Особенности мотивационной сферы подростков с разными статусами личностной идентичности
Выпуск:
ART 53320
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трофименко
Г.
С. Особенности мотивационной сферы подростков с разными статусами личностной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1586–1590. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53320.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие личностной идентичности в условиях современного мира, раскрываются взаимосвязи между статусами личностной идентичности и мотивационными тенденциями по результатам исследования
подростков 14-16 лет.
Текст статьи
ТрофименкоГалина Сергеевнапедагогпсихолог МБОУ ЦДиК № 9, аспирант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева,г. Красноярскtrofi08.87@mail.ru
Особенности мотивационной сферы подростков с разными статусами личностной идентичности
аннотация: в статье рассматривается понятие личностной идентичности в условиях современного мира, раскрываются взаимосвязи между статусами личностной идентичности и мотивационными тенденциями по результатам исследования подростков 1416 лет. ключевые слова: личность, идентичность, статусы идентичности, мотивационные тенденции.
Особенностью современной ситуации развития общества является её насыщенность и вариативность: перед человеком открывается широкое поле различных возможностей для профессионального и личностного становления, которые порой являются неоднозначными, смутными, нестабильными в существующих условиях социальноэкономического развития страны. У детей и подростков появляется всё больше возможностей для осуществления разного выбора на основе своих собственных потребностей, интересов, желаний, а, следовательно, и для более продуктивного развития важных феноменов личности, таких как самосознание, самопознание, самореализация и т.д. С другой стороны, имеющаяся насыщенность ставит перед детьми и подростками сложные и противоречивые вопросы, которые, в силу особенностей возрастного развития, создают трудности в решении ряда важных задач, в принятии значимых решений. В этой связи вполне обоснованными становятся наличие в современном обществе тенденций к утрате традиций, размыванию моральнонравственных, ценностных ориентиров, социальных норм, гендерных образцов, развитию виртуальной реальности, что приводит к трансформации представлений личности о себе, своих возможностях. Становится важным вопрос становления в условиях современногомира личностной идентичности, которая определяется как«внутренняянепрерывность и тождественность личности» (Э.Эриксон);«внутренняясамосоздающаяся, динамическаяорганизацияпотребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории» (Дж. Марсиа); «способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое» (Дж.Мид); «единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, осознающий себя как самость» (И.С. Кон);«…устойчиво переживаемаятождественность Я во времени и пространстве…» (Е.Т.Соколова). Следовательно, можно отметить, что, обращаясь к идентичности личности, мы говорим не только о процессе идентификации себя в существующем мире, но и о том, что является основанием, продолжением этого процесса. Относительного этого стоит отметитьпроблему, которую очень четко выразил И.Пригожини развивала в своих работах М.В. Заковоротная:«Каким образом решить, что есть человек, какие концепции нужны для определения его идентичности» [1].
Традиционно в психологической литературе прослеживается подход к изучению идентичности с точки зрения статусов, разработанный Дж. Марсиа. Выделяются четыре состояния (статуса) идентичностипо двум параметрам: наличие или отсутствие кризиса —состояния поиска идентичности; наличие или отсутствие единиц идентичности —личностно значимых целей, ценностей, убеждений. В качестве статусов идентичности выступают достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность, псевдоидентичность.На современном этапе можно выделить иные подходы к определению некоторых вариантов идентичности: эгоперсонализация и альтерперсонализация (А.Г.Асмолов), актуальная и виртуальная идентичность (И. Гоффман), реальная идентичность, идеальная идентичность, негативная идентичность, предъявляемая идентичность (Р. Фогельсон) [2], диффузный тип идентичности, не определившийся в социальноролевой сфере, динамичный, определившийся в социальноролевой сфере (О. О. Савина) [3],) и др.
Тем не менее, имеющиеся типологии идентичности, так или иначе соприкасаются с подходом статусной модели Дж. Марсиа, и мы в своем исследовании придерживаемся данной типологии.
Остановимся более подробно на описании указанных статусов с точки зрения Дж. Марсиа: 1. Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых длянего целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. 2. Мораторий. Этот термин вслед за Э. ЭриксономДж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературыо различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.3. Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но, тем не менее, обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как удостигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементыформируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.4. Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [4].
Каждый из указанных статусов характеризуется тем или иным соотношением проявляемых единиц идентичности. Основываясь на принципе всеобщей связи необходимо отметить, что как любой другой сложный процесс развития человека,процесс становления идентичности того или иного статуса является взаимосвязанным с различными сферами личностного развития. В частности, в теоретическихположениях Дж. Марсиа, Э. Эриксона, И.С. Кона и др., сделан акцент на проявлении совокупности мотивов, ценностей, целей, убеждений относительно собственной идентичности. В ходе изучения психологической литературы мы выяснили, что между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. В связи с этим, как отмечает П.М.Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон, однако, справедливо замечает, что далеко не всето, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (Олпорт Г., 1938) говорит об этом же –что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие больше инструментальное[5].М.О. Головина в своей работе приходит к выводу, что статусы идентичности личности: диффузия, мораторий, предрешенность, достигнутая идентичность–соотносятся с совокупностью типов ценностей, характеризующих мотивационную направленность личности[6]. В этой связи становится интересным выявить,насколько различны мотивационные составляющие личности при разных статусахличностной идентичности.Останавливаясь на эпигенетической концепции Э. Эриксона, стоит отметить, что разрешение кризиса идентичности в периодизации возрастного развития личности приходится на период подросткового возраста, призванного преодолеть противоречие между проявлением идентичности и путаницей ролей. Завершение этого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности» [7]. С целью выявления особенностей личностной идентичности были выбраны методики: методика «МИЛИ» Л.Б. Шнейдер, направленная на определение статусов личностной идентичности, методика «Кто я?» КунаМакпартдленда, отражающая характеристики Яконцепции личности в адаптации Румянцевой. Для исследования мотивационной сферы выбраны методика полимотивационных тенденций в «Яконцепции» личности С.М. Петровой и методика изучения мотивации школьников И.М. Кондакова. Это дает возможность получитьнаиболее полный объем информации о составляющих мотивационной сферы, структурированных относительно друг друга и четко разграниченных между собой, и снижает вероятность недостоверности полученной информации. В совокупности с помощью данных методик мы постарались проследить особенности мотивационной сферы подростков, преобладающие тенденции и направленность личности, преобладающие статусы идентичности, их содержание, характеристики Яконцепции.Исследование было проведено на базе общеобразовательного лицея № 7 и средней общеобразовательной школы № 72 города Красноярска среди учащихся 1416 лет в количестве 184 человек. Рассмотрим выявленные в ходе исследования взаимосвязи статусов личностной идентичности и мотивационных тенденций более подробно.
Рис. 1. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса преждевременной идентичностиУсловные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Преждевременный статус идентичности определяет мотивационный профиль подростков 1416 лет следующим образом: мало выражены такие потребности как потребность в афилиации (r=0,235), привлечениик себе внимания (r=0,191), в игре (r=0,153), в признании (r=0,202), что характеризует подростков как более интровертированных. Об этом же свидетельствует слабая выраженность коммуникативной (r=0,153), альтрустической (r=0,202)мотивации,при этом отмечается прямая связь с мотивацией, противоположной индивидуализации (r=0,396) –стремлением делать так, как хотят другие, что в свою очередь дает основание говорить о социально пассивной позиции подростков. Такое утверждение подтверждается слабой выраженностью потребности в достижении (r=0,198). Слабая выраженность оптимистической мотивации (r=0,229) показывает отсутствие позитивного настроя в жизни. Обращая внимание на наличие мотивации, противоположной нравственной (r=0,146), которая отвечает за соблюдение нравственных норм, можно предположить, чтонегативная направленностьвосприятия жизни связана с неприятием норм, имеющихся в современном обществе. Всё это дает основание заключить, что, несмотря на обретение личностью «идентичности», в данном случае –искусственной, навязанной извне, внутреннее личностное развитие подвергается значительному отклонению в сторону негативной направленности. С учетом неблагоприятного мотивационного профиля, это дает основание говорить о переориентации личностного развития в соответствии со статусом идентичности. Напрашивается вывод о том, что вариант «преждевременной идентичности» опасен не только смещение кризиса на более поздний возрастной период, но и возможным неблагоприятным вариантом личностного развития в целом.
Преждевременная ИДActOr+п/п нравственнойп/п индивидуализациикоммуникативнаяальтрустическаяоптимистическаяPl+Ex+Af+Sr
Рис. 2. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса диффузной идентичностиУсловные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Для статуса диффузной идентичности можно увидеть следующую картину мотивационного профиля: отсутствие коммуникативной мотивации (r=0,191), позитивного отношения к людям (r=0,196), потребности в аффилиации (r=0,276), что отражает закрытость личности по отношению к людям. Такие подростки не боятся неудач, опасностей, угроз (r=0,157), импульсивны (r=0,160), что говорит о неустойчивой эмоциональной сфере, не направлены на материальное благосостояние (r=0,175). Следовательно, статус диффузной идентичности создает барьеры во взаимодействии с окружающими и отражается на эмоциональном состоянии подростков. Это подтверждает типичную картину кризиса идентичности.
Рис. 3. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса идентичности «мораторий»
Статус моратория практически не оказывает влияния на мотивационную сферу, за исключением направленности на аффилиацию (r=0,163), чтоне характерно для статусовпреждевременной и диффузной идентичности. Это говорит о том, что в ситуации поиска, внутренней смуты, подросток направлен на активное взаимодействие, ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества. Возможно, такое поведение становится замещающим механизмом, способствующим сохранению личностной целостности и равновесия в переходный для становления личностной идентичности период.
Рис. 4. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса достигнутой идентичности Диффузная ИДOrAfIn+акизитивнаяп/п коммуникативнойпозитивного отношенияп/п избегания неудачМораторийAf+Достигнутая ИДакизитивнаяп/п нравственнойAct+
Условные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Достигнутая идентичность обнаруживает взаимосвязи с акизитивной мотивацией (r=0,146) –направленностью подростков на материальное благополучие в жизни, определяет значимость для индивида материальной стороны жизни. Такая мотивация являлась слабо выраженнойдля статуса диффузной идентичности, это можно связать с тем, что материальная сторона выступает как результат деятельности подростка, который обрел свою тождественность и готов к активным действиям. У группы подростков с достигнутой идентичностью мало проявляется мотивация, противоположная нравственной (r=0,145), следовательно, чем более уверен в понимании себя и своего места подросток, тем более он нравственно целостен и опирается на имеющиеся в обществе правила. Тем не менее, у данной категории подростков слабо выражена мотивация достижения (r=0,234). Таким образом, достигнутая идентичность оказывает незначительное влияние на мотивационную картину личности, но задает соблюдение некоторых рамок, созданных в обществе. Скорее всего, наличие направленности наматериальное состояние при отсутствии потребности в достижении связано со стереотипами современного общества: жизнь по принципу легкости, минимального приложения усилий и значимость красивой, обеспеченной жизнью, что в итоге становится самоцелью для подростков, четко понимающих своё место в жизни.
Рис. 5. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса псевдоидентичности
Условные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01Псевдо ИДп/п нормативнойп/п губристической 2Af+Ha
Статус псевдоидентичности характеризуют отрицательные направленности нормативной мотивации (r=0,149), губристической как стремления к превосходству (r=0,162), потребности в аффилиации (r=0,146). Возможно, непринятие норм общества становится основой потребности в одиночестве, нежелания иметь уважение, авторитет, признание среди других. В тоже время такие подростки проявляют осторожность в общении и поведении связи с малой выраженностью явной готовности к риску. Следовательно, статус псевдоидентичностисвойственен для подростков с негативным настроем относительно норм общества и взаимодействия в системе общественных отношений.
Таким образом, рассматривая взаимосвязи статусов личностной идентичности и мотивационных характеристик можно отметить следующее:1.Преждевременная, диффузная, псевдоидентичность связаны с отрицательной направленностью мотивационной сферы на систему взаимодействия, общения, принятия других.2.Значительные взаимосвязи мотивационного профиля отмечаются со статусами преждевременной и диффузной идентичности; для статуса мораторий мотивационная сфера практически не обусловлена выраженностью тех или иных мотивационных тенденций.3.Переходный период становления личностной идентичности (мораторий) отмечается направленность подростков на аффилиацию.4.Преждевременная идентичностьи псевдоидентичность характеризуются наличием мотивации, направленной против правил и норм: для преждевременной –нравственных норм, для псевдоидентичности –групповых и социальных, в то время как подростки в статусе диффузной идентичности меньше всего направлены на несоблюдение нравственных норм.Следовательно, исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод, что между статусами идентичностии мотивационными тенденциями личности существуют взаимосвязи, раскрывающие мотивационные профили подростков с разными статусами идентичности. Это может говорить о том, что в период развития подросткового кризиса происходят изменения, в том числе и в мотивационной сфере, в целом отражающие особенности самоотношения, самопонимания и самопринятия подростков. В продолжениеисследования в этом направлении мы предполагаем провести факторный или кластерный анализ для выявления устойчивых групп переменных.
Ссылки на источники
1. ЗаковоротнаяМ.В. Идентичность человека: социальнофилософские аспекты. РостовнаДону. Издво Северокавказского научного центра высшей школы. 1999. –200 с.2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. 272 с.3. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Условия, структура, динамика, типология. Автореф. … дис. канд. психол. наук. –М., 2003. –179 с.4. MarciaJ.E., FriedmanM.L. Egoidentity status in college women // J. Person. 1970.V. 38. № 2. Р. 249–268.5. Айсмонтас Б. Б.Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарьтерминовипонятий. —М.: МГППУ, 2004. —80 с.6. Головина М.О. Рефлексивноценностная детерминация идентичности личности. Автореф. … дис. канд. психол. наук. –Новосибирск., 2005. –164 с.7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. :Прогресс, 1996 –344 с.
TrofimenkoGalina Sergeevna
educational psychologist of MBOU TsDIK № 9graduate studentKrasnoyarsk state pedagogical university of V.P. AstafevaKrasnoyarsk
Featuresofthemotivationalsphereofteenagerswiththedifferentstatusesofpersonalidentity
summary:inarticletheconceptofpersonalidentityintheconditionsofthemodernworldisconsidered,interrelationsbetweenthestatusesofpersonalidentityandmotivationaltendenciesbyresultsofresearchofteenagersof1416yearsreveal.keywords:personality,identity,identitystatuses,motivationaltendencies.
Особенности мотивационной сферы подростков с разными статусами личностной идентичности
аннотация: в статье рассматривается понятие личностной идентичности в условиях современного мира, раскрываются взаимосвязи между статусами личностной идентичности и мотивационными тенденциями по результатам исследования подростков 1416 лет. ключевые слова: личность, идентичность, статусы идентичности, мотивационные тенденции.
Особенностью современной ситуации развития общества является её насыщенность и вариативность: перед человеком открывается широкое поле различных возможностей для профессионального и личностного становления, которые порой являются неоднозначными, смутными, нестабильными в существующих условиях социальноэкономического развития страны. У детей и подростков появляется всё больше возможностей для осуществления разного выбора на основе своих собственных потребностей, интересов, желаний, а, следовательно, и для более продуктивного развития важных феноменов личности, таких как самосознание, самопознание, самореализация и т.д. С другой стороны, имеющаяся насыщенность ставит перед детьми и подростками сложные и противоречивые вопросы, которые, в силу особенностей возрастного развития, создают трудности в решении ряда важных задач, в принятии значимых решений. В этой связи вполне обоснованными становятся наличие в современном обществе тенденций к утрате традиций, размыванию моральнонравственных, ценностных ориентиров, социальных норм, гендерных образцов, развитию виртуальной реальности, что приводит к трансформации представлений личности о себе, своих возможностях. Становится важным вопрос становления в условиях современногомира личностной идентичности, которая определяется как«внутренняянепрерывность и тождественность личности» (Э.Эриксон);«внутренняясамосоздающаяся, динамическаяорганизацияпотребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории» (Дж. Марсиа); «способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое» (Дж.Мид); «единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, осознающий себя как самость» (И.С. Кон);«…устойчиво переживаемаятождественность Я во времени и пространстве…» (Е.Т.Соколова). Следовательно, можно отметить, что, обращаясь к идентичности личности, мы говорим не только о процессе идентификации себя в существующем мире, но и о том, что является основанием, продолжением этого процесса. Относительного этого стоит отметитьпроблему, которую очень четко выразил И.Пригожини развивала в своих работах М.В. Заковоротная:«Каким образом решить, что есть человек, какие концепции нужны для определения его идентичности» [1].
Традиционно в психологической литературе прослеживается подход к изучению идентичности с точки зрения статусов, разработанный Дж. Марсиа. Выделяются четыре состояния (статуса) идентичностипо двум параметрам: наличие или отсутствие кризиса —состояния поиска идентичности; наличие или отсутствие единиц идентичности —личностно значимых целей, ценностей, убеждений. В качестве статусов идентичности выступают достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность, псевдоидентичность.На современном этапе можно выделить иные подходы к определению некоторых вариантов идентичности: эгоперсонализация и альтерперсонализация (А.Г.Асмолов), актуальная и виртуальная идентичность (И. Гоффман), реальная идентичность, идеальная идентичность, негативная идентичность, предъявляемая идентичность (Р. Фогельсон) [2], диффузный тип идентичности, не определившийся в социальноролевой сфере, динамичный, определившийся в социальноролевой сфере (О. О. Савина) [3],) и др.
Тем не менее, имеющиеся типологии идентичности, так или иначе соприкасаются с подходом статусной модели Дж. Марсиа, и мы в своем исследовании придерживаемся данной типологии.
Остановимся более подробно на описании указанных статусов с точки зрения Дж. Марсиа: 1. Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых длянего целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. 2. Мораторий. Этот термин вслед за Э. ЭриксономДж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературыо различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.3. Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но, тем не менее, обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как удостигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементыформируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.4. Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [4].
Каждый из указанных статусов характеризуется тем или иным соотношением проявляемых единиц идентичности. Основываясь на принципе всеобщей связи необходимо отметить, что как любой другой сложный процесс развития человека,процесс становления идентичности того или иного статуса является взаимосвязанным с различными сферами личностного развития. В частности, в теоретическихположениях Дж. Марсиа, Э. Эриксона, И.С. Кона и др., сделан акцент на проявлении совокупности мотивов, ценностей, целей, убеждений относительно собственной идентичности. В ходе изучения психологической литературы мы выяснили, что между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. В связи с этим, как отмечает П.М.Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон, однако, справедливо замечает, что далеко не всето, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (Олпорт Г., 1938) говорит об этом же –что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие больше инструментальное[5].М.О. Головина в своей работе приходит к выводу, что статусы идентичности личности: диффузия, мораторий, предрешенность, достигнутая идентичность–соотносятся с совокупностью типов ценностей, характеризующих мотивационную направленность личности[6]. В этой связи становится интересным выявить,насколько различны мотивационные составляющие личности при разных статусахличностной идентичности.Останавливаясь на эпигенетической концепции Э. Эриксона, стоит отметить, что разрешение кризиса идентичности в периодизации возрастного развития личности приходится на период подросткового возраста, призванного преодолеть противоречие между проявлением идентичности и путаницей ролей. Завершение этого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности» [7]. С целью выявления особенностей личностной идентичности были выбраны методики: методика «МИЛИ» Л.Б. Шнейдер, направленная на определение статусов личностной идентичности, методика «Кто я?» КунаМакпартдленда, отражающая характеристики Яконцепции личности в адаптации Румянцевой. Для исследования мотивационной сферы выбраны методика полимотивационных тенденций в «Яконцепции» личности С.М. Петровой и методика изучения мотивации школьников И.М. Кондакова. Это дает возможность получитьнаиболее полный объем информации о составляющих мотивационной сферы, структурированных относительно друг друга и четко разграниченных между собой, и снижает вероятность недостоверности полученной информации. В совокупности с помощью данных методик мы постарались проследить особенности мотивационной сферы подростков, преобладающие тенденции и направленность личности, преобладающие статусы идентичности, их содержание, характеристики Яконцепции.Исследование было проведено на базе общеобразовательного лицея № 7 и средней общеобразовательной школы № 72 города Красноярска среди учащихся 1416 лет в количестве 184 человек. Рассмотрим выявленные в ходе исследования взаимосвязи статусов личностной идентичности и мотивационных тенденций более подробно.
Рис. 1. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса преждевременной идентичностиУсловные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Преждевременный статус идентичности определяет мотивационный профиль подростков 1416 лет следующим образом: мало выражены такие потребности как потребность в афилиации (r=0,235), привлечениик себе внимания (r=0,191), в игре (r=0,153), в признании (r=0,202), что характеризует подростков как более интровертированных. Об этом же свидетельствует слабая выраженность коммуникативной (r=0,153), альтрустической (r=0,202)мотивации,при этом отмечается прямая связь с мотивацией, противоположной индивидуализации (r=0,396) –стремлением делать так, как хотят другие, что в свою очередь дает основание говорить о социально пассивной позиции подростков. Такое утверждение подтверждается слабой выраженностью потребности в достижении (r=0,198). Слабая выраженность оптимистической мотивации (r=0,229) показывает отсутствие позитивного настроя в жизни. Обращая внимание на наличие мотивации, противоположной нравственной (r=0,146), которая отвечает за соблюдение нравственных норм, можно предположить, чтонегативная направленностьвосприятия жизни связана с неприятием норм, имеющихся в современном обществе. Всё это дает основание заключить, что, несмотря на обретение личностью «идентичности», в данном случае –искусственной, навязанной извне, внутреннее личностное развитие подвергается значительному отклонению в сторону негативной направленности. С учетом неблагоприятного мотивационного профиля, это дает основание говорить о переориентации личностного развития в соответствии со статусом идентичности. Напрашивается вывод о том, что вариант «преждевременной идентичности» опасен не только смещение кризиса на более поздний возрастной период, но и возможным неблагоприятным вариантом личностного развития в целом.
Преждевременная ИДActOr+п/п нравственнойп/п индивидуализациикоммуникативнаяальтрустическаяоптимистическаяPl+Ex+Af+Sr
Рис. 2. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса диффузной идентичностиУсловные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Для статуса диффузной идентичности можно увидеть следующую картину мотивационного профиля: отсутствие коммуникативной мотивации (r=0,191), позитивного отношения к людям (r=0,196), потребности в аффилиации (r=0,276), что отражает закрытость личности по отношению к людям. Такие подростки не боятся неудач, опасностей, угроз (r=0,157), импульсивны (r=0,160), что говорит о неустойчивой эмоциональной сфере, не направлены на материальное благосостояние (r=0,175). Следовательно, статус диффузной идентичности создает барьеры во взаимодействии с окружающими и отражается на эмоциональном состоянии подростков. Это подтверждает типичную картину кризиса идентичности.
Рис. 3. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса идентичности «мораторий»
Статус моратория практически не оказывает влияния на мотивационную сферу, за исключением направленности на аффилиацию (r=0,163), чтоне характерно для статусовпреждевременной и диффузной идентичности. Это говорит о том, что в ситуации поиска, внутренней смуты, подросток направлен на активное взаимодействие, ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества. Возможно, такое поведение становится замещающим механизмом, способствующим сохранению личностной целостности и равновесия в переходный для становления личностной идентичности период.
Рис. 4. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса достигнутой идентичности Диффузная ИДOrAfIn+акизитивнаяп/п коммуникативнойпозитивного отношенияп/п избегания неудачМораторийAf+Достигнутая ИДакизитивнаяп/п нравственнойAct+
Условные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01
Достигнутая идентичность обнаруживает взаимосвязи с акизитивной мотивацией (r=0,146) –направленностью подростков на материальное благополучие в жизни, определяет значимость для индивида материальной стороны жизни. Такая мотивация являлась слабо выраженнойдля статуса диффузной идентичности, это можно связать с тем, что материальная сторона выступает как результат деятельности подростка, который обрел свою тождественность и готов к активным действиям. У группы подростков с достигнутой идентичностью мало проявляется мотивация, противоположная нравственной (r=0,145), следовательно, чем более уверен в понимании себя и своего места подросток, тем более он нравственно целостен и опирается на имеющиеся в обществе правила. Тем не менее, у данной категории подростков слабо выражена мотивация достижения (r=0,234). Таким образом, достигнутая идентичность оказывает незначительное влияние на мотивационную картину личности, но задает соблюдение некоторых рамок, созданных в обществе. Скорее всего, наличие направленности наматериальное состояние при отсутствии потребности в достижении связано со стереотипами современного общества: жизнь по принципу легкости, минимального приложения усилий и значимость красивой, обеспеченной жизнью, что в итоге становится самоцелью для подростков, четко понимающих своё место в жизни.
Рис. 5. Взаимосвязь мотивационных тенденций и статуса псевдоидентичности
Условные обозначения:
показатели методики полимотивационных тенденций С.М. Петровой
показатели методики изучения мотивации школьников И.М. Кондакова
показатели методики «Кто я?» КунаМакпартленда
показатели методики «МИЛИ» Л. Б. Шнейдер
положительная связь отрицательная связьУровень значимости (р):
при 0,05
при 0,01Псевдо ИДп/п нормативнойп/п губристической 2Af+Ha
Статус псевдоидентичности характеризуют отрицательные направленности нормативной мотивации (r=0,149), губристической как стремления к превосходству (r=0,162), потребности в аффилиации (r=0,146). Возможно, непринятие норм общества становится основой потребности в одиночестве, нежелания иметь уважение, авторитет, признание среди других. В тоже время такие подростки проявляют осторожность в общении и поведении связи с малой выраженностью явной готовности к риску. Следовательно, статус псевдоидентичностисвойственен для подростков с негативным настроем относительно норм общества и взаимодействия в системе общественных отношений.
Таким образом, рассматривая взаимосвязи статусов личностной идентичности и мотивационных характеристик можно отметить следующее:1.Преждевременная, диффузная, псевдоидентичность связаны с отрицательной направленностью мотивационной сферы на систему взаимодействия, общения, принятия других.2.Значительные взаимосвязи мотивационного профиля отмечаются со статусами преждевременной и диффузной идентичности; для статуса мораторий мотивационная сфера практически не обусловлена выраженностью тех или иных мотивационных тенденций.3.Переходный период становления личностной идентичности (мораторий) отмечается направленность подростков на аффилиацию.4.Преждевременная идентичностьи псевдоидентичность характеризуются наличием мотивации, направленной против правил и норм: для преждевременной –нравственных норм, для псевдоидентичности –групповых и социальных, в то время как подростки в статусе диффузной идентичности меньше всего направлены на несоблюдение нравственных норм.Следовательно, исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод, что между статусами идентичностии мотивационными тенденциями личности существуют взаимосвязи, раскрывающие мотивационные профили подростков с разными статусами идентичности. Это может говорить о том, что в период развития подросткового кризиса происходят изменения, в том числе и в мотивационной сфере, в целом отражающие особенности самоотношения, самопонимания и самопринятия подростков. В продолжениеисследования в этом направлении мы предполагаем провести факторный или кластерный анализ для выявления устойчивых групп переменных.
Ссылки на источники
1. ЗаковоротнаяМ.В. Идентичность человека: социальнофилософские аспекты. РостовнаДону. Издво Северокавказского научного центра высшей школы. 1999. –200 с.2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. 272 с.3. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Условия, структура, динамика, типология. Автореф. … дис. канд. психол. наук. –М., 2003. –179 с.4. MarciaJ.E., FriedmanM.L. Egoidentity status in college women // J. Person. 1970.V. 38. № 2. Р. 249–268.5. Айсмонтас Б. Б.Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарьтерминовипонятий. —М.: МГППУ, 2004. —80 с.6. Головина М.О. Рефлексивноценностная детерминация идентичности личности. Автореф. … дис. канд. психол. наук. –Новосибирск., 2005. –164 с.7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. :Прогресс, 1996 –344 с.
TrofimenkoGalina Sergeevna
educational psychologist of MBOU TsDIK № 9graduate studentKrasnoyarsk state pedagogical university of V.P. AstafevaKrasnoyarsk
Featuresofthemotivationalsphereofteenagerswiththedifferentstatusesofpersonalidentity
summary:inarticletheconceptofpersonalidentityintheconditionsofthemodernworldisconsidered,interrelationsbetweenthestatusesofpersonalidentityandmotivationaltendenciesbyresultsofresearchofteenagersof1416yearsreveal.keywords:personality,identity,identitystatuses,motivationaltendencies.