Организация учебно-воспитательной работы ДОУ по воспитанию милосердия у детей , при взаимодействии с семьей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Енина Л. В. Организация учебно-воспитательной работы ДОУ по воспитанию милосердия у детей , при взаимодействии с семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1581–1585. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53319.htm.
Аннотация. Автор поднимает вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, в рамках духовно-нравственного воспитания, так как восстановление и возрождение этих добродетелей на новом историческом этапе обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, а это основа здорового, жизнеспособного общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Енина Любовь Васильевнаучительлогопед МБДОУ

«Центр развития ребенка –детский сад № 50 «Светофорик»,города Невинномысска, Ставропольского краяlyubovenina@yandex.ruОрганизацияучебновоспитательной работы ДОУпо воспитанию милосердия у детей,при взаимодействии с семьей

Аннотация:автор поднимает вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, в рамках духовнонравственного воспитания, так как восстановление и возрождение этих добродетелей на новом историческом этапе обеспечиваетадекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, а это основа здорового, жизнеспособного общества.

Ключевые слова: милосердие, семья, нравственнее воспитание,система специальных педагогических мероприятий

Сегодня остро встает вопрос об обеспечении преемственности в присвоении нравственных ценностей современным поколением, опираясь на духовные традиции русского народа. В раннем детстве, когда еще только начинает формироватьсяв человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь именно из детства берут своё начало духовная щедрость и бездуховность. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Необходимо учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Доброта и милосердие –это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа, понятие емкое и многогранное. Это –человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я» и «хочу»; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь комунибудь или простить коголибо из сострадания. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек –это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни –опыт доброты или жестокости. –не может не сказаться на дальнейшем становлении личности [1]. Дошкольный возраст это период интенсивного освоения примеров взрослой жизни и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступеньформирования его самосознания, предмет которого определение своего места в системе отношений с другими людьми. Пока душа ребенка нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, необходимо пробуждать ее к добру, учит св. Василий Великий: «Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда уже будут заложены... и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех» [5]. Лучше наставлять детей не словом, а примером своей доброй жизни, ибоони особенно склонны подражать родителям и в добром и в дурном [4]. Полезно учить детей наукам и художествам, но учить их жить похристиански просто необходимо. Истинный отец не тот, что родил, но тот, кто воспитал и научил, ибо родивший родил к временной жизни, а воспитавший в благочестии к вечной [4]. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей[6]. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием или причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья –ребёнок общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей –матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной . Практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но таккак они этого не умеют или не хотят делать. Педагогу приходится учить родителей, вооружать психологическими и педагогическими знаниями, рассказывать о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.Воспитание настоящего гражданина нашего государства неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждение в нем любви, сострадания, сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих [3]. Будущее русского образования не случайно связывают с направленностью нанравственное развитие личности, опирающееся на истинные общечеловеческие ценности.Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание милосердия сегодня является особенно значимым, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Очень часто возникает вопрос нужно ли воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить,что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце,а милосердие это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает.Взаимоотношения, основанные на милосердии и сострадании к окружающим, являются важным условием создания в обществе атмосферы уважения и доверия к человеку, заботы о нем.Семья это союз, основанный на любви и браке, в котором воспитываются дети и все членысемьи связаны взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Целью семейного союза является достижение семейного счастья: возрастание в любви и гармоничных отношениях, где согласие и радость в воспитании детей базируются на основе традиционных семейных ценностей, единодушии в понимании духовного смысла брака. Семейные традиции –это уважение к наследию предков, любовь к своему народу, передача духовного, культурного и социального наследия от поколения к поколению, сохраняющегося в семьях. Очень важно правильно понимать ценности, присущее нашей культуре и традициям, мужественности и женственности. Мужественность –это характерная черта духовно и физически зрелого мужчины –мужа, отца семейства, хозяина, берущего на себя ответственность за семьюперед Богом и обществом. Проявляется в стойкости перед испытаниями, смелости, решительности, заботливости, самоотречении, благородстве имилосердии. Женственность, присущая природе женщины –матери, жены, сестры, –это красота, мягкость, смирение, терпение, скромность, заботливость, нежность, самоотречение и милосердие. Семейный духовный союз не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены[7]. Духовнаяжизнь в любви должна проявлятьсяв семейном быту настолько полно, насколько это возможно.В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также все возможные проявления истинной любвиОтчуждение людей друг от друга, проявления жестокости и равнодушия вызывают необходимость развития способности сопереживать, ощущать чужое страдание как собственное, прощать обиды и боль, нанесенные другими. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся. Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников.Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете[2].Воспитательное слово поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним куском хлеба, пытались их утешить, приютить. Семья, в которой заболел кормилец, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать скот. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.Чужая боль, несчастья, потеря, падение вот на что обращено милосердие.

Поэтому, необходимоучить ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительными

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовнонравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.Воспитание доброты, милосердия связывается с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания чужой беде, умения радоваться успеху другого, как своему собственному. С целью изучения отношения к проблеме воспитания милосердия в МБДОУ №50 г. Невинномысска было проведено

анкетирование 35 родителей воспитанников (Приложение 1)Анализ анкетирования позволил сделать следующие выводы:

было выяснено, что 36% опрошенных считают, что понятие милосердие современный мир не воспринимает всерьёз, так как нравственные ценности изменены на важность денег, грубой силы и равнодушия: «Моя хата с краю…». 24% взрослых согласились с мнением, что детидошкольного возраста стали равнодушнее, жёстче. Впервую очередь дети перенимают такую систему ценностей через подражание родителям (как родители относятся кребенку, друг кдругу, как ведут себя свнешним социумом).Очень важно, сколько любви изаботы дети получают всвоей семье. Потому что насколько враждебен мир или насколько ондоброжелателен, насколько слюдьми можно найти общий язык или никогда этого недобиться—все это усваивается наоснове взаимоотношений сродителями. Если враннем детстве ребенок получает безусловную любовь ипринятие отродителей, ониспытывает доверие кмиру ибудет способен вбудущем относиться клюдям стакойже любовью изаботой. В помощь родителямпо вопросам воспитания милосердия предлагается система специальных педагогических мероприятий занятия в рамках дополнительного образования по курсу «Беседка доброты», которые помогут направить жизнь детей по христианским принципам морали и будутспособствовать эффективности воспитания милосердия в семье. При этом из числаанкетируемых родителей: 17% респондентов не готовы принимать участие в мероприятиях, нацеленных на воспитание данного нравственного качества, так как по их мнению есть более важные разделы в воспитании ребёнка, такие как развитие хорошей физической формы (спортивные секции ), знание иностранных языков и пр. 68 % всех опрошенных, несмотря на неоднозначное отношение, согласились вместе с детьми принимать участие в работе

курса «Беседка доброты», в рамках дополнительного образования к данной деятельности (Приложение 2).

Одни считают ее необходимым компонентом в воспитании ребенка, другие способ «небесполезного» времяпрепровождения.15% родителейотметили, что они компетентны в вопросах нравственного развития ребенка и в методической помощи не нуждаются. Несмотря на это, большинство исследуемых положительно отнеслись к плану проведения специальных мероприятий в детском саду, а также к привлечению семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения и организации совместной деятельности детей и их родителей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты и сопереживания.Если у ребенка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ним (за ней). Заботу о родных бабушках и дедушках ребенок также может делить с родителями. Если есть соседи, которым нужна помощь, почему бы им не помочь? Не нужно замыкаться внутри своей семьи. Если по соседству живет пожилой человек, можно послать ребенка в магазин, чтобы купить для него продукты. Вместе с ребенком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу —это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, при организации совместных мероприятий, объединяющие детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов ДОУ, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Предлагаемая система работы может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных, активных, искренних и по –настоящему милосердных педагогов и родителей. Применяя приемы, обеспечивающие активное восприятие информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семьевсё это позволяет создать надежную базу знаний и практических рекомендаций для родителей по данной проблеме, помогает тонко и бережно прикасаться к внутреннему миру ребенка, поощрять и стимулировать его желания, быть душевно щедрым, добрым и милосердным.

Основные задачи деятельности в блоке «Работа с семьёй»1 этап

теоретическийЗадачи:Повышение уровня теоретических и практических знаний в семье по воспитанию милосердия.Определение приоритетных формы работы на основе сотрудничества и преемственности воспитания милосердия.Методы: Анкетирование родителей, с целью выявленияпедагогической культуры

Формы работы: родительские собрания на духовнонравственные темы;круглые столы с педагогами ДОУ,анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовнонравственного воспитания в семье 2 этап

тренировочныйЗадачи:Актуализация навыков и приемов, обеспечивающих активное восприятиеинформации по теме и её осмысление.Построение примерной модели воспитания милосердия в семье.

Метод:

консультационная беседатренингФормы работы: практикумы мастерклассыпедагогические мастерскиедиспуты3 этап

практическийЗадачи:Создание практических рекомендаций для родителей по данной проблеме.Подготовка и проведение совместных мероприятий (праздники, коллективные творческие дела ,акции), направленных на развитие способностей у детей к эмпатическимпереживаниям и чувственным проявлениям милосердияМетоды: Организация совместнораспределённой деятельности Воспитание личным примеромФормы работы: Моделирование игровых и проблемных ситуацийподготовка и проведение занятийутренников,выставки семейных работ,проведение занятиедосуга,благотворительные акции осуществление совместной трудовой деятельности: конкурсы «Хозяюшки», «Мы семья» и др.совместные с родителями праздники, спектакли.



По результатам проведённой работыможно сделать следующие выводы:1. Семья –это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь, и именно она воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценностиРодители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка –это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.Нравственность ребёнка –это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.2. Мероприятия проведенные с детьми в итоге показали, что дошкольники обладают некоторыми представлениями о том, что необходимо отзываться на огорчения окружающих, неравнодушно относиться к их заботам. Однако, нравственные представления детей недостаточно глубоки и не всегда адекватные, во многих случаях не реализовывались ими в жизненной практике.Проведенное исследование подтвердило возможность и целесообразность воспитания и развития милосердия у детей старшего возраста на основе особого подхода педагога и родителя к ребенку, предусматривающего необходимость взаимного уважения, доверия, раскрепощения и свободной творческой деятельности в контексте общей системы нравственного воспитания. Педагогу ДОУ необходимообъяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.И если преодолен барьер отчужденности между детьми, воспитателями и родителями воспитательная работа осуществляется более эффективно, а также обеспечивается преемственность воспитательных усилий педагогов и родителей при активном включении последних в педагогический процесс детского сада.В ходе организации самостоятельной деятельности детей реализовываются признаки проявления милосердия. И это подтверждается ростом уровня сформированности милосердия у старших дошкольников ДОУ.3.Разработанные методы и формы работы с родителями позволяют проводить совместную, согласованную деятельность, направленную на продуктивное осуществление процесса воспитания милосердия у детей в современных условиях общественного дошкольного воспитания. Полученные результаты позволили выявить наличие прямой и теснойзависимости оптимизации процесса воспитания и развития милосердия у старших дошкольников от реализации выявленных педагогических условий, что доказывает эффективность разработанной методики, по сравнению с традиционным подходом, осуществляемым в дошкольных учреждениях по данному вопросу.









Приложение 1.Анкета для родителей«Доброта и милосердие –это высочайшие нравственные ценности»Какую роль Вы отводите в процессе семейного воспитания Вашего ребёнка способности мыслить, чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений и оценивается ли Вами особая важность такого нравственного качества, как «милосердие»просим Вас ответить на вопросы:(варианты ответов:«да», «нет», «затрудняюсь ответить»и конечно, хотелось бы узнать ваше личное

субъективное мнение)

1.Необходимо ли воспитание милосердия в дошкольном возрасте и когда именно?варианты ответов:«да»До года , от 1года до 3 лет, от 3до 5«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:________________________________________2. Какой стиль воспитания вам ближе всего:варианты ответов:Авторитарный:очень жестко предъявляются требования к ребёнку и добиваются их выполнения, при этом мало эмоционально поддерживают ребенка.Снисходительныйребёнку всё разрешается, воспитание строится по принципу«чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»Авторитетныйвыдвигаются жесткие требования перед детьми и отслеживается чтобы требования выполнялись.Но при этом объясняют ребенкус любовью, почему это нужно сделать.«Ни одинне подходит к моему стилю воспитания»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:________________________________________3.Иногда кажется, что такие понятия, как"милосердие", "любовь кближнему", современный мир не воспринимает всерьез.Так ли это повашему, и почему?варианты ответов:«да»«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:____________________________________________________________________________________________________4.Каждому ли человеку свойственно быть милосердным?варианты ответов:«да»«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:________________________________________5.Можно ли научить милосердию?варианты ответов:«да»«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:____________________________________________________________________________________________________6.Стремится ли Ваш ребёнок помогать Вам в домашних делах, и доставляет ли ему удовольствие такой труд ?варианты ответов:«да»«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:________________________________________7.Много ли сейчас, по вашему, милосердных людей?варианты ответов:«да»«нет»«затрудняюсь ответить»субъективное мнение:________________________________________8.Какие методы и формы работы , по вашему, можно и нужноиспользоватьвпроцессе семейного для воспитаниятакогонравственного качества, как «милосердие»?а)Игры (сюжетные и ролевые),б)просмотр и анализ мультфильмовв)беседыичтение рекомендуемой литературыг)дела милосердиид)другое:субъективное мнение :___________________________________________По желанию Вы можете добавить любые комментарии.Благодарим за участие!





Приложение 2Перспективный планРабота с родителямиТемаЦелиСодержание1 этапТеоретическийОктябрь

Родительское собрание«Нравственное воспитание ребенка в семье»

Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка

1. История проблемы2.Сущность нравственного воспитания3. Проблемы нравственного воспитания в семье4.Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семьеНоябрьКруглый стол «Слияние чувств и поступка»

Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семьеСодействовать формированию и проявлению одного из основных нравственных качеств милосердия

1.Определение нравственных качеств ,включающих в себя понятие милосердие(добро, жалость,сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память и т. д.)2.Можно ли быть милосердным в нашей повседневной жизни?ДекабрьИндивидуальные консультацииПроблемы нравственного воспитания в семье

Определение основных условия формирования нравственности ребёнка в семье.

1. Внутрисемейные социальнопсихологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи).2. Основные методы и условия формирования нравственных потребностейАтмосфера любвиАтмосфера искренностиРазъяснение. Воздействие словом.2 этапТренировочныйЯнварьПедагогическая мастерская«Беседка доброты»Определение важности воспитания милосердия у детей дошкольного возраста с опорой на жизненный опыт 1.Беседа о важности воспитания милосердия с опорой на их жизненный опыт и взгляды взрослых.2Какое внутреннее родителей и педагогов и их субъективные взгляды наэту проблему.противоречие может влиять на процесс воспитания у детей способности к состраданию и сопереживанию?3.Заполнение таблицы признаков проявления милосердия у детей, опираясь на предложенные компоненты милосердия.

ФевральАнкетирование родителей

«Доброта и милосердие –это высочайшие нравственные ценности»Индивидуальное консультированиеКакую роль Вы отводите в процессе семейного воспитания Вашего ребёнка способности мыслить, чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений и оценивается ли Вами особая важность такого нравственного качества, как «милосердие»

Что вы понимаете под милосердием?Воспитанию каких нравственных качеств у детей в семье вы уделяете наибольшее внимание? Какие методы и приемы используете в процессе воспитания милосердия?Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей3 этапПрактическийМартДосуг«Порадовать маму как это просто!»Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное к нарушению нравственных норм и правил, с которыми дети сталкиваются в жизни.Игра «Порадовать маму как это просто!»Чтение стих.Е. Благининой «Посидим в тишине»Минутка ИЗО

«Мамочка моя»Апрель«Братья наши меньшие»

учить детей бережно относиться к животным, природе.Развитие навыков взаимодействия с ребёнком. Вызвать у детей желание помогать и оберегать животных

«Объяснялки»Пословица

«Сам пропадай, а товарища выручай»Посещение зоологического магазина и выставки бабочек.МайАкцияОбъяснить детям, что раз они получают Акция « Моя любимая «Поделись с ближним»

подарки, значит и сами должны научиться дарить их.Формировать доброжелательное отношение к окружающим

игрушкановому другу»Формирование посылки с игрушками в детский приют «Гавань»Игра «Азбука настроения»Подготовка стенда, совместно с детьми "Наши добрые дела"

Список литературы

1. Карпухина Г. А., Иванова А. И.Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников .

http://dsilinkank.ucoz.com/publ/formirovanie_chuvstva_dobroty_i_miloserdija_u_doshkolnikov/11062..Каледа Г., прот. Домашняя Церковь. –М., 2001. С. 20.

http://lib.eparhiasaratov.ru/books/10k/kaleda/homechurch/homechurch.pdf

3. Петракова Т.И. ст.«Православное воспитание: как научить любить» // «Вопросы воспитания» №1, 2011г.,с.8799.http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11484. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» , доцента архимандрита И. Маслова. Загорск. 1981.с. 373374.5. Чернавский Александр Федорович.«В защиту семейных ценностей».

Адрес: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/47410.htm6. Шутова В.А. Воспитание милосердия. //«Домашнее воспитание», 2004г.№6. С 30