Применение системно-деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урока

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковалева Л. С. Применение системно-деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1576–1580. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53318.htm.
Аннотация. Идея формирования ключевых компетенций, критериев, которые характеризуют умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях, является главной идеей образования. Системно – деятельностный подход в обучении способствует формированию критического мышления у обучающихся, позволяет реализовывать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Системно – деятельностный подход не нарушает структуру учебного занятия, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик». Использование системно – деятельностного подхода позволяет реализовывать дидактические принципы развивающего обучения, использовать различные способы деятельности, позволяет изучать основную часть нового материала на уроке. На таких уроках высока активность обучающихся, повышается интерес к изучению предмета, учитель добивается высоких результатов в освоении предмета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ковалева Людмила СтепановнаЗаместитель директора по учебновоспитательной работе, учитель химии и биологии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мелиховская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области», село Мелиховоludakov1@rambler.ruПрименение системно –деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урокаАннотация. Идея формирования ключевых компетенций, критериев, которые характеризуют умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях, является главной идеей образования. Системно –деятельностный подход в обучении способствует формированию критического мышления у обучающихся, позволяет реализовывать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Системно –деятельностный подход не нарушает структуру учебного занятия, меняет саму систему взаимоотношений «учитель –ученик».Использование системно –деятельностного подхода позволяет реализовывать дидактические принципы развивающего обучения, использовать различные способы деятельности, позволяет изучать основную часть нового материала на уроке. На таких уроках высока активность обучающихся, повышается интерес к изучению предмета, учитель добивается высоких результатов в освоении предмета.Ключевые слова.Системно –деятельностный подход, учебная задача, учебное действие, самооценка, технологическая карта урока, универсальные учебные действия, формирование ИКТ –компетентности.

Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудицииВ.Сухомлинский

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым —своя методология. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, или, как психологи говорят, дрессурном, бихевиористском подходе.Второй подход называется компетентностным. И главныйдля нас сегодня —это развитый в истории отечественной психологопедагогической науки системнодеятельностный подход в образовании. Кто его разработчики в широком смысле этого слова, кто его идеологи?Понятие системнодеятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие особого рода. В исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей) разрабатывался системный подход и деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).Системнодеятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Ссамого начала в системнодеятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.Что значит "деятельность"? Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Второе понятие системнодеятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее "коррекцией", П.К.Анохин —"обратной ориентацией". А мы сегодня обратную связь называем так: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Только в этой системе существуют эти понятия. Иными словами, невероятно важный для нас момент: надо увидеть все наши процедуры не разорванными, а в целостном системнодеятельностном анализе.Третий момент: деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, а тем самым, если говорить о разработке тех или иных программ,каждый раз надо выделять психологовозрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности:

Игра, учебная деятельность, общениеПерейдем к рассмотрению той деятельности, Об учебной деятельности мы все время говорим, но часто не видим ее сути, для учебной деятельности главная ценность —компетентность к обновлению компетентности. Задача школы —не дать объем знаний, отсюда наш подход к стандартам, —а научить учиться. Системнодеятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операциональнотехнологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция деятельность компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии.

Системнодеятельностный подход сегодня реально приходит в образование.На основе системно –деятельностного подхода организуется учебная деятельность обучающихся –самостоятельнаядеятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяетсяи эти изменения осознает

В чем особенности современного учебного занятия?Каждый урок должен быть для наставника задачей,которую он должен выполнять,обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чегонибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс

сделать этот шагК.УшинскийДеятельность учителяна уроке направлена на одновременное решение двух задач:

обеспечить достижение каждым учеником обязательных результатов обучения;

создать условия для развития всех детей, четко сознавая при этом, что они имеют различные познавательные интересы и потребности (от любви до стойкого отвращения к предмету), различные познавательные возможности (к восприятию и запоминанию информации, глубине и скорости ее переработки и др.), различный исходный уровень общей подготовки и подготовки по предмету.

Эффективность учебновоспитательной деятельностивыражается и нарастающей роли практических методов, используемых на уроке:Словесныеметоды используются на (10%20%, обучающийся слышит); наглядные на 50%, обучающийся видит; практическиеметоды

используются на 90? –обучающийся делает сам.Конструирование урока начинается с моделирования технологической карты. Технологическая карта –форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта урока –современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Этапы современного урока неизменились, изменилась роль учителя и ученика на этапах учебного занятия.Ученик не пассивный слушатель, а активный участник учебного процесса, учебнаядеятельность это самостоятельная его деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.Этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс:1.Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности.Формулировкацели урока в начале или в процессе урокадетьми. 2. Актуализация опорных знаний. На этапе актуализации используются приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления.3. Постановка учебной задачи–цели, которую перед собой ставит ученик. План решения учебной задачи состоит в следующем:обучающиеся ставят цель, уточняют и согласовывают тему урока, определяют средства достижения результата, формулирую шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели, реализуют построенный план.4. Изучение нового материала.

Физминутка. Динамическая пауза.5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, используется работа в тетрадях, работа в парах, решение учебных задач повышенной трудности или практических задач.6. Включение в систему знаний и повторение.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений.7. Домашнее задание.8. Рефлексия деятельности. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

9.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников, обучение способам контроля и самооценки деятельности–определении степени соответствия эталону или качеству выполненного действия. В устных высказываниях детей ив результатах письменных работ проявляется умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Рассмотрим моделирование этапов урока на примере двух уроков химии в 8 классе:№1.Тема урока

«Физические и химическиеявления» №2. Тема урока «Описание физических свойств веществ»Как подвести обучающихся к формулировке темы учебного занятия,например, на уроке «Физические и химические явления» учитель демонстрирует несколько химических явлений, обращает внимание на свойства веществ до реакции и после:

Деятельность учителяДемонстрирует несколько явлений. Обращает внимание учащихся на свойства Деятельность учащихсяОписывают устно свои наблюдениявеществ до и после действий с нимиОпыт 1. К раствору FeCl3 добавляет раствор NaOH

Опыт 2.Медную проволоку скручивает в спираль, затем распрямляет

Опыт 3.В крахмальный клейстер добавляет каплю йодной настойки

Опят 4.В ступке измельчает кусочек серы.В процессе обсуждения выясняют, что в некоторых случаях –не изменились или изменились обратимо.

Формулируют тему урока «Физические и химические явления»

Формулируют цель урока: выяснить, что такое физические и химические явления

Формулируют проблему: как отличить физические явления от химических?

На уроке №2. Тема урока«Описание физических свойств веществ» чтобы сформулировать тему урока учитель предлагает прочитать некоторую информацию о трёх веществах:

Деятельность учителяЧтобы сформулировать тему урока, предлагает прочитать некоторую информацию о трех веществах:

Деятельность учащихсяЧитают информацию, которая записана на листах фронтальной работы

Вариант 1.Аммиак –бесцветных газ со своеобразным резким запахом. Он почти в два раза легче воздуха. Растворимость аммиака в воде очень велика: в одном объеме воды растворяется при обычных условиях до 700объемов аммиака. Раствор аммиака используется в медицине и называется нашатырный спирт

Вариант 2.Гидроксид натрия –твердое белое вещество, гигроскопичное и поэтому расплывающееся на воздухе, хорошо растворяется в воде с выделением теплоты. Раствор мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает кожу, ткани, бумагу. За это свойство гидроксид натрия называют едкий натр. С гидроксидом натрия нужно обращаться очень осторожно. Применяют едкий натр в мыловарении, кожевенной и фармацевтической отраслях промышленности

Вариант 3.Серная кислота –бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запаха, вдвое тяжелее воды. Серная кислота поглощает влагу из воздуха и других газов, поэтому ее применяют для Высказывают, что эта информация о свойствах веществ. В ходе обсуждения приходят к выводу, что о химических свойствах речь идет только в информации о серной кислоте, а вот об осторожном обращении с этими веществамиизза их физических свойств речь идет во всех блоках информации.











осушения некоторых газообразных веществ. При смешивании ее с водой выделяется много энергии. Серная кислота обугливает древесину, кожу, ткани.

Учитель подводит к формулировке темы урока: чтобы знать, как обращаться с веществами, надо знать их свойства, в данном случае –физические свойства веществ. Какова же тема урока?



Формулируют тему урока «Описание физических свойств веществ»

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться описывать физические свойства веществ.

Данные приёмы позволяют обучающимся самим сформулировать тему учебного занятия, обозначить цели и выделить задачи урока.Основные особенности этапа актуализации знанийи введения нового материала заключаются в том, что весь новый материал рассматривается со всеми обучающимися на традиционно высоком уровне; В ходе изучения нового явным образом выделяется материал, подлежащий обязательному усвоению.

Дифференцированный подход осуществляется на основе:

дифференциации требований к усвоению изучаемого материала;

использования разной степени детализации в изложении материала;

выбора стратегии изучения материала;

сочетания различных способов представления информации.На этапе актуализация знаний внимание детей привлекается к принципиально новым сведениям, формируются познавательные, регулятивные универсальные учебные действия, например,на уроке №1 «Физические и химические явления» на данном этапе используется самостоятельная работа:Найдите соответствия между веществами и их свойствамиВода не поддерживает горениеАлюминий пластичныйСера электропроводныйУглекислый газ жидкое агрегатное состояние Ртуть горючее вещество ядовитое веществоНа уроке №2 «Описание физических свойств веществ»Тест, диктантПосле выполнения проводится проверка выполненных заданий.На следующем этапе урока учитель ставит учебную задачу,выполнение которой приводит к открытию нового знания:На уроке №1 «Физические и химические явления» обучающиеся должны выполнить лабораторный опыт, по его результатам составить схему, в ней отразить наблюдаемые явления, предложить определение, привести примерыIII.ОсмыслениеТема урока Деятельность учителяДеятельность учащихся

Cтавит учебную задачу, которая приведет к открытию нового знания.Выполнить лабораторный опыт, по результатам опыта составить схему, в Проводят лабораторный опыт, в ходе которого выясняют различия между физическими и химическими явлениями. Варианты схем –которой отразить наблюдаемые явления, предложить определение, привести примерыалгоритма для нахождения проблемы «как отличить физические явления от химических?» представляют на доске

На уроке №2 «Описание физических свойств веществ»:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Cтавит учебную задачу: изучить материал учебника и составить схему в тетради

Проводит первичное закреплениеВыполнение заданийИзучают материал учебника, составляют план, готовятся к обсуждению и защите своих последовательностей характеристики физических свойств веществ.

Записывают алгоритм в тетрадях

Используемые формы работы обучающихся: работа в группах, самостоятельная

работа, работа с учебником и т.д.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Этап закрепления пройденного имеет приоритетное значение в учебном процессе:Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач.

работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала.

при закреплении материала полезна организация работы с "подвижными" группами.Рефлексия. На этапе организуется фиксация нового содержания, изученного на уроке,рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнениятребований, известных учащимся,оценивание учащимися собственной деятельностина уроке, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.Дидактический стержень урока –преобразующая деятельность обучающихся. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем продуктивнее урок. Если мы правильно согласуем формы обучения с интересами обучающихся, то все участники учебного процесса будут заинтересованы в успехе.«В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за малым» помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих создать класс» А.Гин.Список цитируемой литературы:1.А.А.Гин «Приемы педагогической техники», М.:Вита –Пресс, 2005 2.Т.А.Корабельникова «Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии», М.: Чистые пруды, 20093.А.Н.Кондаков, А.А.Кузнецова «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», М.:Просвещение, 20084.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко«135 уроков здоровья, или школа докторов природы», М.:Вако, 2013

Kovaleva, Lyudmila

Deputydirectoroneducationalwork, chemistryandbiologyteacher, the municipal budget educational institution "Melikhovo Secondary School Korochanskogo district of Belgorod region," village Melikhovoludakov1@rambler.ruApplication of the system active approach in teaching, modeling modern lessonAbstract. The idea of formation of key competencies, the criteria that characterize the skill exhibited in specific situations, is the main idea of education. System active approach to learning promotes critical thinking among students, allows to realize didactic principles that have formed in the system of developmental education. System active approach does not violate the structure of the training session, changing the system itself, the relationship "teacher student". Using the system active approach allows implementing didactic principles of developmental education, using different modes of action, allows us to study the bulk of the new material in class. At such high activity classes of students, increasing interest in the study of the subject, the teacher achieves excellent results in the developmentof the subject.Keywords. System the activity approach, learning objectives, learning activities, selfesteem, flow chart tutorial, universal learning activities, the formation of ICT competence.