Институт медиации в юридической доктрине:проблемы и перспективы развития в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чуприна Я. С. Институт медиации в юридической доктрине:проблемы и перспективы развития в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 896–900. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53182.htm.
Аннотация. Развитие законодательства о процедуре медиации требует разъяснения и характеристики правовых отношений, возникающих в связи с ее проведением. В статье перечисляются виды таких отношений, и дается описание их составляющих элементов. Кроме этого автор раскрывает вопрос о медиации, указывает на пробелы в развитии и пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чуприна Яна СергеевнаСтудентка 3 курса Азовского института экономики и права (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г.Азовdelightful1993@mail.ru

Назаренко Наталия Алексеевнак.ю.н., доцент кафедры Финансового и административного права «РГЭУ (РИНХ)»lilas@yandex.ru

Институт медиации в юридической доктрине: проблемы и перспективы развития в России

Аннотация. Развитие законодательства о процедуре медиации требует разъяснения и характеристики правовых отношений, возникающих в связи с ее проведением. В статье перечисляются виды таких отношений, и дается описание их составляющих элементов.Кроме этого автор раскрывает вопрос о медиации, указывает на пробелы в развитии и пути их решения. Ключевые слова: медиация,урегулирование споров, интегрированная медиация, споры.

В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений в России был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)», вступивший в силу с 1 января 2011 года и содержаний в себе двадцать статей. Закон создает правовые основания для становления и развития института медиации в России, определяет условия и основания применимости медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров, что является практическим шагом к реализации мероприятий по внедрению примирительных процедур, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 20072011 годы», действие которой продлено до2012 года, где альтернативное разрешение споров рассматривается как способ уменьшения нагрузки на судей. Формируется профессиональное сообщество российских медиаторов. Утверждена в установленном Правительством РФ порядке Программа подготовки медиаторов, предусматривающая также постоянное совершенствование профессиональной компетентности. В феврале 2005 года при поддержке Администрации Президента России прошла 1я Международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества». Это событие по праву можно считать точкой отсчета в истории развития института медиации в России.ВСтратегии развития финансового рынка РФ до 2020 годаотмечена необходимость оказывать поддержку внесудебным формам разрешения корпоративных конфликтов.Так, например, С.И. Калашникова пишет, что «на сегодняшний день накоплен значительный опыт интегрированных процедур примирения при содействии посредника в правовые системы различных государств. Во многих зарубежных странах медиация существует и применяется как особая форма урегулирования споров наряду и во взаимосвязи с судебным разбирательством». В отечественной юриспруденции данная практика остается малоизученной.В.Д. Брызгалова отмечает, что «для успешной интеграции медиации, обеспечениявысокого качества медиативных услуг (что очень важно, особенно на этапе формирования нового института, когда непрофессиональные действия могут поставить его под угрозу дискредитации в глазах общественности) в России продолжается совместная работа государства, общественных институтов и юридического сообщества по формированию информированного спроса на медиацию и компетентного ее предложения. Ведется работа с предпринимательским сообществом, с другими профессиональными и социальными группами. Наряду с этим активные действия предпринимаются по интеграции медиации в образовательновоспитательную систему с целью воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте уже со школьной скамьи и многое другое. Можно сказать, что теперь почва для развития посредничества и медиации в России имеется» [1].Но надо отметить, что, так как практика медиации мало изучена, соответственно она слабо развита. Одна из причин, на наш взгляд, это признаки очень низкой исполняемости судебных актов. По данным службы судебных приставов, исполняется лишь половина судебных актов. Поскольку даже судебные акты не исполняются, нет и стимулов для посредничества и медиации. Подтверждению этому могут служить слова председателя Высшего Арбитражного Суда РФ АнтонаАлександровичаИванова, который отмечает, что «судебные акты не исполняются не просто так, не просто потому, что люди этого не хотят, а потому что для этого существуют социальноэкономические условия. Например, отсутствие морального осуждения того, кто не исполняет судебный акт, и отсутствие неблагоприятных экономических последствий для этого лица, то есть отсутствие реальных последствий. Если он не выполняет официальное решение государства, официальный судебный акт, исходящий от государства, то он не будет исполнять, разумеется, и договоренности, достигнутые с помощью посредника»[2].Так как институт медиации молодой, то это, на наш взгляд, будет являться следующей проблемой. Большое число граждан не знают о существовании такого способа разрешения споров, а если даже и узнают, то в большинстве случаев не обратят на него должного внимания. Если сравнить медиатора с иными участниками процесса, то это не такая весомая фигура в суде. В частности, спорные моменты имеет норма Закона о медиации об осуществлении деятельности медиатора с 18 лет. Весьма сложно представить себе 18летнего медиатора,не имеющего за своими плечами достаточного опыта в правовой сфере и высшего юридического образования, не прошедшего специальную медиаторскую подготовку. Кто бы доверил ему свое дело? Каждый медиатор должен иметь профессиональное образование, желательно юридическое, так как в данное время мы говорим о правовой медиации, а не медиации в целом, которая используется во многих сферах общества.В настоящее время в трех специализированных центрах г. Москвы, СанктПетербурга и Екатеринбурга, ведется обучение медиации. В г. РостовенаДону на базе Юридического факультета РГЭУ (РИНХ) в рамках системы дополнительного образования организованы курсы длямедиаторов. Совершенно очевидно, что для подготовки нужного для работы Закона количества профессиональных медиаторовнеобходимо дополнительноформироватьсетьучебных центров, способных в обозримые сроки подготовить необходимое количество специалистов для всей страны.Основой создания таких центров, на наш взгляд, могут и должны стать высшие юридические учебные заведения. Юридическая подготовка является базовымусловием эффективной работы медиатора, и дело не только в том, что без нее просто невозможно разобраться в предмете и сути спора. Следуя требованиям Закона, профессиональный медиатор должен уметь юридически взаимодействовать с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, нотариусами, т.е. работать в рамках процессуального законодательства. Одним из способов получения таких медиаторов пожалуй, наиболее простым и экономичным –является специализированная подготовка профессиональных юристов.Разумеется, одной юридической подготовки медиатору недостаточно. Необходимо приобрести целый ряд иных навыков, овладеть техниками эффективной коммуникации, управления конфликтом, организации и ведения переговорного процесса и многими другими. Однако есть достаточные основания утверждать, что обучить этому существенно проще, нежели дать серьезные юридические знания. Не случайно в странах, где медиация практикуется достаточно давно, ею занимаются главным образом юристы.Юридические вузы (факультеты) обладают высококвалифицированными преподавателями, необходимой материальной базой, методиками и опытом обучения, что позволило бы им успешно готовить и медиаторов. Кроме того, вузы, существующие в большинстве регионов страны, могли бы стать и первыми центрами сказания медиативной помощи населению, поскольку высшие учебные заведения, как показал опыт работы Центра медиации УрГЮА, пользуются доверием в обществе, что важно для развития практической медиации.В настоящее время центры медиации действуют при юридическом факультетеРостовского государственного экономического университета, при юридическом факультетеСибирского федерального университета, при юридическом факультете Воронежского государственного университета и вряде других юридических вузов.Безусловно, подготовкой медиаторовмогут заниматься и вузы других специализаций. Такой межпрофессиональный подход тоже является положительным моментом, поскольку позволяет преподающим азы медиации изучать различные методики, подходы, сравнивать результаты.Не смотря на это, новизна и перспективность получения профессии медиатора у многих вызывает интерес, однако существующая неопределённость и недостаток информации об альтернативной процедуре урегулирования споров не позволяют однозначно определиться и сделать выбор в пользу обучения медиации.Принятие закона о медиации способствовало образованию центров по подготовке профессиональных медиаторов на базе программыподготовки медиаторов, утверждённой Приказом Минобрнауки РФ от 14.02.2011 г. №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Программа является типовой, так как предусматривает обязательный минимум знаний, необходимых для получения статуса профессионального посредника. Программа состоит из трёх образовательных программ повышения квалификации.Для работы медиатором на профессиональной основе достаточно пройти обучение по программе «Медиация. Базовый курс». Дальнейшее обучение возможно по желанию слушателя. Но необходимо помнить, что обучиться на следующих уровнях программы «Медиация. Особенности применения медиации» и «Медиация.Курс подготовки тренеров медиаторов» возможно только после освоения базового блока. К прохождению модуля «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» слушатели допускаются только при успешном завершении первых двух модулей.Контингент слушателей по программе подготовки медиаторов составляют специалисты с высшим профессиональным образованием.Лица, не достигшие возраста 25 лет, вправе пройти обучение с получением статуса профессионального посредника, однако право осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе они получают после достижения 25 лет.Данная программа позволяет освоить новую специальность профессионального медиатора, узнать о преимуществах процедуры медиации и методах её применения, расширить свой профессиональный инструментарий, дополнив его новыми знаниями и навыками в области урегулирования споров, улучшить свои коммуникативные способности и навыки ведения переговоров[3].По данным ресурсного центра медиации, в Ростовской области работают 6 медиаторов, аккредитованных при ТПП Ростовской области [4].В России, в отличие от западных стран, рынок услуг в сфере медиации находится лишь в стадии формирования, однако появляется возможность получить новую, перспективную профессию. По мнению, Е.В. Тихоновой «медиация может стать профессией или незаменимым дополнением к основному виду деятельности. Медиативное восприятие окружающего мира поможет научиться конструктивно вести себя в любой ситуации и повысить интеллектуальные преимущества в социальном пространстве. В любом случае медиативные навыки и умения бесценны для всех, кто сталкивается в своей практике с разрешением конфликтов и эффективным управлением человеческими ресурсами» [5].С проблемой формирования профессионального корпуса медиаторов тесным образом связан вопрос о введениимедиации в качестве обязательного досудебного этапа урегулирования правового спора. На необходимость проработки этого вопроса обращается внимание в поручениях Президента РФ от 26.12.2011 и Председателя Правительства РФ от 29.12.2011 № ВЗП139278 «О мерахпо реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года».С учетом зарубежного опыта представляется, что введение медиации как обязательной досудебной процедуры для современной России наиболее корректно сделать поэтапно следующим образом.Первый этап: предоставление судье права определять конкретные дела, по которым проведение медиации будет обязательным, и назначать при подготовке дела к судебному разбирательству медиацию. Для этого необходимо обеспечить специальное ознакомительное обучение судей, которое позволит им получить представление о возможностях и ограничениях процедуры медиации, умение определить «медиабельность»конкретного случая. Результатом должно явиться обобщение практики и выявление категорий споров, урегулирование которых путем медиации окажется наиболее эффективным и приведет к реальному снижению нагрузки на суды.Второй этап: закрепление в законе категорий споров, для урегулирования которых процедура медиации является обязательной. Процедуру медиации на данном этапе можно будет предусмотреть в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования споров, сохранив при этом для судей возможность принимать решение об обязательном проведении процедуры медиации после возбуждения гражданского дела по категориям споров, для которых медиация не является обязательной. Эти вопросы следует урегулировать в процессуальных кодексах.Преимущества предлагаемого порядка введения обязательной процедуры медиации заключаются в том, что за время реализации первого этапа можно сформировать необходимый для этого корпус медиаторов, без чего нормативное введение медиации как обязательной досудебной процедуры может стать простой декларацией и вместо разгрузки судов создать для них дополнительные обременения.На данный же момент необходимые условия для нормативного введения медиации в качестве обязательного досудебного порядка разрешения правовых споров отсутствуют ввиду как недостаточной юридической исследованностивопроса для условий России, так и фактического отсутствия необходимого количества медиаторов.Требуемые условия могут быть созданы при последовательном решении следующих задач:а) образование при юридических вузах (факультетах) центров медиации, которые вели бы подготовку медиаторов, занимались практикой медиации, ее научнометодическим обеспечением, исследованием и обобщением практики;б) подготовка в данных центрах и формирование корпуса компетентных посредников, готовых работать с правовыми спорами любого уровня сложности;в) широкая пропаганда медиации, информирование граждан и организаций о медиации как эффективной форме урегулирования правовых споров.Государство играет наиболее значимую и важную роль в развитии данного института, поэтому разрешение споров возможно лишь при поддержке государства, законодательной, исполнительной и судебной власти. Эта помощь должна выражаться во всестороннем содействии развитию института медиации как одного из важных элементов гражданского общества и создании необходимой нормативной и законодательной базы по применению альтернативных методов разрешения споров, в частности, медиации в Российской Федерации.Напрашивается вопрос: что необходимо предпринять для дальнейшего успешного развития медиации? Кромевышесказанного нужно активизировать усилия и меры по информированию и просвещению населения, формируя осведомленный спрос на медиативные услуги, позволяющий не только делать медиацию востребованной, но и создать своего рода механизм общественного контроля за качеством медиативных услуг. При этом те, кто занимается такой просветительской деятельностью, сами должны хорошо ориентироваться в сути медиации. Судьи должны быть информированы о медиации, чтобы компетентно предлагать ее сторонам и пользоваться медиативным подходом для примирения сторон[6].По данным ресурсного центра медиации, по состоянию на декабрь 2012 года проведены 4 процедуры медиации: 2 семейных конфликта, 2 спора индивидуальных предпринимателей.Для поиска оптимальных путей взаимодействия государственного правосудия с медиацией в Свердловской области был организован первый в России правовой эксперимент по разработке и апробации механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство8. Для проведения эксперимента была разработана и утверждена концепция,подготовлена программа, определены задачи, сформирована рабочая группа. Правовой эксперимент проводится на базе судебного участка № 6 Октябрьского района г. Екатеринбурга и Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга, ставшего по итогам 2010 г. одним из лидеров Свердловской области по судебной нагрузке. Научнометодическое сопровождение эксперимента, проведение практических медиаций осуществляется Центром медиации УрГЮА.Модель правового эксперимента готовилась на основе изучения опыта взаимодействия института медиации и судебных органов Германии, Нидерландов. Финляндии. Австралии, Англии и Уэльса, США, Канады. Разработанная модель была адаптирована для российской системы правосудия. В результате эксперимента была создана и апробирована методика разъяснения судьями сторонам их права на урегулирование спора в рамках медиации, найдены оптимальные механизмы взаимодействия медиаторов и суда, согласованы процессуальные формы передачи спора на медиацию, что позволило сформировать практику обращений участников гражданского процесса к медиатору.Как показали итоги восьми месяцев эксперимента, в результате заключения медиативных соглашений прекращается производство по гражданскому делу, итоговый судебный акт, которым оканчивается производство, не обжалуется в суды вышестоящих инстанций, предотвращается подача новых и встречных исков, ввиду добровольного исполнения не возбуждается исполнительное производство.Результаты опросов участников процедуры медиации показали, что этот способ урегулирования спора стал для них предпочтительнее, чем судебное разбирательство, поскольку решение, принятое по итогам медиации, гораздо больше соответствует их интересам, нежели решение суда.Среди факторов, которые побудили стороны обратиться к медиации, были отмечены следующие:–квалифицированное разъяснение судьями права на урегулирование спора в рамках процедуры медиации;–проведение информационных встреч медиатора и стороннепосредственно в здании суда;–высокий профессиональный уровень медиаторов;–проведение процедуры медиации для участников гражданского процесса бесплатно.В 2012 г. действие эксперимента распространится и на другие суды Екатеринбурга и Свердловской области. Представляется, что подобного рода эксперименты позволят найти для России оптимальную модель частноймедиации.Параллельно с развитием частной модели необходимо внедрять интегрированную медиацию в деятельность юрисдикционных органов. Поскольку в интегрированной модели примирение рассматривается как одна из дополнительных компетенций субъектов, реализующих юрисдикционную деятельность, то правовое регулирование интегрированной медиации осуществляется не специальным законом, а в рамках отраслевого законодательства, которое регламентирует деятельность того или иного юрисдикционного органа. Применительно к российской практике интегрированная модель медиации может быть реализована в рамках судебной и нотариальной деятельности, в исполнительном производстве. Первые шаги к этому уже сделаны: Высшим Арбитражным Судом РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», который предполагает введение института судебного посредничества. Для практической реализации этой идеи требуется найти оптимальную модель судебной медиации, проработать механизмы взаимодействия частной и судебной медиации, разработать юридические конструкции интегрирования медиации в судебный процесс, определить объем компетентности судебного медиатора и его процессуальный статус. Законопроект был представлен для обсуждения широкой аудитории, в настоящее время продолжается работа по его совершенствованию.Как показывает опыт применения медиации в зарубежных странах, интегрированная модель эффективна в рамках исполнительного производства, она может применяться в деятельности различных органов, уполномоченных на разрешение правовых споров. Основная задача государства —выбрать оптимальную модель такой медиации, органично включить ее в существующую юрисдикционную процедуру.Медиация как способ урегулирования правовых споров может быть эффективна не только в виде частной и интегрированной модели. Как показываетпрактика, применение медиативных техник в различных сферах юридической деятельности также приносит положительные результаты. В частности, в рамках проводимого в Екатеринбурге эксперимента Центром медиации УрГЮА была разработана специальная программа обучения медиативным техникам судей. Она была апробирована и показала, что применение судьями медиативных техник способствует снижению трудозатрат по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Так, если у судей, прошедших обучение по специальной программе, в 2010 г. показатели по процентному соотношению прекращенных дел от общего числа рассмотренных дел были ниже среднего числа по суду на 15%, то в 2011 г., после прохождения обучения, соотношение прекращенных и рассмотренных дел у этих судей увеличилось и превысило средниепоказатели по суду на 200,5 % [7].Таким образом, только комплексный подход к развитию медиации поможет ей занять достойное место в системе урегулирования правовых споров России.На основании выше изложенного сделаем краткий итог.Исходя из положения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», можно сделать вывод, что процедура медиации –это альтернативный способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лицамедиатора, применяемый к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Так или иначе, но во всех этих случаях речь идет об одном и том же процессе (процедуре) выработки и принятия определенного решения, сущность которого отражена в принципах посредничества. Тем не менее, единое определение медиации в настоящее время отсутствует, что в числе других фактов не способствует активному распространению и применению данного института в России [8].Как отметила Ц.А. Шамликашвили,президент Национальной организации медиаторов, создатель и научный руководитель Центра медиации и права, «сегодня медиация в России –это реально существующий институт, действующий и действенный способ разрешения споров в современном российском обществе. Пускай сегодня к нему, как уже говорилось, чаще обращаются частные граждане, а не представители организаций, государственных структур, бизнеса, это лишь свидетельствует о большей мобильности тех, кто обладает информацией и умеет ею распоряжаться. В конце концов, подобные тенденции возникают во многих областях человеческой жизни, как бы разделяя ее на два мира. Мир, состоящий из национальных государств, ограниченных государственными политическими границами, и мир виртуальный, информационный, в котором границ практически нет»[9].Государства выстраивают свою политику, исходя из государственных интересов, но зачастую, не учитывая голос «меньшинства», который благодаря информационным технологиям в некоторых случаях оказывается внятным большинству. Если не учитывать этот факт и не выстраивать диалог с обществом, —диалог, основанный на принципах медиации, —последствия могут оказаться ужасающими (причем и для общества, и для государства). Медиация обладает уникальной способностью соединять миры, открывать и примирять разные интересы. И нам нужно сделать все, чтобы этот институт не оказался формализован, не был дискредитирован в глазах общества. Именно это на сегодня и является главной задачей развития медиации в России [10].Институционализация медиации в России это веха в развитии правовой системы в целом. Разумеется, это лишь начало большого, сложного пути становления нового социально значимого института. Но импульс столь необходимое российскому обществу «благословение» со стороны государства получен. Теперь уже от каждого из нас (российских граждан) зависит, насколько динамично медиация будет интегрироваться в российскую правовую культуру и общественную жизнь в целом.

Ссылки на источники1.Брызгалова В.Д. Проблемы и перспективы развития медиации в урегулировании споров в России // ЕврАзЮж. 2012. № 11 (54). –URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3647%3A20121213050703&catid=151%3A20100818060943&Itemid=125 –[Дата обращения 19.02.2013].2.Интернетинтервью с Председателем ВАС РФА.А. Ивановым: «Итоги работы и перспективы развития системы арбитражного судопроизводства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/law/interview/ivanov1.html–[Дата обращения 19.02.2013].3.Тихонова Е.В. Медиатор –профессия будущего. URL: http://www.mediators.ru/rus/regional_mediation/tambov/news/text6 –[Дата обращения 19.02.2013].4.Список посредников (медиаторов), аккредитованных при ТПП Ростовской области. URL:http://www.mediators.ru/rus/regional_mediation/rostov/mediators –[Дата обращения 19.02.2013].5.Тихонова Е.В. Указ.соч.6.Брызгалова В.Д. Указ.соч.7.Загайнова С.К.О перспективах развития института медиации в России . URL: http://www.mediators.ru/rus/about_mediation/news/text12/text5 –[Дата обращения 19.02.2013].8.Султанова А.Н. Понятие института медиации в российской юридической доктрине // Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). 2012. С.417718.9.Шамликашвили Ц. А.Закон о медиации: два года спустя. URL:http://blog.pravo.ru/blog/mediacia/5910.html –[Дата обращения 19.02.2013].10.Там.же.

Chuprina Yana,3rd year student of Azov Institute of Economics and Law (affiliate) FGBOU VPO "RGEU (RINH)," Azovdelightful1993@mail.ruNatalia Nazarenko,Ph.D., Associate Professor of Finance and Administrative Law "RGEU (RINH)"lilas@yandex.ruInstitute of mediation in legal doctrine: the problems and prospects of mediation in RussiaAbstract.Development of legislation on mediation procedure requires clarification and characteristics of legal relations arising in connection with the Contest. The article lists the types of relationships, and a description of their constituent parts. In addition to this, the author reveals the issue of mediation, points to gaps in the development and their solutions.Keywords:mediation, dispute resolution, integrated mediation disputes.