Образование как сфера без обязанностей: ученье – свет, но не ученых тьма!
Выпуск:
ART 53272
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вилачева
М.
Н.,
Булгакова
Е.
Е. Образование как сфера без обязанностей: ученье – свет, но не ученых тьма! // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1346–1350. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53272.htm.
Аннотация. В статье идет речь о злоупотреблении правом в сфере правового регулирования образовательных отношений. Внимание авторов сосредоточено на отсутствии у несовершеннолетних граждан Российской Федерации законодательно закрепленных обязанностей, что влечет за собой злоупотребление правом. Отсутствие у ребенка обязанностей, несомненно, приводит к нарушению прав и свобод других людей.
Ключевые слова:
несовершеннолетний гражданин, соотношение прав и обязанностей, злоупотребление правом, образовательные отношения
Текст статьи
Булгакова Екатерина Евгеньевна, Юрисконсульт Iкатегории Управления информационной политики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбургbulgackova@yandex.ru
Вилачева Мария НиколаевнаМагистрант Iгода обучения экономического факультета ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбургvilacheva.m@yandex.ru
Образование как сфера без обязанностей: ученье–свет, но не ученых тьма!
Аннотация: в статье идет речь о злоупотреблении правом в сфере правового регулирования образовательных отношений. Внимание авторов сосредоточено на отсутствии у несовершеннолетних граждан Российской Федерации законодательно закрепленных обязанностей, что влечет за собой злоупотребление правом.Отсутствие у ребенка обязанностей, несомненно, приводит к нарушению прав и свобод других людей.Ключевые слова:несовершеннолетний гражданин, соотношение прав и обязанностей, злоупотребление правом, образовательные отношения.Проблема злоупотребления правом имеет давнюю историю.Упоминание об этом факте можно встретить еще в трудах древнеримских юристов. Впервые запрет на злоупотребление правом был установлен во французской Декларации прав человека игражданинаот 1789 года, где указывалось:«Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому».Но вопрос о том, что нужно понимать под злоупотреблением правом, пока остается дискуссионным. В научной литературе имеетсянесколько подходов к определению этого понятия. Первый подход определяет злоупотребление правом через такие признаки как наличие причинения вреда и совершение умышленных действий, причиняющих вред. Согласно второму подходу злоупотреблением правом признается осуществление субъективного права в противоречии с доброй совестью, добрыми нравами. Третий подход, используемый в гражданском праве, определяет злоупотребление правом как особый тип гражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованием недозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему общего типа поведения.Как правовое явление злоупотребление правом достаточно распространено на практике. Речь может идти о злоупотребленииконституционными правами и свободами, злоупотреблении родительскими правами, злоупотреблении должностными полномочиями, злоупотреблении гражданскими правами, злоупотребление правом подвергать себя различным способам опьянения организма человека и т.п. Но мы остановимся на злоупотреблении одним из конституционных прав: правом на образование. Одной из основных причин злоупотребления человеком своими правами является широкий набор этих прав и неурегулированность обязанностей. Под обязанностью следует понимать меру поведения обязанного лица, имеющую необходимый характер, установленную правом и обеспеченную возможностью применения принуждения со стороны государства. Обязанности человека и гражданина важный и неотъемлемый элемент правового статуса личности, поскольку под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. При этом, не смотря на значимость такого элемента, как обязанности, в правовом статусе личности, множество исследований посвящается именно правам человека и гражданина, а обязанностям должного внимания не уделяется. Между тем, недооценка значения обязанностей, в отличие от прав и свобод, приводит к серьезным сложностям в их реализации, что, в итоге, может затрагивать права и свободы других лиц. К. Маркс, формулируя каноны научной философии, вывел логическую формулу, утверждая, что «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав»1. Г.В.Ф. Гегель высказался следующим образом: «Человек обладает правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права»2.Анализ Декларации прав ребенка 1959 г.3позволяет отметить следующее: права и свободы у ребенка есть, они неотъемлемы, а обязанностей, исходя из изучаемого нормативноправового акта, у него нет. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., по крайней мере, упоминается об обязанностях человека4, пусть и не в полной мере, а ребенок остается никому и ничем не обязанным.Ни Конституция Российской Федерации, ни Закон РФ «Об образовании»5так же не содержат ни одной обязанности ребенка. «Основное общее образование обязательно» гласит статья 43 Конституции Российской Федерации6, казалось бы, получить это образование –обязанность ребенка, но далее уточняется: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования», т.е. обязанность получения ребенком основного общего образования ложится на плечи его родителей или лиц, их заменяющих. Следовательно, ребенок может не посещать учебное заведение, ведь это для него не обязанность, а право,которое он может, по своему усмотрению, реализовать или не реализовать. Конституция Японии, например, предусматривает точно такое же право и одновременно обязанность для своего народа, но в отличие от Конституции РФ эта обязанность ложится на плечи «всех»(ст. 26 Конституции Японии). Отсутствие у ребенка обязанностей, несомненно, приводит к нарушению прав и свобод других людей. Для примера рассмотрим ситуацию: несколько учеников класса опоздали на урок, они вошли в класс, создали шум, тем самым оторвали остальных учащихся от образовательного процесса. Чем это не нарушение прав учащихся класса на образование? Образовательный процесс нарушен –учащиеся чтото не усвоили. Однако ни один нормативноправовой акт, в том числе устав образовательных учреждений, непредусматривает обязанность учащегося приходить на урок вовремя, а, следовательно, нет и ответственности за это. С другой стороны, если нормативно закрепить такую обязанность и ответственность за неисполнение этой обязанности, например, не пускать опоздавшего учащегося в класс, то нарушится уже право на образование этого опоздавшего ученика. Получается замкнутый круг: и в первом и во втором случае нарушаются права учащихся, но, ни у одной из сторон не закреплены обязанности, а, следовательно, и ответственность. Но ведь учащийся, опоздавший на урок, злоупотребляет своим правом на образование. Как провозглашает Конвенция о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на имя, во многих странах мира дети при рождении получают двойные или тройные имена, в России же, когда ребенок появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в 1См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 307.2Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. –М.:Мысль,1990. С. 207.3Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.4Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря1948 г.5Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 326616Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.школьном возрасте и у наших детей появляются вторые «имена» –прозвища и клички. «Толстый», «хромой» и «рыжий» есть практически в каждой школе страны. Дети, в отличие от взрослых, активно придумывают и без стеснения используют в обращении со своими сверстниками различные прозвища, чаще всего не только обидные, но и наносящие психологическую травму ребенка. Ведь прозвище может и развить у ребенка определенные комплексы, которые перейдут и во взрослую жизнь. Считать это нарушением права на имя, закрепленным в Конвенции о правах ребенка, или оскорблением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ в качестве преступления, вопрос остается неясным, поскольку ни с той, ни с другой стороныребенка не привлечь к ответственности за некое «клеймо», поставленное на его сверстнике. Это лишь пара примеров из множества возможных случаев злоупотребления образовательным правом. Нет сомнений, что данная проблема сложна и решить ее не так просто, но выход все же есть. Решить проблему предлагается с помощью внесения в действующее законодательство определенных изменений. Вопервых, изменения должны затронуть Конституцию Российской Федерации. Соответствующие изменения должны быть направлены на закрепление за ребенком обязанности получения им среднего полного общего образования. Если сейчас п. 4 ст. 43 Конституции РФ провозглашает получение ребенком образования как право, то целесообразно будет превратить это право в обязанность, и закрепить ее следующим образом: «Каждый обязан получить среднее полное общее образование». Вовторых, изменениям необходимо подвергнуть и Закона РФ «Об образовании». Предлагается внести в главу 5 Закона РФ «Об образовании» статью об обязанностях ребенка в образовательных учреждениях следующего содержания: «Обучающиеся всех образовательных учреждений обязаны соблюдать Устав образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, выполнять законные требования работников образовательного учреждения по соблюдению Устава и правил внутреннего распорядка, посещать занятия, входящие в образовательную программу в соответствии с расписанием, выполнять домашние задания в соответствии с планом, бережно относиться к имуществу образовательного учреждения, учащихся и педагогических работников, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения». Помимо внесения изменений в законодательство, государство должно решить проблему возможности изучения несовершеннолетними своих обязанностей. Например, разъяснять ребенку его права можно на уроках права и обществознания, с помощью телеи радиопрограмм и т.д. А также помимо уроков права образовательные учреждения могли бы проводить систематическое разъяснение предложенных обязанностей и обеспечивать каждого ребенка специально разработанной брошюрой, в которой перечислены основные обязанности несовершеннолетнего.Следует признать, что в настоящее время российское законодательство об образовании уже не обеспечивает полноценного правового регулирования отношений в сфере образования, заметно отстает от потребностей практики, не позволяет в полной мере обеспечить решение стоящих перед обществом и государством задач по модернизации образования и повышению его конкурентоспособности в мире. Вот почему существенным стимулом к изменению подходов к правовому регулированию образования является развитие международных интеграционных процессов в этой сфере, исполнение принятых Россией международных обязательств. В частности, формирование единого международного образовательного пространства требует разработки правовых механизмов и возможностей сравнения, сопоставления, сопряжения различных национальных образовательных систем. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020г. и Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012г. определяют перспективные направления модернизации российского образования, а также основные характеристики новой модели системы образования с учетом общемировых тенденций. Очевидно, что формирование новых подсистем образования, образовательных институтов и процедур, введение современных форм и технологий обучения, а также управленческих и финансовоэкономических механизмов должно сопровождаться их законодательным оформлением, обновлением правовых механизмов реализации конституционного права граждан на образование, обеспечения им равных условий доступа к качественному образованию.Для реализации предложенных изменений не требуется больших усилий или огромных финансовых затрат, необходимы лишь твердая политическая воля государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и их огромное желание снизить уровень злоупотребления несовершеннолетними гражданами РФ своими правами.Список цитируемой литературы:1.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.2.Гегель Г. В. Ф. Философ3.ия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. –М.:Мысль,1990. С. 207.4.Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.5.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 326616.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.7.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 307.
Bulgakova, E.E.,Legal Counsel I category of the Information Policy «Ural State Pedagogical University», Yekaterinburgbulgackova@yandex.ru
Vilacheva M.N.,I undergraduate year of study Economics Department «Ural State Pedagogical University», Yekaterinburgvilacheva.m@yandex.ru
Education as a field without duties:Scientists light, but not scientists darkness!
Abstract:This article deals with the abuse of the right to legal regulation of educational relations. The focus is on the absence of minor citizens of the Russian Federation of statutory duties, whichleads to an abuse of the law. The lack of child responsibilities, undoubtedly leads to a violation of the rights and freedoms of others.Keywords:underage citizen balance of rights and duties, misuse of law, educational relations.
Вилачева Мария НиколаевнаМагистрант Iгода обучения экономического факультета ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбургvilacheva.m@yandex.ru
Образование как сфера без обязанностей: ученье–свет, но не ученых тьма!
Аннотация: в статье идет речь о злоупотреблении правом в сфере правового регулирования образовательных отношений. Внимание авторов сосредоточено на отсутствии у несовершеннолетних граждан Российской Федерации законодательно закрепленных обязанностей, что влечет за собой злоупотребление правом.Отсутствие у ребенка обязанностей, несомненно, приводит к нарушению прав и свобод других людей.Ключевые слова:несовершеннолетний гражданин, соотношение прав и обязанностей, злоупотребление правом, образовательные отношения.Проблема злоупотребления правом имеет давнюю историю.Упоминание об этом факте можно встретить еще в трудах древнеримских юристов. Впервые запрет на злоупотребление правом был установлен во французской Декларации прав человека игражданинаот 1789 года, где указывалось:«Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому».Но вопрос о том, что нужно понимать под злоупотреблением правом, пока остается дискуссионным. В научной литературе имеетсянесколько подходов к определению этого понятия. Первый подход определяет злоупотребление правом через такие признаки как наличие причинения вреда и совершение умышленных действий, причиняющих вред. Согласно второму подходу злоупотреблением правом признается осуществление субъективного права в противоречии с доброй совестью, добрыми нравами. Третий подход, используемый в гражданском праве, определяет злоупотребление правом как особый тип гражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованием недозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему общего типа поведения.Как правовое явление злоупотребление правом достаточно распространено на практике. Речь может идти о злоупотребленииконституционными правами и свободами, злоупотреблении родительскими правами, злоупотреблении должностными полномочиями, злоупотреблении гражданскими правами, злоупотребление правом подвергать себя различным способам опьянения организма человека и т.п. Но мы остановимся на злоупотреблении одним из конституционных прав: правом на образование. Одной из основных причин злоупотребления человеком своими правами является широкий набор этих прав и неурегулированность обязанностей. Под обязанностью следует понимать меру поведения обязанного лица, имеющую необходимый характер, установленную правом и обеспеченную возможностью применения принуждения со стороны государства. Обязанности человека и гражданина важный и неотъемлемый элемент правового статуса личности, поскольку под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. При этом, не смотря на значимость такого элемента, как обязанности, в правовом статусе личности, множество исследований посвящается именно правам человека и гражданина, а обязанностям должного внимания не уделяется. Между тем, недооценка значения обязанностей, в отличие от прав и свобод, приводит к серьезным сложностям в их реализации, что, в итоге, может затрагивать права и свободы других лиц. К. Маркс, формулируя каноны научной философии, вывел логическую формулу, утверждая, что «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав»1. Г.В.Ф. Гегель высказался следующим образом: «Человек обладает правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права»2.Анализ Декларации прав ребенка 1959 г.3позволяет отметить следующее: права и свободы у ребенка есть, они неотъемлемы, а обязанностей, исходя из изучаемого нормативноправового акта, у него нет. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., по крайней мере, упоминается об обязанностях человека4, пусть и не в полной мере, а ребенок остается никому и ничем не обязанным.Ни Конституция Российской Федерации, ни Закон РФ «Об образовании»5так же не содержат ни одной обязанности ребенка. «Основное общее образование обязательно» гласит статья 43 Конституции Российской Федерации6, казалось бы, получить это образование –обязанность ребенка, но далее уточняется: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования», т.е. обязанность получения ребенком основного общего образования ложится на плечи его родителей или лиц, их заменяющих. Следовательно, ребенок может не посещать учебное заведение, ведь это для него не обязанность, а право,которое он может, по своему усмотрению, реализовать или не реализовать. Конституция Японии, например, предусматривает точно такое же право и одновременно обязанность для своего народа, но в отличие от Конституции РФ эта обязанность ложится на плечи «всех»(ст. 26 Конституции Японии). Отсутствие у ребенка обязанностей, несомненно, приводит к нарушению прав и свобод других людей. Для примера рассмотрим ситуацию: несколько учеников класса опоздали на урок, они вошли в класс, создали шум, тем самым оторвали остальных учащихся от образовательного процесса. Чем это не нарушение прав учащихся класса на образование? Образовательный процесс нарушен –учащиеся чтото не усвоили. Однако ни один нормативноправовой акт, в том числе устав образовательных учреждений, непредусматривает обязанность учащегося приходить на урок вовремя, а, следовательно, нет и ответственности за это. С другой стороны, если нормативно закрепить такую обязанность и ответственность за неисполнение этой обязанности, например, не пускать опоздавшего учащегося в класс, то нарушится уже право на образование этого опоздавшего ученика. Получается замкнутый круг: и в первом и во втором случае нарушаются права учащихся, но, ни у одной из сторон не закреплены обязанности, а, следовательно, и ответственность. Но ведь учащийся, опоздавший на урок, злоупотребляет своим правом на образование. Как провозглашает Конвенция о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на имя, во многих странах мира дети при рождении получают двойные или тройные имена, в России же, когда ребенок появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в 1См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 307.2Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. –М.:Мысль,1990. С. 207.3Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.4Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря1948 г.5Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 326616Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.школьном возрасте и у наших детей появляются вторые «имена» –прозвища и клички. «Толстый», «хромой» и «рыжий» есть практически в каждой школе страны. Дети, в отличие от взрослых, активно придумывают и без стеснения используют в обращении со своими сверстниками различные прозвища, чаще всего не только обидные, но и наносящие психологическую травму ребенка. Ведь прозвище может и развить у ребенка определенные комплексы, которые перейдут и во взрослую жизнь. Считать это нарушением права на имя, закрепленным в Конвенции о правах ребенка, или оскорблением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ в качестве преступления, вопрос остается неясным, поскольку ни с той, ни с другой стороныребенка не привлечь к ответственности за некое «клеймо», поставленное на его сверстнике. Это лишь пара примеров из множества возможных случаев злоупотребления образовательным правом. Нет сомнений, что данная проблема сложна и решить ее не так просто, но выход все же есть. Решить проблему предлагается с помощью внесения в действующее законодательство определенных изменений. Вопервых, изменения должны затронуть Конституцию Российской Федерации. Соответствующие изменения должны быть направлены на закрепление за ребенком обязанности получения им среднего полного общего образования. Если сейчас п. 4 ст. 43 Конституции РФ провозглашает получение ребенком образования как право, то целесообразно будет превратить это право в обязанность, и закрепить ее следующим образом: «Каждый обязан получить среднее полное общее образование». Вовторых, изменениям необходимо подвергнуть и Закона РФ «Об образовании». Предлагается внести в главу 5 Закона РФ «Об образовании» статью об обязанностях ребенка в образовательных учреждениях следующего содержания: «Обучающиеся всех образовательных учреждений обязаны соблюдать Устав образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, выполнять законные требования работников образовательного учреждения по соблюдению Устава и правил внутреннего распорядка, посещать занятия, входящие в образовательную программу в соответствии с расписанием, выполнять домашние задания в соответствии с планом, бережно относиться к имуществу образовательного учреждения, учащихся и педагогических работников, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения». Помимо внесения изменений в законодательство, государство должно решить проблему возможности изучения несовершеннолетними своих обязанностей. Например, разъяснять ребенку его права можно на уроках права и обществознания, с помощью телеи радиопрограмм и т.д. А также помимо уроков права образовательные учреждения могли бы проводить систематическое разъяснение предложенных обязанностей и обеспечивать каждого ребенка специально разработанной брошюрой, в которой перечислены основные обязанности несовершеннолетнего.Следует признать, что в настоящее время российское законодательство об образовании уже не обеспечивает полноценного правового регулирования отношений в сфере образования, заметно отстает от потребностей практики, не позволяет в полной мере обеспечить решение стоящих перед обществом и государством задач по модернизации образования и повышению его конкурентоспособности в мире. Вот почему существенным стимулом к изменению подходов к правовому регулированию образования является развитие международных интеграционных процессов в этой сфере, исполнение принятых Россией международных обязательств. В частности, формирование единого международного образовательного пространства требует разработки правовых механизмов и возможностей сравнения, сопоставления, сопряжения различных национальных образовательных систем. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020г. и Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012г. определяют перспективные направления модернизации российского образования, а также основные характеристики новой модели системы образования с учетом общемировых тенденций. Очевидно, что формирование новых подсистем образования, образовательных институтов и процедур, введение современных форм и технологий обучения, а также управленческих и финансовоэкономических механизмов должно сопровождаться их законодательным оформлением, обновлением правовых механизмов реализации конституционного права граждан на образование, обеспечения им равных условий доступа к качественному образованию.Для реализации предложенных изменений не требуется больших усилий или огромных финансовых затрат, необходимы лишь твердая политическая воля государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и их огромное желание снизить уровень злоупотребления несовершеннолетними гражданами РФ своими правами.Список цитируемой литературы:1.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.2.Гегель Г. В. Ф. Философ3.ия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. –М.:Мысль,1990. С. 207.4.Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.5.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 326616.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.7.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 1997. С. 307.
Bulgakova, E.E.,Legal Counsel I category of the Information Policy «Ural State Pedagogical University», Yekaterinburgbulgackova@yandex.ru
Vilacheva M.N.,I undergraduate year of study Economics Department «Ural State Pedagogical University», Yekaterinburgvilacheva.m@yandex.ru
Education as a field without duties:Scientists light, but not scientists darkness!
Abstract:This article deals with the abuse of the right to legal regulation of educational relations. The focus is on the absence of minor citizens of the Russian Federation of statutory duties, whichleads to an abuse of the law. The lack of child responsibilities, undoubtedly leads to a violation of the rights and freedoms of others.Keywords:underage citizen balance of rights and duties, misuse of law, educational relations.