Самоорганизация как основа эволюции системы музыкального стиля.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грушко Г. И. Самоорганизация как основа эволюции системы музыкального стиля. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 726–730. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53147.htm.
Аннотация. Статья посвящается исследованию динамики музыкального стиля как открытой неравновесной нелинейной системы с позиций эволюционно-синергетической парадигмы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Грушко Галина Игоревна кандидат искусствоведения, преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин, ГБОУ СПО ©Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичейªgruskogalina@mail.ru

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИИСИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГОСТИЛЯ

Статья посвящается исследованию динамики музыкального стиля как открытой неравновесной нелинейной системы с позиций эволюционносинергетической парадигмы.Ключевые слова: музыкальный стиль, самоорганизация, нелинейная динамика, порядок, хаос.

В эволюции Универсума –мира как целого, систем живой и неживой природы существует множество разнообразных циклов, взаимодействующих друг с другом [1, 7, 16–19, 23, 25, 26]. Они повсюду –в этом ©…сказывается биение общемирового пульса, великая динамика природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другойª [25, с. 33–34]. В развитии материального и духовного наблюдается сочетание необратимого и обратимого, стабильного и нестабильного, чередование фаз подъема и спада, критических состояний, депрессии и… нового подъема –мир балансирует на противоположностях.Универсальный эволюционизм, объединивший эволюционные и системные представления, становится ключевой идеей обоснования синергетики –науки о самоорганизациии основанной на ней эволюции систем самого различного происхождения. В центре внимания –изучение феномена версификации альтернативных траекторий эволюции и описание нелинейных динамик открытыхнеравновесных нелинейных систем –биологической, экологической, культурноисторической, социальноэкономической,политической, образовательной…[1, 2, 5–8, 10, 11, 13, 16, 19, 20–22] . С точки зрения синергетики всякое развитие проходит через состояния неустойчивости, периоды кризисов, бифуркаций и хаоса, поскольку одно лишь устойчивое состояние, порядок, по существу, является гибелью для системы. Именно хаос обладает творческой силой, рождает новый порядок и служит стимулом эволюции. Любая открытая неравновесная нелинейная система взаимодействует со своим окружением и постоянно балансирует на грани хаоса. Она реагирует на внешние воздействия, оценивает свои эволюционные возможности и принимает ответные действия –адаптируется к внешней среде.

Однако выход из хаоса невозможен без притока информации –всякое развитие базируется на информации, с помощью которой и передается накопленный опыт. Значение ее постоянно возрастает, поскольку главной целью любой системы является самосохранение. Не случайно возникает предположение о цикличности смены информационных процессов (гносеологических предпочтений), о подчиненности поведения адаптивных систем максимуму информации, а также об информационном ускорении [7, 9, 14, 17,18, 24]. Два важнейших информационных процесса, генерацияирецепция, суть процессы синергетические, для реализации которых необходим перемешивающий слой, то есть хаос [14, 24]. В таком случае, эволюция и есть информационный процесс, основанный на закономерном чередовании фаз хаоса и порядка: порядок –хаос –новый порядок. С таких позиций начинает рассматриваться эволюция открытых неравновесных нелинейных систем, в том числе эволюция (от клетки до популяции) и проблемы выживания Человека и Человечества [1, 21, 22].Однако все чаще ученые задают себе вопрос, какой должна быть программа научных исследований для анализа состояний таких систем и прогноза бедствий, катастроф, кризисов и рисков, каков горизонт видения будущего? Обладают ли сложные системы, склонные к критическим состояниям, универсальными свойствами? Можно ли с учетом парадигмы сложности и на основе компьютерных технологий моделировать нелинейную динамику и строить прогнозы? Не случайно в современной науке сформировалось два подхода к прогнозированию поведения сложных систем в режиме с обострением:Первый подход–получение точного прогноза на основе моделирования, включения все новой информации и детализации исследуемого процесса, что, однако, сложно сделать, поскольку системы неустойчивы и стремятся к постоянному обновлению. Например, в медицине и метеорологии, с использованием статистики и качественного анализа состояния объекта на данный момент, наиболее успешными оказываются не долгосрочные, а краткосрочныепрогнозы, поскольку поведение такого рода систем зависит от иных, пока еще мало изученных факторов. Второй подход–эволюционносинергетический, позволяющий прогнозировать поведение сложных систем на основе базовых принципов синергетики, с учетом универсальных законов развития (волнообразноспиралевидные модели) [16–18, 19, 26]. Следует напомнить, что сакральной формой жизни во всех ее проявлениях является спираль (спираль золотого сечения и спираль Фибоначчи), что олицетворяет великую созидательную силу и преемственность, символизирует рост и упадок, расширение и сокращение, накопление и рассеивание, скручивание и раскручивание [3, 15]. Замечено, что волнообразноспиралевидные модели демонстрируют одинаковую динамику изменений: 1 –индивидуальное развитие, модель расширяющиеся витки спирали (онтогенез); 2 –общее развитие, модель сужающиесявитки спирали (филогенез). Создание вероятностных моделей сложных систем на основе эволюционносинергетического подхода становится прерогативой современного научного познания: неисчерпаемость моделируемых объектов, как органического, так и неорганического происхождения, обладающих общими закономерностями развития, наводит на мысль об универсальной модели всего существующего –модели Универсума во всех его проявлениях [26]. Возникает вопрос: можно ли, проводя аналогии со сложными системами и используя опыт их моделирования, создать эволюционную модель системы музыкального стиля, буквально сотканной из различных стилей, прорастающих то тут, то там, сосуществующих параллельно или переплетающихся, постоянно взаимодействующих друг с другом, и прогнозировать ее будущее? Попытаемся рассмотреть музыкальный стиль с позиций эволюционносинергетической парадигмы как открытую неравновесную нелинейную систему [4]. Можно заметить: целостное множество взаимодействующих и взаимосвязанных единым порядком стилей образует систему музыкального стиля, которая строится по иерархическому принципу и содержит системы мегауровня –музыкальностилевые системы Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм, а также макрои микроуровней. Цепочка бифуркаций уводит ее от первоначального состояния, что обусловлено нелинейностью этого процесса, к новым состояниям. Однако появление каждого нового стиля, хотя вероятностно, в тоже время, закономерно: генератором стилевого разнообразия выступает хаос, который и способствует образованию сложного контрапункта стилей (порядок из хаоса). Действительно, в кажущейся неопределенности и альтернативности этого процесса существуют определенные закономерности и тенденции. Рассмотрим особенности динамики системы музыкального стиля на мегауровне –в этом процессе обнаруживается две основные фазы развития: Первая фаза(…VI–VIIвека –третья четверть XIXстолетия) основывается на чередовании музыкальностилевых систем, следующих друг за другом в установленном порядке: …Средневековье – Возрождение –Барокко –Классицизм –Романтизм. В этот период происходит отбор и накопление ценной информации, что осуществляется в ускоренном темпе. Достижение информационного максимума и переломного момента приводит к хаосу –поиску эволюционных альтернатив, после чего система переходит в иное состояние –к новому порядку.Вторая фаза (середина –третья четверть XIX–XXIвека…) включает музыкальностилевые системы: Модернизм –Постмодернизм… В это время, наряду с рождением нового, активизируются процессы возврата к прошлому, что связано с глобальным рассеиванием илидиссипацией накопленной информации и с усилением тяготения к стилевому синтезу.Основными фазами развития системы музыкального стиля становятся: порядок (1 фаза); переломный момент –хаос; рождение нового порядка (2 фаза). Однако четкие грани между отдельными фазами и стадиями этого процесса, как и точные временные параметры, реально обнаружить не удается: (1) …VI–VIIвек –(2) XIVвек –(3) XVIвек –(4) середина XVIIIвека –(5) первая четверть XIXвека –(6) cередина –третья четверть XIXвека –(7) середина XX–XXIвек… Речь идет не столько об идеальных соотношениях, сколько об особенностях стилевой динамики, что проявляется в господстве двух диаметрально противоположных тенденций – первой, связанной с генерацией и накоплением информации, и второй, отделяемой глобальной бифуркацией, с рецепцией и рассеиванием информации.Как и любая другая, система музыкального стиля постоянно оказывается перед выбором: точки бифуркаций на ее мега, макрои микроуровнях сигнализируют об альтернативах эволюционного процесса. Так, в конце XIXвека между основными фазами эволюции возникает глобальная бифуркация; бифуркации образуются и при переходе от одной музыкальностилевой системы к другой, а также на других уровнях. Можно говорить об общих тенденциях развития системы музыкального стиля –об усложнении и увеличении разнообразия в ней, изменении масштабов роста, ускорении, стремлении к достижению информационного максимума, что свойственно и другим самоорганизующимся системам. Главной целью ее является самосохранение, для реализации которой все средства хороши. Не случайно она стремится сделать правильный выбор из веера эволюционных возможностей. В физике, например, часть энергии упорядоченных процессов (кинетической энергии движущегося тела) переходит в энергию неупорядоченных процессов, в конечном итоге –в тепло. Таким образом, в диссипативной системе полная энергия (сумма кинетической и потенциальной энергий) постепенно убывает, то есть рассеивается.Прогнозирование судьбы системы музыкального стиля возможно, но в тоже время вероятностно. Предположим: чередование музыкальностилевых систем после глобальной бифуркации будет происходить в обратном порядке –Неоромантизм, Неоклассицизм, Необарокко, Неовозрождение…, поскольку все переходит в свою противоположность. Косвенно эту версию подтверждает Г. Малинецкий, предвидящий ©… поворот к “устаревшим” этическим, эстетическим, нравственным критериямª культуры, то есть, возврат к прошлому [12, с. 414].Итак, развитие системы музыкального стиля основывается на сочетании цикличности, определенной направленности и необратимости. Сосуществование различных стилей и множественность путей эволюции указывают на нелинейность этого процесса, детерминируемого извне и изнутри. Целостность ее можно рассматривать с точки зрения единства многообразия, которое возникает процессуально. При эволюционносинергетическом подходе исследование частей системы, которые входят в целое, и наоборот (часть –целое, целое –часть), обязательно сопрягается с ее представлением самоорганизующейся целостностью, что конкретизирует древний философский принцип: все в одном и одно во всем. Система музыкального стиля и является самоорганизующейся целостностью, балансирующей на грани хаоса и порядка, каждый элемент которой информирован о ее состоянии на данный момент и находится в стадии боевой готовности. Эволюционносинергетический подход позволяет оценить специфику бытия и становления этой системы как явления (статическая иерархичность) и процесса (динамическая иерархичность) в их неразрывной целостности.

Литература

1. Басин Г.И., Басина М.А.Синергетика. Эволюция и ритмы человечества. –СПб: Норма, 2003.2. Бранский В.П., Пожарский С.Д.Основы общей теории социальной самоорганизации // Синергетическая философия истории. –Рязань: ©КопиПринтª, 2009.3. Васютинский Н.А.Золотая пропорция. –М.СПб: Диля, 2006.4. Грушко Г.И.Музыкальный стиль в истории европейской культуры: эволюционносинергетический подход. –Воронеж: Кварта, 2012. 5.Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б.Нелинейные волны. Самоорганизация. –М.: Наука, 1983. 6. Демченко А.И.Мировая художественная культура как системное целое. –М.: Высшая школа, 2010. 7. Дриккер А.С.Эволюция культуры: информационный отбор. –СПб: ©Академический проектª, 2000.8. Дьячкова Л.С.Поэтика нелинейности в современной музыке // Музыковедение № 1, 2012. 9. Информационный подход в эмпирической эстетике. –Таганрог: ТГГУ, 1998.10. Князева Е.Н.Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // [Электронный ресурс] –Режим доступа: URL: httр // retech.narod.ru/inf/synergy/ssnd/htm/. 11. Кобляков А.А.Синергетика искусства: системносимметрологический подход // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. –М.: ПрогрессТрадиция, 2000. 12. Малинецкий Г.Г.О “рисках” культуры в условиях современного кризиса // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. –М.: ПрогрессТрадиция, 2003.13. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б.Современные проблемы нелинейной динамики. –М.: Эдиториал, 2000.14. МеликГайзакян И.В.Информация и самоорганизация. –Томск: ТПУ, 1995.15. Мельхиседек Д.Древняя тайна цветка жизни. Т. 12. –М.: ООО София, 2006. 16. Новое в синергетике. Новая реальность. Новые проблемы. Новое поколение. –М.: Наука, 2007.17. Петров В.М.Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. –М.: ПрогрессТрадиция, 2002.18. Петров В.М.Количественные методы в искусствознании. –М.: Смысл, 2000.19. Петухов С.В.Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации. –М.: Знание, 1988.20. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. –М.: ПрогрессТрадиция, 2007. 21. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. –М.: ПрогрессТрадиция, 2009. 22. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. –М.: ПрогрессТрадиция, 2003.23. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. –М.: Наука, 2004.24. Чернавский Д.С.Синергетика и информация. –М.: Наука, 2000.25. Чижевский А.Л.Земля в объятиях солнца. –М.: ЭКСМО,2004. с 33,34 26. Яковец Ю.В.Циклы. Кризисы. Прогнозы. –М.: Наука, 1999.