Технологии подготовки преподавателей высшей школы к исследовательской деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Быстренина И. Е. Технологии подготовки преподавателей высшей школы к исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 821–825. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53167.htm.
Аннотация. В статье готовность к исследовательской деятельности рассматривается как необходимая составляющая профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. В ней подробно представлена модель формирования готовности преподавателя к исследовательской деятельности на основе интеграции информационных технологий, раскрыты принципы и педагогические условия ее реализации в практике прохождения курсов повышения квалификации, описаны технологии формирования готовности к исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется технологиям контекстного обучения, в частности, технологиям учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Быстренина Ирина ЕвгеньевнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики, ФГБОУ ВПО "Российский государственный аграрный университет

МСХАимени К.А.Тимирязева", Москваiesh@rambler.ru

Технологии подготовки преподавателей высшей школы к исследовательской деятельности

АннотацияВ статье готовность к исследовательской деятельности рассматривается как необходимая составляющая профессиональной деятельности преподавателявысшей школы. В ней подробнопредставлена модель формирования готовности преподавателяк исследовательской деятельности на основе интеграции информационных технологий, раскрыты принципы и педагогические условия ее реализации в практике прохождения курсов повышения квалификации, описаны технологии формирования готовности к исследовательской деятельности.Особое внимание уделяется технологиям контекстного обучения, в частности, технологиям учебной, квазипрофессиональной и учебнопрофессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность к исследовательской деятельности,интегративный подход, исследовательская деятельность, контекстное обучение, профессиональная компетентность преподавателя.

Проблема готовности преподавателявысшей школык исследовательской деятельности особенно актуальна на современном этапе развития отечественного образования.Ондолжен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития личности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий ее развития. Кроме того, современный преподавательдолжен быть подготовлен к решениюкомплексаисследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Другим важным компонентом профессиональной компетентности педагога является готовность к профессиональнопедагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности [1]. Все сказанное позволяет утверждать, что готовностьпреподавателей высшей школык исследовательской деятельности является важнейшей составляющей их профессиональной деятельности. Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как процесс, формирующий субъектапутем личной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических вопросов, самообразование и самореализацию своих исследовательских способностей.Отметим, что впроцессе исследовательской деятельности преподавательвыполняет действия двух типов: ориентировочные и исполнительские. Благодаря выполнению действий первого типа выявляется потребность в решении исследовательских задач того или иного вида, ставятся цели, планируется их достижение, подбираются методы выполнения исследовательских действий, оцениваются их результаты. Действия второго типа –это собственно 2исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.Мысль о важности включения в содержание педагогической деятельности решения исследовательских задач в ходе истории высказывалась многими учеными и педагогами (Ю.К. Бабанский, П.П.Блонский, П.Ф. Каптерев, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинскийи др.)[2, 3, 4, 5, 6и др.].Нами готовность к исследовательской деятельности рассматривается как интегративная характеристика, включающая осознание ценности исследовательской деятельности, знание методологии, теории и практики педагогического исследования, умение применять полученные знания в новых педагогических ситуациях, анализировать и проводить оценку различных точек зрения по конкретным проблемам профессиональной деятельности, определять свою позицию по отношению к ним.Определение сущности готовности преподавателей высшей школык исследовательской деятельности позволило выделить в ее структуре мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты:формирование у преподавателей интереса к исследовательскому поиску в профессиональной деятельности, осознание значимости исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности современного педагога;формирование направленности на занятие научноисследовательской и научнометодической работой;усвоение системы знаний о сущности процесса педагогического исследования, о границах применимости информационных технологийв процессе организации исследовательской деятельности педагога;формирование умений и навыков использования методов исследовательской деятельности в учебной и профессиональной деятельности;формирование навыков самоконтроля и самоанализа преподавателем собственной деятельности на каждом этапе исследования.Все составляющие готовности преподавателя к исследовательской деятельности тесно взаимосвязаны между собой и формируются в течение всей жизни человека.Методологической основой формирования готовности к исследовательской деятельности в рамках нашейработы является интегративный подходкак ключевой в повышении качества профессионального образования и формирования профессиональной компетентности современного педагога. Интегративный подход влияет на все компоненты системы образования, в том числе ина принципы обучения информационным технологиям. К основным из них можно отнести следующие:принцип интегративности, принцип доступности, принцип практикоориентированного подхода, принцип диалогичности.Следует сказать, что на систему перечисленных методических принципов опираются педагогические условияреализации эффективного формирования готовности преподавателей высшей школы к исследовательской деятельности. В разработанной намимодели процесса формирования готовности к исследовательской деятельности преподавателей высшей школыв процессе изученияинформационных технологий, которая включаетв себя целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты,были выделены следующие педагогические условия:1)использование различных форм интеграции информационных технологийподготовки преподавателей высшей школы;

32)учет образовательных потребностей и индивидуальных особенностей слушателейпри решении профессиональных исследовательских задач в практике изучения информационных технологий; 3)решение исследовательских задач, связанных с педагогической деятельностью, впроцессе обучения информационнымтехнологиямс учетом принципов интегративного подхода; 4)мониторинг формирования готовности к исследовательской деятельности преподавателей высшей школы.Апробация разработанной модели осуществляется на базе ФГБОУВПО «Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А.Тимирязева». В рамках разработанноймодели подготовкапреподавателей высшей школык исследовательской деятельности осуществляется в ходе изучения курса«Информационные технологии в науке и образовании». Цель изучения дисциплины формирование у слушателей углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области информационных технологий для успешной работы в науке и образовании.В результате освоения дисциплины слушатель должен:

иметь представление о возможностях применения информационных технологий в организации и осуществления научных исследований, сервисах локальных и глобальных сетей, о новых информационных технологиях в соответствующих научных областях;

знать основы современных представлений о технических и программных средствах обработки, хранения и передачи информации, приемы и методы использования средств информационных технологий в науке и образовании,методы проведения научногоисследования;

уметь самостоятельно работать с информацией, использовать в научной и учебной деятельности знание фундаментальных основ, современных достижений информационных технологий, работать с программами семейства MicrosoftOffice, владеть методикой использования средств информационных технологий в соответствующей предметной и научной областях, работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать телекоммуникационные технологии в научных и образовательных целях, осуществлять обработку статистических данных с помощью пакета анализа.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (100 академических часов), в том числе аудиторных –30 академических часов, самостоятельных –70 академических часов.Содержание курса построено на принципах исследовательского подхода и педагогической деятельности. Важнейшим аспектом рассматриваемого курса является его связь с комплексом проблем, поставленных перед профессиональным образованием в современных условиях, требующих формирования самостоятельного педагогического мышления, понимания знания педагогической теории для практики и осмысления собственной деятельности с этих позиций. Так в ходе изучения курса слушателирассматривают задачи, часто встречающиеся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Например: "В исследовании группа студентов проходила тест на уровень профессиональной пригодности. Связано ли количество правильных ответов, выполненных в ходе теста, с показателем невербального интеллекта, измеренного с помощью методики Векслера? Результаты представлены в виде таблицы 1".

4Таблица 1 Данные, полученные в ходе исследованияКоличество правильных ответов20151816191615Показатель невербального интеллекта120121105921139080

Как показывает опыт, решения задач такого типа достаточно интересны слушателям, что способствует положительной мотивации к исследовательской деятельности.Технологический компонент процесса формирования готовности преподавателей высшей школык исследовательской деятельностипредставлен технологиямипроблемного обучения, организациисамостоятельной работы, технологии случаев (casestudy), контекстного обучения. Согласно теории контекстного обучения, разработанный А.Вербицким[7], могут быть выделены три базовые формы деятельности обучающихся: –учебная деятельность академического типа (лекции, лабораторнопрактическиезанятия, семинары);–квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях содержание ситуаций из педагогической практики, связанных с исследовательской деятельностью (например, через деловые игры, дискуссии, решение исследовательских задач);–учебнопрофессиональная деятельность, где выполняются близкие к реальным исследовательские или практические задания, проекты, имеющие исследовательскую направленность. В качестве промежуточных могут выступать любые формы, обеспечивающие поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности обучающихся в другую: проблемные лекции, семинарыдискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных ситуаций из жизни и педагогической практики. А. Вербицкий отмечает, что «в комплекс конкретных технологий контекстного обучения могут входить как известные формы и методы обучения –традиционные и новые, так и создаваемые самим преподавателем. Это сфера его педагогического творчества»[8].В нашем исследовании для более успешной реализации интегративной модели формирования готовности преподавателей высшей школык исследовательской деятельности нами были спроектированы технологии формирования готовности к исследовательской деятельности педагога, которые могут быть представлены совокупностью целей, содержания, средств, форм и методов обучения. Рассмотрим особенности данных технологий.Среди технологий учебной деятельности нами применялись традиционные лекции, проблемные лекции, лекциивизуализации, лабораторные занятияит.д. Наибольший интерес вызывает рассмотрение технологийквазипрофессиональной деятельности.Технология кейсстади, относящаяся к квазипрофессиональной деятельности, создает нестандартную ситуацию, в которой слушателю следует целиком осмыслить ситуацию,изложенную в кейсе, самому выявить проблему и вопросы, требующие решения. В ходе изучения курса "Информационные технологии в науке и образовании" рассматриваются ситуации, когда необходимо сравнить с другими подобными ситуациями, не всегда аналогичными, но в тоже время имеющими единую основу, которую можно видоизменять, приблизив ее к рассматриваемой ситуации. Особую ценность данной технологии придает возможность обсудить ситуацию внутри группы и совместно сформулировать вывод.Внедрение данной 5технологиив процесс подготовки преподавателей высшей школы позволило рассмотреть следующие вопросы: "Основные тенденции развития информационных технологий в научной деятельности", "Перспективы развития информационных технологий в образовании" и т.д.Как уже было отмечено, в изучении курса "Информационные технологии в науке и образовании"активно использовались исследовательские задания профессиональной направленности, разработанные нами с учетом возрастающей сложности и повышения степени самостоятельности слушателейпри их выполнении. Примером исследовательских заданий профессиональной направленности, являющиеся также технологиями квазипрофессиональной деятельности, является задание вида: "Студенты некоторой группы за семестр по бальнорейтинговой системе преподавателя получили следующие баллы: 90, 66, 106, 84, 105, 83, 104, 82, 97, 97, 59, 95, 78, 70, 47, 95, 100, 69, 44, 80, 75, 75, 51, 109, 89. На основе представленной информации необходимо провести статистическую обработку данных: составить вариационный ряд; найти размах варьирования; найти среднее арифметическое; найти дисперсию; найти среднее квадратичное отклонение; найти моду; найти медиану". Задачи данного типа актуальны в свете происходящих процессов в высшей школе

переходу к двухуровневой системе образованияи внедрению бальнорейтинговой системы оценки знаний студентов.Таким образом, основными требованиями к технологическому компоненту процесса формирования готовности педагога к исследовательской деятельности является его соответствие принципам деятельностного подхода, диагностичности, диалогичности, проблемности, преемственности и комплексности.

Ссылки на источники1.Аттестация педагогическихработников / авт. сост.Н.В. Ширшина. –Волгоград: Учитель, 2009. –143 с.2.Бабанский Ю.К. Интеграция процесса обучения [Текст] / Ю.К.Бабанский. –М.: Просвещение, 1982. –78 с.3.Блонский П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): Пособие для высш. учеб. заведений и учит. интов / П.П. Блонский. М.: Задруга, 1916. –286с.4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М.Арсеньева. –М.: Педагогика, 1982. –704 с.5. Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. –М.: Учпедгиз, 1958. –207 с.6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Под ред. А.М.Еголина. –М.; Л.: Издво Акад. пед. наук РСФСР, 19481952. –Т. 1. –С.24; Т. 5. –С. 355.7. Вербицкий А.А. Психологопедагогическое основы образования взрослых: теория и модели контекстного обучения / А. Вербицкий // Новые знания. –2002. –№3. –С. 59.8.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. –М.: Педагогика, 1991. –314 с.

Bystrenina Irina Evgenevna

The candidate of pedagogical sciences, docent of applied informatics department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Russian State Agrarian University –Moscow Academy After Timiryazev», Moscow

6Thetechnology of the higher school teacher's preparation for research activities

AbstractArticle is distinguished preparedness for research activities as a necessary part of teachers' professional training. It is presented in detail the model of teacher's preparedness for research activities on the informatictechnology integration basis;Pedagogical principles and conditions of its implementation are revealed in the process of future teacher’s extension courses; The techniques of forming the preparedness for research activities are described. Special attention is given to techniques of contextual teaching and in particular to technologies of educational, quasiprofessional and educational professional activities.

Key words:preparedness for research activities, integrative approach, research activities, contextual teaching, teacher professional competency.