит отразмера вуза иего бюджета. Однако сама необходимость планомерной исистематической маркетинговой деятельности уже невызывает сомнений.Эта деятельность должна начинаться сформирования стратегических намерений, т.е. осознания всеми преподавателями исотрудниками вуза, анетолько его высшим руководством, необходимости маркетинга исвоей роли вэтом процессе. Заформированием стратегических намерений следует маркетинговый анализ среды вуза (его конкурентов, клиентов, продуктов иуслуг), анализ наиболее приемлемых для данного вуза форм иметодов маркетинговой деятельностии,наконец, оценка эффективности процесса. Все перечисленные компоненты процесса маркетинга вуза представляют несомненный интерес для отдельного исследования.
Итак, обобщая все вышесказанное, следует заключить, что маркетинг вуза –необходимая иважнейшая часть его деятельности. Вузы, неосознавшие этой необходимости иневключившиеся активно вмаркетинговую деятельность, могут уже вближайшее время оказаться вневыгодном положении инесмогут сохранить конкурентоспособность нарынке образовательных услуг.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ1.Негапетъянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие. М., 20122.
Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования.3.Гомаюнова Т.М. Стратегия управления маркетинговой деятельностью в высшем учебном заведении // Известия4.Ковалев А.И. Организационноэкономический механизм функционирования системы менеджментобразования: монография. Омск, 2001. 5.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. М., 2007. 6.Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учеб. пособие. М., 2012.
Babaeva Dgamilya VezirhanovnaGraduate student, assistant of department of Sociocultural service and tourism ФГБОУ ВПО the "Daghestan state technical university" MakhachkalaMARKETING of EDUCATIONAL SERVICES : the STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
In the article management aspects are exposed marketing in the field of educational services and prospect of his development. Basic principles and tasks of the educational marketing are considered.Key words: marketing activity, educational marketing, marketing principles, marketing strategy of educational establishment.