Практика актерской йоги как актуальный метод формирования верного сценического самочувствия актёра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скворцова Ю. С. Практика актерской йоги как актуальный метод формирования верного сценического самочувствия актёра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1121–1125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53227.htm.
Аннотация. В статье отражены особенности сценического самочувствия в отечественной театральной школе, современные тенденции и особенности научных экспериментов в области обучения актеров, обосновывается целесообразность включения элементов йоги в практику актерского тренинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Скворцова Юлия СергеевнаКандидат педагогических наук, доцент, ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств культуры», Волгоградmuzaizvuza@mail.ruПрактика актерской йоги как актуальный метод формирования верного сценического самочувствияактёраВ статье отражены особенности сценического самочувствия в отечественной театральной школе, современные тенденции и особенности научных экспериментов в области обучения актеров, обосновывается целесообразность включения элементов йоги в практику актерского тренинга.Система Станиславского, тренинг актерской психотехники, психофизический аппарат актера, йога, творческий потенциал, сценическое самочувствие, «погружение в движение», самореализация.Вопрос создания сценического, творческого самочувствия активно изучался К.С. Станиславским в начале 20 века. В рамках Системы Станиславского сценическое самочувствие понимается как единство эмоциональной сферы и интеллекта артиста, нацеленное на выполнение творческой задачи. Станиславского волновал вопрос о возможности управления вдохновением, поиска методов, способных искусственно вызвать у актера это состояние, создания атмосферы, позволяющей максимально раскрыть потенциал артиста. Его исследования в области психофизики актеров легли в основу классического тренинга по Системе Станиславского и активно используются в практике профессиональной подготовки мастеров сцены на протяжении почти 100 лет. Творческое самочувствие характеризуется стабильностью внутреннего состояния актера, отсутствием чрезмерного волнения и возможностью действовать в предлагаемых ситуациях согласно рисунку роли максимально естественно.Актерским же самочувствием Станиславский именовал состояние актера, который попадает под «влияние толпы», теряет самообладание иконцентрацию. Понятие «сценическое самочувствие», безусловно, является интегративным объединяя целый класс «элементов творческой психотехники актера». Но базисным, формирующим элементом этого сложного образования является сценическое внимание, способность к концентрации, сосредоточению на необходимом объекте. «Сценическое внимание это первое, основное, самое главное условие правильного сценического самочувствия, это самый важный элемент творческого состояния актера» [1].

Круг внимания это определенное пространство, заключающее в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, непроизвольно привлекающих внимание актёра. Принято считать, что основных кругов внимания действующего на сцене актера три. Малый круг включает в себя пространство вокруг человека, ограниченное движениями его рук и ног. Средний круг – всё пространство сцены. Большой круг всё видимое актёру пространство, включая сцену и зрительный зал. Каждый последующий круг поглощает предыдущий. Но разделение это условно и вкаждом конкретном случае рамки кругов внимания могут изменяться. Умение сосредотачиваться на малом и среднем круге внимания искусственно создавая для себя интересные объекты на сцене, а не в зрительном зале позволяют актёру овладеть методами быстрого угашения вызываемых зрительным залом «вегетативных помех»[2].На начальном этапе становления актера в профессии процесс овладениями методикой вхождения в творческое самочувствие является одним из ключевых и связан с определенными трудностями. Это не случайно, ибо актеры как представители творческой профессии в большинстве своём являются индивидуумами со сложной психоэмоциональной организацией. Такие показатели основных свойств личности как нейротизм, а иногда и психотизм (согласно Г.Айзенку[3].) проявляются у них весьма часто.Нейротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость и напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Психотизм в стремлении к экстравагантности, демонстративности, жестокости[3].

Сила, с которой индивид отвечает на воздействия внешних раздражителей принято называть реактивностью. Высокая реактивность (лёгкий отклик нервной системы даже на небольшой по силе стимул) является одним из качеств профессиональной пригодности артиста[4]. Благодаря этому качеству хороший актер может быстро переходить из одного крайнего эмоционального состояния в другое, без особого труда вызывая у себя внешние проявления этих состояний ( смех, слёзы и т.д.) Способность к накоплению и расходованию психической энергии является одним из главных показателей реактивности. Поэтому проблема создания правильного сценического самочувствия прямо и непосредственно выступает как проблема ограничения уровня эмоциональной активации актера в экстремальных условиях публичности.Современные условия жизни, ухудшение экологической ситуации, мощнейший информационный перегруз, а также давление мегаполиса и увеличение стрессовых ситуаций серьезно отражается на психике молодых людей. Психофизические параметры современных абитуриентовтворческих вузов значительно отличаются от показателей предшественников, поступавших на актерские и режиссерские отделения 25 и более лет назад. В настоящее время во многом, благодаря расширению информационного пространства, коммуникативных технологий, всеобщей глобализации творческая молодёжьпреимущественно ориентирована «во вне», избирая образцом для подражания модели массовой культуры, которые зачастую отрицательно сказываются на нервной системе.Большинству современных юношейи девушек очень сложно отключиться от информационной подпитки (телефон, интернет, телевизор и тому подобное) и погрузиться в собственное «я», освободиться от навязчивых мыслей, сосредоточиться на ощущениях собственного тела,

осознать, а когда это необходимо, то и трансформировать свои негативные эмоции. Ноименно эти процессы являются стартовыми навыками для успешного вхождения в состояние творческого подъёма, верного сценического самочувствия. Таким образом, современная ситуация актуализировала внедрение в практику обучения актеров новых методик, ориентированных на погружение в собственный внутренний мир, формирование навыков сосредоточения, концентрации.Открытие «железного занавеса» и расширение границ культурного пространства позволили нам открыто изучать и использовать элементы некогда запрещенных восточных систем, которые, в действительности, являются уникальными методиками, способствующими не только оздоровлению физического тела, но и дающими мощный толчок к самосовершенствованию, самоконтролю, саморазвитию. Одним из путей достижения высокого результата в формировании верного сценического самочувствия и прочих актуальных психофизических характеристик современного актера является применение в процессе обучения Йоги древнеиндийской системы самосовершенствования, постепенно раскрывающей колоссальный уникальный потенциал человека через психофизические, телесноориентированные и релаксационномедитативныепрактики. Имеющая древнюю связь с восточными религиями (буддизмом, индуизмом, джайнизмом) йога не является религиозным учением. Зародившись в Индии она лишь использует понятийный аппарат этих религиозных систем[5].

Идея применения Йоги в воспитании будущих актеров имеет достаточно долгую историю. Изучая мемуары классиков театра и исторические документы можно найти сведения о том, что в разное время, работая над своей Системой, К.С.Станиславский изучал трактат, посвященный хатхайоге, и почерпнул оттуда много интересных идей для подкрепления своих изначальных мыслей о творческой природе человека, способного использовать тело как "инструмент", посредством которого "проявляется и действует дух". Вероятно, в связи с устоявшейся трактовкой понимания сущности Системы Станиславского ее комментаторы весьма неохотно упоминают о знакомстве ее создателя с методами “самопознания” и “самоосвобождения”, выработанными несколько тысяч лет тому назадАктерская йога видится нам современнойсистемойэмоциональной и физической подготовки будущих актеров к процессу творчества, и, непосредственно, к работе над Системой Станиславского. Практики классической йоги гармонично включаясь в актерский тренинг психотехники позволяют студенту обрести базовые навыки восприятия, необходимые для успешной профессиональной деятельности современного артиста–остановкавнутреннего диалога; действие «здесь и сейчас»; настройкасвоего психофизического аппарата для восприятиямалейших нюансов тактильных ощущений, звуков, запахов;релаксация; и главное, позволяет научиться сосредоточению – центральному навыку как в актерском мастерстве, так и в практике Йоги.Освоение техник актерской йоги и регулярная их практика позволяет студенту легко и быстро погружаться в рабочее творческое состояние независимо от внешних условий. Уже несколько лет на базе ГОБУК ВПО Волгоградский государственный институтискусств и культуры существует творческая лаборатория актерской йоги. В рамках экспериментального исследования со студентами кафедрырежиссуры и актерского мастерства там проводятся тренинговые занятия, включающие в себя элементы актерской йоги.Подобные тренинги особенно рекомендуются практиковать на начальных курсах обучения, чтобы студент мог максимально успешно развить свой психофизический аппарат и выработать привычку заниматься собственным телом и

сознанием, беспрерывно самосовершенствоваться. Это своеобразная гигиена творческого человека.На начальных этапах тренинга особенно важной задачей является обретение студентами состояния естественной сценической свободы одного из основополагающих составляющих верного сценического самочувствия и залога правдивого действия на сценической площадке. Основными помехами стабильному состоянию естественной сценической свободы чаще всего являются:

отсутствие навыков сосредоточенияна предметеи как следствие –сумбурное мышление, «прыгающие» мысли;

мышечные зажимы и телесный дискомфорт по «неизвестным» причинам;

привычка негативно смотреть на мир, сомневатьсяв себе и окружающих, чащеобращать внимание на недостатки и проблемы, а не на достоинства и позитивные результаты;

привычка «стесняться» себя и своих проявлений, боязнь самовыражения;

страхбыть лидером, источникомидей,боязньзадать вопрос, внести предложениеи т.п., по сути боязнь проявления своей уникальности[6].

Эти и другие помехи стабильного творческого состояния в процессе занятий актерской йогой студенты учатся отслеживать и постепенно устранять (растворять). Занятие объединяет теорию и практику в единый процесс самовыражения и самопознания. Благодаря упражнениям и правильному дыханию достигается состояние «погружения в движение» без осмысления. Студент начинает прислушиваться к ощущениям собственного телав настоящий момент, освобождая себя от инерции привычных мыслей, которая тормозит или блокирует достижение желаемых результатов. В гештальттерапии и буддизме этот принцип «здесь и сейчас» широко практикуется для коррекции ряда психологических проблем человека.Практика погружения в движение на основе этого приема связана с предельной концентрацией внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное время. В процессе выполнения упражнений этого цикла каждое движение совершается осознанно, а ощущения тела становятся гораздо более яркими. Если задачей упражнения является сосредоточение внимания на слуховых ощущениях, то практикующий начинает улавливать малейшие переходы звуков, полутона и четверть тона, не фиксируемые им ранее, появляется ощущение наполненности звуком всего тела. Звуки, запахи, тактильные ощущения как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Поэтому основной навык, который тренируется на начальном этапе занятий –выработка навыка концентрации на самом себе, на дыхании, ощущениях тела. Этот процесс –ничто иное, как погружение в малый круг внимания, которое К.С.Станиславский советовал использоватьактерамневротического типа.Освоив навык «погружения в движение» на занятиях в течение несколькихмесяцев будущие актеры учатся автоматическивходить в это состояние в любом месте, при любых обстоятельствах и применять его в актуальных ситуациях.Занятия актерской йогой проходят по определенному плану, состоящего из нескольких разделов каждый из которых содержит упражнения определенного цикла, направленного на развитие определенных навыков 1.Подготовка пространства для практики, настрой на занятие.2. Теоретический блок (ответы на вопросы, рекомендации, домашние задания)4. Пранаяма —выработка навыков контроля дыхания. 5. ХатхаЙога —мышечносуставная гимнастика6. Упражнения на создание доверия (себе самому/самой, окружающим людям, пространству данного зала занятий).7. Йога с Партнером —упражнения в произвольных парах8. Релаксационные практики —медитативное погружение внутрь себя, расслабление мышц тела.Работа с дыханием позволяет студентам, склонным к сильному волнению на сценической площадке освоить методы и приемы, позволяющие с помощью контроля и сосредоточения на дыхании отпускать и «выдыхать» свой страх. Кроме того дыхательные практики помогают хорошо развить голосовой аппарат будущих актеров, что способствует успешному освоению ими курса сценической речи, являющегося одной из базовых профессиональных дисциплин.Упражнения цикла мышечносутавной гимнастики способствуют общему физическому развитию студента, а также формирует навык расслабления тела в любой, даже неудобной позе. Задача упражнений этого раздела –научить будущих актеров делать каждую позу тела удобной, чтобы без излишних физических затрат действовать на сцене в рамках поставленных задач. Большое внимание уделяется здесь работе над балансовыми асанами.

Особенно интересными и полезными для студентов является раздел йога с партнером или, как ее сейчас иногда называют, контактная йога. Он предполагает парное и групповое взаимодействие, (выполнение асан, релаксационных и дыхательных практик), способствующих снятию у участников процессаряда психологических блоков и зажимов, учит принятию партнера, доверию к нему, способствует расширениюзоны комфорта, снятиюстрахов, которые в той или иной степени влияют на открытость или замкнутость человека в отношении других людей, и, кроме того, учат верному и бережному прикосновению к партнеру.Работа с партнером в данных практиках позволяет открыть новые резонансные парные ощущения, новые нюансы взаимодействия и взаимопомощи для наибольшего расслабления и концентрации. Контактная йога предлагает достаточно много форм работы спартнером –корректирующая (поддерживающая), симметричная и объединяющая (импровизационная) В процессе корректирующих практик студенты учатся прикасаться к телу партнера, отслеживать зажимы, напряжения и помогать в их устранении.Симметричное выполнение асан способствуют развитию навыков поддерживать равновесие и координацию, развивает навыки верного мизансценирования тела, учат корректироватьсобственные движения в соответствии со сценической задачей. Объединяющая, импровизационная форма взаимодействия между партнерами–это высшая форма взаимодействия. Такие процессы происходят спонтанно в финале занятий контактной йогой, когда между партнерами происходит полная сонастройка и каждый участник процесса начинает настолько тонко чувствовать партнера, что непроизвольно улавливает малейшие изменения в его позе, продолжая сотворчество и,как бы, предугадывая следующее движение, которое совершит партнер. Втрадициях классической йоги этот процесс получил название «спонтанный танец йоги». Тела начинают двигаться в унисон и каждое движение, как бы перетекает от одного человека к другому. И чем в более расслабленном состоянии будут находиться партнеры, тем более красивым и гармоничным станет этот танец[6]. В процессе занятий мы выявили три взаимосвязанных базовых акцента в практике Йоги, которые особенно актуальны при обучении будущих актеров и режиссеров:1. Развитие навыка удерживать внимание в одном направлении, не отвлекаясь. Добиться устойчивого навыка позволяет применение в тренинге упражнения серии «Трекинг», «В 5 раз медленнее»: нейтральное прослеживание физических ощущений тела: осязание, обоняние, цвета, вкусы, звуки) и др. Это упражнение направлено на актуализацию у студентов навыков осознанно слушать, смотреть, трогать. В результате практики развивается умение не просто слушать, но слышать, смотреть и видеть, трогать и ощущать. 2. Развития навыка расслабления. Этой цели способствует ведение в тренинг актерской психотехники релаксационных техник, а также элементов медитативных практик. Здесь же используются техник самонастройки.3. Развитие навыка работы с энергией, праной. На выполнение этой задачи направлены асаны и пранаямы (дыхательные практики). В процессе работы над ними развивается умение обнаруживать потоки энергии и грамотно их перенаправлять без усилий и напряжения.Являясь прежде всего, практикойсамореализации актерская йога способствует общему изменению отношения студентов к миру, окружающим людям в сторону позитива. Наблюдается сокращение агрессивных проявлений, практикующие начинают более осознанно относиться к своей профессии, задумываться о ценностном отношении к собственной деятельности и деятельности коллег. В процессе занятий у студентов изменяется отношение к собственному телу. Оно начинает восприниматься как инструмент творчества, а работа над его совершенствованием становиться одной из целей саморазвития. Зачастую, изначально воспринимаясь как средство подготовки своего творческого аппарата к профессиональной деятельности впоследствии эти занятия становятся отправной точкой на пути самопознания и саморазвития. Человек начинает ощущать потребность в занятиях, обретает навыки самоконтроля те самые тренинг и муштра, которые так необходимы артистутворцу и о которых еще 100 лет назад писал К.С.Станиславский Важнымположительнымаспектом йоги для воспитания будущих актеров, на наш взгляд, также является отсутствие в ее положениях соревновательных моментов. Творческие люди –это субъекты с очень тонкой душевной организацией. Для большинства из них процесссравнивания себя, своих данных, своих профессиональных способностей с другими является одной из частых причин стресса. Подобный тренинг учит не оцениванию себя по сравнению с коллегами, а принятию собственной природы и осознанию необходимости развития своих качеств и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что занятия актерской йогой оказывают весьма позитивное влияние на формирование положительного отношения студентов к здоровому образу жизни и стимулируют желание самосовершенствоваться как в физическом, так и в духовном плане.В целом, при регулярных занятиях актерской йогой практикующий приходит в стабильное состояние согласия с самим собой и со своим организмом. Проявлениями этого состояния являются:

расслабленное, гибкое, здоровое тело; быстрая концентрация на необходимом объекте, легкое погружение в необходимое состояние;

радостные, позитивные эмоции;

общий творческий настрой;

работоспособность[6].В настоящее время работа экспериментальной студии актерской йоги продолжается, но уже сейчас можно констатировать ряд позитивных изменений в процессе подготовки будущих специалистов в области театрального искусства.

Ссылки на источникиСписок цитируемой литература:1.Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1973.

–431 с. С.992.Кочнев В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского// Вопросы психологии. –1990. № 6 С.95102.3.Г.АйзенкГ.Ю. Структура личности. М.: КСП+.1999.464 с.4.Иванников.В.А. Психологические механизмы волевой регуляции». М.:Издво МГУ. 1991. С.145.Актерская йога: исторические предпосылки и современные тенденции./ Материали за 4а международна научна практична конференция, «Бъдещето проблемите на световната наука», 2008. Т.11. Педагогически науки. София. «БялГРАДБГ» ОООД. 104 с. С.5053.6.Актерская йога как инновационное направление в подготовке специалистов в области театрального искусства // Современные исследования социальных проблем. 2010. №4(04). С. 191197.SkvortsovaJulyaSergeevna, theseniorlecturer, thecandidateofpedagogicalsciences, theVolgogradStateInstituteofArts and Culture, Volgograd, Russia.The features of development of actor's training at the Russian drama school, the modern lines and features of research experiments in the field of actor’s training are reflected in article.Тhe expediency of inclusion of yoga elements in the actor's training practice is proved.Stanislavsky's system, training of actor's psychotechnics, the psychophysical device of the actor, the yoga, creative potential, scenic freedom, «immersing in movement», selfrealization.