Применение проектной технологии на уроках английского языка
Выпуск:
ART 53304
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева
Н.
С. Применение проектной технологии на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1506–1510. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53304.htm.
Аннотация. В статье рассматривается методика проектной деятельности на уроках английского языка, которая может способствовать решению задач на новом этапе обучения иностранному языку и развитию творческой личности.
Текст статьи
1
Алексеева Наталья СергеевнаУчитель английского языка МБОУ СОШ №40,г. Воронежаalexeevans@yandex.ru
Применение проектной технологии на урокаханглийскогоязыкаАннотация.В статье рассматривается методика проектной деятельности на уроках английского языка, которая может способствоватьрешению задач на новом этапе обучения иностранному языку и развитиютворческой личности.Ключевые слова:метод проектов на уроках английского языка, диалог культур,проблема,информация.Современный ученик –это личность творческая и активная. Он стремится выразить себя в работе и показать результат этой работы. Современная методика обучения требует личностноориентированного подхода и развития коммуникативной компетенции учащихся, а поэтому в процессе работы мы ставим в центрсвоеговнимания ученика, его внутренний мир, его интересы,его развитие. При таком подходе к обучениюменяются отношения между учеником и учителем.На наш взгляд,в особой мере обучению английскому языку способствует использование на уроках метода проектной деятельности учащихся, который
помогает общему развитиюличности школьников, развивает их внутренний мир, кругозор, творческую деятельность. В зарубежной школе метод проектов применялся сконца80х годовXXвека. В нашей стране данный метод начал активно использоваться в конце 90х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Выполняя задания, ученики знакомятся с особенностями культуры изучаемого языка и тем самым реализуют еще одну цель изучения иностранного языка –формирование страноведческой компетенции. Проектный метод играет важную роль в обучении английскому языку,позволяет решать задачи на новом этапе его изучения и способствует творческому развитию личности. Отличительной чертой проекта является активное использование средств изучаемого иностранного языка. В процессе выполнения поставленных задач учащиеся знакомятся с текстами и выполняют задания на иностранном языке, одновременно повторяя уже пройденный лексический и грамматический материал. Школьники сами находят недостающую информацию, где содержится страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этого не только материал учебника, но и другие источники информации. Конечный продукт представляется на иностранном языке. Метод проектов отражает дифференцированный подход в обучении, что позволяет ученикам самостоятельно приобрести знания в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из различных областей. Этот метод способствует достижению дидактической цели через детальную разработку проблемы. Данная методика требует активного, самостоятельного мышления ребенка, которая учит не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, но и применять их на практике. Работа над проектом требует умения задать
проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу и подобрать необходимый материал. В процессе этой работы ученик развивает свои интеллектуальные способности, а также такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и личное творчество. Цель проекта –стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять 2
полученные знания, развитие критического мышления. Метод проектов позволяет творчески применять языковой материал и превратить уроки иностранного языка в дискуссионную, исследовательскую лабораторию, в которой решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Выполняя проектные задания, школьники овладевают определенными творческими, интеллектуальными и коммуникативными умениями. Это проявляется в умении работать с информацией, проводить ее анализ, делать выводы, обобщения. В данной ситуации учителю отводится роль координатора, источника информации и эксперта. Работа должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Для этого необходимо научить детей самостоятельно мыслить и решать поставленные задачи. Помочь в этом может творческая атмосфера при изучении предложенной темы для исследования. При обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесной связи с учебной программой. Наша школа использует УМК М.З. Биболетовой иВ.П. Кузовлева при обучении учащихся 2 –9 классов. В данных УМК проекты являются завершающим этапом работы над определенной темой. Задания соответствуют индивидуальному уровню, на котором находится каждый ученик. Учащемуся преподаватель советует, где лучше найти информацию, как ее записать и как представить. В этом случае у школьника исчезает страх перед языком, как это бываетна обычном уроке. Работа дает возможность применять пройденные грамматические явления и структуры. Основной характеристикой этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Положительная сторона данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе школьников в школе и дома, побуждая их к поиску новой информации из любых источников. Использование современных технических средств помогает более качественно и интересно подготовить проект. Это наглядно можно увидеть при сравнении работ учащихся за последние три года и работ в начале 2000х годов.
Современные информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихсяипри определенных условиях могут быть использованы в учебном процессе. Можно привести пример международного проекта.
Ученики1011 классовнашей школыв 20042005г.под руководством учителя информатики Князевой М.В. и учителя английского языка Алексеевой Н.С. приняли участие в конкурсе мультимедийных презентаций, который проводилсякомпанией «Сименс» (Siemens AG JoinMultimedia2004 Competition) и (Siemens AG Join Multimedia 2005 Competition). Всего на российском этапе этого престижного конкурса было зарегистрировано более 1000 команд школьников и студентов. Одно из условий конкурса было представить информацию о команде на немецком или английском языке. Наши учащиеся выполнили работу на русском и английском языках. Работа велась по следующему алгоритму:1) выбор темы (2004 год –«Обитаемый космос», 2005 год –1«Свет» и 2«Наша школа»;2) поиск необходимой информации;3) авторские снимки и видеоклипы;4) создание презентации;5) перевод информации на английскийязык;6) отработка правильного произношения и правильной интонации;3
7) сопровождение презентации речью учащихся на русском и английском языках.Этот конкурс увлек ребят. Он включил школьников в диалог культур. В процессе подготовки проекта учащиеся приложили все усилия, чтобы оказаться в числе лучших участников конкурса.
Результаты превзошли ожидания. В 2004 году наша команда заняла 3 место на российском этапе и в числе лучших 18 работ из России была представлена в Мюнхене. Проект двух команд в 2005 году после российского этапа конкурса был также направлен в Мюнхен.Ученики и учителя были награждены сертификатами, грамотами и благодарственными письмами компании «Сименс». Данный конкурс отвечал интересам и потребностям современных школьников, приобщаяих к культурному наследию, как своей страны, так и других стран, формируя целостную картину мира. Этот проект стимулировал субъективную позицию школьников (наблюдать, размышлять, самостоятельно искать информацию).Хотелось привести пример проектной работы, которая, ставиласвоей целью углубление в изучении английского языка, расширила ее рамки, включив в себя новые блоки по другим гуманитарным предметам: литература, истории, искусству и музыке.
Таким образом,нам удалось приблизиться к «реконструкции» Англии века шестнадцатого с ее ярчайшими представителями и простыми смертными. Идея пришла в голову после банального детского «вот бы посмотреть, как жили Ромео и Джульетта и каким был Шекспир, услышанного на уроке литературы в восьмом классе.Началось все с составления подробного плана действий. Было решено объединить усилия учителей сразу трех предметов: истории, литературы, английского языка, плюс консультации учителя музыки. Идея реконструкции века шестнадцатого была воспринятаположительноучениками 89 классов и с не меньшим энтузиазмом поддержана десятиклассниками, пока еще обладающими долей свободного времени и желанием окунуться в эпоху позднего Возрождения. Все участникистоль сложногопроектабыли поставлены перед необходимостью распределения ролей: и здесь, как и в жизни, комуто выпало стать Елизаветой, королевой английской, а комуто просто статистом, помощником режиссера, костюмером, звукооператором. В итоге работы над сбором необходимого материала егонабралось в таком большомколичестве, что вся идея оказалась под угрозой срыва, потому что объять необъятное невозможно, невозможно его и втиснуть в узкие рамки одного школьного урока или даже внеклассного мероприятия. Разрешение проблемы пришло само собой: неделя русского языка и литературы, иностранного языкав школе, которую вполне можно было переименовать в неделю гуманитарных наук и на ее основе провести Шекспировский фестиваль. План нашего проекта:Первый день фестиваля. Торжественное открытие. Погружение в эпоху Англии шестнадцатого века.Исторические хроники. Ребята провели большуюисследовательскую работу эпохи Елизаветы, что позволило им показать свои знания в игре «Умники и умницы».
День второй: Кто вы, господин Шекспир?Второй день фестиваля посвящен поисковой, исследовательской деятельности детей.Ученики заинтересовались таинственностью личности Шекспира, многообразием высказываемых предположений о том, кто же скрывался под этим именем. Дети самостоятельно готовили доклады, сопровождали их презентациями, инсценировками, собственными исследованиями и предположениями.4
День третий: «Глобус»это мой мир, моя жизнь, моя судьба».Этот день проходил на английском языке.В ходе мероприятия ученики представили свои постановки произведений Шекспира: сцены из драмы «Ромео и Джульетта», «Гамлет», комедии «Двенадцатая ночь».День четвертый: «Музыка и Шекспир». Четвертый день посвящен музыкевремен Шекспира. Сначала эта идея не вдохновила учащихся.Нов ходе логичныхрассуждений о том, что балы были обычным явлением для тех лет,а значит,они сопровождались определенной для тех лет музыкой. В итоге они решили проникнуться интересом к музыкальным предпочтениям юношей и девушек 16 века. Дети для себя с удивлением открыли, что в те далекие времена просто неприлично было не уметь музицировать и петьпо нотам. Чтобы ни в чем не уступать своим ровесникам из далекого 16 века, они решиливыучить танцы (Вольта) и даже песенные баллады. Еще раз подчеркиваем, что подготовка к фестивалю заняла немало времени. День пятый: Закрытие фестиваля. «Шекспир навсегда».Закрытие фестиваля превратилосьвяркий праздник, посвященный жизни и творчеству Шекспира.Оно включило в себя инсценированное действо с участием Шекспира, Елизаветы. Дети в их честь читали сонеты, исполняли номера художественной самодеятельности.На экран проецировалисьотрывки из фильмов «Влюбленный Шекспир», «Ромео и Джульетта», «Гамлет».В честь Шекспира исполнялись сонеты 90 и 88в переводе детей.Сонет №90 звучалв исполнении А.Б. Пугачевой, из фильма «Женщина, которая поет»В заключение вечера выступалиученики 10 класса. Звучалотрывок из мюзикла «Ромео и Джульетта» «Короли большой Вероны», участники студии старинного танца «Вольта» исполняликомпозицию «Друзья и враги» из этого же мюзикла.При закрытиифестиваляего организаторы поблагодарилиучастников за помощь в его проведении.Фестиваль доказал, что совместная работа взрослых и детей объединяет, помогает лучше понять друг друга, раскрыть глубоко сокрытые таланты, раскрыть уже имеющиеся. Идея фестиваля не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы каждый из его участников не представлял бы своей конкретной роли в нем, не выполнял строго поставленной перед ним задачи.
AlexeevaNatalya,TeacherofEnglish ofcomprehensiveschool № 40, Voronezhalexeevans@yandex.ruApplication of project technology on the English lessonsAnnotation: The article considers the project method on the English lessons which can assist the decision of problems at a new level of learning foreign language and the developing of the creative person.Keywords:methodof projectson the English lessons, the dialogue of the culture, theproblem, the information.
Алексеева Наталья СергеевнаУчитель английского языка МБОУ СОШ №40,г. Воронежаalexeevans@yandex.ru
Применение проектной технологии на урокаханглийскогоязыкаАннотация.В статье рассматривается методика проектной деятельности на уроках английского языка, которая может способствоватьрешению задач на новом этапе обучения иностранному языку и развитиютворческой личности.Ключевые слова:метод проектов на уроках английского языка, диалог культур,проблема,информация.Современный ученик –это личность творческая и активная. Он стремится выразить себя в работе и показать результат этой работы. Современная методика обучения требует личностноориентированного подхода и развития коммуникативной компетенции учащихся, а поэтому в процессе работы мы ставим в центрсвоеговнимания ученика, его внутренний мир, его интересы,его развитие. При таком подходе к обучениюменяются отношения между учеником и учителем.На наш взгляд,в особой мере обучению английскому языку способствует использование на уроках метода проектной деятельности учащихся, который
помогает общему развитиюличности школьников, развивает их внутренний мир, кругозор, творческую деятельность. В зарубежной школе метод проектов применялся сконца80х годовXXвека. В нашей стране данный метод начал активно использоваться в конце 90х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Выполняя задания, ученики знакомятся с особенностями культуры изучаемого языка и тем самым реализуют еще одну цель изучения иностранного языка –формирование страноведческой компетенции. Проектный метод играет важную роль в обучении английскому языку,позволяет решать задачи на новом этапе его изучения и способствует творческому развитию личности. Отличительной чертой проекта является активное использование средств изучаемого иностранного языка. В процессе выполнения поставленных задач учащиеся знакомятся с текстами и выполняют задания на иностранном языке, одновременно повторяя уже пройденный лексический и грамматический материал. Школьники сами находят недостающую информацию, где содержится страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этого не только материал учебника, но и другие источники информации. Конечный продукт представляется на иностранном языке. Метод проектов отражает дифференцированный подход в обучении, что позволяет ученикам самостоятельно приобрести знания в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из различных областей. Этот метод способствует достижению дидактической цели через детальную разработку проблемы. Данная методика требует активного, самостоятельного мышления ребенка, которая учит не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, но и применять их на практике. Работа над проектом требует умения задать
проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу и подобрать необходимый материал. В процессе этой работы ученик развивает свои интеллектуальные способности, а также такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и личное творчество. Цель проекта –стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять 2
полученные знания, развитие критического мышления. Метод проектов позволяет творчески применять языковой материал и превратить уроки иностранного языка в дискуссионную, исследовательскую лабораторию, в которой решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Выполняя проектные задания, школьники овладевают определенными творческими, интеллектуальными и коммуникативными умениями. Это проявляется в умении работать с информацией, проводить ее анализ, делать выводы, обобщения. В данной ситуации учителю отводится роль координатора, источника информации и эксперта. Работа должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Для этого необходимо научить детей самостоятельно мыслить и решать поставленные задачи. Помочь в этом может творческая атмосфера при изучении предложенной темы для исследования. При обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесной связи с учебной программой. Наша школа использует УМК М.З. Биболетовой иВ.П. Кузовлева при обучении учащихся 2 –9 классов. В данных УМК проекты являются завершающим этапом работы над определенной темой. Задания соответствуют индивидуальному уровню, на котором находится каждый ученик. Учащемуся преподаватель советует, где лучше найти информацию, как ее записать и как представить. В этом случае у школьника исчезает страх перед языком, как это бываетна обычном уроке. Работа дает возможность применять пройденные грамматические явления и структуры. Основной характеристикой этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Положительная сторона данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе школьников в школе и дома, побуждая их к поиску новой информации из любых источников. Использование современных технических средств помогает более качественно и интересно подготовить проект. Это наглядно можно увидеть при сравнении работ учащихся за последние три года и работ в начале 2000х годов.
Современные информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихсяипри определенных условиях могут быть использованы в учебном процессе. Можно привести пример международного проекта.
Ученики1011 классовнашей школыв 20042005г.под руководством учителя информатики Князевой М.В. и учителя английского языка Алексеевой Н.С. приняли участие в конкурсе мультимедийных презентаций, который проводилсякомпанией «Сименс» (Siemens AG JoinMultimedia2004 Competition) и (Siemens AG Join Multimedia 2005 Competition). Всего на российском этапе этого престижного конкурса было зарегистрировано более 1000 команд школьников и студентов. Одно из условий конкурса было представить информацию о команде на немецком или английском языке. Наши учащиеся выполнили работу на русском и английском языках. Работа велась по следующему алгоритму:1) выбор темы (2004 год –«Обитаемый космос», 2005 год –1«Свет» и 2«Наша школа»;2) поиск необходимой информации;3) авторские снимки и видеоклипы;4) создание презентации;5) перевод информации на английскийязык;6) отработка правильного произношения и правильной интонации;3
7) сопровождение презентации речью учащихся на русском и английском языках.Этот конкурс увлек ребят. Он включил школьников в диалог культур. В процессе подготовки проекта учащиеся приложили все усилия, чтобы оказаться в числе лучших участников конкурса.
Результаты превзошли ожидания. В 2004 году наша команда заняла 3 место на российском этапе и в числе лучших 18 работ из России была представлена в Мюнхене. Проект двух команд в 2005 году после российского этапа конкурса был также направлен в Мюнхен.Ученики и учителя были награждены сертификатами, грамотами и благодарственными письмами компании «Сименс». Данный конкурс отвечал интересам и потребностям современных школьников, приобщаяих к культурному наследию, как своей страны, так и других стран, формируя целостную картину мира. Этот проект стимулировал субъективную позицию школьников (наблюдать, размышлять, самостоятельно искать информацию).Хотелось привести пример проектной работы, которая, ставиласвоей целью углубление в изучении английского языка, расширила ее рамки, включив в себя новые блоки по другим гуманитарным предметам: литература, истории, искусству и музыке.
Таким образом,нам удалось приблизиться к «реконструкции» Англии века шестнадцатого с ее ярчайшими представителями и простыми смертными. Идея пришла в голову после банального детского «вот бы посмотреть, как жили Ромео и Джульетта и каким был Шекспир, услышанного на уроке литературы в восьмом классе.Началось все с составления подробного плана действий. Было решено объединить усилия учителей сразу трех предметов: истории, литературы, английского языка, плюс консультации учителя музыки. Идея реконструкции века шестнадцатого была воспринятаположительноучениками 89 классов и с не меньшим энтузиазмом поддержана десятиклассниками, пока еще обладающими долей свободного времени и желанием окунуться в эпоху позднего Возрождения. Все участникистоль сложногопроектабыли поставлены перед необходимостью распределения ролей: и здесь, как и в жизни, комуто выпало стать Елизаветой, королевой английской, а комуто просто статистом, помощником режиссера, костюмером, звукооператором. В итоге работы над сбором необходимого материала егонабралось в таком большомколичестве, что вся идея оказалась под угрозой срыва, потому что объять необъятное невозможно, невозможно его и втиснуть в узкие рамки одного школьного урока или даже внеклассного мероприятия. Разрешение проблемы пришло само собой: неделя русского языка и литературы, иностранного языкав школе, которую вполне можно было переименовать в неделю гуманитарных наук и на ее основе провести Шекспировский фестиваль. План нашего проекта:Первый день фестиваля. Торжественное открытие. Погружение в эпоху Англии шестнадцатого века.Исторические хроники. Ребята провели большуюисследовательскую работу эпохи Елизаветы, что позволило им показать свои знания в игре «Умники и умницы».
День второй: Кто вы, господин Шекспир?Второй день фестиваля посвящен поисковой, исследовательской деятельности детей.Ученики заинтересовались таинственностью личности Шекспира, многообразием высказываемых предположений о том, кто же скрывался под этим именем. Дети самостоятельно готовили доклады, сопровождали их презентациями, инсценировками, собственными исследованиями и предположениями.4
День третий: «Глобус»это мой мир, моя жизнь, моя судьба».Этот день проходил на английском языке.В ходе мероприятия ученики представили свои постановки произведений Шекспира: сцены из драмы «Ромео и Джульетта», «Гамлет», комедии «Двенадцатая ночь».День четвертый: «Музыка и Шекспир». Четвертый день посвящен музыкевремен Шекспира. Сначала эта идея не вдохновила учащихся.Нов ходе логичныхрассуждений о том, что балы были обычным явлением для тех лет,а значит,они сопровождались определенной для тех лет музыкой. В итоге они решили проникнуться интересом к музыкальным предпочтениям юношей и девушек 16 века. Дети для себя с удивлением открыли, что в те далекие времена просто неприлично было не уметь музицировать и петьпо нотам. Чтобы ни в чем не уступать своим ровесникам из далекого 16 века, они решиливыучить танцы (Вольта) и даже песенные баллады. Еще раз подчеркиваем, что подготовка к фестивалю заняла немало времени. День пятый: Закрытие фестиваля. «Шекспир навсегда».Закрытие фестиваля превратилосьвяркий праздник, посвященный жизни и творчеству Шекспира.Оно включило в себя инсценированное действо с участием Шекспира, Елизаветы. Дети в их честь читали сонеты, исполняли номера художественной самодеятельности.На экран проецировалисьотрывки из фильмов «Влюбленный Шекспир», «Ромео и Джульетта», «Гамлет».В честь Шекспира исполнялись сонеты 90 и 88в переводе детей.Сонет №90 звучалв исполнении А.Б. Пугачевой, из фильма «Женщина, которая поет»В заключение вечера выступалиученики 10 класса. Звучалотрывок из мюзикла «Ромео и Джульетта» «Короли большой Вероны», участники студии старинного танца «Вольта» исполняликомпозицию «Друзья и враги» из этого же мюзикла.При закрытиифестиваляего организаторы поблагодарилиучастников за помощь в его проведении.Фестиваль доказал, что совместная работа взрослых и детей объединяет, помогает лучше понять друг друга, раскрыть глубоко сокрытые таланты, раскрыть уже имеющиеся. Идея фестиваля не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы каждый из его участников не представлял бы своей конкретной роли в нем, не выполнял строго поставленной перед ним задачи.
AlexeevaNatalya,TeacherofEnglish ofcomprehensiveschool № 40, Voronezhalexeevans@yandex.ruApplication of project technology on the English lessonsAnnotation: The article considers the project method on the English lessons which can assist the decision of problems at a new level of learning foreign language and the developing of the creative person.Keywords:methodof projectson the English lessons, the dialogue of the culture, theproblem, the information.