Сравнительный анализ организации воспитательной работы с военнослужащими и полицейскими на тактическом уровне (рота).

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермолаев Д. Е. Сравнительный анализ организации воспитательной работы с военнослужащими и полицейскими на тактическом уровне (рота). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1556–1560. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53314.htm.
Аннотация. В статье представлены базисные понятия «воспитательная работа» и выполнен сравнительный анализ функциональных обязанностей должностных лиц тактического звена ответственных за организацию воспитательной работы с личным составом силовых ведомств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермолаев Денис Евгеньевичкандидат исторических наук, доцент кафедры организации кадровой и воспитательной работы СанктПетербурского института повышения квалификации работников ФСИН Россииermolaevdeni@yandex.ru

Сравнительный анализ организации воспитательной работы с военнослужащими и полицейскимина тактическом уровне (рота).

Аннотация.В статье представлены базисные понятия «воспитательная работа» и выполнен сравнительный анализ функциональных обязанностей должностных лиц тактического звена ответственных за организациювоспитательной работы с личным составом силовых ведомств.Ключевые слова:личный состав, воспитательная работа, моральнопсихологическое обеспечение, функциональные обязанности.

Последнее десятилетие общественностьпристально наблюдает за осуществляемыми реформами в так называемом «силовом блоке»

Министерстве Обороны Российской Федерации и Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации(далее МВД).

Задачи данных министерств разные, объединяетих ряд моментов: втоми другом федеральном ведомстве сотрудники и военнослужащие являются государственными служащими, личный составв основном несет службу с оружием. Административные проступки и уголовные преступления, совершаемые военнослужащими и сотрудниками полиции,вызывают ажиотаж в обществе. Современный период развития российского общества является беспрецедентным столкновением разнонаправленных ценностных оснований в политической, экономической, социальной и особенно духовной сферахжизни общества. Текущая ситуация стала следствием неразрешенности ряда явных противоречий между различными духовноценностными системами, которые претендуют на верховенство в социуме.Крупномасштабные преобразования в экономическом и техноинформационном пространстве, слияние цивилизаций и взаимопроникновение различных культур, появление неоимпериалистического мироощущения и мировосприятия приводят к появлению новых духовных реалий, активно влияющих на социальное бытие российского общества. Это явление сопровождаются пока не обретением общечеловеческих ценностей, а в значительной степени утратой целостности и неизменности устоявшейся традиционной системы духовных ценностей, в результате чего многие россияне испытывают серьезные мировоззренческие трудности ценностного самоопределения в этом бурно изменяющемся мире.С целью сохранения, развития традиционных духовных ценностей, недопущенияслучаевнарушения дисциплины и законностиврассматриваемых ведомствах с личным составом организуется обязательная воспитательная работа.Для воспитания и поддержания высокого моральнопсихологического состояния,

формирования сотрудника нового типа, который должен обладать не только глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования, но и сформировавшимся уровнем правовой культуры, патриотизмаи готовности к выполнению служебныхзадач даже ценой своей жизни вВооруженных Силах и МВДпредназначенинститут офицеров воспитателей.

В Вооруженных Силах под воспитательной работой понимается «совокупность основных видов и направлений воспитаниявоеннослужащих: государственнопатриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического»[1].В МВД«воспитательная работас сотрудниками‬основной вид моральнопсихологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативнослужебной деятельности»[2].

Исходя из разницы в методологических подходах к определению самого понятия «воспитательная работа» построены и функциональные обязанности должностных лиц, её осуществляющих. Рассмотрим функциональные обязанности должностных лиц,организующих воспитательную работу в минимальной тактической единице (роте),существующей в рассматриваемых ведомствах (таблица 1).Из приведенной таблицывидно, что, в Вооруженных Силах вопросу организации воспитательной работы на тактическом уровне уделяется больше внимания, чем в аналогичном подразделении МВД, ведь «совокупность основных видов и направлений воспитания…..», значительно шире по определению, чем «целенаправленная деятельность по формированию комплекса нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативнослужебной деятельности».

Таблица 1Функциональные обязанности должностных лиц,организующих воспитательную работу в минимальной тактической единице(роте)

Министерство обороныМинистерство Внутренних ДелОбязанностиЗаместитель командира роты воспитательной работе[3, 46] Заместитель командира роты по кадровой и воспитательной работе[4]По вопросам организации воспитательной работы1.Участвуетв составлении расписания занятии, планируети проводит воспитательную работу с личным составом роты с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формируету военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), патриотизм, высокие боевые и моральнопсихологические качества.Обеспечивает разработку планов работы подразделения по обучению и воспитанию сотрудников, контроль за их исполнением.

2.Воспитываету личного состава роты бдительность, умение хранить государственную тайну.Проводит занятия с руководящим и командным составом подразделенияпо обучению формам и методам работы с подчиненными.3.Проводит мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений среди личного состава роты, а также воспитательную работу по предотвращению наркомании Обеспечивает проведение занятий с личным составом в системе служебнобоевой подготовки, осуществляет всестороннее изучение моральных и деловых качеств и воспитание сотрудников, Министерство обороныМинистерство Внутренних Делсреди военнослужащих.мероприятия по предупреждению и преодолению конфликтных ситуаций в коллективе.4.Воспитываету военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщаети распространяетположительный опыт работы в роте по обеспечению выполнения этих требований.Проводит инструктажи исполнителей по планам воспитательной работы и осуществляет подведение итогов.

5.Всесторонне знаетличный состав роты, индивидуальные особенности, деловые и моральнопсихологические качества военнослужащих роты, проводит с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию; принимаетмеры по сплочению воинского коллектива.Проводит необходимые мероприятия по изучению моральнопсихологического климата в семьях сотрудников.

6.Проводит правовое обучение личного состава роты.

7.Осуществляет информирование личного состава роты о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебнобоевой деятельности Вооруженных Сил; лично проводит занятия с военнослужащими роты в соответствии с планом общественногосударственной подготовки.

8.Осуществляет моральнопсихологическое обеспечениеучебного процесса, внутренней и караульной служб.

9.Проводит мероприятия по нравственному, духовному, физическому и культурному воспитанию военнослужащих роты, организовывает досуг личного состава.

10.Знает нужды и запросы личного состава, принимаетмеры по разрешению обоснованных обращений(предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживает связь с их родными и близкими.

По вопросам административной деятельности

Министерство обороныМинистерство Внутренних Дел1.Организовывает правильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведения воспитательной работы; контролирует своевременность доставки личному составу периодических изданий и почтовых отправлений.По поручению командира подразделения организует своевременное рассмотрение обращений граждан, запросов, обращений из учреждений и организаций, проводит соответствующие проверки и готовит ответы.

2.Периодически присутствует на подъеме и вечерней поверке в роте.Ежемесячно готовит информацию командиру подразделения по линии кадровой и воспитательной работы.3.Анализирует состояние воинской дисциплины, причины преступленийи происшествий, ведет учет дисциплинарных проступков в роте, проводит мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений

4.Своевременно докладывает командиру роты о состоянии воинской дисциплины и моральнопсихологическом состоянии личного состава.

По вопросам кадровой деятельности1.

Контролирует порядок прохождения службы сотрудниками подразделения и своевременно готовит служебные документыпо назначению на должности, присвоению специальных званий, перемещению, увольнению, зачислению в кадры, поощрению и наложению дисциплинарных взысканий, принимает меры по социальной и правовой защите личного состава.

Под воспитательной работой, в академическом смысле, понимается, ‬формирование и развитие у сотрудников (военнослужащих), необходимых профессионалу, защитнику Отечества (правопорядка). Воспитательный процесс направлен на укрепление морального духа, высокой стрессоустойчивости, моральнопсихологической закалки и осознанного выполнения должностных обязанностей и инструкций.

Этим диктуются задачи воспитательной работы:• улучшение отбора кандидатов для такой службы, особое внимание подбору кадров (моральноделовые качества кандидата для прохождения службы должны соответствовать уровню профессионала);• постоянное изучение личностных особенностей сотрудника, уровня готовности к выполнению боевых, оперативнослужебных, учебных задач, соблюдению дисциплины и законности, внимание к вопросам ихсоциальноправовой защищенности;• выявление и развитие профессионального потенциала личности, реализация их способностей в профессиональной деятельности, созидание профессиональных качеств (дисциплинированность, компетентность, ответственность, умение ориентироваться и действовать в любой сложной оперативнобоевой обстановке, преданность профессии, инициативность, верность традициям, боевому знамени, присяге, своему делу и Отечеству, уверенность в своих возможностях, возможностях руководителей и сослуживцев и др.);• создание необходимых организационнопедагогических условий для целенаправленного и эффективного профессионального воспитания сотрудника (военнослужащего). Исходя из вышеизложенного, где, заместитель командира роты по воспитательной работе не только организовывает, но и лично обязан проводить мероприятия воспитательной работы (табл. 1 п.п. 58), его коллега из МВД от личного участия в проведении аналогичных мероприятий юридически освобожден.

Следует заметить, что в Вооруженных Силах объемы функциональных обязанностей возрастают пропорционально занимаемой должности офицера ‬воспитателя, в МВД они остаются неизменными.

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать,при сравнительном анализе функциональных обязанностей должностных лиц ответственных за организации воспитательной работы двух силовых ведомств, обязанности заместителя командира роты по воспитательной работе в министерстве обороны, более отвечают целям и задачам воспитательной работы с подчиненными, чем обязанности его коллеги из МВД. Основываясь, в том числе на данный вывод, можно констатировать, что проблемы со служебной дисциплиной сотрудников в МВДсвязаны, в первую очередь,с неверно избранными приоритетами в организации воспитательной работы с личным составом. Поддержание высокой дисциплины возможно только в случае осознанного выполнения сотрудником своих обязанностей.Необходимо признать, что без духовноценностного базисасотрудниковневозможно реализовать ни один из проектов реформирования. Для этого сличным составом должна постоянно проводиться воспитательная работа, направленная на формирование и развитие у сотрудников государственнопатриотического мировоззрения, значиморазвитыхгражданских, нравственных, духовныхи иных позитивныхкачеств личности, обусловленных требованиями общества и государства к профессиональнонравственному обликугосударственного служащего силовых институтов государства, независимо оттого, военнослужащий это или сотрудникорганов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативнослужебной деятельности.

Список ссылки на источники1.http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2005/2005082.html, [Дата обращения 25.03.2013];2.Приказ МВД от 11 февраля 2010 г. №80. «О моральнопсихологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»3.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. С изменениями в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. №1037 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 и в уставы, утвержденные этим указом»;4.Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульнопостовой службы полиции» (с изменениями и дополнениями).

Ermolaev Denis Evgenievichcandidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of personneland educational work of the SaintPetersburg Institute of improvement of qualification of the workers of the Federal service of Russia

Comparative analysis of organization of educational workwith soldiers and policeat the tactical level (Rota).

Abstract. The article presents the basic concept of «educational work» and the comparative analysis of the functional duties of officials tactical unit responsible for the organization of educational work with the personnel of the law enforcement agencies.

Key words: personnel, educational work, the moralpsychological support, functional duties.