Оценка уровня культуры личности (на материалах Белгородской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Посохова Н. В., Кистенев В. В., Мережко М. Е. Оценка уровня культуры личности (на материалах Белгородской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1436–1440. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53290.htm.
Аннотация. В настоящей работе представлен анализ социологического исследования уровня культуры личности, проводившийся 7 – 14 февраля 2013 года среди населения Белгородской области. Определение критериев, перевод качественных показателей в количественные и оценка изучаемого предмета является одним из этапов процесса формирования объективных знаний о ситуации в сфере культуры региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Посохова Наталья Викторовнакандидат социологических наук, начальник отдела интеллектуальной собственности и мониторинга Белгородского государственного института искусств и культуры, г. БелгородEmail: natalina_76@mail.ruКистенев Виталий Валентиновичкандидат исторических наук, старший научный сотрудник научноисследовательского центра Белгородского государственного института искусств и культуры, г. БелгородEmail: Kisvita@mail.ruМережко Михаил Евгеньевичметодист отдела интеллектуальной собственностии мониторинга Белгородского государственного института искусств и культуры, г. БелгородEmail: mihail_merezhko@mail.ruОЦЕНКА УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

АннотацияВ настоящей работе представлен анализ социологическогоисследования уровня культуры личности, проводившийся 7 –14 февраля 2013 годасреди населения Белгородской области.Определение критериев, перевод качественных показателей в количественные и оценка изучаемого предмета являетсяодним из этапов процесса формирования объективных знаний о ситуации в сфере культуры региона.

Ключевые словаОбщество, оценка, культура личности, социология, аксиология, рефлексия, Белгородская область, исследование.

Актуальность проблемы определяется тем, что глубокие изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества, утрата общественных идеалов, поискинравственныхориентаций, адекватных вызовам времени, оказывают существенное влияние на развитие культуры личности. Оценкаобщегоуровнякультуры человека и мониторинг данного явления будет способствовать формированию объективных знаний о ситуации в Белгородской области, создаст предпосылки для регулирования и прогнозирования изучаемого состояния и тенденцийразвития в исследуемой сфере. Кроме того, позволит определить степень дальнейшей социализации и культурной интеграции личности в современном глобальном поликультурном социуме.Научная значимость работы обуславливаетсянедостаточной, на наш взгляд, проработкой системы критериевоценки уровня культуры личностив специальной литературе, а также необходимостью введения в научный оборот нового фактического материала, отражающего возросшее значениепроблемы культурного развития человекав отдельных регионах страны. Исходя из вышеизложенного целью настоящей статьиявляется анализ результатов социологического исследования по определению оценки уровня культуры личности населения Белгородской области.Исследование включало в себя следующие этапы:–теоретический2

определение объекта и целиизучения; разработка критериев оценки уровня культуры личности;составление на основе выбранных критериев анкеты;–практический интерактивное анкетирование жителей Белгородской области;сбор и обработка данных проведенного опроса;–аналитический анализ полученных данных; формирование выводы, составление отчета.

Задача выделениякритериев оценки уровня культуры личноститребует определения понятия «личности» и обозначения его в рамках исследования. Под личностью мы понимаем систему социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени. Таким образом, исследуемый объект: гражданин Белгородской области от 25 до 60 лет, состоявшийся в социальноэкономической, личной и общественной жизни, занимающий активную гражданскую позицию.На наш взгляд, для определения уровнякультуры личностинеобходимо обращениек следующим критериям: 1.Коммуникативный.Основнойхарактеристикой которого является способность организовывать межкультурное и межличностное общение, и при этом принимать и понимать разнообразиеценностей интересов, и потребностей остальныхлюдей и прочихкультур, и результативнорешать внешние и внутренние конфликты.2.Информационнокогнитивный.Предполагает овладение и передачу приобретенныхсистематизированных социальных и культурных знаний, которыехарактеризуютдействия современного человека, а также способствуют координации его системыценностей.3.Аксиологический компонент взаимосвязан с мировоззрением, ценностями, нравственностью, социальными стандартами поведения человека в обществе.4.Важнойкомпонентойкультуры личности является художественная культура. Художественная культура личности, понимаемая как индивидуальный художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких художественных потребностей в искусстве и формируемый преимущественно под его непосредственным воздействием, правомерно считается одним из ведущих средств развития «человеческого в человеке»[1]. Владение языком второй действительности художественной характеризует степень сформированности художественного потенциала личности[2].5.Усвоение, присвоение и развитие гуманитарной культуры происходит в процессе активной деятельности и неразрывно связано с процессами осмысления, осознания, и формирования собственного личностного ценностного отношения к гуманитарному знанию и культуре, собственной деятельности, т.е. с процессом рефлексии.(Рефлексия –размышление, самообладание, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и способов их выполнения[3]. В социальной 3

психологии рефлексия трактуется как осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению[4]. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов[5,6,7]).Совокупность приведенных критериев даст возможность изучать объект исследования в соответствии спринципами конкретности, объективности, системностии всесторонности.Особенность настоящей работы предполагает применение следующих методов социологическогоисследования:системного подхода, используемого для рассмотрения предмета изучения как системы взаимосвязанных и взаимодействующих объектов;сравнительногометода, который дает возможность выявлять общее и специфическоев оценке уровня культуры личности. Специфика исследования предполагает обращение ксовременнымтеориямкультурологии, философии, педагогики, аксиологии, психологии, которые рассматривают сущность и процесс формирования культуры личности в человеке[8,9,10,11,12].

Практическая или эмпирическая часть работы основана наинтерактивноманкетировании, котороевключало в себя опрос жителей Белгородской области по методике квотной выборки, где квотами выступали: районный центр, город, сельское поселение. Генеральная совокупность составила 1541296 жителей области. Из них численность городского населения –1 020 378 (2/3 от общей численности населения области), сельского населения –520918 (1/3 от общей численности населения области). Для обеспечения репрезентативности, доля выборкой респондентов определяласьнами для городского населения по 1 анкете на 1000 человек, для сельского по 20 анкет на каждое поселение –и, в целом, составила 2018 респондентов. Результаты исследования обработаны с помощью информационной системы анкетирования «АСА» (версия 2.0). Результаты исследования репрезентативны (погрешность выборки составляет 2,3 –2,8%).Для перевода качественных показателей в количественные нами была разработана система оценок:

Таблица оценокРеспонденты(чел.)КоэффициентыУровень развития культуры личности

ЗнанияУменияКачества

кахркахркахр

к –коммуникативный (020); а –аксиологический (020); х –художественная культура (020); р –рефлексивнодеятельностный (020);

Расчет проводился по формулам:

Знания=Умения=Качества= (к +а+х+р) / 4к =а=х=р=(20*а + 14*б + 7*в + 0* г ) / 2018Уровень развития культуры личности=Знания+Умения+КачестваВысокий уровень: = 5160 (60 баллов принимается за максимальное количество)Средний уровень: = 3050 Низкий уровень: = 029

4

Переходя к анализу полученных результатов, следует отметить, что показатель развития культуры личности в рамках коммуникативного блока составляет 43,3 балла. Личность респондентов имеет достаточные знания о родном языке, но неглубокие знания о менталитете, культуре родной страны. В целом респондент способен установить и поддержать взаимодействие с собеседником и создать общий смысл происходящего. В отдельных случаях проявляет эмпатию для достижения взаимопонимания, достаточно толерантный в общении.Проводя обработку данных в информационнокогнитивном блоке, удалось установить, что средний показатель развития культуры личности здесь невозможно определить количественно ввиду того, что ответы на вопросы данного блока являют собой ассоциативные и когнитивные маркеры и могут быть интерпретированы в виде лингвовербального эквивалента. Темне менее, основываясь на показателях диаграмм, можно сгенерировать среднестатистический образ респондента: опрошенный имеет высшее образование (48,3%), имеет базовые знания в области естественныхнаучных дисциплин (79,4% ответили, что Земля –3 планета отСолнца), владеет родным языком (37,5% дали правильный ответ на вопрос о количестве существительных в предложении), способен установить и поддержать взаимодействие с собеседником и понять общий смысл происходящего.Общее количество баллов набранных населением Белгородской области в третьем блоке равняется 45, что соответствует среднему уровню развития культуры личности. В целом респонденты проявляют умение управлять своим поведением на основе моральнонравственных норм, принятых в социуме; а также могут регулировать свое эмоциональное состояние в общении. Исследование показало, что такие качества как ответственность, требовательность к себе, доброжелательность в полной мере сформировались лишь у меньшей половины респондентов. Что дает основания проводить соответствующие мероприятия по корреляции этого показателя на областном и городском уровне.Уровень сформированности составляющей художественной культуры личности равен 34 баллам, что несколько ниже показателей в других блоках, однако находится в пределах среднего уровня развития культуры. Респонденты владеют достаточными знаниями в различных областях искусства. Осведомлены в художественных средствах в различных жанрах искусства. Присутствуют некоторые эмоции в процессе восприятия произведений искусства, ноассоциативный ряд довольно беден. Проведенный анализ показал, что 42% опрошенных открыты к новым знаниям в области художественной культуры к восприятию образцов художественного творчества. С другой стороны 49% вообще не посещают культурные мероприятия, что является важной характеристикой отношения людей к политике развития культуры области. Хотя посетить общемировые культурные центры признает большинство респондентов 72%.Среднее значение рефлексивнодеятельностного блока составляет 36,3 балла, в целом находится в допустимых пределах возможной корреляции. Более половины респондентов крупных городов выбрали варианты ответов, характеризующие их как личностей со средним и высоким уровнем культуры, показатели опрошенных в сельской местности на 3,55,2% ниже, тем не менее, суммарно так же стремятся к 60%. Наблюдается интерес к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию, предпринимает попытки самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.В общем, проведенное социологическое исследование по определению уровня культуры личности населения Белгородской области, в соответствии с выбранными 5

критериями, показало, что среди опрошенных респондентов показатели соотносятся со среднем уровнем развития культуры(39,8 баллов).

№ ппРеспонденты(чел.)КоэффициентыУровень развития культуры личности

ЗнанияУменияКачества

кахркахркахр

201814,516181414,313,5110,614,515,61511,739,8

Результаты исследования показали, что уровень сформированности культуры личности в селах Белгородской области, на 17% ниже чем в городах Белгородской области. Культурные проблемы села всегда отличаются от проблем городской культуры. Отсутствие организованной системы и недостаточное количество объектов культуры являются основными причинами такого положения дел.Безусловно, данные показатели это обобщенная, средняя оценка и являются лишь первой из множества ступеней раскрытия вопроса оценки уровня культуры личности. Приращение знаний в этой области может быть дополненоизучением исследуемой проблемы в разных социальных группах и средах: мужчины и женщины, профессиональные группы (ученые, рабочие и т.д.)

Ссылки на источники

1.Прогностическая концепция целей и содержания образования /под науч. ред.: И.Я. Лернера, И.К. Журавлева; Российская академия образования. М., 1994.2.Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. С. 298.3.Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.4.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Издво Моск. унта, 1980.5.Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... дра пед. наук. М., 2002. 45 с.; 6.Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика / В.В. Давыдов// Вопросы философии. 1996. №5. С.5362; 7.Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. М.: Шк. Культ. Поли., 1995.8.Павлова, Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза. [Электронный ресурс] / Л.В. Павлова. –М., 2010 // Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/105(дата обращения: 7.02.2013 г.); 9.Розанов, В.В. Культура и её развитие в современных условиях / В.В. Розанов // Мираж. 1996. С. 710; 10.Ананьев, Б.Г. Человек как предметпознания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. 11.Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 8289.12.Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов СПб.: Издво СПб унта, 1996.

6

Posokhova Natalia VictorovnaPhD in Sociology,Head of Department of intellectual property and monitoring

Belgorod State Institute of arts and culture,BelgorodEmail: natalina_76@mail.ruKistenev Vitaly ValentinovichPhD of historical sciences,Main researcher at the Research Center of the Belgorod State Instituteof arts and culture,BelgorodEmail: Kisvita@mail.ruMerezhko Michael EvgenievichMethodist of Department of intellectual property and monitoring Belgorod State Institute of arts and culture,BelgorodEmail: mihail_merezhko@mail.ru

ASSESSMENT OF CULTURAL LEVEL OF PERSONALITY(On materials of Belgorod region)Abstract: This paper presents an analysis of the sociological study of the level of personal culture, held from7 to 14 february, 2013 among the population of the Belgorod region. Defining the criteria, the translation quality indicators and quantitative assessment of the subject under study is one of the stages of the formation of objective knowledge about the situation in the field of culture in the region.

Keywords:Society, assessment, culture of personality, sociology, axiology, reflection, Belgorod region, research.