Психологическое здоровье как критерий адаптации студентов к обучению в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Басалаева Н. В. Психологическое здоровье как критерий адаптации студентов к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1126–1130. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53228.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического здоровья в качестве критерия адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза. Описаны результаты исследования отношения к здоровью студентов-первокурсников. При анализе результатов учитывались показатели по 4 сферам, отвечающим критериям адекватности – неадекватности отношения к собственному здоровью: когнитивная, поведенческая, эмоциональная, ценностно-мотивационная.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Басалаева Наталья ВладимировнаКандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт –филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскbasnv@mail.ruПсихологическое здоровье как критерий адаптации студентов к обучению в вузеАннотация. В статье рассматривается проблема психологического здоровья в качестве критерияадаптации студентовпервокурсниковпедагогического вуза. Описаны результаты исследования отношения к здоровью студентовпервокурсников. При анализе результатов учитывались показатели по 4 сферам, отвечающим критериям адекватности –неадекватности отношения к собственному здоровью: когнитивная, поведенческая, эмоциональная, ценностномотивационная. Ключевые слова: адаптация, психологическое здоровье, отношение к здоровью, здоровье

Проблема психологического здоровья является одной из тех общезначимых областей научных знаний, в которых представлено огромное количество теоретических и методологических направлений. Феномен «здоровья» изучается на стыке различных наук, так как носит междисциплинарный характер. При этом теоретические и методологические проблемы «психологического здоровья» в полной мере не решены.В жизни любого человека неизменно происходят стрессовые, фрустрирующие и критические события. На резкое увеличение нарушений нервно–психического характера, как у детей, так и у взрослых во многом повлияла нестабильность социально–экономической ситуации в стране. Особенно остро различные социальные перемены отражаются на молодежи, а студентов, по мнению ряда специалистов, по наличию психогенных факторов можно отнести к группе риска. Обучение в ВУЗе по сравнению со школой имеет существенные отличия и объективно требует большего напряжения и эмоциональной устойчивости, что приводит к нарушениюпсихологического здоровья первокурсников. В настоящее время все больше начинают рассматриваться проблемы укрепления здоровья человека, формирования условий для полноценного развития и безопасного образовательного пространства, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации подрастающих поколений.В современной России психология здоровья как новое научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной, которая включала в это понятие взаимосвязь с более широким, по ее мнению, феноменом психического здоровья, «оно относится к личности в целом и определяется высшими проявлениями человеческого духа» [5].По мнению О.В. Хухлаевой, высшего уровня психологического здоровья достигает человек с устойчивой адаптацией к среде, имеет резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активно, творчески относится к окружающей действительности [7]. Согласно этому, можно сказать, что высшим уровнем и важным процессом жизнедеятельности человека является адаптация.Следует отметить, чтоадаптация является высшим уровнем и процессом жизнедеятельности человека. Высшего уровня психологического здоровья достигает человек с устойчивой адаптацией к среде, имеет резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активно, творчески относится к окружающей действительности. Только психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным фактором реальности, оптимизировать свою жизнедеятельность [8]. Итак, можно выделить психологические критерии успешности адаптации:

наличие социальной поддержки со стороны других людей (отношения с друзьями, родственниками, преподавателями);

самостоятельно предпринимаемые сознательные усилия в сфере социализации;

высокий уровень психологического здоровья (психоэмоциональная устойчивость, удовлетворенность);

адекватность самооценки;

принятие ценностей среды [6].Так, переход из школы в вузовскую систему обучения является для большинства молодых людей очень сложным и переломным, поэтому значительная часть студентовпервокурсников испытывают трудности и не могут быстро адаптироваться к новым условиям. Это оказывает неблагоприятное воздействие на психологическое здоровье молодого человека. Таким образом, исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как: готовность к учению; способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У нихнедостаточно развито стремление к самообразованию и самовоспитанию [4].Структура и условия учебной деятельности по сравнению со школой усложняются –увеличивается количество преподавателей, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, увеличивается объем учебной работы, новым элементом становится специальная система обучения и восприятия учебной информации в виде лекций, возникает необходимость самостоятельно планировать учебное время, отсутствует ежедневный контроль за усвоением большого объема учебного материала [2]. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Поэтому необходима организация систематического контроля за их учебной деятельностью, проведение индивидуальных консультаций, работа кураторов и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, является важнейшим условием повышения самоорганизации и активности молодых людей на начальном этапе обучения.С целью изучения особенностей психологического здоровья у студентов–первокурсников на этапе адаптации к условиям вуза нами организовано экспериментальное исследование на базе Лесосибирского педагогического института –филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» в 2012 году. В качестве диагностического инструментария нами использовалась методика «Отношение к здоровью»,разработанная Р.А. Березовской. При анализе результатов учитывались показатели по 4 сферам, отвечающим критериям адекватности –неадекватности отношения к собственному здоровью: когнитивная –степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни; поведенческая –степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни; эмоциональная –оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться и радоваться ему; ценностно–мотивационная –высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.Проанализируем результаты, полученные при диагностике студентов–первокурсников по методике «Отношение к здоровью». Рассмотрим понимание студентами здоровья на когнитивном уровне. 23% студентов группы определяют здоровье как «хорошее самочувствие, ничего не беспокоит, отсутствие болезней», 12% студентов группы определяют здоровье как состояние человека, которое может быть как благополучное, так и неблагополучное, 23% студентов–первокурсников определяют здоровье как основу человеческой жизни (например, «здоровье –это необходимая составляющая жизни человека»). Кроме того, 15% студентов группы характеризуют здоровье как комплекс профилактических мероприятий («здоровье –это состояние человека, при котором соблюдается правильное питание, поддержание физической формы, душевное равновесие»), 27% студентов–первокурсников важной характеристикой здоровья является гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал («здоровье –это состояние внутреннего и внешнего согласия, умиротворения, полное физическое здоровье»). По мнению 85% студентов на осведомленность в области здоровья большее влияние оказывает информация, полученная от врачей (специалистов). Наряду с этим, 69% студентов определяют одним из важных источников информации о здоровье «СМИ (радио, телевидение)». По степени влияния на IIIместе –«научно –популярные книги о здоровье» (62% студентов).В то же время, 50% студентов предпочитают получать информацию о здоровье от друзей (знакомых) и 31% студентов из газет (журналов). Проанализировав результаты, нами было выявлено, что, по мнению всех студентов, наиболее существенное влияние на состояние здоровья оказывает фактор «экологическая обстановка». Одновременно, 96% студентов определяют одним из важных факторов, влияющих на здоровье «особенности питания». По степени значимости на IIIместо 88% студентов обозначают «образ жизни». 81% студентов на Vместо по степени значимости, определяют фактор «профессиональная деятельность». Кроме того, 38% первокурсников выделили дополнительные факторы, которые оказывают существенное влияние на состояние здоровье: замкнутое пространство, психологическая умиротворенность, качество воды и др. Таким образом, на когнитивном уровне характерно понимание студентами здоровья как фундаментального аспекта человеческой жизни, представляющего взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов, а также его значения в обеспечении активной и продолжительной жизни. Большинство студентов–первокурсников определяют здоровье как гармоничное сочетание духовного и физического начал. Информацию в области здоровья студенты–первокурсники получают из различных источников, но в большей степени готовы воспринимать информацию, получаемую от врачей (специалистов) и «СМИ (радио, телевидение)». Рассмотрим понимание студентами здоровья на поведенческом уровне. Необходимо отметить, что студенты в большей степени для поддержания своего физического здоровья регулярно посещают баню (сауну), что составляет 69% всех испытуемых. Наряду с этим, 62% студентов предпочитают избегать вредные привычки. 57% студентов для поддержания своего здоровья считают важным выполнение физических упражнений. По степени значимости на IVместе –забота о режиме сна и отдыха, так считают 50% всех испытуемых. В то же время, 38% студентов предпочитают отслеживать свой вес. 27% первокурсников считают важным для поддержания своегоздоровья, закаляться и посещать спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал). По степени значимости на VIIместо студенты относят –посещение врача с профилактической целью (19% всех студентов). Одновременно, 15% студентов для поддержания своего здоровья используют диету. При этом, в наименьшей степени студенты –первокурсники практикуют специальные оздоровительные системы (7% всех испытуемых). Кроме того, 27% студентов выделили дополнительные меры, которые, по их мнению, необходимо использовать для поддержания здоровья, и наиболее часто встречающиеся такие как: питание, витамины, размышление о хорошем, постоянный контроль. Проанализировав результаты, нами было выявлено, что при ухудшении здоровья студенты чаще всего самостоятельно принимают меры, исходя изпрошлого опыта, так полагают 93% студентов. В то же время 69% всех испытуемых предпочитают обращаться за советом к родственникам, друзьям и знакомым, 31% студентов считают важным обращение к врачу. Кроме того, 19% студентов предпочитают не обращать внимание на ухудшение своего здоровья. Таким образом, рассматривая отношение к здоровью студентов на поведенческом уровне, следует отметить, что студенты–первокурсникиспособны включаться в различные практические действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а также самостоятельно принять соответствующие меры, направленные на заботу о своем здоровье.Рассмотрим понимание студентами здоровья на эмоциональном уровне. Проанализировав результаты исследования, следует отметить, что студенты–первокурсники при благополучном состоянии здоровья в наибольшей степени испытывают спокойствие (96%). При этом 93% испытуемых довольны своим благополучием здоровья. Наряду с этим, 88% студентов определяют свое благополучие здоровья как внутреннее удовлетворение, счастье и уверенность в себе. Кроме того, при благополучном состоянии здоровья 81% студентов испытывают радость. 73% студентов определяют свое благополучие здоровья как «ощущение свободы».А также, по мнению 65% студентов, при благополучии здоровья отсутствует угроза.Одновременно, для 57% студентов характерно отсутствие беспокойства при благополучии здоровья. 7% испытуемых указывают на безразличие по отношению к благополучию своего здоровья. Кроме того, нами было выявлено, что 85% студентов при ухудшении своего здоровья в наибольшей степени склонны испытывать чувство расстройства.При этом 69% студентов указывают на подавленность настроения при ухудшении своего самочувствия.65% студентов стремятся выявить причину своего нездоровья и определить соответствующие меры. 54% первокурсниковсклонны проявлять нервность и тревожность при неблагополучии своего здоровья. Одновременно 46% испытуемых склонны испытывать сожаление при ухудшении своего здоровья.43% студентов указывают на чувство раздраженности при ухудшении своего здоровья.23% студентов обозначают чувство страха при неблагополучии своего здоровья.При этом, 15% студентов при ухудшении своего здоровья, указывают на чувство вины. В то же время, 12% студентов отмечают спокойствиепо отношению к своему нездоровью.Следует отметить, что в наименьшей степени при неблагополучии здоровья, 4% студентов испытывают чувство стыда. Таким образом, рассматривая отношение к здоровью студентовпервокурсников на эмоциональном уровне, следует отметить, что при благополучии здоровья, студенты чаще всего испытывают спокойствие, проявляют положительные эмоции, обладают способностью получать наслаждение от состояния своего здоровья и радоваться ему. Наряду с этим, первокурсники достаточно сензитивны и чувствительны к различным витальным проявлениям своего организма, при ухудшении здоровья в наибольшей степени, расстроены, подавлены, озабочены своим самочувствием, нервны, тревожны, испытывают чувство страха и сожаление.Рассмотрим отношение студентовпервокурсников к здоровью наценностно–мотивационном уровне. По мнению всех студентов, принявших участие в исследовании, наиболее важные жизненные ценности –«здоровье» и «интересная работа (карьера)». По степени значимости ценности на IIместо 93% студентов выделяют «независимость, свободу». Наиболее важными жизненными ценностями для 88% первокурсников являются «счастливая семейная жизнь» и «признание и уважение окружающих». Кроме того, по степени значимости 85% студентов на последнее место обозначают следующие ценности «материальное благополучие» и «верные друзья». Данный факт может свидетельствовать о том, что для первокурсников наиболее приоритетны такие ценности, как «здоровье» и «интересная работа (карьера)». Нами было выявлено, по мнению студентов, наиболее важными факторами для достижения успеха являются «хорошее образование» и «способности» (93% студентов). Кроме того, 88% испытуемых в число значимых факторов для достижения успеха обозначают «здоровье». Одновременно, 81% первокурсников для достижения жизненного успеха указывают на необходимость «упорства и трудолюбия». По степени важности фактора 77% студентов–первокурсников на IVместо определяют «везение (удача)» и «материальный достаток». Наряду с этим, по мнению 73% студентов, менее важным фактором для достижения успеха являются «нужные связи». Рассмотренный факт позволяет сделать вывод, что, для первокурсников, важным условием достижения жизненного успеха являются «хорошее образование»,«способности» и «здоровье». Анализируярезультаты, полученные в ходе исследования, нами выявлено, что у 46% первокурсников наиболее важной причиной недостаточной и нерегулярной заботы о своем здоровье является «отсутствие компании». Наряду с этим, 43% студентов обозначают в число важных причин нерегулярной заботы о здоровье «отсутствие времени» и «выполнение других, более важных дел». Одновременно,38% первокурсников указывают на «отсутствие соответствующих условий» для регулярной заботы о здоровье, приэтом, не считают важным постоянно осуществлять контроль за состоянием своего здоровья.35% студентов не считают важным придерживаться различных ограничений для сохранения и укрепления своего здоровья.Кроме того,27% студентов определяют в число важных причин недостаточной заботы о своем здоровье «необходимость больших материальных затрат». 23% студентовуказывают на отсутствие волевых усилий для осуществления постоянной заботы о здоровье. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что отношение к здоровью студентов–первокурсников на ценностно–мотивационномуровнеявляется высоко доминантным, здоровье для них определяется одной из самых важных жизненных ценностей. Однако, в силу различных причин, студенты не способны осуществлять постоянный контроль за состоянием своего здоровья. Следует отметить, что студентыпервокурсники с тенденцией к нарушению психологического здоровья сталкиваются со следующимиосновными трудностями в процессе адаптации: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.Система обучения в ВУЗе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые студенты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, затем оказываются неподготовленными к ответственному отношению к учебе.Именно в этот период происходит наибольший отсев из вуза.В данном случае следует отметить, что перед преподавателем стоит ответственная психологопедагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться. Воспитать у студента высокую требовательность к себе, жизненную потребность трудиться, желание и умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по ихформированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на первом курсе. Знание психических адаптационных способностей имеет большое значение для дальнейшего управления (с помощью воздействия на личностные особенности) и формирования у студентов волевых качеств и учебнотворческих мотивов, ценностных ориентации [1].Во всех учебных заведениях обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям ВУЗа. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей и студентов –первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь [3].Таким образом, переход из одного периода в другой сложный и противоречивый. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер, поэтому, следует отметить, что оздоровительные и профилактические мероприятия для студентов, проводимые в самом начале обучения, имеют важное значение и направлены на предотвращение нарушений нормального хода адаптации, которая находится еще в стадии развития и совершенствования. Чтобы помочь бывшему школьнику стать студентом необходимы знания психологических особенностей личности начинающего студента –способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера и.т.д. Эти знания позволяют изыскать реальные возможности их учета.Из всего вышесказанного следует, что адаптация –это процесс активного приспособления человека к широкому диапазону социальных изменений, этап преодоления новых жизненных трудностей. Большинство молодых людей не могут справиться с этой задачей самостоятельно, адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечаются психологические отклонения, неадаптивное поведение, что способствует нарушению психологического здоровья. Однако, следует отметить, что психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь человеку выработатьсредства саморегуляции, позволяющие ему справляться с внутренними проблемами самостоятельно, до того как эти проблемы обретут необратимый характер.Ссылки на источники1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. –М.: Изд –во МГОПУ АНОО НОУ, 1999.2. Киколов А.И. Обучение и здоровье: Метод. пособие для студ. и препод. вузов. –М.: Высш. шк., 1985.3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986.4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. –Л.,1961.5. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высш. и средних специальных учеб. заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 1997.6. Психосоциальная технология «Патронатное воспитание»/ Под ред. Н.А. Рыбаковой. –Псков: ПГПИ, 2002.7. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.8.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я:Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. –М.: Генезис, 2001.

Basalayeva Natalia VladimirovnaThe candidate of psychological sciences, the associate professor of pedagogics and psychology, the Lesosibirsk teacher training college –FGAOU VPO branch "Siberian Federal University", Lesosibirskbasnv@mail.ruPsychological health as criterion of adaptation of students to training in higher education institutionSummary. In article the problem of psychological health as criterion of adaptation of firstyear students of pedagogical higher education institution is considered. Results of research of the relation to health of firstyear students are described. In the analysis of results indicators on 4 spheres answering to criteria of adequacy –inadequacy of the relation to own health were considered: cognitive, behavioural, emotional, valuable and motivational. Keywords: adaptation, psychological health, relation to health, health