Достоевский и его герои: особенность распределения ролей в романе "Бедные люди"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галкина С. И. Достоевский и его герои: особенность распределения ролей в романе "Бедные люди" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1511–1515. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53305.htm.
Аннотация. В статье говорится об особенностях взаимоотношений автора и его героев в романе «Бедные люди». Рассматривается вопрос о героях-двойниках, их масках и ролях героев.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Галкина Светлана ИвановнаУчитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№40, г.Воронежgalkin@yandex.ru

Достоевский и его герои: особенность распределения ролей в романе «Бедные люди».Аннотация.В статье говорится об особенностях взаимоотношений автора и его героев в романе «Бедныелюди». Рассматривается вопрос о герояхдвойниках, их масках и ролях героев. Ключевые слова: Автор и его герои, героидвойники, антиподы, герои и его роли.Избрав в качестве ведущей формы повествования своего первого романа эпистолярную, Достоевский самс гордостью признавался в глубокой продуманности этого решения, суть которого сводилась к сокрытию своей авторской личины за образами персонажей, созданных его воображением. Однако эпистолярный роман«Бедные люди»отнюдь не лишен присутствия в нем авторской позиции, что уже само по себе было бы абсурдно, ведь содержание произведения есть плод авторского воображения и в то же время восприятия окружающей действительности. Благодаря избранной писателем повествовательной структуре, герои романа предстают переднами вне прямой авторской оценки, отчего, безусловно, приобретают видимость относительной свободы существования от его авторской воли. Однако связь между автором произведения и его героями неразрывна и вполне ощутима. Эпистолярный роман, предусматривающий переписку двоих, только внешне не предполагает присутствия в нем большого диалога голосов и мнений, а значит, и присутствия в нем других вполне самостоятельных персонажей, наделенных таким же количеством свободы действия, что и главные. На самом деле, монологическая переписка Девушкина и Вареньки Доброселовой перенасыщена мнениями, суждениями, противоречиями не только авторов писем, но и героев этих писем. Достоевский гениально представил в эпистолярном романе не одно, а множество человеческих сознаний исамосознаний, а это в свою очередь доказывает, что избранный писателем жанр, казалось бы, исключающий само присутствие в нем авторской позиции, на самом деле достаточно четко ее выражает посредством представления разнообразных, противоречивых по своей сути человеческих точек зрения. Для тогочтобы в этом убедиться, необходимо проследить за тем, как Достоевский распределяет в романе роли. Два ведущих переписку персонажа –Варенька Доброселова и Макар Девушкин это своего рода два противоположных мира,представляющих собой два абсолютно разных взгляда на жизнь. Мир каждого из них подразделяется на внешний и внутренний. Жизнь внешняя определяется влиянием людей, представителей миров Вареньки и Макара, с которыми приходится общаться героям, неписаными законами общества, несоблюдение которых может привести к катастрофе. Внутренний мир подчиняется их мыслям и чувствам, прямо указывающим на одиночество главных героев, их неумение или (в случае с Варенькой) нежелание искать свое место в жизни. В определенной степени можно говорить о том, что и Варенька Доброселова, и Макар Девушкин являются связующим звеном между автором произведения и другими персонажами романа. Судьбы обоих главных героевсловно отражаются одна в другой, как в зеркале, более того, в прошлом Вареньки отражается не только настоящее Макара Девушкина, но и его будущее. Быть может, это покажется неожиданным, но и судьбы представителей миров главных героев тоже отражаются одна в другой. В этом не 2

сложно убедиться, если проследить за системой героев двойников, представленных в романе. Принцип двойничества, широко используемый Достоевским в романе, является одним из важнейших средств выражения авторской позиции и изначально подчинен раскрытию образа Макара Девушкина, сложности, противоречивости, двойственности его сознания, своеобразию разрешения им тех или иных философских проблем.Система двойничества позволяет судить и об авторском отношении к второстепенным героям романа, которые делятся на две группы: окружение Вареньки (Анна Федоровна, отец и сын Покровские, Быков, Федора, Макар Девушкин) и Макара (Горшков, Ратазяев, жильцы дома, сослуживцы, Варенька).Таким образом, двойниками Девушкина становятся представители и его мира Ратазяев, Горшков, и представители мира Вареньки отец и сын Покровские. Собственно, система двойничества здесь достаточна сложна, ведь каждый из двойников воспроизводит какуюто одну, доведенную до некоего предела, сторону характера Девушкина. Отсюда следует, что каждый из перечисленных героев являет собой особую разновидность двойнических образов: частичных героевдвойников и двойниковантиподов. Частичным двойником Макара становится старик Покровский. Не сложно увидеть определенное сходство в построении сюжетных линий судеб этих героев. Интересно, что Покровский старший даже внешне во многом напоминает Девушкина, но это не самое главное сходство. Куда важнее увидеть сходство в той привязанности, которую испытывают оба эти человека к по сути дела абсолютно чужим им людям: из содержания романа следует, что никаких прямых родственных отношений между отцом и сыном Покровскими попросту нет; вопрос о родственной связи между Девушкиным и Доброселовой тоже является достаточно спорным. Привязанность Покровского к «Петеньке» и Макара Девушкина к Вареньке переросла в родительскую любовь и породила чувство ответственности за их счастье и благополучие. В счастье и благополучии «Вареньки»и «Петеньки»теперь заключается смысл жизни для обоих «стариков». Со смертью Петеньки внутренне умирает и сам Покровскийстарший, гибель физическая это только вопрос времени: не случайно символом ее скорого прихода становится увязавшаяся за гробом сына Покровского старуха(чем не символ смерти?), пожелавшая проводить печальную процессию на кладбище. (1, С.45)1Макару тоже придется пережить момент расставания с Варенькой, которая уже пережила смерть духовную, согласившись на брак с господином Быковым,и тем самым приблизила час смерти физической. Отчаявшийся чтолибо изменить Макар в последнем письме к Вареньке выскажет свое намерение бежать вслед за увозящей ее каретой(1, С.107), и тем самым заставит вспомнить ужасающую картину погони старика Покровского за гробом сына. Разлука с Варенькой лишает Девушкина всякого смысла жизни, а значит, пророчит ему смерть духовную, а вслед за ней ... Впрочем, финал романа остается открытым, оставляя возможность только предполагать дальнейшее развитие событий. Безусловно, что и разница между этими персонажами присутствует. И самое главное отличие между Девушкиным и Покровскимстаршим заключается в том, что любовь их к «детям» оказывает различное влияние на них же самих. Если Макар, начав переписку с Варенькой, внутренне меняется, развивается, то Покровский 1ДостоевскийФ.М. Полное собрание сочинений в 30 томах, Т. 1. С.45. «Наука», Л., 1972 Далее ссылки на это издание даются в тексте в скобках. Первая цифра означает том, вторая –страницу ( в данном случае Т.1, С. 45)

3

старший откровенно притворяется, делая вид, что способен на изменения привычного ему образа жизни и привычек. Можно говорить и о сходстве и различии в целях и способах использования маски обоими героями при явлении на людях. Макар прибегает к услугам маски при выходе за пределы дома, с ее помощью пытаясь найти общий язык с окружающими или же попросту спрятаться за ней. С людьми близкого окружения и, прежде всего, с Варенькой он держится совершенно иначе. Старик Покровский это прообраз будущих героевшутов, постоянно присутствующих в романах Достоевского, шутов, ставших таковыми исключительно по собственной воле, но преследующих абсолютно разные цели. Старик Покровский неоднократно именуется Варенькой шутом, но девушка, сама того не замечая, очень точно называет причину такого маскарада: желание угодить сыну и тем самым вызвать его расположение к себе, а для достижения поставленной цели еще и угодить окружающим Петеньку людям. Отсюда его готовность унижаться перед всеми, кто,так или иначе,связан с его «Петенькой». (1, С.32.)Готовность унижаться, заискивать перед сильными мира сего свойственна и Макару, причем свойственна даже в большей степени, чем Покровскому. Девушкин готов унизиться перед всеми, кто вдруг сказал ему доброе слово, случайно как это произошло в компрометирующей его историей с пуговицей в момент общения с «его превосходительством»

или же намеренно, с какойто определенной целью, как это происходит постоянно в процессе общения его с Ратазяевым. Интересно, что Достоевский так преподносит читателям Девушкина, что это только на первый взгляд он кажется очень простым и ясным для понимания его сути персонажем. Далеко не сразу выясняется, что дать какуюто единую, безоговорочную оценку его поведения просто невозможно. Да, безусловно, что стремление Девушкина лебезить перед его превосходительством, бесконечно восхвалять его деяние, мечтать даже увековечить память о содеянном им пожертвовании, передавая из поколения в поколение все подробности произошедшего, не может не вызывать определенной доли неприязни к самому Макару. Однако если учесть, что на долю этого человека выпало не так уж много встреч сдобрыми людьми,и тем более не так уж много он слышал добрых слов в свой адрес, то объяснение его сверхмерной готовности унизиться перед каждым, кто хоть чтото хорошее увидел в нем самом, достаточно просто. Макар по натуре своей человек очень благодарный, готовый отплатить добром за добро. В редкие моменты счастья, по его же собственному признанию, он страстно желает видеть всех людей счастливыми, а отсюда его стремление простить все оскорбления со стороны Ратазяева да и других ему подобных.Неоднозначность оценки поведения Девушкина подчеркивает двойственное отношение к нему и самого автора, способного не только увидеть, противопоставить друг другу положительные и отрицательные черты характера Макара, но даже представить в подтексте романа оправдание поступков героя. Можно сказать, что таким образом Достоевский подчеркивает право своего героя придерживаться собственной «правды жизни», при этом сам писатель не отвергает, но и не принимает законов ее существования. То же можно сказать и об отношении писателяк жизненным позициям всех остальных персонажей романа. Особого внимания заслуживает соотношение Горшков Макар Девушкин Ратазяев. Объяснение тому заключается в том, что Горшков и Ратазяев это своего рода две, существующие независимо друг от друга,ипостаси характера Макара Девушкина.

Уже говорилось, что судьба Макара Девушкина словно отражается в судьбах людей, с которыми его сводит судьба. Так, понаблюдав за распределением ролей в романе, неожиданным может показаться, на первый взгляд, следующий вывод: прошлое Макара символизируют студент Покровский и Варенька, Почти забытые 4

годы юности Макара пусть не повторяют в точности годы учебы студента Покровского, но схожи они в одном: в том одиночестве, на которое намеренно себя обрекли оба в надежде скрыться от общества. Не случайно поэтому присутствие в романе удивительного внешнего поведенческого сходства Покровскогомладшего и Макара Девушкина. Можно предположить, что и смерть Покровского это своего рода символ смерти не столько физической, сколько нравственной, смерть не от болезни как таковой, а смерть от сложного противостояния героя с самим собой, от противостояния своим принципам. В определенной степени Покровский предсказывает духовную гибель Макара после отъезда Вареньки с Быковым. Достоевский не дает возможности в полной мере оценить личность Покровского младшего; сам факт, что не этот молодой человек становится героем романа, говорит о многом. Писатель словно предлагает на примере судьбы Покровского увидеть этапы превращение обычного человека в человека «маленького», забитого и забытого, униженного и оскорбленного, увидеть в образе жизни студента жизнь самого Девушкина до встречи с Варенькой. Процесс подобного превращения писателю ясен, и поэтому его больше волнует вопрос о том, естьлиу «маленького человека» возможность хотя бы перебороть боязнь самого же себя, перебороть комплекс собственной неполноценности. Покровскогомладшего мы видим в момент осознания себя таким же человеком, как и окружающие его люди. Однако Петр Покровский умирает, ему, теперь уже по воле писателя, не была дана возможность проверить свои силы. Это тоже о многом говорит.Достоевский словно не верит в способность молодого человека чтолибо изменить в своей жизни. Из письма Вареньки о последних двух месяцах жизни Покровского мы узнаем, что состояние внутреннего дискомфорта не покидало его ни на минуту и, пожалуй, именно оно в большей степени становится причиной его болезни. «В эти два месяца он неутомимо хлопотал о способах жизни, ибо до сих пор он еще не имел определенногоположения. Как все чахоточные, он не расставался с до последней минуты своей с надеждою жить очень долго и счастливо. Ему выходило кудато место в учителя; но к этому ремеслу он имел отвращение. Служить гденибудь в казенном месте он не мог за нездоровьем. К тому же долго бы нужно было ждать первого оклада жалованья. Короче, Покровский видел везде только одни неудачи; характер его портился.»(I. ,43.) Из этого отрывка следует, что Покровский оказался в очень сложной ситуации, практически в замкнутом круге: его желания явно не совпадали с возможностями их осуществления, а поступиться первыми он не мог. Противостояние с самим собой оказалось для него непреодолимым испытанием. В какойтостепени смерть Покровского иносказательно предсказывает исход будущего противостояния Девушкина с самим же собой, которое ему предстоит пережить после разлуки с Варенькой. Таким образом, Покровскиймладший это и прошлое Девушкина и своеобразное предопределение будущего. Уже говорилось о том, что огромную роль в раскрытии образа Девушкина играют Ратазяев и Горшков, каждый из которых тоже достаточно ярко отражает одну из сторон характера Макара. Ратазяев и Горшков это своеобразное настоящее Макара. Девушкин постоянно, сам того не замечая, мечется между двумя крайностями, которые сближают его то Горшковым, то с Ратазяевым. Горшков это частичный двойник Девушкина, который оттеняет лучшую из сторон личности Макара, но это не значит, что абсолютно положительную. Сосед Девушкина так же неоднозначен, как и главный герой. По своей сути он человек чести, не признающий ничего выше и важнее нее. Однако открыто отстаивать свою честь и достоинство он не в состоянии, да и доказывать свою точку зрения даже

равным себе по положению людям он не может. Вспомним его реакцию на высказывание Ратазяева о том, что честь ничего не стоит, «когда нечего есть»(I.,98) 5

« ... Горшков обиделся, то есть не то чтобы прямо неудовольствие высказал, а только посмотрел както странно наРатазяева да руку его с плеча своего снял. А прежде бы этого не было». (1, 98.) С одной стороны, он впервые открыто пытается противостоять Ратазяеву, но с другой, словно испугавшись случившегося, произносит: «Да, ... и деньги хорошо; слава Богу, слава Богу!» (1, 98.) Определенная двойственность поведения свойственна и Макару, неоднократно меняющему свое мнение. Горшков притягивает Макара своим странным и непонятным для него поведением, за которым скрывается гордость, чувство собственного достоинства, крепкое понятие о чести и совести. Встреча с этим человеком во многом меняет взгляд Девушкина на жизнь, но не дает ему возможности до конца разобраться в своих чувствах. Отношение Достоевского к Горшкову достаточно сложное. Безусловно, что автор с сочувствием относится к этому своему герою, но тогда как можно объяснить его решение «расстаться» с ним столь печальным образом? Рассказ «Слабое сердце» еще не написан, но с уверенностью можно утверждать, что именно Горшков стал прототипом его главного героя. Собственно, вопрос о том, почему умер Горшков, в романе остается открытым и вполне предполагает несколько ответов, каждый из которых посвоему будет иметь право на существование: от безудержного счастья, которое переполнило все существо бедняги, или же от незнания, как с этим счастьем теперь жить? А может быть, это был вполне закономерный финал жизни человека, душа которого умерла еще в тот самый день, когда его обвинили в преступлении, и не могла найти успокоения, не дождавшись оправдания? В определенной степени это еще один вариант заочного диалога автора как с героями, так и с читателями. Ратазяев это еще один двойник Девушкина, которого скорее можно было бы именовать двойникомантиподом. Ратазяев полная противоположность Девушкина во всем: в манере поведения, в восприятии жизни, в отношении к себе и к окружающим. Однако и его черты так или иначе проявляются в Макаре. Перед главным героем словно стоит вопрос отом, на кого походить: на честного и нищего Горшкова или же на изворотливого, якобы получающего гигантские гонорары, а на деле такого же нищего Ратазяева. Если Макар прибегает к использованию маски только в целях защиты от чужих ему людей, в момент общения с «сильными мира сего», забывая о маске в обычной для него обстановке, то Ратазяев сжился с выдуманным для себя образом, который вполне позволяет судить и о его истинной сути. Однако в большей степени Ратазяев является двойникомантиподом Горшкова. Разница в их взглядах на жизнь столь велика, что сразу заставляет увидеть: для первогосмысл существования сводится к каждодневной потребностипроизводить впечатление на публику любой ценой, не задумываясь над тем, что избранная маска не сможет скрыть ни тщеславия, ни ограниченности, ни подчас и глупости, а для второгооно свелось к единственной цели: защите своей чести и достоинства. Горшков прекрасно понял сущность Ратазяева, а потомуто для него неприятно наигранное участие этого человека в его судьбе. Чтобы ответить на вопрос о том, какую роль отводит Достоевский Вареньке Доброселовой, надо повнимательнее взглянуть на композицию романа, при этом на какойто момент просто оторваться от его внутреннего содержания, чтобы увидеть его внешние, достаточно необычные черты. И исходить в своих наблюдениях надо из того, что роман «Бедные люди» романэпистолярный, должный раскрывать сокровенные человеческие переживания, надежды и чаяния. Если быть справедливым до конца, то письма главных героев, конечно же, включают в себя и первое, и второе, и третье, но в них практически отсутствует необходимый диалог. Одной из важнейших отличительных особенностей писем героев становится 6

их ярко выраженная независимость от посланий друг друга. В этом можно убедиться экспериментальным путем: достаточно всего лишь прочитать письма Макара и Вареньки поочередно, сначала письма одного, а потом другого. Результат такого прочтения будет на первый взгляд неожиданным: послания обоих героев вполне могут существовать самостоятельно, причем разъяснений для понимания тех или иных событий со стороны писем адресата вовсе не требуется. После наблюдений за внешним построением писем персонажей оказывается, что этот факт вполне объясним и к тому же закономерен. Такое построение переписки указывает на явную психологическую несовместимость людей, на полное отсутствие между ними духовной связи.Так, и Макар, и Варенька в своих письмах хоть и проявляют заботу друг о друге, но забота эта выражается в стремлении оказывать конкретную материальную помощь, что, с одной стороны, тоже немаловажно для выживания в этом жестоком мире, однако и не вполне достаточно для того, чтобы говорить о духовной близостигероев. Да ее попросту и нет: письма героев отличаются откровенным отсутствием в них логических ответов на вопросы адресата или же хоть какойлибо реакции на рассуждения или же исповеди друг друга, а это значит, что каждый из них занят в первую очередь своими духовными переживаниями и проблемами. Даже их исповеди, повествующие о былых годах жизни, с которыми они обращаются друг к другу,не будут услышаны ими же. В итоге диалога как такового между героямине происходит, есть диалогический монолог, с которым каждый из героев обращается в первую очередь к самому себе. Особенности композиции раскрываются уже в избрании писателем промежутка времени, на протяжении которого его герои ведут переписку друг с другом. Обратим внимание на даты ее начала и конца: весна (8 апреля) –осень(29 сентября). Начинается она в межсезонье, в межсезонье и прекращается. Межсезонье как будто властвует над душами героев. И если в душе Вареньки навеки поселилась осень, то душа Макара пока еще находится под властью весны. Это, на первый взгляд, неожиданное сравнение вполне объяснимо, и суть его в том, что оба героя проходят через одни и те же жизненные испытания, но на момент начала переписки оказываются на разных этапах этого непростого пути: Варенька, однажды встретившая в своей жизни удивительного, не похожего на нее человека, студента Покровского и попытавшаяся однажды изменить свою жизнь, наполнив ее смыслом, столкнулась с невозможностью подобных счастливых перемен, а потому ее душа словно покрылась коркой льда, какой покрываются лужи в дни первых осенних морозов. Всем своим существом она в осени, в осень же и уезжает, решив связать свою судьбу с Быковым. Отсюда и столь поразительная «одинаковость» ее писем, которым не свойственноразнообразие тем, и все они построены в строгом соответствии единому плану: благодарность Макару за его заботу о ней, сетования на свою несчастную судьбу, обрекшую ее на столь суровые испытания, рассказ о жестокости людей, с которыми она вынуждена общаться. Душа Макapa на момент начала переписки как будто только начинает жить, давая возможность ему самому обрести смысл жизни в общении с близким, как ему кажется, по духу человеком, в возможности быть нужным ему. Весна его души окажется непродолжительной и тоже слишком быстро перерастет в осень разочарования жизнью. Письма позволяют говорить о том, что Достоевский придерживался определенного принципа построения образов своих героев. Несомненно, что он намеренно сталкивает в своем романе двух абсолютно разных людей, разных и по возрасту, и по взглядам на жизнь, и по приобретенному жизненному опыту. О последнем следует сказать особо: содержание писем героев достаточно убедительно доказывает, что жизненный опыт человека определяется отнюдь не количеством прожитых лет, а испытаниями, выпавшими на его долю. Письма Макара 7

свидетельствуют о том, что он, по сравнению с Варенькой, скорее напоминает ребенка, каждодневно открывающего для себя мир, чем умудренного опытом старца, коим он любит себя называть в свои сорок семь лет. А вот с Варенькой все намного сложнее. Она как будто согнулась под тяжестью пережитого, как будто навсегда осталась в своем прошлом, не желая жить полноценной жизнью в настоящем. В итоге читатели наблюдают за тем, как на страницах романа происходит столкновение даже не самих героев, а их мировосприятий: разочарования жизнью и пробуждения к ней, абсолютной апатии и неожиданного интереса ко всему новому. Однако это столкновение жизненных позиций временно: оба героя как будто преодолевают одну и ту жедистанцию, и только разница во времени ее прохождения становится причиной, по которой они поразному смотрят на мир. В определенный момент Макар, повторяющий шаг за шагом судьбу Вареньки, наконецто сравняется с нею в ее разочаровании жизнью.

Достоевский оставляет своего героя на перепутье. Последние строки письма, завершающего переписку, передают сложное психологическое состояние Макара Девушкина, характеризующееся бесконечной сменой настроений.(1.,107)От укоров Вареньке он переходит к смирению переднеизбежным расставанием, которое тут же сменяется внутренним порывом любой ценой остановить девушку, не позволить ее увезти. И тут же безумный порыв переходит в покорность, и прежний Макар наивновосторженно уверяет возлюбленную в том, что у него «слог теперь формируется»

и тут же внутренний голос, как бы устыдившись этого заискивания, признается в тоске и боли, которую он испытывает от осознания собственного одиночества и понимания невозможности чтолибо изменить. Последнее послание Макара лишено даты написания, что является отнюдь не признаком рассеянности героя. Этот немаловажный факт подчеркивает высочайшее внутреннее напряжение героя, способное вполне реально перерасти для него в катастрофу. Однако это письмо Макара не лишено и определенной доли эгоизма, в чем сам он не признается даже самому себе. Отъезд Вареньки –это ее глубоко личное дело, но он не желает этого признать, забывает о том, что девушка сама вправе решать свою судьбу. Эгоистическое стремление быть рядом с той, которой он попросту не нужен, не дает ему возможности взглянуть на ситуацию с точки зрения девушки. Он не задумывается, что Варенька просто хочет поверить в возможность устройства своего счастья, в котором не будет места Макару, не хочет понять, что она создает иллюзию своего счастья. Это ее выбор.Финал романа остается открытым. Как сложится судьба Макара Девушкина дальше, Достоевский предлагает решить читателям, однако благоприятный исход маловероятен.Выводы из всего вышесказанного следующие: Достоевского волновал вопрос о том, что движет поступками всех его персонажей, поступками, подчас противоречащими их мыслям. По каким законам живет сознание человека, чему оно подчиняется? Писатель представил в романе целую галерею персонажей, живущих по законам собственного мировоззрения, самостоятельно определяющих свою жизненную позицию, а в соответствии с нею и роль в обществе, в котором ему отведено судьбой вращаться.





8

Список используемой литературы:Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Т.1., «Наука», Л.,1972.



Galkina Svetlana

Teacher of comprehensive school №40

Galkina@yandex.ru

Dostoevsky and his heroes: features of cast in the novel “Poor people”.

Annotation:The article narrates about features of relationships of the author and his heroes in the novel “Poor people”. The question of heroesdoubles, their masks, roles is considered.

Keywords:the author and his heroes, heroesdoubles, antipodes, heroes and roles.