Формирование профессиональных компетенций в обучении на основе практико-ориентированного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шутикова М. И. Формирование профессиональных компетенций в обучении на основе практико-ориентированного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1056–1060. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53214.htm.
Аннотация. В статье представлено описание модульной организации учебного процесса на примере практико – ориентированного комплексного задания по разработке информационной системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шутикова Маргарита ИвановнаДоктор педагогических наук, профессор, ФГБОУВПОЧереповецкий государственный университет, г. Череповецraisins_7@mail.ru

Формирование профессиональных компетенций в обучении на основе практико –ориентированного подхода

В статье представленоописание модульной организации учебного процесса на примере практико –ориентированного комплексногозадания по разработке информационнойсистемы.

Информационнокоммуникационные технологии, кредитномодульная система, компетенций, моделирование.

Отличительнойчертой современного информационного обществаявляется повсеместное использование мощного потенциала информационнокоммуникационных технологий, создание единого мирового информационного пространства, обеспечивающего широкий доступ к информации,и производство разнообразных информационных ресурсов, как в сфере экономики, так и образования.Поэтомуодна из первоочередных задач системы высшего образования − подготовка конкурентоспособного профессионала, обладающего высоким уровнем компетентности в информационной сфере, неотъемлемой частью которой является умение продуктивно использовать информационнокоммуникационные технологии для решения задач 2

профессиональной деятельности. Требования современного общества нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, предусматривающие необходимость организации учебного процесса на основе кредитномодульной системы,включающей разработку и создание организационнометодического комплекса, как системы теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приемов и способов организации учебнотехнологических процессов: подготовки учебноорганизационного обеспечения, учебнометодических материалов (планов, модулей); определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольно

оценочной деятельности по формированию двух блоков компетенций выпускника –общекультурных и профессиональных, неотъемлемой частью которых являются информационные и коммуникационные компетенции.Компетенция–готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности. Целью современного инновационного высшего образования является создание условий для овладениятакими базовыми компетенциями, которые позволят приобретать знания самостоятельно. В теории и практике преподавания информатики, информационнокоммуникационных технологий, информационных систем в профессиональной деятельностисложился положительный опыт раз3

работки и применения эффективных, практикоориентированныхподходовв обучении, целью которых являются:развитие индивидуальности обучаемого,активное усвоение материала при обучении, получениенавыков добычи знанийи системно деятельностный подход в формировании компетенций.Необходимо отметить, что условием при реализации задач формирования компетенций (общекультурных и профессиональных)являетсясвязь познавательной деятельности студента с его будущей профессиональной деятельностью.При разработке системы учебно –методических материалов (УММ)необходимо учитывать принципы и правила кредитномодульной системы обучения, положенной в основу современной системы образования, а, именно:разработать систему входного и выходного мониторинга студентов; содержание обучения структурировать по модулям с выделением декларативной и процедурной информации, определить последовательность изучения, в декларативную информацию включить научные основы дисциплины, как связующее звено между теоретической информатикой,прикладными технологиямии информационными системами, а в процедурную информацию включить весь технологический процесс решения задач от постановки, через формализацию и моделирование до получения конкретного результата; каждый практикум должен являться интеллектуально насыщенным, с присутствием постоянного самоконтроля интеллектуальной деятельности студента, а также постоянного формирования потребности устудента к самостоятельным умозаключениямпо поводу достижения поставленных целей задач 4

познавательной деятельности на занятии.Студент должен являться активным субъектом познания на занятии, осознавать процесс обучения, создавать аналогичные и новые объекты; задания необходимо связывать с его будущей профессиональной деятельностью, что позволит достичь проявления личной заинтересованности каждого студента.Модуль часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, единицы дисциплины имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы

совокупность всех видов учебной работы, имеющих внутреннюю логику и формирующая определенную компетенцию (или группу родственных компетенций)[1, 3]. Модуль, какучебная единица, может включать в себя логических завершенные структурные составляющие учебного материала, которые будем называть микромодулями.Приведём пример формирования задания, основанного на модульномподходе(в модуль могут быть включены один или несколькомикромодулей), для проведения практического занятияпо разработке прикладных решенийв системе «1С:Предприятие8.2» у информатиков –экономистов. Общая постановки задачи (проблемная ситуация).Вы работаете разработчиком прикладных решений на основе платформы «1C:Предприятие 8.2». Поступил заказ на автоматизацию деятельности фирмы ЧП«АвтоТех»по оказанию услуг ремонта автомобилей. Вам предстоит разработать автоматизированную информационную систему (АИС) для работы этой фирмы.

Модуль 1. Тема «Изучение предметно5

ориентированной среды и объектов метаданных.Создание новой информационной базы. Создание справочников».Формализация и моделирование.Проектирование АИС необходимо начать с этапа моделирования,разработать модельновой АИС, которая должна отражать существенные стороны деятельностипредприятия и создать конфигурацию в системе «1С:Предприятие 8.2», которая автоматизировала бы деятельность данной компании.Построение моделиможно осуществить с использованиемCASE–технологии, или других программныхсредств.В конфигурации потребуется создать следующие объекты: справочники, документы, регистры накопления, отчеты: оформить меню, добавить панели инструментов, создать пользователей.

Микромодуль1.Начальные настройки. Отладка конфигурации.Основополагающий вопрос:как спроектировать и создать конфигурацию в системе «1С:Предприятие 8.2», которая автоматизировала бы деятельность компании? Указание: Для начало работы необходимо открыть Конфигуратор, изучить Справку по Конфигурации, выделяя следующие объекты метаданных: справочники, документы, регистры накопления, отчеты.Задание 1.•Для выполнения заданий создайте базу с пустой конфигурацией, а не базу, созданную из шаблона. Запустите программу в режиме конфигуратора.6

Указание: Объяснитев электронном отчёте, как вы создалипустую базу и запустили базу в режиме Конфигуратора.Задание 2.•С помощью какого пункта меню можно запустить отладку программы? Указание: Проверьтеи поместить ответ в электронный отчёт.Микромодуль2.Создание справочников.Основополагающий вопрос:как и какие справочники можно создать для АИС фирмы, которая оказывает услуги по ремонту автомобилей?Указание: Для выполнения задания необходимо открыть Справку по Конфигурации, подробно изучить объект метаданных –справочники, а именно: типы, виды, интерфейс справочника.Задание 3. Придумайте наименования справочников, которые, по вашему мнению, должны присутствовать в конфигурации для фирмы, оказывающей услуги по ремонту автомобилей, если в исходной модели не была предложена дефрагментация по справочникам. Объясните назначение и структурный состав каждого из предложенных вами справочников.Задание 4.•Откройте конфигурацию. Объясните, как вы это сделали.•Исследуйте, как создатьСправочник. Запишите ваше предположение. Проверьте правильность вашего предположения путем создания наиболее простого по составу из предложенных вами справочников.Указание: Объясните, какую длину кода и длину наименования можно задавать для справочника? 7

Может ли тип кода данных быть строкой? В чем отличие строкового кода от числового?Задание 5.•Создайте справочник Клиенты (он будет хранить наименования клиентов фирмы).Указание: Объясните, каким образом можно протестировать созданные справочники?Какой из предложенных вами справочников может содержать табличную часть? Какая информация будет там храниться? На какой вкладке при создании справочника можно добавить табличную часть? Задание 6.•Создайте справочник Сотрудники для хранения ФИО сотрудника и информации о его прошлой трудовой деятельности. Трудовую деятельностьоформите в виде табличной части включающей организацию (как выдумаете,какого типа и какой длиныбудет это поле?), начало работы, окончание работы, должность. Указание: Объясните, какое использование в свойствах табличной части вы установили: для элемента,для группы или для группы и элемента? На какой вкладке можно установитъ редактирование справочника двумяспособами? Настройтеи отразите в электронном отчёте.Задание 7.•Создайте справочник Номенклатура(для хранения информации об услугах,которые оказывает фирма), с наличием иерархической структуры две основные группы —Услуги. Материалы, которые также будут разбиты на подгруппы.Указание: Объясните, на какой вкладке вы установили параметры иерархического8

справочника и как вы это сделали? Какую длину наименования вы настроили? Почему?Задание 8.Создайте справочник Склады (дляхранения информации о складах), которыйсодержит один предопределённый элемент –склад «Основной»,на данный складпоступают все материалы.Указание: Объяснитев электронном отчёте, какой элемент называется предопределённым? На какой вкладке и как вы установили предопределённость элемента?Вопросы для самоконтроля:1.Как создать пустую базу?2.Как протестировать конфигурацию?3.Справочники какой структуры можно создавать в конфигураторе «1С:Предприятие 8»?4.Как создать справочник иерархической структуры с табличной частью?Обобщение модуля 1. На основе подготовленного электронного отчёта по указаниям к заданиям модуля(микромодулям), студенты готовят заключение о том, что для успешного функционирования разрабатываемой АИС, необходимы справочники для хранения списка однородных объектов предметной области. Хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете с помощью документов, для заполнения которых требуются справочники, которые могут иметь иерархическую структуру разной степени сложности, разную длину и тип кода, длину наименования; можно создавать справочники с табличной частью, предопределённые справочники.При выполнении заданий студенты в письменной форме в виде электронного отчёта отвечают на 9

поставленные вопросы, предложенные в указаниях, а так же может иметь место обсуждение сложных вопросов в парах, в группе, с преподавателем. Происходит постоянный самоконтроль и контроль со стороны преподавателя в плане проверки ответов на вопросы и этапов работы по созданию конфигурации в программе.Таким образом, применение практико –ориентированногоподходапри обучении информационным системам и технологиям в экономикеобеспечивает формированиеиндивидуальной учебной траектории студентов, навыков саморазвития, системы знаний, профессиональных компетенций, основанных на получении конкретных результатов деятельности каждого студента и приближении учебной деятельности к будущей профессиональной.

Ссылки на источники1.Материалы к совместному заседаниюрасширенного Президиума УМОпо классическому университетскому образованию и съезда АКУР26 ноября 2010 года. МГУ имени М.В.Ломоносова2.Шутикова М.И., Суеткина М.А. Комплексная информационная система формирования кредитных единиц учебного процесса. –Вестник Череповецкого государственного университета. –2012 № 1 (36) Т.1 с. 1291333.Шутикова М. И., Чеснокова И. А. О моделях формирования индивидуальных учебных планов в системе зачётных единиц. –SocialScienceОбщественные науки. 2010. №6с. 212 –21610

Shutikov Margarita I.Doctor of Education, Professor, FGBOU Cherepovets State University, Cherepovetsraisins_7@mail.ru

Development of professional competencies in learning by doing oriented approach

The paper describes a modular organization of the educational process in the practices focused on the development of a comprehensive set of information system.

Information and communication technology, creditmodular system, competence, simulation