Философия природы в творчестве Н.А. Заболоцкого
Выпуск:
ART 53187
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рыжкова-Гришина
Л.
В. Философия природы в творчестве Н.А. Заболоцкого // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
921–925. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53187.htm.
Аннотация. Изображение природы в поэзии Н.А. Заболоцкого отражает
натурфилософские взгляды поэта в их развитии и многообразии. С ранних лет увлеченный осмыслением природных тайн, поэт пронес этот интерес через всю
жизнь, так или иначе задумываясь о сложных, не всегда разгаданных и потому кажущихся противоречивыми законах и явлениях природы. На примере творчества Н.А. Заболоцкого рассмотрены некоторые натурфилософские идеи, нашедшие отражение в литературе и ставшие предметом пристального внимания поэтов и писателей.
Текст статьи
РыжковаГришина Любовь Владимировнаг. Рязань, НОУ ВПО ©Рязанский институт бизнеса и управленияªкандидат педагогических наукпроректор по научной работе и международным связямНОУ ВПО ©Рязанский институт бизнеса и управленияª, член Союза писателей России,г. РязаньRapsod@list.ruФилософия природы в творчестве Н.А. ЗаболоцкогоАннотация:Изображение природы в поэзии Н.А. Заболоцкого отражает натурфилософские взгляды поэта в их развитии и многообразии. С ранних лет увлеченный осмыслением природных тайн, поэт пронес этот интерес через всю жизнь, так или иначе задумываясь о сложных, не всегда разгаданных и потому кажущихся противоречивыми законах и явлениях природы. На примере творчества Н.А. Заболоцкого рассмотрены некоторые натурфилософские идеи, нашедшие отражение в литературе и ставшие предметом пристального внимания поэтов и писателей.Ключевые слова: натурфилософия, картины природы, пейзаж, психологическая параллель.Список литературы:1. Заболоцкий Н.А. Избранные произведения в двух томах. М.: Художественная литература, 1972.2. Заболоцкий Н.А. Стихотворения / Сост. Н.Н. Заболоцкий; Вступ. статья И.И. Ростовцевой. М.: Сов. Россия, 1985. 304 с. 3. Заболоцкий Н.А. Я воспитан природой суровой / Николай Заболоцкий. М.: Эксмо, 2008. 560 с. (Поэзия. Стихи и судьбы).4. Турков А.М. Николай Заболоцкий: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1981. 142 с.RyzhkovaGrishinaLyubovVladimirovna
Candidate of Pedagogics, prorector on scientific work, NSEI of HE©Ryazan institute of business and managementª, fellowmember of the Union of writers of the Russian Federation, the winner of literary competitions.rapsod@list.ruPhilosophy of the world of the nature in N.A.Zabolotsky's creativity.Summary:Nature pictures in N.A.Zabolotsky's poetry reflect views of the poet of the nature world in their development and variety. Since early years carried away by judgment of natural secrets, the poet carried by this interest through all life, anyway reflecting about difficult,not always solved and therefore seeming inconsistent laws and natural phenomena. On the example of N.A.Zabolotsky's creativity some physiophilosophical ideas which found reflection in literature and have become a subject of close attention of poets and writers are considered.Keywords: physiophilosophy, nature pictures, a landscape, a psychological parallel.
Любой художник начинает свой творческий путь с созерцания мира, которое выливается в поэтические строки и является его осмыслением. Иногда это рождает у поэта строки с изображением пейзажа как такового. У Н.А. Заболоцкого есть стихи собственно картины природы. Лишенные какой бы то ни было подоплеки, это те картины, которыми он искренне восхищался в жизни и переносил свои восхищенные чувства в рифмованном виде на бумагу. Правда, таковых достаточно мало, в основном, пейзаж Н.А. Заболоцкого выполняет гораздоболее сложную функцию он несет смысловую нагрузку, может быть фоном, на котором разворачивается действие, имеет философский подтекст или является средством для отображения сложного психологического состояния лирического героя.Мир природы полон для Н.А.Заболоцкого древнейших тайн и загадок, уже в 28 лет он написал поэму ©Безумный волкª, где мы находим строки, ясно характеризующие его восприятие окружающего мира: ©Загадки страшные природы / Повсюду в воздухе висятª [2, с. 78]. Поэт ощущал это таинство Природы всей своей сутью, она и впрямь для него исток всего и колыбель. В поэме ©Птицыª он даже воскликнул: ©О, деревянная музыка старого чистого леса! / Первый существ разговор, колыбель человеческой речи!ª [1, с. 64]. То есть именно здесь в полях, лесах, лугах, на природном лоне он прикасался к таинственному началу самой жизни. Николай Заболоцкий неслучайно видел в природе собранье древних тайн, понимая, что те же птицы, быть может, гораздо ближе к ней, чем современный человек, удаленный от нее в несвободные и суетные города: ©Птицы, откройте глаза мне! Птицы, скажите откуда / вы появились? Какую вы носите тайну?ª [1, с. 65]. Может быть, поэтому и вырывались у поэта такие горькие слова: ©И чем ближе мой срок, тем все больше / Птицы, люблю я вас. Малыедети вселенной…ª [1, с. 68]. Грустно вздыхал поэт: ©Если бы воля моя уподобилась воле Природы, если бы слово мое уподобилось вещему слову…ª. В поэме ©Безумный волкª он высказал подобную мысль: ©Приятно жить счастливому растенью / Оно на воздухе играет, как дитя. / А мы ногой безумной оторвались, / Бежим тудасюда, / А счастья нет, как нет…ª [2, с. 78].А ведь Природа, по Н.А. Заболоцкому, не просто мудра, она мать и великий учитель. В поэме ©Безумный волкª ее герой Волк восклицает:©Бывало, ухом прислонюсь к березе/ И различаю тихий разговор./ Береза сообщает мне свои переживанья,/ Учит управлению веток,/ Как шевелить корнями после бури/ И как расти из самого себяª[2, с. 79].Эта поэма была написана в 1931 году, поэма ©Птицыª в 1933, но и в более ранних произведениях тема природы звучала для поэта живо и актуально. В ней и только в ней он видел источник силы и начало начал. В стихотворении ©Лицо коняª (1926 г.) он, к примеру, писал: ©Лицо коня прекрасней и умней, / Он слышит говор листьев и камней…ª[3, с. 119]. Таким образом, прикосновение к природе становится прикосновением к самой жизни. Поэт остро чувствовал оторванность городских жителей (уже в начале XXвека!) от мира природы, искусственность этой урбанизированной цивилизации по сравнению с естественностью и красотой природной среды. И хотя не прошел мимо городской темы, но это было продиктовано отчасти и личными обстоятельствами жизни, и самим временем, осмыслением нового быта. В стихотворении ©Новый Бытª поэт писал: ©Восходит солнце над Москвой, / Старуха думает с тоской: / Куда, куда идти теперь? / Уж Новый Быт стучится в дверь…ª.Вместе с тем поэт понимал, что городская жизнь при всех ее благах не может дать человеку то, что испокон веков давала ему жизнь на природе, что онаморально изнуряет человека, отнимает у него силы, в отличие от природы, которая ему эти силы дает. В стихотворении ©В жилищах нашихª он с грустью отмечал: ©В жилищах наших / Мы тут живем умно и некрасиво, / Справляя жизнь, рождаясь от людей, / Мы забываем о деревьяхª [3, с. 121]. Деревья для поэта атрибут природного мира, и он сожалеет: ©Нам непонятна эта красота деревьев влажное дыханьеª.Прикосновенье к миру природы всегда рождало у поэта строки необыкновенной красоты и чеканности, как, например, в стихотворении ©Царица мухª:©Тихо, тихо ночь ступает,/ Слышен запах тополей./ Меркнет дух мой, замирает/ Между сосен и полей [2, с. 72].В стихотворении ©Полденьª читаем: ©Есть в расцвете природы моей
/ Кратковременный миг пресыщенья, / Час, когда перламутровый клей / Выделяют головки растенья…ª [3, с. 398].Если спросить напрямик: как Н.А.Заболоцкий относился к природе, можно ответить так же прямо: трепетно, даже восторженно. Окружающий мир для него та самая ©зеленая книга природыª, о которой он писал в стихотворении ©Весна в Мисхореª. Он словно любовался ею и удивлялся ее безбрежности и величию, как, например, в стихотворении ©Лесное озероª, которое неожиданно открывается взору его лирического героя:В венце из кувшинок, в уборе осок,В сухом ожерелье растительныхдудокЛежал целомудренной влаги кусок,Убежище рыб и пристанище уток.Но странно, как тихо и важно кругом!Откуда в трущобах такое величье?Зачем не беснуется полчище птичье,Но спит, убаюкано сладостным сном?Один лишь кулик на судьбу негодуетИ в дудку растенья бессмысленно дует.И озеро в тихом вечернем огнеЛежит в глубине, неподвижно сияя,И сосны, как свечи, стоят в вышине,Смыкаясь рядами от края до края [3, с. 315].Природа в стихах Н.А.Заболоцкого цветет и ликует, она для него источник радости:©Есть хор цветов, не уловимый ухом. / Концерт тюльпанов и квартет лилей. / Быть может, только бабочкам и мухам / Он слышен ночью посреди полейª (©Творцы дорогª) [2, с. 151].Такую же радость и даже изумление у него вызывало пение соловья, казавшееся ему божественным и, видимо, даже от него не зависящим волшебным ремеслом. Иначе бы поэт не стал задавать этот риторический вопрос: ©В твоей ли, пичужка ничтожная, власти, безмолвствовать в этом сияющем храме?ª©Сияющий храмª это, конечно, сама царственная природа, в которой не имеет морального права молчать эта крохотная птичка. Но сравнение природы с храмом не ново для русской литературы, об этом говорили и спорили русские писатели еще в XIXвеке. Одни относились к ней молитвенновосторженно, видя в ней проявление божественной воли, другие же, подхваченные идеями Просвещения, а затем и материализма призывали осваивать ее богатства и смотрели на природу как на среду обитания человека. Эти тенденции времени отражены в произведениях той эпохи, например, И.С. Тургенев в уста своего героя вложил знаменитые слова: ©Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работникª.Но идея природыхрама все же никогда не исчезала и глубоко проникла в сознание человечества. Кстати сказать, наиболее ярко, как ни странно, онавновь начала проявляться в XXIвеке, несмотря на грубейшее освоение и даже уничтожение природной среды. Думается, именно такое безжалостное отношение к природе, нарушение экологического равновесия и страх человечества перед лицом природных катастроф и породили подобную реакцию. Человек снова стал задумываться о великой роли природы, о своем месте в ней, сравнивая свои силы и силы природы, и как выяснилось, место это крайне незначительно и никакого паритета сил в данном случае быть просто не может. Но лучшие умы человечества понимали это всегда, и им не нужны было ждать какихто природных катастроф, чтобы осознать свое место в мире. Так, для Н. Заболоцкого природа тот источник, откуда он черпал свое вдохновение. Может быть, и себя самого он тайно сравнивалс соловьем, понимая, что и его личное ©пениеª зависит не столько от него самого, сколько от божественного промысла и высшей воли. По крайней мере, он осознавал, что вдохновение он может почерпнуть только здесь. Риторически обращаясь к Осени, поэт восклицал: ©Дух Осени, дай силу мне владеть пером! / В строенье воздуха присутствие алмазаª [2, с. 89].Он и сам чувствовал себя частью этого великолепного природного мира и никогда себя ему не противопоставлял, напротив, он ощущал себя неотделимым от него. Более того, он чувствовал себя даже не часть, а мыслью: ©И сам я был не детище природы, / Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!ª (©Вчера, о смерти размышляя…) [3, с. 210].А в стихотворении ©Сонª его ощущение слитности и неразъединенности с миром природы, казалось, приобретало почти фантастические черты: ©Но уж стремилась вся душа моя / Стать не душой, а частью мирозданья…ª.Он так остро ощущал эту связь, что, кажется, язык природы это и его родной язык, и ему понятен каждый шорох травы, каждый порыв ветра, для него полны смысла трепетанье листвы и плеск ручья, и даже ©первые дальние громыª для него как ©первые слова на родном языкеª.В стихотворении ©Лесное озероª, напротив, мыслящей предстает сама природа: ©Бездонная чаша прозрачной воды / Сияла и мыслила мыслью отдельной…ª [3, с. 316]. То есть природа живая, мыслящая, разумная! Не зря же он, обращаясь к деревьям, воскликнул: ©Читайте, деревья, стихи Гезиода, / Дивись Оссиановым гимнам, рябина!ª [2, с. 143].Анализировать стихи Н. Заболоцкого сложно, но и просто одновременно, здесь важно все каждое слово, ибо оно становится символом, и кажется, проходных слов у него нет вообще.Вместе с тем мир природы мир сложный и даже драматичный, он не так прост и безмятежен. ©Лицо природы, каким оно видится поэту, постоянноменяется. По нему как бы пробегают всевозможные оттенки, резкая смена выражений от материнской нежности к своим созданиям до холодной, равнодушной жестокости. Природа порой почти неузнаваема в этих своих метаморфозахª [4, с. 50]. Н.А. Заболоцкий прекрасно сознавал наличие в этом мире ежедневной, ежеминутной борьбы за существование. В стихотворении ©Лодейниковª герой тоже осознал это:Лодейников склонился над листами,И в этот миг привиделся емуОгромный червь, железными зубамиСхвативший лист и прянувший во тьму.Так вот она, гармония природы,Так вот они, ночные голоса!Так вот о чем шумят во мраке воды,О чем, вздыхая, шепчутся леса!Лодейников прислушался. Над садомШел смутный шорох тысячи смертей.Природа, обернувшаяся адом,Свои дела вершила без затей.Жук ел траву, жука клевала птица,Хорек пил мозг из птичьей головы,И страхом перекошенные лицаНочных существ смотрели из травы [3, с. 388389].Так что же нет гармонии в большом и величественном Мире Природы, если даже в этом крохотном земном мирке нет спокойствия и лада, если ©природы вековечная давильняª в его понимании ©соединяла смерть и бытиеª.Стало быть, бессильна мысль человеческая осознать это, но тщится, вечно тщится человек постичь великое таинство жизни: ©В краю чудес, в краю живых растений, / Несовершенной мудростью дыша, / Зачем ты просишь впечатлений / И новых бурь пытливая душа?ª [3, с. 385]. Так и оставались без ответов эти немые вопросы, и поэт, видимо, долгое время не мог понять, что же всетаки представляет собою Природа и что заключает она в себе ©то ли правду цветка, то ли в нем заключенную ложьª это строчка из стихотворения ©Все, что было в душеª. Но этот дуализм сознания, на наш взгляд, есть следствие правоты поэта, по крайней мере, он интуитивно нащупывал вектор, указывающий на гармонию, ведь мир состоит не из одной краски. Хотя, возможно, это просто наша слабая спасительная мысль, чтобы както защититься от непонимания многих вещей, кажущихся нашему бедному разуму хаосом.По собственным словам, душа поэта зрела в противоречиях, со временем все более и более обогащаясь впечатлениями, эмоциями и чувственным опытом. И его духовному взору стало открываться то, что не следует искать идиллии и гармонии в природе, и может быть, это было его ошибкой, какзнать… И тем не менее уже будучи вполне зрелым человеком, он сделал для себя вывод: ©Я не ищу гармонии в природеª в стихотворении с одноименным названием. Он словно в нем признавался, что не ищет в природе ни гармонии, ни ©разумной соразмерности началª иобъяснял причину этого: ©Как своенравен мир ее дремучий! / В ожесточенном пении ветров / Не слышит сердце правильных созвучий, / Душа не чует стройных голосов…ª [3, с. 392].Таким образом, его давнишняя мысль о том, что природа это жестокий мир, где идетборьба за существование и где процесс выживания приобретает порой страшные и чудовищные формы, теперь словно выкристаллизовывается и обретает чеканные формы.Когда огромный мир противоречийНасытится бесплодною игрой, Как бы прообраз боли человечьейИз бездны вод встает передо мной.
И в это час печальная природаЛежит вокруг, вздыхая тяжело,И не мила ей дикая свободы,Где от добра неотделимо зло [3, с. 392].Поэт приходит здесь к удивительному выводу, к которому давно пришли философы, пишущие о единстве и борьбе противоположностей. И надо сказать, что в природе они не видели никаких противоречий, так как их взгляд на нее был многоаспектным, объемным и позволяющим видеть в ней не собрание хаотичных явлений, а стройную и целостную картину. Вспомним, что в древнихпантеонах наличествовали два, казалось бы, исключающих друг друга начала, но они не всегда представляли собой примитивное олицетворение Добра и Зла, чаще это былидве разумные и необходимые друг другу природные силы. Эти силы проявлялись во всем в смене времен года, дня и ночи, наличии тепла и холода, света и тени и т. д. Разве мы можем однозначно сказать, что тепло это только добро или только зло? Оно может быть и тем и другим, так же, как и тем и другим может быть холод он может стать спасительной прохладой в палящий зной, но может обратиться и смертельной стужей. Таким образом, в самой природе нет понятий Добра и Зла, все зависит от обстоятельств, условий, места, времени и человеческого отношения к ним. И может, Н.А. Заболоцкий понял эту главную мысль о природе, ©где от добра неотделимо злоª, ик этой мысли он пришел в процессе своей духовной эволюции.Но вернемся к нашему замечанию о том, что в некоторых своих взглядах на природу Н.А. Заболоцкий ошибался. На наш взгляд, природа не может быть негармоничной, негармоничным может быть только человек в ней. Человек часть природы, природа целое. Часть несет в себе черты целого, и если в ней появляется нечто порочное, так это не потому что порочно целое, а потому что порочна она сама, эта часть, то есть человек. Таким образом, это не природа лишена ©разумной соразмерностиª и ©правильных созвучийª, а тот, кто в ней этого не может увидеть. И это его беда. Не природа дисгармонична, а сам человек, и не соответствуяей, он обвиняетеев чем угоднолишь бы оправдать собственное несовершенство. Это один из аспектов видения природы и места человека в ней. Возможно,в современных условиях такая постановка вопроса правильная, так как прогрессне только движет человечество вперед, но и пагубно сказывается на экологии. Человечество вырубает леса, затапливает огромные площади земли под строительство электростанций и водохранилищ, громадные территории планеты стали ядерными полигонами и захоронениями радиоактивных отходови т.д. Когдато другой поэт А.А. Вознесенский, несмотря на то, что это поэт исключительно городской среды, более того, поэт урбанистического мышления, с возмущением писал о несоответствии современного человека гармоничному миру природы, достаточно вспомнить его строки на эту тему: ©Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводиª.Поэт был взволнован тем, что человек, пойдя на поводу своих страстей, забыл о том, что ему не надо стремиться покорять природу, а надо просто жить с ней в ладу, и тогда она обернется для него добрым другом и заботливой матерью. Что не может часть победить целое, и что потакание земному снижает нашу возможность устремляться к небесному.Эти вопросы становились предметом пристального внимания многих поэтов, и Н.А. Заболоцкий всю жизнь размышлял над ними, понимая их значимость и склоняясь то в одну, то в другую сторону.Одним из наиболее любимых образов Н.А. Заболоцкого образ кузнечика, казалось бы, совершенно простой, незамысловатый и даже детский образ, по крайней мере, кузнечик частый гость поэзии для детей. Но это у других, а у Н.А. Заболоцкого он не просто насекомое, он метафорический ©маленький работник мирозданьяª, каким он видится поэту в стихотворении ©Голубиная книгаª.В статье ©Мысль образ музыкаª Н.А. Заболоцкий писал: ©Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является художественным. Слово получает свой художественный облик в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?Это прежде всего сочетания смысловª [1, с. 286]. И далее: ©Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образª [1, с. 286].Так атомы смыслов таких различных слов, как кузнечик и мирозданье, какимто неведомым одному лишь поэту образом сочетались в единое целое, и возникла эта удивительная и глубокая метафора: ©Уж бедный мир, забыв свои страданья,/ Затихнул весь, и только вдалеке/ Кузнечик, маленький работник мирозданья,/ Все трудится, поет, не требуя вниманья,/ Один, на непонятном языке...ª [2, с. 126]. И это его качество трудиться не для когото, а для себя, для души, было главным для Н. Заболоцкого, возможно, он здесь видел какуюто параллель со своей судьбой.Мы уже говорили об образе кузнечика в поэзии Н. Заболоцкого, когда речь шла о противопоставлении больших и малых величин как эстетическом принципе, позволяющим приблизить два совершенно различных мира. Стихотворение с немудрящим названием ©Кузнечикª, написанное через десять лет после ©Голубиной книгиª, словно продолжало раскрывать нам некую тайну. И где кузнечик вовсе не неприметное насекомое, каких миллионы и миллионы, а более емкий образ. В лирическом пространстве поэта кузнечик становится неким символом, и этот символ, этот ©кузнечик дуреньª абсолютно спокойно и даже уютно сосуществует рядом с вселенскими просторами. Он далеко не затерянная и ничего не значащая для мира частичка, он и ©маленький Гамлетª, и ©маленький работник мирозданьяª. В стихотворении ©Читайте, деревья, стихи Гезиода…ª читаем: ©Вы слышите, как перед зеркалом речек, / Под листьями ивы, под лапами ели, / Как маленький Гамлет, рыдает кузнечик, / Не в силах от вашей уйти канители?ª [2, с. 143].Но если кузнечик рыдает, как Гамлет, значит, у него есть на то серьезные причины. Какие? Неужели перед ним встают какието глобальные проблемы? Видимо, поэт считал именно так, потому что, как мы уже отмечали, для него одинаково важной была жизнь микро и макромира.Кузнечик еще не раз возникнет в стихах Н. Заболоцкого, например, в стихотворении ©Все, что было в душе…ª: ©Все, что было в душе, все как будто опять потерялось, / И лежал я в траве, и печалью и скукой томим. / И прекрасное тело цветка надо мной поднималось, / И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним…ª [3, с. 206]. И здесь же: ©И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась. / И запела печальная тварь славословье уму…ª [3, с. 206].Какая разная характеристика у одного крохотного кузнечика, наделенного большим смыслом! Икак разнообразна жизнь природы!И все же жизнь природы для поэта связана для него не только с вековечной попыткой разгадать ее загадки, но и источник радости, особенно весной. ©А весна хороша, хороша! / Охватило всю душу сиренямиª, с восторгом восклицает он в стихотворении ©Уступи мне, скворец, уголокª. В эту пору ©пытливая душаª поэта не только не подвержена печальным мыслям, но даже слышать не желает ©смутный шорох тысячи смертейª, потому что в поле его зрения и слуха лесные чудеса, как, например, встихотворении ©Весна в лесуª. Здесь каждая веточка наполняется солнечным соком, поет глухарь, и здесь поэт наблюдает настоящее буйство жизни, ее праздник и даже сказочноскоморошье озорство:©А на кочках, под осинами,/ Солнца празднуя восход, / С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод./ Лапки к лапкам прижимаючи, / Вроде маленьких ребят, / Про свои обиды заячьи/ Монотонно говорятª[2, с. 113].И даже солнце ©невольно улыбаетсяª, глядя с небес на эти лесные чудеса и радости весенней жизни. Его голос изменялся, другими становились интонации, он и сам словно становился другим счастливым. Но как бы ни ©улыбалосьªпоэту весеннее солнце, он никогда не забывал, что все в природе взаимосвязано, что все начинается с малого, что миллионы этих солнц сосуществуют с невидимыми живыми организмами. Эту мысль он высказалоднозначно: ©Сквозь волшебный прибор Левенгука / На поверхности капли воды / Обнаружила наша наука / Удивительной жизни следыª [2, с. 184].Это давало поэту ощущением того, что нет в природе ничего случайного и незначительного, что малая бабочка для нее так же важна, как и гигантская планета, и что большое отражено в малом, как в капле воды заключен океан: ©Но для бездн, где летят метеоры,/ Ни большого, ни малого нет,/ И давно беспредельны просторы/ Для микробов, людей и планетª[2, с. 184].Значит, вот он какой мир природы для поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, это мир, состоящий из ©микробов, людей и планетª, что одинаково значимы и весомы для Вселенной, и где ничего нельзя нарушить, ибо не нами создано это многообразие и не нами заверчено это круговращение.
Candidate of Pedagogics, prorector on scientific work, NSEI of HE©Ryazan institute of business and managementª, fellowmember of the Union of writers of the Russian Federation, the winner of literary competitions.rapsod@list.ruPhilosophy of the world of the nature in N.A.Zabolotsky's creativity.Summary:Nature pictures in N.A.Zabolotsky's poetry reflect views of the poet of the nature world in their development and variety. Since early years carried away by judgment of natural secrets, the poet carried by this interest through all life, anyway reflecting about difficult,not always solved and therefore seeming inconsistent laws and natural phenomena. On the example of N.A.Zabolotsky's creativity some physiophilosophical ideas which found reflection in literature and have become a subject of close attention of poets and writers are considered.Keywords: physiophilosophy, nature pictures, a landscape, a psychological parallel.
Любой художник начинает свой творческий путь с созерцания мира, которое выливается в поэтические строки и является его осмыслением. Иногда это рождает у поэта строки с изображением пейзажа как такового. У Н.А. Заболоцкого есть стихи собственно картины природы. Лишенные какой бы то ни было подоплеки, это те картины, которыми он искренне восхищался в жизни и переносил свои восхищенные чувства в рифмованном виде на бумагу. Правда, таковых достаточно мало, в основном, пейзаж Н.А. Заболоцкого выполняет гораздоболее сложную функцию он несет смысловую нагрузку, может быть фоном, на котором разворачивается действие, имеет философский подтекст или является средством для отображения сложного психологического состояния лирического героя.Мир природы полон для Н.А.Заболоцкого древнейших тайн и загадок, уже в 28 лет он написал поэму ©Безумный волкª, где мы находим строки, ясно характеризующие его восприятие окружающего мира: ©Загадки страшные природы / Повсюду в воздухе висятª [2, с. 78]. Поэт ощущал это таинство Природы всей своей сутью, она и впрямь для него исток всего и колыбель. В поэме ©Птицыª он даже воскликнул: ©О, деревянная музыка старого чистого леса! / Первый существ разговор, колыбель человеческой речи!ª [1, с. 64]. То есть именно здесь в полях, лесах, лугах, на природном лоне он прикасался к таинственному началу самой жизни. Николай Заболоцкий неслучайно видел в природе собранье древних тайн, понимая, что те же птицы, быть может, гораздо ближе к ней, чем современный человек, удаленный от нее в несвободные и суетные города: ©Птицы, откройте глаза мне! Птицы, скажите откуда / вы появились? Какую вы носите тайну?ª [1, с. 65]. Может быть, поэтому и вырывались у поэта такие горькие слова: ©И чем ближе мой срок, тем все больше / Птицы, люблю я вас. Малыедети вселенной…ª [1, с. 68]. Грустно вздыхал поэт: ©Если бы воля моя уподобилась воле Природы, если бы слово мое уподобилось вещему слову…ª. В поэме ©Безумный волкª он высказал подобную мысль: ©Приятно жить счастливому растенью / Оно на воздухе играет, как дитя. / А мы ногой безумной оторвались, / Бежим тудасюда, / А счастья нет, как нет…ª [2, с. 78].А ведь Природа, по Н.А. Заболоцкому, не просто мудра, она мать и великий учитель. В поэме ©Безумный волкª ее герой Волк восклицает:©Бывало, ухом прислонюсь к березе/ И различаю тихий разговор./ Береза сообщает мне свои переживанья,/ Учит управлению веток,/ Как шевелить корнями после бури/ И как расти из самого себяª[2, с. 79].Эта поэма была написана в 1931 году, поэма ©Птицыª в 1933, но и в более ранних произведениях тема природы звучала для поэта живо и актуально. В ней и только в ней он видел источник силы и начало начал. В стихотворении ©Лицо коняª (1926 г.) он, к примеру, писал: ©Лицо коня прекрасней и умней, / Он слышит говор листьев и камней…ª[3, с. 119]. Таким образом, прикосновение к природе становится прикосновением к самой жизни. Поэт остро чувствовал оторванность городских жителей (уже в начале XXвека!) от мира природы, искусственность этой урбанизированной цивилизации по сравнению с естественностью и красотой природной среды. И хотя не прошел мимо городской темы, но это было продиктовано отчасти и личными обстоятельствами жизни, и самим временем, осмыслением нового быта. В стихотворении ©Новый Бытª поэт писал: ©Восходит солнце над Москвой, / Старуха думает с тоской: / Куда, куда идти теперь? / Уж Новый Быт стучится в дверь…ª.Вместе с тем поэт понимал, что городская жизнь при всех ее благах не может дать человеку то, что испокон веков давала ему жизнь на природе, что онаморально изнуряет человека, отнимает у него силы, в отличие от природы, которая ему эти силы дает. В стихотворении ©В жилищах нашихª он с грустью отмечал: ©В жилищах наших / Мы тут живем умно и некрасиво, / Справляя жизнь, рождаясь от людей, / Мы забываем о деревьяхª [3, с. 121]. Деревья для поэта атрибут природного мира, и он сожалеет: ©Нам непонятна эта красота деревьев влажное дыханьеª.Прикосновенье к миру природы всегда рождало у поэта строки необыкновенной красоты и чеканности, как, например, в стихотворении ©Царица мухª:©Тихо, тихо ночь ступает,/ Слышен запах тополей./ Меркнет дух мой, замирает/ Между сосен и полей [2, с. 72].В стихотворении ©Полденьª читаем: ©Есть в расцвете природы моей
/ Кратковременный миг пресыщенья, / Час, когда перламутровый клей / Выделяют головки растенья…ª [3, с. 398].Если спросить напрямик: как Н.А.Заболоцкий относился к природе, можно ответить так же прямо: трепетно, даже восторженно. Окружающий мир для него та самая ©зеленая книга природыª, о которой он писал в стихотворении ©Весна в Мисхореª. Он словно любовался ею и удивлялся ее безбрежности и величию, как, например, в стихотворении ©Лесное озероª, которое неожиданно открывается взору его лирического героя:В венце из кувшинок, в уборе осок,В сухом ожерелье растительныхдудокЛежал целомудренной влаги кусок,Убежище рыб и пристанище уток.Но странно, как тихо и важно кругом!Откуда в трущобах такое величье?Зачем не беснуется полчище птичье,Но спит, убаюкано сладостным сном?Один лишь кулик на судьбу негодуетИ в дудку растенья бессмысленно дует.И озеро в тихом вечернем огнеЛежит в глубине, неподвижно сияя,И сосны, как свечи, стоят в вышине,Смыкаясь рядами от края до края [3, с. 315].Природа в стихах Н.А.Заболоцкого цветет и ликует, она для него источник радости:©Есть хор цветов, не уловимый ухом. / Концерт тюльпанов и квартет лилей. / Быть может, только бабочкам и мухам / Он слышен ночью посреди полейª (©Творцы дорогª) [2, с. 151].Такую же радость и даже изумление у него вызывало пение соловья, казавшееся ему божественным и, видимо, даже от него не зависящим волшебным ремеслом. Иначе бы поэт не стал задавать этот риторический вопрос: ©В твоей ли, пичужка ничтожная, власти, безмолвствовать в этом сияющем храме?ª©Сияющий храмª это, конечно, сама царственная природа, в которой не имеет морального права молчать эта крохотная птичка. Но сравнение природы с храмом не ново для русской литературы, об этом говорили и спорили русские писатели еще в XIXвеке. Одни относились к ней молитвенновосторженно, видя в ней проявление божественной воли, другие же, подхваченные идеями Просвещения, а затем и материализма призывали осваивать ее богатства и смотрели на природу как на среду обитания человека. Эти тенденции времени отражены в произведениях той эпохи, например, И.С. Тургенев в уста своего героя вложил знаменитые слова: ©Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работникª.Но идея природыхрама все же никогда не исчезала и глубоко проникла в сознание человечества. Кстати сказать, наиболее ярко, как ни странно, онавновь начала проявляться в XXIвеке, несмотря на грубейшее освоение и даже уничтожение природной среды. Думается, именно такое безжалостное отношение к природе, нарушение экологического равновесия и страх человечества перед лицом природных катастроф и породили подобную реакцию. Человек снова стал задумываться о великой роли природы, о своем месте в ней, сравнивая свои силы и силы природы, и как выяснилось, место это крайне незначительно и никакого паритета сил в данном случае быть просто не может. Но лучшие умы человечества понимали это всегда, и им не нужны было ждать какихто природных катастроф, чтобы осознать свое место в мире. Так, для Н. Заболоцкого природа тот источник, откуда он черпал свое вдохновение. Может быть, и себя самого он тайно сравнивалс соловьем, понимая, что и его личное ©пениеª зависит не столько от него самого, сколько от божественного промысла и высшей воли. По крайней мере, он осознавал, что вдохновение он может почерпнуть только здесь. Риторически обращаясь к Осени, поэт восклицал: ©Дух Осени, дай силу мне владеть пером! / В строенье воздуха присутствие алмазаª [2, с. 89].Он и сам чувствовал себя частью этого великолепного природного мира и никогда себя ему не противопоставлял, напротив, он ощущал себя неотделимым от него. Более того, он чувствовал себя даже не часть, а мыслью: ©И сам я был не детище природы, / Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!ª (©Вчера, о смерти размышляя…) [3, с. 210].А в стихотворении ©Сонª его ощущение слитности и неразъединенности с миром природы, казалось, приобретало почти фантастические черты: ©Но уж стремилась вся душа моя / Стать не душой, а частью мирозданья…ª.Он так остро ощущал эту связь, что, кажется, язык природы это и его родной язык, и ему понятен каждый шорох травы, каждый порыв ветра, для него полны смысла трепетанье листвы и плеск ручья, и даже ©первые дальние громыª для него как ©первые слова на родном языкеª.В стихотворении ©Лесное озероª, напротив, мыслящей предстает сама природа: ©Бездонная чаша прозрачной воды / Сияла и мыслила мыслью отдельной…ª [3, с. 316]. То есть природа живая, мыслящая, разумная! Не зря же он, обращаясь к деревьям, воскликнул: ©Читайте, деревья, стихи Гезиода, / Дивись Оссиановым гимнам, рябина!ª [2, с. 143].Анализировать стихи Н. Заболоцкого сложно, но и просто одновременно, здесь важно все каждое слово, ибо оно становится символом, и кажется, проходных слов у него нет вообще.Вместе с тем мир природы мир сложный и даже драматичный, он не так прост и безмятежен. ©Лицо природы, каким оно видится поэту, постоянноменяется. По нему как бы пробегают всевозможные оттенки, резкая смена выражений от материнской нежности к своим созданиям до холодной, равнодушной жестокости. Природа порой почти неузнаваема в этих своих метаморфозахª [4, с. 50]. Н.А. Заболоцкий прекрасно сознавал наличие в этом мире ежедневной, ежеминутной борьбы за существование. В стихотворении ©Лодейниковª герой тоже осознал это:Лодейников склонился над листами,И в этот миг привиделся емуОгромный червь, железными зубамиСхвативший лист и прянувший во тьму.Так вот она, гармония природы,Так вот они, ночные голоса!Так вот о чем шумят во мраке воды,О чем, вздыхая, шепчутся леса!Лодейников прислушался. Над садомШел смутный шорох тысячи смертей.Природа, обернувшаяся адом,Свои дела вершила без затей.Жук ел траву, жука клевала птица,Хорек пил мозг из птичьей головы,И страхом перекошенные лицаНочных существ смотрели из травы [3, с. 388389].Так что же нет гармонии в большом и величественном Мире Природы, если даже в этом крохотном земном мирке нет спокойствия и лада, если ©природы вековечная давильняª в его понимании ©соединяла смерть и бытиеª.Стало быть, бессильна мысль человеческая осознать это, но тщится, вечно тщится человек постичь великое таинство жизни: ©В краю чудес, в краю живых растений, / Несовершенной мудростью дыша, / Зачем ты просишь впечатлений / И новых бурь пытливая душа?ª [3, с. 385]. Так и оставались без ответов эти немые вопросы, и поэт, видимо, долгое время не мог понять, что же всетаки представляет собою Природа и что заключает она в себе ©то ли правду цветка, то ли в нем заключенную ложьª это строчка из стихотворения ©Все, что было в душеª. Но этот дуализм сознания, на наш взгляд, есть следствие правоты поэта, по крайней мере, он интуитивно нащупывал вектор, указывающий на гармонию, ведь мир состоит не из одной краски. Хотя, возможно, это просто наша слабая спасительная мысль, чтобы както защититься от непонимания многих вещей, кажущихся нашему бедному разуму хаосом.По собственным словам, душа поэта зрела в противоречиях, со временем все более и более обогащаясь впечатлениями, эмоциями и чувственным опытом. И его духовному взору стало открываться то, что не следует искать идиллии и гармонии в природе, и может быть, это было его ошибкой, какзнать… И тем не менее уже будучи вполне зрелым человеком, он сделал для себя вывод: ©Я не ищу гармонии в природеª в стихотворении с одноименным названием. Он словно в нем признавался, что не ищет в природе ни гармонии, ни ©разумной соразмерности началª иобъяснял причину этого: ©Как своенравен мир ее дремучий! / В ожесточенном пении ветров / Не слышит сердце правильных созвучий, / Душа не чует стройных голосов…ª [3, с. 392].Таким образом, его давнишняя мысль о том, что природа это жестокий мир, где идетборьба за существование и где процесс выживания приобретает порой страшные и чудовищные формы, теперь словно выкристаллизовывается и обретает чеканные формы.Когда огромный мир противоречийНасытится бесплодною игрой, Как бы прообраз боли человечьейИз бездны вод встает передо мной.
И в это час печальная природаЛежит вокруг, вздыхая тяжело,И не мила ей дикая свободы,Где от добра неотделимо зло [3, с. 392].Поэт приходит здесь к удивительному выводу, к которому давно пришли философы, пишущие о единстве и борьбе противоположностей. И надо сказать, что в природе они не видели никаких противоречий, так как их взгляд на нее был многоаспектным, объемным и позволяющим видеть в ней не собрание хаотичных явлений, а стройную и целостную картину. Вспомним, что в древнихпантеонах наличествовали два, казалось бы, исключающих друг друга начала, но они не всегда представляли собой примитивное олицетворение Добра и Зла, чаще это былидве разумные и необходимые друг другу природные силы. Эти силы проявлялись во всем в смене времен года, дня и ночи, наличии тепла и холода, света и тени и т. д. Разве мы можем однозначно сказать, что тепло это только добро или только зло? Оно может быть и тем и другим, так же, как и тем и другим может быть холод он может стать спасительной прохладой в палящий зной, но может обратиться и смертельной стужей. Таким образом, в самой природе нет понятий Добра и Зла, все зависит от обстоятельств, условий, места, времени и человеческого отношения к ним. И может, Н.А. Заболоцкий понял эту главную мысль о природе, ©где от добра неотделимо злоª, ик этой мысли он пришел в процессе своей духовной эволюции.Но вернемся к нашему замечанию о том, что в некоторых своих взглядах на природу Н.А. Заболоцкий ошибался. На наш взгляд, природа не может быть негармоничной, негармоничным может быть только человек в ней. Человек часть природы, природа целое. Часть несет в себе черты целого, и если в ней появляется нечто порочное, так это не потому что порочно целое, а потому что порочна она сама, эта часть, то есть человек. Таким образом, это не природа лишена ©разумной соразмерностиª и ©правильных созвучийª, а тот, кто в ней этого не может увидеть. И это его беда. Не природа дисгармонична, а сам человек, и не соответствуяей, он обвиняетеев чем угоднолишь бы оправдать собственное несовершенство. Это один из аспектов видения природы и места человека в ней. Возможно,в современных условиях такая постановка вопроса правильная, так как прогрессне только движет человечество вперед, но и пагубно сказывается на экологии. Человечество вырубает леса, затапливает огромные площади земли под строительство электростанций и водохранилищ, громадные территории планеты стали ядерными полигонами и захоронениями радиоактивных отходови т.д. Когдато другой поэт А.А. Вознесенский, несмотря на то, что это поэт исключительно городской среды, более того, поэт урбанистического мышления, с возмущением писал о несоответствии современного человека гармоничному миру природы, достаточно вспомнить его строки на эту тему: ©Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводиª.Поэт был взволнован тем, что человек, пойдя на поводу своих страстей, забыл о том, что ему не надо стремиться покорять природу, а надо просто жить с ней в ладу, и тогда она обернется для него добрым другом и заботливой матерью. Что не может часть победить целое, и что потакание земному снижает нашу возможность устремляться к небесному.Эти вопросы становились предметом пристального внимания многих поэтов, и Н.А. Заболоцкий всю жизнь размышлял над ними, понимая их значимость и склоняясь то в одну, то в другую сторону.Одним из наиболее любимых образов Н.А. Заболоцкого образ кузнечика, казалось бы, совершенно простой, незамысловатый и даже детский образ, по крайней мере, кузнечик частый гость поэзии для детей. Но это у других, а у Н.А. Заболоцкого он не просто насекомое, он метафорический ©маленький работник мирозданьяª, каким он видится поэту в стихотворении ©Голубиная книгаª.В статье ©Мысль образ музыкаª Н.А. Заболоцкий писал: ©Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является художественным. Слово получает свой художественный облик в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?Это прежде всего сочетания смысловª [1, с. 286]. И далее: ©Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образª [1, с. 286].Так атомы смыслов таких различных слов, как кузнечик и мирозданье, какимто неведомым одному лишь поэту образом сочетались в единое целое, и возникла эта удивительная и глубокая метафора: ©Уж бедный мир, забыв свои страданья,/ Затихнул весь, и только вдалеке/ Кузнечик, маленький работник мирозданья,/ Все трудится, поет, не требуя вниманья,/ Один, на непонятном языке...ª [2, с. 126]. И это его качество трудиться не для когото, а для себя, для души, было главным для Н. Заболоцкого, возможно, он здесь видел какуюто параллель со своей судьбой.Мы уже говорили об образе кузнечика в поэзии Н. Заболоцкого, когда речь шла о противопоставлении больших и малых величин как эстетическом принципе, позволяющим приблизить два совершенно различных мира. Стихотворение с немудрящим названием ©Кузнечикª, написанное через десять лет после ©Голубиной книгиª, словно продолжало раскрывать нам некую тайну. И где кузнечик вовсе не неприметное насекомое, каких миллионы и миллионы, а более емкий образ. В лирическом пространстве поэта кузнечик становится неким символом, и этот символ, этот ©кузнечик дуреньª абсолютно спокойно и даже уютно сосуществует рядом с вселенскими просторами. Он далеко не затерянная и ничего не значащая для мира частичка, он и ©маленький Гамлетª, и ©маленький работник мирозданьяª. В стихотворении ©Читайте, деревья, стихи Гезиода…ª читаем: ©Вы слышите, как перед зеркалом речек, / Под листьями ивы, под лапами ели, / Как маленький Гамлет, рыдает кузнечик, / Не в силах от вашей уйти канители?ª [2, с. 143].Но если кузнечик рыдает, как Гамлет, значит, у него есть на то серьезные причины. Какие? Неужели перед ним встают какието глобальные проблемы? Видимо, поэт считал именно так, потому что, как мы уже отмечали, для него одинаково важной была жизнь микро и макромира.Кузнечик еще не раз возникнет в стихах Н. Заболоцкого, например, в стихотворении ©Все, что было в душе…ª: ©Все, что было в душе, все как будто опять потерялось, / И лежал я в траве, и печалью и скукой томим. / И прекрасное тело цветка надо мной поднималось, / И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним…ª [3, с. 206]. И здесь же: ©И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась. / И запела печальная тварь славословье уму…ª [3, с. 206].Какая разная характеристика у одного крохотного кузнечика, наделенного большим смыслом! Икак разнообразна жизнь природы!И все же жизнь природы для поэта связана для него не только с вековечной попыткой разгадать ее загадки, но и источник радости, особенно весной. ©А весна хороша, хороша! / Охватило всю душу сиренямиª, с восторгом восклицает он в стихотворении ©Уступи мне, скворец, уголокª. В эту пору ©пытливая душаª поэта не только не подвержена печальным мыслям, но даже слышать не желает ©смутный шорох тысячи смертейª, потому что в поле его зрения и слуха лесные чудеса, как, например, встихотворении ©Весна в лесуª. Здесь каждая веточка наполняется солнечным соком, поет глухарь, и здесь поэт наблюдает настоящее буйство жизни, ее праздник и даже сказочноскоморошье озорство:©А на кочках, под осинами,/ Солнца празднуя восход, / С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод./ Лапки к лапкам прижимаючи, / Вроде маленьких ребят, / Про свои обиды заячьи/ Монотонно говорятª[2, с. 113].И даже солнце ©невольно улыбаетсяª, глядя с небес на эти лесные чудеса и радости весенней жизни. Его голос изменялся, другими становились интонации, он и сам словно становился другим счастливым. Но как бы ни ©улыбалосьªпоэту весеннее солнце, он никогда не забывал, что все в природе взаимосвязано, что все начинается с малого, что миллионы этих солнц сосуществуют с невидимыми живыми организмами. Эту мысль он высказалоднозначно: ©Сквозь волшебный прибор Левенгука / На поверхности капли воды / Обнаружила наша наука / Удивительной жизни следыª [2, с. 184].Это давало поэту ощущением того, что нет в природе ничего случайного и незначительного, что малая бабочка для нее так же важна, как и гигантская планета, и что большое отражено в малом, как в капле воды заключен океан: ©Но для бездн, где летят метеоры,/ Ни большого, ни малого нет,/ И давно беспредельны просторы/ Для микробов, людей и планетª[2, с. 184].Значит, вот он какой мир природы для поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, это мир, состоящий из ©микробов, людей и планетª, что одинаково значимы и весомы для Вселенной, и где ничего нельзя нарушить, ибо не нами создано это многообразие и не нами заверчено это круговращение.