Меценат эпохи Синьхая
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53259
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дудин
П.
Н. Меценат эпохи Синьхая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1281–1285. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53259.htm.
Аннотация. В статье приводиться жизнеописание и основные социальные достижения государственного и общественного деятеля Внутренней Монголии и Китайской Республики Гунсэннорова (1872-1931 гг.). Приведены данные, ранее не публикуемые на русском языке.
Ключевые слова:
гунсэнноров, внутренняя монголия, общественный деятель, политик, государственный деятель
Текст статьи
1
Ддин Павел Николаевич, кандидат политических нак, старший преподаватель кафедры теории и истории права и госдарства юридического факльтета, Брятский госдарственный ниверситет, г. УланУдэdudinpavel@mail.ru
МЕЦЕНАТ ЭПОХИ СИНЬХАЯ1
В статье приводиться жизнеописание и основные социальные достижения госдарственного и общественного деятеля Внтренней Монголии и Китайской Респблики Гнсэннорова(18721931 гг.). Приведены данные, ранее не пбликемые на рсском языке.
Ключевые слова: Гнсэнноров, Внтренняя Монголия, госдарственный деятель, общественный деятель, политик.
Внтренняя Монголия начала ХХ века остается одним из наименее изченных регионов Внтренней Азии. О ней вспоминаюттогда, когда речь идет о независимости Халхи либо восстаниях, которые имели место быть на рбеже 19201930х гг. Еще менее известны не только широком крг исследователей, но и специалистам общественные, политические и госдарственные деятели рассматриваемого периода, хотя он чрезвычайно богат на неординарных и, пожалй, никальных личностей, которые в своих гманистических началах могли бы составить серьезню конкренцию европейским гманистам и просветителям, чьи имена вписаны золотыми бквами в мировюисторию. Одним из таких людей –противоречивых, но разносторонних и выдающихся личностей эпохи –можно считать монгольского аристократа Гнсэннорова.Князь Гнсэнноров (монгол., , кит.貢桑諾爾布, англ. Gongsangnuoerbu) родился в 1872 г. в аристократической семье, принадлежащей, как и большинство ей подобных, к потомкам «Золотого рода», происходившихиз области в районесовременного города Чифын[1, p.92]. Был женат несколько раз, имел двх дочерей. Вошел в историю как видный политический и общественный деятель Внтренней Монголии и Китайской Респблики[2, p.151], историк, писатель, ценитель живописи, поэт и просветитель. Считался меренным и прогрессивным для свое времени деятелем и реформатором, который в сил сложившихся политических обстоятельств и общественнородовой конъюнктры был вынжден лавировать межд сохраняющими влияние консервативно настроенными политическими кргами и формирющимся слоем молодых радикалов[3, p.14]. Хотя ряд источников характеризет его как стоявшегося консерватора, который, несмотря на активню общественню и просветительскю деятельность, продолжал придерживаться позиции отстаивания коренных прав и интересов аристократии, бдчи по натре своей подозрительным по отношению, в первю очередь, к представителям молодой интеллигенции, претендовавшейна политическое лидерство[1, p.92], он 1Согласно старом летоисчислению, имевшемся в Китайской империи периода Цин каждый год имел свое название и, в отличие от европейского, начинался не 1 января, а определялся согласно лнного календаря. Таким образом год «Синьхай»начинался 30 января 1911 г. и завершался 17 февраля 1912 г. Поскольк начало революционных событий приходилось на завершающий период «Синьхая» (10 октября 1911 г. произошло восстание в городе Учане, а 12 февраля 1912 г. последний император Сюаньтн отрекся от престола), сама революция полчила наименование «Синьхайской».2
искал пти для активизации политического, экономического и кльтрного развития региона и населения и порно трдился на благо этой цели. Полчив достойное образование, владел китайским и монгольскимв качестве родных, а в молодости изчал маньчжрский и тибетский языки, занимался поэзией и книгоиздательством. Посредством одного из браковсостоял в родстве с правящей династиейАсинь Гиеро: его спрга происходила в девятом поколении из рода принца С, одного из братьев основателя династии Цин. Свою широкю общественню деятельность начал в 1902 год, создав одн из первых во Внтренней Монголии общественных школ[2, p.151]. Обчение в школе было бесплатным, имщественный или иной социальный ценз отстствовали. Вместе со школой были открыты столовая и небольшая библиотека. Изначально школа предполагала двхгодичное обчение, позднее величив срок пребывание в ней до 4 лет (соответственно 4 класса), велось преподавание монгольского, китайского, японского и рсского языков, арифметики, истории, географии, мзыки, физической кльтры, живописи и каллиграфии.В 1903 г. в числе представителей маньчжрской знати, князь в составе официальной делегации посетилЯпонию[4], где был среди приглашенных Национальной промышленной выставки в Осаке. В Японии онизчал местный язык и знакомился с экономической, военной, образовательной политикой страны, с политическими традициями госдарственного правления, был поражен реформами эпохи Мэйдзи, встречался с представителями разных социальных кргов. По возвращении домой слжил в качестве политического консльтанта в одной из префектр[5], продолжил развитиеобразовательных чреждений, в частности, по японском образц быласозданы военная школадля молодых людей, которая основной своей задачей видела подготовк кадров для крепления границы и обеспечения обороноспособности госдарства, в связис чем для преподавания были приглашены японские военные эксперты[6, 7, 8]. 28 декабря 1903 г. была открыта школадля девшек, преподавать в которых также приглашалисьяпонскиечителя[1, p.91]. Для тогдашнего Китая это была кльтрная революция –людине привыкшие к подобным действиям со стороны власть имщих, не хотели отдавать своих детей на обчение, распространяли слхи о том, что князь собирает девочекдля отправки их в рабство в Японию, пресса «подливала масла в огонь», поэтом первый набор составил лишь 24 человека[9]. Для того чтобы повысить доверие к заведению, в нее пришлось постпить семерым родственницам князя, а также дочерям горничных и прочей челяди. Была даже придмана система сопровождения чениц, живщих далеко от школы.Позже опасения развеялисьи количество обчающихся величилось до 6080 человек. В целях повышения финансирования школы, Гнсэнноров продал более 400 акров собственных земель, вложив их в развитие образовательных чреждений, что дало свои плоды –к 1912 г. количество обчаемый величилось до 600 человек.
Наладив тесныеконтакты с японскими образовательными стрктрами, впервые стал практиковать систем обменов обчающихся, направляя юношей и девшек для полчения новых знаний в Японию, приобщал к европейским языкам, в том числе рсском, направлял для изчения издательского, газетного и горнодобывающего дела. Учебные заведения Гнсэннорова славились высоким качеством подготовки, в разные годы их заканчивали видные политические деятели Внтренней Монголии и Китая. Среди наиболее известных выпскников достаточно вспомнить Цырендонрова, который, бдчи активным сторонником и деятельным частником партии Гоминьдан, позже изменил свои политические взгляды и совместно с Мэрсэ в 1925 г. явился одним из основателей Народной Революционной партии Внтренней Монгольской, в 1934 г. стал членом Политического совета Монгольской Автономии3
[10]. Еще одним выдающимся выпскником был АлтанОчир, политик и госдарственный деятель Внтренний Монголии и правительства Мэнцзяна, членНародной Революционной партии Внтренней Монголии[1, p.92],министр по делам связи и коммникаций правительства Мэнцзяна (1939 г.).АлтанОчир известен и как первый рководитель Монгольского кльтрного центра в ХхХото, а также ректор монгольской Академии нак[11, p.64], остался в Китае после прихода к власти коммнистов в 1949 г., однако его дальнейшая сдьба неизвестна[12, p.97].
Дргое направление деятельности Гнсэннорова связано с развитием сельскогохозяйства, животноводства, заботой об лчшении исовершенствованиикоммерческих операций и развитиипромышленности. Так в 1904 г. былзапщен в дело завод по производств шелка, тканей, мыла, воска и свечей, ковров, краскии извести. При частии Китайского правительства и российских банков был полчен крпный кредит, на который была создана компанияпод названием «Сани Мэтисон», перспективное предприятие по реализации производимой продкции, связи которого тянлись через Пекин, Тяньцзиньи дргие крпные центры производства и торговли.Были запщены ткацкоепредприятие по производств шелка, а также предприятие по производств и реализацииттовой древесины.
Кроме того, по инициативе князя была создана первая библиотекаВнтренней Монголии, запщена газета, жрнал, почта и телеграф, а в1905 г. –первая реглярная газета, которая пбликовала информацию об отечественных и зарбежных событиях и новости идостижениях наки.Успехи Гнсэннорова и эффективность его трдов не оставались незамеченными –он полчал награды, а в 1910 г. занял постчлена Политического консльтативного совета, созданного при Пекинском правительстве. Наблюдая за падком местной аристократии, князь вынашивал мысли об совершенствовании госдарственной политикиикреплении границы. После Синьхайской революции Гнсэнноров изначально предпринял несколько попыток спасти монархию и династию Цин, для чего им 24 декабря 1911 г. был организован Союз монгольских дворян, высказывавших верность трони направивших 26 декабря письмо Юань Шикаю с просьбой о принятии срочных мер по наведению в стране порядка и одновременном казанию на недопстимость произвола со стороны цинских властей и необходимость в новых словиях предоставить Внтренней Монголии более широкие права для самоправления иавтономии[13, p.299301].В ходе революционных событий января 1912 г. роль Гнсэннорова как представителя довольно вншительного слоя монгольской аристократии возрастала. Новый глава Китайского госдарства Снь Ятсен вынжден был проводить телефонные консльтации с князем 28 января[14, p. 1516], обсждая планы и перспективы респбликанской формы правления и безнадежность маньчжрского режима, что свидетельствет и о высоком положении князя, и о том, что Снь Ятсен это было хорошо известно.После провозглашения независимости Внешней Монголии, Монголия Внтренняя тоже стала искать пти обретения самостоятельности. Тот факт, что Халха опиралась на Россию, был известен монгольским князьям и они надеялись на помощь с ее стороны и для себя. Однако от российских представителей был полчен клончивый ответ, который подразмевал невмешательство в дела Внтренней Монголии в сил того, что, согласно договор 1907 г. эта территория входила в сфер влияния Японии, к которой Гнсэнноров и обратился за помощью и финансовой поддержкой[15, p.83,87].В конце января 1912 года сдьба династии Цин была решена. Князь активизировал контакты с японской стороной по полчению помощи и займа, в резльтате чего 29 января было подписано тайное соглашение о выделении 200 000 4
иен несколькими траншами, поставках оржия и использования японских военных специалистов в качестве консльтантов в ходе дальнейших действий. Первый транш должен был составить 90000 иен, следющий в смме 80000 иен обеспечивался оржием[16, p. 8899]. Вслед за этим, в середине апреля 1912 г. князь сделал попытк провозглашения независимости и присоединений к Внешней Монголии, но не полчил широкой поддержки со стороны местной аристократии. В середине июня Японии направляет обещанню партию оржия, однако китайские войска, своевременно извещенные об этом, перехватили грз[17, p.300305]. Таким образом, попыткаприобретения оржия японских офицеров, находящихся в то время в Пекине, провалилась, поставщики оржия были перехвачены ичастьюарестованы[1, p.9394], частью биты, при этом сам князь избежал ареста. В итоге же вынжден был принять сторон респбликанцеви в дальнейшемотстаивал идеи о национальной целостности страны, выстпал против этнического сепаратизма, что свидетельствет о высокой степени патриотизма и национального единства. В это время во Внтренней Монголии формирется грппа аристократов, которые аналогично ем принимают сторон Снь Ятсена и одновременно провозглашают необходимость отстранения маньчжрской династии от власти. Ситация в Пекине, равно как и по всей стране продолжала оставаться нестабильной. Многие князья Внтренней Монголии всерьез рассматривали возможность присоединения к Монголии Внешней, а некоторые из них стали предпринимать к этом определенные действия: встпать в тайные переговоры, закпать оржие и т.д. Звчат лознги о независимости, однако они не находят поддержки ни среди населения, ни среди князей. Впоследствии правительство Китайской респблики подчеркивало важность и значимость монголов в деле крепления национального единства.Сам князь сделал несколько попыток сформировать союз с дховным и политическими лидером халхамонголов, главой теократической Внешней Монголии Богдогэгэном VIII в начальный период завоевания ею независимости. Им вынашивались планы возрождения Великого Монгольского госдарства через отделение от Китая Внтренней Монголии и присоединение к ней Монголии Внешней. Однако политическая реальность, хаос, раздробленность и разобщенность значительной части населения монгольских хошновне позволили им воплотиться в жизнь.В итоге Гнсэнноров был вынжден ограничиться лишь территорией части Внтренней Монголии, в пределах которой онпопытаться силить свою власть и влияние посредством объединения местной монгольской знати. Юань Шикай, имеющий богатый политический опыт, пытаясь стабилизировать ситацию, предпринял ряд мер к недопщению отложения монголов от Китайского госдарства. Так в июле 1912 г. при Госдарственном Совете была создана правительственная Комиссия по делам Монголии и Тибета, главой которой было предложено стать Гнсэнноров, который после провала операции с японским оржием, был приглашен на переговоры в Пекин и 9 сентября был официально назначен главой Комиссии[18]. С этого времени начинается его активная деятельность по стабилизации ситации в регионе. На него же была возложена фнкция создания в Пекине монгольских и тибетских чебных заведений, в задач которых входило бы формирование кадров для реализации внтренней политики правительства в этом направлении[2, p. 151]. Необходимость таких действий была обсловлена тем, что в период с 1912 по 1928 годы политическая ситация в Китае остается крайне нестабильной:частые смены режимов, конфликты, в том числе в приграничных районах, заявления о независимости Монголии, Тибета, Синьцзяна, где традиционно проживали народы этническогоменьшинства[19]. 5
Комиссия по делам Монголии и Тибета входила в состав ИсполнительногоЮаня, соответственно, сама была органом исполнительной власти, по статс и полномочиям схожим с профильным министерством и отвечала за реализацию госдарственной политики в отношении данных территорий. Во время маньчжрского господства они правлялись китайскими наместниками –амбанями. После Синьхайской революции по инициативе Министерствавнтренних дел в апреле 1912 года была созданаКомиссия поделам Монголии и Тибета, преобразованная в июле этого же года в Бюро, а в мае 1914 г. статс этой стрктры был повышен –казом Президента Респблики Бюропреобразовано в Комитет по делам Монголии и Тибетав стрктре Канцелярии Президента. В неизменном виде Комитет просществовал до 1928 г.[6,p.78, 5975], а после спешного Северного похода Чан Кайши, в1929 г., в соответствии с Органическим законом Китайской Респблики был переведен в Нанкин. Вэтот период времени авторитет князя стал практически непререкаемым. За его расположение боролись влиятельные политические грппировки, включая Гоминьдан. Сам Снь Ятсен неоднократно встречался с княземи после хода с поста президента[4]. Однако тверждать о том, были ли это переговоры о встплении князя в Гоминьдан и закончились ли они спехом, мы не можем в связи с отстствием исторических данных. В сил того, что имя Гнсэннорова крайне редко встречается в начной и чебной литератре, равно как и в архивных докментах, мы можем сделать вывод о том, что активного частия ни в деятельности Гоминьдана, ни в политических перипетиях правительства Юань Шикая он не принимал, отдавая силы работе в Комиссии по делам Монголии и Тибета, что в значительной степенивлияло на стабилизацию ситации в монгольском регионе. В 1913 г. князь создает в Пекине Монгольскотибетскю специализированню школ, которая в дальнейшем оказала серьезное влияние не только развитие образования выходцев из этих регионов, но и внесла сщественный вклад в изчение и сохранение кльтры Монголии и Тибета[20, 21]и в этом год празднет свой 100летний юбилей. Выпскниками школы сталивыдающие поэты, политические деятели, революционеры. Создание многонациональной школы явилось продктом идей Снь Ятсена о господстве пяти национальностей, он же впервые заговорил о необходимости введения всеобщего современного и качественного образованияне только для ханьцев, но и для представителей национальных меньшинств, обеспечении их достпа ксистеме средних и высших чебных заведений. Сегодня в школе чатся около полтора тысяч стдентов из более чем 50 этнических грпп из 24 провинций страны (мниципалитетов и автономных районов), которые имеют возможность после окончания продолжить обчение и полчить высшее образование в престижных чебных заведениях страны. В связи со своим высоким статсом князьГнсэнноров как глава профильного ведомства вынжден был частвовать в решении многих проблем, в том числе событий, связанных с именем девятого Панченламы.Исполняя обязанности рководителя Комитетапо делам Монголии и Тибета, находился в этом статсе с сентября 1912 г. по апрель 1922 г. (когда обязанности рководителя взял на себя его заместитель Хи Инь, а затем Давангб Лидзяла), и с февраля 1923 г.по июнь 1928 г.После консолидациистраны, 27 декабря 1928 г. и преобразования Комитетавновю стрктр объединенного Китайского Правительства, князь подал в отставк.Таким образом Гнсэнноровстал крпным политическим деятелем, единственным монголом в правительстве Юань Шикая, оставаясь в качестве такового на протяжении последющих семнадцати лет, хотя смта, политические баталии и военные перевороты не позволяли ем в полной мере реализовать собственные планы. 6
В 1925 г. входит в состав Госдарственной КонститционнойКомиссии по подготовке проекта основного закона страны, которая была создана Президентом Дань Цижем в 1925 г. в Пекине. Конститция Китайской Респблики, принятая 10 октября 1923 г. же в 1924 год была фактически отменена. Дань Цижй решил не вносить в нее изменений, а выработать новый проект, который был бы твержден созванным в ближайшее время Учредительным собранием. 3 мая 1925г. было официально объявлено о начале работы Комиссии, в состав которой вошли по одном представителю от военной и гражданской власти каждой из провинций, а также по 2 представителя от Внтренней и Внешней Монголии, Тибета и Цинхая. Общее число членовсоставило 70 человек, рководителем Комиссии 3 авгста был назначен известный политик и госдарственный деятель Линг Чангмин.Работа Комиссии была завершена в декабре 1925 г., однако Правительство выстпило с официальным заявлением, что, посколькУчредительное собрание в ближайшее время быть созвано не может, следовательно,принятие новой Конститции откладывается[22]. В резльтате страна жила без Основного закона до 1931 г., реглиря наиболее важные госдарственные вопросы законами органическими. Однако, в работе Комиссии по разработке Конститции 1931 г. князь же не принимал –покинв высокий пост, он отошел от всяких госдарственных дел и мер13 января 1931 г.
Роль и значение Гнсэннорова в качестве политического и общественногодеятеля сложно переоценить: он был талантливым поэтом, основателем первой общественной школы для монгольских детей, при нем в 1903 г. была создана первая школа для девочеки первая военная школа для мальчиков, в 1902 год он был основателемпервой пбличной библиотеки во Внтренней Монголии, первым ввелпрактик стденческих обменов, чреждал средства массовой информации, обеспечивал достп к внтриполитическим и межднародным новостям жителей Внтренней Монголии, осществлял пбликацию начнойи технической литератры, внес весомый вклад в развитие почтового и телеграфного сообщения посредством совершенствования процедры доставкипочты, отправки и полчениятелеграфных сообщений, развивал сельское хозяйство и животноводство, ткацкое дело, первый на севериспользовал технологии юга для развития шелкопрядения, основал первый ткацкий завод и магазины по продаже шелка,мыла, воска, чьи экспортные связи включали и Россию, заботился о поддержании правопорядка, частвовал в создании полицейских стрктр, заботился о целостности госдарства и выстпал за национальноеединство. История жизни и личность Гнсэннорова оставилияркийслед и богатое дховное наследие, гораздо более важное с позиций гманистических начал, чем деятельность ряда его соотечественников, стремившихся за счет вражеских сил крепить личнювласть и величить политическое влияние.
Приложение 1РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙПРЕДКОВ ГУНСЭННОРОВА (13 ПОКОЛЕНИЙ) С 1636 Г.[23,24]
КИТАЙСКОЕ ИМЯ
РУССКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ7
固噜思奇布Гл Ситсиб1636-1658图巴色棱Тба Сэлэн1658-1664班达尔沙Бань Даэрша1664-1672札什Джа Шен1672-1704噶勒藏Галэй Цан1704-1711色棱Сэ Лэн1711-1717伊达木札布Ида Мджаб1717-1739喇特纳锡第Латхэ Насиди1739-1787端珠布色布腾Даньджб Сэбтхэн1787满珠巴咱尔Маньдж Базань Эр1787-1828布尼雅巴拉Бни Ябала1828-1836色伯克多尔济Сэбокэ Доэрдзи1836-1868旺都特那木济勒Вангдотхэ Намдзилэй1868-1898
Ссылки на источники:1.Narangoa L., Cribb, R. B. Imperial Japan and national identities in Asia, 18951945. Nordic Institute of Asian Studies monograph series. Routledge, 2003. Р. 92.2.Black C. E., Dupree L., West E.E., Naby E. The Modernization of Inner Asia. M. E. Sharpe, 1991. Р. 151.3.HyerP., Sechin Jagchid. A Mongolian living Buddha: biography of the Kanjurwa Khutughtu. SUNY Press, 1983. Р. 14.4.В Энхэ, Cинь Фли. Гнсэнноров и Внтренняя Монголия: кльтрные и исторические данные. Издательство «Люди Внтренней Монголии», 1962.(吴恩和、邢复礼《贡桑诺尔布》,《内蒙古文史资料》第1辑,内蒙古人民出版社,1962年。)5.Сюй Чнь. Словарь символов Китайской Респблики. Народный Издательский дом Хэбэя, 2007. (徐友春主編. 民国人物大辞典増訂版. 河北人民出版社).6.Лю ШЛин. Хронология и биография должностных лиц. Китайский центр метрологии, 1995. (劉寿林編. 民国職官年表. 中華書局)7.Who's Who in China 3rd ed. TheChinaWeeklyReview(Shanghai), 1925.8.Сю Цин, Suqin, У Сяньпин, Анализ положения национальных меньшинств в Китае в конце правления династии Цин. Главный инститт социализма, 2008. (苏钦、吴贤萍,试析清末资政院少数民族议员的产生及其意义,中央社会主义学院学报2008年第6期)9.Восточные жрналы. История провинциального образования. // Образование, № 1, 1914 г.(《东方杂志》第1年第4期,“教育·各省教育汇志”。)10.Bai Yunti. Taiwan Historical Dictionary, Taipei: National Repository of Cultural Heritage (2008)("白雲梯", 少灣歷史辭典).
11.Jin Hai. Overview of Mongolian ethnic news publication activities during the Japanese occupation", Journal of the Central University for Nationalities, Philosophy and Social Sciences Edition 35 (4): 60–67. 2008. Р. 64.(金海, (2008), 日本占领时期蒙古族新闻出版活动述略)12.Atwood Chr. Inner Mongolian Nationalism in the 1920s: A Survey of Documentary Information. TwentiethCentury China 25 (2): 75–113. April 2000; Newest Biographies of Important Figures in China. Asahi Shimbun Company, 1941, OCLC 23310651. Р. 97. (最新支那要人伝, 朝日新聞社).13.СовременнаяисторияКитая. Шанхайский народный издательский дом. Шанхай, 1981. С.299301. (注:中国近代史资料丛刊《辛亥革命》(七),上海人民出版社,1981年,第299301页。)8
14.Архив докментов по истории Китая. Том 2. Калифорнийский ниверситет, 1981. С. 1516.(中国第二历史档案馆《中华民国史档案资料汇编》第2辑,江苏人民出版社,1981年,第1516页。)15.Цтом Кавашима.«МаньчжоГо и движения за независимость». Чанчнь, Издательство социальных нак Китая, 1982. С. 48. (中国社会科学出版社;邹念之《日本外交文书选译—关于辛亥革命》,中国社会科学出版社,1980年,第8783页。)16.Революция в Китае и японская дипломатия в Пекине. Чанчнь, Издательство социальных нак Китая, 1980. С. 83, 87. (陈仲言节译自《川岛浪速翁》,《近代史资料》1982年第2期(总第48号),17.Исторический архив династии Цин. Том8. , ZhonghuaBookCompany, 1982. С. 300305.(中国第一历史档案馆《清代档案史料丛编》第8辑,中华书局,1982年,第300305页).18.Хань Циньф, Чжан Киф. Биография Гнсэннорова. История Китайской респблики. Издательство китайской истории и литератры, 1997. С. 218. (吴恩和《辛亥革命时期的回忆》,《赤峰市文史资料选辑》第4辑;讷古单夫译《贡桑诺尔布传》;韩信夫、姜克夫主编《中华民国大事记》第1册,中国文史出版社,1997年,第218页。).19.Дабан Пифан. Различные стороны жизни Гнсэннорова. «Мир знаний» // 2010 г. (大邦屏藩:贡桑诺尔布的经边往事. 《世界知识》杂志2010年第2期,中国论文网[引用日期)20.Чжи Ятай. Товарищ Ли Дачжаои Внтренняя Монголия в начале его революционной деятельности. Политические партии Внтренней Монголии. Серия 1. Издательство «Люди Внтренней Монголии», 1988. (吉雅泰《李大钊同志和内蒙古初期的革命活动》,《内蒙古党史资料》第1辑,内蒙古人民出版社,1988年).21.Ф Дин. Краткий исторический очерк о ходереволюции во Внтренней Монголии. Революционные воспоминания. Том VIII. Народный издательский дом, 1983.(佛鼎《内蒙古革命的发生、发展简况》,《革命回艺录》(八),人民出版社,1983年)22.Сюй Мяо. История становления политической системы Китайской Респблики, Шанхай: Издво «Народный Шанхай», 1992 г. (徐矛,中华民国政治制度史,上海:上海人民出版社,1992年).23.Цайчжичн Гаовэнд. Родословные монгольских князей. Издательсвто социальных нак, Китай, 1979. (高文德、蔡志纯《蒙古世系》,中国社会科学出版社,1979年出版。).24.Чжао Эр Цнь. Истории династии Цин. Издательский дом Чжонха. 1976. (赵尔巽. 《清史稿·藩部世表》. 中华书局,1976年版。)
Dudin Pavel N., candidate of Political Science
PATRON OF THE ERA XINHAIThe article presents the life and basic social achievements of state and public figure of Inner Mongolia and the Republic of China Gongsangnuoerbu(18721931). Some information was not previously published in Russian.
Keywords:Gongsangnuoerbu, Inner Mongolia, a statesman, public figure, politician.
Ддин Павел Николаевич, кандидат политических нак, старший преподаватель кафедры теории и истории права и госдарства юридического факльтета, Брятский госдарственный ниверситет, г. УланУдэdudinpavel@mail.ru
МЕЦЕНАТ ЭПОХИ СИНЬХАЯ1
В статье приводиться жизнеописание и основные социальные достижения госдарственного и общественного деятеля Внтренней Монголии и Китайской Респблики Гнсэннорова(18721931 гг.). Приведены данные, ранее не пбликемые на рсском языке.
Ключевые слова: Гнсэнноров, Внтренняя Монголия, госдарственный деятель, общественный деятель, политик.
Внтренняя Монголия начала ХХ века остается одним из наименее изченных регионов Внтренней Азии. О ней вспоминаюттогда, когда речь идет о независимости Халхи либо восстаниях, которые имели место быть на рбеже 19201930х гг. Еще менее известны не только широком крг исследователей, но и специалистам общественные, политические и госдарственные деятели рассматриваемого периода, хотя он чрезвычайно богат на неординарных и, пожалй, никальных личностей, которые в своих гманистических началах могли бы составить серьезню конкренцию европейским гманистам и просветителям, чьи имена вписаны золотыми бквами в мировюисторию. Одним из таких людей –противоречивых, но разносторонних и выдающихся личностей эпохи –можно считать монгольского аристократа Гнсэннорова.Князь Гнсэнноров (монгол., , кит.貢桑諾爾布, англ. Gongsangnuoerbu) родился в 1872 г. в аристократической семье, принадлежащей, как и большинство ей подобных, к потомкам «Золотого рода», происходившихиз области в районесовременного города Чифын[1, p.92]. Был женат несколько раз, имел двх дочерей. Вошел в историю как видный политический и общественный деятель Внтренней Монголии и Китайской Респблики[2, p.151], историк, писатель, ценитель живописи, поэт и просветитель. Считался меренным и прогрессивным для свое времени деятелем и реформатором, который в сил сложившихся политических обстоятельств и общественнородовой конъюнктры был вынжден лавировать межд сохраняющими влияние консервативно настроенными политическими кргами и формирющимся слоем молодых радикалов[3, p.14]. Хотя ряд источников характеризет его как стоявшегося консерватора, который, несмотря на активню общественню и просветительскю деятельность, продолжал придерживаться позиции отстаивания коренных прав и интересов аристократии, бдчи по натре своей подозрительным по отношению, в первю очередь, к представителям молодой интеллигенции, претендовавшейна политическое лидерство[1, p.92], он 1Согласно старом летоисчислению, имевшемся в Китайской империи периода Цин каждый год имел свое название и, в отличие от европейского, начинался не 1 января, а определялся согласно лнного календаря. Таким образом год «Синьхай»начинался 30 января 1911 г. и завершался 17 февраля 1912 г. Поскольк начало революционных событий приходилось на завершающий период «Синьхая» (10 октября 1911 г. произошло восстание в городе Учане, а 12 февраля 1912 г. последний император Сюаньтн отрекся от престола), сама революция полчила наименование «Синьхайской».2
искал пти для активизации политического, экономического и кльтрного развития региона и населения и порно трдился на благо этой цели. Полчив достойное образование, владел китайским и монгольскимв качестве родных, а в молодости изчал маньчжрский и тибетский языки, занимался поэзией и книгоиздательством. Посредством одного из браковсостоял в родстве с правящей династиейАсинь Гиеро: его спрга происходила в девятом поколении из рода принца С, одного из братьев основателя династии Цин. Свою широкю общественню деятельность начал в 1902 год, создав одн из первых во Внтренней Монголии общественных школ[2, p.151]. Обчение в школе было бесплатным, имщественный или иной социальный ценз отстствовали. Вместе со школой были открыты столовая и небольшая библиотека. Изначально школа предполагала двхгодичное обчение, позднее величив срок пребывание в ней до 4 лет (соответственно 4 класса), велось преподавание монгольского, китайского, японского и рсского языков, арифметики, истории, географии, мзыки, физической кльтры, живописи и каллиграфии.В 1903 г. в числе представителей маньчжрской знати, князь в составе официальной делегации посетилЯпонию[4], где был среди приглашенных Национальной промышленной выставки в Осаке. В Японии онизчал местный язык и знакомился с экономической, военной, образовательной политикой страны, с политическими традициями госдарственного правления, был поражен реформами эпохи Мэйдзи, встречался с представителями разных социальных кргов. По возвращении домой слжил в качестве политического консльтанта в одной из префектр[5], продолжил развитиеобразовательных чреждений, в частности, по японском образц быласозданы военная школадля молодых людей, которая основной своей задачей видела подготовк кадров для крепления границы и обеспечения обороноспособности госдарства, в связис чем для преподавания были приглашены японские военные эксперты[6, 7, 8]. 28 декабря 1903 г. была открыта школадля девшек, преподавать в которых также приглашалисьяпонскиечителя[1, p.91]. Для тогдашнего Китая это была кльтрная революция –людине привыкшие к подобным действиям со стороны власть имщих, не хотели отдавать своих детей на обчение, распространяли слхи о том, что князь собирает девочекдля отправки их в рабство в Японию, пресса «подливала масла в огонь», поэтом первый набор составил лишь 24 человека[9]. Для того чтобы повысить доверие к заведению, в нее пришлось постпить семерым родственницам князя, а также дочерям горничных и прочей челяди. Была даже придмана система сопровождения чениц, живщих далеко от школы.Позже опасения развеялисьи количество обчающихся величилось до 6080 человек. В целях повышения финансирования школы, Гнсэнноров продал более 400 акров собственных земель, вложив их в развитие образовательных чреждений, что дало свои плоды –к 1912 г. количество обчаемый величилось до 600 человек.
Наладив тесныеконтакты с японскими образовательными стрктрами, впервые стал практиковать систем обменов обчающихся, направляя юношей и девшек для полчения новых знаний в Японию, приобщал к европейским языкам, в том числе рсском, направлял для изчения издательского, газетного и горнодобывающего дела. Учебные заведения Гнсэннорова славились высоким качеством подготовки, в разные годы их заканчивали видные политические деятели Внтренней Монголии и Китая. Среди наиболее известных выпскников достаточно вспомнить Цырендонрова, который, бдчи активным сторонником и деятельным частником партии Гоминьдан, позже изменил свои политические взгляды и совместно с Мэрсэ в 1925 г. явился одним из основателей Народной Революционной партии Внтренней Монгольской, в 1934 г. стал членом Политического совета Монгольской Автономии3
[10]. Еще одним выдающимся выпскником был АлтанОчир, политик и госдарственный деятель Внтренний Монголии и правительства Мэнцзяна, членНародной Революционной партии Внтренней Монголии[1, p.92],министр по делам связи и коммникаций правительства Мэнцзяна (1939 г.).АлтанОчир известен и как первый рководитель Монгольского кльтрного центра в ХхХото, а также ректор монгольской Академии нак[11, p.64], остался в Китае после прихода к власти коммнистов в 1949 г., однако его дальнейшая сдьба неизвестна[12, p.97].
Дргое направление деятельности Гнсэннорова связано с развитием сельскогохозяйства, животноводства, заботой об лчшении исовершенствованиикоммерческих операций и развитиипромышленности. Так в 1904 г. былзапщен в дело завод по производств шелка, тканей, мыла, воска и свечей, ковров, краскии извести. При частии Китайского правительства и российских банков был полчен крпный кредит, на который была создана компанияпод названием «Сани Мэтисон», перспективное предприятие по реализации производимой продкции, связи которого тянлись через Пекин, Тяньцзиньи дргие крпные центры производства и торговли.Были запщены ткацкоепредприятие по производств шелка, а также предприятие по производств и реализацииттовой древесины.
Кроме того, по инициативе князя была создана первая библиотекаВнтренней Монголии, запщена газета, жрнал, почта и телеграф, а в1905 г. –первая реглярная газета, которая пбликовала информацию об отечественных и зарбежных событиях и новости идостижениях наки.Успехи Гнсэннорова и эффективность его трдов не оставались незамеченными –он полчал награды, а в 1910 г. занял постчлена Политического консльтативного совета, созданного при Пекинском правительстве. Наблюдая за падком местной аристократии, князь вынашивал мысли об совершенствовании госдарственной политикиикреплении границы. После Синьхайской революции Гнсэнноров изначально предпринял несколько попыток спасти монархию и династию Цин, для чего им 24 декабря 1911 г. был организован Союз монгольских дворян, высказывавших верность трони направивших 26 декабря письмо Юань Шикаю с просьбой о принятии срочных мер по наведению в стране порядка и одновременном казанию на недопстимость произвола со стороны цинских властей и необходимость в новых словиях предоставить Внтренней Монголии более широкие права для самоправления иавтономии[13, p.299301].В ходе революционных событий января 1912 г. роль Гнсэннорова как представителя довольно вншительного слоя монгольской аристократии возрастала. Новый глава Китайского госдарства Снь Ятсен вынжден был проводить телефонные консльтации с князем 28 января[14, p. 1516], обсждая планы и перспективы респбликанской формы правления и безнадежность маньчжрского режима, что свидетельствет и о высоком положении князя, и о том, что Снь Ятсен это было хорошо известно.После провозглашения независимости Внешней Монголии, Монголия Внтренняя тоже стала искать пти обретения самостоятельности. Тот факт, что Халха опиралась на Россию, был известен монгольским князьям и они надеялись на помощь с ее стороны и для себя. Однако от российских представителей был полчен клончивый ответ, который подразмевал невмешательство в дела Внтренней Монголии в сил того, что, согласно договор 1907 г. эта территория входила в сфер влияния Японии, к которой Гнсэнноров и обратился за помощью и финансовой поддержкой[15, p.83,87].В конце января 1912 года сдьба династии Цин была решена. Князь активизировал контакты с японской стороной по полчению помощи и займа, в резльтате чего 29 января было подписано тайное соглашение о выделении 200 000 4
иен несколькими траншами, поставках оржия и использования японских военных специалистов в качестве консльтантов в ходе дальнейших действий. Первый транш должен был составить 90000 иен, следющий в смме 80000 иен обеспечивался оржием[16, p. 8899]. Вслед за этим, в середине апреля 1912 г. князь сделал попытк провозглашения независимости и присоединений к Внешней Монголии, но не полчил широкой поддержки со стороны местной аристократии. В середине июня Японии направляет обещанню партию оржия, однако китайские войска, своевременно извещенные об этом, перехватили грз[17, p.300305]. Таким образом, попыткаприобретения оржия японских офицеров, находящихся в то время в Пекине, провалилась, поставщики оржия были перехвачены ичастьюарестованы[1, p.9394], частью биты, при этом сам князь избежал ареста. В итоге же вынжден был принять сторон респбликанцеви в дальнейшемотстаивал идеи о национальной целостности страны, выстпал против этнического сепаратизма, что свидетельствет о высокой степени патриотизма и национального единства. В это время во Внтренней Монголии формирется грппа аристократов, которые аналогично ем принимают сторон Снь Ятсена и одновременно провозглашают необходимость отстранения маньчжрской династии от власти. Ситация в Пекине, равно как и по всей стране продолжала оставаться нестабильной. Многие князья Внтренней Монголии всерьез рассматривали возможность присоединения к Монголии Внешней, а некоторые из них стали предпринимать к этом определенные действия: встпать в тайные переговоры, закпать оржие и т.д. Звчат лознги о независимости, однако они не находят поддержки ни среди населения, ни среди князей. Впоследствии правительство Китайской респблики подчеркивало важность и значимость монголов в деле крепления национального единства.Сам князь сделал несколько попыток сформировать союз с дховным и политическими лидером халхамонголов, главой теократической Внешней Монголии Богдогэгэном VIII в начальный период завоевания ею независимости. Им вынашивались планы возрождения Великого Монгольского госдарства через отделение от Китая Внтренней Монголии и присоединение к ней Монголии Внешней. Однако политическая реальность, хаос, раздробленность и разобщенность значительной части населения монгольских хошновне позволили им воплотиться в жизнь.В итоге Гнсэнноров был вынжден ограничиться лишь территорией части Внтренней Монголии, в пределах которой онпопытаться силить свою власть и влияние посредством объединения местной монгольской знати. Юань Шикай, имеющий богатый политический опыт, пытаясь стабилизировать ситацию, предпринял ряд мер к недопщению отложения монголов от Китайского госдарства. Так в июле 1912 г. при Госдарственном Совете была создана правительственная Комиссия по делам Монголии и Тибета, главой которой было предложено стать Гнсэнноров, который после провала операции с японским оржием, был приглашен на переговоры в Пекин и 9 сентября был официально назначен главой Комиссии[18]. С этого времени начинается его активная деятельность по стабилизации ситации в регионе. На него же была возложена фнкция создания в Пекине монгольских и тибетских чебных заведений, в задач которых входило бы формирование кадров для реализации внтренней политики правительства в этом направлении[2, p. 151]. Необходимость таких действий была обсловлена тем, что в период с 1912 по 1928 годы политическая ситация в Китае остается крайне нестабильной:частые смены режимов, конфликты, в том числе в приграничных районах, заявления о независимости Монголии, Тибета, Синьцзяна, где традиционно проживали народы этническогоменьшинства[19]. 5
Комиссия по делам Монголии и Тибета входила в состав ИсполнительногоЮаня, соответственно, сама была органом исполнительной власти, по статс и полномочиям схожим с профильным министерством и отвечала за реализацию госдарственной политики в отношении данных территорий. Во время маньчжрского господства они правлялись китайскими наместниками –амбанями. После Синьхайской революции по инициативе Министерствавнтренних дел в апреле 1912 года была созданаКомиссия поделам Монголии и Тибета, преобразованная в июле этого же года в Бюро, а в мае 1914 г. статс этой стрктры был повышен –казом Президента Респблики Бюропреобразовано в Комитет по делам Монголии и Тибетав стрктре Канцелярии Президента. В неизменном виде Комитет просществовал до 1928 г.[6,p.78, 5975], а после спешного Северного похода Чан Кайши, в1929 г., в соответствии с Органическим законом Китайской Респблики был переведен в Нанкин. Вэтот период времени авторитет князя стал практически непререкаемым. За его расположение боролись влиятельные политические грппировки, включая Гоминьдан. Сам Снь Ятсен неоднократно встречался с княземи после хода с поста президента[4]. Однако тверждать о том, были ли это переговоры о встплении князя в Гоминьдан и закончились ли они спехом, мы не можем в связи с отстствием исторических данных. В сил того, что имя Гнсэннорова крайне редко встречается в начной и чебной литератре, равно как и в архивных докментах, мы можем сделать вывод о том, что активного частия ни в деятельности Гоминьдана, ни в политических перипетиях правительства Юань Шикая он не принимал, отдавая силы работе в Комиссии по делам Монголии и Тибета, что в значительной степенивлияло на стабилизацию ситации в монгольском регионе. В 1913 г. князь создает в Пекине Монгольскотибетскю специализированню школ, которая в дальнейшем оказала серьезное влияние не только развитие образования выходцев из этих регионов, но и внесла сщественный вклад в изчение и сохранение кльтры Монголии и Тибета[20, 21]и в этом год празднет свой 100летний юбилей. Выпскниками школы сталивыдающие поэты, политические деятели, революционеры. Создание многонациональной школы явилось продктом идей Снь Ятсена о господстве пяти национальностей, он же впервые заговорил о необходимости введения всеобщего современного и качественного образованияне только для ханьцев, но и для представителей национальных меньшинств, обеспечении их достпа ксистеме средних и высших чебных заведений. Сегодня в школе чатся около полтора тысяч стдентов из более чем 50 этнических грпп из 24 провинций страны (мниципалитетов и автономных районов), которые имеют возможность после окончания продолжить обчение и полчить высшее образование в престижных чебных заведениях страны. В связи со своим высоким статсом князьГнсэнноров как глава профильного ведомства вынжден был частвовать в решении многих проблем, в том числе событий, связанных с именем девятого Панченламы.Исполняя обязанности рководителя Комитетапо делам Монголии и Тибета, находился в этом статсе с сентября 1912 г. по апрель 1922 г. (когда обязанности рководителя взял на себя его заместитель Хи Инь, а затем Давангб Лидзяла), и с февраля 1923 г.по июнь 1928 г.После консолидациистраны, 27 декабря 1928 г. и преобразования Комитетавновю стрктр объединенного Китайского Правительства, князь подал в отставк.Таким образом Гнсэнноровстал крпным политическим деятелем, единственным монголом в правительстве Юань Шикая, оставаясь в качестве такового на протяжении последющих семнадцати лет, хотя смта, политические баталии и военные перевороты не позволяли ем в полной мере реализовать собственные планы. 6
В 1925 г. входит в состав Госдарственной КонститционнойКомиссии по подготовке проекта основного закона страны, которая была создана Президентом Дань Цижем в 1925 г. в Пекине. Конститция Китайской Респблики, принятая 10 октября 1923 г. же в 1924 год была фактически отменена. Дань Цижй решил не вносить в нее изменений, а выработать новый проект, который был бы твержден созванным в ближайшее время Учредительным собранием. 3 мая 1925г. было официально объявлено о начале работы Комиссии, в состав которой вошли по одном представителю от военной и гражданской власти каждой из провинций, а также по 2 представителя от Внтренней и Внешней Монголии, Тибета и Цинхая. Общее число членовсоставило 70 человек, рководителем Комиссии 3 авгста был назначен известный политик и госдарственный деятель Линг Чангмин.Работа Комиссии была завершена в декабре 1925 г., однако Правительство выстпило с официальным заявлением, что, посколькУчредительное собрание в ближайшее время быть созвано не может, следовательно,принятие новой Конститции откладывается[22]. В резльтате страна жила без Основного закона до 1931 г., реглиря наиболее важные госдарственные вопросы законами органическими. Однако, в работе Комиссии по разработке Конститции 1931 г. князь же не принимал –покинв высокий пост, он отошел от всяких госдарственных дел и мер13 января 1931 г.
Роль и значение Гнсэннорова в качестве политического и общественногодеятеля сложно переоценить: он был талантливым поэтом, основателем первой общественной школы для монгольских детей, при нем в 1903 г. была создана первая школа для девочеки первая военная школа для мальчиков, в 1902 год он был основателемпервой пбличной библиотеки во Внтренней Монголии, первым ввелпрактик стденческих обменов, чреждал средства массовой информации, обеспечивал достп к внтриполитическим и межднародным новостям жителей Внтренней Монголии, осществлял пбликацию начнойи технической литератры, внес весомый вклад в развитие почтового и телеграфного сообщения посредством совершенствования процедры доставкипочты, отправки и полчениятелеграфных сообщений, развивал сельское хозяйство и животноводство, ткацкое дело, первый на севериспользовал технологии юга для развития шелкопрядения, основал первый ткацкий завод и магазины по продаже шелка,мыла, воска, чьи экспортные связи включали и Россию, заботился о поддержании правопорядка, частвовал в создании полицейских стрктр, заботился о целостности госдарства и выстпал за национальноеединство. История жизни и личность Гнсэннорова оставилияркийслед и богатое дховное наследие, гораздо более важное с позиций гманистических начал, чем деятельность ряда его соотечественников, стремившихся за счет вражеских сил крепить личнювласть и величить политическое влияние.
Приложение 1РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙПРЕДКОВ ГУНСЭННОРОВА (13 ПОКОЛЕНИЙ) С 1636 Г.[23,24]
КИТАЙСКОЕ ИМЯ
РУССКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ7
固噜思奇布Гл Ситсиб1636-1658图巴色棱Тба Сэлэн1658-1664班达尔沙Бань Даэрша1664-1672札什Джа Шен1672-1704噶勒藏Галэй Цан1704-1711色棱Сэ Лэн1711-1717伊达木札布Ида Мджаб1717-1739喇特纳锡第Латхэ Насиди1739-1787端珠布色布腾Даньджб Сэбтхэн1787满珠巴咱尔Маньдж Базань Эр1787-1828布尼雅巴拉Бни Ябала1828-1836色伯克多尔济Сэбокэ Доэрдзи1836-1868旺都特那木济勒Вангдотхэ Намдзилэй1868-1898
Ссылки на источники:1.Narangoa L., Cribb, R. B. Imperial Japan and national identities in Asia, 18951945. Nordic Institute of Asian Studies monograph series. Routledge, 2003. Р. 92.2.Black C. E., Dupree L., West E.E., Naby E. The Modernization of Inner Asia. M. E. Sharpe, 1991. Р. 151.3.HyerP., Sechin Jagchid. A Mongolian living Buddha: biography of the Kanjurwa Khutughtu. SUNY Press, 1983. Р. 14.4.В Энхэ, Cинь Фли. Гнсэнноров и Внтренняя Монголия: кльтрные и исторические данные. Издательство «Люди Внтренней Монголии», 1962.(吴恩和、邢复礼《贡桑诺尔布》,《内蒙古文史资料》第1辑,内蒙古人民出版社,1962年。)5.Сюй Чнь. Словарь символов Китайской Респблики. Народный Издательский дом Хэбэя, 2007. (徐友春主編. 民国人物大辞典増訂版. 河北人民出版社).6.Лю ШЛин. Хронология и биография должностных лиц. Китайский центр метрологии, 1995. (劉寿林編. 民国職官年表. 中華書局)7.Who's Who in China 3rd ed. TheChinaWeeklyReview(Shanghai), 1925.8.Сю Цин, Suqin, У Сяньпин, Анализ положения национальных меньшинств в Китае в конце правления династии Цин. Главный инститт социализма, 2008. (苏钦、吴贤萍,试析清末资政院少数民族议员的产生及其意义,中央社会主义学院学报2008年第6期)9.Восточные жрналы. История провинциального образования. // Образование, № 1, 1914 г.(《东方杂志》第1年第4期,“教育·各省教育汇志”。)10.Bai Yunti. Taiwan Historical Dictionary, Taipei: National Repository of Cultural Heritage (2008)("白雲梯", 少灣歷史辭典).
11.Jin Hai. Overview of Mongolian ethnic news publication activities during the Japanese occupation", Journal of the Central University for Nationalities, Philosophy and Social Sciences Edition 35 (4): 60–67. 2008. Р. 64.(金海, (2008), 日本占领时期蒙古族新闻出版活动述略)12.Atwood Chr. Inner Mongolian Nationalism in the 1920s: A Survey of Documentary Information. TwentiethCentury China 25 (2): 75–113. April 2000; Newest Biographies of Important Figures in China. Asahi Shimbun Company, 1941, OCLC 23310651. Р. 97. (最新支那要人伝, 朝日新聞社).13.СовременнаяисторияКитая. Шанхайский народный издательский дом. Шанхай, 1981. С.299301. (注:中国近代史资料丛刊《辛亥革命》(七),上海人民出版社,1981年,第299301页。)8
14.Архив докментов по истории Китая. Том 2. Калифорнийский ниверситет, 1981. С. 1516.(中国第二历史档案馆《中华民国史档案资料汇编》第2辑,江苏人民出版社,1981年,第1516页。)15.Цтом Кавашима.«МаньчжоГо и движения за независимость». Чанчнь, Издательство социальных нак Китая, 1982. С. 48. (中国社会科学出版社;邹念之《日本外交文书选译—关于辛亥革命》,中国社会科学出版社,1980年,第8783页。)16.Революция в Китае и японская дипломатия в Пекине. Чанчнь, Издательство социальных нак Китая, 1980. С. 83, 87. (陈仲言节译自《川岛浪速翁》,《近代史资料》1982年第2期(总第48号),17.Исторический архив династии Цин. Том8. , ZhonghuaBookCompany, 1982. С. 300305.(中国第一历史档案馆《清代档案史料丛编》第8辑,中华书局,1982年,第300305页).18.Хань Циньф, Чжан Киф. Биография Гнсэннорова. История Китайской респблики. Издательство китайской истории и литератры, 1997. С. 218. (吴恩和《辛亥革命时期的回忆》,《赤峰市文史资料选辑》第4辑;讷古单夫译《贡桑诺尔布传》;韩信夫、姜克夫主编《中华民国大事记》第1册,中国文史出版社,1997年,第218页。).19.Дабан Пифан. Различные стороны жизни Гнсэннорова. «Мир знаний» // 2010 г. (大邦屏藩:贡桑诺尔布的经边往事. 《世界知识》杂志2010年第2期,中国论文网[引用日期)20.Чжи Ятай. Товарищ Ли Дачжаои Внтренняя Монголия в начале его революционной деятельности. Политические партии Внтренней Монголии. Серия 1. Издательство «Люди Внтренней Монголии», 1988. (吉雅泰《李大钊同志和内蒙古初期的革命活动》,《内蒙古党史资料》第1辑,内蒙古人民出版社,1988年).21.Ф Дин. Краткий исторический очерк о ходереволюции во Внтренней Монголии. Революционные воспоминания. Том VIII. Народный издательский дом, 1983.(佛鼎《内蒙古革命的发生、发展简况》,《革命回艺录》(八),人民出版社,1983年)22.Сюй Мяо. История становления политической системы Китайской Респблики, Шанхай: Издво «Народный Шанхай», 1992 г. (徐矛,中华民国政治制度史,上海:上海人民出版社,1992年).23.Цайчжичн Гаовэнд. Родословные монгольских князей. Издательсвто социальных нак, Китай, 1979. (高文德、蔡志纯《蒙古世系》,中国社会科学出版社,1979年出版。).24.Чжао Эр Цнь. Истории династии Цин. Издательский дом Чжонха. 1976. (赵尔巽. 《清史稿·藩部世表》. 中华书局,1976年版。)
Dudin Pavel N., candidate of Political Science
PATRON OF THE ERA XINHAIThe article presents the life and basic social achievements of state and public figure of Inner Mongolia and the Republic of China Gongsangnuoerbu(18721931). Some information was not previously published in Russian.
Keywords:Gongsangnuoerbu, Inner Mongolia, a statesman, public figure, politician.