Условия формирования у второклассников вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах ста на основе вятского фольклора

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метелева Е. О. Условия формирования у второклассников вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах ста на основе вятского фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1561–1565. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53315.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования вычислительных навыков у второклассников на основе материала вятского фольклора. Автор предлагает рекомендации по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах ста на основе вятского фольклора, которые повлияют на уровень обучения, воспитания и развития учеников на уроках математики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Метелева Екатерина Олеговна Студент Вятскогогосударственногогуманитарного университета, город Кировkaterina_meteleva@mail.ru

Условия формирования у второклассников вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах ста на основе вятского фольклора

Аннотация: Статья посвящена вопросам формированиявычислительных навыков у второклассниковна основе материала вятского фольклора. Автор предлагает рекомендации по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах ста на основе вятского фольклора, которые повлияют на уровень обучения, воспитания и развития учеников на уроках математики.

Ключевые слова: формирование вычислительныхнавыков, вятский фольклор.

Формирование вычислительных навыков в начальном курсе математики –фундамент дальнейшего обученияв школе. М.А.Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами. ©Приобрести вычислительные навыки —значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстроª[1, с.39]. М.А.Бантова и Н.Б.Истомина определили, что полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.Обучение начальному курсу математики построено концентрично. После анализа основных учебнометодических комплектов (далее УМК)(УМК ©Школа Россииª, ©Гармонияª, ©Перспективаª, ©Школа 2100ª, ©Перспективная начальная школаª) мы пришли к выводу, что формирование вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 –это основной раздел 2 класса. Основными темами во 2 классе по математике являются устное сложение двузначных разрядных чисел и двузначных разрядных чисел с однозначными числами с пределах 100; вычитание однозначных чисел из круглых двузначных чисел; устное и письменное сложение двузначных чисел с двузначными числами без перехода через разряд и с переходом через разряд; устное и письменное вычитание двузначных чисел из двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом через разряд. Теоретическими основами вычислительных навыков являются десятичный состав двузначных чисел, конкретный смысл арифметических действий, правила сложения и вычитания двузначных чисел, свойства арифметических действий. Также при анализе учебнометодических комплектов,мы обратили внимание на наличие заданий на основе русского фольклора и пришили к выводу, что только в УМК ©Перспективаª(авторЛ.Г.Петерсон)естьзадания, составленные на основе русского фольклора. В других УМК заданий, составленных на основе фольклора нет. Значение фольклора велико с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной). Г.С.Виноградов, К.Д. Ушинский и др. подчеркивали огромную роль фольклора в воспитании и образовании детей. Несмотря на дидактический потенциал русского фольклора, учителя начальных классов редко используют его в обучении школьников математике. Возникают трудностиорганизации хода урока, составления заданий, выборе подходящих жанров фольклора.Составной частью русского фольклора является вятский фольклор. ©Термин ©вятский фольклорª, обозначающий региональные традиции, включает в себя более широкие аспекты нежели географические, этнический компонент обязательно присутствует в нем, такой термин является как бы общим для всех народов, населяющих наш крайª [2, стр. 4]. В вятском фольклоре, как и в русском фольклоре в целом, присутствуют все жанры(сказки, пословицы, поговорки, частушки, загадка, потешки, народные песни и другие). На наш взгляд на уроках математики в начальных классах целесообразно использовать следующие жанры вятского фольклора –народная сказка, пословица, поговорка, загадка. Данные жанры фольклора имеют свои особенности, назовемих, опираясь на ©Энциклопедию земли Вятскойª (том 8) и ©Великорусские сказки Вятской губернииª[3,4]. Особенностями вятских сказок являются: характерные только вятских сказкам персонажи (Кикимора, Шумпало, ЧудоЮдо, постоянные герои –это солдаты Бледных, Власов, Пуртов, Зубарев); детскиесказки знакомят с предметами окружающего мира и несут в основном образовательный характер; преобладание социальнобытовых сказок (сюжет прост и незамысловат) и бедность на волшебные сказки (как отмечает Д.К.Зеленин); язык сказок насыщен диалектизмами и местными выражениями; богатство мифологических сюжетов про нечистую силу (в Вятской мифологии есть и свои особенности, например, домового в Нагорском районе называют батаманом, а насылание порчи –©наложением заветаª, в Котельническом районе порча –это ©навешивание килыª). Особенностями вятских пословиц являются –их насыщенность диалектизмами, противоречивость (апологетичность и ироничность в самооценке вятчан), образность(©Спросил Бог гуся, не зябнут ли лапыª). Особенностями вятских поговорок являются –чувство народной гордости за малую родину (©Вятка –всему миру маткаª, ©В Вятке –свои порядкиª и др.), юмор, сарказм, диалектизм. Особенностями вятских загадок являются –четкая принадлежность возрастным рамкам (загадки для маленьких, для юных, для старших), характеризуют быт вятского человека (например, распространены загадки об устройстве избы), несут образовательную и воспитательную ценность; насыщенны табуированностью (составлены на запретном языке, ©..помогали понять:свой ты человек или нетª [3,4]. Рассмотрев литературные источники, содержащие материал вятского фольклора, такие как ©Энциклопедия земли вятскойª и ©Великорусские сказки Вятской губернииª, были составленырекомендации,направленные на формирование вычислительных навыков сложенияи вычитания чисел в пределах ста на основе материала вятского фольклора. Рассмотрим эти рекомендации. 1.Учитель должен соблюдать следующие условия: 1)

придерживаться новизны, разнообразия учебного материала, предлагаемых вычислительных заданий (создание на уроках математики ситуаций для привлечения непроизвольного внимания детей, использую материал фольклора); 2)разрабатыватьзадания для формирования вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 на основеразных жанров вятского фольклора;3)данные задания использоватьприформированиивсех приемовсложения и вычитания чисел в пределах 100 2.Подбирая материалы вятского фольклора для проведения уроков, помнить о том, что произведения должны отражать традиции народа вятского края, характеризовать реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности; обладать высоким нравственноэстетическим уровнем; должны учитывать психологию ребенка, соответствовать его возрасту, уровню развития, интересам. Исходя из этих положений, подобранные таким образом произведения будут понятны и близки детям.3.Использовать задания на основе вятского фольклора при формированиивычислительных навыков. 1)С использованием поговорок, пословиц, загадок составлятьразличные задания, где учащиеся, выполнив верно задание, составят пословицу, поговорку, загадку из разрозненных слов. Таким образом, у учеников будет возрастать интерес к процессу нахождения правильного решения, а также будет идти обогащение словаря детей афористическими и иносказательными изречениями.Например, ©Найди значение выражений, получившиеся числа расставь в порядке возрастания и ты прочтешь пословицу. Запиши пословицуª.

Таблица 158 … = 5070 + … = 73 … + 7 = 97… 40 = 5… + 7 = 37придет,

Ум

уйдет порада

4.На основе вятскихсказок возможно построитьурок математики в начальной школе. Присутствие сказочного героя на урокепо математики или урокепутешествии по сказке(уроксказка) придает обучению положительную эмоциональнуюокраску. Задачи со сказочным сюжетом способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними вычислительных действий. На основе сюжетов вятских сказок можно составить ряд взаимосвязанных между собой заданий. 5.Задания для формирования вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 на основе материала вятского фольклора могут быть репродуктивного, частичнопоискового и творческого уровня.1)Пример частичнопоискового заданияпо вятской сказке ©Волшебное колечкоª. ©У Иванушки было 300 рублей. Часть денег Иванушка потратил на кошечку. Узнай сколько стоила кошечка. Для этого знак вопросазамени получившимся числомª







2)Пример творческого задания по вятской сказке ©Лихо одноглазоеª. ©Чтобы спасти кузнеца от Лихо одноглазого составь равенства со сказочными числами и придумай свои равенства со сказочными числамиª.







3)Пример творческого задания по сказке ©Волк и Лисаª

65 ?35175010 97720 Действие сложениедействие вычитаниеРисунок 1 Задание частичнопоискового характера по вятской сказке ©Волшебное колечкоª75+ = + 12=

40 =Меньше, чем 59, больше,чем 56, но не 58

Рисунок 2 Задание по вятской сказке ©Лихо одноглазоеª

©Пошла лиса по водичку. И вот, едет извоз –значит, с рыбой были воза. Лиса и забиралась в воз и выбрасала из воза рыбы.ª. А рыбка была не простая. Что интересного в рыбках? Какое можно придумать задание?











4)Пример творческого задания по сказке ©Сказка об умной Марьюшке и дураке Иванушкеª. ©Попали Марьюшка и Иванушка в плен к Кикиморе и Домовому. Чтобы сбежать от Кикиморы и Домового, им необходимо выполнить математическое задание. Между некоторыми числами поставить знак действия, обозначающий сумму чисел, и получитьверное математическое равенствоª.

3 3 2 5 7 1 5 1 4 6 = 100

6.Использовать задачи с сюжетомвятских сказок. 1)Поспорил както губернатор с медведем на мед –у кого во рту зубов коренных больше. За каждый проспоренный зуб проигравший должен был отдать 3 литра меда. У губернатора ворту оказалось 32 зуба, у медведя –42. Сколько литров меда губернатор стал должен медведю? (задача по вятской сказке ©Медведь и губернаторª)2)Позвал както медведь троих мужиков на реку рыбу ловить. Первый мужик поймал 12 щук, второй 30 карасей, третий 18 окуней. Медведь поймал 3 щук, 2 карасей и 1 окуня. Сколько осталось всего рыбы, если известно, что пока мужики ловили рыбу медведь съел у каждого по 3 рыбы? Сколько осталось всего рыбы? (задача по вятской сказке ©Медведь и губернаторª)3)Жил был старик. У него был Кот и Кошечка. Както раз Кот ушел лыко рубить и наказал Кошечкене выглядывать в окошка, а то придет Лиса и утащит Кошечку в темный лес. Рубитрубит Кот лыко и запутался, сколько же за два дня он успел нарубить лыка. Узнай,сколько за два дня Кот нарубиллыка. За первыйдень в лесу Кот срубил 21 лыко, а во второй день 5 лыка. (задача по вятской сказке ©Кот и Лисаª)4)Чтобы спасти Кошечку Коту необходимо спеть песенки сыночкам Лисы. У Лисы в гнезде два сыночка. Первому сыночку Кот спел сначала 11 песенок, а потом еще 5. Второму сыночку Кот хотел спеть 40 песенок, но спел на 4 меньше. Сколько всего песенок спел Кот? (задача по вятской сказке ©Кот и Лисаª)5)В дремучем лесу напала на витязя Громобоя шайка печенегов. (Справка: Печенеги –кочевые племена на Руси). Не знает Громобой как с ними справиться, как 30 –4 36 –20 20 + 8 5 + 61 50+ 23 35 7

65 + 0 60+20 60 24 Рисунок 3 Творческое заданиепо сказке ©Волк и Лисаª

одолеть бандитов. Начал с ними Громобой бороться, взял витязь меч, стал махать направо и налево. После боя решил Громобой узнать,сколько же печенегов он одолел. Но устал Громобой и запутался в подсчетах. Помогите осуществить витязю подсчет. В первой схватке Громобой одолел 30 бандитовпеченегов. Во втором бою на 10 печенегов меньше, чем в третьем. А в третьем бою витязь одолел на 18 печенегов больше, чем первом бою. Сколько всего печенегов одолел витязь Громобой? (задача по вятской сказке ©Богатырская сказкаª)6)Зорька вступал в схватку с тремя змеями ЧудамиЮдомии очень устал. Лежит на траве, отдыхает. Решил подсчитать, сколько же всего голов имеют в сумме три ЧудаЮда. Помоги Зорьке осуществить подсчет. Зорька помнит, что в третьем бою у змея ЧудоЮдо было 12 голов. Во втором бою у змея было столько голов, сколько у змея в третьем бою, но без шести. А в первом бою у змея было столько голов, сколько в третьем, но на 9 меньше. Определи количество голову змея в каждом бою (задача по вятской сказке ©Про трех сильных богатырей Зорьку, Полуночку и Вечеркуª). 7)Волшебной шпагой рядовой за один мах может победить войско из 10 человек. Солдат сделал сначала 3 маха шпагой, а потом еще 2 маха шпагой. Сколько всего врагов смог победить солдат? (задача по вятской сказке ©О солдатеª)Данные рекомендации были учтены при формировании вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 у учащихся 2 ©Аª классана базе МОАУ СОШ №9 г. Кирова. Уроки построенные на основе сюжетоввятских сказок, задания, составленные на основе вятского фольклора, вызывали положительные эмоции у учащихся, привлекали непроизвольное внимание к содержанию задания, условия задачи, что всвою очередь вызывало интерес к осуществлению различных вычислений и способствовало формированию вычислительныхнавыков. Используя предложенные рекомендации, по нашему мнению, учителя смогут повысить качество сформированности вычислительных навыков сложение и вычитания чисел в пределах 100, а так же повлиять на уровень воспитания и развития учеников на уроке математики.

Ссылка на источники1.Бантова,М.А.Системаформированиявычислительныхнавыков/ М.А.Бантова // Начальная школа. —1995. —№ 11.—С.3843 2.

Межэтнические связи фольклора и народной культуры Вятского края: Сборник материалов Третьей научнопрактической конференции/ Вятский родник, выпуск 4. –Киров, 1997. –76 с.3.Великорусские сказки Вятской губернии. СборникД.К. Зеленина./ Изд. подгот. Т.Г. Иванова. Спб.: Тропа Трояноав, 2002. –736 с. –(Полное собрание русских сказок. Предреволюцианные собрания. –Т.7) 4.Энциклопедия земли вятской том 8. Этнография, фольклор [Текст] / Сост. ПоздеевВ.А. –Киров, ВолгоВятское кн. издво, 1994.

Meteleva Ekaterina Olegovna

The student of Vyatka State University of Humanities, Kirov

Conditions of the formation the pupilssecond grade of primary school computing skills of addition and subtraction of numbers within a hundred based on Vyatka folkloreThe article deals with the formation of computer skills among second graders based on the material of the Vyatka folklore. Theauthor offers advice on the formation of computing skills of addition and subtraction of numbers within a hundred based on Vyatka folklore, that will influence the level of teaching, raising and development of pupils in mathematics lessons.