Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова А. С. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1451–1455. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53293.htm.
Аннотация. Развитие концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей государственной проблемой, так как общество как целостность может существовать только на основе духовно-нравственных ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала. Духовная безопасность России зависит от всех слоев нашего общества, но особенно важна здесь позиция молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент,доцент кафедры кадрового,моральнопсихологического и информационного обеспечения ОВД,Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВДРоссии, г. ТюменьАllaveta@yandex.ru

Особенности духовнонравственного воспитания молодежив современных условиях

Аннотация:Развитие концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей государственной проблемой, так как общество как целостность может существоватьтолько на основе духовнонравственных ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала.Духовная безопасность России зависит от всех слоев нашего общества, но особенно важна здесь позиция молодежи.Ключевые слова: духовнонравственноевоспитание,молодежь, общество,формирование,культурныеценности.

20.10.2012 г. опубликован Указ Президента России Владимира Путина ©О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитанияª и ‬о создано управлениепо общественным проектам. Новое подразделение создано ©в целях укрепления духовнонравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфереª, ‬говорится в указе. Новое подразделение должно предложить новую содержательную повестку дня для политики со стороны власти.Развитие концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей государственной проблемой. Это обусловлено тем, что процессы, происходящие в духовной сфере, способны оказать как многоаспектно позитивное, так и крайне негативное влияние на развитие России в XXI веке. Духовная безопасность выступает в единой связи с другими аспектами безопасности: политическим, экономическим, информационным, интеллектуальным, демографическим, экологическим, национальным.Российское общество находится перед фактом духовной разобщенности, социокультурного раскола, кризиса социальных ценностей и духовной культуры. Соответственно, вопрос об обеспечении духовной безопасности России ‬жизненно важный вопрос, так как общество как целостность может существовать только на основе духовнонравственных ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала.

Духовная безопасность общества связана с состоянием его духовной сферы, уровнем развития его культуры, нравственности. Духовная безопасность выступает качественной характеристикой состояния общества в аспектеего духовнонравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и социальных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры [1]. Духовность универсальное свойство личности, устремленность к идеалу, основа всего, что относится к самореализации и мотивации человека. Духовность и человечность тесно взаимосвязаны. Содержание и понимание духовности зависят от воззрений и развития человека.Российское общество на современном этапе развития характеризуется пренебрежительным отношением к своей истории, своему культурному прошлому, накопленному поколениями социокультурному опыту, что выражается в том, что различными поколениями исповедуются различные ценности и культурные нормы. Духовная безопасность России зависит от всех слоев нашего общества, но особенно важна здесь позиция молодежи. Молодежь наше будущее. Наблюдаются попытки оторвать новые поколения от позитивных ценностей. Под воздействием СМИ молодежь России все больше и глубже ориентируется на ценности и нормы западного образа жизни. На сегодняшний день существует много неформальных течений молодежи. Например, последователи следующих субкультур: ©эмоª, ©готыª, ©граффитерыª, ©металлистыª, ©рокерыª, ©панкиª, ©реперыª, ©скинхедыª, ©футбольные фанатыª, ©гопникиª, ©анархистыª. В большинстве таких объединений нет внятных интересов и программ деятельности, позитивные цели не ставятся. Часто ими пытаются скрытно управлять деструктивные культы. Они постоянно совершенствуют свои методы воздействия на общество и на молодежные субкультуры. Всем понятно чтобы этим опасным тенденциям противостоять, необходима эффективная стратегия. И начинать надо с главного: идеалов, ценностей, идей, идеологий, мировоззрений,принципов. Средства массовой информации оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения, ход политических процессов, на социализацию молодого поколения, его мировоззрение, культурные приоритеты и сознание. Учитывая манипулятивный характер воздействия СМИ, а также возрастающую мощность этого воздействия на мировоззрение масс, можно строить самые негативные прогнозы развития российской молодежи. Опасность СМИ проявляется не только в том, что они формируют определенную реальность, сконструированную искусственно и через манипулятивные механизмы внедряемую в сознание масс, но прежде всего в том, что поток информации, идущий через СМИ, часто носит крайне негативный характер, разрушающий психику, духовный мир, культурные ценности и нормы подростков, молодежи [2]. Рост насилия, суицидов, преступности, жестокости, равнодушия, безразличия в российском обществе, и прежде всего в молодежной среде, явное тому доказательство и следствие бесконтрольности деятельности СМИ. Очевидно, что СМИ владеют монополией на формирование культурных приоритетов и ценностей, а общество, находящееся под воздействием СМИ, подвластное его манипулятивным движениям и действиям, уже некоторые ученые называют медиатизированным [3], что означает не только доминирующую роль медиа втрансляции информации, но и формировании образцов культуры, социальных норм и ценностей, жизненных приоритетов. Важно заметить, к сожалению, что российская система образования, утрачивает свое первостепенное воспитательное предназначение и разрушает накопленный веками дидактический опыт. При наличии населения с одним из самых высоких процентов людей с высшим образованием уровень грамотности, воспитанности, эрудированности, интеллигентности характеризуется крайне низкими показателями [4].Состояние семьи является показателем духовного благополучия нации. Через семью индивид интегрируется в социум, приобретая первые знания и впечатления, представления и эмоции о мире, обществе, социальных отношениях, посредством приобщения к культуре в ее различных аспектах:этническом, экономическом, политическом и т.д. Любые общественные трансформации, социальные потрясения в первую очередь сказываются на семье, и, соответственно, восстановление её выступает необходимым условием для обеспечения духовной безопасности общества и должно стать приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения национальной безопасности государства [2].©Демонтажª советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к ©эрозииª ряда важных моральнонравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная обогащение и успех любой ценой.Основными угрозами духовной безопасности современной России являются: институциональный кризис и слабость социализационной системы общества, неспособной противостоять деструктивным тенденциям в обществе и негативному влиянию СМИ; социокультурный раскол, который выражается в забвении российских культурный ценностей, накопленного социокультурного опыта; отсутствие единой идеологии, способной сплотить российское общество; негативные явления в сфере семейнобрачных отношений, способствующие ухудшению социального самочувствия молодого поколения, ее криминализации и девиации, снижение уровня образованности, воспитанности и духовности; рост социального неравенства и др. Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, сколько, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. ©Система образования, подчеркнул Д.А. Медведев, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нацииª. Система образования призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовнонравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Система образования призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.В воспитании россиянина гражданина и патриота особо важная роль принадлежит учебным заведениям. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом системы образования. Если школа, вуз или иное учебное заведение не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у молодого человека в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться ©путанаяª идентичность и моральный релятивизм.Воспитание это комплексная социальнопедагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентированона достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретных исторических и социокультурных условиях.Национальная идея высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. М.В. Ломоносов утверждал: ©Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла. Главное в воспитании формирование человекапатриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением Россииª.В советский период отечественной истории высоким педагогическим идеалом было воспитание всесторонне развитой личности, что давало примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом потребительство, балансирование на грани вседозволенности, не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни. На современном этапе развития России при определении национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.Современный национальный идеал должен определяться как идеал личности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененную в духовных и культурных традициях российского народа:

личностная культура это готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности;

семейная культура это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

социальная культура это осознание себя гражданином своей страны на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.Нравственное развитие гражданина России это процесс последовательного расширения и укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.Господствующей идей национального самосознания, духовной безопасности в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку, находящемуся, как раньше говорили, на ©гocyдаревой службеª, а ныне ‬на службе обществу и государству. И в первую очередь эти чувства относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, гарантом общественного спокойствия ‬армии и правоохранительным органам. Сотрудники органов внутренних дел должны постоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нравственных чувств народа ‬российский патриотизм и что население нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повышенные нравственные требования. Представляя органы внутренних дел как прямое воплощение государственной воли, наши люди совершенно правомерно хотят видеть в деятельности сотрудников этих органов образец государственного патриотизма, воплощение лучших принципов общественной нравственности. Д.И. Писарев писал: ©Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершатьсясамостоятельно, в нашей собственной голове...ª[5].От гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей непосредственным образом зависят темпы и характер развития общества. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Необходима активная и продуманная политика государства в области обеспечения духовной безопасности общества, на основе комплексного разрешения острейших проблем в области экономики, образования, демографии, семьи, спорта и т.д., содействие социальнокультурной интеграции иммигрантов в наше общество; оздоровление мотивационной и поведенческой сфер жизни населения нашей страны; укрепление позитивной духовности и нравственности населения.Ссылки на источники1. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения. Автореферат. … док. полит. наук. РостовнаДону, 2009. 2. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности/Социoлогические науки. Выпуск №1 2011 г. 3. Черных А.И. Реальность ©четвертой властиª // Социологический журнал. 2008. № 1. С.100.4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М.: ЦСП, 2008. С. 21.5. Писарев Д.И. Соч. М., 1956. Т. 4.С. 197.



Petrova Alla S., candidate of pedagogic Sciences, docent, Associate Professor of human, moral and psychological and information support of ATS, Tyumen Institute of further education of the officers of the Russian Interior Ministry, Tyumen.

Аllaveta@yandex.ru

Features of spirituallymoral education of youth in contemporary conditions Abstract: development of the concept of spiritual security of the contemporary Russian society is a major public issue, as both the integrity of the society canexist only on the basis of the spiritual and moral values as indicators of vitality in society, its spiritual and social potential. Spiritual security of Russia depends on all segments of our society, but is particularly important here the position of young people. Keywords: are spirituallymoral education, youth, society, shaping, cultural values.