Этапы становления социальной функции Российского государства: историко-правовой анализ
Выпуск:
ART 53309
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симонова
С.
С. Этапы становления социальной функции Российского государства: историко-правовой анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1531–1535. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53309.htm.
Аннотация. В статье исследуются процессы становления социальной функции российского государства в историко-правовом аспекте. Автором предложены оригинальные критерии, в соответствии с которыми выделены и проанализированы
этапы развития государственной социальной функции в России.
Ключевые слова:
социальное государство, социальная политика, функции государства, социальная функция государства, социально-экономические права личности
Текст статьи
Симонова Светлана Сергеевна
Преподаватель кафедры уголовноправовых дисциплин Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград.
simonova.ss@mail.ru
Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ
Аннотация. В статье исследуются процессы становления социальной функции российского государства в историкоправовом аспекте. Автором предложены оригинальные критерии, в соответствии с которыми выделены и проанализированы этапы развития государственной социальной функции в России.
Ключевые слова. Социальное государство, функции государства,социальная функция государства, социальная политика, социальноэкономические права личности.
Современная Россия переживает коренную трансформацию функций государства, обусловленную переходом к рыночной экономике, созданием демократии, построением гражданского общества. Одним из основных приоритетов развития страны является построение социального государства. По оценкам исследователей, социальным может считаться правовое, демократическое государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своих граждан на основе высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики. Для стран, избравших эту модель, государственная социальная политика входит в число важнейших сфер государственного управления. [1]
Период становления в нашей стране основ социального государства, начавшийся в 1990е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. [2]
В соответствии с этим закономерно возрастает научный интерес к истокам социальной функции государства в России, условиям ее становления и путям развития.В современной науке отсутствует общепризнанное определение социальной функции государства. Думается, с позиций историкоправового знания социальную функцию государства применительно к различным государственным типам можно определить как направление его правовой и организационнопрактической деятельности, регулирующей уровень жизни и процессы реализации социальноэкономических прав личности в объеме, адекватном конкретному этапу развития общества и государства. С развитием государства трансформируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социальноэкономических прав населения, а также –о пределах вмешательства государства в социальноэкономическую сферу в целом и социальноэкономическое положение отдельных групп населения в частности.
Процессы становления социальной функции российского государства в историкоправовом аспекте в настоящее время пока исследованы недостаточно. Мы попытаемся проанализировать с позиций историкоправовой науки этапы формирования социальной функции государства в России.
Важным моментомявляется определение критериев периодизации.По нашему мнению, такими критериями могутбыть:–наличие и уровень развития социального законодательства, а также степень его распространения на различные категории населения;
–наличие государственных органов, основным направлением деятельности которых является решение социальных проблем населения;
–характер восприятия высшей властью и обществом феномена социальноэкономических прав человека и роли государства в их обеспечении;
–место социальной функции в системе функций государства.В соответствии с данными критериями мы выделяем три этапа становления и развития социальной функции российского государства. Первый этап охватывает вторую половину XVII –первую половину XVIII вв. Для этого этапа характерно появление распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем некоторых категорий населения и далеко не всегда облеченныхв четкую законодательную форму. Забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики.Второй этап длился со второй половины XVIII в. по первую половину XIX в. На этом этапе, в условиях ©просвещенного абсолютизмаª, происходило зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формировались специальные государственные органы, задачей которых являлось решение социальных вопросов. Социальная деятельность начала восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности и лояльности населения к правящему режиму.В рамках третьего этапа, с 1860х гг. по 1917 г., система социального законодательства существенно трансформировалась в условиях развития буржуазной монархии, исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) воспринимается высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Первый этап: вторая половина XVII –первая половина XVIII вв.
В середине XVII века появились законодательные акты, в которых были впервые отражены вопросы государственной поддержки населения. Первоначально это были отдельные распоряжения о помощи некоторым и довольно малочисленным группам населения. К примеру, указание о социальной помощи семьям погибших пострадавших на государственной военной службе казаковряда военных частей содержалось в Грамоте Короченскому воеводе Доможирову от 31 марта 1649 г. ©О невысылке жен казачьих, стрелецких и пушкарских из дворов мужей, побитых на службе, в полон взятых или умершихª.[3]
В дальнейшем меры государственного покровительства пострадавшим на военной службе стали принимать новые формы. 15 июля 1663 г. был издан Указ ©О даче вышедшим и впредь выходящим из плену денежного и кормового жалованьяª. В нем впервые была сделала попытка установить размер государственной помощи в зависимости от звания, места службы и тяжести ранения. [4]
Новым шагом в развитии государственной поддержки пострадавших на военной службе стала организация для них специальных социальных учреждений. 1 августа 1665 г. была основана богадельня для содержания престарелых и увечных воинов, забота о которой поручалась митрополиту Архангельскому Феодосию.
Наряду с оказанием материальной поддержки раненым на военной службе и семьям погибших, во второй половине XVII в. государство начинает распространять меры защиты и на другую категорию населения –нищих и бродяг, которые по старости или изза увечья не могли существовать без посторонней помощи.В 1682 г. государем Федором Алексеевичем было велено построить для них в Москве две ©шпитальниª (больницы богадельни).
Первым специализированным социальным органом исследователь считают Аптекарский Приказ, возникший, по разным оценкам, в конце XVI
начале XVIIвв. Многие исследователи сходятся на том, что первоначально Приказ обслуживал исключительно царский двор, афункции государственного органа приобрел во второй половинеXVIIв. Круг действий Аптекарского приказа, по мнению Я. Чистовича, начал распространяться ©от Двора на государствоª не ранее 1670 г., когдаему было позволено отпускать из царской аптеки лекарства для больных бояр и стрельцов и приказано ©прилагать старание о всеобщем здравии сограждан и о воспрепятствовании распространения прилипчивых болезнейª.[5]
О приобретении Аптекарским приказом статуса государственного учреждения не ранее второй половины XVIIв. свидетельствует и развитие его штатов. Если в 1631 г. в составе Аптекарского приказа числилось всего 12 человек (8 докторов и лекарей, два переводчика, аптекарь, подьячий), то в 1681 г. штат приказа уже составлял около 80 человек.[6]Он стал ведать снабжением аптек лекарственными средствами, приглашением на службу иноземных врачей, собиранием и хранением медицинских книг. В его ведении также находились аптекарские огороды –важный источник лекарственных средств.
Таким образом, исходя из анализа развития нормативноправовой базы государственных мероприятий социальной направленности и процессов возникновения государственных органов, основным направлением деятельности которых было решение социальных проблем населения, началом становления социальной функции российского государства можно считать вторую половину XVIIв. Принимаемые в этот период акты не только провозглашали права некоторых категорий подданных на государственную помощь, но и в ряде случаев регулировали механизм ее осуществления.
Однако систематизации, установления общих норм социальной помощи, которые действовали бы и в будущем в аналогичных обстоятельствах, в рассматриваемый период не произошло.
В период реформ Петра Iбольшинство государственных мер социальной помощи, зародившихся в XVIIв., были продолжены. Но их законодательная основа стала более унифицированной. В ней усилились элементы преемственности.
Получила продолжение и приобрела новые формы политика социальной помощи военным и их семьям. Морской Устав 1720 г. вглаве ©О награжденииª содержал пункт ©Об увечных в бою и состарившихся на службеª. Инвалидам и ветеранам флота гарантировалась государственная помощь в виде помещения в госпиталь или денежного вознаграждения. Морской Устав предусматривал также государственную помощь семьям убитых или умерших на флоте, которая получила детальную регламентацию. Вдовам и детям убитых в бою полагалось ©… из полученной добычи то ж, что надлежало тем убитымª. [7]
Необходимо отметить важную инновацию, привнесенную в законодательство петровского периода. В XVIIвеке за полученные раны и увечья правительством давалось поместное и денежное жалованье как награда, поэтому в число лиц, пользовавшихся помощью, входили и люди очень зажиточные, и те, кто не имел средств к существованию. В законодательстве Петра Iгосударственное покровительство во всех существовавших тогда видах стало оказываться именно нуждающимся не имеющим собственного жилья, доходов, близких. Государственная помощь уже не рассматривалась как акт признательности за участие в конкретных военных кампаниях, начала приобретать всеобщий характер. Главным критерием стало бедственное положение, нуждаемость в получении поддержки.
Большое значение для развития государственных медикосоциальных учреждений имел Указ от 16 января 1712 г., в котором повелевалось ©… учинить шпиталеты для самых увечных таких, которые ничем работать не могут ни стеречь также и зело престарелымª.[8]
Постепенно расширялся круг институтов, чьи обязанности осуществлять социальную помощь населению были закреплены законодательно. К примеру, Регламент или Устав Главного Магистрата (1721 г.) предписывал функции поддержки обездоленных городской полиции.
Характерной чертой социального законодательства Петра Iсталарегламентация социальной реабилитации незаконнорожденных детей и сирот.Петр Iв целом ряде нормативноправовых актов стремился создать унифицированную систему спасения и воспитания незаконнорожденных, которых в то время нередко убивали в младенчестве. Показателен в этом отношении Указ от 4 ноября 1715 г. ©О сделании в городах при церквах гошпителей для приему и содержания незаконнорожденных детейª.
В первой четверти XVIIIв. появились предпосылки к возникновению некоторых элементов социальной функции государства, оформившихся позднее. К таковым можно отнести развитие народного образования. Петр I не ставил цели массового обучения населения, ему прежде всего было необходимо обеспечить армию, флот, государственную службу квалифицированными специалистами. Для этой цели Петр в 1700 г. отдал приказ открывать греколатинские школы в разных городах страны. Также создавались отдельные специализированные учебные заведения (Навигацкая, Инженерная, Артиллерийская школы). В Москве и Петербурге появилось несколько общеобразовательныхшкол, которые назывались цифирными или арифметическими и артельных (ремесленных) училищ. Однако большинство из этих образовательных учреждений создавались по личному распоряжению Петра I, не приобретали правового статуса.
С точки зрения развития социальной функции государства в исследуемый период самыми насыщенными и плодотворными являлись годы правления Петра I. В 17251762 гг. его преемниками не вносилось существенных инноваций в социальное законодательство.
Таким образом, этап второй половиныXVII–первой половины XVIIIвв. может быть назван начальным в становлении социальной функции российского государства. Для него было характерно появление эпизодических, несистемных распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальныхпроблем некоторых категорий населения. Такие распоряжения постепенно стали приобретать законодательную форму, но при этом далеко не всегда соблюдались принципы преемственности и последовательности. В рамках данного этапа забота о социальном благополучии населения еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики. Но попытки ©призренияª самых уязвимых членов общества предпринимались.
Второй этап: вторая половинаXVIII в.– первая половинаXIX в.
Можно утверждать, что законотворческая деятельность правительства екатерининского времени положила начало нового этапа развития социальной функции российского государства, становление которой началось в XVIIв. и продолжилось в эпоху реформ Петра I. Этому способствовали объективные причины. При Екатерине IIроссийская феодальная монархия вступила в стадию просвещенного абсолютизма. Его теория опиралась на идеальный образ монарха –©отца подданныхª, обязанного заботиться об их благе. В результате социальная политика российского государства получила мощный стимул к развитию в виде новой идеологии.
В период правления Екатерины IIэлементы социальной функции государства, возникшие ранее, претерпевают значительные качественные изменения в сторону развития. Социальная поддержканекоторых, наиболее неимущих и слабозащищенных категорий населения эволюционирует в единую систему социальной реабилитации нуждающихся. Черты системности приобретают также государственные меры в сфере народного образования и здравоохранения. При этом социальная деятельность приобретает характер устойчивого направления внутренней государственной политики.Складывается однородный характер социальной деятельности государства.
Для характеристики социального законодательства второй половины XVIII в. во многих отношениях показателен Манифест от 1 сентября 1763 г. ©Об учреждении в Москве Воспитательного Дома, с особливым гошпиталем для неимущих родильницª.Подписанию Манифеста предшествовало составление проекта и плана построения в Москве воспитательного дома. Документы были представлены генералпоручиком И.И. Бецким и рассмотрены приближенными императрицы. План, составленный И.И. Бецким опирался на опыт существования подобных заведений в Голландии, Франции, Италии,Германии. По нашему мнению, Генеральный План Воспитательного домаможно считать первым документом, который предусматривал всестороннюю государственную регламентацию деятельности учреждения социальной направленности. В немдетально регламентировался порядок приема, содержания, обучения и трудового воспитания детей. Система воспитания и обучения была подчинена жесткой схеме. После получения профессии воспитанники могли покинуть воспитательный дом, получив при этом ©…рубль денег и пашпорт, с которым он может во всем Государстве жить, где хочет… как вольный человекª. [9]Анализ текста Генерального Плана Воспитательного дома позволяет прийти к выводу, что он представлял собой не только проект создания конкретного социального учреждения, но и прообраз государственной программы развития сети учреждений социального обеспечения.
Важной вехой развития социального законодательства и социальной деятельности правительства Екатерины IIcтал выход ©Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империиª от 7 ноября 1775 г.[10]В этом документе очевидно признание социальной функции важным направлением управленческой работы государственных чиновников. Руководству губерний, уездов, городов предписывалось следить за состоянием целогоряда социальных проблем –снабжением продуктами питания, количеством малообеспеченных граждан и т.д.
В ©Учреждении для управления Губерний Всероссийской Империиª была заложена законодательная основа единой системы государственных социальных, медицинских,образовательных учреждений. В каждом Наместничестве илиГубернии учреждались ПриказыОбщественного Призрения, которым предписывалось заниматься воспитанием,содержанием, лечениемнуждавшихся граждан.Предусматривалось создание четырех типов социальных учреждений разной направленности и для разных категорий нуждавшихся –сиротских домов, богаделен, работных домов, смирительных домов.
В 17761796 гг. Приказы Общественного Призрения были созданы в сорока из пятидесяти губерний страны.После смерти Екатерины IIсистема государственных социальных учреждений продолжала развиваться. В первой четверти XIXв. было учреждено восемь новых Приказов Общественного Призрения (в основном в отдаленных губерниях).
Численность медикосоциальных учреждений, подведомственных Приказам Общественного Призрения, постепенно возрастала.
Таблица 1. Количественная динамика медикосоциальных учреждений, находившихся в ведении Приказов Общественного Призрения.[11]
№ п/пГодОбщее количество медикосоциальных учреждений (в том числе больниц, богаделен, воспитательных и учебных заведений, домов для умалишенных, смирительных и работных домов) 1.18033892.18102743.18143034.18164305.18264186.1831418
Однако постоянной проблемой была нехватка средств на их содержание. Финансирование данных учреждений строилось на сочетании государственных вложений и личных пожертвований, но достаточно четкой нормативной регламентации так и не получило.
Недостаточное нормативное обеспечение источников доходов Приказов Общественного Призрения было не единственным препятствием к распространению государственной социальной помощи на широкие слои населения. Сказывались и сословные ограничения. За пределами государственной поддержки оставалась многомиллионная масса крепостных. Их социальное обеспечение являлось исключительно личным делом помещиков и не подлежало государственному контролю.
Третий этап: 1860е гг. –1917 г. Отмена крепостного права и весь комплекс буржуазных реформ 18601870х гг. положилиначало новому этапу развития социальной функции российского государства. В 18611863 гг. от крепостной зависимости были освобождены 22 млн. 563 тыс. помещичьих дворовых крепостных, свыше 2 млн. удельных крестьян, 543 тыс. приписанных к заводам и фабрикам. [12]
В дореформенный период социальное положение многомиллионной армии крепостных регулировалось в первую очередь не государством, а их непосредственными владельцами. В результате ликвидации крепостничества многочисленные группы юридически свободного населения становились объектом государственной социальной политики. Это требовало значительных изменений в сферах государственного здравоохранения, образования, социального обеспечения нуждающихся. В этих условиях происходит трансформация субъектной составляющей социальной функции государства. Наряду с государственными органами, субъектами социальной политики становятся новые, созданные в ходе буржуазных реформ, сельские и городские органы самоуправления.В ©Положении о губернских и уездных земских учрежденияхª от 1 января 1864 г. социальные направления их деятельности были определены следующим образом:– меры обеспечения народного продовольствия;– заведование земскими благотворительными заведениями и ©прочие меры призрения, способы прекращения нищенстваª;– ©участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмахª.[13]
Систему местного самоуправления в городах устанавливало ©Городовое Положениеª от 16 июня 1870 г. К числу курируемых социальных вопросов были отнесены ©дела, касающиеся благосостояния городского населенияª:
–охрана ©народного здравияª;
–устройство за счет города благотворительных заведений, больниц.;
–участие в ©попечении о народном образованииª;
–устройство театров, библиотек, музеев и других культурных учреждений;
–предоставление правительству сведений и заключений, касающихся ©местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметамª.[14]Таким образом, в компетенцию земских и городских органов местного самоуправления были переданы многие элементы социальной функции российского государства, уже сложившиеся на тот момент.Однако самостоятельность этих органов существенно ограничивалась законодательством.Все постановления Земских Собраний должны были без замедления доводиться до губернатора. Начальник губернии наделялся правом ©остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользамª. [15]Следовательно, в Положении 1864 г. был заложен механизм, допускавший прямое вмешательство губернаторов в работу земских органов самоуправления. Расплывчатая и неконкретная формулировка ©общие государственные пользыª открывала возможность пресечения практически любого начинания.
В ©Городовом Положенииª от 16 июня 1870 г.провозглашалось, что городское общественное управление ©… в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельноª. В то же время, в общей сложности двадцать девять статей Положения устанавливали порядок утверждения решений городских органов самоуправления и осуществление государственного надзора за ними. На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Постановления Городских Дум по важнейшим вопросам должны были проходить утверждение губернской администрацией, или, в ряде случаев, Министерством внутренних дел.
Недостаточная самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, формально переданных государством органам местного самоуправления, приводила к краху многих проектов по развитию народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. Чаще всего земства встречали препятствия в вопросах открытия новых учебных заведений, хотя поставленная государством задача массового народного образования должна была в первую очередь предусматривать рост количества школ. Один из многочисленных примеров: в 1865 г. Черниговское губернское собрание решило открыть педагогическую школу при мужской гимназии, но предложение было отклонено Министерством народного просвещения.[16]
Не менее сложной проблемой было финансовое обеспечение социальной политики органов местного самоуправления.Согласно законодательству основным реальным источником для получения земствами средств являлось обложение земель. Однако увеличение этого обложения для пополнения земских доходов сталкивалось с объективными препятствиями. Помимо земского сбора, земли были обложены государственными, мирскими, страховыми сборами. В крестьянских хозяйствах общая сумма назначенных платежей нередко превосходила сумму доходов, а в подавляющем количестве ©земскихª губерний именно крестьянские сельские общества, а не помещики, уплачивали основную долю земских налогов.
Несовершенство законодательства в вопросах налогового обложения сопровождалось недостаточной проработанностью механизма осуществления земских сборов.Земское законодательство не предусматривало наличия у органов местного самоуправления исполнительной власти. Местная полиция находилась в ведении правительственных учреждений и не была обязана проводить в жизнь решения земств, в том числе и по земским сборам. В результате земские учреждения не располагали непосредственной властью для взыскания сборов и недоимок, всецело зависели в этом от местной администрации.
Таким образом, созданная законодательная база далеко не полностью соответствовала масштабу социальных задач, возложенных государством на органы местногосамоуправления.В ходе реализации целого ряда направлений социальной функции земские органы не получили от государства необходимой нормативноправовой поддержки.
Проведенный нами историкоправовой анализ становления социальной функции Российского государства показывает, что с XVII в. до ликвидации монархии в 1917 г. нормативноправовое обеспечение получили отдельные элементы социальной функции. К ним можно отнести социальную поддержку наиболее нуждавшихся членов общества; отдельные меры по обеспечению продовольственной безопасности, развитию народного образования и медицинской помощи населению; социальную защиту самых уязвимых работников по найму.Однако ни один из этих элементов не был снабжен законодательной основой, адекватной сложности социальных проблем. Единого комплекса законодательства, который обеспечил бы распространение государственной социальной деятельности на все слои населения, не сложилось. Государственная социальная политика зачастую носила вынужденный характер. Она в первую очередь являлась реакцией на протестные выступления населения. Но недостаточное развитие политических прав и свобод существенно ограничивало борьбу граждан за свои социальноэкономические права.
В начале XXI в. перед Российской Федерацией стоит глобальная задача формирования модели социального государства, страны всеобщего благосостояния. Обязательным условием успеха является превращение социальной функции в приоритетное направление государственной деятельности, ее распространение на основные сферы государственной политики. Особое значение приобретает исследование отечественного опыта, как удачного, так и негативного. Общие, перманентные тенденции нормативноправового обеспечения социальной функции государства –комплексность, преемственность, последовательность, ориентированность на потребности максимально широких слоев населения актуальны и в наше время.
Ссылки на источникиСписок цитируемой литературы
1.Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.44.2.Олейникова С.С. Социальная функция государства: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С 2223.3.Полное собрание законов Российской Империи.Собрание первое. –Т. I . –№ 4. –С. 164.4.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. I . –№ 345. –С. 582.5.Чистович Я. История первых медицинских школ в России. –СПб.: Типография Якова Трея, 1883. –С. 23.6.Егорышева И. В. О штате аптекарского приказа // [Электронный ресурс ] Режим доступа:http://www.remedium.ru/section/detail.php?ID=38070.7.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. VI. –№ 3485. –С. 5758.8.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. IV. –№ 2467. –С. 779.9.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. XVI. –№ 11.908. –С. 344363.10.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. XX. –№ 14.392. –С. 229304.11.Таблица составлена автором на основе следующих источников. Стог А.Д. О общественном призрении в России. Часть 2. –СанктПетербург, 1818. С. 4547; Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. Т.1. Часть 1. Благотворительность государственная. –СанктПетербург: С.Петербургская Электропечатня, 1901. С. 203.; Министерство внутренних дел. 18021902. Исторический очерк. –СПб: Типография МВД. –1902. –С. 86.12.Экономическая история России / Под. ред. В.А. Динеса, А. А. Воротникова. –Саратов: Издат. центр СГСЭУ. –
2004. –
С. 177, 192.13.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе.–Т. XXXIX. –№ 40457. –С. 23.14.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. –Т.XLV. –№ 48498. –С. 821839.15.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. –Т. XXXIX. –№ 40457. –С. 23;11.16.Очерки деятельности губернскихземств по народному образованию. –Псков. –1898. –С.1617.
SvetlanaSimonova
Lecturer of the Departmentof Criminal Lawof the Volgograd branchof the RussianAcademy of NationalEconomy and Public Administrationat the Presidentthe Russian Federation, Volgograd.
simonova.ss @ mail.ru
Stages of thesocial functionof the Russian state: historical and legal analysis
Abstract.This article investigatesthe processes of formationof the social functionof the Russian statein thehistorical and legal aspects. The author offersoriginalcriteriaby whichto isolate and analyzethe stages ofdevelopment of the statesocial function inRussia.
Keywords.The welfare state, the functions of the state, the social function of the state, social policy, social and economic rightsof the individual.
Преподаватель кафедры уголовноправовых дисциплин Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград.
simonova.ss@mail.ru
Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ
Аннотация. В статье исследуются процессы становления социальной функции российского государства в историкоправовом аспекте. Автором предложены оригинальные критерии, в соответствии с которыми выделены и проанализированы этапы развития государственной социальной функции в России.
Ключевые слова. Социальное государство, функции государства,социальная функция государства, социальная политика, социальноэкономические права личности.
Современная Россия переживает коренную трансформацию функций государства, обусловленную переходом к рыночной экономике, созданием демократии, построением гражданского общества. Одним из основных приоритетов развития страны является построение социального государства. По оценкам исследователей, социальным может считаться правовое, демократическое государство, способное обеспечить достойный уровень жизни своих граждан на основе высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики. Для стран, избравших эту модель, государственная социальная политика входит в число важнейших сфер государственного управления. [1]
Период становления в нашей стране основ социального государства, начавшийся в 1990е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. [2]
В соответствии с этим закономерно возрастает научный интерес к истокам социальной функции государства в России, условиям ее становления и путям развития.В современной науке отсутствует общепризнанное определение социальной функции государства. Думается, с позиций историкоправового знания социальную функцию государства применительно к различным государственным типам можно определить как направление его правовой и организационнопрактической деятельности, регулирующей уровень жизни и процессы реализации социальноэкономических прав личности в объеме, адекватном конкретному этапу развития общества и государства. С развитием государства трансформируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социальноэкономических прав населения, а также –о пределах вмешательства государства в социальноэкономическую сферу в целом и социальноэкономическое положение отдельных групп населения в частности.
Процессы становления социальной функции российского государства в историкоправовом аспекте в настоящее время пока исследованы недостаточно. Мы попытаемся проанализировать с позиций историкоправовой науки этапы формирования социальной функции государства в России.
Важным моментомявляется определение критериев периодизации.По нашему мнению, такими критериями могутбыть:–наличие и уровень развития социального законодательства, а также степень его распространения на различные категории населения;
–наличие государственных органов, основным направлением деятельности которых является решение социальных проблем населения;
–характер восприятия высшей властью и обществом феномена социальноэкономических прав человека и роли государства в их обеспечении;
–место социальной функции в системе функций государства.В соответствии с данными критериями мы выделяем три этапа становления и развития социальной функции российского государства. Первый этап охватывает вторую половину XVII –первую половину XVIII вв. Для этого этапа характерно появление распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем некоторых категорий населения и далеко не всегда облеченныхв четкую законодательную форму. Забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики.Второй этап длился со второй половины XVIII в. по первую половину XIX в. На этом этапе, в условиях ©просвещенного абсолютизмаª, происходило зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формировались специальные государственные органы, задачей которых являлось решение социальных вопросов. Социальная деятельность начала восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности и лояльности населения к правящему режиму.В рамках третьего этапа, с 1860х гг. по 1917 г., система социального законодательства существенно трансформировалась в условиях развития буржуазной монархии, исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) воспринимается высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Первый этап: вторая половина XVII –первая половина XVIII вв.
В середине XVII века появились законодательные акты, в которых были впервые отражены вопросы государственной поддержки населения. Первоначально это были отдельные распоряжения о помощи некоторым и довольно малочисленным группам населения. К примеру, указание о социальной помощи семьям погибших пострадавших на государственной военной службе казаковряда военных частей содержалось в Грамоте Короченскому воеводе Доможирову от 31 марта 1649 г. ©О невысылке жен казачьих, стрелецких и пушкарских из дворов мужей, побитых на службе, в полон взятых или умершихª.[3]
В дальнейшем меры государственного покровительства пострадавшим на военной службе стали принимать новые формы. 15 июля 1663 г. был издан Указ ©О даче вышедшим и впредь выходящим из плену денежного и кормового жалованьяª. В нем впервые была сделала попытка установить размер государственной помощи в зависимости от звания, места службы и тяжести ранения. [4]
Новым шагом в развитии государственной поддержки пострадавших на военной службе стала организация для них специальных социальных учреждений. 1 августа 1665 г. была основана богадельня для содержания престарелых и увечных воинов, забота о которой поручалась митрополиту Архангельскому Феодосию.
Наряду с оказанием материальной поддержки раненым на военной службе и семьям погибших, во второй половине XVII в. государство начинает распространять меры защиты и на другую категорию населения –нищих и бродяг, которые по старости или изза увечья не могли существовать без посторонней помощи.В 1682 г. государем Федором Алексеевичем было велено построить для них в Москве две ©шпитальниª (больницы богадельни).
Первым специализированным социальным органом исследователь считают Аптекарский Приказ, возникший, по разным оценкам, в конце XVI
начале XVIIвв. Многие исследователи сходятся на том, что первоначально Приказ обслуживал исключительно царский двор, афункции государственного органа приобрел во второй половинеXVIIв. Круг действий Аптекарского приказа, по мнению Я. Чистовича, начал распространяться ©от Двора на государствоª не ранее 1670 г., когдаему было позволено отпускать из царской аптеки лекарства для больных бояр и стрельцов и приказано ©прилагать старание о всеобщем здравии сограждан и о воспрепятствовании распространения прилипчивых болезнейª.[5]
О приобретении Аптекарским приказом статуса государственного учреждения не ранее второй половины XVIIв. свидетельствует и развитие его штатов. Если в 1631 г. в составе Аптекарского приказа числилось всего 12 человек (8 докторов и лекарей, два переводчика, аптекарь, подьячий), то в 1681 г. штат приказа уже составлял около 80 человек.[6]Он стал ведать снабжением аптек лекарственными средствами, приглашением на службу иноземных врачей, собиранием и хранением медицинских книг. В его ведении также находились аптекарские огороды –важный источник лекарственных средств.
Таким образом, исходя из анализа развития нормативноправовой базы государственных мероприятий социальной направленности и процессов возникновения государственных органов, основным направлением деятельности которых было решение социальных проблем населения, началом становления социальной функции российского государства можно считать вторую половину XVIIв. Принимаемые в этот период акты не только провозглашали права некоторых категорий подданных на государственную помощь, но и в ряде случаев регулировали механизм ее осуществления.
Однако систематизации, установления общих норм социальной помощи, которые действовали бы и в будущем в аналогичных обстоятельствах, в рассматриваемый период не произошло.
В период реформ Петра Iбольшинство государственных мер социальной помощи, зародившихся в XVIIв., были продолжены. Но их законодательная основа стала более унифицированной. В ней усилились элементы преемственности.
Получила продолжение и приобрела новые формы политика социальной помощи военным и их семьям. Морской Устав 1720 г. вглаве ©О награжденииª содержал пункт ©Об увечных в бою и состарившихся на службеª. Инвалидам и ветеранам флота гарантировалась государственная помощь в виде помещения в госпиталь или денежного вознаграждения. Морской Устав предусматривал также государственную помощь семьям убитых или умерших на флоте, которая получила детальную регламентацию. Вдовам и детям убитых в бою полагалось ©… из полученной добычи то ж, что надлежало тем убитымª. [7]
Необходимо отметить важную инновацию, привнесенную в законодательство петровского периода. В XVIIвеке за полученные раны и увечья правительством давалось поместное и денежное жалованье как награда, поэтому в число лиц, пользовавшихся помощью, входили и люди очень зажиточные, и те, кто не имел средств к существованию. В законодательстве Петра Iгосударственное покровительство во всех существовавших тогда видах стало оказываться именно нуждающимся не имеющим собственного жилья, доходов, близких. Государственная помощь уже не рассматривалась как акт признательности за участие в конкретных военных кампаниях, начала приобретать всеобщий характер. Главным критерием стало бедственное положение, нуждаемость в получении поддержки.
Большое значение для развития государственных медикосоциальных учреждений имел Указ от 16 января 1712 г., в котором повелевалось ©… учинить шпиталеты для самых увечных таких, которые ничем работать не могут ни стеречь также и зело престарелымª.[8]
Постепенно расширялся круг институтов, чьи обязанности осуществлять социальную помощь населению были закреплены законодательно. К примеру, Регламент или Устав Главного Магистрата (1721 г.) предписывал функции поддержки обездоленных городской полиции.
Характерной чертой социального законодательства Петра Iсталарегламентация социальной реабилитации незаконнорожденных детей и сирот.Петр Iв целом ряде нормативноправовых актов стремился создать унифицированную систему спасения и воспитания незаконнорожденных, которых в то время нередко убивали в младенчестве. Показателен в этом отношении Указ от 4 ноября 1715 г. ©О сделании в городах при церквах гошпителей для приему и содержания незаконнорожденных детейª.
В первой четверти XVIIIв. появились предпосылки к возникновению некоторых элементов социальной функции государства, оформившихся позднее. К таковым можно отнести развитие народного образования. Петр I не ставил цели массового обучения населения, ему прежде всего было необходимо обеспечить армию, флот, государственную службу квалифицированными специалистами. Для этой цели Петр в 1700 г. отдал приказ открывать греколатинские школы в разных городах страны. Также создавались отдельные специализированные учебные заведения (Навигацкая, Инженерная, Артиллерийская школы). В Москве и Петербурге появилось несколько общеобразовательныхшкол, которые назывались цифирными или арифметическими и артельных (ремесленных) училищ. Однако большинство из этих образовательных учреждений создавались по личному распоряжению Петра I, не приобретали правового статуса.
С точки зрения развития социальной функции государства в исследуемый период самыми насыщенными и плодотворными являлись годы правления Петра I. В 17251762 гг. его преемниками не вносилось существенных инноваций в социальное законодательство.
Таким образом, этап второй половиныXVII–первой половины XVIIIвв. может быть назван начальным в становлении социальной функции российского государства. Для него было характерно появление эпизодических, несистемных распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальныхпроблем некоторых категорий населения. Такие распоряжения постепенно стали приобретать законодательную форму, но при этом далеко не всегда соблюдались принципы преемственности и последовательности. В рамках данного этапа забота о социальном благополучии населения еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики. Но попытки ©призренияª самых уязвимых членов общества предпринимались.
Второй этап: вторая половинаXVIII в.– первая половинаXIX в.
Можно утверждать, что законотворческая деятельность правительства екатерининского времени положила начало нового этапа развития социальной функции российского государства, становление которой началось в XVIIв. и продолжилось в эпоху реформ Петра I. Этому способствовали объективные причины. При Екатерине IIроссийская феодальная монархия вступила в стадию просвещенного абсолютизма. Его теория опиралась на идеальный образ монарха –©отца подданныхª, обязанного заботиться об их благе. В результате социальная политика российского государства получила мощный стимул к развитию в виде новой идеологии.
В период правления Екатерины IIэлементы социальной функции государства, возникшие ранее, претерпевают значительные качественные изменения в сторону развития. Социальная поддержканекоторых, наиболее неимущих и слабозащищенных категорий населения эволюционирует в единую систему социальной реабилитации нуждающихся. Черты системности приобретают также государственные меры в сфере народного образования и здравоохранения. При этом социальная деятельность приобретает характер устойчивого направления внутренней государственной политики.Складывается однородный характер социальной деятельности государства.
Для характеристики социального законодательства второй половины XVIII в. во многих отношениях показателен Манифест от 1 сентября 1763 г. ©Об учреждении в Москве Воспитательного Дома, с особливым гошпиталем для неимущих родильницª.Подписанию Манифеста предшествовало составление проекта и плана построения в Москве воспитательного дома. Документы были представлены генералпоручиком И.И. Бецким и рассмотрены приближенными императрицы. План, составленный И.И. Бецким опирался на опыт существования подобных заведений в Голландии, Франции, Италии,Германии. По нашему мнению, Генеральный План Воспитательного домаможно считать первым документом, который предусматривал всестороннюю государственную регламентацию деятельности учреждения социальной направленности. В немдетально регламентировался порядок приема, содержания, обучения и трудового воспитания детей. Система воспитания и обучения была подчинена жесткой схеме. После получения профессии воспитанники могли покинуть воспитательный дом, получив при этом ©…рубль денег и пашпорт, с которым он может во всем Государстве жить, где хочет… как вольный человекª. [9]Анализ текста Генерального Плана Воспитательного дома позволяет прийти к выводу, что он представлял собой не только проект создания конкретного социального учреждения, но и прообраз государственной программы развития сети учреждений социального обеспечения.
Важной вехой развития социального законодательства и социальной деятельности правительства Екатерины IIcтал выход ©Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империиª от 7 ноября 1775 г.[10]В этом документе очевидно признание социальной функции важным направлением управленческой работы государственных чиновников. Руководству губерний, уездов, городов предписывалось следить за состоянием целогоряда социальных проблем –снабжением продуктами питания, количеством малообеспеченных граждан и т.д.
В ©Учреждении для управления Губерний Всероссийской Империиª была заложена законодательная основа единой системы государственных социальных, медицинских,образовательных учреждений. В каждом Наместничестве илиГубернии учреждались ПриказыОбщественного Призрения, которым предписывалось заниматься воспитанием,содержанием, лечениемнуждавшихся граждан.Предусматривалось создание четырех типов социальных учреждений разной направленности и для разных категорий нуждавшихся –сиротских домов, богаделен, работных домов, смирительных домов.
В 17761796 гг. Приказы Общественного Призрения были созданы в сорока из пятидесяти губерний страны.После смерти Екатерины IIсистема государственных социальных учреждений продолжала развиваться. В первой четверти XIXв. было учреждено восемь новых Приказов Общественного Призрения (в основном в отдаленных губерниях).
Численность медикосоциальных учреждений, подведомственных Приказам Общественного Призрения, постепенно возрастала.
Таблица 1. Количественная динамика медикосоциальных учреждений, находившихся в ведении Приказов Общественного Призрения.[11]
№ п/пГодОбщее количество медикосоциальных учреждений (в том числе больниц, богаделен, воспитательных и учебных заведений, домов для умалишенных, смирительных и работных домов) 1.18033892.18102743.18143034.18164305.18264186.1831418
Однако постоянной проблемой была нехватка средств на их содержание. Финансирование данных учреждений строилось на сочетании государственных вложений и личных пожертвований, но достаточно четкой нормативной регламентации так и не получило.
Недостаточное нормативное обеспечение источников доходов Приказов Общественного Призрения было не единственным препятствием к распространению государственной социальной помощи на широкие слои населения. Сказывались и сословные ограничения. За пределами государственной поддержки оставалась многомиллионная масса крепостных. Их социальное обеспечение являлось исключительно личным делом помещиков и не подлежало государственному контролю.
Третий этап: 1860е гг. –1917 г. Отмена крепостного права и весь комплекс буржуазных реформ 18601870х гг. положилиначало новому этапу развития социальной функции российского государства. В 18611863 гг. от крепостной зависимости были освобождены 22 млн. 563 тыс. помещичьих дворовых крепостных, свыше 2 млн. удельных крестьян, 543 тыс. приписанных к заводам и фабрикам. [12]
В дореформенный период социальное положение многомиллионной армии крепостных регулировалось в первую очередь не государством, а их непосредственными владельцами. В результате ликвидации крепостничества многочисленные группы юридически свободного населения становились объектом государственной социальной политики. Это требовало значительных изменений в сферах государственного здравоохранения, образования, социального обеспечения нуждающихся. В этих условиях происходит трансформация субъектной составляющей социальной функции государства. Наряду с государственными органами, субъектами социальной политики становятся новые, созданные в ходе буржуазных реформ, сельские и городские органы самоуправления.В ©Положении о губернских и уездных земских учрежденияхª от 1 января 1864 г. социальные направления их деятельности были определены следующим образом:– меры обеспечения народного продовольствия;– заведование земскими благотворительными заведениями и ©прочие меры призрения, способы прекращения нищенстваª;– ©участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмахª.[13]
Систему местного самоуправления в городах устанавливало ©Городовое Положениеª от 16 июня 1870 г. К числу курируемых социальных вопросов были отнесены ©дела, касающиеся благосостояния городского населенияª:
–охрана ©народного здравияª;
–устройство за счет города благотворительных заведений, больниц.;
–участие в ©попечении о народном образованииª;
–устройство театров, библиотек, музеев и других культурных учреждений;
–предоставление правительству сведений и заключений, касающихся ©местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметамª.[14]Таким образом, в компетенцию земских и городских органов местного самоуправления были переданы многие элементы социальной функции российского государства, уже сложившиеся на тот момент.Однако самостоятельность этих органов существенно ограничивалась законодательством.Все постановления Земских Собраний должны были без замедления доводиться до губернатора. Начальник губернии наделялся правом ©остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользамª. [15]Следовательно, в Положении 1864 г. был заложен механизм, допускавший прямое вмешательство губернаторов в работу земских органов самоуправления. Расплывчатая и неконкретная формулировка ©общие государственные пользыª открывала возможность пресечения практически любого начинания.
В ©Городовом Положенииª от 16 июня 1870 г.провозглашалось, что городское общественное управление ©… в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельноª. В то же время, в общей сложности двадцать девять статей Положения устанавливали порядок утверждения решений городских органов самоуправления и осуществление государственного надзора за ними. На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Постановления Городских Дум по важнейшим вопросам должны были проходить утверждение губернской администрацией, или, в ряде случаев, Министерством внутренних дел.
Недостаточная самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, формально переданных государством органам местного самоуправления, приводила к краху многих проектов по развитию народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. Чаще всего земства встречали препятствия в вопросах открытия новых учебных заведений, хотя поставленная государством задача массового народного образования должна была в первую очередь предусматривать рост количества школ. Один из многочисленных примеров: в 1865 г. Черниговское губернское собрание решило открыть педагогическую школу при мужской гимназии, но предложение было отклонено Министерством народного просвещения.[16]
Не менее сложной проблемой было финансовое обеспечение социальной политики органов местного самоуправления.Согласно законодательству основным реальным источником для получения земствами средств являлось обложение земель. Однако увеличение этого обложения для пополнения земских доходов сталкивалось с объективными препятствиями. Помимо земского сбора, земли были обложены государственными, мирскими, страховыми сборами. В крестьянских хозяйствах общая сумма назначенных платежей нередко превосходила сумму доходов, а в подавляющем количестве ©земскихª губерний именно крестьянские сельские общества, а не помещики, уплачивали основную долю земских налогов.
Несовершенство законодательства в вопросах налогового обложения сопровождалось недостаточной проработанностью механизма осуществления земских сборов.Земское законодательство не предусматривало наличия у органов местного самоуправления исполнительной власти. Местная полиция находилась в ведении правительственных учреждений и не была обязана проводить в жизнь решения земств, в том числе и по земским сборам. В результате земские учреждения не располагали непосредственной властью для взыскания сборов и недоимок, всецело зависели в этом от местной администрации.
Таким образом, созданная законодательная база далеко не полностью соответствовала масштабу социальных задач, возложенных государством на органы местногосамоуправления.В ходе реализации целого ряда направлений социальной функции земские органы не получили от государства необходимой нормативноправовой поддержки.
Проведенный нами историкоправовой анализ становления социальной функции Российского государства показывает, что с XVII в. до ликвидации монархии в 1917 г. нормативноправовое обеспечение получили отдельные элементы социальной функции. К ним можно отнести социальную поддержку наиболее нуждавшихся членов общества; отдельные меры по обеспечению продовольственной безопасности, развитию народного образования и медицинской помощи населению; социальную защиту самых уязвимых работников по найму.Однако ни один из этих элементов не был снабжен законодательной основой, адекватной сложности социальных проблем. Единого комплекса законодательства, который обеспечил бы распространение государственной социальной деятельности на все слои населения, не сложилось. Государственная социальная политика зачастую носила вынужденный характер. Она в первую очередь являлась реакцией на протестные выступления населения. Но недостаточное развитие политических прав и свобод существенно ограничивало борьбу граждан за свои социальноэкономические права.
В начале XXI в. перед Российской Федерацией стоит глобальная задача формирования модели социального государства, страны всеобщего благосостояния. Обязательным условием успеха является превращение социальной функции в приоритетное направление государственной деятельности, ее распространение на основные сферы государственной политики. Особое значение приобретает исследование отечественного опыта, как удачного, так и негативного. Общие, перманентные тенденции нормативноправового обеспечения социальной функции государства –комплексность, преемственность, последовательность, ориентированность на потребности максимально широких слоев населения актуальны и в наше время.
Ссылки на источникиСписок цитируемой литературы
1.Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.44.2.Олейникова С.С. Социальная функция государства: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С 2223.3.Полное собрание законов Российской Империи.Собрание первое. –Т. I . –№ 4. –С. 164.4.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. I . –№ 345. –С. 582.5.Чистович Я. История первых медицинских школ в России. –СПб.: Типография Якова Трея, 1883. –С. 23.6.Егорышева И. В. О штате аптекарского приказа // [Электронный ресурс ] Режим доступа:http://www.remedium.ru/section/detail.php?ID=38070.7.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. VI. –№ 3485. –С. 5758.8.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. IV. –№ 2467. –С. 779.9.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. XVI. –№ 11.908. –С. 344363.10.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. –Т. XX. –№ 14.392. –С. 229304.11.Таблица составлена автором на основе следующих источников. Стог А.Д. О общественном призрении в России. Часть 2. –СанктПетербург, 1818. С. 4547; Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. Т.1. Часть 1. Благотворительность государственная. –СанктПетербург: С.Петербургская Электропечатня, 1901. С. 203.; Министерство внутренних дел. 18021902. Исторический очерк. –СПб: Типография МВД. –1902. –С. 86.12.Экономическая история России / Под. ред. В.А. Динеса, А. А. Воротникова. –Саратов: Издат. центр СГСЭУ. –
2004. –
С. 177, 192.13.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе.–Т. XXXIX. –№ 40457. –С. 23.14.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. –Т.XLV. –№ 48498. –С. 821839.15.Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. –Т. XXXIX. –№ 40457. –С. 23;11.16.Очерки деятельности губернскихземств по народному образованию. –Псков. –1898. –С.1617.
SvetlanaSimonova
Lecturer of the Departmentof Criminal Lawof the Volgograd branchof the RussianAcademy of NationalEconomy and Public Administrationat the Presidentthe Russian Federation, Volgograd.
simonova.ss @ mail.ru
Stages of thesocial functionof the Russian state: historical and legal analysis
Abstract.This article investigatesthe processes of formationof the social functionof the Russian statein thehistorical and legal aspects. The author offersoriginalcriteriaby whichto isolate and analyzethe stages ofdevelopment of the statesocial function inRussia.
Keywords.The welfare state, the functions of the state, the social function of the state, social policy, social and economic rightsof the individual.