Инновационный центр образования как центр эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ежовкина Е. В. Инновационный центр образования как центр эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1446–1450. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53292.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ежовкина Елена Васильевна,аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскezhovkina.elena@mail.ru

Инновационный центр образования как центр эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.В статье изложены результаты анализа литературы по проблеме психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования. Ключевые слова:инновационный центр образования, сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время наиболее важными и актуальными являются проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации, создания равных стартовых возможностей для различных категорий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. В этой связи отчетливо выступает неизбежность проведения реформирования, модернизации системы образования. Сегодня значимым фактором ее обновления является активно развивающееся инновационное движение. В России создаются инновационные образовательные учреждения различной направленности –авторские школы, специализированные, комбинированные, комплексные образовательные учреждения, а также малые инновационные предприятия на базе вузов. В них применяются новые формы, методы, технологии работы с детьми, происходят инновационные преобразования, включающие комплексный творческий процесс создания и распространения новшества, удовлетворяющего конкретные общественные потребности. Развитие и функционирование таких инновационных образовательных структур является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере развития системы образовательных услуг. Эта идея четко была сформулирована Д.А. Медведевым, обозначившим одной из перспектив развития педагогического образования создание базовых центров образования и малых инновационных предприятий при данных центрах.В этой связи особую актуальность приобретает развитие системы сопровождения ребенка в образовательном процессе инновационного образовательного учреждения. Одним из таких центров, созданных на базе Мордовского государственного педагогического института им.М.Е.Евсевьева, является «Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования», инновационным структурным подразделением которого является Центр продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возрастов (на базе малого инновационного предприятия ООО «Новые возможности»). Центр продленного дня (далее Центр) создан в 2010 г. Директор данного Центра –Н. В. Винокурова,указывает, что он является одной из экспериментальных площадок, где реализуются инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста; организовываются педагогическая и преддипломная практики студентов; проводятся семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; оказание дополнительных образовательных услуг с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка и др. [1].В Центре реализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного и младшего школьного возраста: группы кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ;группы комплексного развития детей, посещающих ДОУ;группы комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;услуги специалистов: педагогпсихолог, учительлогопед, социальный педагог, учительдефектолог;кружки и студии для детей дошкольного и младшего школьного возраста[2].Как отмечает, Н. В. Винокурова, для осуществления учебновоспитательного процесса здесь имеются все необходимые материальнотехнические условия: предметноразвивающая, образовательная среда для школьников; компьютерный класс, сенсорная комната; спортивный зал. В Центре оборудованы игровые комнаты, учебные классы, спортивный зал, компьютерный класс, сенсорная комната, логопедический и психологический кабинеты. В соответствии с целями и задачами групп реализуются дополнительные образовательные программы, разработанные преподавателями института, а также ведутся индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ. Коллективом Центра используются современные инновационные технологии в образовании: игровые, здоровьесберегающие, информационные [1]. Таким образом, в Центре имеется всенеобходимые условия,материальнотехническая база, благодаря которой создаются условия для обучения, воспитания,развития, адаптациидетей с ОВЗ во взаимодействии с окружающими здоровыми сверстниками. Организация работы в Центреявляется актуальной и значимой. Онаобеспечиваетту развивающую образовательную среду, которая позволяетребенку с ОВЗпреодолеть существующие ограничения жизнедеятельности, эффективно взаимодействовать, общаться с окружающими,самостоятельно принимать решения, отвечать за них и др.В нашем понимании создание развивающей образовательной среды связано с разработкой психологических основ сопровождения развития детей и развития у них потребности в самообучении и формировании соответствующих интеллектуальных, коммуникативных и практических навыков. Развивающая образовательная среда это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей[3].Итак, одним из путей эффективного процесса сопровождения детей с ОВЗ, мы видим в рамках организации работы с данной категорией лиц в условиях малого инновационного предприятия. Это позволит формировать личность; востребованного в современном обществе человека, социально адаптированного, активного и ответственного, имеющего гражданскую позицию и лидерские навыки, способного свободно и корректно выражать свое мнение, умеющего налаживать взаимодействие, достигать желаемых результатов.

Ссылки на источники1.ВинокуроваН.В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. –2011. –№ 2. –С. 1416.2.Винокурова Н.В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. –2012. –№ 2, с. 46–48.3.ЕжовкинаЕ.В. К вопросу об актуальности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования // Традиционные и инновационные подходы к организации психологопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской виртуальной научнопрактической конференции «Традиционные и инновационные подходы к организации психологопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья», 1 октября –30 ноября 2011г. / отв. ред. Т.В. Кузьмичёва –Мурманск: МГГУ, 2012. –С.8487.

Ezhovkina Elena,postgraduate student, Department of the Mordovian State Pedagogical Institute after M.E.Evseviev (MordGPI), Saranskezhovkina.elena@mail.ruInnovation centre of education as the center of the effective followup of children with disabilitiesAbstract.The article contains the results of the analysis of literature on the problem of psychological and pedagogical support of children with disabilities in terms of innovation the centre of education.Key words:innovation center of education, support, and children with the limited possibilities of health.