Исследовательская работа студентов как одна форм получения знаний

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Ж. Б. Исследовательская работа студентов как одна форм получения знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1541–1545. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53311.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме применения новых нетрадиционных форм обучения, направленных на улучшение учебного процесса в юридических вузах. Предложены пути модернизации процесса обучения студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Жанна БорисовнаКандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процессаКоми республиканская академия государственной службы и управления, юридический факультетmgbpravo@yandex.ru

Исследовательскаяработа студентовкак одна форм получения знаний

Статья посвящена проблеме применения новых нетрадиционных форм обучения, направленных на улучшение учебного процесса в юридических вузах. Предложены пути модернизации процесса обучения студентов. Ключевые слова: исследовательская деятельность студентов, предприятия общественного питания, индивидуальные предприниматели, защита прав потребителей.

На современном этапе коренным образом меняется система российского образования в целом и высшегопрофессионального образования, в частности, происходит кардинальное изменение подходов к оценке роли преподавателя и студента в учебном процессе. В большей степени это связано со вступлением России в Болонский процесс. Перед российским высшим образованием стоит серьёзная задача, заключающаяся в выработкетаких образовательных технологий(в том числе информационнокоммуникационных), которые позволят сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции, отвечающие требованиям образовательной программы.В сложившейся ситуации основополагающим фактором, определяющим развитие образования,становится методика преподавания. Существует множествометодов обучения, наиболее эффективными из них, на наш взгляд, являются метод интерактивного общения с использованием ролевых ситуационных игри методисследовательской деятельности.Методика передачи знаний зависит от предмета преподавания. Для естественных наук, таких как, гражданское право, можно использовать такую форму проведениязанятия с практической составляющей,как представление конкретной ситуации,с последующиманализоми формулировкойальтернативных вариантов еёрешения в виде индивидуального исследования.Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и интеллектуальныйпотенциал для решения актуальных современной науки. Основными целями вуза являются:содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий для формирования творческой активности, самостоятельности студентов вузовв их научной работе; выявление наиболее талантливой и одарённой молодёжи, содействие раскрытию её способностей и организации еёдальнейшего образования; развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых студентами во внеучебное время в научных подразделениях вузов; координация ими всехформ научноисследовательской работы студентов вузов; расширение научного сотрудничества между вузами. Основные задачи научноисследовательской работы студентов: овладение студентами научным методом познания и на его основе углублённое и творческое освоение учебного материала; овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных и технических задач; приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы; непосредственное участие в решении научных и технических задач вуза. Научноисследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:выполнение лабораторных, домашних, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований; введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия; выполнение конкретных нетиповых заданий научноисследовательского характера; ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных; участие в работе студенческих научных семинарови др. Максимальная активизация студентов, пробуждение их самостоятельности и творческого мышления достигаются именно в научноисследовательской деятельности студентов.Исследование включает в себя следующиеэтапы(см. рис.1):

Рис. 1 Этапы исследования



















началоПостановказадачии определениецели исследования1Разработкапланаисследования2конецСбор информации3

Анализ информации4Вывод:результаты исследования5

Цель научноисследовательской деятельности –научить студентов самостоятельно осуществлять процесс познания. Исследовательские задания весьма разнообразны по целям, объёму и содержанию. Они могут включать в себя один или несколько вопросов, охватывать материал одной или нескольких тем или целого курса.Примером научноисследовательской деятельности студентов–юристов по курсу Предпринимательское правоможет служить анкетированиеиндивидуальныхпредпринимателей,оказывающих потребителю услуги общественного питания. Цель данного анкетирования

анализсоблюдения предпринимателями закона «О защите прав потребителей». Исследованиесостоитиз нескольких этапов. На подготовительном этапе студенты(по 34человекав группе) исследования самостоятельно разрабатываютвопросы для анкетирования предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания.Вопросы могут иметьследующее содержание(см. таблицу 1):

Таблица 1. Вопросы анкеты

ВопросыВозможные ответыИмеются ли в заведении (на вывеске) следующие данные: организационноправовая форма собственника с указанием его ОГРН, ИНН?А) да, имеются в полном объёме;Б) не имеютсяИмеется ли в заведении информация о графике его работы?А)да, имеется в полном объёме;Б) не имеется;В) имеется, но не полнаяНаходится ли книга отзывов и предложений на видном и в доступном для потребителя месте?А) да, находится; Б) нет, она недоступнаИмеет ли заведение пандус при входе?

А) да;Б) нет

Имеются ли посторонние запахи внутри заведения (например, перегорелого жира, моющих средств)?

А) да;Б) нет;В) имеются, но не всегда

Оцените гигиену помещенияА) чисто;Б) не чисто Оцените опрятность персонала:А) персонал опрятен;Б) неопрятен

Имеется ли в заведении гардероб, санузел?

А) да;Б) нет

Оцените гигиенустоловых приборовА) чистые;Б) грязныеИмеется ли в заведении прейскурант цен на готовые блюда?А) да;Б) нет

Есть ли в заведении контрольные весы?

А) да;Б) нет

Устроило ли вас время обслуживания?

А) да;Б) нет

Соответствует ли выбранное Вами блюдо Вашим ожиданиям?

А) да;Б) нет

Правильно ли произведен расчёт с Вами?

А) да;Б) нет

Оцените качество оказанной услуги

А) все вкусно;Б) невкусно;В) никогда больше не приду сюда;Г) не все заказанные мною блюда оказались хорошего качества

Имеется ли в заведении зона для некурящих?

А) имеется;Б) не имеется

Анализ результатов студенческого исследования (в исследовании принимали участие83 студента) выявилследующее(см. таблицу 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования

№ вопросаВариантыответа на вопросКоличество баллов1А) да, организационноправовая форма собственника с указанием его ОГРН, ИНН имеются в полном объёме;61Б) не имеются222А) да, информация о графике работы заведения имеется в полном объёме;81Б) не имеется;

1

В) имеется, но не полная13А) книга отзывов и предложений находится на видном и в доступном месте;54Б) недоступна, отсутствует в магазине284А) пандус имеется;35Б) пандуса нет485А) посторонние запахи внутри заведения имеются;

8Б) нет;

61

В) имеются, но не всегда;146А) в помещении чисто;74Б) в помещении грязно (не убрано)97А) персонал опрятен80Б) одежда персонала не всегда чистая

38А) в заведении имеются гардероб, санузел;71Б) не имеются129А) столовые приборы чистые80Б) столовые приборы грязные310А) прейскурант цен на готовые блюда имеетсяБ) прейскуранта цен на готовые блюда не имеется83011А) в заведении контрольные весы имеются;11Б) не имеются7212А) время обслуживания устроило;72Б) не устроило1113А) выбранное блюдо соответствовало моим ожиданиям;72Б) нет1114А) расчёт произведен правильно;

Б) расчет произведен неправильно83015А) все вкусно;

66Б) невкусно;

1

В) никогда больше не приду сюда

2

Г) не всезаказанные мною блюда оказались хорошего качества

1416А) в заведении зона для некурящих имеется:

38Б) в заведении зоныдля некурящих нет45В ходе данного исследования студенты выяснили, что права потребителей предпринимателями нарушаются в каждом третьем заведении общественного питания, в частности:

не указывается организационноправовая форма собственника, режим его работы (нарушение ст.9 закона «О защите прав потребителей»);

книга отзывов и предложений не всегда находится на видном и в доступном для потребителя месте (нарушение Приказа «Об утверждении инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» от 28.09.1973№346);

некоторые из заказанных блюд оказались ненадлежащего качества (нарушена ст.4 закона «О защите прав потребителей») и др.Таким образом, путём анкетирования под руководством преподавателя студенты провели учебное исследование, включающее следующие основные этапы научной деятельности: осознание и формулирование задачи, составление плана исследования, проведение исследования, оформление выводов. Подведём итоги. Повышение эффективности образовательного процесса, повышение качества формирования профессиональных умений и навыков, активизация познавательной деятельности студентов в процессе вузовского обучения на сегодняшний день являются одними из важнейших задач государственной политики России в области образования. Для развития познавательного потенциала студентов необходимо внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса по следующим направлениям:oиспользование интерактивных методов преподавания (групповыеисследовательские проекты, творческие задания и т.п.);oувеличение практической составляющей образовательных программ;oрасширение перечня внеучебных мероприятий, вовлечение студентов в их подготовку;oповышение мотивации студентов к учёбе за счёт укрепления учебной дисциплины и организации «обратной связи» студентов с преподавателями и руководством факультетов. Задания для исследовательской деятельности студентов должны быть полноценны с научной точки зрения, иметь связь с ранее изученным материалом, т.е. опираться на знания и навыки студентов, а роль преподавателя в данном случае заключается в направлении работы студентов, их консультировании по мере необходимости.