Праздничный православный стол в прошлом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Боева М. В. Праздничный православный стол в прошлом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1591–1595. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53321.htm.
Аннотация. Каждый значимый церковный праздник отличался религиозными обрядами, и блюдами, подаваемым и в эти дни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Боева Марина ВладимировнаМастер производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краевой политехнический колледж» в п. Октябрьский Пермского края.marina_boeva_74@mail.ruКаждый значимыйцерковный праздник отличался религиозными обрядами, и блюдами, подаваемыми в эти дни.Праздничный стол, православные блюда, оформление стола, застолье,рацион

Праздничныйправославной столв прошлом.Много различных праздников отмечает русский народ. Но особое место среди них занимают православные христианские праздники. Православное праздничное застолье хранит в себе множествотрадиций, обычаев и обрядов.Каждый значимыйцерковный праздник отличался религиозными обрядами, и блюдами, подаваемыми в эти дни. Но не только богатым и щедрым застольем отличались православные праздники, они были направлены на поддержание, доброжелательного отношения друг к другу, душевного спокойствия и мира. Праздники напоминают об истинах христианской веры и являются сильнейшим средством для ее укрепления. Праздничное застольем сближалолюдей и создавали атмосферу торжества и значимости.А что же мы могли видеть на православном праздничном столе?Стол оформляликрасиво, ставили самую красивую и дорогую посуду, что придавало торжественность накрытого стола.Из холодных блюд и закусок,предпочитающихдля православного праздничного стола,использовалисвежие овощи и другие продукты. Также использовалипродукты переработки. Для заправки использовалисметану, соусы, хрен, горчицу, уксус, майонез, которые придавалиблюдам особую пикантность и остроту.

Первые блюдасчиталисьобязательнойчастьюпраздничного стола. Праздникиотмечались,длительное время,гостейнадо было угощать

несколько дней. Предлагалисьбульоны с гарнирами, уха, щи,солянки, холодные супы, которые подавались небольшими порциямив бульонных чашках, чтобылопрекрасным дополнением к праздничному столу, особенно на второй день. В посты, когда запрещалось употреблять мясную и молочную пищу предлагалисьуха, солянка с осетриной, белуга в рассоле, белорыбьи и осетровые балыки, налимьи печенки, лососина, рыбные расстегаи, кулебяки с рыбой.Мясные блюдасчитались особенно праздничными,так какочень большое количество дней в году,у православных христиан приходится на посты.На праздничном столе всегда можно было видеть блюда измясаприготовленного крупными и порционными кусками.Очень разнообразные фаршированные блюда, особенно в целом виде, колбасы. Мясные блюда готовили по сложной технологии, которую не использовали в повседневной готовке, что и привело к приготовлению этих блюд только для праздничного стола.Не последнее место занимали и блюда из птицы. Украшением праздничного столаявлялись блюда из птицы и дичи. В давние времена славяне

употребляли в пищу лебедей, журавлей, цапель и др.Характерным является приготовление птицы и дичи целыми тушками,популярны были изделияфаршированныецеликом.Оригинально оформленные, они придавали торжественность столу.Особое место занималиблюда,приготовленные из яиц итворога. Яйца славяне цениликак символ гармонии и благополучия особенно на праздничном столе.Гарниры из овощей на праздничный стол чаще всего не предлагалось, объяснялось это тем, что за посты (а их более 200 дней) людям они надоедали. И на праздничном столе их не хотели видеть, особенно в большие праздники, после длительных постов.Центральное место на столе сглубокой древности украшали мучные и крупяные изделия. Каши, считались самым распространенным обрядовымблюдом, ими украшали праздничный стол на все

пиры.

На десерт,как правило подавались кисели, компоты, муссы, кремы, творожные пасты, взбитые сливки.

Кульминацией праздничного православного стола являлось чаепитие, где центральное место занимал самовар.Кчаюподавались кондитерские изделия, которые подчеркивали торжественность стола так, как были очень дорогими и использовались только на большие праздники.Кроме чая употребляли сбитень ипрохладительные напитки, квас, медовуху,пиво, морсы.

Можно с уверенностью сказать, что старинные блюда используются и в наше время,но уже по современным технологиям. Многие из них сохранились и до наших дней. Каждый большой церковный праздник отличался не только религиозными обрядами, но и блюдами, подаваемыми в эти дни, вновь входят в наш рацион.

Ссылки на источники

1Православная кухня Москва 2005г «Эксмо»

Marina Vladimirovna BoevaMaster on production training for a profession, "" the Cook, the confectionerBranch of State budgetary institution of vocational education, the regional Polytechnic College "in Oktyabrsky, Perm Krai.marina_boeva_74@mail.ruEvery significant religious holiday had religious rites, and meals served in these days.Festive table, dishes, table decoration, Orthodox, Georgian cuisine: diet