О проблеме «нулевого стимула» в процессе решения локальной поисковой задачи в дизайн-проектировании.
Выпуск:
ART 53261
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошников
В.
В. О проблеме «нулевого стимула» в процессе решения локальной поисковой задачи в дизайн-проектировании. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1291–1295. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53261.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам активизации поисковых процессов в дизайн проектировании. Особое внимание уделяется начальным этапам создания поисковых графических композиций.
Ключевые слова:
визуальный стимул, поисковый алгоритм, творческое
мышление, локальные поисковые задачи, «боязнь белого листа», методика учебного проектирования в дизайне
Текст статьи
Мирошников Виталий Васильевичстарший преподаватель кафедры дизайна, технической и компьютерной графики, Кубанский государственный университет, Краснодарvmiros@mail.ru
О ПРОБЛЕМЕ «НУЛЕВОГО СТИМУЛА»В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ПОИСКОВОЙ ЗАДАЧИВ ДИЗАЙНПРОЕКТИРОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблемам активизации поисковых процессов в дизайн проектировании. Особое внимание уделяется начальным этапам создания поисковых графических композиций.Ключевые слова:визуальный стимул, поисковый алгоритм, творческое мышление, локальные поисковые задачи, «боязнь белого листа», методика учебного проектирования в дизайне.
Поисковая активность сознания, которая проявляется в процессе решения локальной творческой задачипри проектировании,определяется количеством и качеством визуальных стимулов, предъявляемых для усвоения и рефлексии.
Под визуальными стимулами мы понимаем с одной стороны
раздражители, воздействующие на зрительные анализаторы(визуальные графические объекты, отличные от фона, на котором они воспринимаются), с другой –графические композиционные структуры, воспринимаемые и переживаемые сознанием на уровне пластических образов. Поскольку и одно и второе значения в процессе создания поисковых композиций тесно переплетены, мы не дифференцируем их терминологически.Рассматривая проектный процесс как последовательность решений дискретных задач, определяемых логикой поиска и интуицией автора, мы замечаем некоторые процедурные закономерности, влияющие на качество результататворческого поиска.Для нас представляется важным проанализировать начальные шаги на стадии локального поискового этапа. От степени динамичности и эффективности первых «пластических движений» автора зависит результативность локальной стадии поиска, а, следовательно,успешность всего проектного процесса.
Активность сознания в процессе осмысленияпоставленной творческой задачии продуктивность такого осмыслениязависит отколичестваи качестваполученной извне информации. Нас в первую очередь интересует именно визуальная информация, котораясодержит пластические структуры, актуальныедля эмоциональной активностисознания. В первую очередь,речь идет о визуальных стимулах и их роли на начальной стадии практического решениялокальной поисковой задачи.Следует уточнить значение словосочетания «поисковая задача». В данном тексте поиск–это процесс, направленный на выбор наиболее адекватного варианта конфигурирования формыпри проектированииобъекта дизайна.Следовательно, поисковая задача –это методически обособленная часть такогопроцесса, имеющая этапную направленность изначение.Переживание и ассоциативная интерпретация визуальныхстимулов –наиболее продуктивный процесс для творческогопоискав том смысле, что визуальныестимулы более удобны и привычны для восприятияи усвоения сознанием, чем вербальные. Поскольку механизм усвоения визуальнойинформации в процессе антропогенеза сформировался гораздо раньше, его можно считать более совершенным и важнымдля сознания.
Возвращаясь к процессу творческого поиска, рассмотримстереотипный алгоритмрешениялокальной поисковойзадачи, который, по сути, сводится к графическому воспроизведению вариантов пластической конфигурации формы, удовлетворяющих определенным представлениям автора.Вначале определяется «коридор»поиска, под которым мы понимаем локальную цель и палитру средствее достижения.
Решение сформулированнойзадачитребует от автора(проектанта)организации определенныхусловий, обеспечивающие максимально продуктивный результат творческих усилий. Преждевсего, эти условия состоят в наличиидостаточногоколичестваи качествавводнойинформации. В условиях локального поискового этапаэто,в первую очередь, визуальнаяинформация, которая в форме визуальных стимулов, созданных самим автором в начале решениялокальной задачи, провоцирует определенную эмоциональную авторефлексию. Объем и качество визуальных стимулов, созданных автором,определяет объем и качество рефлексии его сознания. Наблюдая чистый лист, или, другими словами, не имея достаточногодля восприятия и рефлексииобъема визуальной информации, сознание может долго оставаться на стадии «ожидания».В отсутствие актуальныхвизуальных стимулов для рефлексии сознание вынуждено использоватьмеханизмыпредставления, которые, на наш взгляд, менее динамичны и оперативны, поскольку требуют большихвременных и психических затрат, тонкого эмоционального настроя, внутренних импульсов и т.д.Отсутствие стимулов мы обозначаем как «нулевой стимул».Как только в поле зрения автора появляется какоелибо визуальное «пятно», некийграфическиймотив,созданныйим самимв качестве начальной реакции на поставленную задачу, запускается процесс восприятия и усвоения полученной информации. Сознание автора, получая актуальный визуальный стимул «обрабатывает» его и продуцирует эмоциональную рефлексию, которая, в свою очередь,фиксируетсяв визуальном «ответе»
создании графическогомотива, композиционно связанногос первоначальным.Возникает цепьпоследовательных эпизодов создания визуальных стимулов и визуальных «ответов», результатом которойстановится графическая композиционная структура, гдеуже невозможно различить линиипричины и линииследствия. Все соединяется в синтетическую цельность, выражающую определенный пластический образ.
Полученная в результате такого графического марафона эстетически определенная,пластическиконфигурированнаяструктура, анализируетсяавтором в контекстесозданных ранеепредварительных поисковых эпизодов.В процессе сравнения созданной композиции с предыдущими, в сознании автора возникает синтетический образ, включающий впечатления и эмоциональные переживания всего рядя созданных композиций. Накладываясь и умножаясь в необъяснимом взаимодействии,эмоциональные и интеллектуальные рефлексии вызывают поток ассоциаций и смыслов, которыеформируют цель следующего творческого шага. Возникает идея новой композиции, нацеленной на поиск решения текущей творческой задачи на данном локальном поисковом этапе.
Следующий локальный этап поиска будет опираться на созданныйранеевизуальный образ, который,как вновь образованный стимул, вызовет ответную творческую активность сознанияавтора.Такоевзаимообусловленноечередованиепоисковых эпизодовобеспечивает логику поисковой тактики и определяет ориентиры поисковой стратегии.
Известное психологическое состояние «боязнь чистого листа», характерное не только в художественной сфере, специфическим образомотносится к рассматриваемой теме. Острая актуальность создания визуальных стимулов в самом начале локального поискового эпизода, показанная нами, обозначает рубеж начала творческого акта. Как любой рубеж, граница, начало процесса это точка отсчета, временнàя метка, заставляющая сознание оценить статус момента, сконцентрироваться на предстоящем, приготовиться к определеннойкоммуникации. «Страх чистого листа» в условиях художественного образования проявляется как неуверенность в своих силах, боязнь испортить неумелыми движениями «совершенство пустоты». Иногда это стремление автора к спасительной отсрочкеначала важного процесса, результат которого непредсказуем.Можно трактовать это психологическое состояние как некий творческий ритуал, но не стоит считать его неизбежным. Нам представляетсяважнымв условиях учебного процесса в дизайнобразовании учитывать механизмы поисковыхпроцессовв методиках учебногопроектирования, а именно:
приниматьво внимание специфические алгоритмы восприятия и рефлексии визуальных стимулов при постановке творческих задач локального поискового уровня;
формировать навыки активной визуальной стимуляциисознания на начальных этапах создания предварительных поисковых композиций;
широко применять создание графических композиций на всех этапах проектного поиска как смыслообразующих визуальных структур, стимулирующих творческую активность сознания.
Данная статья не претендует на статус научного исследования. В ней мы рассматриваем актуальную, на наш взгляд, хотя и локально проявляющуюся проблему, объективно влияющую на протекание процессов творческого поиска. Надеемся, что мысли, изложенные в статье заинтересуют представителей профессорскопреподавательского корпуса в сфере дизайнобразования.
Литература1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст]/ Р. Арнхейм. –М.: АрхитектураС, 2012. –392 с.:ил. ISBN: 9785964701194.2.Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия[Текст]/Г. Руубер. –Таллин:изд. Валгус, 1985. –344 с. ил.
Vitaly V.Miroshnikovsenior lecturerof Department ofdesign,technical and computergraphics.Kuban StateUniversity, Krasnodar
Abstract.Article is devoted toenhancingthe searchprocessin the design.Special attentionis paid tothe initial stage ofthe searchgraphic compositions.
Keywords:visual stimulus,search algorithm, creative thinking, local searchproblem,"fear of a blank slate", a technique in the design ofinstructional design.
О ПРОБЛЕМЕ «НУЛЕВОГО СТИМУЛА»В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ПОИСКОВОЙ ЗАДАЧИВ ДИЗАЙНПРОЕКТИРОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблемам активизации поисковых процессов в дизайн проектировании. Особое внимание уделяется начальным этапам создания поисковых графических композиций.Ключевые слова:визуальный стимул, поисковый алгоритм, творческое мышление, локальные поисковые задачи, «боязнь белого листа», методика учебного проектирования в дизайне.
Поисковая активность сознания, которая проявляется в процессе решения локальной творческой задачипри проектировании,определяется количеством и качеством визуальных стимулов, предъявляемых для усвоения и рефлексии.
Под визуальными стимулами мы понимаем с одной стороны
раздражители, воздействующие на зрительные анализаторы(визуальные графические объекты, отличные от фона, на котором они воспринимаются), с другой –графические композиционные структуры, воспринимаемые и переживаемые сознанием на уровне пластических образов. Поскольку и одно и второе значения в процессе создания поисковых композиций тесно переплетены, мы не дифференцируем их терминологически.Рассматривая проектный процесс как последовательность решений дискретных задач, определяемых логикой поиска и интуицией автора, мы замечаем некоторые процедурные закономерности, влияющие на качество результататворческого поиска.Для нас представляется важным проанализировать начальные шаги на стадии локального поискового этапа. От степени динамичности и эффективности первых «пластических движений» автора зависит результативность локальной стадии поиска, а, следовательно,успешность всего проектного процесса.
Активность сознания в процессе осмысленияпоставленной творческой задачии продуктивность такого осмыслениязависит отколичестваи качестваполученной извне информации. Нас в первую очередь интересует именно визуальная информация, котораясодержит пластические структуры, актуальныедля эмоциональной активностисознания. В первую очередь,речь идет о визуальных стимулах и их роли на начальной стадии практического решениялокальной поисковой задачи.Следует уточнить значение словосочетания «поисковая задача». В данном тексте поиск–это процесс, направленный на выбор наиболее адекватного варианта конфигурирования формыпри проектированииобъекта дизайна.Следовательно, поисковая задача –это методически обособленная часть такогопроцесса, имеющая этапную направленность изначение.Переживание и ассоциативная интерпретация визуальныхстимулов –наиболее продуктивный процесс для творческогопоискав том смысле, что визуальныестимулы более удобны и привычны для восприятияи усвоения сознанием, чем вербальные. Поскольку механизм усвоения визуальнойинформации в процессе антропогенеза сформировался гораздо раньше, его можно считать более совершенным и важнымдля сознания.
Возвращаясь к процессу творческого поиска, рассмотримстереотипный алгоритмрешениялокальной поисковойзадачи, который, по сути, сводится к графическому воспроизведению вариантов пластической конфигурации формы, удовлетворяющих определенным представлениям автора.Вначале определяется «коридор»поиска, под которым мы понимаем локальную цель и палитру средствее достижения.
Решение сформулированнойзадачитребует от автора(проектанта)организации определенныхусловий, обеспечивающие максимально продуктивный результат творческих усилий. Преждевсего, эти условия состоят в наличиидостаточногоколичестваи качествавводнойинформации. В условиях локального поискового этапаэто,в первую очередь, визуальнаяинформация, которая в форме визуальных стимулов, созданных самим автором в начале решениялокальной задачи, провоцирует определенную эмоциональную авторефлексию. Объем и качество визуальных стимулов, созданных автором,определяет объем и качество рефлексии его сознания. Наблюдая чистый лист, или, другими словами, не имея достаточногодля восприятия и рефлексииобъема визуальной информации, сознание может долго оставаться на стадии «ожидания».В отсутствие актуальныхвизуальных стимулов для рефлексии сознание вынуждено использоватьмеханизмыпредставления, которые, на наш взгляд, менее динамичны и оперативны, поскольку требуют большихвременных и психических затрат, тонкого эмоционального настроя, внутренних импульсов и т.д.Отсутствие стимулов мы обозначаем как «нулевой стимул».Как только в поле зрения автора появляется какоелибо визуальное «пятно», некийграфическиймотив,созданныйим самимв качестве начальной реакции на поставленную задачу, запускается процесс восприятия и усвоения полученной информации. Сознание автора, получая актуальный визуальный стимул «обрабатывает» его и продуцирует эмоциональную рефлексию, которая, в свою очередь,фиксируетсяв визуальном «ответе»
создании графическогомотива, композиционно связанногос первоначальным.Возникает цепьпоследовательных эпизодов создания визуальных стимулов и визуальных «ответов», результатом которойстановится графическая композиционная структура, гдеуже невозможно различить линиипричины и линииследствия. Все соединяется в синтетическую цельность, выражающую определенный пластический образ.
Полученная в результате такого графического марафона эстетически определенная,пластическиконфигурированнаяструктура, анализируетсяавтором в контекстесозданных ранеепредварительных поисковых эпизодов.В процессе сравнения созданной композиции с предыдущими, в сознании автора возникает синтетический образ, включающий впечатления и эмоциональные переживания всего рядя созданных композиций. Накладываясь и умножаясь в необъяснимом взаимодействии,эмоциональные и интеллектуальные рефлексии вызывают поток ассоциаций и смыслов, которыеформируют цель следующего творческого шага. Возникает идея новой композиции, нацеленной на поиск решения текущей творческой задачи на данном локальном поисковом этапе.
Следующий локальный этап поиска будет опираться на созданныйранеевизуальный образ, который,как вновь образованный стимул, вызовет ответную творческую активность сознанияавтора.Такоевзаимообусловленноечередованиепоисковых эпизодовобеспечивает логику поисковой тактики и определяет ориентиры поисковой стратегии.
Известное психологическое состояние «боязнь чистого листа», характерное не только в художественной сфере, специфическим образомотносится к рассматриваемой теме. Острая актуальность создания визуальных стимулов в самом начале локального поискового эпизода, показанная нами, обозначает рубеж начала творческого акта. Как любой рубеж, граница, начало процесса это точка отсчета, временнàя метка, заставляющая сознание оценить статус момента, сконцентрироваться на предстоящем, приготовиться к определеннойкоммуникации. «Страх чистого листа» в условиях художественного образования проявляется как неуверенность в своих силах, боязнь испортить неумелыми движениями «совершенство пустоты». Иногда это стремление автора к спасительной отсрочкеначала важного процесса, результат которого непредсказуем.Можно трактовать это психологическое состояние как некий творческий ритуал, но не стоит считать его неизбежным. Нам представляетсяважнымв условиях учебного процесса в дизайнобразовании учитывать механизмы поисковыхпроцессовв методиках учебногопроектирования, а именно:
приниматьво внимание специфические алгоритмы восприятия и рефлексии визуальных стимулов при постановке творческих задач локального поискового уровня;
формировать навыки активной визуальной стимуляциисознания на начальных этапах создания предварительных поисковых композиций;
широко применять создание графических композиций на всех этапах проектного поиска как смыслообразующих визуальных структур, стимулирующих творческую активность сознания.
Данная статья не претендует на статус научного исследования. В ней мы рассматриваем актуальную, на наш взгляд, хотя и локально проявляющуюся проблему, объективно влияющую на протекание процессов творческого поиска. Надеемся, что мысли, изложенные в статье заинтересуют представителей профессорскопреподавательского корпуса в сфере дизайнобразования.
Литература1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст]/ Р. Арнхейм. –М.: АрхитектураС, 2012. –392 с.:ил. ISBN: 9785964701194.2.Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия[Текст]/Г. Руубер. –Таллин:изд. Валгус, 1985. –344 с. ил.
Vitaly V.Miroshnikovsenior lecturerof Department ofdesign,technical and computergraphics.Kuban StateUniversity, Krasnodar
Abstract.Article is devoted toenhancingthe searchprocessin the design.Special attentionis paid tothe initial stage ofthe searchgraphic compositions.
Keywords:visual stimulus,search algorithm, creative thinking, local searchproblem,"fear of a blank slate", a technique in the design ofinstructional design.