Русская народная сказка как выражение национального менталитета
Выпуск:
ART 53291
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пусь
Т.
Г. Русская народная сказка как выражение национального менталитета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1441–1445. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53291.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сказка в малоизученном аспекте.
Предпринимается попытка осмыслить выражение национального патриархального менталитета в русской народной сказке. Выделяются особенности русского менталитета. Художественно-творческий процесс невозможно мыслить вне влияния на него своеобразного ментального поля. Специфика национального менталитета и его содержание проявляются во всех тканях творческого процесса и его результатах.
Ключевые слова:
менталитет, русская народная сказка, русский национальный характер, народное художественное творчество, антиномии русского менталитета
Текст статьи
Пусь Татьяна Геннадьевна,студентка 2 курса финансовоэкономического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, г. Брянскtanjusha.pus@rambler.ru
Русская народная сказка как выражение национального менталитета.
Аннотация.В статье рассматривается сказка в малоизученном аспекте. Предпринимается попытка осмыслить выражение национального патриархального менталитета в русской народной сказке. Выделяются особенности русского менталитета. Художественнотворческий процесс невозможно мыслить вне влияния на него своеобразного ментального поля.Специфика национального менталитета и его содержание проявляются во всех тканях творческого процесса и его результатах.Ключевые слова:менталитет, русская народная сказка, русский национальный характер, народное художественное творчество, антиномии русского менталитета.
©Чтобы понять характер народа, нужно прежде всегоизучить его историю, общественный строй и культуру;
индивидуально
психологических методов здесь недостаточно.ª(И.С.Кон)©Все мы родом из детстваª очень точно заметил Антуан де СентЭкзюпери. И, наверное, одним из самых приятных моментов детства было чтение сказок перед сном. С давних пор люди видели в нёми воспитательный эффект: эти произведенияслужили способом передачи и закрепления нравственныхценностей, учили правильно жить.А.С.Пушкин незнание сказок отождествлял с недостатком воспитания: ©Слушаю сказки и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!ª.Их рассказывание являлось одним из русских обычаев. Данное мероприятие собирало всю общину, семью вместе, сближало и согревало, добавляло уюта. В древности сказочники пользовались особым уважением, они всегда были почётными гостями.Что же представляет собой сказка?Известный русский писатель, лексикограф В.И.Даль полагал, что сказка есть ©вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказаниеª[1, с.287].С.И.Ожеговотмечает народную поэтичность этого стиля, наличие в нём вымышленных миров, событий и волшебных сил. В ©Литературном энциклопедическом словареª (1988 г.) сказка представлена как жанр устного народного творчества с установкой на вымысел. По определению В.П.Аникина это
произведение, главной чертой которого является ©установка жизненной правдыª с помощью вымысла.Т.Г.Леонова в своём труде ©Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказкеª подчёркивает её особую образность,как самый главный критерий сказки.Советский фольклорист А.И.Никифоров обоснованно указывал на отличающееся композиционное построение подобных произведений, а главной их целью считал развлечение. Один из известнейших исследователей фольклора, В.Я.Пропп писал об этом жанре, что это поэтическая выдумка, которая никогда не представится в действительности.Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно утверждать, что сказка есть древнейший жанр устного народного творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, обладающее особой образностью и специфической формой строения, с установкой на вымысел.Учёные,исследуясказку, рассматриваютеё вразных аспектах. Так, в работах В.Я.Проппа, А.Н.Веселовского, Э.В.Померанцевой обращается внимание на историювозникновенияданного жанраиего судьбу. Это объясняется тем, что человекаинтересует, почему у разных народов мира можно обнаружить сходные сказочные сюжеты. Выдвигаютсяследующие версии:©Индийскаяª(Т.Бенфей), ©Вавилонскаяª (А.Йенсен);©Многих центровª (К.Крон, А.Аарне); интерпретации мифов (М.Мюллер); взаимосвязи со снами (Л.Лейстер); врождённых идей (А.Бастиан). Кпроблемеклассификации сказки проявляют свой исследовательский интерес В.Ф.Миллер, Вундт, Р.М.Волков,Т.Д.ЗинкевичЕвстигнеева,В.Я.Пропп. Последнийдажевыводит её формулу, которая получила название©Карты Проппаª.К.Г. Юнг, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В.Я.Проппобращаются к изучению сказкотерапии, то есть поиску смысла, расшифровке знаний, представленных в сказке.В отличие от ряда подходов, существующих в отечественных исследованиях сказкии отмеченных нами, в своей статье мы предпринимаем попытку осмыслить этот жанр народного художественного творчества в недостаточно изученном аспекте выражении в нём национального менталитета. В связи с такой постановкой проблемы нам необходимо понять менталитет как специфический феномен, раскрыть особенности русского менталитета и выявить закономерности его выражения в сказочном творчестве.Огромное количество научных исследований посвящено изучениюсущности менталитета иего влиянию на результаты деятельности человека, на ценностные ориентации и межличностные отношения [2].Такое внимание к данному феноменуобусловлено любопытствомэтноса, нациик своей сущности. Потому нам важнознать: кто мы, какие мыи чтоможет бытьобщего у народа, проживающего на столь протяжённой территории.Учёные проявляют особый интерес кменталитету, поскольку он являетсясоставнойчастьюнациональной психологии, культуры, а потому для этносаи его отдельного субъекта важно осознавать свои ментальные особенности, определяющие жизненную позицию.Поэтому данные исследования необходимы и актуальны в любое время.Русские философы, размышляя над сущностью и судьбой России, стремились определить черты русского национального характера и его глубинные психологические основы. В контексте решения этой проблемы они исследовали и анализировали ©русскую душуª, ©душу общественного целогоª, представляя её как совокупность определённых нравственнопсихологических черт. Вполне очевидно, что данные понятия очень важны для осмысления специфики содержания отечественной культуры. Это можно подтвердить многообразием толкования слова ©душаª: это и внутренний мир человека (©вложить душу в делоª, ©не по душеª); и свойство характера (©добрая душаª); и просто человек (©в доме ни душиª); и его бессмертное начало, продолжающее жить после смерти (©думать о спасении душиª); и показатель любви (©души не чаять в детяхª); и мера открытости индивида (©со всей душойª) и т.д. [3, с. 183].Пытаясь понять самобытность русского народа, учёные использовали понятия ©русская душаª, ©душа общественного целогоª, ©характер русского народаª (Н.О.Лосский); ©типологические коллективные переживанияª, ©духª, ©характерª (Г.Г.Шпет); ©народное самосознаниеª (П.Н.Милюков); ©национальный складª (В.О.Ключевский); ©душевный склад людейª (В.В.Розанов). Все эти понятия и выражения могут вполне считаться синонимами того, что сегодня называют менталитетом. Принято считать, что данное понятие, как научная категория, впервые появляетсяв работах Р.Эмерсона в 1856 г. Затем его используют Э.Дюркгейм и Л.ЛевиБрюль, понимая под ним коллективные представления. Рассматривая историю как смену менталитетов, наиболее существенный вклад в исследования данного феномена вносит французская историческая школа ©Анналовª. В России понятие ©ментальностьª вводится в оборотв конце 80х начале 90х г.г. ХХ века в публикациях историков Ю.Н. Афанасьева, А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного, Л.Н.Пушкарёва и культурологов М.М.Бахтина и Ю.М.Лотмана. Как понимается менталитет в современной науке? У М.Блока это особенная ©психологическаяоснасткаª, у М.Элиаде ©символические парадигмыª, у П.Рикер©господствующие метафорыª. По мнению В.А.Щученко, менталитет представляет собой нечто особенное, хранящееся в непознанных глубинах души. Оно, как правило, выражается не только в повседневной модели поведения, но и в произведениях культурного творчества [4, с. 28]. На наш взгляд, наиболее концептуальным для данной работы является следующее определение менталитета: ©это присущая индивиду или определённой социальной общности совокупность специфического склада мышления, чувственноэмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившаяся под влиянием определённых географических условий и социокультурных факторовª [5, с. 29].Ряд отечественных исследователей пытается осмыслитьособенности русского менталитета. Начало этому положили историки ХIХ века Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский. Последний отмечает в русском человеке постоянную борьбу между трудолюбием и ленью; он привык усиленно и напряжённо работать, а потом отдыхать всю зиму. Ни в одном европейском этносе нет такой черты, нет такого неприятия к монотонному длительному труду. Исследователь называет одной из национальных болезней русского народа ©обломовщинуª, то есть лень и пассивность [6, с. 29]. Г.Гачев в своём фундаментальном труде о ментальности народов мира отмечал отсутствие чувства меры у русского человека:©Это наш стиль…,только меру бы соблюдатьª[7, с. 364].
Академик Д.С.Лихачёв обращает внимание на противоречивость русского характера. Наш народ,замечает он, и религиозен, но безбожен; и гостеприимен, но в некоторых случаях испытывает ненависть к людям; и патриот, что иногда доходит до шовинизма, но способен оскорбить собственную нацию. Наш национальный характер ©далеко не единª [8, с. 47].С.Н Булгаков видел причину этого в континентальности климата. Эта противоречивость создаёт образ таинственности и неразгаданности России. По этому поводу Ф.И.Тютчев писал: ©Умом Россию не понять, Аршином общим не измеритьª.Наиболее обстоятельно, на наш взгляд, антиномичность русского менталитета (хотя понятие ©менталитетª он не применяет) описывает Н.А.Бердяев в своём труде ©Русская идеяª. Он говорит о двух противоположных началах русской души: природной, языческой и аскетическимонашеской. На основе большого фактического материалафилософрассматриваетрусское государство, с одной стороны, как самое безгосударственное, самое анархичное, а народ аполитичный; он подчёркивает, что все боялись власти, ©как нечистотыª. С другой стороны, утверждает русская душа хочет ©богоизбранной властиª. А обратной стороной смирения и покорности является огромное русское самомнение.Помимо противоречивостихарактераинтересно также восприятие народами пространства. Если у русских безграничное пространство властвует над человеком, что подмечено Н.А.Бердяевым: ©Русская душа… утопает и растворяется в …необъятностиª, то у японцев присутствует способность рационально организовать ограниченное пространство (например, японские интерьеры, позволяющие визуально увеличить пространство). Русскому менталитету противопоставляется ещё и немецкий. Г.Гачев утверждает, что германцам ближе время и вертикаль, а русским соответственно пространство и горизонталь[9, с. 1920].Основываясь на исследовании, посвященном проблеме специфики русского патриархального менталитета, можно выделить в нём такие особенности, как огромная сила воли, упорство, доброта, свободолюбие, максимализм, медлительность, меланхоличность, неприхотливость, терпеливость, послушность, сострадание, ловкость, практическая направленность ума,равнодушие к деньгам, надежда на чудо, желание помочь, любовь к красоте, воспевание женщины, общинность, гостеприимствои как говорил В.О. Ключевский ©великорусский авосьª.В контексте исследования поставленной проблемы важно отметить, что в менталитете в далеко неосознанной человеком форме воплощены его представления о добре и зле, счастье, благополучной жизни и средствах её обретения, его чаяния и мечты, идеалы (нравственные, эстетические, политические) и желания, стремления; в нём преломляются отношения к труду какценности, правовым, политическим и другим социальным институтам.Ментальные структуры ©погруженыª в глубинные слои психики и обнаруживают себя во всех сферах деятельности человека (практической, научной, ценностноориентационной, художественнотворческой), создавая тем самым своеобразное ментальное пространство. Они проявляются как в профессиональном искусстве, так и народном творчестве в сказках, пословицах, поговорках.Исходя из сказанного, вполне очевидно, что художественнотворческий процесс (включая, естественно, и сказочное творчество) нельзя мыслить вне влияния на него своеобразного ментального поля. Профессиональный художник и сказочник творит в определённой культурной и ментальной среде, которая оказывает на него соответствующее влияние. Специфика национального менталитета и его содержание проявляются во всех тканяхтворческого процесса и его результатах.Те особенности русского патриархального менталитета, которыебыли отмечены нами выше,отражаются(как мы попытаемся показать) в русских народных сказках.Так какие же из этих особенностей,и в каких сюжетных формах нашли выражение врусскомсказочном творчестве?Любовь к необъятному, к свободеизображенаво многих произведениях народного творчества. ©Воля вольнаяª это не просто свобода, характерная для Европы. Она соединяется с неограниченным пространством и простором. Вероятно, отпечаток максимализма на наш менталитет наложилаогромнаяпротяжённостьРуси, которой, как известно, нет ни конца, ни края. Такое нетривиальное понимание свободы удачно выражается в сказке о трёх богатырях: ©и поехал он в чисто полюшко, … во раздольицеª.
С этой чертой менталитета связывается другая особенность равнодушноеотношение к богатствуи власти. В духе русского человека отказаться от любых денегради свободы. Зачем нужны драгоценности, изысканные яства, если нет ничего и никого вокруг? Данная тема также поднимается в сказках. Например, в ©Царевнезмееª казак очутился в ©оловянном замкеª, где исполняются любые его желания, но никого нет рядом. Сначала он наслаждается этим, но по истечении некоторого времени ему становится скучно, хочется поговорить с кемнибудь, выбраться отсюда на волю. Только благодаря волшебным внешним силам и своему героизму он всётаки оказывается на свободе.Русского человека всегда интересовало, что представляет собой счастье. Поэтому практически во всех сказках поднимается данная проблема. Счастье. Что же это такое? По крайней мере, русский человек знает, что оно не в богатстве. Деньги наоборот практически всегда выступают причиной несчастий. Ярким примером этого является произведение А.С.Пушкина, написанное в истинно народном жанре, ©Сказкао золотой рыбкеª. В нёмстарик поймал необычную волшебную рыбку, котораяпросит о своем спасении, за что готова выполнить три любых желания, но старик, не раздумывая, отпускает её в синее море. В противоположность ему, старуха просит богатства, и с каждым разом её желания становятся всё глобальнее. В итоге, она остаётся у разбитого корыта. Важно заметить, что даже в те моменты, когда старуха становилась богаче, она не была счастлива и оставалась злой и сварливой. Очень актуальна для данного случая и русская поговорка: ©Не в деньгах счастьеª. И власть также не является основанием для радости. Наверное, каждому из нас знакома ситуация, когда наши знакомые, попадая в эти ©сетиª, совсем меняются: становятся ненасытными, бесчувственными и злыми. Поэтому, даже если мы и стремимся стать счастливыми, в глубине души у нас всётаки есть осознание того, что не власть нам поможет в этом. Так, в сказке о Никите Кожемяке главный герой борется со змеем, который несёт зло всем людям. В последней битве, народному спасителю остаётся последний удар, чтобы убить его, и тогда Змей молит о спасении, за что обещает поделить весь мир на две половины, в которых они будут править и делать всё, что им захочется. В ответ на эти слова Никита Кожемяка наносит свой смертоносный удар. За свою победу он не просит ни славы, ни денег, но при этом он счастлив. Выше было отмечено, что для русскогоменталитетахарактерно особоевосхваляющееотношение к женщине.Если во Франции говорят, что нужно искать зло там, где женщина, то в России чего хочет женщина, того хочет Бог.Вероятно, поэтомув народных сказках важное место занимают герои женского пола. Они обладают неописуемой красотой, мягкостью характера, мудростью, смелостью и сердцем, полным любви и доброты. Образы Елены Прекрасной, Василисы Премудрой, Марьи Искусницы воплощают в себе все эти качества. Они представляют собой народный идеал женской привлекательности. Именно такими и являются русские женщины, которые способны пойти и в огонь, и в воду ради спасения любимого.Необходимо отметить, что русская женщина обладает целомудрием. И в сказках она встречается мужчине для обретения семейного счастья, причём покорить её можно только умом. Примером являются ситуации, когда герою необходимо отгадать загадку или проявить свою смекалку для спасения невесты. Мудрая жена олицетворяет счастье в семье. Она помогает мужу справиться со всеми трудностями, всегда заботливаи верна. Очень важным является то, что русские сказки необычайно духовны. На самом деле,это нисколько неудивительно. Ведь они представляют собой ту культуру, которая дала всему миру столько святых людей, таких как преподобный СергийРадонежский, блаженная Матрона Московская, святой праведный Иоанн Кронштадский. И сейчас можно пойти в Оптину Пустынь и ТроицеСергиеву лавру за советом и помощью к старцам.
По мнению Н.А.Бердяева русскойкультуреприсущ коллективизм, причём понимать егонужно психологически. Точнее будет сказать, что для нас характерна общинность, соборность. Русский человек всегда делит счастье или горе со своими близкими. Мы привыкли жить в обществе, заботиться друг о друге. Так, в сказке ©Царевналягушкаª ИвануЦаревичу помогают звери. Сначала селезень ловит утку, затем щука приносит найденное на дне моря яйцо, после медведь снимает сундук с дерева. Даже БабаЯга, которая олицетворяет нечто злое, даёт нужные советы и раскрывает тайны! Вероятно, это заложено у нас в душе проявлять заботу и помогать нуждающимся. Очень близко к этому качеству гостеприимство, которое стало настоящей русской традицией. Не отказать путнику в крове или угостить чашечкой чая представляется нашему народу как нечто само собой разумеющееся.
Особой чертой русского быта выступает ©пир на весь мирª. Никакой праздник не проходит без застолья, собравшего всех родных и друзей. Некоторые празднования растягиваются на несколько дней. В других странах люди не придают этому настолько важного значения, какв нашей. Именно поэтому многие русские сказки заканчиваются словами: ©Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попалоª.
Всеми вышеизложенными примерами нам хотелось показать, как черты русского менталитета выражаются в народном творчестве.Ведь народ, придумывая сюжет, брал за основу свой личный опыт,стереотипы,дополняя ихфантазией. Так или иначе, сказка представляет собой часть культуры, которая касается и быта народа, и его отношения к власти, деньгам ирелигиозным верованиям. В нейприсутствуют те идеи и чувства, которые свойственны этносуза всё время его существования. Они совершенно бессознательны, находятся гдето в глубине души. Поэтому мы имеем полное право видеть в русских народных сказках выражение нашего национального менталитета, особенной культурной картины мира, мировоззрения и мирочувствования.
Ссылки на источники:1.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.М.:АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005.2.Ануфриев Е. А., ЛеснаяЛ. В. Российский менталитет как социальнополитический феномен//СПЖ.1997. № 4; Лосский Н.О.Характер русского народа.: в 2 книгах. Кн.1. М.: Ключ, 1990; Франк С.Л.Русское мировоззрение. СПб.:Наука, 1996; Кондаков И.В. Культура России. М.:КДУ, 2007.3.Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Азъ,1992. 4.Щученко В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историкогенетического анализа // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса. СПб.: СПбГУКИ, 2004.5.Веремьёв А.А. Культурология: Учебное пособие для студентов. Брянск.: Курсив, 2004.6.Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т.1. М.: Мысль,1987.7.Гачев Г. Д. Ментальность народов мира. М.:Эксмо, 2003.8.Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб.: ЛОГОС, 2001. 9.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.
Pus Tatiana,2nd year student financial and economic department of Bryansk State University named after Petrovskii, Bryansktanjusha.pus@rambler.ru
Russian folk tale as an expression of the national mentality.Abstract.The article discusses a littlestudied aspect of the fairy tale.An attempt is made make sense of an expression of national patriarchal mentality in the Russian folk tale. Distinguished features of Russian mentality. Artistic and creative process cannot think beyond the impact that kind of mental field. The specifics ofthe national mentality and its contents appear in all tissues of the creative process and its results.Keywords:mentality, a Russian folk tale, the Russian national character, folk art, the antinomy of Russian mentality.
Русская народная сказка как выражение национального менталитета.
Аннотация.В статье рассматривается сказка в малоизученном аспекте. Предпринимается попытка осмыслить выражение национального патриархального менталитета в русской народной сказке. Выделяются особенности русского менталитета. Художественнотворческий процесс невозможно мыслить вне влияния на него своеобразного ментального поля.Специфика национального менталитета и его содержание проявляются во всех тканях творческого процесса и его результатах.Ключевые слова:менталитет, русская народная сказка, русский национальный характер, народное художественное творчество, антиномии русского менталитета.
©Чтобы понять характер народа, нужно прежде всегоизучить его историю, общественный строй и культуру;
индивидуально
психологических методов здесь недостаточно.ª(И.С.Кон)©Все мы родом из детстваª очень точно заметил Антуан де СентЭкзюпери. И, наверное, одним из самых приятных моментов детства было чтение сказок перед сном. С давних пор люди видели в нёми воспитательный эффект: эти произведенияслужили способом передачи и закрепления нравственныхценностей, учили правильно жить.А.С.Пушкин незнание сказок отождествлял с недостатком воспитания: ©Слушаю сказки и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!ª.Их рассказывание являлось одним из русских обычаев. Данное мероприятие собирало всю общину, семью вместе, сближало и согревало, добавляло уюта. В древности сказочники пользовались особым уважением, они всегда были почётными гостями.Что же представляет собой сказка?Известный русский писатель, лексикограф В.И.Даль полагал, что сказка есть ©вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказаниеª[1, с.287].С.И.Ожеговотмечает народную поэтичность этого стиля, наличие в нём вымышленных миров, событий и волшебных сил. В ©Литературном энциклопедическом словареª (1988 г.) сказка представлена как жанр устного народного творчества с установкой на вымысел. По определению В.П.Аникина это
произведение, главной чертой которого является ©установка жизненной правдыª с помощью вымысла.Т.Г.Леонова в своём труде ©Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказкеª подчёркивает её особую образность,как самый главный критерий сказки.Советский фольклорист А.И.Никифоров обоснованно указывал на отличающееся композиционное построение подобных произведений, а главной их целью считал развлечение. Один из известнейших исследователей фольклора, В.Я.Пропп писал об этом жанре, что это поэтическая выдумка, которая никогда не представится в действительности.Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно утверждать, что сказка есть древнейший жанр устного народного творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, обладающее особой образностью и специфической формой строения, с установкой на вымысел.Учёные,исследуясказку, рассматриваютеё вразных аспектах. Так, в работах В.Я.Проппа, А.Н.Веселовского, Э.В.Померанцевой обращается внимание на историювозникновенияданного жанраиего судьбу. Это объясняется тем, что человекаинтересует, почему у разных народов мира можно обнаружить сходные сказочные сюжеты. Выдвигаютсяследующие версии:©Индийскаяª(Т.Бенфей), ©Вавилонскаяª (А.Йенсен);©Многих центровª (К.Крон, А.Аарне); интерпретации мифов (М.Мюллер); взаимосвязи со снами (Л.Лейстер); врождённых идей (А.Бастиан). Кпроблемеклассификации сказки проявляют свой исследовательский интерес В.Ф.Миллер, Вундт, Р.М.Волков,Т.Д.ЗинкевичЕвстигнеева,В.Я.Пропп. Последнийдажевыводит её формулу, которая получила название©Карты Проппаª.К.Г. Юнг, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В.Я.Проппобращаются к изучению сказкотерапии, то есть поиску смысла, расшифровке знаний, представленных в сказке.В отличие от ряда подходов, существующих в отечественных исследованиях сказкии отмеченных нами, в своей статье мы предпринимаем попытку осмыслить этот жанр народного художественного творчества в недостаточно изученном аспекте выражении в нём национального менталитета. В связи с такой постановкой проблемы нам необходимо понять менталитет как специфический феномен, раскрыть особенности русского менталитета и выявить закономерности его выражения в сказочном творчестве.Огромное количество научных исследований посвящено изучениюсущности менталитета иего влиянию на результаты деятельности человека, на ценностные ориентации и межличностные отношения [2].Такое внимание к данному феноменуобусловлено любопытствомэтноса, нациик своей сущности. Потому нам важнознать: кто мы, какие мыи чтоможет бытьобщего у народа, проживающего на столь протяжённой территории.Учёные проявляют особый интерес кменталитету, поскольку он являетсясоставнойчастьюнациональной психологии, культуры, а потому для этносаи его отдельного субъекта важно осознавать свои ментальные особенности, определяющие жизненную позицию.Поэтому данные исследования необходимы и актуальны в любое время.Русские философы, размышляя над сущностью и судьбой России, стремились определить черты русского национального характера и его глубинные психологические основы. В контексте решения этой проблемы они исследовали и анализировали ©русскую душуª, ©душу общественного целогоª, представляя её как совокупность определённых нравственнопсихологических черт. Вполне очевидно, что данные понятия очень важны для осмысления специфики содержания отечественной культуры. Это можно подтвердить многообразием толкования слова ©душаª: это и внутренний мир человека (©вложить душу в делоª, ©не по душеª); и свойство характера (©добрая душаª); и просто человек (©в доме ни душиª); и его бессмертное начало, продолжающее жить после смерти (©думать о спасении душиª); и показатель любви (©души не чаять в детяхª); и мера открытости индивида (©со всей душойª) и т.д. [3, с. 183].Пытаясь понять самобытность русского народа, учёные использовали понятия ©русская душаª, ©душа общественного целогоª, ©характер русского народаª (Н.О.Лосский); ©типологические коллективные переживанияª, ©духª, ©характерª (Г.Г.Шпет); ©народное самосознаниеª (П.Н.Милюков); ©национальный складª (В.О.Ключевский); ©душевный склад людейª (В.В.Розанов). Все эти понятия и выражения могут вполне считаться синонимами того, что сегодня называют менталитетом. Принято считать, что данное понятие, как научная категория, впервые появляетсяв работах Р.Эмерсона в 1856 г. Затем его используют Э.Дюркгейм и Л.ЛевиБрюль, понимая под ним коллективные представления. Рассматривая историю как смену менталитетов, наиболее существенный вклад в исследования данного феномена вносит французская историческая школа ©Анналовª. В России понятие ©ментальностьª вводится в оборотв конце 80х начале 90х г.г. ХХ века в публикациях историков Ю.Н. Афанасьева, А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного, Л.Н.Пушкарёва и культурологов М.М.Бахтина и Ю.М.Лотмана. Как понимается менталитет в современной науке? У М.Блока это особенная ©психологическаяоснасткаª, у М.Элиаде ©символические парадигмыª, у П.Рикер©господствующие метафорыª. По мнению В.А.Щученко, менталитет представляет собой нечто особенное, хранящееся в непознанных глубинах души. Оно, как правило, выражается не только в повседневной модели поведения, но и в произведениях культурного творчества [4, с. 28]. На наш взгляд, наиболее концептуальным для данной работы является следующее определение менталитета: ©это присущая индивиду или определённой социальной общности совокупность специфического склада мышления, чувственноэмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившаяся под влиянием определённых географических условий и социокультурных факторовª [5, с. 29].Ряд отечественных исследователей пытается осмыслитьособенности русского менталитета. Начало этому положили историки ХIХ века Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский. Последний отмечает в русском человеке постоянную борьбу между трудолюбием и ленью; он привык усиленно и напряжённо работать, а потом отдыхать всю зиму. Ни в одном европейском этносе нет такой черты, нет такого неприятия к монотонному длительному труду. Исследователь называет одной из национальных болезней русского народа ©обломовщинуª, то есть лень и пассивность [6, с. 29]. Г.Гачев в своём фундаментальном труде о ментальности народов мира отмечал отсутствие чувства меры у русского человека:©Это наш стиль…,только меру бы соблюдатьª[7, с. 364].
Академик Д.С.Лихачёв обращает внимание на противоречивость русского характера. Наш народ,замечает он, и религиозен, но безбожен; и гостеприимен, но в некоторых случаях испытывает ненависть к людям; и патриот, что иногда доходит до шовинизма, но способен оскорбить собственную нацию. Наш национальный характер ©далеко не единª [8, с. 47].С.Н Булгаков видел причину этого в континентальности климата. Эта противоречивость создаёт образ таинственности и неразгаданности России. По этому поводу Ф.И.Тютчев писал: ©Умом Россию не понять, Аршином общим не измеритьª.Наиболее обстоятельно, на наш взгляд, антиномичность русского менталитета (хотя понятие ©менталитетª он не применяет) описывает Н.А.Бердяев в своём труде ©Русская идеяª. Он говорит о двух противоположных началах русской души: природной, языческой и аскетическимонашеской. На основе большого фактического материалафилософрассматриваетрусское государство, с одной стороны, как самое безгосударственное, самое анархичное, а народ аполитичный; он подчёркивает, что все боялись власти, ©как нечистотыª. С другой стороны, утверждает русская душа хочет ©богоизбранной властиª. А обратной стороной смирения и покорности является огромное русское самомнение.Помимо противоречивостихарактераинтересно также восприятие народами пространства. Если у русских безграничное пространство властвует над человеком, что подмечено Н.А.Бердяевым: ©Русская душа… утопает и растворяется в …необъятностиª, то у японцев присутствует способность рационально организовать ограниченное пространство (например, японские интерьеры, позволяющие визуально увеличить пространство). Русскому менталитету противопоставляется ещё и немецкий. Г.Гачев утверждает, что германцам ближе время и вертикаль, а русским соответственно пространство и горизонталь[9, с. 1920].Основываясь на исследовании, посвященном проблеме специфики русского патриархального менталитета, можно выделить в нём такие особенности, как огромная сила воли, упорство, доброта, свободолюбие, максимализм, медлительность, меланхоличность, неприхотливость, терпеливость, послушность, сострадание, ловкость, практическая направленность ума,равнодушие к деньгам, надежда на чудо, желание помочь, любовь к красоте, воспевание женщины, общинность, гостеприимствои как говорил В.О. Ключевский ©великорусский авосьª.В контексте исследования поставленной проблемы важно отметить, что в менталитете в далеко неосознанной человеком форме воплощены его представления о добре и зле, счастье, благополучной жизни и средствах её обретения, его чаяния и мечты, идеалы (нравственные, эстетические, политические) и желания, стремления; в нём преломляются отношения к труду какценности, правовым, политическим и другим социальным институтам.Ментальные структуры ©погруженыª в глубинные слои психики и обнаруживают себя во всех сферах деятельности человека (практической, научной, ценностноориентационной, художественнотворческой), создавая тем самым своеобразное ментальное пространство. Они проявляются как в профессиональном искусстве, так и народном творчестве в сказках, пословицах, поговорках.Исходя из сказанного, вполне очевидно, что художественнотворческий процесс (включая, естественно, и сказочное творчество) нельзя мыслить вне влияния на него своеобразного ментального поля. Профессиональный художник и сказочник творит в определённой культурной и ментальной среде, которая оказывает на него соответствующее влияние. Специфика национального менталитета и его содержание проявляются во всех тканяхтворческого процесса и его результатах.Те особенности русского патриархального менталитета, которыебыли отмечены нами выше,отражаются(как мы попытаемся показать) в русских народных сказках.Так какие же из этих особенностей,и в каких сюжетных формах нашли выражение врусскомсказочном творчестве?Любовь к необъятному, к свободеизображенаво многих произведениях народного творчества. ©Воля вольнаяª это не просто свобода, характерная для Европы. Она соединяется с неограниченным пространством и простором. Вероятно, отпечаток максимализма на наш менталитет наложилаогромнаяпротяжённостьРуси, которой, как известно, нет ни конца, ни края. Такое нетривиальное понимание свободы удачно выражается в сказке о трёх богатырях: ©и поехал он в чисто полюшко, … во раздольицеª.
С этой чертой менталитета связывается другая особенность равнодушноеотношение к богатствуи власти. В духе русского человека отказаться от любых денегради свободы. Зачем нужны драгоценности, изысканные яства, если нет ничего и никого вокруг? Данная тема также поднимается в сказках. Например, в ©Царевнезмееª казак очутился в ©оловянном замкеª, где исполняются любые его желания, но никого нет рядом. Сначала он наслаждается этим, но по истечении некоторого времени ему становится скучно, хочется поговорить с кемнибудь, выбраться отсюда на волю. Только благодаря волшебным внешним силам и своему героизму он всётаки оказывается на свободе.Русского человека всегда интересовало, что представляет собой счастье. Поэтому практически во всех сказках поднимается данная проблема. Счастье. Что же это такое? По крайней мере, русский человек знает, что оно не в богатстве. Деньги наоборот практически всегда выступают причиной несчастий. Ярким примером этого является произведение А.С.Пушкина, написанное в истинно народном жанре, ©Сказкао золотой рыбкеª. В нёмстарик поймал необычную волшебную рыбку, котораяпросит о своем спасении, за что готова выполнить три любых желания, но старик, не раздумывая, отпускает её в синее море. В противоположность ему, старуха просит богатства, и с каждым разом её желания становятся всё глобальнее. В итоге, она остаётся у разбитого корыта. Важно заметить, что даже в те моменты, когда старуха становилась богаче, она не была счастлива и оставалась злой и сварливой. Очень актуальна для данного случая и русская поговорка: ©Не в деньгах счастьеª. И власть также не является основанием для радости. Наверное, каждому из нас знакома ситуация, когда наши знакомые, попадая в эти ©сетиª, совсем меняются: становятся ненасытными, бесчувственными и злыми. Поэтому, даже если мы и стремимся стать счастливыми, в глубине души у нас всётаки есть осознание того, что не власть нам поможет в этом. Так, в сказке о Никите Кожемяке главный герой борется со змеем, который несёт зло всем людям. В последней битве, народному спасителю остаётся последний удар, чтобы убить его, и тогда Змей молит о спасении, за что обещает поделить весь мир на две половины, в которых они будут править и делать всё, что им захочется. В ответ на эти слова Никита Кожемяка наносит свой смертоносный удар. За свою победу он не просит ни славы, ни денег, но при этом он счастлив. Выше было отмечено, что для русскогоменталитетахарактерно особоевосхваляющееотношение к женщине.Если во Франции говорят, что нужно искать зло там, где женщина, то в России чего хочет женщина, того хочет Бог.Вероятно, поэтомув народных сказках важное место занимают герои женского пола. Они обладают неописуемой красотой, мягкостью характера, мудростью, смелостью и сердцем, полным любви и доброты. Образы Елены Прекрасной, Василисы Премудрой, Марьи Искусницы воплощают в себе все эти качества. Они представляют собой народный идеал женской привлекательности. Именно такими и являются русские женщины, которые способны пойти и в огонь, и в воду ради спасения любимого.Необходимо отметить, что русская женщина обладает целомудрием. И в сказках она встречается мужчине для обретения семейного счастья, причём покорить её можно только умом. Примером являются ситуации, когда герою необходимо отгадать загадку или проявить свою смекалку для спасения невесты. Мудрая жена олицетворяет счастье в семье. Она помогает мужу справиться со всеми трудностями, всегда заботливаи верна. Очень важным является то, что русские сказки необычайно духовны. На самом деле,это нисколько неудивительно. Ведь они представляют собой ту культуру, которая дала всему миру столько святых людей, таких как преподобный СергийРадонежский, блаженная Матрона Московская, святой праведный Иоанн Кронштадский. И сейчас можно пойти в Оптину Пустынь и ТроицеСергиеву лавру за советом и помощью к старцам.
По мнению Н.А.Бердяева русскойкультуреприсущ коллективизм, причём понимать егонужно психологически. Точнее будет сказать, что для нас характерна общинность, соборность. Русский человек всегда делит счастье или горе со своими близкими. Мы привыкли жить в обществе, заботиться друг о друге. Так, в сказке ©Царевналягушкаª ИвануЦаревичу помогают звери. Сначала селезень ловит утку, затем щука приносит найденное на дне моря яйцо, после медведь снимает сундук с дерева. Даже БабаЯга, которая олицетворяет нечто злое, даёт нужные советы и раскрывает тайны! Вероятно, это заложено у нас в душе проявлять заботу и помогать нуждающимся. Очень близко к этому качеству гостеприимство, которое стало настоящей русской традицией. Не отказать путнику в крове или угостить чашечкой чая представляется нашему народу как нечто само собой разумеющееся.
Особой чертой русского быта выступает ©пир на весь мирª. Никакой праздник не проходит без застолья, собравшего всех родных и друзей. Некоторые празднования растягиваются на несколько дней. В других странах люди не придают этому настолько важного значения, какв нашей. Именно поэтому многие русские сказки заканчиваются словами: ©Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попалоª.
Всеми вышеизложенными примерами нам хотелось показать, как черты русского менталитета выражаются в народном творчестве.Ведь народ, придумывая сюжет, брал за основу свой личный опыт,стереотипы,дополняя ихфантазией. Так или иначе, сказка представляет собой часть культуры, которая касается и быта народа, и его отношения к власти, деньгам ирелигиозным верованиям. В нейприсутствуют те идеи и чувства, которые свойственны этносуза всё время его существования. Они совершенно бессознательны, находятся гдето в глубине души. Поэтому мы имеем полное право видеть в русских народных сказках выражение нашего национального менталитета, особенной культурной картины мира, мировоззрения и мирочувствования.
Ссылки на источники:1.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.М.:АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005.2.Ануфриев Е. А., ЛеснаяЛ. В. Российский менталитет как социальнополитический феномен//СПЖ.1997. № 4; Лосский Н.О.Характер русского народа.: в 2 книгах. Кн.1. М.: Ключ, 1990; Франк С.Л.Русское мировоззрение. СПб.:Наука, 1996; Кондаков И.В. Культура России. М.:КДУ, 2007.3.Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Азъ,1992. 4.Щученко В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историкогенетического анализа // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса. СПб.: СПбГУКИ, 2004.5.Веремьёв А.А. Культурология: Учебное пособие для студентов. Брянск.: Курсив, 2004.6.Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т.1. М.: Мысль,1987.7.Гачев Г. Д. Ментальность народов мира. М.:Эксмо, 2003.8.Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб.: ЛОГОС, 2001. 9.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.
Pus Tatiana,2nd year student financial and economic department of Bryansk State University named after Petrovskii, Bryansktanjusha.pus@rambler.ru
Russian folk tale as an expression of the national mentality.Abstract.The article discusses a littlestudied aspect of the fairy tale.An attempt is made make sense of an expression of national patriarchal mentality in the Russian folk tale. Distinguished features of Russian mentality. Artistic and creative process cannot think beyond the impact that kind of mental field. The specifics ofthe national mentality and its contents appear in all tissues of the creative process and its results.Keywords:mentality, a Russian folk tale, the Russian national character, folk art, the antinomy of Russian mentality.