Направления реформирования бухгалтерского учета на современном этапе
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53168
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилова
Н.
Л. Направления реформирования бухгалтерского учета на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
826–830. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53168.htm.
Аннотация. Проблемы реформирования бухгалтерского учета связаны с внедрением в практику учета международных стандартов учета и отчетности. С 2013 года введен в действие новый Закон «О бухгалтерском учете». Многие понятия и положения были изменены. Это касается не только терминов, но и концептуальных подходов к организации и регулированию бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Параллельно с работой по изменению данного закона, уже около пятнадцати лет ведется работа по внедрению МСФО в практику российского учета. Однако в последние годы это направление оформилось в виде Плана Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО. Статья рассматривает направления реформирования бухгалтерского учета, которые необходимо уже сегодня учесть бухгалтеру при организации учетного процесса на предприятии.
Ключевые слова:
бухгалтерский учет, международные стандарты учета и отчетности, закон «о бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету
Текст статьи
Данилова Надежда Леонидовнакандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики АНО ВПО ЦС РФ «Российского университета кооперации» Чебоксарского кооперативного института (филиала) г. Чебоксарыyadannad@yandex.ru
Направления реформирования бухгалтерского учета на современном этапе
Аннотация. Проблемы реформирования бухгалтерского учета связаны с внедрением в практику учета международных стандартов учета и отчетности. С 2013 года введен в действие новый Закон «О бухгалтерском учете». Многие понятия и положения были изменены. Это касается не только терминов, но и концептуальных подходов к организации и регулированию бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Параллельно с работой по изменению данного закона, уже около пятнадцати лет ведется работа по внедрению МСФО в практику российского учета. Однако в последние годы это направление оформилось в виде Плана Минфина России на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО. Статья рассматривает направления реформирования бухгалтерского учета, которые необходимо уже сегодня учесть бухгалтеру при организации учетного процесса на предприятии.
Ключевые слова: Бухгалтерский учет, международные стандарты учета и отчетности, Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету.
В настоящее время проблемы бухгалтерского учета активно обсуждаются на страницах профилирующих журналов. Это связано с двумя причинами: принят и введен в действие новый Закон «О бухгалтерском учете» №402ФЗ от 06.12.2011[1]и активно разрабатываются новые положения (стандарты) бухгалтерского учета, с проектами которых можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.Активизация работы по реформированию бухгалтерского учета произошла именно в последние годы, хотя Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена еще в 1998 году (Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 №283)[2]. В 2004 году была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 01.07.2004 №180)[3]. Однако только в 2011 году произошло утверждение Плана Минфина России на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО[4]. Соответственно, был именно в 2011 году принят новый закон «О бухгалтерском учете».Рассмотрим, какие вопросы, по мнению законодателей, требуют наиболее скорого изменения в системе бухгалтерского учета.Новый закон «О бухгалтерском учете» изменил само понятие бухгалтерского учета, что, нанаш взгляд, сразу переориентировало его с контрольной функции на аналитическую. Дело в том, что теперь формирование документированнойсистематизированной информации об объектах учета производится с целью составления на ее основе бухгалтерской (финансовой)отчетности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст.3 Закона 402ФЗ).Таким образом, напрашивается вывод, что сам процесс учета, в том числе, отражения учетной стоимости объектов, отходит на второй план. На первый план выходит информация, сформированная по требованиям международных стандартов, которая в наибольшей степени отражает реальное финансовое положение экономического субъекта.Если говорить об интересах внешних пользователей, на которых ориентирован бухгалтерский учет в новом законе, то это, прежде всего, учредители, участники, кредиторы и иные инвесторы. Следует отметить, что в законе вообще не фигурирует федеральная налоговая служба в качестве получателя (и пользователя) бухгалтерской отчетности. Представление ее в налоговые органы регулируется налоговым законодательством. Кроме того, периодичность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена как один раз в год. Промежуточная отчетность должна регулироваться бухгалтерскими стандартами.Процесс реформирования начинается с самых основ: с правил организации бухгалтерского учета, документального оформления, его регулирования. В этой связи необходимо выделить следующие основные аспекты:1) закон распространяется абсолютно на всех хозяйствующих субъектов, в том числе малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Хотя большинство из них, какследует далее из закона 402ФЗ, могут учет не вести, тем не менее концептуально они от него не освобождаются;2) руководители крупных субъектов хозяйствования не могут возлагать на себя функции главного бухгалтера (п.3 ст.7 Закона № 402ФЗ). Этот пункт, на наш взгляд, подчеркивает возрастание трудоемкости работы бухгалтера в условиях перехода на международные стандарты учета и отчетности;3) установлены более жесткие требования к главному бухгалтеру открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний, органов управления государственными внебюджетными фондами и др. (п.4 ст. 7 Закона № 402ФЗ). Требования касаются образования (высшее), стажа (не менее трех лет из пяти календарных), судимости (не должно быть неснятойили непогашенной). Эти моменты должны ориентировать бухгалтера, прежде всего, на повышение квалификации, без которой, в условиях активного реформирования бухгалтерского учета будет трудно сформировать информацию, полезную указанным выше пользователям;4) закон обязывает руководителей организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Более того, если организация подлежит обязательному аудиту, необходимо организовать и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Это положение, на наш взгляд, возрождают ревизионную службу или утверждают службу внутреннего аудита, организация которой носила добровольный характер. Таким образом, законодатель дает понять, что учет и отчетность со временем настолько усложнятся, что издержки на содержание этих служб будут оправданы;5) отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов при сохранении перечня обязательных реквизитов вних. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут разработать удобные для них формы первичных документов и утвердить их в учетной политике предприятия. С одной стороны, это положительный факт, но при разумном подходе. Целесообразно за основу взять те же унифицированные формы и переработать их при необходимости (дополнить нужные в силу особенностей деятельности или убрать ненужные реквизиты). На бухгалтера ложится обязанность анализа всех используемых в организации форм первичных документов на предмет их оптимальности;6) появилось требование по утверждению руководителем предприятия форм бухгалтерскихрегистров, для которых тоже имеет перечень обязательных реквизитов (п.п. 4,5 ст. 10 Закона № 402ФЗ). Данный пункт , на наш взгляд, принципиально иначе организует бухгалтерский учет, несмотря на то, что на него могут не обратить особого внимания на фоне других изменений. Дело в том, что в Законе № 402ФЗ нет упоминания о том, что данные бухгалтерских регистров представляют собой коммерческую тайну. Согласно п. 11ст. 13 данные бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой тайной не являются. Исходя из этих положений,введение обязательных реквизитов для учетных регистров еще раз подтверждает, что их информация может быть представлена внешним пользователям. Это накладывает на бухгалтера определенную ответственность в вопросах аккуратности и своевременности ведения учетных регистров и их форм. На наш взгляд имеет смысл разграничить регистры синтетического и аналитического учета в вопросах коммерческой тайны. Возможно, это будет сделано позднее, при возникновении спорных ситуаций;7) установлены иные уровни регулирования бухгалтерского учета. Это федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Можно сказать, что если добавить в этот перечень первым пунктом сам Закон «О бухгалтерском учете», то уровне стало пять вместо четырех, и они изменили название. Причем на уровне с федеральными стандартами упоминаются международные стандарты бухгалтерского учета (IFRS, USGAAP, UKGAAP). Для того, чтобы Положения по бухгалтерскому учету именовались стандартами, необходимо внести в них множество изменений, в отношении которых пока много неясностей. Проекты новых ПБУ принципиально отличаются от действующих, но сроки их принятия и введения в действие называются разные, вплоть до введения задним числом с января 2013 года;8) кроме Минфина России и Банка России в качестве субъекта регулирования бухгалтерского учета называются негосударственные саморегулируемые организации, которые должны будут разрабатывать проекты федеральных стандартов. Для проведения экспертизы проектов предусмотрено создание Совета по стандартам при Минфине РФ. Это нововведение требует координационной работы. Негосударственные организации уже существуют, например, Институт профессиональных бухгалтеров России.Другие изменения касаются терминологии и особенностей учетного процесса. Среди них:1) измененный перечень объектов бухгалтерского учета. Принципиально новых объектов нет, но сделаныиные акценты. Например, понятие актива заменяет понятие имущества. При этом говорится, что актив –это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. При этом обращают а себя внимание два момента: вопервых, идет речь не о праве собственности, а о контроле над активами, вовторых, если имущество не может принести экономическую выгоду в будущем (непригодный для продажи товар), то это уже не актив;2) введение новых понятий: стандарт бухгалтерского учета, международный стандарт, факт хозяйственной жизни. При этом факт хозяйственной жизни заменил понятия «хозяйственная деятельность», «хозяйственные операции». Это сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат и движение денежных средств хозяйствующего субъекта;3) для промежуточной отчетности может быть выбран любой период с 1 января по любую отчетную дату отчетного года. И это будет урегулировано в стандарте. Кроме того, ее не надо будет представлять в налоговые органы;4) установлены особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;5) в регистрах и первичных документах разрешаются исправления, но с указанием даты и подписи ответственных лиц. Исключение составляют случаи, регулируемые другими законодательными актами. Например, исправления в кассовых и банковских документах попрежнему не допускаютсяв соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ (утв. Банком России от 12.10.2011 № 373П);6) теперь исправления в учет по результатам инвентаризации должны быть внесены в том периоде, в котором началась инвентаризация, а не в том, когда она завершилась подведением итогов;7) раньше более строго были прописаны случаи обязательной инвентаризации, что подводит к мысли о будущем новом стандарте об инвентаризации;8) указано, что План счетови порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (пп.5 п.3 ст. 21 Закона № 402ФЗ);9) один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следует представить в орган государственной статистики для включения в государственный информационный ресурс. При этом правила пользования этим ресурсом установит Росстат (п.4 ст. 18 Закона № 402ФЗ). Это еще раз подтверждает требование закона о том, что бухгалтерская отчетность не может быть коммерческой тайной организации;10) вводится упрощенная отчетность для малых предприятий и некоторых некоммерческих организаций.Второе направление реформирования бухгалтерского учета заключается в переработке Положений по бухгалтерскому учету и разработке новых бухгалтерских стандартов, необходимость которых прямо вытекает из требований нового закона.Следует отметить, что переработка ПБУ производится в соответствии с МСФО. Разумеется, внедрение норм МСФО в практику российского учета необходимо для повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Это направление реформирования потребует от бухгалтера переосмысления своей роли в учетном процессе. Дело в том, что основная идея международных стандартов учета и отчетности –формирование такой информации, которая отражала бы наиболее полно и достоверно рыночную стоимость компании. А это невозможно сделать безпереоценок статей отчетности.Учет все больше будет перенимать расчетные элементы финансового менеджмента.В ближайшее время будут приняты следующие ПБУ, проекты которых уже обсуждаются и имеются на сайте Минфина РФ[5]:
«Учет основных средств»;
«Доходы организации»;
«Учет вознаграждений работникам»;
«Учет запасов»;
«Учет аренды».Кроме этого, исходя из текста Закона «О бухгалтерском учете», в ближайшее время следует ожидать проектов ПБУ о плане счетов, об инвентаризации, бухгалтерской отчетности. Вследствие того, что рассматривается проект ПБУ «Доходы организации», целесообразно ожидать новое ПБУ «Расходы организации».В соответствии с Планом Минфина России на 20122015 годы по развитиюбухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО будут признаны стандарты МСФО и разъяснения (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107), определен перечень МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, приняты нормативные акты по непосредственному применению МСФО, утверждены новые нормативные акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе МСФО.Однако изучение вопроса о реализации данного направления реформирования бухгалтерского учета позволило выделить не только достоинства его реализации, но и проблемы и трудности, которые до сих пор серьезно тормозили процесс внедрения норм МСФО в практику российского учета.Принципиальная проблема, связанная с тем, что ранее российскийучет был ориентирован на соблюдение законодательства, а учет по МСФО –на интересы инвесторов, устранена с введением нового Закона «О бухгалтерском учете». Но следует отметить, что на сегодняшний день сохраняется зависимость бухгалтерского учета от налогового законодательства. Конечно, официально бухгалтерский и налоговый учет разделены, но нидля кого не секрет, что бухгалтер ориентирован преимущественно на снижение различий между двумя видами учета, и делается это вовсе без оглядки на интересы собственников и инвесторов.Решение проблемы, на наш взгляд, возможно двумя путями: либо бухгалтера заставит переосмыслить роль учета и отчетности законодатель, либо собственник. Пока инициатива собственников и инвесторов проявляется слабо, иначе с 1998 года переход на международные стандарты произошел бы более массово. Именно по этой причине, видимо, так активизировалась в последние годы работа по изменению законодательства по регулированию бухгалтерского учета.Одно из решений данной проблемы некоторые авторы видят в ведении не только раздельного налогового и бухгалтерского учета, но и в составлении разных балансов –для собственников и для фискальных органов [6].На этом фоне проявляется еще одна проблема, которую следует начать решать немедленно. Требуются кадры,способные не только строго исполнять букву закона в области бухгалтерского учета, но умеющие просчитывать разные варианты финансовых результатов при применении тех или способов учета и оценки. Особенно это касается использования приведенной стоимости, о которой так много сказано в проектах новых ПБУ, созданных на основе МСФО. На наш взгляд, кадровая проблема касается не только самих бухгалтеров, но и собственников и потенциальных инвесторов (физических и юридических лиц, учет у которых тоже ведут такие же бухгалтерские кадры). Дело в том, что если бы собственники понимали принципиальные отличия МСФО от привычных нам ПБУ, что применение МСФО существенно улучшит информацию для принятия инвестиционных решений, процесс практического их применения шел бы гораздобыстрее. Основное решение данной проблемы в повышении квалификации кадров. При этом это должно происходить организованно и быть доступно не только в столицах, но и в регионах. Обучение прежде всего, должно коснуться педагогов. Потом на основе вузов и иныхучебных заведений можно более массово реализовать повышение квалификации практических работников.Однако до организации подобного обучения, на наш взгляд, предстоит решить проблемы, которые можно отнести к текущим, но без решения которых процесс снова застопорится. В их числе:
определить очередность признания международных стандартов в России с разработкой пояснений (рекомендаций) по их применению. Бухгалтеру необходимы простые инструменты для расчета, понятные рекомендации и указания, которые необходимо разрабатывать. Начало было положено Приказом Минфина России от 25.11.2011 №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [7];
обеспечить единообразный перевод МСФО на русский язык, причем используя термины, привычные и понятные российским бухгалтерам. О проблеме терминологии в связи с тем, что оригинальный язык МСФО –английский, все чаще пишут разные авторы [8,9];
очередностьпризнания МСФО определить с учетом того, что сами МСФО постоянно перерабатываются, дополняются, изменяются. Таким образом, переход на МСФО в обязательном порядке должен включать создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета,повышение квалификации бухгалтерови финансовых работников, разработкустимулов для компаний, применяющих МСФО, так как трудоемкость и расходы возрастают.Направления реформирования бухгалтерского учета в полной мере реализуются только тогда, когда требования и преимущества новых подходов будут понятнывсем финансовым работникам,а руководители предприятий осознают пользу от объективной информации.Необходимо наряду с изучением предстоящих изменений переосмыслить роль бухгалтера и сущность его работы. Учет должен бытьпереориентирован с интересов фискальных органов на интересы инвесторов не только на бумаге, но и на практике.
Ссылки на источники:1.Закон «О бухгалтерском учете» №402ФЗ от 06.12.2011[Электронный ресурс] // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].2.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 №283[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].3.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФна среднесрочную перспективу. ОдобренаПриказом Минфина России от 01.07.2004 №180[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].4.ПланМинистерства ФинансовРоссии на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерациина основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утв. приказом Минфина России от 30.11.2011 г. № 440(в редакции приказа Минфина России от 30.11.2012 № 455)[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].5.Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет аренды». Проект Положения по бухгалтерскому учету«Доходы организации». Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет запасов». Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам»[Электронный ресурс]// http://www1.minfin.ru/ru/accounting/аccounting/projects/projects_norm_acts/. [Дата обращения 10.03.2013].6.Бельских И.Е.Международные стандарты финансовой отчетности в системе развития российского предпринимательства: к вопросу об эффективном внедрении[Электронный ресурс]// Международный бухгалтерский учет. 2011. № 35// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].7.О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: ПриказМинфина России от 25.11.2011 № 160н [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].8.Сорокина Е.М.Проблемы перехода на международные стандарты финансовой отчетности [Электронный ресурс]// Международный бухгалтерский учет. –2011. №27// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].
9.Николаева О. Вопросы терминологии при обучении МСФО [Электронный ресурс]// Финансовая газета. –2005. № 23 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].
Danilova Nadezhda Leonidovnacandidate of economic sciences, associate Professor of the Department of currency circulation, accounting and statistics ANO VPO CA of the Russian Federation «Тhe Russian University of cooperation» Cheboksary cooperative Institute (branch) ofthe cityCheboksaryyadannad@yandex.ruDirections of the accounting reform at the modern stage
Abstract.The problems of reforming the accounting associated with the introduction of the practice of internationalstandards of accounting and reporting. From 2013 put into effect the new Law «On accounting». Many of the concepts and provisions were changed. This applies not only to the terms, but also the conceptual approaches to the organization and regulation of accounting of business entities. In parallel with the work on the revision of this law, is about fifteen years of work on the implementation of IFRS in the practice of Russian accounting. However, in recent years this direction was issued in the form of the Plan of the Ministry of Finance of Russia for 20122015 for the development of accounting and reporting in the Russian Federation on the basis of IFRS. The article considers the direction of the reform of accounting, which today it is necessary to take into account the accountant in the accounting process organization at the enterprise.
Keywords. Accounting, international standards of accounting and reporting, the Law «On accounting», the accounting provisions.
Направления реформирования бухгалтерского учета на современном этапе
Аннотация. Проблемы реформирования бухгалтерского учета связаны с внедрением в практику учета международных стандартов учета и отчетности. С 2013 года введен в действие новый Закон «О бухгалтерском учете». Многие понятия и положения были изменены. Это касается не только терминов, но и концептуальных подходов к организации и регулированию бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов. Параллельно с работой по изменению данного закона, уже около пятнадцати лет ведется работа по внедрению МСФО в практику российского учета. Однако в последние годы это направление оформилось в виде Плана Минфина России на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО. Статья рассматривает направления реформирования бухгалтерского учета, которые необходимо уже сегодня учесть бухгалтеру при организации учетного процесса на предприятии.
Ключевые слова: Бухгалтерский учет, международные стандарты учета и отчетности, Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету.
В настоящее время проблемы бухгалтерского учета активно обсуждаются на страницах профилирующих журналов. Это связано с двумя причинами: принят и введен в действие новый Закон «О бухгалтерском учете» №402ФЗ от 06.12.2011[1]и активно разрабатываются новые положения (стандарты) бухгалтерского учета, с проектами которых можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.Активизация работы по реформированию бухгалтерского учета произошла именно в последние годы, хотя Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена еще в 1998 году (Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 №283)[2]. В 2004 году была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 01.07.2004 №180)[3]. Однако только в 2011 году произошло утверждение Плана Минфина России на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО[4]. Соответственно, был именно в 2011 году принят новый закон «О бухгалтерском учете».Рассмотрим, какие вопросы, по мнению законодателей, требуют наиболее скорого изменения в системе бухгалтерского учета.Новый закон «О бухгалтерском учете» изменил само понятие бухгалтерского учета, что, нанаш взгляд, сразу переориентировало его с контрольной функции на аналитическую. Дело в том, что теперь формирование документированнойсистематизированной информации об объектах учета производится с целью составления на ее основе бухгалтерской (финансовой)отчетности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст.3 Закона 402ФЗ).Таким образом, напрашивается вывод, что сам процесс учета, в том числе, отражения учетной стоимости объектов, отходит на второй план. На первый план выходит информация, сформированная по требованиям международных стандартов, которая в наибольшей степени отражает реальное финансовое положение экономического субъекта.Если говорить об интересах внешних пользователей, на которых ориентирован бухгалтерский учет в новом законе, то это, прежде всего, учредители, участники, кредиторы и иные инвесторы. Следует отметить, что в законе вообще не фигурирует федеральная налоговая служба в качестве получателя (и пользователя) бухгалтерской отчетности. Представление ее в налоговые органы регулируется налоговым законодательством. Кроме того, периодичность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена как один раз в год. Промежуточная отчетность должна регулироваться бухгалтерскими стандартами.Процесс реформирования начинается с самых основ: с правил организации бухгалтерского учета, документального оформления, его регулирования. В этой связи необходимо выделить следующие основные аспекты:1) закон распространяется абсолютно на всех хозяйствующих субъектов, в том числе малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Хотя большинство из них, какследует далее из закона 402ФЗ, могут учет не вести, тем не менее концептуально они от него не освобождаются;2) руководители крупных субъектов хозяйствования не могут возлагать на себя функции главного бухгалтера (п.3 ст.7 Закона № 402ФЗ). Этот пункт, на наш взгляд, подчеркивает возрастание трудоемкости работы бухгалтера в условиях перехода на международные стандарты учета и отчетности;3) установлены более жесткие требования к главному бухгалтеру открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний, органов управления государственными внебюджетными фондами и др. (п.4 ст. 7 Закона № 402ФЗ). Требования касаются образования (высшее), стажа (не менее трех лет из пяти календарных), судимости (не должно быть неснятойили непогашенной). Эти моменты должны ориентировать бухгалтера, прежде всего, на повышение квалификации, без которой, в условиях активного реформирования бухгалтерского учета будет трудно сформировать информацию, полезную указанным выше пользователям;4) закон обязывает руководителей организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Более того, если организация подлежит обязательному аудиту, необходимо организовать и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Это положение, на наш взгляд, возрождают ревизионную службу или утверждают службу внутреннего аудита, организация которой носила добровольный характер. Таким образом, законодатель дает понять, что учет и отчетность со временем настолько усложнятся, что издержки на содержание этих служб будут оправданы;5) отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов при сохранении перечня обязательных реквизитов вних. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут разработать удобные для них формы первичных документов и утвердить их в учетной политике предприятия. С одной стороны, это положительный факт, но при разумном подходе. Целесообразно за основу взять те же унифицированные формы и переработать их при необходимости (дополнить нужные в силу особенностей деятельности или убрать ненужные реквизиты). На бухгалтера ложится обязанность анализа всех используемых в организации форм первичных документов на предмет их оптимальности;6) появилось требование по утверждению руководителем предприятия форм бухгалтерскихрегистров, для которых тоже имеет перечень обязательных реквизитов (п.п. 4,5 ст. 10 Закона № 402ФЗ). Данный пункт , на наш взгляд, принципиально иначе организует бухгалтерский учет, несмотря на то, что на него могут не обратить особого внимания на фоне других изменений. Дело в том, что в Законе № 402ФЗ нет упоминания о том, что данные бухгалтерских регистров представляют собой коммерческую тайну. Согласно п. 11ст. 13 данные бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой тайной не являются. Исходя из этих положений,введение обязательных реквизитов для учетных регистров еще раз подтверждает, что их информация может быть представлена внешним пользователям. Это накладывает на бухгалтера определенную ответственность в вопросах аккуратности и своевременности ведения учетных регистров и их форм. На наш взгляд имеет смысл разграничить регистры синтетического и аналитического учета в вопросах коммерческой тайны. Возможно, это будет сделано позднее, при возникновении спорных ситуаций;7) установлены иные уровни регулирования бухгалтерского учета. Это федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Можно сказать, что если добавить в этот перечень первым пунктом сам Закон «О бухгалтерском учете», то уровне стало пять вместо четырех, и они изменили название. Причем на уровне с федеральными стандартами упоминаются международные стандарты бухгалтерского учета (IFRS, USGAAP, UKGAAP). Для того, чтобы Положения по бухгалтерскому учету именовались стандартами, необходимо внести в них множество изменений, в отношении которых пока много неясностей. Проекты новых ПБУ принципиально отличаются от действующих, но сроки их принятия и введения в действие называются разные, вплоть до введения задним числом с января 2013 года;8) кроме Минфина России и Банка России в качестве субъекта регулирования бухгалтерского учета называются негосударственные саморегулируемые организации, которые должны будут разрабатывать проекты федеральных стандартов. Для проведения экспертизы проектов предусмотрено создание Совета по стандартам при Минфине РФ. Это нововведение требует координационной работы. Негосударственные организации уже существуют, например, Институт профессиональных бухгалтеров России.Другие изменения касаются терминологии и особенностей учетного процесса. Среди них:1) измененный перечень объектов бухгалтерского учета. Принципиально новых объектов нет, но сделаныиные акценты. Например, понятие актива заменяет понятие имущества. При этом говорится, что актив –это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. При этом обращают а себя внимание два момента: вопервых, идет речь не о праве собственности, а о контроле над активами, вовторых, если имущество не может принести экономическую выгоду в будущем (непригодный для продажи товар), то это уже не актив;2) введение новых понятий: стандарт бухгалтерского учета, международный стандарт, факт хозяйственной жизни. При этом факт хозяйственной жизни заменил понятия «хозяйственная деятельность», «хозяйственные операции». Это сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат и движение денежных средств хозяйствующего субъекта;3) для промежуточной отчетности может быть выбран любой период с 1 января по любую отчетную дату отчетного года. И это будет урегулировано в стандарте. Кроме того, ее не надо будет представлять в налоговые органы;4) установлены особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;5) в регистрах и первичных документах разрешаются исправления, но с указанием даты и подписи ответственных лиц. Исключение составляют случаи, регулируемые другими законодательными актами. Например, исправления в кассовых и банковских документах попрежнему не допускаютсяв соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ (утв. Банком России от 12.10.2011 № 373П);6) теперь исправления в учет по результатам инвентаризации должны быть внесены в том периоде, в котором началась инвентаризация, а не в том, когда она завершилась подведением итогов;7) раньше более строго были прописаны случаи обязательной инвентаризации, что подводит к мысли о будущем новом стандарте об инвентаризации;8) указано, что План счетови порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (пп.5 п.3 ст. 21 Закона № 402ФЗ);9) один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следует представить в орган государственной статистики для включения в государственный информационный ресурс. При этом правила пользования этим ресурсом установит Росстат (п.4 ст. 18 Закона № 402ФЗ). Это еще раз подтверждает требование закона о том, что бухгалтерская отчетность не может быть коммерческой тайной организации;10) вводится упрощенная отчетность для малых предприятий и некоторых некоммерческих организаций.Второе направление реформирования бухгалтерского учета заключается в переработке Положений по бухгалтерскому учету и разработке новых бухгалтерских стандартов, необходимость которых прямо вытекает из требований нового закона.Следует отметить, что переработка ПБУ производится в соответствии с МСФО. Разумеется, внедрение норм МСФО в практику российского учета необходимо для повышения инвестиционной привлекательности российского бизнеса. Это направление реформирования потребует от бухгалтера переосмысления своей роли в учетном процессе. Дело в том, что основная идея международных стандартов учета и отчетности –формирование такой информации, которая отражала бы наиболее полно и достоверно рыночную стоимость компании. А это невозможно сделать безпереоценок статей отчетности.Учет все больше будет перенимать расчетные элементы финансового менеджмента.В ближайшее время будут приняты следующие ПБУ, проекты которых уже обсуждаются и имеются на сайте Минфина РФ[5]:
«Учет основных средств»;
«Доходы организации»;
«Учет вознаграждений работникам»;
«Учет запасов»;
«Учет аренды».Кроме этого, исходя из текста Закона «О бухгалтерском учете», в ближайшее время следует ожидать проектов ПБУ о плане счетов, об инвентаризации, бухгалтерской отчетности. Вследствие того, что рассматривается проект ПБУ «Доходы организации», целесообразно ожидать новое ПБУ «Расходы организации».В соответствии с Планом Минфина России на 20122015 годы по развитиюбухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО будут признаны стандарты МСФО и разъяснения (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107), определен перечень МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, приняты нормативные акты по непосредственному применению МСФО, утверждены новые нормативные акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе МСФО.Однако изучение вопроса о реализации данного направления реформирования бухгалтерского учета позволило выделить не только достоинства его реализации, но и проблемы и трудности, которые до сих пор серьезно тормозили процесс внедрения норм МСФО в практику российского учета.Принципиальная проблема, связанная с тем, что ранее российскийучет был ориентирован на соблюдение законодательства, а учет по МСФО –на интересы инвесторов, устранена с введением нового Закона «О бухгалтерском учете». Но следует отметить, что на сегодняшний день сохраняется зависимость бухгалтерского учета от налогового законодательства. Конечно, официально бухгалтерский и налоговый учет разделены, но нидля кого не секрет, что бухгалтер ориентирован преимущественно на снижение различий между двумя видами учета, и делается это вовсе без оглядки на интересы собственников и инвесторов.Решение проблемы, на наш взгляд, возможно двумя путями: либо бухгалтера заставит переосмыслить роль учета и отчетности законодатель, либо собственник. Пока инициатива собственников и инвесторов проявляется слабо, иначе с 1998 года переход на международные стандарты произошел бы более массово. Именно по этой причине, видимо, так активизировалась в последние годы работа по изменению законодательства по регулированию бухгалтерского учета.Одно из решений данной проблемы некоторые авторы видят в ведении не только раздельного налогового и бухгалтерского учета, но и в составлении разных балансов –для собственников и для фискальных органов [6].На этом фоне проявляется еще одна проблема, которую следует начать решать немедленно. Требуются кадры,способные не только строго исполнять букву закона в области бухгалтерского учета, но умеющие просчитывать разные варианты финансовых результатов при применении тех или способов учета и оценки. Особенно это касается использования приведенной стоимости, о которой так много сказано в проектах новых ПБУ, созданных на основе МСФО. На наш взгляд, кадровая проблема касается не только самих бухгалтеров, но и собственников и потенциальных инвесторов (физических и юридических лиц, учет у которых тоже ведут такие же бухгалтерские кадры). Дело в том, что если бы собственники понимали принципиальные отличия МСФО от привычных нам ПБУ, что применение МСФО существенно улучшит информацию для принятия инвестиционных решений, процесс практического их применения шел бы гораздобыстрее. Основное решение данной проблемы в повышении квалификации кадров. При этом это должно происходить организованно и быть доступно не только в столицах, но и в регионах. Обучение прежде всего, должно коснуться педагогов. Потом на основе вузов и иныхучебных заведений можно более массово реализовать повышение квалификации практических работников.Однако до организации подобного обучения, на наш взгляд, предстоит решить проблемы, которые можно отнести к текущим, но без решения которых процесс снова застопорится. В их числе:
определить очередность признания международных стандартов в России с разработкой пояснений (рекомендаций) по их применению. Бухгалтеру необходимы простые инструменты для расчета, понятные рекомендации и указания, которые необходимо разрабатывать. Начало было положено Приказом Минфина России от 25.11.2011 №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [7];
обеспечить единообразный перевод МСФО на русский язык, причем используя термины, привычные и понятные российским бухгалтерам. О проблеме терминологии в связи с тем, что оригинальный язык МСФО –английский, все чаще пишут разные авторы [8,9];
очередностьпризнания МСФО определить с учетом того, что сами МСФО постоянно перерабатываются, дополняются, изменяются. Таким образом, переход на МСФО в обязательном порядке должен включать создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета,повышение квалификации бухгалтерови финансовых работников, разработкустимулов для компаний, применяющих МСФО, так как трудоемкость и расходы возрастают.Направления реформирования бухгалтерского учета в полной мере реализуются только тогда, когда требования и преимущества новых подходов будут понятнывсем финансовым работникам,а руководители предприятий осознают пользу от объективной информации.Необходимо наряду с изучением предстоящих изменений переосмыслить роль бухгалтера и сущность его работы. Учет должен бытьпереориентирован с интересов фискальных органов на интересы инвесторов не только на бумаге, но и на практике.
Ссылки на источники:1.Закон «О бухгалтерском учете» №402ФЗ от 06.12.2011[Электронный ресурс] // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].2.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 №283[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].3.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФна среднесрочную перспективу. ОдобренаПриказом Минфина России от 01.07.2004 №180[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].4.ПланМинистерства ФинансовРоссии на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерациина основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утв. приказом Минфина России от 30.11.2011 г. № 440(в редакции приказа Минфина России от 30.11.2012 № 455)[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].5.Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет аренды». Проект Положения по бухгалтерскому учету«Доходы организации». Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет запасов». Проект Положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам»[Электронный ресурс]// http://www1.minfin.ru/ru/accounting/аccounting/projects/projects_norm_acts/. [Дата обращения 10.03.2013].6.Бельских И.Е.Международные стандарты финансовой отчетности в системе развития российского предпринимательства: к вопросу об эффективном внедрении[Электронный ресурс]// Международный бухгалтерский учет. 2011. № 35// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].7.О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: ПриказМинфина России от 25.11.2011 № 160н [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].8.Сорокина Е.М.Проблемы перехода на международные стандарты финансовой отчетности [Электронный ресурс]// Международный бухгалтерский учет. –2011. №27// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].
9.Николаева О. Вопросы терминологии при обучении МСФО [Электронный ресурс]// Финансовая газета. –2005. № 23 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [Дата обращения 10.03.2013].
Danilova Nadezhda Leonidovnacandidate of economic sciences, associate Professor of the Department of currency circulation, accounting and statistics ANO VPO CA of the Russian Federation «Тhe Russian University of cooperation» Cheboksary cooperative Institute (branch) ofthe cityCheboksaryyadannad@yandex.ruDirections of the accounting reform at the modern stage
Abstract.The problems of reforming the accounting associated with the introduction of the practice of internationalstandards of accounting and reporting. From 2013 put into effect the new Law «On accounting». Many of the concepts and provisions were changed. This applies not only to the terms, but also the conceptual approaches to the organization and regulation of accounting of business entities. In parallel with the work on the revision of this law, is about fifteen years of work on the implementation of IFRS in the practice of Russian accounting. However, in recent years this direction was issued in the form of the Plan of the Ministry of Finance of Russia for 20122015 for the development of accounting and reporting in the Russian Federation on the basis of IFRS. The article considers the direction of the reform of accounting, which today it is necessary to take into account the accountant in the accounting process organization at the enterprise.
Keywords. Accounting, international standards of accounting and reporting, the Law «On accounting», the accounting provisions.