Состояние здоровья населения, подвергающегося воздействию авиационного шума

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солдатов С. К., Зинкин В. Н., Шешегов П. М., Харитонов В. В. Состояние здоровья населения, подвергающегося воздействию авиационного шума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1201–1205. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53243.htm.
Аннотация. По результатам исследования гигиенической обстановки на рабочих местах, мониторинга заболеваемости и качества жизни дана характеристика состояния здоровья населения территорий, прилегающих к аэропортам, аэродромам и авиационным предприятиям, проанализировано состояние слуховой функции и вегетативные реакции у специалистов, работающих в условиях воздействия авиационного шума и изложены особенности врачебной экспертизы его воздействия на здоровье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Солдатов Сергей Константинович,доктор медицинских наук, профессор, ведущийнаучный сотрудник Научно‬исследовательского испытательного центра (авиационно‬космической медицины и военной эргономики) 4Центрального научно‬исследовательского института Минобороны России, г. Москваgniiivms@yandex.ruЗинкин Валерий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ,старший научный сотрудник Научно‬исследовательского испытательного центра (авиационно‬космической медицины и военной эргономики) 4Центрального научно‬исследовательского института Минобороны России, г. Москваzinkinvn@yandex.ruШешегов Павел Михайлович, кандидат медицинских наук, научный сотрудник Научно‬исследовательского испытательного центра (авиационно‬космической медицины и военной эргономики) 4Центрального научно‬исследовательского института Минобороны России, г. Москваsheshegoff.pavel@mail.ruХаритонов Владимир Васильевич,кандидат технических наук, научный сотрудник Научно‬исследовательского испытательного центра (авиационно‬космической медицины и военной эргономики) 4Центрального научно‬исследовательского института Минобороны России, г. Москваharitonovvladimir@yandex.ru

Состояние здоровья населения, подвергающегося воздействию авиационного шума

Аннотация.По результатам исследования гигиеническойобстановки на рабочих местах, мониторинга заболеваемости и качества жизни дана характеристика состояния здоровья населения территорий, прилегающих к аэропортам, аэродромам и авиационным предприятиям, проанализировано состояние слуховой функции и вегетативные реакции у специалистов, работающих в условиях воздействия авиационногошумаи изложены особенности врачебной экспертизы его воздействия на здоровье.Ключевые слова:медицина труда, рискометрия здоровья, психофизиология, авиационная гигиена.

В реестре Международной организации гражданской авиации (ИКАО) значится более27тысячмагистральных и региональных самолетов, в том числеоколо 4,5 тысяч, построенных в России и Украине. Прогностические расчеты указывают на ускоренное развитие авиационного транспорта в мире:считается, чток 2025 годурегулярные авиарейсы будут выполнять более 60 тысячсамолетов[1].Результаты анкетированиянаселения, подвергающегося воздействию авиационного шума(работники аэродромов, авиационных предприятий и жители территорий, прилегающих к аэродромам) показывают,что 100% опрошенных высказывают жалобы на действие акустическогошума(на другие неблагоприятные факторы жалуются 580% опрошенных) [24]. Кроме того, количество жалоб населения на шум от пролетающих самолетов неуклонно растет. Также в течение многих лет среди работников авиационного транспорта отмечается, как нейросенсорная тугоухость

профессиональная патология,являющаяся проявлением вредного действия шума[37].

2

Состояние здоровья и заболеваемостьавиационных специалистов и населения территорий, прилегающих к аэропортам, аэродромам и авиационным предприятиямПоказатели морбидности авиационных специалистов проанализированы путем сравнения с контрольной группой лиц, не подвергающихся профессиональному воздействию шума. Так, число случаев первичной заболеваемости с временной утратой работоспособности на 100 работающих у авиационных специалистов составило 66,1±7,5, а в контроле‬43,8±0,6 (p<0,05), число случаев трудопотерь 73,3±11,6 и 53,2±2,9 (p>0,05) и число дней трудопотерь‬655,3±44,9 и 431,8±7,2 (p<0,05) соответственно[2, 4, 5]. Таким образом, в соответствии с общепринятой методикой оценки заболеваемости, уровень заболеваемости с временной утратой работоспособностив контрольной группе квалифицирован, как ©низкийª и ©очень низкийª, у авиационных специалистов‬©ниже среднегоª.В структуре заболеваемости преобладали следующие классы болезней: органов дыхания (41,1%у авиационных специалистов и 29,0%в контроле), системы кровообращения (11,4%и 2,8%соответственно), органов пищеварения (10,5%и 7,1%), кожи и подкожной клетчатки (6,5%и 3,0%), нервной системы (6,5%и 4,1%)[1‬5].Анализ структуры заболеваемостиу авиационных специалистов показалболее высокиезначения показателей по следующим классам болезней:нервной системы‬в 2,8 раза(p0,05); глаз‬в 2,6 раза(p�0,05);органов кровообращения‬в 4,7 раза (p0,05);органов дыхания‬в 1,6 раза,(p�0,05); органов пищеварения‬выше в 2,1 раза(p0,05);кожи и подкожной клетчатки‬вышев 3,1 раза (p0,05)[2, 4]. У авиационных специалистов показатели заболеваемости, связанной с болезнями, характеризующимися повышенным артериальным давлением, такими как нейроциркуляторная дистония и артериальная гипертензия, также были выше в 3,9 раза (p0,05), по сравнению с контрольной группой[2, 4, 610].Выявленное увеличение показателей заболеваемости органов кровообращения, нервной системы и пищеварения у авиационных специалистовсоответствует существующим представлениям о механизме действия интенсивного шума на организм человека. Развитие болезнейорганов дыхания, глаз, а также кожи и подкожной клетчатки, можно объяснить воздействиеминфразвука на организм человека. Полученные результаты, позволяют утверждать, что повышенный уровень общей заболеваемости авиационных специалистов является следствием сочетанного действия высокоинтенсивного шума и инфразвука, поэтому в структуре заболеваний преобладают болезни, характерные как для действия шума (болезни органов кровообращения и пищеварения), так и инфразвука (болезни органов дыхания, нервной системы, глаз, кожи и подкожной клетчатки).При анализе состояния здоровья населения, проживающего вблизи аэропортов,исследована общая медико‬демографическая ситуация, выполнена донозологическая диагностика и изучена заболеваемость взрослого и детскогонаселения.В структуре причин смертности населения на территории влияния аэропортов ведущие ранговые места принадлежат сердечно‬сосудистым заболеваниям (62,7%), злокачественным новообразованиям (15%), травмам и отравлениям (14%). Темп прироста смертности составляетот сердечно‬сосудистых заболеваний +2,4%, в том числе от ишемической болезни сердца (ИБС)+1,5%, и от злокачественных новообразований +9,1%[1‬5, 712].Показатель общей смертности в 1,3 раза выше, чем в условночистой зоне. Аналогичные результаты получены по смертности от сердечно‬сосудистой патологии. Смертность от ИБС на территории влияния выше, чем дляусловно чистойтерриториив 1,4 раза.Как видно, общая медико‬3демографическая обстановка в целом на исследуемой территории характеризуется как неблагоприятная.Общуюзаболеваемость населенияхарактеризуют показателиобращаемости за медицинской помощью: в пределах 66…110 случаев на 100 человек. В структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания‬22,6%, болезни органов кровообращения‬20,4%, болезни нервной системы и органов чувств‬18,9%, болезни мочеполовой системы‬7,4%. Отмечается рост заболеваемости по болезням эндокринной системы‬53%, системы кровообращения‬21,1%, нервной системы‬9,2%, чаще наблюдаются гипертоническая болезнь и вегетососудистые нарушения[2, 4, 712]. Повышение артериального давления практически по всем возрастным категориям выявляется чаще, чем в контрольной зоне. У взрослых уровень систолического артериального давления составляет 140…180 мм рт.ст.,а диастолического‬90…100 мм рт.ст. Отмечаются также болеевысокие показатели заболеваемости по классу болезнейнервной системы (54и5,9‰ соответственно)исердечно‬сосудистой системы (16,3и19,8‰)[2, 4, 11].К неблагоприятной тенденции в изменении динамики состояния здоровья населения, проживающеговблизи аэропортов,следует отнести рост хронической заболеваемости, которая за 10 летвыросла на 16,3%, новообразований‬на 137,2%, увеличение числа больных, состоящих на диспансерном учете с болезнями эндокринной системы‬на 12,7%.Наблюдается снижение удельного веса здорового населения[2]. Приоценкефизического развития школьников, проживающихв зонах воздействия аэропортов, по данным углубленных медицинских осмотров выявленоотставание в физическом развитии, на что указываетснижениероста, массы тела и окружности грудной клетки. Психофизиологические исследования установили, что в зоне влияния аэропорта в условиях высоких уровней авиационного шума умственная работоспособностьдетей к концу учебной недели снижается. В ходе гигиеническихисследованийу детей выявленынарушения функционального состояния центральной нервной системы, сердечно‬сосудистой системы и органа слуха.При исследовании показателей здоровья детей выявленежегодный прирост заболеваемости по следующим классам болезней:системакровообращения на 17,4%, эндокринная система‬13%, нервнаясистема‬16,8%, органы пищеварения‬9,3%имочеполоваясистема‬28,7%.За десятилетний периодувеличилось число детей, состоящих на диспансерном учете с патологией мочеполовой системы‬на 23,7%, органов дыхания‬11,6%ипищеварения‬в 2,5 раза[3, 5].При диспансерном обследовании детей дошкольного и школьного возраста обнаружены донозологические изменениясо сторонысердечно‬сосудистой и нервной систем, проявляющиеся в повышенной утомляемости, местных и общих вегетативно‬сосудистых расстройствах. Отрицательное влияние акустической нагрузки на уровень здоровья детей подтверждается таким интегральным показателем, как индексздоровья (число не болевших на 1000 детей). В ©тихом районеª отмечен более высокий индекс здоровья, меньший уровень заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью (как в целом, так и по отдельным классам болезней), уменьшение числа многократно болевших детей.

Состояние слуховой функции и вегетативные реакции у авиационных специалистов, работающих в условиях воздействия авиационногошумаПрофессиональная нейросенсорная тугоухость является важной проблемой в авиации: снижение слуха по нейросенсорномутипу имеет место у 36,7% летного состава гражданской авиации, удельный вес нейросенсорной тугоухости в структуре всех профессиональных заболеваний работников гражданской авиации составляет более 80% [24]. У технического персонала аэродрома развивается нейросенсорная 4тугоухость с характерным для профессиональной гипоакузии профилем. Степень снижения слуха имеет достоверную взаимосвязь со стажем работы на аэродроме.Характер нейросенсорной тугоухости авиационных техников (повышение порогов восприятия на частоте 4 кГц и в меньшей степени 8 кГц) соответствует профилю снижения слуха при профессиональной тугоухости [24, 12]. Имеется достоверная взаимосвязь между двусторонним снижением слуха на частоте 4 кГц и стажем работы на аэродроме. При этом взаимосвязь с возрастом у обследованных отсутствовала ‬среди обследованных не было лиц, у которых по возрасту возможен пресбиакузис. При оценке динамики состояния слуха в ходе летной смены в контрольной группе отмечалось временное смещение порогов слуха на частоте 250 Гц на 510 дБ. Возможной причиной этого может быть интенсивный шум на этой или близкой частоте во время подготовки самолета к вылету. На остальных частотах изменений порогов слуха не выявлено. Причем у авиационных специалистов, использующих средства индивидуальной защиты от шума(наушники[11]), пороги слуха до и после рабочей смены не имели достоверных различий. Повышенные пороги слуха на частоте 4 кГц и умеренное временное смещение порогов слуха после смены указывают на то, что в развитии нейросенсорной тугоухости у рассматриваемой категории специалистов существенную роль играет отсроченный эффект шума. Несмотря на небольшие изменения слуха после смены по сравнению с фоном, с годами работы в условиях авиационного шума у человека наступают изменения слуха, характерные для нейросенсорной тугоухости.Патогенез шумовой нейросенсорной тугоухости включает несколько механизмов ее развития. При воздействии шума нарушается функционирование наружных волосковых клеток. Дегенеративные изменения вследствие шумового воздействия происходят и в фиброцитах спирального лимба, которые играют важную роль в поддержании ионного гомеостаза в улитке. При воздействии интенсивного шума развивается повреждение микрососудов улитки, приводящее к стазу, изменениям сосудистой проницаемости и локальной ишемии.Имеются данные о сосудистом генезе шумовой нейросенсорной тугоухости. Ишемия улитки вследствие вазоконстрикции капиллярной сети сосудистой полоски является спорной, т.к. При шумовом воздействии 110 дБпроисходит расширение просвета капилляров сосудистой полоски на 30%, сменяющееся их сужением до 12%. Данные об усилении ототоксического эффекта гентамицина при акустической травме подтверждают наличие вазодилатации в сосудистой полоске. Таким образом, данные о сосудистых реакциях при шумовом воздействии являются противоречивыми.Исследования вегетативного статуса персонала показывают, что в ходе рабочей смены у техников достоверно повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к вазоконстрикции. Это подтверждает данные о сосудистом генезе профессиональной нейросенсорной тугоухости.

Особенности врачебной экспертизы воздействия авиационного шума на здоровьеВыявленные факты широкой распространенности авиационного шума, недопустимо большое число случаев развития профессиональных и профессиональнообусловленных заболеваний обусловливают необходимость повышения эффективности система контроля источников шума и условий труда, а также по профилактике его неблагоприятного действия. Работа по отбору авиационных специалистов, профессиональная деятельность которых предполагает работу в условиях воздействия авиационного шума, должна начинаться на этапе профессионального отбора, и при этом надо в первую очередь 5руководствоваться ©Расписанием болезнейª и соответствующей таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан. Однако в таблицах дополнительных требований практически отсутствуют указания на особенности при работе с высокоинтенсивным шумом. Поэтому целесообразно ввести в таблицыдополнительных требованийдополнительную графу ©Источники высокоинтенсивного шумаª, а название графы ©Авиационные механикиª изменить на ©Специалисты по обслуживанию авиационной техникиª, для которых предусмотретьтребования по слуху и перечень болезней, обусловленных воздействием высокоинтенсивного шума (артериальные гипертензии, вегетососудистые дистонии, болезни органов дыхания). Важное место на этапе выбора авиационнотехнической специальности (летчика, штурмана, инженера и др.), предполагающей длительный период работы в условиях действия высокоинтенсивного шума, при прохождении врачебной комиссии проводить функциональные пробы для выявления повышенной чувствительности органа слуха к действию шума. Это позволит на ранних этапах обучения принять экспертное решение о целесообразности обучения и/или необходимости проведения профилактических мероприятий по сохранению профессиональной пригодности специалиста.Центральное место в медицинской профилактике неблагоприятного воздействия шума занимают предварительные при приеме на работу и периодические медицинские осмотры. В соответствии с нормативными документами, их регламентирующими, диспансерное динамическое наблюдение за авиационными специалистами, подвергающимися воздействию сверхсильных шумов и вибрации (мотористы, танкисты, специалисты радиолокационных станций) ведет авиационный врач или оториноларинголог (по показаниям). Врач осматривает их 1 раз в 6 месяцев, оториноларинголог ‬1 раз в 6 месяцев; окулист, невропатолог ‬по показаниям. Проводится клиническое исследование крови, мочи, биохимическое исследование крови 1 раз в год; рентгенография, компьютерная томография височных костей, тональная аудиометрия, исследование вестибулярной функции ‬по показаниям. Как видно, в этих документах ни слова не сказано о специалистах, подвергающихся постоянному воздействию высокоинтенсивного широкополосного шума при обслуживании авиационной техники. Указанный недостаток требует устранения и при этом необходимо учесть следующее. Считаем целесообразным при определении объема и частоты медицинских осмотров ввести количественную градацию уровней шума на рабочих местах по аналогии с требованиями пункта 5.4 приложения 1 Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996г № 90 (в редакции от 6.02.2001г). При стаже работы авиационных специалистов с шумом не менее двух лет предусмотреть обследование в лечебнопрофилактическом учреждении с участием оториноларинголога, терапевта, невролога и проведением тональной аудиометрии. Определение последующих сроков возложить на врачейспециалистов с учетом выявленной патологии и уровня шума на рабочем месте, но оно должно быть не реже одного раза в течение 1 ‬3 лет.Одной из задач медицинского обследования специалистов, подвергающихся воздействию вредных и опасных факторов, является своевременная диагностика заболеваний и проведения освидетельствования для определения причинной связи полученных ими увечий, заболеваний. Следует отметить, что медицинская служба Вооруженных Сил РФ не относит акустический шум к вредному фактору, что указывает на определенные противоречия отношения к шуму как производственному фактору по сравнению с гражданским здравоохранением в нашей стране. Нейросенсорная тугоухость входит в список профессиональных заболеваний, развитие которыхобусловлено систематическим воздействием производственного интенсивного шума при 6выполнении трудовой деятельности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте. Право установления у работающих связи нейросенсорной тугоухости с условиями труда при работе с шумом предоставлено Центрам профессиональной патологии и клиникам профессиональных заболеваний. Как самостоятельная нозологическая единица (код 389.1) нейросенсорная тугоухость включена в перечень МКБ X пересмотра. Система профессионального отбора специалистов, работающих в условиях, сопряженных с воздействием высокоинтенсивного шума, система лечебнопрофилактических мероприятий неблагоприятного действия шума и порядок освидетельствования лиц, имеющих заболевания обусловленных влиянием шума, требую пересмотра в соответствие с имеющейся государственной законодательноправовой базой.

* * *Проведенные исследования позволяют утверждать, что в настоящее время шумовой фактор на рабочих местах авиационных специалистов и населения территорий, прилегающих к аэропортам, аэродромам и авиационнымпредприятиям,является главным фактором рискаразвития специфической и общей соматической патологии, требующимпроведенияпостоянного экологического и социально‬гигиенического мониторинга и осуществления соответствующих профилактических медицинских мероприятий.

Список литературы1. Кузнецов В.С.©Зеленыйªсамолет/ В.С.Кузнецов, А.Г.Мунин, В.Ф.Самохин // Наука и жизнь. 2009. №3. С. 2226.2. Солдатов С.К.Человек и авиационный шум/ С.К.Солдатов, В.Н.Зинкин, А.В.Богомолов, Ю.А.Кукушкин.М.: Новые технологии, 2012. 24 с. (Приложение к журналу ©Безопасность жизнедеятельностиª, № 10, 2012).3. Измеров Н.Ф.Человек и шум/ Н.Ф.Измеров, Г.А.Суворов, Л.В.Прокопенко. М.: ГЕОТАР‬МЕД, 2001. 384 с.4. Ушаков И.Б.Физиология труда и надежность деятельности оператора/ И.Б.Ушаков, Ю.А.Кукушкин, А.В.Богомолов. М.: Наука, 2008. 318 с.5. Фокин М.В.Оценка риска для здоровья населения от воздействия авиационного шума/ М.В.Фокин [и др.]// Гигиена и санитария. 2009. № 5. С. 29‬32.6. Гридин Л.А.Возможности ранней автоматизированной диагностики артериальной гипертензии/ Л.А.Гридин, И.П.Бобровницкий, А.В.Богомолов// Врач. 2001. № 1. С. 29.7. Федоров М.В.Технология планирования многофакторных экспериментальных исследований и построения эмпирических моделей комбинированных воздействий на операторов эргатических систем/ М.В.Федоров, А.В.Богомолов, С.А.Айвазян, Г.В.Цыганок// Информационно‬измерительные и управляющие системы. 2010. № 5. С. 53 ‬61.8. Ушаков И.Б.Методико‬методологические рекомендации авторам инноваций по диагностике функционального состояния человека ‬оператора/ И.Б.Ушаков [и др.]// Технологии живых систем. № 3. 2006. С. 33 ‬38.9. Богомолов А.В.Концепция математического обеспечения диагностики состояния человека/ А.В.Богомолов// Информатика и системы управления. 2008. № 2 (16). С. 1113.10. Кукушкин Ю.А.Автоматизированное оценивание риска нарушений состояния здоровья человека с помощью компьютерных вопросников на основе нечеткой логики/ Ю.А.Кукушкин, В.М.Усов, А.В.Богомолов// Информационные технологии. 2002. № 10. С. 44.

711.Аверьянов А.А.Шумозащитные наушники/ А.А.Аверьянов [и др.] // Патент на полезную модель RUS 118189 28.03.2012.12.Симухин В.В.Медикобиологические эффекты импульсных шумов и особенности их гигиенического нормирования/ В.В.Симухин [и др.] // Безопасность в техносфере. 2012. № 6. С. 3643.

Soldatov SergeyKonstantinovich,Doctor of Medical Science,professor, senior researcher at the Research and Testing Center (aerospace medicine and military ergonomics) 4 Central Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscowsoldatov2304@yandex.ruZinkin Valery Nikolaevich,Doctor of Medical Science,professor, Honoured Doctor of the Russian Federation, a senior researcher at the Research and Testing Center (aerospace medicine and military ergonomics) 4 Central Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscowzinkinvn@yandex.ruSheshegov PavelMikhailovich,Candidate of Medical Science researcher at the Research and Testing Center (aerospace medicine and military ergonomics) 4 Central Research Institute Ministry of Defence of Russia, Moscowsheshegoff.pavel @ mail.ruKharitonov Vladimir Vasil'evich,Candidate of Technical Sciences researcher at the Research and Testing Center (aerospace medicine and military ergonomics) 4 Central Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscowharitonovvladimir@yandex.ru

The health status of the population exposed to aircraft noise

Abstract. The study of hygienic working environment, monitoring of morbidity and quality of life of the characteristic of public health areas adjacent to airports, airfields and aircraft companies, analyzes hearing function and autonomic responses from professionals working in the impact of aircraft noise and Features of medical examination of its effects on health.Keywords: occupational medicine, riskofhealth, psychophysiology, air hygiene.