Возможности музыкальной деятельности в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53149
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксина
В.
М. Возможности музыкальной деятельности в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
736–740. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53149.htm.
Аннотация. В статье раскрыты возможности музыки в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников через активизацию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
Текст статьи
Вараксина Виктория МихайловнаНижнетагильская Государственная СоциальноПедагогическая Академия, магистр, Нижний Тагил
Varaksina_vika1991@mail.ru
Возможности музыкальной деятельности в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников
Аннотация:в статье раскрыты возможности музыки в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников через активизацию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.Ключевые слова:слабовидящие, младший школьник, нравственные ценности.
Гуманистические идеи образования детей с нарушением зрения являются сегодня нормой и основой проектирования путей социальной интеграции особого ребенка. Такая интеграция возможна только при условии приобщения слабовидящих младших школьников к общекультурным ценностям. Данный принцип отражен в программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Реализация Программы способствуетдуховнонравственному развитию младших школьников и предусматривает приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям [5]. Система нравственных ценностей обеспечивает целостность и устойчивость личности, определяет социально приемлемый тип поведения и деятельности.Как показывают исследования А. Г. Литвак, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, Л. С. Выгодского, В. П. Ермакова формирование нравственных ценностей у младших школьников с нарушением зрения имеет свои особенности, которые определяются целым рядом факторов: своеобразием личностного развития слабовидящих детей на ранних этапах онтогенеза.Нарушение зрения ограничивает возможности зрительного контроля иусвоениеотдельных элементов действий по подражанию. В связи с этим возникают трудности овладения различными видами детской деятельности, что приводит к своеобразию становления личности слабовидящего ребенка уже в первые годы его жизни; своеобразием эмоционального развития слабовидящего ребенка. Нравственные ценности являются результатом опыта эмоциональноценностного отношения к миру (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Н. А. Корниенко и др.). Нарушения зрения затрудняют процесс распознавания и выражения эмоций слабовидящим ребенком, что обедняет его опыт эмоционального переживания духовнонравственных ценностей,эмоциональнонравственной оценки;
своеобразием развития коммуникативной сферы слабовидящих. Нравственные ценности усваиваются в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. (О. Г. Дробницкий, Е. В. Бондаревская, Т. А. Флоренская, М. Ю. Колпакова,Л. Кольберг и др.). Нарушение зрения искажает коммуникационные связи и затрудняет процесс обмена нравственными ценностями; недостаточность социальной практики. Становление системы нравственных ценностей зависит от социального опыта человека, возможности реализовывать имеющиеся ценности в различных жизненных ситуациях (В. В. Николина). Нарушение зрения часто ограничивает социальную практику ребенка, что приводит к недостаточности опыта оценки и переоценки нравственных ценностей, опыта решения социальных проблем на основе нравственных ценностей. зависимость слабовидящих от окружающих.Свобода нравственного выбора является условием формирования нравственной ценности (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Т. М. Чурекова и др.). Нарушения зренияделают человека зависимым от помощи окружающих. В свою очередь, положение зависимости ограничивает возможности развития субъектности и полноценного свободного нравственного выбора.Действие указанных факторов приводит к возникновению особенностей нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников. У них, как правило, сформированы некоторые знания о нравственных ценностях, нормах морали, но эти знания неполны, неточны, часто ошибочны. При этом практическое применение нравственных норм для нихзатруднено.Поэтому перед педагогом стоит задача объединить противоречивые и разрозненные нравственные знания в сознании слабовидящего младшего школьника и обеспечить реализацию нравственных ценностей в практике социального взаимодействия. При адекватнойорганизации воспитания и обучения слабовидящего ребенка, ориентации на сохранные анализаторы и доступные способы деятельности, формирование нравственных ценностей оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В изобразительной деятельности, танцах, театре слабовидящему ребенку сложно проявить себя в деятельности, так как ограничены возможности зрительного контроля. И только музыкальная деятельность не ограничивает возможности слабовидящего ребенка, позволяет обеспечить активность ребенка при освоении нравственных ценностей.Музыкальная деятельность вызывает положительные эмоциональные переживанияи эстетические чувства, стимулирует общениевокруг широкого круга духовных ценностей. Как указывает Бодина Е.А.,под воздействием ценностей, воплощенныхв музыкальном произведении, у ребенка изменяется его мироощущение, мировосприятие, ценностные ориентации [1]. Музыкальная деятельность включает ребенка в мир искусства, что стимулирует развитие способности ребенка мыслить образами, дает опыт ценностного переживания высших эмоций (сочувствия, прощения, любви и уважения).Поэтому включение слабовидящего ребенка в различные виды музыкальной деятельности потенциально создает органичную основу для эмоционального переживания ребенком высших нравственных ценностей, обогащения его духовного мира, расширения опыта духовнонравственного общения. Потенциальные возможности музыкальной деятельности могут стать актуальными, если в процессе работы со слабовидящим ребенком обеспечить активизацию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов формирования нравственных ценностей. По мнению исследователей (И. Г. Афанасьева, А. В. Битуева, Н. А. Кирилова, А. В. Кирьякова и др.), ценностные ориентации и отношения включают в себя три элемента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий [3].Эмоциональный аспекторганизует, направляетпроцессценностного отношения. Личностно окрашенноеэмоциональнообразноеобщениес художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности является основой, базой воспитаниянравственных ценностей. Музыкальная деятельность позволяет слабовидящему младшему школьнику не только раскрыть свои эмоции, но и познать природу чувственного общения. Интерес к музыке и музыкальной деятельности уребенка проявляетсячерез эмоцию.Е.В. Борякова утверждает, что интерес –это предпосылка к формированию осознанноценностного отношения к музыке, как части музыкальной культурыребенка [1]. Сопереживаниепри прослушивании музыкальногопроизведениярождает для ребенка ценностное значение. Нахождениев ценности ©личностногосмыслаª (А.Н. Леонтьев), соотносимогос собственными устремлениямичеловека, является условием появления субъективной ценности из объективнойценности. Ценности личности формируютсистему ценностных ориентаций. В трудах А. Н. Леонтьева ценностные ориентации рассматриваются как показатели культуры личности [3]. В сознании ребенка ценностное отношение к музыке, музыкальной деятельности, музыкальному произведению образует систему ценностных ориентаций личности. Разнообразиеэстетическихценностейи смысловличности, расширяетее духовный мир.Развитиеэмоционально ценностного отношения у слабовидящих детейзаключается визменении таких параметров как:осознанность и мотивированность чувств;углубление содержания чувств;динамикаформ проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении;возрастаниезначениядуховнонравственных переживаний.На формирование нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников оказывает влияниедиапазон изучаемых произведений. Отбор и выстраиваниемузыкального репертуара должен учитывать разнообразную направленность произведений: развитие эмоциональной отзывчивости учащихся; удовлетворение личностных интересов в области искусства; раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; последовательное и целенаправленное расширение музыкальнослухового фонда знакомой учащимся музыки, накоплениемузыкального опыта и включениев него музыки различных направлений.Когнитивный компонент основан на актуализации накопленных знаний при восприятии музыки, а так же на наличии интереса и осознанном понимании музыкального искусства, бережное отношение к нему. Когнитивный компонент присутствует во всех видах музыкальной деятельности, в частности при восприятии. Неполноценное восприятие может привести к равнодушному отношению ребенка к прослушанной музыке. Напервой стадии музыкального восприятия у слабовидящих младших школьниковвозникают образы, которые могут быть
разнообразнымипо своей глубине. Нослабовидящие дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанногопроизведениячерез эмоциональную реакцию, выраженнуюв жестах, моторнопластических проявлениях, а также в размышлениях и общению по поводу услышанной музыки. Задача педагогана этом этапе восприятия –помочь слабовидящему младшему школьнику найти своё отношение к музыкальному произведению, осознать, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать индивидуальныеварианты ©слышанияª новой музыки.Поскольку художественные эмоции –это ©думающие эмоцииª, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начала (Л. С. Выгодский). Таким образом, содержание данного компонента связано с наличием, силой и остротой потребностив общении с произведениями музыкального искусства, в удовлетворении нравственноэстетических интересов. Данные потребностистимулируютвозникновениемотивов познавательной деятельности, развитиеспособности ценностного целеобразования, чтоспособствует формированию нравственных ценностей. Содержанием когнитивного компонента являются знания, полученные в процессе познания музыкального искусства и их оценка. Если человек не будет обладать знаниями о предмете, объекте, то он не сможет адекватноего оценивать, и соответственно отношение к нему не может быть ценностным. Поэтому данныйкомпонент представляет собой единство знаний и оценки. Знание предполагает отражение предмета познавательной деятельности во всех отношениях, то есть раскрытие его внутренних связей, и их оценку с позиции значимости для развития человека. Когнитивный компонент включает в себя не только знания о законах музыкального искусства, но и знания нравственноэстетического характера. Непосредственно эти знания, полученные в ходе изучения музыкального произведения, ориентируют человека в окружающем мире, объясняют его место в нем. Знания и оценка музыкального произведения как феномен духовной культуры позволяют определить его место среди остальных смыслов и установить его ©ценностный статусª. Таким образом, для слабовидящего ребенка активизация когнитивного компонента музыкальной деятельности способствует формированию целостной системы нравственных представлений, обеспечивает полноту этих представлений, что является основой формирования нравственных ценностей. Поведенческий компонент определяется практическидейственными проявлениями, поведенческими реакциями во время восприятия младшим школьником музыкального произведения. Умение отстаивать личную позицию в процессе оцениваниямузыкальных явлений, желание участвовать в музыкальноисполнительской деятельности, умение слушать и слышать музыку именно эти аспекты определяют поведенческий компонент.Содержание поведенческого компонента включает в себя осознание и принятие личностного смысла музыкального произведения, его взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Таким образом, данная взаимосвязь реализуется средствами активной сознательной деятельности в процессе общения и познания музыкального произведения, а так же в духовнопрактической деятельности личности, то есть ценностные аспекты музыкального искусства становятся предметом активной деятельности, приобретая для нее смысл. Реализация данного компонента для слабовидящих младших школьников имеет свои особенности, учитывая недостаточность зрительного контроля и нарушение коммуникационных связей. Но поведенческий компонент проявляется у слабовидящихмладших школьников в активности ребенка при восприятии, активном слушании (пластическом интонировании и т.д.), частично в музыкальноисполнительской деятельности. Таким образом, активизация эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов в процессе музыкальной деятельности способствует формированию системы нравственных представлений, расширяет опыт эмоциональноценностных переживаний, духовнонравственного общения слабовидящих младших школьников. Включение ребенка с нарушением зрения в различные виды музыкальной деятельности обеспечивает его активность и может рассматриваться как способ компенсации недостатков формирования нравственных ценностей.
Список литературы:
1.Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. … дис. .дра пед. наук. –
Москва, 1992. –32 с.2.Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. –М.: Политиздат, т. 4., 1996. –223 с.3.Ительсон Л. Б. Проблемы современной педагогической психологии. –М.: Знание, 1970. –55 с. 4.Коростелева Н. И. Основные положения технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства // Успехи современного естествознания. –2005. –№ 2 –С. 63 –675.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России–М.: Просвещение, 2011. –24 с.
Varaksina Victoria M.Nizhny Tagil State SocioPedagogical Academy, Master, Nizhny TagilVaraksina_vika1991@mail.ru
Possibilities of musical activity in the formation of moral values among the younger visually impaired pupils
Abstract:In the article the possibilities of music in the formation of moral values among the younger visually impaired students through the activation of emotional, cognitive and behavioral components.Keywords:low vision, a junior high school student, and moral values.
Varaksina_vika1991@mail.ru
Возможности музыкальной деятельности в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников
Аннотация:в статье раскрыты возможности музыки в формировании нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников через активизацию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.Ключевые слова:слабовидящие, младший школьник, нравственные ценности.
Гуманистические идеи образования детей с нарушением зрения являются сегодня нормой и основой проектирования путей социальной интеграции особого ребенка. Такая интеграция возможна только при условии приобщения слабовидящих младших школьников к общекультурным ценностям. Данный принцип отражен в программе духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Реализация Программы способствуетдуховнонравственному развитию младших школьников и предусматривает приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям [5]. Система нравственных ценностей обеспечивает целостность и устойчивость личности, определяет социально приемлемый тип поведения и деятельности.Как показывают исследования А. Г. Литвак, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, Л. С. Выгодского, В. П. Ермакова формирование нравственных ценностей у младших школьников с нарушением зрения имеет свои особенности, которые определяются целым рядом факторов: своеобразием личностного развития слабовидящих детей на ранних этапах онтогенеза.Нарушение зрения ограничивает возможности зрительного контроля иусвоениеотдельных элементов действий по подражанию. В связи с этим возникают трудности овладения различными видами детской деятельности, что приводит к своеобразию становления личности слабовидящего ребенка уже в первые годы его жизни; своеобразием эмоционального развития слабовидящего ребенка. Нравственные ценности являются результатом опыта эмоциональноценностного отношения к миру (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Н. А. Корниенко и др.). Нарушения зрения затрудняют процесс распознавания и выражения эмоций слабовидящим ребенком, что обедняет его опыт эмоционального переживания духовнонравственных ценностей,эмоциональнонравственной оценки;
своеобразием развития коммуникативной сферы слабовидящих. Нравственные ценности усваиваются в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. (О. Г. Дробницкий, Е. В. Бондаревская, Т. А. Флоренская, М. Ю. Колпакова,Л. Кольберг и др.). Нарушение зрения искажает коммуникационные связи и затрудняет процесс обмена нравственными ценностями; недостаточность социальной практики. Становление системы нравственных ценностей зависит от социального опыта человека, возможности реализовывать имеющиеся ценности в различных жизненных ситуациях (В. В. Николина). Нарушение зрения часто ограничивает социальную практику ребенка, что приводит к недостаточности опыта оценки и переоценки нравственных ценностей, опыта решения социальных проблем на основе нравственных ценностей. зависимость слабовидящих от окружающих.Свобода нравственного выбора является условием формирования нравственной ценности (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Т. М. Чурекова и др.). Нарушения зренияделают человека зависимым от помощи окружающих. В свою очередь, положение зависимости ограничивает возможности развития субъектности и полноценного свободного нравственного выбора.Действие указанных факторов приводит к возникновению особенностей нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников. У них, как правило, сформированы некоторые знания о нравственных ценностях, нормах морали, но эти знания неполны, неточны, часто ошибочны. При этом практическое применение нравственных норм для нихзатруднено.Поэтому перед педагогом стоит задача объединить противоречивые и разрозненные нравственные знания в сознании слабовидящего младшего школьника и обеспечить реализацию нравственных ценностей в практике социального взаимодействия. При адекватнойорганизации воспитания и обучения слабовидящего ребенка, ориентации на сохранные анализаторы и доступные способы деятельности, формирование нравственных ценностей оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В изобразительной деятельности, танцах, театре слабовидящему ребенку сложно проявить себя в деятельности, так как ограничены возможности зрительного контроля. И только музыкальная деятельность не ограничивает возможности слабовидящего ребенка, позволяет обеспечить активность ребенка при освоении нравственных ценностей.Музыкальная деятельность вызывает положительные эмоциональные переживанияи эстетические чувства, стимулирует общениевокруг широкого круга духовных ценностей. Как указывает Бодина Е.А.,под воздействием ценностей, воплощенныхв музыкальном произведении, у ребенка изменяется его мироощущение, мировосприятие, ценностные ориентации [1]. Музыкальная деятельность включает ребенка в мир искусства, что стимулирует развитие способности ребенка мыслить образами, дает опыт ценностного переживания высших эмоций (сочувствия, прощения, любви и уважения).Поэтому включение слабовидящего ребенка в различные виды музыкальной деятельности потенциально создает органичную основу для эмоционального переживания ребенком высших нравственных ценностей, обогащения его духовного мира, расширения опыта духовнонравственного общения. Потенциальные возможности музыкальной деятельности могут стать актуальными, если в процессе работы со слабовидящим ребенком обеспечить активизацию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов формирования нравственных ценностей. По мнению исследователей (И. Г. Афанасьева, А. В. Битуева, Н. А. Кирилова, А. В. Кирьякова и др.), ценностные ориентации и отношения включают в себя три элемента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий [3].Эмоциональный аспекторганизует, направляетпроцессценностного отношения. Личностно окрашенноеэмоциональнообразноеобщениес художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности является основой, базой воспитаниянравственных ценностей. Музыкальная деятельность позволяет слабовидящему младшему школьнику не только раскрыть свои эмоции, но и познать природу чувственного общения. Интерес к музыке и музыкальной деятельности уребенка проявляетсячерез эмоцию.Е.В. Борякова утверждает, что интерес –это предпосылка к формированию осознанноценностного отношения к музыке, как части музыкальной культурыребенка [1]. Сопереживаниепри прослушивании музыкальногопроизведениярождает для ребенка ценностное значение. Нахождениев ценности ©личностногосмыслаª (А.Н. Леонтьев), соотносимогос собственными устремлениямичеловека, является условием появления субъективной ценности из объективнойценности. Ценности личности формируютсистему ценностных ориентаций. В трудах А. Н. Леонтьева ценностные ориентации рассматриваются как показатели культуры личности [3]. В сознании ребенка ценностное отношение к музыке, музыкальной деятельности, музыкальному произведению образует систему ценностных ориентаций личности. Разнообразиеэстетическихценностейи смысловличности, расширяетее духовный мир.Развитиеэмоционально ценностного отношения у слабовидящих детейзаключается визменении таких параметров как:осознанность и мотивированность чувств;углубление содержания чувств;динамикаформ проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении;возрастаниезначениядуховнонравственных переживаний.На формирование нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников оказывает влияниедиапазон изучаемых произведений. Отбор и выстраиваниемузыкального репертуара должен учитывать разнообразную направленность произведений: развитие эмоциональной отзывчивости учащихся; удовлетворение личностных интересов в области искусства; раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; последовательное и целенаправленное расширение музыкальнослухового фонда знакомой учащимся музыки, накоплениемузыкального опыта и включениев него музыки различных направлений.Когнитивный компонент основан на актуализации накопленных знаний при восприятии музыки, а так же на наличии интереса и осознанном понимании музыкального искусства, бережное отношение к нему. Когнитивный компонент присутствует во всех видах музыкальной деятельности, в частности при восприятии. Неполноценное восприятие может привести к равнодушному отношению ребенка к прослушанной музыке. Напервой стадии музыкального восприятия у слабовидящих младших школьниковвозникают образы, которые могут быть
разнообразнымипо своей глубине. Нослабовидящие дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанногопроизведениячерез эмоциональную реакцию, выраженнуюв жестах, моторнопластических проявлениях, а также в размышлениях и общению по поводу услышанной музыки. Задача педагогана этом этапе восприятия –помочь слабовидящему младшему школьнику найти своё отношение к музыкальному произведению, осознать, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать индивидуальныеварианты ©слышанияª новой музыки.Поскольку художественные эмоции –это ©думающие эмоцииª, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начала (Л. С. Выгодский). Таким образом, содержание данного компонента связано с наличием, силой и остротой потребностив общении с произведениями музыкального искусства, в удовлетворении нравственноэстетических интересов. Данные потребностистимулируютвозникновениемотивов познавательной деятельности, развитиеспособности ценностного целеобразования, чтоспособствует формированию нравственных ценностей. Содержанием когнитивного компонента являются знания, полученные в процессе познания музыкального искусства и их оценка. Если человек не будет обладать знаниями о предмете, объекте, то он не сможет адекватноего оценивать, и соответственно отношение к нему не может быть ценностным. Поэтому данныйкомпонент представляет собой единство знаний и оценки. Знание предполагает отражение предмета познавательной деятельности во всех отношениях, то есть раскрытие его внутренних связей, и их оценку с позиции значимости для развития человека. Когнитивный компонент включает в себя не только знания о законах музыкального искусства, но и знания нравственноэстетического характера. Непосредственно эти знания, полученные в ходе изучения музыкального произведения, ориентируют человека в окружающем мире, объясняют его место в нем. Знания и оценка музыкального произведения как феномен духовной культуры позволяют определить его место среди остальных смыслов и установить его ©ценностный статусª. Таким образом, для слабовидящего ребенка активизация когнитивного компонента музыкальной деятельности способствует формированию целостной системы нравственных представлений, обеспечивает полноту этих представлений, что является основой формирования нравственных ценностей. Поведенческий компонент определяется практическидейственными проявлениями, поведенческими реакциями во время восприятия младшим школьником музыкального произведения. Умение отстаивать личную позицию в процессе оцениваниямузыкальных явлений, желание участвовать в музыкальноисполнительской деятельности, умение слушать и слышать музыку именно эти аспекты определяют поведенческий компонент.Содержание поведенческого компонента включает в себя осознание и принятие личностного смысла музыкального произведения, его взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Таким образом, данная взаимосвязь реализуется средствами активной сознательной деятельности в процессе общения и познания музыкального произведения, а так же в духовнопрактической деятельности личности, то есть ценностные аспекты музыкального искусства становятся предметом активной деятельности, приобретая для нее смысл. Реализация данного компонента для слабовидящих младших школьников имеет свои особенности, учитывая недостаточность зрительного контроля и нарушение коммуникационных связей. Но поведенческий компонент проявляется у слабовидящихмладших школьников в активности ребенка при восприятии, активном слушании (пластическом интонировании и т.д.), частично в музыкальноисполнительской деятельности. Таким образом, активизация эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов в процессе музыкальной деятельности способствует формированию системы нравственных представлений, расширяет опыт эмоциональноценностных переживаний, духовнонравственного общения слабовидящих младших школьников. Включение ребенка с нарушением зрения в различные виды музыкальной деятельности обеспечивает его активность и может рассматриваться как способ компенсации недостатков формирования нравственных ценностей.
Список литературы:
1.Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. … дис. .дра пед. наук. –
Москва, 1992. –32 с.2.Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. –М.: Политиздат, т. 4., 1996. –223 с.3.Ительсон Л. Б. Проблемы современной педагогической психологии. –М.: Знание, 1970. –55 с. 4.Коростелева Н. И. Основные положения технологии воспитания ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства // Успехи современного естествознания. –2005. –№ 2 –С. 63 –675.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России–М.: Просвещение, 2011. –24 с.
Varaksina Victoria M.Nizhny Tagil State SocioPedagogical Academy, Master, Nizhny TagilVaraksina_vika1991@mail.ru
Possibilities of musical activity in the formation of moral values among the younger visually impaired pupils
Abstract:In the article the possibilities of music in the formation of moral values among the younger visually impaired students through the activation of emotional, cognitive and behavioral components.Keywords:low vision, a junior high school student, and moral values.