Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру»
Выпуск:
ART 53258
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедева
Т.
Н.,
Шумова
Н.
М. Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1276–1280. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53258.htm.
Аннотация. В настоящее время Система «Дневник.ру» объединяет инструменты социальной сети и функции электронного документооборота, обеспечивающие широкую поддержку и сопровождение образовательного процесса. Особо отметим электронный дневник ученика, журнал учителя, расписания, домашние задания, электронную библиотеку,
словари, переводчики, инструментарий быстрого создания школьных сайтов, а также средства внутришкольного контроля.
Текст статьи
Материал подготовлен Лебедевой Т.Н., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея №3 г. Кулебаки,Нижегородская область
Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру»Чтобы школа успешно выполняла социализирующую функцию, нужно,чтобы каждый учащийся мог чувствовать себя успешным.
В настоящее время Система«Дневник.ру» объединяет инструменты социальной сети и функции электронного документооборота, обеспечивающие широкую поддержку и сопровождение образовательного процесса. Особо отметим электронный дневник ученика, журнал учителя, расписания, домашние задания, электронную библиотеку, словари, переводчики, инструментарий быстрого создания школьных сайтов, а также средства внутришкольного контроля.
«Апробация Системы «Дневник. ру»(Региональный пилотный проект, письмо Министерства образования № 3160152/787 «Об участии в апробации сервисов сайта Дневник.ру». ).
Важно, чтобы электронные журналы и дневники были не только информационными сервисами, но еще и факторами развития информационнообразовательной среды школы в целом.Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Дистанционное обучение это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» позволяет учителю, ученику и даже родителям эффективно взаимодействовать с целью повышения качества образования. Такое использование Системы направлено на получение образовательного знания детьми в процессе взаимодействия с учителем. Информационное обеспечение проекта способствует непрерывности воспитательной работы школы и делает образовательную систему открытой и понятнойродителям и общественности, способствует достижению главного результата работы школы: подготовка личности выпускника –гражданина России 21 века.Создание и внедрение системы инновационной образовательной деятельности, направленной на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности педагогической деятельности, укрепления взаимоотношений субъектов информационнообразовательной среды современного образовательного учреждения, а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).
Удобства сервисаСервис удобен тем, что каждый ребенок может в удобное для него время зайти в группу, где организовано обучение и выполнить задание очередного занятия, а также при необходимости вернуться к уже изученному материалу. В рамках каждого занятия участник получает как лекционный материал, так и тренировочный (упражнения или тесты). Для качественного выполнения заданий можно обратиться к таким сервисам Системы, как «Медиатека», «Словари», «Литература». Удобный инструментарий сервиса «Тесты» позволяет учителю подготовить любой тест в режиме online(с разными вариантами ответов, с необходимым количеством попыток работы с тестом и др.). Школьник, работая с такими тренировочными заданиями, может не только сразу узнать результаты, но и при необходимости пройти тест еще раз.Обратная связьОрганизована обратная связь: регулярная рефлексия по итогам каждого занятия на форуме учебной группы, где школьники обмениваются мнениями о формах работы, об уровне сложности заданий. К диалогу приглашаются и родители, участники Системы «Дневник.ру».Использование сервиса электронных дневников и журналов для организации дистанционного обучения это удачная форма сотрудничества с детьми Возможные проблемы и их решенияЕсли итогов работы размещаются школьниками в общей папке занятия, то существует риск «списывания». Избежать этого можно двумя способами: 1) учитель оперативно извлекает из общей папки работы для проверки и вывешивает итоги только, когда все участники выполнили задания; 2) ребенок сразу направляет работу в личный кабинет учителя.Как известно, риск «списывания» существовал всегда и в традиционных формах обучения. Лучшим решением любой проблемы является ее профилактика, а в данном случае –работа над повышением мотивации к самому процессу обучения.ЭффективностьШкольниквыполняет задания самостоятельно, при необходимости привлекает всевозможные цифровые образовательные ресурсы и сервисы в рамках Системы «Дневник.ру».Школьникполучает самостоятельно образовательные знания и приобретает новые компетенции, востребованные в информационном обществе.Учитель непрерывно совершенствует профессионализм и ИКТкомпентентность.Гибкая система дистанционного обученияпозволяет регулировать и корректировать процесс индивидуализированного обучения школьника.Программа внеурочного дистанционного курса по русскому языку «Готовимся к ГИА по русскому языку» для учащихся 89х классовобщеобразовательной средней школы, которую мы внедряем в нашем лицее, ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе на основе использования сервисов Сети Интернет. Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.В отличие от других предметных областей, русский язык выступает перед учащимися как активно используемый инструмент коммуникации, поэтому освоение модулей программы дистанционного обучения «Готовимся к ГИА по русскому языку» это хорошая возможность развития информационной и коммуникационной компетентности современного подростка, необходимой для освоения разных предметных областей. Цель программы: формирование личности подростка, способного осуществлять ответственный выбор собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования в школе.Задачи программы:подготовить школьников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе и к продолжению обучения в старшей школе; сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности; создать условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса по предмету на основе использования сервисов Сети Интернет;
способствовать самостоятельному развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, его успешному продвижению в образовательном процессеи самореализации в образовательных видах деятельности;сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить безопасность подростка при работе в социальных сетях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 1415 лет.
Направленность программы: общеинтеллектуальное развитие личностиСодержание программы направлено на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качестваобразования выпускников, эффективностиинновационной педагогической деятельности, укрепления сотрудничества всех субъектов информационнообразовательной среды современной школы,а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).Формы организации деятельностиДистанционное обучение как внеурочная форма освоения содержания предметной области (русский язык) предполагает организацию работу на основе определенных типов заданий:
лекция (изучение методических материалов занятия, работа над вопросами);
практика (выполнение тренировочных упражнений, заданий открытого типа и тестов online).Основные формы сотрудничества учителя и обучающегося: консультирование, участие в блогах и форумах сетевого сообщества, проведение виртуальных конференций, вебинаров (в среде Микого), рефлексия.Участие семьи подростка в процессе рефлексии обучения (через систему блогов и форумов учебной группы в Сети Интернет) –один из компонентов процесса дистанционного обучения.
Компетенциисовременного человека, на формирование которых направлена траектория развития «Школы –инновационного ресурсного центра развития личности»:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизации(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразования(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательнуютраекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
На основе теоретических разработок коллективом школы выработана модель выпускника «Школы –инновационного ресурсного центра развития личности»:имеет созидательный тип личности, занимает активную жизненную позицию, направленную на развитие своей страны, обладает широким кругозором, способен проектировать свои социальные стратегии, готов обучаться в течение всей жизни и самостоятельно выбирать и обновлять свой профессиональный путь, вырабатывает при анализе факта или текста собственное отношение, умеет собирать, анализировать, интерпретировать, использовать информацию и создает информацию, предъявляет информацию, следуя принятым нормам коммуникативной культуры и используя возможности, предоставляемые системами информационных технологий, управляет информационными ресурсами, умеет переориентировать их в зависимости от поставленных целей, наращивает способность к обучению, к работе с саморазвивающимися системами.Приоритетные черты портрета учителяПриоритетные черты портрета родителяпрофессионал, мастер, коллега, консультант, эксперт, тьютор, психолог, менеджеркомпетентный, сознательный, активный, информированный, вовлеченный, инициативный
Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру»Чтобы школа успешно выполняла социализирующую функцию, нужно,чтобы каждый учащийся мог чувствовать себя успешным.
В настоящее время Система«Дневник.ру» объединяет инструменты социальной сети и функции электронного документооборота, обеспечивающие широкую поддержку и сопровождение образовательного процесса. Особо отметим электронный дневник ученика, журнал учителя, расписания, домашние задания, электронную библиотеку, словари, переводчики, инструментарий быстрого создания школьных сайтов, а также средства внутришкольного контроля.
«Апробация Системы «Дневник. ру»(Региональный пилотный проект, письмо Министерства образования № 3160152/787 «Об участии в апробации сервисов сайта Дневник.ру». ).
Важно, чтобы электронные журналы и дневники были не только информационными сервисами, но еще и факторами развития информационнообразовательной среды школы в целом.Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Дистанционное обучение это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» позволяет учителю, ученику и даже родителям эффективно взаимодействовать с целью повышения качества образования. Такое использование Системы направлено на получение образовательного знания детьми в процессе взаимодействия с учителем. Информационное обеспечение проекта способствует непрерывности воспитательной работы школы и делает образовательную систему открытой и понятнойродителям и общественности, способствует достижению главного результата работы школы: подготовка личности выпускника –гражданина России 21 века.Создание и внедрение системы инновационной образовательной деятельности, направленной на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности педагогической деятельности, укрепления взаимоотношений субъектов информационнообразовательной среды современного образовательного учреждения, а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).
Удобства сервисаСервис удобен тем, что каждый ребенок может в удобное для него время зайти в группу, где организовано обучение и выполнить задание очередного занятия, а также при необходимости вернуться к уже изученному материалу. В рамках каждого занятия участник получает как лекционный материал, так и тренировочный (упражнения или тесты). Для качественного выполнения заданий можно обратиться к таким сервисам Системы, как «Медиатека», «Словари», «Литература». Удобный инструментарий сервиса «Тесты» позволяет учителю подготовить любой тест в режиме online(с разными вариантами ответов, с необходимым количеством попыток работы с тестом и др.). Школьник, работая с такими тренировочными заданиями, может не только сразу узнать результаты, но и при необходимости пройти тест еще раз.Обратная связьОрганизована обратная связь: регулярная рефлексия по итогам каждого занятия на форуме учебной группы, где школьники обмениваются мнениями о формах работы, об уровне сложности заданий. К диалогу приглашаются и родители, участники Системы «Дневник.ру».Использование сервиса электронных дневников и журналов для организации дистанционного обучения это удачная форма сотрудничества с детьми Возможные проблемы и их решенияЕсли итогов работы размещаются школьниками в общей папке занятия, то существует риск «списывания». Избежать этого можно двумя способами: 1) учитель оперативно извлекает из общей папки работы для проверки и вывешивает итоги только, когда все участники выполнили задания; 2) ребенок сразу направляет работу в личный кабинет учителя.Как известно, риск «списывания» существовал всегда и в традиционных формах обучения. Лучшим решением любой проблемы является ее профилактика, а в данном случае –работа над повышением мотивации к самому процессу обучения.ЭффективностьШкольниквыполняет задания самостоятельно, при необходимости привлекает всевозможные цифровые образовательные ресурсы и сервисы в рамках Системы «Дневник.ру».Школьникполучает самостоятельно образовательные знания и приобретает новые компетенции, востребованные в информационном обществе.Учитель непрерывно совершенствует профессионализм и ИКТкомпентентность.Гибкая система дистанционного обученияпозволяет регулировать и корректировать процесс индивидуализированного обучения школьника.Программа внеурочного дистанционного курса по русскому языку «Готовимся к ГИА по русскому языку» для учащихся 89х классовобщеобразовательной средней школы, которую мы внедряем в нашем лицее, ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе на основе использования сервисов Сети Интернет. Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.В отличие от других предметных областей, русский язык выступает перед учащимися как активно используемый инструмент коммуникации, поэтому освоение модулей программы дистанционного обучения «Готовимся к ГИА по русскому языку» это хорошая возможность развития информационной и коммуникационной компетентности современного подростка, необходимой для освоения разных предметных областей. Цель программы: формирование личности подростка, способного осуществлять ответственный выбор собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования в школе.Задачи программы:подготовить школьников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе и к продолжению обучения в старшей школе; сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности; создать условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса по предмету на основе использования сервисов Сети Интернет;
способствовать самостоятельному развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, его успешному продвижению в образовательном процессеи самореализации в образовательных видах деятельности;сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить безопасность подростка при работе в социальных сетях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 1415 лет.
Направленность программы: общеинтеллектуальное развитие личностиСодержание программы направлено на формирование престижа образования в школе и в целом в обществе, устойчивых показателей качестваобразования выпускников, эффективностиинновационной педагогической деятельности, укрепления сотрудничества всех субъектов информационнообразовательной среды современной школы,а также взаимоотношений образовательных учреждений, участников сетевых образований (сообществ).Формы организации деятельностиДистанционное обучение как внеурочная форма освоения содержания предметной области (русский язык) предполагает организацию работу на основе определенных типов заданий:
лекция (изучение методических материалов занятия, работа над вопросами);
практика (выполнение тренировочных упражнений, заданий открытого типа и тестов online).Основные формы сотрудничества учителя и обучающегося: консультирование, участие в блогах и форумах сетевого сообщества, проведение виртуальных конференций, вебинаров (в среде Микого), рефлексия.Участие семьи подростка в процессе рефлексии обучения (через систему блогов и форумов учебной группы в Сети Интернет) –один из компонентов процесса дистанционного обучения.
Компетенциисовременного человека, на формирование которых направлена траектория развития «Школы –инновационного ресурсного центра развития личности»:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизации(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразования(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательнуютраекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
На основе теоретических разработок коллективом школы выработана модель выпускника «Школы –инновационного ресурсного центра развития личности»:имеет созидательный тип личности, занимает активную жизненную позицию, направленную на развитие своей страны, обладает широким кругозором, способен проектировать свои социальные стратегии, готов обучаться в течение всей жизни и самостоятельно выбирать и обновлять свой профессиональный путь, вырабатывает при анализе факта или текста собственное отношение, умеет собирать, анализировать, интерпретировать, использовать информацию и создает информацию, предъявляет информацию, следуя принятым нормам коммуникативной культуры и используя возможности, предоставляемые системами информационных технологий, управляет информационными ресурсами, умеет переориентировать их в зависимости от поставленных целей, наращивает способность к обучению, к работе с саморазвивающимися системами.Приоритетные черты портрета учителяПриоритетные черты портрета родителяпрофессионал, мастер, коллега, консультант, эксперт, тьютор, психолог, менеджеркомпетентный, сознательный, активный, информированный, вовлеченный, инициативный