О проблемах отечественного дизайна и дизайн-образования.
Выпуск:
ART 53260
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошникова
В.
М. О проблемах отечественного дизайна и дизайн-образования. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1286–1290. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53260.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного состояния
отечественного дизайн-образования, выявляются объективные и субъективные проблемы и противоречия, предлагаются пути их разрешения.
Ключевые слова:
учебный процесс, качество образования, дизайн-образование, специфика художественного образования, федеральные государственные образовательные стандарты
Текст статьи
Мирошникова Вера Михайловнадоцент кафедры социальногуманитарных дисциплин и регионоведения, Академия маркетинга и социальноинформационных технологий –ИМСИТ,Краснодарvmiros@mail.ru
ОПРОБЛЕМАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА И ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы современного состояния отечественного дизайнобразования, выявляются объективные и субъективные проблемыи противоречия, предлагаются пути их разрешения.Ключевые слова:Дизайнобразование, учебный процесс, качество образования, специфика художественного образования, федеральные государственные образовательные стандарты.
Проблемыэффективного функционирования системы российского дизайнобразования –тема, актуальность которой усиливается по мере движения страны в направлении системной социальноэкономической модернизации. Программируя развитие производящих отраслей экономики, невозможно не учитывать такой важныйфактор их эффективности как конкурентоспособностьтоваров и услуг.Борьба засбыт произведенныхтоваров–постоянная острейшая проблема мировой экономики. Требованияк качеству товароврастути нацелены наэстетическуювыразительностьи привлекательность формы, оригинальностьконструкции, технологическуюинновационность.В условиях глобализациимировой экономики, когда в производстве используются подобные или идентичныетехнологии, оборудование и материалы, преимущества продукции региональных отечественныхпроизводителей позиционировать все сложнее. Конкуренция неминуемосмещается в сферу потребительского имиджа товара, представляющего
синтетическое единство
материальных характеристик продуктаи его эстетического образа, сформированногов сознании потребителя.Роль дизайна в создании потребительского имиджа и продвижения товара неоспорима.В контексте бурно развивающейся культуры потребления,значение эстетическогообраза продуктадля потребителя, зачастую,важнееего функциональныхдостоинств.Современные маркетинговые технологии все активнееиспользуют арсенал дизайна,воздействуяна потребителя через эмоциональноепереживание.Культура управленияэмоциями человека –сложная и важная часть коммуникативных процессов в жизни современного социума, требующая профессионального отношения. Дизайн является сферой, где замышляетсяи моделируетсяновый продукт, где он обретает реальныйоблик, где программируется палитрасвязанных с нимэмоций, сопровождающая его потребление.Дизайн, безусловно, сфера профессиональной деятельности, с высокой мерой ответственности за результат.Несколько летназад профессиональной дизайнерское сообщество бурно обсуждало и возлагало большие надежды на Проект концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года, так и непринятомна государственном уровнедокументе. В Проекте указывалось, что развитие отечественного дизайна сталкивается с рядом существенных препятствий. К ним авторы относили:1.Недостаточность внимания, уделяемого дизайну городской среды при планировании и осуществлении градостроительной деятельности, негативно сказывающаяся на качестве жизни населения. Недостаточное внимание вопросам дизайна при формировании заказа на приобретение продукции для государственных и муниципальных нужд, в социальной сфере, в т.ч.сфере образования и здравоохранения. 2.Низкий уровень внутреннего спроса на дизайн,связанный в т.ч. с низкой осведомленностью о преимуществах и возможностях применения дизайна со стороны руководителей предприятий, сдерживающий уровень конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. 3.Несоответствие требованиям рынка качества исодержания отечественного образования в области дизайна, включая среднее профессиональное и высшее образование, системы дополнительного образования. 4.Низкая вовлеченность большинства отечественных дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг. 5.Ограниченность существующей в стране инфраструктурыпродвижения и развития дизайна, являющейся в мире важным инструментом политики повышения конкурентоспособности экономики, инновационной политики иполитики стимулирования развития малого предпринимательства[1].Актуальность участия дизайна в цивилизованном развитии социума,в целом,и потребительскойкультуры,в частности,доказана на примере ведущих мировых экономик. Анализ эффективной государственной политики в сфере дизайна за рубежом рассмотрел А.В. Казарин. В своей статье он привелположительный опыт государственной поддержки дизайна в странах Европы и Китая. Автор выделил следующие приоритетыгосударственной политики в сфере дизайна за рубежом:1.развитие дизайнерского образования; 2.связь дизайна и современных технологий; 3.поиск собственного образного языка; 4.создание благоприятных условий для предприятий, использующих дизайн и инновационные технологии; 5.формирование системы дизайнменеджмента и стратегии в дизайне; 6.развитие масштабных информационных систем по дизайну[2].Безусловно, что дизайн будет развиваться в обществе, ориентированном на экономические ценности. Но только целенаправленная система государственных мер может достаточно быстро иэффективно сформировать дееспособную дизайнерскую систему.
Эффективность такого участия определяется множеством факторов, один из которых–уровень профессионального мастерства специалистовдизайнеров.Вопреки существующей отечественной практике, наводненной большим количеством«дизайнеров» безспециального образования, мы убеждены, что дилетантизм в этой сференедопустим. Созданиемобъектов дизайна, призванных сформироватькомфортную во всех отношениях функциональную среду обитания, должны заниматься специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной художественной подготовки. Такой уровень определяется, в первую очередь, федеральным государственным образовательным стандартомвысшего профессионального образования по направлению подготовки Дизайн.Проблемная ситуация с уровнем отечественного дизайна, отчасти, объясняется проблемами в профессиональной подготовке специалистов дизайна. В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть некоторыепроблемы отечественного дизайнобразования, осуществляемого ввысших учебных заведениях.Комплекс проблем дизайнобразования представляет сложное сплетение причин и следствий, отражающихобщуюситуацию всфере дизайндеятельности. Наша цель –обозначить наиболее актуальные и очевидные противоречия, существенно снижающие качествоотечественного дизайнобразованияв России.Основная причина многих проблем, на наш взгляд,–это недостаточный учетспецификиучебного процесса по направлению подготовки Дизайн.Рассмотрим основные аспекты и результаты такого положения.1. Прежде всего, игнорирование специфики проявляется на этапе приемаабитуриентов на отделения дизайна.В силу сложившейся в последние десятилетия практике, в ВУЗ на специальность дизайна может быть принят абитуриент сразу после окончания общеобразовательной школы. Фактически, это 1718 летние молодые люди, как правило, не имеющие серьезной творческой подготовки в художественной сфере. Напомним, в недавнем прошлом, в «советские»времена, почти обязательным условием поступления в художественный ВУЗ, было наличиесреднего художественного образования. Такое образование можно было получить окончив художественное училище или среднююхудожественную школу.Учебе в училище, как правило, предшествовала подготовкав начальных художественных учебных заведениях–детскойхудожественнойшколеили изостудии.Среднее звено художественной подготовкирешало две задачи: с одной стороны обеспечивала необходимый минимальный уровень художественной подготовки, с другой –позволяла накопить определенный творческий и жизненный опыт. Выпускники училища были хорошо знакомы со специфическими алгоритмами освоения профессиональных знаний и навыков в рамках учебного процессанахудожественных отделениях.Опыт, полученный в среднем учебном заведении, помогал сделать осознанный выбор: продолжить образование в ВУЗе или посвятить себя творческой практике.Эволюция системы художественного образования в последние годы, ориентированная на западные стандарты, отменила прежнюю схему.К сожалению, изменения не привели к ожидаемому позитивному результату. Универсализация алгоритмов учебного процесса, независимо от профиля подготовки, на наш взгляд, существенно снизили эффективность профессиональной подготовки на творческих специальностях. Отсутствие специфическойступени довузовской подготовкивсе отчетливее проявляется внегативныхтенденцияхразвитияхудожественногообразования.
Нынешние абитуриенты –не достаточно подготовлены ремесленно, творчески иинтеллектуально. К сожалению, кризис общеобразовательной школытолько усугубляет ситуацию. Общее слабое место –отсутствие навыков работы с информацией. Как правило, они мало знают, не умеют анализировать, плохо формулируюти аргументируют собственное мнение, недостаточно творчески активны. Многиеиз них еще физически не готовы к нагрузкам, неизбежным в процессе учебы. По нашему мнению, их сознание в этом возрастене созрело дляактивного формированияпрофессионального творческого аппарата, необходимого для профессионального освоения проектной культуры.Возвращение среднего довузовского звена в систему профессиональной подготовки дизайнеров,по нашему мнению,могло бы повысить эффективность российского дизайнобразования, минимизировать издержки, неизбежные в процессеинтеграцииироссийской системы образования в общее европейское образовательное пространство. Форму и структурную специфику такого довузовского звена необходимо обсуждать с учетом современных вызовов глобальных интеграционных стратегий и задач социальноэкономической модернизации страны.Надежду на положительный сдвиг в этом направлении даетпринятый недавно Федеральный Закон Об образовании, где в статье 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств, большое внимание уделяется интегрированным образовательным программам в области искусств[3].2. Преподавательская практика доказывает: художественное образование и дизайнобразование как его часть –это особыйвид профессиональной художественнотворческой подготовки, в основе которого–сложный, материально затратный учебный процесс сявно выраженной спецификой.Усредненноеотношение к особенностям процесса обучения вхудожественной сфере легко обнаруживается в букве и духеспускаемых нормативных документов. ПоследняяредакцияФедерального государственного образовательного стандарта (ФГОС3) нацеленнаяна универсализмв организации ВПО определяет количество учебных часов и распределение их на аудиторные и самостоятельные. На наш взгляд, уменьшение общего количества часов и пропорции соотношения,аудиторных и самостоятельныхзанятийснижают эффективность учебного процесса наотделениях дизайна, поскольку не учитывают объективные специфическиеусловияпрофессиональной подготовки дизайнеров.Объем и значительностьспецифических отличий дизайнобразованиядостаточныйаргумент для кардинального переосмысления его места в системеВПОи,выделения егов особую категорию вместес консерваториями, театральнымии другими творческимиспециальностями. Несомненно, модернизация в этой сфере образованияполностью отвечаетсовременнымзадачам социальноэкономического развития страны.3. Процесс освоения специальных дисциплиндизайнерской направленностина 80% состоит из выполнения практических заданий.На занятияхпо специальным дисциплинам львиную долю учебного времени преподаватель (мастер) ведет работус каждым студентоминдивидуально, посколькуформирование творческого аппаратабудущего дизайнера –сложный нелинейный процесс творческой коммуникации,требующий учета интеллектуальных и творческих способностей, уровня подготовки, психоэмоциональных особенностей конкретного обучаемого.Вопреки очевидному, учебная нагрузка и, следовательно, оплата работы преподавателя осуществляется согласно ставкам за аудиторные занятия, по аналогии с семинарскими занятиями на гуманитарных и естественнонаучных специальностях, где преподаватель работает со всей студенческой аудиторией одновременно.4. Невнимание к специфике дизайнобразования негативно проявляется в сфере контроля менеджментом качестваучебного процесса подготовки.Нормативная документацияотчетного и контрольного характерасоставляетсябез учета особенностей учебного процессанаправления подготовки дизайнеров, специфики его методического содержания, и, как следствие, не способна выявить объективные показатели уровняорганизации и результатов образовательной деятельности ВУЗа, факультета, кафедры.5. Еще одна важная проблема–это недостаточность материального обеспечения учебного процесса на художественных специальностях и специальностях дизайна. Полноценный учебный процесс на отделениях дизайна, опять же, в силу специфики,требует необходимой укомплектованности особогокачества и размеров учебными площадями, специальной мебелью и оборудованием, учебными пособиями, медиаоборудованием, компьютерным и программным парком. Эти, трудно реализуемыеусловия, безусловно, многократно превосходяттребованияпо обеспечению учебного процесса, например, менеджеров, юристов и экономистов. Перечисленные проблемы существенно тормозят развитиепрофессионального дизайнобразования, ведут к сокращению,и без того скромных,для такой страны как Россия,образовательных ресурсов
в сфере дизайна. Остается констатировать: дизайн как признанная в развитых экономиках важная инфраструктурная составляющая высокотехнологичного производства и сбыта, в нашей стране, к сожалению, пока достойного статуса не обрел. Отсутствие серьезного государственного внимания к сфере дизайнавызывает сожаление, поскольку оставляет невостребованныммощный арсеналинтенсификацииразвития товарного производства и потребительской культурыв современной России ее интеграции в мировое сообщество.
Ссылки на источники
1.Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года. http://www.stroganovka.ru/zakonyipoleznyedokumenty/2008.html–[Дата обращения 23.03.2013]2.КазаринА.В. Государственная политика в сфере дизайна за рубежом.http://www.societyofdesigners.ru/?id=268
–[Дата обращения 23.03.2013]3.Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации. N 273ФЗ. 29 декабря 2012 г.Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
MiroshnikovaVeraassociate professor at the chair ofsocial andhumanitarian disciplines andArea Studies,the Academyof Marketing and SocialInformation Technologies
IMSIT, Krasnodar
Abstract.The article examines thecurrent stateof the domesticdesign education, identify the objective and subjectiveproblems and conflicts, the ways oftheir solution.
Keywords:Design education, the learning process, the quality of education, the specificity of art education,the federal stateeducational standards.
ОПРОБЛЕМАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА И ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы современного состояния отечественного дизайнобразования, выявляются объективные и субъективные проблемыи противоречия, предлагаются пути их разрешения.Ключевые слова:Дизайнобразование, учебный процесс, качество образования, специфика художественного образования, федеральные государственные образовательные стандарты.
Проблемыэффективного функционирования системы российского дизайнобразования –тема, актуальность которой усиливается по мере движения страны в направлении системной социальноэкономической модернизации. Программируя развитие производящих отраслей экономики, невозможно не учитывать такой важныйфактор их эффективности как конкурентоспособностьтоваров и услуг.Борьба засбыт произведенныхтоваров–постоянная острейшая проблема мировой экономики. Требованияк качеству товароврастути нацелены наэстетическуювыразительностьи привлекательность формы, оригинальностьконструкции, технологическуюинновационность.В условиях глобализациимировой экономики, когда в производстве используются подобные или идентичныетехнологии, оборудование и материалы, преимущества продукции региональных отечественныхпроизводителей позиционировать все сложнее. Конкуренция неминуемосмещается в сферу потребительского имиджа товара, представляющего
синтетическое единство
материальных характеристик продуктаи его эстетического образа, сформированногов сознании потребителя.Роль дизайна в создании потребительского имиджа и продвижения товара неоспорима.В контексте бурно развивающейся культуры потребления,значение эстетическогообраза продуктадля потребителя, зачастую,важнееего функциональныхдостоинств.Современные маркетинговые технологии все активнееиспользуют арсенал дизайна,воздействуяна потребителя через эмоциональноепереживание.Культура управленияэмоциями человека –сложная и важная часть коммуникативных процессов в жизни современного социума, требующая профессионального отношения. Дизайн является сферой, где замышляетсяи моделируетсяновый продукт, где он обретает реальныйоблик, где программируется палитрасвязанных с нимэмоций, сопровождающая его потребление.Дизайн, безусловно, сфера профессиональной деятельности, с высокой мерой ответственности за результат.Несколько летназад профессиональной дизайнерское сообщество бурно обсуждало и возлагало большие надежды на Проект концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года, так и непринятомна государственном уровнедокументе. В Проекте указывалось, что развитие отечественного дизайна сталкивается с рядом существенных препятствий. К ним авторы относили:1.Недостаточность внимания, уделяемого дизайну городской среды при планировании и осуществлении градостроительной деятельности, негативно сказывающаяся на качестве жизни населения. Недостаточное внимание вопросам дизайна при формировании заказа на приобретение продукции для государственных и муниципальных нужд, в социальной сфере, в т.ч.сфере образования и здравоохранения. 2.Низкий уровень внутреннего спроса на дизайн,связанный в т.ч. с низкой осведомленностью о преимуществах и возможностях применения дизайна со стороны руководителей предприятий, сдерживающий уровень конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. 3.Несоответствие требованиям рынка качества исодержания отечественного образования в области дизайна, включая среднее профессиональное и высшее образование, системы дополнительного образования. 4.Низкая вовлеченность большинства отечественных дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг. 5.Ограниченность существующей в стране инфраструктурыпродвижения и развития дизайна, являющейся в мире важным инструментом политики повышения конкурентоспособности экономики, инновационной политики иполитики стимулирования развития малого предпринимательства[1].Актуальность участия дизайна в цивилизованном развитии социума,в целом,и потребительскойкультуры,в частности,доказана на примере ведущих мировых экономик. Анализ эффективной государственной политики в сфере дизайна за рубежом рассмотрел А.В. Казарин. В своей статье он привелположительный опыт государственной поддержки дизайна в странах Европы и Китая. Автор выделил следующие приоритетыгосударственной политики в сфере дизайна за рубежом:1.развитие дизайнерского образования; 2.связь дизайна и современных технологий; 3.поиск собственного образного языка; 4.создание благоприятных условий для предприятий, использующих дизайн и инновационные технологии; 5.формирование системы дизайнменеджмента и стратегии в дизайне; 6.развитие масштабных информационных систем по дизайну[2].Безусловно, что дизайн будет развиваться в обществе, ориентированном на экономические ценности. Но только целенаправленная система государственных мер может достаточно быстро иэффективно сформировать дееспособную дизайнерскую систему.
Эффективность такого участия определяется множеством факторов, один из которых–уровень профессионального мастерства специалистовдизайнеров.Вопреки существующей отечественной практике, наводненной большим количеством«дизайнеров» безспециального образования, мы убеждены, что дилетантизм в этой сференедопустим. Созданиемобъектов дизайна, призванных сформироватькомфортную во всех отношениях функциональную среду обитания, должны заниматься специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной художественной подготовки. Такой уровень определяется, в первую очередь, федеральным государственным образовательным стандартомвысшего профессионального образования по направлению подготовки Дизайн.Проблемная ситуация с уровнем отечественного дизайна, отчасти, объясняется проблемами в профессиональной подготовке специалистов дизайна. В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть некоторыепроблемы отечественного дизайнобразования, осуществляемого ввысших учебных заведениях.Комплекс проблем дизайнобразования представляет сложное сплетение причин и следствий, отражающихобщуюситуацию всфере дизайндеятельности. Наша цель –обозначить наиболее актуальные и очевидные противоречия, существенно снижающие качествоотечественного дизайнобразованияв России.Основная причина многих проблем, на наш взгляд,–это недостаточный учетспецификиучебного процесса по направлению подготовки Дизайн.Рассмотрим основные аспекты и результаты такого положения.1. Прежде всего, игнорирование специфики проявляется на этапе приемаабитуриентов на отделения дизайна.В силу сложившейся в последние десятилетия практике, в ВУЗ на специальность дизайна может быть принят абитуриент сразу после окончания общеобразовательной школы. Фактически, это 1718 летние молодые люди, как правило, не имеющие серьезной творческой подготовки в художественной сфере. Напомним, в недавнем прошлом, в «советские»времена, почти обязательным условием поступления в художественный ВУЗ, было наличиесреднего художественного образования. Такое образование можно было получить окончив художественное училище или среднююхудожественную школу.Учебе в училище, как правило, предшествовала подготовкав начальных художественных учебных заведениях–детскойхудожественнойшколеили изостудии.Среднее звено художественной подготовкирешало две задачи: с одной стороны обеспечивала необходимый минимальный уровень художественной подготовки, с другой –позволяла накопить определенный творческий и жизненный опыт. Выпускники училища были хорошо знакомы со специфическими алгоритмами освоения профессиональных знаний и навыков в рамках учебного процессанахудожественных отделениях.Опыт, полученный в среднем учебном заведении, помогал сделать осознанный выбор: продолжить образование в ВУЗе или посвятить себя творческой практике.Эволюция системы художественного образования в последние годы, ориентированная на западные стандарты, отменила прежнюю схему.К сожалению, изменения не привели к ожидаемому позитивному результату. Универсализация алгоритмов учебного процесса, независимо от профиля подготовки, на наш взгляд, существенно снизили эффективность профессиональной подготовки на творческих специальностях. Отсутствие специфическойступени довузовской подготовкивсе отчетливее проявляется внегативныхтенденцияхразвитияхудожественногообразования.
Нынешние абитуриенты –не достаточно подготовлены ремесленно, творчески иинтеллектуально. К сожалению, кризис общеобразовательной школытолько усугубляет ситуацию. Общее слабое место –отсутствие навыков работы с информацией. Как правило, они мало знают, не умеют анализировать, плохо формулируюти аргументируют собственное мнение, недостаточно творчески активны. Многиеиз них еще физически не готовы к нагрузкам, неизбежным в процессе учебы. По нашему мнению, их сознание в этом возрастене созрело дляактивного формированияпрофессионального творческого аппарата, необходимого для профессионального освоения проектной культуры.Возвращение среднего довузовского звена в систему профессиональной подготовки дизайнеров,по нашему мнению,могло бы повысить эффективность российского дизайнобразования, минимизировать издержки, неизбежные в процессеинтеграцииироссийской системы образования в общее европейское образовательное пространство. Форму и структурную специфику такого довузовского звена необходимо обсуждать с учетом современных вызовов глобальных интеграционных стратегий и задач социальноэкономической модернизации страны.Надежду на положительный сдвиг в этом направлении даетпринятый недавно Федеральный Закон Об образовании, где в статье 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств, большое внимание уделяется интегрированным образовательным программам в области искусств[3].2. Преподавательская практика доказывает: художественное образование и дизайнобразование как его часть –это особыйвид профессиональной художественнотворческой подготовки, в основе которого–сложный, материально затратный учебный процесс сявно выраженной спецификой.Усредненноеотношение к особенностям процесса обучения вхудожественной сфере легко обнаруживается в букве и духеспускаемых нормативных документов. ПоследняяредакцияФедерального государственного образовательного стандарта (ФГОС3) нацеленнаяна универсализмв организации ВПО определяет количество учебных часов и распределение их на аудиторные и самостоятельные. На наш взгляд, уменьшение общего количества часов и пропорции соотношения,аудиторных и самостоятельныхзанятийснижают эффективность учебного процесса наотделениях дизайна, поскольку не учитывают объективные специфическиеусловияпрофессиональной подготовки дизайнеров.Объем и значительностьспецифических отличий дизайнобразованиядостаточныйаргумент для кардинального переосмысления его места в системеВПОи,выделения егов особую категорию вместес консерваториями, театральнымии другими творческимиспециальностями. Несомненно, модернизация в этой сфере образованияполностью отвечаетсовременнымзадачам социальноэкономического развития страны.3. Процесс освоения специальных дисциплиндизайнерской направленностина 80% состоит из выполнения практических заданий.На занятияхпо специальным дисциплинам львиную долю учебного времени преподаватель (мастер) ведет работус каждым студентоминдивидуально, посколькуформирование творческого аппаратабудущего дизайнера –сложный нелинейный процесс творческой коммуникации,требующий учета интеллектуальных и творческих способностей, уровня подготовки, психоэмоциональных особенностей конкретного обучаемого.Вопреки очевидному, учебная нагрузка и, следовательно, оплата работы преподавателя осуществляется согласно ставкам за аудиторные занятия, по аналогии с семинарскими занятиями на гуманитарных и естественнонаучных специальностях, где преподаватель работает со всей студенческой аудиторией одновременно.4. Невнимание к специфике дизайнобразования негативно проявляется в сфере контроля менеджментом качестваучебного процесса подготовки.Нормативная документацияотчетного и контрольного характерасоставляетсябез учета особенностей учебного процессанаправления подготовки дизайнеров, специфики его методического содержания, и, как следствие, не способна выявить объективные показатели уровняорганизации и результатов образовательной деятельности ВУЗа, факультета, кафедры.5. Еще одна важная проблема–это недостаточность материального обеспечения учебного процесса на художественных специальностях и специальностях дизайна. Полноценный учебный процесс на отделениях дизайна, опять же, в силу специфики,требует необходимой укомплектованности особогокачества и размеров учебными площадями, специальной мебелью и оборудованием, учебными пособиями, медиаоборудованием, компьютерным и программным парком. Эти, трудно реализуемыеусловия, безусловно, многократно превосходяттребованияпо обеспечению учебного процесса, например, менеджеров, юристов и экономистов. Перечисленные проблемы существенно тормозят развитиепрофессионального дизайнобразования, ведут к сокращению,и без того скромных,для такой страны как Россия,образовательных ресурсов
в сфере дизайна. Остается констатировать: дизайн как признанная в развитых экономиках важная инфраструктурная составляющая высокотехнологичного производства и сбыта, в нашей стране, к сожалению, пока достойного статуса не обрел. Отсутствие серьезного государственного внимания к сфере дизайнавызывает сожаление, поскольку оставляет невостребованныммощный арсеналинтенсификацииразвития товарного производства и потребительской культурыв современной России ее интеграции в мировое сообщество.
Ссылки на источники
1.Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года. http://www.stroganovka.ru/zakonyipoleznyedokumenty/2008.html–[Дата обращения 23.03.2013]2.КазаринА.В. Государственная политика в сфере дизайна за рубежом.http://www.societyofdesigners.ru/?id=268
–[Дата обращения 23.03.2013]3.Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации. N 273ФЗ. 29 декабря 2012 г.Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
MiroshnikovaVeraassociate professor at the chair ofsocial andhumanitarian disciplines andArea Studies,the Academyof Marketing and SocialInformation Technologies
IMSIT, Krasnodar
Abstract.The article examines thecurrent stateof the domesticdesign education, identify the objective and subjectiveproblems and conflicts, the ways oftheir solution.
Keywords:Design education, the learning process, the quality of education, the specificity of art education,the federal stateeducational standards.