Изучение мотивации учебной деятельности старших школьников в городских и сельских образовательных учреждениях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козменков И. Н. Изучение мотивации учебной деятельности старших школьников в городских и сельских образовательных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1336–1340. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53270.htm.
Аннотация. В статье проведено исследование мотиваций и целей учащихся 8-11 классов городской и сельских общеобразовательных учреждений. Выявлены различия в мотивациях, целях и личностных моделях современных школьников и школьников в 2002 году, а также проведено сравнение современных учащихся городских и сельских образовательных учреждений. Обозначены проблемы в мотивации современных школьников и намечены пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козменков Игорь НиколаевичКандидат технических наук, учитель физики и математики ГБОУ СОШ с. КриволучьеИвановка м.р. Красноармейский Самарской областиkozmenkovigor@yandex.ruИзучение мотивации учебной деятельности старших школьников в городских и сельских образовательных учрежденияхАннотация:В статье проведено исследование мотиваций и целей учащихся 811 классов городской и сельских общеобразовательных учреждений. Выявлены различия в мотивациях, целях и личностных моделях современных школьников ишкольников в 2002 году, а также проведено сравнение современных учащихся городских и сельских образовательных учреждений. Обозначены проблемы в мотивации современных школьников и намечены пути их решения.Ключевые слова:мотивация, старшие школьники, цели, личностные модели, трансформация мотиваций.Вопрос мотивации учебной деятельности играет важную роль во всём учебном процессе. У старших школьников «знаемые» мотивы включаются в общую систему их взглядов на жизнь и на свое будущее. В этот период возникает устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы, которая в развитой ее форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей, ставших доминирующими мотивами поведения [1]. Особенно актуален этот вопрос сейчас, когда идёт масштабное реформирование системы образования. Современные школьники по сравнению с предыдущими поколениями проявляют меньше заинтересованности в учении, у них заметно общее снижение уровня мотивации, часто можно видеть негативное отношение учащихся к школе вообще, снижается ценность учения. Все это вызывает тревогу, поскольку именно в данный период формируется будущая направленность личности, ее ценностная сфера[2]. Происходит постепенное отчуждение детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, которые возникают в их учебной деятельности. Это связано,в том числе со снижением у школьников мотивации учебной деятельности, отсутствием желания проявлять самостоятельность в решении учебных задач [3]. Интерес представляет не только изучение мотивации учебной деятельности, но и трансформация целей и мотиваций учёбы школьников [3].Периодически происходят исследования на эту тему [2,4,5,6,7], поэтому можно проследить изменение целей и мотиваций школьников с течением времени, влияние на них изменений в политической, социальной и культурной сферах жизни. В связи с всё возрастающими различиями в социокультурной жизни сельских и городских районов, а также разным уровнемвозможностей школьников сельских и городских поселений, интерес представляет изучение различий мотивацийи целейшкольников к учебной деятельности вгородскихи сельскихобразовательныхучреждениях.Перед школьниками ставились вопросы: «Что васпобуждает к учёбе?», «Что должна давать школа?», «Кого в первую очередь должна готовить школа?». Аналогичный опрос проводилсяранеев работах Собкина В.С. [4,6]. В опросе приняло участие 115 учеников гимназии №1 г. Новокуйбышевска и 41 школьник с. КриволучьеИвановка, Андросовка, совхозаКуйбышевский Самарской области. В опросе приняли участие ученики811 классов.Репрезентативность выборки определялась методом постепенного её увеличения до стабилизациирезультатов, описанным раннееИльясовым Ф. Н. в [8].В статье проведёнанализ изменения мотиваций и целейшкольников за последние 10лет, а также сравниваются мотивы школьников в сельских и городских школах, проводится анализ выявленных различий.Мотивация учебной деятельности. В процессе анкетированияшкольникам задавался вопрос:«Что тебя побуждает к учёбе?» и предлагалось 9 вариантов ответов, при этом на вопрос можно было давать несколько вариантов ответов. Результаты представлены в таблице 1.В третьем столбце указано количество ответов,приведенное к 100% (сумма всех ответов берётся за 100 %).Такое приведение позволяет выявить значимостьмотивов.

Таблица 1. Мотивация учебной деятельности 2013 г.

Наиболее частым мотивом учебной деятельностью является прагматическая ориентация: «Получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Это весьма показательно и свидетельствует о том, что само получение образования рассматривается подростками как "лифт", обеспечивающий возможность социального продвижения [4]. При этом мнение окружающих: родителей, учителей, сверстников –является слабым мотивом учебной деятельности. Как указывает Собкин В.С. [4], в данномслучаенаблюдается своеобразный конфликт между будущим и настоящим: учебная деятельность весьма значима для "будущего", но мало значима для реального микросоциального контекста отношений. Второй по популярности ответ:«Я считаю, что каждый человек долженучиться» характеризует долг и ответственность. Данный ответ не несёт отпечатка индивидуальности, а является скорее навязанной «извне» установкой, усреднением и по сути даже не является ответом на вопрос:«Что тебя побуждает к учёбе?». На мой взгляд,позиция «быть,как все», потеря индивидуальности свойственна недумающему человеку, ищущему лёгких путей.Кроме тогоболее половины ответили, что к учёбе их побуждает возможность общаться со сверстниками, что является мотивом скорее не к учёбе, а к посещению образовательного учреждения. В ряде случаев этот ответ давался одновременнос ответом:«Меня ничто особенно не побуждает к учебе», что свидетельствует о несвязанности данного мотива с учебной деятельностью.

В тоже время большое количество таких ответов свидетельствуето том, что школа является важным социальным институтом, определяющим развитие школьников. Общение со сверстниками в старшем МотивацияКоличество ответов, %ЗначимостьответовВозможность получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы78,29%23,65%Я считаю, что каждый человек должен учиться62,79%18,97%Возможность общаться со сверстниками во время учёбы56,59%17,10%Чтобы получить новые знания54,26%16,39%Чтобы определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем34,11%10,30%Хочу научиться получать знания самостоятельно17,05%5,15%Чтобы получить одобрение окружающих, родителей и учителей12,40%3,75%Чтобы получить уважение сверстников, занять определённое положение в их глазах10,08%3,04%Меня ничто особенно не побуждает к учебе5,43%1,64%Количество опрошенных156школьном возрасте имеет особый статус (вплоть до того, что оно выступает как ведущая деятельность в данный возрастной период [9].Стоит отметить, что четвёртую, пятую и шестую позиции занимают внутренние мотивы:"интерес к получению новых знаний" отмечает,практически,каждый второй из опрошенных (54,26%), каждый третий (34,11%)фиксирует учебную деятельность как средство личностного самоопределения "желание определиться в том, какие знания пригодятся в будущем"). Принципиальное значение при обсуждении аспектов, связанных с внутренней мотивацией учебной деятельности, имеет вариант ответа, который можно рассматривать как своеобразный критерий, определяющий уровень мотивации, соответствующий сформированной учебной деятельности. Напомним, что в психологической теории учебной деятельности В.В. Давыдова целевой педагогический ориентир задается формулировкой "научить ребенка учиться". С позиции же ученика подобной педагогической цели соответствует мотив "желание научиться получать знания самостоятельно" [4]. Большая советская энциклопедия даёт такое определение самообразованию: «Самообразование,самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какойлибо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изученияматериала. Вместе с темсамообразование —средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств». На этот мотив, фиксирующий принципиально важную смысловую доминанту относительно именно сформированной учебной деятельности, указывает лишь каждый шестой из опрошенных (17,05%).Кроме того, в исследовании Собкина В.С. установлена связь между мотивациями, которые выбирали школьники и социальностратификационными факторами. Так, сравнение учащихся из высокои низкообеспеченных семей показывает, что дети из первых семей заметно чаще указывают на такие мотивы, как одобрение окружающихи уважение сверстников, апри сравнении детей из семей с высоким и низким уровнем образования родителей,подростки, оба родителя которых имеют высшее образование, несколько чаще указывают на мотив "желание научиться получать знания самостоятельно", по сравнению с теми, у кого оба родителя имеют лишь среднее образование. Особый интерес представляет выявление различий в мотивации учебной деятельности у учащихся с разной академической успеваемостью. Статистически значимые различия получены относительно следующих трех мотивов: "желание получить новые знания"; "совместная деятельность и общение в процессе учебы"; "получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы". Учащиеся с высокой академической успеваемостью ("отличники") гораздо чаще по сравнению с низкоуспевающими ("троечники") фиксируют значимость для них таких мотивов, как "совместная деятельность" и "возможность получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы". Мотивация, связанная с желанием получения новых знаний, оказывается у "отличников" также явно выше. Внутренняя мотивация, связанная с "желанием получения новых знаний", оказывается дифференцирующей при сравнении подростков, склонных к разного рода девиациям, с теми, кто не проявляет подобной склонности. Например, среди употребляющих алкоголь или наркотики на эту мотивацию указывают в два раза меньше человек, чем среди не употребляющих.Этопозволяет заключить, что склонность подростка к девиантным формам поведения деформирует,в первую очередь,внутреннюю мотивацию учебной деятельности стремление к получению новых знаний не выступает у него как доминирующий мотив и, как следствие этого, проявляется снижение академической успеваемости [4]. Таким образом, по результатам опроса можно судить в масштабах статистических величин и о социальных особенностях группы школьников (например,класса, школы и т.д.),можнопровести сравнение.Трансформациямотивации школьников.Так,будет интересно сравнить,как изменилась мотивация школьников с 2002 года (табл. 2).

Таблица 2. Трансформация мотивации школьников.

Как видно из таблицы,самым популярным мотивом и в 2013 и 2002 годах является мотив–«Возможность получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы», а наименее популярныммотивам является мнение окружающих: родителей, учителей, сверстников. Значительные изменения произошли с мотивами долга и общения со сверстниками. Так,в 2002 году мотив,побуждающий к учёбе:«Я считаю, что каждый человек должен учиться»

был важен только для 30% процентов опрошенных, а в 2013 таких стало в два раза больше (62,79%);актуальность мотива:«Возможность общаться со сверстниками во время учёбы»

возросла в 3 раза с 18% в 2002 до 56,59% в 2013. Увеличение ответов,связанныхсдолгом, как уже указывалось, едва ли можно связать с увеличением ответственности школьников, это скорее говорит о нежелании школьников брать на себя ответственность за учёбу («я учусь, потому что все должны учиться»). Увеличение же ответов, связанных свозможностьюобщаться со сверстниками во время учёбы,говорит о том, что школа остаётся одним из немногих мест, где ученики могут реализовать потребность в живом общении со сверстниками. Также можно отметить, что в 2013 году учащиеся общеобразовательных учреждений выбирали в среднем на один мотив больше,чем в 2002, что может свидетельствоватьоб увеличении роли школы в жизни учащихся.Мотивация в сельских и городских образовательных учреждениях.Было проведено сравнение в мотивации школьников в сельских и городских школах (табл. 3).

Мотивация20132002Количество ответов, %Значимость ответовКоличество ответов, %ЗначимостьответовВозможность получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы78,29%23,65%62,50%27,17%Я считаю, что каждый человек должен учиться62,79%18,97%30,00%13,04%Возможность общаться со сверстниками во время учёбы56,59%17,10%18,00%7,83%Чтобы получить новые знания54,26%16,39%48,60%21,13%Чтобы определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем34,11%10,30%33,80%14,70%Хочу научиться получать знания самостоятельно17,05%5,15%15,50%6,74%Чтобы получить одобрение окружающих, родителей и учителей12,40%3,75%8,40%3,65%Чтобы получить уважение сверстников, занять определённое положение в их глазах10,08%3,04%9,60%4,17%Меня ничто особенно не побуждает к учебе5,43%1,64%3,30%1,43%Среднееколичество ответов данное одним учеником3,312,30Таблица 3. Мотивация в сельских и городских образовательных учреждениях.

Мы видим, что мотивация сельских школьников в целом ниже городских. Об этом говорит и то, что ответ:«Меня ничто особенно не побуждает к учебе» в сельских школах дало в два раза больше процентов учащихся, чем в городских. Необходимотакжеобратить вниманиена детерминирующий ответ:«Хочу научиться получать знания самостоятельно». В сельских школах процент ответивших так более почти в 4раза меньше, чем в городских. А учёба, как средство выделиться среди сверстников, занять определённое положение в их глазах более чем в 2 раза менее значима для сельской школы, чем для городской, хорошо учиться не престижнои по видимому учёба играет значительно меньшую роль в жизни сельского школьника, чем городского. Всё это говорит о значительных различиях обученияв сельских и городских образовательных учреждениях. Ученики сельских школв целом менеемотивированны, менее усердны, самостоятельныи активныв учебной деятельности. Причины этого могут заключатьсякак в общих социальных различиях между сельскими и городскими жителями, так и в недостаточной эффективности воспитательной работы в образовательных учереждениях. Целевые ориентации подростков при получении школьного образования.Наряду с мотивацией, побуждающей подростков к учебной деятельности, не меньший интерес представляет анализ значимости тех целей, которые ставят перед собой школьники в процессе получения образования. Цели в наиболее отчетливой форме проявляются в "требованиях", которые учащиеся предъявляют к результатам своего обучения в школе. В этой связи в ходе исследования подростков просили высказать свои "требования" к школьному образованию. Первый вопрос в большей степени затрагивал прагматические требования к результатам школьного обучения и формулировался следующим образом: "Как Вы считаете, что в первую очередь должна дать вам школа?". Второй вопрос касался представлений учащихся о ценностных ориентациях общего среднего образования, где основным индикатором являлись различные личностные модели выпускника школы, т.е. "личностные образцы", которые,с точки зрения респондентов,и должны быть результатом школьного обучения и воспитания. Он формулировался следующим образом:"Кого, с вашей точки зрения, в первую очередь должна готовить школа?" В качестве вариантов ответов предлагались различные социальные стереотипы: "Надежный МотивацияСельские ОУГородские ОУКоличество ответов, %Количество ответов, %Возможность получения в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы63,41%80,87%Я считаю, что каждый человек должен учиться39,02%65,22%Возможность общаться со сверстниками во время учёбы46,34%58,26%Чтобы получить новые знания41,46%55,65%Чтобы определиться в том, какие знания мне пригодятся в будущем31,71%34,78%Хочу научиться получать знания самостоятельно4,88%18,26%Чтобы получить одобрение окружающих, родителей и учителей9,76%12,17%Чтобы получить уважение сверстников, занять определённое положение в их глазах4,88%11,30%Меня ничто особенно не побуждает к учебе9,76%4,35%Среднее количество ответов данное одним учеником2,513,41защитник своей страны", "добросовестный дисциплинированный работник", "романтик и энтузиаст", "критически мыслящий человек, берущий на себя ответственность", и др.[4].Следует отметить, что оба эти вопроса задавались в ряде предыдущих исследований [4,6]. Поэтому мы имеем возможность оценить и динамику изменений "требований" к образованию среди подростков в19902000х годах(табл.4).

Таблица 4. Трансформация требований подростков к школьному образованиюЧто должна давать школа?Год199120022013Возможность развития своих способностей38,10%31,20%63,46%Достаточный культурный уровень36,50%35,50%42,95%Необходимая подготовка для поступления в вуз59,40%50,30%76,92%Опыт социального общения и взаимодействия17,40%15,10%32,69%Опыт участия в общественной жизни и деятельности3,80%26,30%32,69%Прочные знания78,80%62,50%58,97%Хорошая предпрофессиональная подготовка31,20%23,80%57,69%Среднее колво ответов данное одним учеником2,652,453,65

Первое,что бросается в глаза,

это общее увеличение требований к школьному образованию.Так,если в 1991 и 2002 годах среднее количество ответовданное одним ученикомна вопрос «Что должна давать школа?» было 2,65 и 2,45 соответственно, то в 2013 году оно увеличилось на единицу и составило 3,65.Это подтверждает возрастаниероли школы в жизни подростков.Следует отметить значительное увеличение количества ответов:«Возможность развития своих способностей». Это,вероятно,связано с тем, что школа сейчас предоставляет значительно больше возможностей для развития способностей (и не только образовательных) учащимся. Заметно и увеличение ответов:«Необходимая подготовка для поступления в вуз» притом, что в 2002 году было некоторое снижение этого показателя. Связанно это, видимо, с ролью школы в подготовке выпускника для поступления в ВУЗ.Так в 2002 поступление в ВУЗ,в большей степени,связывалось с репетиторством, подготовительными курсами в самом ВУЗе,поступлениемнакоммерческойоснове.Теперь же, когда действует ЕГЭ, роль школы при поступлении в ВУЗ значительно возросла, ведьвыпускные оценки и являются баллами при поступлении в тот или иной ВУЗ.

Интересно увеличениеответов:«Опыт социального общения и взаимодействия» и «Опыт участия в общественной жизни и деятельности», что связанно, как уже отмечалось,не только с возросшей ролью школы как социального института, но и с возросшей важностью коммуникативных навыков для будущейжизни. Сфера общественной жизни и деятельности фиксируется современным школьником не только как важный и значимый аспект социальной реальности, но и как особая сфера профессиональной самореализации и социального успеха. Общественная деятельность рассматривается как "профессия", что явно отличает старшеклассника начала 1990х годов от современного школьника [4].При существующей тенденции к снижению приоритетного школьного ориентира, ценности самих школьных знаний (ответ:«Прочные знания»), наблюдается ростпотребности в предпрофессиональной подготовке;школа рассматривается как ступень в будущую профессиональную жизнь. Видимо,это назревшая необходимость, поскольку высказывания о необходимости введения начальной профессиональной подготовки учащихся звучат иот некоторых учителей, в то время как перед самой школой таких задач не ставится.Особый интерес представляет выяснение мнений подростков о ценностноцелевых ориентациях образования. В связи с этим обратимся к анализу их ответов на вопрос о значимости дляних тех или иных личностных моделей выпускника школы. Данный вопрос, как и предыдущий, задавался в других исследованиях, проводившихся в 1990х гг[4]. Для того чтобы раскрыть динамику изменения значимости различных личностных моделей выпускника школы, приведем результаты опросов 1988, 1991, 2002 и 2013 гг.

Таблица 5. Трансформация личностных моделей выпускника школыКого в первую очередь должна готовить школа?Год1988199120022013Добросовестных дисциплинированных работников15,50%15,90%27,40%58,33%Критически мыслящих людей, берущих на себя ответственность12,10%20,20%13,60%34,62%Культурных, образованных людей62,70%70,10%58,40%80,13%Людей, способных создать крепкую семью47,10%26,60%14,70%21,15%Людей, способных обеспечить своеблагосостояние37,00%25,30%29,60%41,03%Людей, трезво глядящих на вещи46,30%33,70%40,10%33,97%Людей, тонко чувствующих прекрасное12,20%11,70%4,50%8,33%Надежных защитников своей страны21,70%13,80%15,90%17,95%Принципиальных людей, не идущих на компромиссы11,00%5,20%5,20%6,41%Романтиков и энтузиастов9,50%9,60%5,40%5,13%Творческих высококвалифицированных специалистов38,90%43,00%23,40%50,64%Среднее колво ответов данное одним учеником3,142,752,383,58

Наиболее значимым здесь является увеличение количества ответов:«Добросовестных дисциплинированных работников»

по сравнению с 1988 и 1991 гг.

почти в 4 раза, а по сравнению с 2002

более чем 2 раза при одновременном увеличении ответов «Творческих высококвалифицированных специалистов». Несмотря на то, что подготовка работников не входит в задачи школы, необходимость такая существует.Более половины опрошенных учащихся полагают, что школа должна открывать им дорогу в профессиональную жизнь.Следует отметить и такой важный ответ,как:«Людей, способных создать крепкую семью». Если во второй половине 1980х годов его отмечали 47,1% подростков, то в 2002 году 14,7%. Подобное снижение значимости этого социального стереотипа в подростковой среде свидетельствует о чувствительности подростковой субкультуры к социокультурным трансформациям, которые претерпевает институт семьи в современном обществе. Так,до 2002 г. наблюдалось обесценивание семьи и брака, однако усилия государства,направленные на восстановление ценности семьи как ячейки общества, видимо,не прошли напрасно,и в 2013 г. такой ответ дали уже 21,15% учащихся.В целом,мы видим, что трансформация личностных моделей выпускника школы отражает социальные, экономические и политические изменения, произошедшие за последние 25 лет. Обобщая, можно сделать вывод, что ценностная значимость "интеллигента" как значимого личностного образца (с набором характеристик: образованность, склонность к творчеству, тонкость переживаний, романтизм) на протяжении 1990х годов сменяется предпочтением "прагматически ориентированной личности", строящей свое поведение в целях достижения личного успеха(человек, способный обеспечить свое благосостояние, добросовестный, дисциплинированный работник). Таким образом, фиксируется характерная смена ценностных ориентаций в значимых личностных образцах, которая произошла в период 1990х годов в подростковой субкультуре под влиянием социокультурных изменений в стране.Целевые ориентации в сельских и городских образовательных учреждениях.В работе [4] проведён анализ взаимосвязи академической успеваемости учащихся с требованиями,предъявляемыми к школьному образованию. Так, учащиеся с высоким уровнем академической успеваемости значительно чаще, чем их сверстники с низкой успеваемостью, указывают на то, что "школа в первую очередь должна дать опыт социального общения и взаимодействия": у "отличников" доля таких ответов составляет 30,1%; у "троечников" 11,9%(2002 г.). Подобные различия коррелируют с ответами о мотивации. Напомним, что "отличники" гораздо чаще указывают на мотив "совместной деятельности и общения в процессе учебы" как на причину, побуждающую их к учебе. Есть также данные и относительно личностных моделей. Три личностные модели достаточно четко дифференцируют ценностноцелевые ориентации учащихся с разной академической успеваемостью. Напрашивается вывод о том, что культурность и образованность, творческий потенциал и квалифицированность, критичность и ответственность являются теми целевыми позитивными личностными доминантами, относительно которых и сориентирован учебновоспитательный процесс современной российской школы. Этот момент нам представляется крайне важным, поскольку показывает, что, несмотря на кардинальные социокультурные трансформации в стране, сама школа "удерживает" ценностноцелевые компоненты, которые определяют гуманистическую направленность образовательного процесса.Проведём анализ различий результатов опроса на данную тему в сельских и городских образовательных учреждениях (табл. 6, 7).Таблица 6. Требования подростков к школьному образованию в сельских и городских образовательных учрежденияхЧто должна давать школа?ОтветыСельские ОУГородские ОУКоличество ответов, %Значимость ответов, %Количество ответов, %Значимость ответов, %Возможность развития своих способностей48,7817,8768,7017,26Достаточный культурный уровень24,398,9349,5712,45Необходимая подготовка для поступления в вуз58,5421,4483,4820,97Опыт социального общения и взаимодействия21,958,0436,529,18Опыт участия в общественной жизни и деятельности29,2710,7233,918,52Прочные знания51,2218,7661,7415,51Хорошая предпрофессиональная подготовка39,0214,2964,3516,17Среднее колво ответов данное одним учеником2,733,98Видно, что,в целом,требования школьников в сельских образовательных учреждениях значительно ниже, чем в городских,что, в свою очередь,может судить и о значительно меньшем уровне амбиций сельских школьников по сравнению с городскими.Самое большое различие в ответе:«Достаточный культурный уровень»

в 2 раза. Возможно,это связано с низким уровнемкультурысреди сельских школьников вследствие значительно меньших возможностей в этой области жизни.Таблица 7. Личностныемодели выпускников сельских и городских образовательных учрежденийКого в первую очередь должна готовить школа?ОтветыСельские ОУГородскиеОУКоличество ответов, %Приоритеты, %Количество ответов, %Приоритеты, %Добросовестных дисциплинированных работников56,1018,5859,1315,68Критически мыслящих людей, берущих на себя ответственность14,634,8541,7411,07Культурных, образованныхлюдей75,6125,0481,7421,68Людей, способных создать крепкую семью7,322,4226,096,92Людей, способных обеспечить свое благосостояние39,0212,9241,7411,07Людей, трезво глядящих на вещи31,7110,5034,789,23Людей, тонко чувствующих прекрасное2,440,8110,432,77Надежных защитников своей страны34,1511,3112,173,23Принципиальных людей, не идущих на компромиссы7,32%2,426,091,62Романтиков и энтузиастов2,440,816,091,62Творческих высококвалифицированных специалистов31,7110,5057,3915,22Среднее колво ответов данное одним учеником3,023,77

При оценке личностных моделей выпускников сельских и городских образовательных учреждений среднее количество ответов данное одним учеником,также меньше у учеников сельских школ, хотяи не в такой степени,как при ответе на вопрос:«Что должна давать школа?». При ответах на вопрос:«Кого в первую очередь должна готовить школа?»

личностные модели учеников городских и сельских школ в значительной мере расходятся. Так,считающих, что школа должна готовить «Критически мыслящих людей, берущих на себя ответственность» в селе в 3раза меньше, чем в городе, а как указывалось выше, это один из детерминирующих ответов. В значительной степени,различается и ценность семейной жизни и брака: 7,32% в селе против 26,09% в городе. При этом ответ: «Надежных защитников своей страны»

в селе почти в 3 раза более популярен, чем в городе. Скорее всего,здесь играют роль сельские устои, военнопатриотическое воспитание и традиционность,свойственная селу;а,может быть,для многих сельских школьников, армия –это одна из возможностей реализоваться в жизни. Образ интеллигентасовсем не свойственен сельским школьникам по вполне понятным причинам, изза невостребованности в условиях сельской жизни.Интересно, чтонесмотря на почти одинаковое количество ответов:«Добросовестных дисциплинированных работников» и в селе и в городе, школьников сельских школ, считающих, что работники должны быть ещё и творческими высококвалифицированными специалистами в два раза меньше, чем городских, что вполне объясняется различиями в характере труда сельских и городских жителей.В заключениехотелось бы отметить важные особенности,выявленныепри исследовании мотиваций и целей учащихся в сельских и городских образовательных учреждениях:1.Наблюдается снижение значимости внутренних мотивов к учёбе. Происходит «усреднение» учащихся, снижение значимости индивидуальных качеств.Снижается ценность знаний.

2.В тоже время возросла роль школы как социального института. Школа является одним из немногих мест, где подростки могут реализовать потребность в общении со сверстниками. Это может позволить сделать школу центром культурного общения и развития подростков.3.

Наблюдается существенная разница в мотивации учащихся сельских и городских поселений. В целом,мотивация учеников сельских школ значительно ниже. Детерминирующий в академической успеваемости и в девиантном поведении мотив «Хочу научиться получать знания самостоятельно» в 4 разаменее популярен в сельских школах, чем в городских.Это свидетельствует о низкой мотивации, несамостоятельности,недостатке упорства итрудолюбия в учебной деятельностисельских школьников.Всё это вызывает обеспокоенность сложившейся в сельских школах ситуацией.4.Существенный рост потребности в предпрофессиональной подготовке учащихся школ вызываетнеобходимостьвнедрения в образовательные программы актуальных курсов профессиональной подготовки.Особенно актуален этот вопрос в сельских школах, поскольку большая часть выпускников сельских школ не продолжает образование, а начинает трудовую деятельность.

Ссылки на источники:

1.БожовичЛ.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Издво «Международная педагогическая академия», 1995. 2.Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях: дис. канд. психологических наук (19.00.01 общая психология, психология личности, история психологии) / Бабаева Е.С. , 2012. –180 с. 3.Просвирова И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста. // Вестник ТГПУ 2006 №10 с. 6165.4.В.С. Собкин. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. / В.С. Собкин /Социологические исследования. –2006. №7. с.106115.5.Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / А.Д.Андреева М., 1989,20 с.6.Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс культурный анализ МоскваАмстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр социологии образования РАО, 1994.7.Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». –2010. –№ 4.

8.Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 112116.9.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

KozmenkovIgorNikokaevichPh.D.,teacher of physics andmathematicsfromSchoolKrivoluchyeIvanovka Samara regionThe study ofmotivationlearningof schoolchildrenin urban and ruraleducational institutionsAbstract:Westudythe motivations andgoalsof students811urban andruraleducational institutions.Differencesin motivation, goals and personalmodels of modernstudentsand pupilsin 2002, as well as a comparison ofcontemporary studentsof urban and ruraleducational institutions.The problemsin the motivation oftoday's studentsand the waysto solve them.Keywords:motivation, schoolchildren,goals, personality model, the transformation of motivations.