Сакральность космогонических мифов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гришина Е. Н. Сакральность космогонических мифов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1341–1345. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53271.htm.
Аннотация. Начальной формой духовной культуры по праву считается мифология. Возникшая на ранней стадии общественного развития, она нашла продолжение и развитие в литературе и искусстве
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гришина Евгения Николаевна редактор издательства «Скрижали», студентка 6 курса Рязанского заочного института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»ujinia@list.ruСакральностькосмогонических мифовАннотация: Начальной формой духовной культуры по праву считается мифология. Возникшая на ранней стадии общественного развития, она нашла продолжение и развитие в литературе и искусстве. Ключевые слова: мифология, мифологический сюжет, источники сведений о мифах, культурное освоение мифов.Список литературы:1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57 тыс. слов. Изд. 17е, стереот. –М.: Русский язык, 1986. –797 с.2. РыжковаГришина Л.В. Русь легендарная. –М.: Белый город, 2010. –224 с. 3. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. –М.: Сов. энциклопедия, 1983. –840 с.4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. –М.: АСТ, 2003. –780 с.5. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. Сборник статей. –М.: Самообразование, 2006. –352 с.Grishina Evgenia Nikolaevna Editor of the publishing house «The Tables of history», Student graduare student, Ryazan extramural Institute (branch) of FSBEI of higher education«Moscow state university of culture and arts».ujinia@list.ruSacredness cosmogonic mythsAbstract:Initial form of spiritual culture is considered mythology. Arose in the early stages of social development, she found a continuation and development of literature and art.Keywords: a mythological plot, sources of data on myths, cultural development of myths.

Пытаясь дать ответы на волнующие вопросы о мире, человечество на ранней стадии общественного развития сформулировало их в форме мифологических сказаний. Именно тогда, в то время, которое не поддается определению, возникли первые натурфилософские идеи, заложившие основы мировой культуры. В силу этого мифологию можно рассматривать как первую форму духовной и нравственной культуры. Интерес человека к мироустройству, возникновению природы и человека породил космогонические мифы, внимание в которых уделялось тайнам рождения и смерти, самого факта возникновения Вселенной. Важное место занимают мифы, связанные с основополагающими достижениями человеческой культуры, в корне изменившими мироустройство (добывание огня, развитие земледелия, приручение домашних животных).Обращает внимание факт отождествления в мифах субъективной и объективной реальности, относящееся ко времени существования родового общества, что впоследствии нашло развитие в фольклоре народов мира и народной культуре как таковой.Специалисты отмечают,что мифологическое постижение мира имеет, прежде всего, эмоциональночувственный характер, и только потом –рациональный. Важной особенностью мифологического мышления является его коллективность, поскольку изначально представления людей формировались на основе обобщения совместного опыта.Кроме того, содержание мифологического мышления мистично, так как оно проистекает не столько из анализа объективной реальности, сколько на вере в сверхъестественные силы, наделяя их особым сакральным смыслом. Сакрализация,как известно, связана с верой в сверхъестествен связана с верой в сверхъестественное.Принято говорить о том, что миф объяснял человеку происхождение мира и происходящее в нем, но при этом миф все же не является первичной формой знания, это, скорее, начальный опыт духовнопрактического освоения мира, а также образносмысловое, эмоциональное постижение явлений природы. В космогоническом мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний и религиозных верований.

Существует несколько толкований слова «мифология», мифология –от греческих слов миф –предание, сказаниеи логос –слово, учение. Мифология –это: 1) совокупность мифов какоголибо народа; собрание древнейшего фольклора –мифов, эпосов, сказок, народных преданий и сказаний; 2) наука, изучающая эти предания –мифы эпосы, сказки. Миф систематизируетв сознании человека знания об окружающеммире, представляяихв простой и образнодоступной форме, исоздает возможностидля более глубокого изученияобъективной реальности.

Космогонические мифологические представления существовали практически у всех народов мира, нам известны славянские мифы, египетские, японские, китайские, греческие, римские, библейские и др. Сюжеты, связанные с происхождением мира, настолько стары, что время их происхождения точно определить не удается. Специалисты считают, что задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какоето знание, главная задача мифа заключается в создании модели для всякого важного действия и придания ему ритуального характера, что также подчеркивает его сакральное значение. Можно сказать, что в мифе в образносимволической форме присутствует предписание конкретных действий, связанное с существованием высших сил, называемых Богом или богами.Известно, что существует так называемая теория палеоконтактов, впервые высказанная К.Э. Циолковским [5] и поддержанная зарубежными учеными (И. Великовский, Э. фон Дэникен, Э. Алан, З. Ситчин) и российскими (А.Ю. Скляров, М.М. Агрест). Следуя этой теории, мифы отражаютреально происходившиесобытия, и таким образом они –запечатленная в образах действительность. Имея индивидуальный взгляд на мифологию, эти ученые предлагали научному миру более обстоятельно подойти к ее изучению. В любом случае мифы следует рассматривать как некую базу, на которой основано здание мировой культуры, ведь миф не только в образносимволической системе воспроизводит происхождение и развитие Вселенной, но и способствует его научному изучению, ведьидеи, заложенные в мифологических сюжетах, нашли продолжение и развитие в будущих философских учениях, религиозных парадигмах, литературоведческих исследований, поэтических сочинениях вплоть до наших дней.Полагают, что наиболее достоверным источником сведений о мифах являются археологическиеисточники, это результаты раскопок культовых мест, находки древних капищ, ритуальных предметов, идолов, изображений богов, украшений, предметов с символическими изображениями, надписей с упоминанием о богах и их почитателях, остатки ритуальных действий. И многие из них свидетельствуют о сакральном характере древних ритуалов. Значительный вклад в изучение древних источниковвнесли исследователи: Я.Е.Боровский, И.С.Винокур, Л.С.Клейн, Д.Н.Козак, А.Н.Лявданский, Л. Нидерле, И.П.Русанова, Б.А.Рыбаков, В.В.Седов, Б.А.Тимощук, П.П.Толочко, Н.И.Толстой, П.Н.Третьякови др.Не менее важный вклад в изучение мифологических источников вносят исследования в области языкознания, а также сравнительное религиоведение. Классическим в этом смысле стал труд Дж. Фрэзера–«Золотая ветвь» [4], следует сказать о значительностиработ С.А.Токарева, В.Н.Топорова.Космогонический миф представляет собойосновнойсюжет почти всех мировых мифологий и, как правило, он начинается с описания великой пустоты, беспорядка, хаоса, который впоследствии становится космосом, то есть порядком. Исследователи отмечают, что в самих мифах термин космосне встречается, таккак его не существовалодо введения его Пифагором.Считается, что «термин космосвпервые употребил Пифагор, однако, он встречается уже у милетских философов (Анаксимандра), а также присутствует и у Гераклита в значении «мирострой»[3].Вмифахжевсегдаприсутствовалиименно пустотаиотсутствие какойлибо гармонии во Вселенной.

В силу этого главнымимотивамикосмогонических мифов становилисьгармонизациямироздания, установление некоей космической оси(Мирового Древа), определение света и тьмы, установление дня и ночи, размещение небесных светил в пространстве, создание земли из субстанции, которую достает мировая уточка со дна океана, разделение земли и неба, создание растений и животных и т.д. Обращает на себя внимание общность этих мотивов у многих, если не всех народов мира. Например, тема Мирового Древа повторяется в самых разных мифологиях, так, в славянской мифологии этот образ встречается в заговорах, обрядовых песнях, загадках и т.д. Изображение его стало обязательным элементом русского орнамента. Процесс творения мира завершается, как правило,созданием человека, но об этом повествуют уже другие мифы –антропогонические. Весь процесс творения сакрален, ведь он происходит по воле Создателя –демиурга.Воля Создателя и его творящая сила –его Слово, именно отсюда проистекает осмысление Слова как созидательного начала, которое обнаруживается во всех религиозных воззрениях, начиная от самых ранних (ведизма, брахманизма, буддизма) до сравнительно молодых христианства и ислама. Священность первоначала признается всеми религиями мира, в одном из космогонических мифов читаем: «Хаос царил в мире, и не было вокруг ничего, кроме тьмы. И тогда Род явил миру золотое яйцо, в котором была заключена великая тайна, ибоон содержал в себе весь мир –весь огромный Космос, всю бесконечную Вселенную. Затем Род породил ЛадуЛюбовь, и они вместе создали природу с Солнцем и Месяцем, Звёздами и Облаками» [2, с. 22]. Данныймифологическиймотивзапечатлелвековуюнароднуюмудрость. Важным моментом творениямира было рождениебогов, кроме того,дуалистическая традиция требовала создание как добра, так и зла. В мифологическом пантеоненамизвестны такие боги, как Белобог иЧернобог, и если первый является благим богом, то второй –вовсе не воплощение зла, а лишь другая сторонаБелобога. Перед нами,по сути, примердиалектического закона единства и борьбы противоположностей, единоецелое, которое мы называем Абсолютом, ведь он заключает в себе всё, весь мир. Отметим, что космогонические мифы повествуют о творении мира с самого его начала вплоть дозавершении, когдаТворец предоставил созданномуимчеловечеству возможность развиваться самостоятельно, дав им свободную волю.Однако описание гибели мира мы находим в эсхатологическихмифах.Мифологические образы и сюжеты часто становились предметом вдохновения для многихпоэтов и писателей, к ним обращалисьА.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Майков, К.Д. Бальмонт, М.А. Булгаков, В.Я. Брюсов, С.А. Есенини др. Поэты, писатели, композиторы, художникисоздавалипроизведения на мифологические темы, перерабатывая их, заново осмысливаядревние сюжетыипривнося в них свою меру таланта и индивидуальности. Произведения эти становились новыми шедеврами, обогащая культурное достояние человечества. Современному человеку, живущему в век информации и нанотехнологий, мифы могут показаться устаревшими, невостребованными, но это не значит, что миф действительно исчерпал себя, ведь специалисты отмечают, что миф позволяет остановить внимание на какихто наиболее важных ценностях –справедливости, честности, великодушии, благородстве. Кроме того, мифологические сюжеты продолжают использоваться современным авторами.Таким образом, мифологическое мировоззрение, образносимволическим представлением о природе и жизни вселенной, о жизни смысле жизни отдельного человека и общества, отразил и первичные знания человечества, а также его религиозные верования. Впоследствии они нашли отражение в фольклоре, например, сказках. Некоторые сказкидаже рассматриваются исследователями как «деградировавшие мифы». Иногда мифами называют народные сказания и преданиями, но миф и сказка –не одно и то же, ведь основная функция мифа –объяснительнопоясняющая, основная функция сказки –развлекательноморализаторская. Связь мифологии с религией прослеживается несомненная, видимо, на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое, и мир естествен, и мир естественный и сверхъестественный не различались. Космогонические мифы –богатая и интересная тема, требующая глубокого и детального исследования, причем, ее архаический характер может только усилить этот интерес. Современная жизнь заставляет пристальнее всмотреться и внимательнее вслушаться в отголоски этих мифов, пронизывающих всю мировую культуру. Труды самых разных исследователей –философов, филологов, культурологов, историков показывают, что миф продолжает жить в эпоху информационного общества, существуя в виде архетипов, и если их сакральность не осознается нами, но на эмоциональнообразном уровне они продолжают обогащать наш мир.