Некоторые проблемы актуализации профессиональных интересов учащихся старших классов
Выпуск:
ART 53215
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шафигуллина
Г.
Ш.,
Вахитова
Д.
Ф. Некоторые проблемы актуализации профессиональных интересов учащихся старших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1061–1065. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53215.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены итоги ежегодной компьютерной
профдиагностики учащихся г.Казани, проводимой МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Советского района г.Казани.
Ключевые слова:
профориентация, социологические исследования по
профориентации, программы по профдиагностике
Текст статьи
Шафигуллина Гульсана Шагиахметовна,директор МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Советского района г.Казани,Вахитова Дания Файзылхаковнаметодист по профориентации МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Советского района г.Казани,muksov@rambler.ruНекоторые проблемы актуализации профессиональных интересов учащихся старших классовАннотация:в статье рассмотрены итоги ежегодной компьютерной профдиагностики учащихся г.Казани, проводимой МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Советского района г.Казани
Ключевые слова:профориентация, социологические исследования по профориентации, программы по профдиагностике.Исследования по профессиональному самоопределению учащихся в г.Казаниведутся около десяти лет. Опыт проведения компьютерной профдиагностики, по результатам которого учащиеся получают помощь по вопросу выбора профессии, позволяет также проводить сплошные опросы на различные тематики участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей и директоров школ), и в совокупности, результаты профдиагностики и социологических опросов дают мощный инструмент для изучения эффективности функционирования системы общего образования, и, в частности, в стратегически важном вопросе профессиональном самоопределении будущих трудовых кадров республики.
В школах г.Казани ведется планомерная работа по актуализации профессиональных намерений учащихся в контексте экономической ситуации в нашем регионе. Мониторинг профессиональных интересов –одно из направлений этой работы.На основе ежегодно выявляемых интересов конкретного учащегося уже можно говорить и о наметившихся склонностях, т.к. интересы, которые носят устойчивый, стержневой характер, могут вырастать, переходить в соответствующую склонность. Например, многие школьники явно предпочитают определенныепредметы и учебные занятия, стремятся выйти за рамки учебных заданий, почитать дополнительную литературу, проявляют личную инициативу в овладении знаниями. Такие признаки устойчивого интереса сближают его со склонностью, потребностью в определенной деятельности. Ежегодно профдиагностикупроходят учащиеся 79 и 11 классов. Результаты тестирования служат основой для работы школьных психологов и специалистов по профориентации. При этом на каждого ученика программа выдает два результата –одно для ученика, а другое –для педагога, с рекомендациями по коррекции поведения.Программа профдиагностики делится на два блока:1.общий блок, по которым идет массовая обработка:Карта интересов к предметам и видам деятельности (для 911 классов);Интерес к предметам (для 78 классов);Профессиональные интересы и склонности (для 78 классов);Анкета по изучению жизненных планов.2. дополнительный блок, включающий психологические тесты(Айзенка, Голланда и др.).В 2012 году в опросе приняли участие 22330 учащихся:Таблица 1
7 класс8 класс9 класс11 классВсегоАвиастроительный7055625994052271Вахитовский4054745132911683Кировский4554856363711947Московский88199310797013654Новосавиновский1260129111856214357Приволжский5136357875992534Советский1680158718148035884ИТОГО589960276613379122330Благодаря мониторингу, мы можем проследить изменения интересов учащихся 7, 8 и 9, 11 классов к предметам по мере их взросления. На сегодня более половины учащихся 7 и 8 классов проявляют интерес к большинству предметов, однако считают, что у них к некоторым предметам недостаёт способностей (физика, математика, русский язык, иностранный язык). Исходя из полученных данных, можно говорить о наличии интереса к учебе в этой возрастной группе или хотя бы о стремлении учащихся его декларировать. Среди опрошенныхучащихся 78 классов лидируют следующие сферы деятельности: работники офиса, финансов, юриспруденции, достаточно низкий интерес к рабочим профессиям (количество учеников, не желающих работать по рабочим профессиям, составляет: 7 классы –58%, 8 классы –61%). Насколько эти данные приближены к реальному выбору профессии, можно судить из распределения ответов на вопрос «Как часто Вы задумываетесь о выборе будущей профессии», так как около 3740% ребят уже определились с выбором.Несколько подругому обстоят дела у старшеклассников. По сравнению с 78 классами интерес к предметам здесь ниже, однако по сравнению с прошлым годом наблюдается рост интереса ко всем предметам:Таблица 2
Предмет (11 класс)2011 год2012 годМатематика19.29%23.69%Физика16.07%21.76%Информатика16.96%24.31%Химия15.54%20.80%Биология14.64%20.62%География12.68%18.43%История20.36%25.50%Русский язык и литература19.64%26.18%Татарский язык и литература12.86%18.57%Иностранный язык20.54%27.35%Технология13.75%18.95%Физкультура34.46%42.44%Так как именно в 9 и 11 классах школьники должны определить направления своего дальнейшего обучения и профессиональной деятельности (выпускники 9 классов должны выбрать профиль обучения, а выпускники 11 классов выбрать будущую профессию и уровень получаемого образования), то интересно посмотреть, какие сферы деятельности их интересуют в первую очередь. В течение последних лет тенденция не изменилась, это сферы обслуживания и торговли, менеджмента, юриспруденции, экономики, вычислительной техники.Интересы к сферам деятельности учеников 11 классов это итог профориентационной работы в городе, и если проанализировать и сопоставить его с положением на рынке труда города, то налицо видимоерасхождение с наиболее востребованными специальностями, что говорит об отсутствии эффективности профориентационной работы с учащимися.Поэтому нужно усилить работу с учащимися 7 –8 классов, профессиональные предпочтения которых еще не сформированы окончательно, и особенно с девятиклассниками, которые стоят перед выбором профиля своего дальнейшего обучения в школе или профессионального учебного заведения. Анализ предпочтений учащихся к профилям и направлениям обучения строился исходя из ответов на вопросы по «Карте интересов» и анкете. По итогам профдиагностики(карта интересов) у учащихся 9х классов на первом месте стоит интерес к социальноэкономическому профилю, на втором –к гуманитарному, на третьем и четвертом к технологическому и естественнонаучному профилю, однако интерес к предметам и самому профилюнесколько отличаются друг от друга, у детей высокий интерес к социальноэкономическому профилю:Таблица 3
ПрофильИнтерес к предметам профиля (карта интересов)Интерес к профилю (анкета)Интерес к предметам и профилю совпадаютЖенскийМужскойВсегоЖенскийМужскойВсегоЖенскийМужскойВсегоСоциальноэкономический26%24%25%41%33%37%36%30%34%Естественнонаучный17%20%19%13%14%13%15%16%16%Гуманитарный36%8%23%27%12%21%43%6%26%Технологический7%38%21%8%31%18%4%46%23%Общеобразовательный14%10%12%11%10%11%2%2%2%Анализ результатов анкетирования показывает, что из года в год стабильным остается интерес к технологическому профилю у мальчиков, однако не во всех школах есть возможность открыть указанный профиль по причине отсутствия материальнотехнического оснащения и специалистов этого профиля. Именно поэтому остается актуальным вопрос о статусе межшкольных учебных комбинатов как опорных площадок по технологическому профилю, особенно в Кировском и Приволжском районахг.Казани.К концу школы в целом 82% (в 2010 76,6 %) учащихся определяются с будущей профессией, однако 31% из этого числа думают, что могут поменять решение. Для реализации своих профессиональных планов в вуз собралось поступить 89%.Недостаточность знаний стоит на первом месте при оценке сложности осуществления своих профессиональных планов на протяжении всего времени(35%). К примеру, если в Советском районе брать качество знаний учащихся 11х классов в 2011 году, можно сделать вывод,что не смотря на высокую успеваемость, половина учащихся не могла набрать высокие баллы по ЕГЭ:Таблица 4
МатематикаРусский языкФизикаХимияОбществознание53,29%62,35%68,83%68,12%76,04%
Именно поэтому все учащиеся 11 классов г.Казаниусиленно готовятся к ЕГЭ, из них 60% –занимаются либо с репетитором, либо ходят на дополнительные занятиякурсы,30% пытаются готовиться самостоятельно, никак –5 %.Такие результатынаводит на размышления об эффективности образовательного процесса в школах.
На примере Советского района рассмотрим трудоустройство учащихся в предыдущие годы. Если в 200910 году в вуз поступило 87% выпускников средних школ Советского района, то в 201011 в вуз поступило 93,18%. Предположительно этот рост обусловлен, в первую очередь, ростом количества учащихся, которые стали уходить после 9го класса: в этом учебном году 958 учащихся Советского района после 9го класса продолжили свое обучение в учебных заведениях НПО (25%), СПО (83%) города и 26 в вечерней школе (3%).В последние годы активно ведется реклама колледжей, факультетов СПО при университетах, предлагающих свои услуги, основной акцент ставятся на трех преимуществах выбора схемы школаСПОвуз.Во первых это профессия, возможность дополнительных заработков состуденческой скамьи.Во вторых это апробация сил в выбранном направлении профессиональной деятельности, что исключает ошибку при ее выборе в схеме школавуз;В третьих –для поступления в вуз необходимы высокие результаты по ЕГЭ, а данная схема предоставляет льготы при поступлении в вуз, при котором числится колледж или факультет СПО.Поэтому такой выбор привлекателен как для учеников, так и для их родителей, к тому же спектр профессиональных направлений здесь представлен достаточно широко, от кондитера –до юриста.Наибольшей популярностью у выпускников 9х классов Советского района пользуются ПУ№2, КНИТУКАИ: технический колледж, КНИТУКАИ: колледж информационных технологий, Казанский электротехникум связи, Казанский техникум наземного и подземного электрического транспорта, Казанский строительный колледж, Казанский автотранспортный техникум, Казанский политехнический колледж,Российская академия правосудия, Экономикоправовой колледж, Международный колледж сервиса.
По сравнению с прошлым годом утратил свои позиции ПЛ №33, Казанский энергетический техникум, Казанский торговоэкономический техникум, которые раньше входили в десятку наиболее востребованных учебных заведений.Выпускники школ г.Казани считают себя подготовленными к жизни, и на вопрос о степениматериальной зависимости 28% ответили, что они могут обойтись без помощи родителей.Однако почти каждый четвертый учащихся не собирается работать даже после окончания учебного заведения, если не найдет «достойной работы», устроятся на любую работу –64%. А достойная работа, это, скорее всего, высокооплачиваемая, так как основными критериями выбора профессии у учащихся является уровень заработной платыи возможность карьерного роста (в 11х классах –33%). Карьерный рост отметили 23%, возможность трудоустройства отметили 6% учащихся 11 классов.
Таким образом, по итогам мониторинга, проведенного в 2011/2012 учебном году, можно сделать вывод наличии сложностей и проблем в области профессионального самоопределения учащихся, для решения которых необходимо поставить ряд задач. К ним относится усиление работы учителейпредметников, решение вопросов формирования профессионального самоопределения в соответствии с требованиями современного рынка труда и занятости. В том числе и формирование представления школьника одальнейшем жизненном пути. Для решения этих задач, для усиления эффективности профориентационной работы, согласно «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 20102015 годы», в МУК был установлен программный комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик “Эффектон”. Благодаря этой программеоткрываются новые перспективы в профориентационной работе и психологической помощи учащимся.Приведем некоторые из направлений исследований:Проективное исследование личностиОпределение уровня коммуникативных и организаторских способностейВыявление типа темперамента школьникаПрофориентационная работаДиагностика доминирующих стратегий личностиИзучение психофизиологического состояния человекаВыявление лидеров среди учащихсяИзучениеи оценка особенностей памятиВыявление поведения в конфликтных ситуацияхИзучение особенностей мышленияВыявление профессиональных предпочтений учащихсяИзучение и оценка особенностей вниманияПрограмма позволила охватывать профориентационной работой учащихся, начиная с пятого класса. Результаты данных исследований рекомендуется вкладывать в портфолио каждого учащегося, поэтому они передаются в школы. Эффективность данной работы можно будет увидеть со временем по результатам мониторингапрофессиональных интересов учащихся, трудоустройству учащихся после школ и учреждений профессионального образования. Надеемся что комплексная работа, проводимая с учащимися, позволит нам подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, что в свою очередь, является залогом экономического здоровья нашей республики.
ShafigullinaGulsina,director «Interschool training complex» of the Soviet district of Kazan,Vakhitova Dania,specialist of vocational guidance «Interschool training complex» of the Soviet district of Kazan,email: muksov@rambler.ru
Some of the problems of actualization of professional interests of pupils of the senior classes ofAbstract: the article discusses the results of the annual computer professional diagnostics of pupils of the senior classes of, the survey, conducted by the «Interschool training complex» of the Soviet district of KazanKey words: vocational guidance, sociological research on careerguidance, program for professional diagnostics.
Ключевые слова:профориентация, социологические исследования по профориентации, программы по профдиагностике.Исследования по профессиональному самоопределению учащихся в г.Казаниведутся около десяти лет. Опыт проведения компьютерной профдиагностики, по результатам которого учащиеся получают помощь по вопросу выбора профессии, позволяет также проводить сплошные опросы на различные тематики участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей и директоров школ), и в совокупности, результаты профдиагностики и социологических опросов дают мощный инструмент для изучения эффективности функционирования системы общего образования, и, в частности, в стратегически важном вопросе профессиональном самоопределении будущих трудовых кадров республики.
В школах г.Казани ведется планомерная работа по актуализации профессиональных намерений учащихся в контексте экономической ситуации в нашем регионе. Мониторинг профессиональных интересов –одно из направлений этой работы.На основе ежегодно выявляемых интересов конкретного учащегося уже можно говорить и о наметившихся склонностях, т.к. интересы, которые носят устойчивый, стержневой характер, могут вырастать, переходить в соответствующую склонность. Например, многие школьники явно предпочитают определенныепредметы и учебные занятия, стремятся выйти за рамки учебных заданий, почитать дополнительную литературу, проявляют личную инициативу в овладении знаниями. Такие признаки устойчивого интереса сближают его со склонностью, потребностью в определенной деятельности. Ежегодно профдиагностикупроходят учащиеся 79 и 11 классов. Результаты тестирования служат основой для работы школьных психологов и специалистов по профориентации. При этом на каждого ученика программа выдает два результата –одно для ученика, а другое –для педагога, с рекомендациями по коррекции поведения.Программа профдиагностики делится на два блока:1.общий блок, по которым идет массовая обработка:Карта интересов к предметам и видам деятельности (для 911 классов);Интерес к предметам (для 78 классов);Профессиональные интересы и склонности (для 78 классов);Анкета по изучению жизненных планов.2. дополнительный блок, включающий психологические тесты(Айзенка, Голланда и др.).В 2012 году в опросе приняли участие 22330 учащихся:Таблица 1
7 класс8 класс9 класс11 классВсегоАвиастроительный7055625994052271Вахитовский4054745132911683Кировский4554856363711947Московский88199310797013654Новосавиновский1260129111856214357Приволжский5136357875992534Советский1680158718148035884ИТОГО589960276613379122330Благодаря мониторингу, мы можем проследить изменения интересов учащихся 7, 8 и 9, 11 классов к предметам по мере их взросления. На сегодня более половины учащихся 7 и 8 классов проявляют интерес к большинству предметов, однако считают, что у них к некоторым предметам недостаёт способностей (физика, математика, русский язык, иностранный язык). Исходя из полученных данных, можно говорить о наличии интереса к учебе в этой возрастной группе или хотя бы о стремлении учащихся его декларировать. Среди опрошенныхучащихся 78 классов лидируют следующие сферы деятельности: работники офиса, финансов, юриспруденции, достаточно низкий интерес к рабочим профессиям (количество учеников, не желающих работать по рабочим профессиям, составляет: 7 классы –58%, 8 классы –61%). Насколько эти данные приближены к реальному выбору профессии, можно судить из распределения ответов на вопрос «Как часто Вы задумываетесь о выборе будущей профессии», так как около 3740% ребят уже определились с выбором.Несколько подругому обстоят дела у старшеклассников. По сравнению с 78 классами интерес к предметам здесь ниже, однако по сравнению с прошлым годом наблюдается рост интереса ко всем предметам:Таблица 2
Предмет (11 класс)2011 год2012 годМатематика19.29%23.69%Физика16.07%21.76%Информатика16.96%24.31%Химия15.54%20.80%Биология14.64%20.62%География12.68%18.43%История20.36%25.50%Русский язык и литература19.64%26.18%Татарский язык и литература12.86%18.57%Иностранный язык20.54%27.35%Технология13.75%18.95%Физкультура34.46%42.44%Так как именно в 9 и 11 классах школьники должны определить направления своего дальнейшего обучения и профессиональной деятельности (выпускники 9 классов должны выбрать профиль обучения, а выпускники 11 классов выбрать будущую профессию и уровень получаемого образования), то интересно посмотреть, какие сферы деятельности их интересуют в первую очередь. В течение последних лет тенденция не изменилась, это сферы обслуживания и торговли, менеджмента, юриспруденции, экономики, вычислительной техники.Интересы к сферам деятельности учеников 11 классов это итог профориентационной работы в городе, и если проанализировать и сопоставить его с положением на рынке труда города, то налицо видимоерасхождение с наиболее востребованными специальностями, что говорит об отсутствии эффективности профориентационной работы с учащимися.Поэтому нужно усилить работу с учащимися 7 –8 классов, профессиональные предпочтения которых еще не сформированы окончательно, и особенно с девятиклассниками, которые стоят перед выбором профиля своего дальнейшего обучения в школе или профессионального учебного заведения. Анализ предпочтений учащихся к профилям и направлениям обучения строился исходя из ответов на вопросы по «Карте интересов» и анкете. По итогам профдиагностики(карта интересов) у учащихся 9х классов на первом месте стоит интерес к социальноэкономическому профилю, на втором –к гуманитарному, на третьем и четвертом к технологическому и естественнонаучному профилю, однако интерес к предметам и самому профилюнесколько отличаются друг от друга, у детей высокий интерес к социальноэкономическому профилю:Таблица 3
ПрофильИнтерес к предметам профиля (карта интересов)Интерес к профилю (анкета)Интерес к предметам и профилю совпадаютЖенскийМужскойВсегоЖенскийМужскойВсегоЖенскийМужскойВсегоСоциальноэкономический26%24%25%41%33%37%36%30%34%Естественнонаучный17%20%19%13%14%13%15%16%16%Гуманитарный36%8%23%27%12%21%43%6%26%Технологический7%38%21%8%31%18%4%46%23%Общеобразовательный14%10%12%11%10%11%2%2%2%Анализ результатов анкетирования показывает, что из года в год стабильным остается интерес к технологическому профилю у мальчиков, однако не во всех школах есть возможность открыть указанный профиль по причине отсутствия материальнотехнического оснащения и специалистов этого профиля. Именно поэтому остается актуальным вопрос о статусе межшкольных учебных комбинатов как опорных площадок по технологическому профилю, особенно в Кировском и Приволжском районахг.Казани.К концу школы в целом 82% (в 2010 76,6 %) учащихся определяются с будущей профессией, однако 31% из этого числа думают, что могут поменять решение. Для реализации своих профессиональных планов в вуз собралось поступить 89%.Недостаточность знаний стоит на первом месте при оценке сложности осуществления своих профессиональных планов на протяжении всего времени(35%). К примеру, если в Советском районе брать качество знаний учащихся 11х классов в 2011 году, можно сделать вывод,что не смотря на высокую успеваемость, половина учащихся не могла набрать высокие баллы по ЕГЭ:Таблица 4
МатематикаРусский языкФизикаХимияОбществознание53,29%62,35%68,83%68,12%76,04%
Именно поэтому все учащиеся 11 классов г.Казаниусиленно готовятся к ЕГЭ, из них 60% –занимаются либо с репетитором, либо ходят на дополнительные занятиякурсы,30% пытаются готовиться самостоятельно, никак –5 %.Такие результатынаводит на размышления об эффективности образовательного процесса в школах.
На примере Советского района рассмотрим трудоустройство учащихся в предыдущие годы. Если в 200910 году в вуз поступило 87% выпускников средних школ Советского района, то в 201011 в вуз поступило 93,18%. Предположительно этот рост обусловлен, в первую очередь, ростом количества учащихся, которые стали уходить после 9го класса: в этом учебном году 958 учащихся Советского района после 9го класса продолжили свое обучение в учебных заведениях НПО (25%), СПО (83%) города и 26 в вечерней школе (3%).В последние годы активно ведется реклама колледжей, факультетов СПО при университетах, предлагающих свои услуги, основной акцент ставятся на трех преимуществах выбора схемы школаСПОвуз.Во первых это профессия, возможность дополнительных заработков состуденческой скамьи.Во вторых это апробация сил в выбранном направлении профессиональной деятельности, что исключает ошибку при ее выборе в схеме школавуз;В третьих –для поступления в вуз необходимы высокие результаты по ЕГЭ, а данная схема предоставляет льготы при поступлении в вуз, при котором числится колледж или факультет СПО.Поэтому такой выбор привлекателен как для учеников, так и для их родителей, к тому же спектр профессиональных направлений здесь представлен достаточно широко, от кондитера –до юриста.Наибольшей популярностью у выпускников 9х классов Советского района пользуются ПУ№2, КНИТУКАИ: технический колледж, КНИТУКАИ: колледж информационных технологий, Казанский электротехникум связи, Казанский техникум наземного и подземного электрического транспорта, Казанский строительный колледж, Казанский автотранспортный техникум, Казанский политехнический колледж,Российская академия правосудия, Экономикоправовой колледж, Международный колледж сервиса.
По сравнению с прошлым годом утратил свои позиции ПЛ №33, Казанский энергетический техникум, Казанский торговоэкономический техникум, которые раньше входили в десятку наиболее востребованных учебных заведений.Выпускники школ г.Казани считают себя подготовленными к жизни, и на вопрос о степениматериальной зависимости 28% ответили, что они могут обойтись без помощи родителей.Однако почти каждый четвертый учащихся не собирается работать даже после окончания учебного заведения, если не найдет «достойной работы», устроятся на любую работу –64%. А достойная работа, это, скорее всего, высокооплачиваемая, так как основными критериями выбора профессии у учащихся является уровень заработной платыи возможность карьерного роста (в 11х классах –33%). Карьерный рост отметили 23%, возможность трудоустройства отметили 6% учащихся 11 классов.
Таким образом, по итогам мониторинга, проведенного в 2011/2012 учебном году, можно сделать вывод наличии сложностей и проблем в области профессионального самоопределения учащихся, для решения которых необходимо поставить ряд задач. К ним относится усиление работы учителейпредметников, решение вопросов формирования профессионального самоопределения в соответствии с требованиями современного рынка труда и занятости. В том числе и формирование представления школьника одальнейшем жизненном пути. Для решения этих задач, для усиления эффективности профориентационной работы, согласно «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 20102015 годы», в МУК был установлен программный комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик “Эффектон”. Благодаря этой программеоткрываются новые перспективы в профориентационной работе и психологической помощи учащимся.Приведем некоторые из направлений исследований:Проективное исследование личностиОпределение уровня коммуникативных и организаторских способностейВыявление типа темперамента школьникаПрофориентационная работаДиагностика доминирующих стратегий личностиИзучение психофизиологического состояния человекаВыявление лидеров среди учащихсяИзучениеи оценка особенностей памятиВыявление поведения в конфликтных ситуацияхИзучение особенностей мышленияВыявление профессиональных предпочтений учащихсяИзучение и оценка особенностей вниманияПрограмма позволила охватывать профориентационной работой учащихся, начиная с пятого класса. Результаты данных исследований рекомендуется вкладывать в портфолио каждого учащегося, поэтому они передаются в школы. Эффективность данной работы можно будет увидеть со временем по результатам мониторингапрофессиональных интересов учащихся, трудоустройству учащихся после школ и учреждений профессионального образования. Надеемся что комплексная работа, проводимая с учащимися, позволит нам подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, что в свою очередь, является залогом экономического здоровья нашей республики.
ShafigullinaGulsina,director «Interschool training complex» of the Soviet district of Kazan,Vakhitova Dania,specialist of vocational guidance «Interschool training complex» of the Soviet district of Kazan,email: muksov@rambler.ru
Some of the problems of actualization of professional interests of pupils of the senior classes ofAbstract: the article discusses the results of the annual computer professional diagnostics of pupils of the senior classes of, the survey, conducted by the «Interschool training complex» of the Soviet district of KazanKey words: vocational guidance, sociological research on careerguidance, program for professional diagnostics.