Повышение избирательной активности граждан как основа развития демократического общества
Выпуск:
ART 53337
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сербин
М.
В. Повышение избирательной активности граждан как основа развития демократического общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1671–1675. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53337.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу правовой культуры избирательного
процесса, новым установкам в совершенствовании демократических начал в реформировании государства.
Текст статьи
Сербин Михаил ВикторовичКандидат юридических наук, доцент,Вицепрезидент Молодежного Союза Юристов России,Заместитель декана юридического факультета СанктПетербургского государственного университета аэрокосмического приборостроенияг. СанктПетербургEmail: michaellion@mail.ru
Повышение избирательной активности граждан как основа развития демократического общества
Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать.Э. Севрус
Аннотация:Статья посвящена анализу правовой культуры избирательного процесса, новым установкам в совершенствовании демократических начал в реформировании государства.Ключевые слова: правовая культура, абсентеизм, избирательный процесс, выборы, молодежь.
Одной из важнейших социально политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Процесс этот, с одной стороны, тесно связан с формированием современной правовой системы встране, демократическим обновлением законодательства как правовой основой деятельности гражданского общества, его институтов; с другой стороны, условием для успешности является формирование правовой культуры граждан, общества, представителей государственных органов.Путем выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью в жизни общества. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее человека, а также страныв целом. Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Любое конституционно закреплённое право человека должно иметь свой механизм реализации.Выборы являются формой народовластия, механизмом формирования органов государства, а также публичных органов самоуправления граждан.Избирательный процесс представляет собой сложное и многоплановое явление. Ошибочно было бы сводить его к формальной процедуре формирования органов публичной власти. Полным и точным представляется определение, согласно которому институт выборов и разнообразие его функций следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан. В этой связи весьма актуальна проблема электоральной активности избирателей, а точнее молодых избирателей. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдум высшее непосредственное выражение народной власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права.Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественнополитических институтов страны, ведь волеизъявление граждан исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты.Фундаментальные основы демократической политической системы непрерывность, сменяемость и преемственность в деятельности выборных институтов также базируются именно на принципе активного, заинтересованного участия населения в жизни общества и государства. Этим обусловлена необходимость внимательного и компетентного анализа точек зрения, взглядов, политических предпочтений и многих других факторов, характеризующих электоральное поведение граждан.Большинство российских экспертов определяют достаточно традиционный и весьма однообразный спектр факторов, связанных с электоральнойактивностью избирателей:· уровень выборов и их совмещение;· тип избирательной системы;· особенности общественно политической жизни;· уровень экономического развития региона;· влияние политических технологий;· уровень политической и правовой культуры.Последний фактор во многом предопределяет электоральное поведение избирателей. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выборпредполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов.На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным посещением избирательного участка в день выборов.По нашему мнению правовая культура –степень персональной ответственности гражданина за участие в общественнополитической жизни государства, выраженная в активном правомерном поведении. Такой подход безусловно требуетот гражданина соответствия определенным требованиям. По мнениюЗагородскогоВ.В., «есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою... Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны...»[1].В данном случае главными субъектами избирательных правоотношений выступают избиратели и кандидаты без которых невозможна реализация избирательных прав. Очевидно, что именно кандидаты в первую очередь должны повышать свою правовую культуру, без чего выборы не могут быть признаны полностью легитимными и демократичными.Правовая культура депутатов является важным фактором и условием повышения роли представительных органов власти, а также служит средством обеспечения демократических выборов и формирования истинно народной власти.Существующий уровень правовой культуры представителей законодательных органов власти нередко становится причиной нестабильности, сдерживает осуществление реформ, снижает доверие граждан к демократическим органам власти. Сказывается низкий профессионализм законодательной деятельности при принятии законов депутатами, неумение предвидеть последствия принимаемых решений,выражать и отстаивать интересы избирателей.Определение правовой культуры депутатов как меры и способа освоения и использования ими правовых ценностей, проявляющихся в характере и уровне правовых знаний, оценок, убеждений, гражданских интересов, ценностных ориентаций и других элементов правосознания в их органическом единстве, а также в социальноактивной деятельности, определяемой их правовым статусом. Таким образом, в данном случае правовая культура рассматривается,как юридическая компетенция и профессионализм в практической деятельности народных представителей.Практический опыт в законодательной деятельности требует значительных временных ресурсов, медленно растет квалификация депутатов. Повышать квалификацию опытным путем недопустимо. В связи с этим вполне обоснованным представляется повышения требований к правовой культуре еще кандидатов в представительные органы власти.На этапе предвыборной кампании между избирателями и кандидатами в депутаты заключается своеобразный договор как правовая форма реализации интересов обеих сторон, и гарантий культурноправовой преемственности кандидата.Определяющей чертой правовой культуры депутата является ее базовый уровень. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный, а также предложить вариант действия, отвечающийвнутренним убеждениям и интересам, а также требованиям избирателей, принципам и нормам права, депутат должен обладать достаточным культурноправовым потенциалом. В этом смысле можно говорить о двух уровнях правовой культуры депутатов: существующем и требуемом. Изучение изменения уровня культуры с точки зрения ее развития производится путем сравнения этих уровней.Важной проблемой является соотношение различных уровней и аспектов правовой культуры общества и депутата. Оптимальным считается соотношение, когда правовая культура кандидата и общества совпадают, и идеальным когда культура кандидата несколько опережает уровень культуры общества.Другим важным аспектом правовой культуры выступает культура участия в избирательном процессе гражданизбирателей. Именно аспектам избирательной активности граждан мы и уделим основное внимание в настоящем параграфе.Наиболее наглядно уровень правовой культуры населения проявляется в его активности в день выборов. От выбора граждан зависит дальнейшее политическое будущее страны, и непонимание этого (а как следствие, игнорирование выборов) свидетельствует о низкой электоральноправовой культуре.При проведении избирательной кампании и осуществлении мер по повышению правовой культуры избирателей необходимо учитывать спецификунациональной культуры, менталитет нации.Важным моментом является то, что поведение избирателей, их восприятие избирательной кампании напрямую зависят от правовой культуры кандидатов. Если избиратель не доверяет кандидату в депутаты, не находит ни одного политического деятеля, который бы выразил его интересы, он, вынужденно, проигнорирует выборы. Виновен в таком поведении сам кандидат который не смог своими действиями убедить электорат в правомерности и эффективности проводимой в жизнь политики.Снижение избирательной активности стало повсеместным явлением, охватившим все возрастные и социальные категории. Явление можно объяснить многими причинами: усталостью от выборов, ухудшением экономической жизни большинства людей, неверием в возможность изменить сложившуюся ситуацию посредством выборов, правовым нигилизмом, невозможностью выразить на выборах негативную позицию ко всем кандидатам, закрытый порядок работы избирательных комиссий и др.Низкая электорально правовая культура, напротив, порождает как минимум два негативных явления. С одной стороны, она вызывает абсентеизм избирателей, с другой формирует их неадекватное поведение, когда при решении вопроса, за кого отдать свой голос, возобладают эмоции, нередко управляемые отдельными недобросовестными участниками выборов.В этой связи можно упомянуть и такие аспекты поведения избирателей, как длительная неопределённость выбора или сложности в волеизъявлении, связанные с избыточным количеством претендентов, голосование под влиянием ситуации или ложной информации, протестное голосование и т.д. Кроме того, социологи утверждают, что в настоящее время далеко не все граждане понимают разницу между исполнительной и законодательной властью и от руководства любого уровня требуют одного и того же решения повседневныхжитейских проблем. Деятельность депутатского корпуса оценивается ими по тем же критериям, что и работа исполнительной власти, без учёта её «законодательной составляющей».Повышение политической и правовой культуры избирателей требует значительных усилий идлительного времени. Сейчас эта задача возложена на организаторов выборов, но её оптимальное решение зависит от того, насколько она будет осознана и поддержана обществом в целом.Анализируя причины пассивности избирателей, не следует забывать и о том, чтомногие из них воздерживаются от голосования изза болезни, в силу преклонного возраста, низкого социального статуса. Часть их голосует на избирательных участках, другим приходится делать это на дому, но, к сожалению, организаторам выборов не всегда удаётся преодолеть трудности, возникающие при проведении такого голосования, что вызывает отторжение указанных групп российских граждан от избирательного процесса.Нередко избиратели, в силу обстоятельств оказавшиеся в день выборов вне пределов своего избирательного участка, вынужденно не принимают участия в голосовании.В результате социальная база выборов сокращается, хотя и эти люди не меньше других заинтересованы в формировании справедливой, действенной власти, представляющей и защищающей их интересы. Следовательно, при организации выборов должно быть уделено больше внимания созданию условий для голосования граждан, испытывающих в этом затруднения в силу не зависящих от них обстоятельств. Необходимо продумать способы адресного информирования избирателей о предоставленных им правах. Целесообразно также продолжить изучение вопроса о голосовании по почте.Комплексный подход к рассмотрению причин, влияющих на поведение избирателей, позволяет определить основные пути повышения электоральной активности россиян.При этом необходимо помнить, что участие в выборах и референдумах право, а не обязанность. Законодательство нашей страны, а также международные избирательные стандарты прямо запрещают какое либо воздействие на избирателей с целью принуждения их к участию илинеучастию в голосовании.Основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании. Человек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства.Повышению авторитета выборов у населения безусловно будет способствовать и успех в борьбе с нарушениями законодательства, искоренение запрещённых приёмов в предвыборной борьбе (подкуп избирателей, оказываемое на них давление, разжигание социальной или национальной розни), что не в последнюю очередь зависит от активной гражданской позиции общественности.Законодательство, защищающее права избирателей, совершенствуется на протяжении последних десяти лет. Ведется мониторинг правоприменительной практики. Однако действенность правовых механизмов, регулирующих избирательные отношения, во многом зависит от того, в какой степени само общество заинтересовано в отстаивании демократических выборов как высшей политической ценности, соблюдения и защиты принципа свободного волеизъявления граждан.Требует пристального внимания суждение о том, что необходимо законодательное запрещение призывов к бойкоту выборов. Онивполне могут рассматриваться вкачестве намеренного действия, направленного на их срыв.Социальная напряженность, сопровождающая избирательную кампанию и порождающая протестное голосование или нежелание участвовать в выборах, свидетельствует о глубокой разобщенности между народом и политической элитой. И напротив постоянный и содержательный диалог между властью и гражданами, между политическими партиями и избирателями создаёт условия, благодаря которым деятельность представительных структур становится эффективной и возрастает доверие к институту выборов.Необходимо и дальше предпринимать усилия для того, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.Важную роль здесь призваны сыграть средства массовой информации. Объективное, непредвзятое освещение избирательной кампании будет способствовать формированию у избирателя адекватных представлений об избирательном процессе, затруднит манипулирование волеизъявлением, сможет противодействовать «грязным» технологиям. Государству, средствам массовой информации следует расширить трибуну для выступлений представителей политических партий и общественных организаций, создав с этой целью общероссийский телевизионный канал, а политическим партиям больше внимания уделять издательской деятельности. Государственные средства массовой информации должны лучше освещать политические вопросы, предоставлять аудитории разнообразные материалы о работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатского корпуса региональных парламентов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, о деятельности политических партий и их региональных отделений. Вполне актуальным представляется создание цикла телеи радиопередач, посвященных различным аспектам избирательной системы нашей страны, рассказывающих о её становлении и развитии, о проблемах, требующих решения.Избирательным комиссиям надо не только тщательно следить за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок информирования избирателей о политических партиях и кандидатах, но и более активно работать над созданием насыщенного информационного пространства как во время избирательных кампаний, так и в период между выборами. Цель этой деятельности дать избирателю максимум необходимых сведений о кандидатах и политических партиях, участвующих в выборах, их предвыборных программах, о деятельности депутатов всех уровней, об органах власти, их функциях и полномочиях. Эту задачу могли бы решать и региональные информационные центры, которые можно создавать при участии органов власти и избирательных комиссий субъектов Федерации. Следует продумать вопрос об увеличении тиражей информационных плакатов и количества мест, где избиратели в ходе избирательных кампаний смогут с ними ознакомиться.Выборы не должны носить виртуальный характер, важно, чтобы конкуренция в борьбе за голоса избирателей помогала находить пути решения актуальных проблем, имеющих первостепенное значение для большинства избирателей.Для поддержания электоральной активности на сложившемся уровне с перспективой ее повышения следует усилить состязательность партий и выдвинутых ими кандидатов на выборах всех уровней, а для этого требуется дальнейшее развитие законодательства о политических партиях. Укрепление российской политической системы, переход на пропорциональную систему на выборах в федеральный парламент дают основания для аналогичного постепенного перехода и на выборах в органы законодательной власти субъектов Федерации.Это придаст политическим партиям дополнительный импульс, оживит их работу в регионах.Самую перспективную группу населения составляет молодежь. Это основной электоральный резерв общества: каждый четвертый потенциальный избиратель человек в возрасте до30 лет. Особое внимание в молодежи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний. Надо подчеркнуть, что в субъектах Федерации, где такая работа ведётся заинтересованно, установлен диалог между властью и молодыми избирателями, уже появились ощутимые позитивные сдвиги в поддержке молодёжью выборов.Совершеннолетие это тот возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации 18 летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов местного самоуправления до Президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, достигнув 21 года, к этому праву добавится право быть избранным пассивное избирательное право.Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права всё это необходимо знать и уметь молодомуизбирателю[2].Модели негативного электорального поведения молодых людей.Первая модель «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодёжи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы
это циничный процесс, их процесс, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать. Вторая «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы. С одной стороны, эта часть молодежи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже всё давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования. И третья «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения.Имеется ещеодин негативный фактор, повышающий абсентеизм молодых людей это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов.На самом деле, сегодня молодежью и еепроблемами мало кто занимается. Так, кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах уделяют особое внимание проблемам старшего поколения, делают ударение на социальную и экономическую поддержку этого слоя населения, рассчитывая на их голоса, и при этом абсолютно забывая про молодых. Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи это реакция на обмен их «взрослым» миром: в одном случае, нежелание участвовать в выборах это стихийная реакция, в другом, голосование «против всех» осознанная. Причиной голосования «против всех» у большинства молодых людей является неудовлетворённость жизнью.Молодежь является наиболее социально активной частью населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества[3].Вопросы участия молодежи в избирательномпроцессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Задачи:содействие построению демократического общества;
повышение электоральной культуры молодых избирателей;ознакомить молодых избирателей с их конституционными правами и обязанностями, привить интерес к праву;обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано молодыми избирателями в их повседневной жизни как обыкновенными гражданами, не являющимися юристами;заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких, как права человека, правовое государство и других, лежащих в основе Конституций, законов, правовой системы и общества в целом; способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы;
развивать базовые навыки, включая практическое мышление, умение общаться, разрешать проблемы.Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Именно человек нравственный становится не только законопослушным гражданином, но и носителем той правовой культуры, которая должна пронизывать все отношенияв обществе.Молодежь, как особая социальнодемографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего. Духовное и нравственное оздоровление общества сейчас как никогда необходимо.Поставленныезадачи необходимо решить, чтобы молодежь была информирована, способна трезво оценить ситуацию и выработать верную линию поведения в избирательном процессе.Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах. Пора совершеннолетия для каждого молодого человека это время формирования жизненных принципов, время неуёмной энергии и жажды свершений, это новый этап пути, когда приходиться учиться, работать, неся ответственность за свои поступки. Развитие правовой культуры и электоральной активности избирателей должно стать органической частью конституционноправовой реформы в России. Процесс развития правовой культуры избирателей, прежде всего, молодежи, должен носить комплексный характер. Добиться коренного улучшения положения дел, можно только объединив усилия органов государственной власти,местного самоуправления, избирательных комиссий, политических партий и всех других заинтересованных структур в рамках единой системы воспитания подрастающего поколения и просветительской работы со всеми возрастными группами избирателей. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существенное повышение правовой культуры и электоральной активности избирателей позволит повысить качество представительных органов государственной власти и местного самоуправления в России и как результат, избирательная системаи избирательный процесс станут более прозрачными и честными, что немаловажно для дальнейшего развития демократии в Российской Федерации.
Ссылки на источники:1.ЗагородскийВ.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. 2010. № 1. С.5660. 2.Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. С.172.3.Шемелин А.В., Буданова Н.А. Участие российской молодежи в избирательном процессе: гражданская позиция, политический выбор и правовое просвещение // Юридический мир. 2010. № 6. С.911.
Повышение избирательной активности граждан как основа развития демократического общества
Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать.Э. Севрус
Аннотация:Статья посвящена анализу правовой культуры избирательного процесса, новым установкам в совершенствовании демократических начал в реформировании государства.Ключевые слова: правовая культура, абсентеизм, избирательный процесс, выборы, молодежь.
Одной из важнейших социально политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Процесс этот, с одной стороны, тесно связан с формированием современной правовой системы встране, демократическим обновлением законодательства как правовой основой деятельности гражданского общества, его институтов; с другой стороны, условием для успешности является формирование правовой культуры граждан, общества, представителей государственных органов.Путем выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью в жизни общества. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее человека, а также страныв целом. Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Любое конституционно закреплённое право человека должно иметь свой механизм реализации.Выборы являются формой народовластия, механизмом формирования органов государства, а также публичных органов самоуправления граждан.Избирательный процесс представляет собой сложное и многоплановое явление. Ошибочно было бы сводить его к формальной процедуре формирования органов публичной власти. Полным и точным представляется определение, согласно которому институт выборов и разнообразие его функций следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан. В этой связи весьма актуальна проблема электоральной активности избирателей, а точнее молодых избирателей. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдум высшее непосредственное выражение народной власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права.Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественнополитических институтов страны, ведь волеизъявление граждан исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты.Фундаментальные основы демократической политической системы непрерывность, сменяемость и преемственность в деятельности выборных институтов также базируются именно на принципе активного, заинтересованного участия населения в жизни общества и государства. Этим обусловлена необходимость внимательного и компетентного анализа точек зрения, взглядов, политических предпочтений и многих других факторов, характеризующих электоральное поведение граждан.Большинство российских экспертов определяют достаточно традиционный и весьма однообразный спектр факторов, связанных с электоральнойактивностью избирателей:· уровень выборов и их совмещение;· тип избирательной системы;· особенности общественно политической жизни;· уровень экономического развития региона;· влияние политических технологий;· уровень политической и правовой культуры.Последний фактор во многом предопределяет электоральное поведение избирателей. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выборпредполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов.На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным посещением избирательного участка в день выборов.По нашему мнению правовая культура –степень персональной ответственности гражданина за участие в общественнополитической жизни государства, выраженная в активном правомерном поведении. Такой подход безусловно требуетот гражданина соответствия определенным требованиям. По мнениюЗагородскогоВ.В., «есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою... Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны...»[1].В данном случае главными субъектами избирательных правоотношений выступают избиратели и кандидаты без которых невозможна реализация избирательных прав. Очевидно, что именно кандидаты в первую очередь должны повышать свою правовую культуру, без чего выборы не могут быть признаны полностью легитимными и демократичными.Правовая культура депутатов является важным фактором и условием повышения роли представительных органов власти, а также служит средством обеспечения демократических выборов и формирования истинно народной власти.Существующий уровень правовой культуры представителей законодательных органов власти нередко становится причиной нестабильности, сдерживает осуществление реформ, снижает доверие граждан к демократическим органам власти. Сказывается низкий профессионализм законодательной деятельности при принятии законов депутатами, неумение предвидеть последствия принимаемых решений,выражать и отстаивать интересы избирателей.Определение правовой культуры депутатов как меры и способа освоения и использования ими правовых ценностей, проявляющихся в характере и уровне правовых знаний, оценок, убеждений, гражданских интересов, ценностных ориентаций и других элементов правосознания в их органическом единстве, а также в социальноактивной деятельности, определяемой их правовым статусом. Таким образом, в данном случае правовая культура рассматривается,как юридическая компетенция и профессионализм в практической деятельности народных представителей.Практический опыт в законодательной деятельности требует значительных временных ресурсов, медленно растет квалификация депутатов. Повышать квалификацию опытным путем недопустимо. В связи с этим вполне обоснованным представляется повышения требований к правовой культуре еще кандидатов в представительные органы власти.На этапе предвыборной кампании между избирателями и кандидатами в депутаты заключается своеобразный договор как правовая форма реализации интересов обеих сторон, и гарантий культурноправовой преемственности кандидата.Определяющей чертой правовой культуры депутата является ее базовый уровень. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный, а также предложить вариант действия, отвечающийвнутренним убеждениям и интересам, а также требованиям избирателей, принципам и нормам права, депутат должен обладать достаточным культурноправовым потенциалом. В этом смысле можно говорить о двух уровнях правовой культуры депутатов: существующем и требуемом. Изучение изменения уровня культуры с точки зрения ее развития производится путем сравнения этих уровней.Важной проблемой является соотношение различных уровней и аспектов правовой культуры общества и депутата. Оптимальным считается соотношение, когда правовая культура кандидата и общества совпадают, и идеальным когда культура кандидата несколько опережает уровень культуры общества.Другим важным аспектом правовой культуры выступает культура участия в избирательном процессе гражданизбирателей. Именно аспектам избирательной активности граждан мы и уделим основное внимание в настоящем параграфе.Наиболее наглядно уровень правовой культуры населения проявляется в его активности в день выборов. От выбора граждан зависит дальнейшее политическое будущее страны, и непонимание этого (а как следствие, игнорирование выборов) свидетельствует о низкой электоральноправовой культуре.При проведении избирательной кампании и осуществлении мер по повышению правовой культуры избирателей необходимо учитывать спецификунациональной культуры, менталитет нации.Важным моментом является то, что поведение избирателей, их восприятие избирательной кампании напрямую зависят от правовой культуры кандидатов. Если избиратель не доверяет кандидату в депутаты, не находит ни одного политического деятеля, который бы выразил его интересы, он, вынужденно, проигнорирует выборы. Виновен в таком поведении сам кандидат который не смог своими действиями убедить электорат в правомерности и эффективности проводимой в жизнь политики.Снижение избирательной активности стало повсеместным явлением, охватившим все возрастные и социальные категории. Явление можно объяснить многими причинами: усталостью от выборов, ухудшением экономической жизни большинства людей, неверием в возможность изменить сложившуюся ситуацию посредством выборов, правовым нигилизмом, невозможностью выразить на выборах негативную позицию ко всем кандидатам, закрытый порядок работы избирательных комиссий и др.Низкая электорально правовая культура, напротив, порождает как минимум два негативных явления. С одной стороны, она вызывает абсентеизм избирателей, с другой формирует их неадекватное поведение, когда при решении вопроса, за кого отдать свой голос, возобладают эмоции, нередко управляемые отдельными недобросовестными участниками выборов.В этой связи можно упомянуть и такие аспекты поведения избирателей, как длительная неопределённость выбора или сложности в волеизъявлении, связанные с избыточным количеством претендентов, голосование под влиянием ситуации или ложной информации, протестное голосование и т.д. Кроме того, социологи утверждают, что в настоящее время далеко не все граждане понимают разницу между исполнительной и законодательной властью и от руководства любого уровня требуют одного и того же решения повседневныхжитейских проблем. Деятельность депутатского корпуса оценивается ими по тем же критериям, что и работа исполнительной власти, без учёта её «законодательной составляющей».Повышение политической и правовой культуры избирателей требует значительных усилий идлительного времени. Сейчас эта задача возложена на организаторов выборов, но её оптимальное решение зависит от того, насколько она будет осознана и поддержана обществом в целом.Анализируя причины пассивности избирателей, не следует забывать и о том, чтомногие из них воздерживаются от голосования изза болезни, в силу преклонного возраста, низкого социального статуса. Часть их голосует на избирательных участках, другим приходится делать это на дому, но, к сожалению, организаторам выборов не всегда удаётся преодолеть трудности, возникающие при проведении такого голосования, что вызывает отторжение указанных групп российских граждан от избирательного процесса.Нередко избиратели, в силу обстоятельств оказавшиеся в день выборов вне пределов своего избирательного участка, вынужденно не принимают участия в голосовании.В результате социальная база выборов сокращается, хотя и эти люди не меньше других заинтересованы в формировании справедливой, действенной власти, представляющей и защищающей их интересы. Следовательно, при организации выборов должно быть уделено больше внимания созданию условий для голосования граждан, испытывающих в этом затруднения в силу не зависящих от них обстоятельств. Необходимо продумать способы адресного информирования избирателей о предоставленных им правах. Целесообразно также продолжить изучение вопроса о голосовании по почте.Комплексный подход к рассмотрению причин, влияющих на поведение избирателей, позволяет определить основные пути повышения электоральной активности россиян.При этом необходимо помнить, что участие в выборах и референдумах право, а не обязанность. Законодательство нашей страны, а также международные избирательные стандарты прямо запрещают какое либо воздействие на избирателей с целью принуждения их к участию илинеучастию в голосовании.Основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании. Человек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства.Повышению авторитета выборов у населения безусловно будет способствовать и успех в борьбе с нарушениями законодательства, искоренение запрещённых приёмов в предвыборной борьбе (подкуп избирателей, оказываемое на них давление, разжигание социальной или национальной розни), что не в последнюю очередь зависит от активной гражданской позиции общественности.Законодательство, защищающее права избирателей, совершенствуется на протяжении последних десяти лет. Ведется мониторинг правоприменительной практики. Однако действенность правовых механизмов, регулирующих избирательные отношения, во многом зависит от того, в какой степени само общество заинтересовано в отстаивании демократических выборов как высшей политической ценности, соблюдения и защиты принципа свободного волеизъявления граждан.Требует пристального внимания суждение о том, что необходимо законодательное запрещение призывов к бойкоту выборов. Онивполне могут рассматриваться вкачестве намеренного действия, направленного на их срыв.Социальная напряженность, сопровождающая избирательную кампанию и порождающая протестное голосование или нежелание участвовать в выборах, свидетельствует о глубокой разобщенности между народом и политической элитой. И напротив постоянный и содержательный диалог между властью и гражданами, между политическими партиями и избирателями создаёт условия, благодаря которым деятельность представительных структур становится эффективной и возрастает доверие к институту выборов.Необходимо и дальше предпринимать усилия для того, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.Важную роль здесь призваны сыграть средства массовой информации. Объективное, непредвзятое освещение избирательной кампании будет способствовать формированию у избирателя адекватных представлений об избирательном процессе, затруднит манипулирование волеизъявлением, сможет противодействовать «грязным» технологиям. Государству, средствам массовой информации следует расширить трибуну для выступлений представителей политических партий и общественных организаций, создав с этой целью общероссийский телевизионный канал, а политическим партиям больше внимания уделять издательской деятельности. Государственные средства массовой информации должны лучше освещать политические вопросы, предоставлять аудитории разнообразные материалы о работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатского корпуса региональных парламентов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, о деятельности политических партий и их региональных отделений. Вполне актуальным представляется создание цикла телеи радиопередач, посвященных различным аспектам избирательной системы нашей страны, рассказывающих о её становлении и развитии, о проблемах, требующих решения.Избирательным комиссиям надо не только тщательно следить за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок информирования избирателей о политических партиях и кандидатах, но и более активно работать над созданием насыщенного информационного пространства как во время избирательных кампаний, так и в период между выборами. Цель этой деятельности дать избирателю максимум необходимых сведений о кандидатах и политических партиях, участвующих в выборах, их предвыборных программах, о деятельности депутатов всех уровней, об органах власти, их функциях и полномочиях. Эту задачу могли бы решать и региональные информационные центры, которые можно создавать при участии органов власти и избирательных комиссий субъектов Федерации. Следует продумать вопрос об увеличении тиражей информационных плакатов и количества мест, где избиратели в ходе избирательных кампаний смогут с ними ознакомиться.Выборы не должны носить виртуальный характер, важно, чтобы конкуренция в борьбе за голоса избирателей помогала находить пути решения актуальных проблем, имеющих первостепенное значение для большинства избирателей.Для поддержания электоральной активности на сложившемся уровне с перспективой ее повышения следует усилить состязательность партий и выдвинутых ими кандидатов на выборах всех уровней, а для этого требуется дальнейшее развитие законодательства о политических партиях. Укрепление российской политической системы, переход на пропорциональную систему на выборах в федеральный парламент дают основания для аналогичного постепенного перехода и на выборах в органы законодательной власти субъектов Федерации.Это придаст политическим партиям дополнительный импульс, оживит их работу в регионах.Самую перспективную группу населения составляет молодежь. Это основной электоральный резерв общества: каждый четвертый потенциальный избиратель человек в возрасте до30 лет. Особое внимание в молодежи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний. Надо подчеркнуть, что в субъектах Федерации, где такая работа ведётся заинтересованно, установлен диалог между властью и молодыми избирателями, уже появились ощутимые позитивные сдвиги в поддержке молодёжью выборов.Совершеннолетие это тот возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации 18 летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов местного самоуправления до Президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, достигнув 21 года, к этому праву добавится право быть избранным пассивное избирательное право.Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права всё это необходимо знать и уметь молодомуизбирателю[2].Модели негативного электорального поведения молодых людей.Первая модель «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Это объясняет неучастие молодёжи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы
это циничный процесс, их процесс, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать. Вторая «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах, объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные представлять и реализовать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы. С одной стороны, эта часть молодежи считает, что на выборы ходить бессмысленно, поскольку уже всё давно решено, с другой стороны, молодые люди уверены, что один голос это всего лишь капля в море, и их неявка никак не отразится на результате голосования. И третья «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Это удобная формула, за которой скрывается первая или вторая модель поведения.Имеется ещеодин негативный фактор, повышающий абсентеизм молодых людей это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов.На самом деле, сегодня молодежью и еепроблемами мало кто занимается. Так, кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах уделяют особое внимание проблемам старшего поколения, делают ударение на социальную и экономическую поддержку этого слоя населения, рассчитывая на их голоса, и при этом абсолютно забывая про молодых. Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи это реакция на обмен их «взрослым» миром: в одном случае, нежелание участвовать в выборах это стихийная реакция, в другом, голосование «против всех» осознанная. Причиной голосования «против всех» у большинства молодых людей является неудовлетворённость жизнью.Молодежь является наиболее социально активной частью населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества[3].Вопросы участия молодежи в избирательномпроцессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Задачи:содействие построению демократического общества;
повышение электоральной культуры молодых избирателей;ознакомить молодых избирателей с их конституционными правами и обязанностями, привить интерес к праву;обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано молодыми избирателями в их повседневной жизни как обыкновенными гражданами, не являющимися юристами;заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких, как права человека, правовое государство и других, лежащих в основе Конституций, законов, правовой системы и общества в целом; способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы;
развивать базовые навыки, включая практическое мышление, умение общаться, разрешать проблемы.Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Именно человек нравственный становится не только законопослушным гражданином, но и носителем той правовой культуры, которая должна пронизывать все отношенияв обществе.Молодежь, как особая социальнодемографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего. Духовное и нравственное оздоровление общества сейчас как никогда необходимо.Поставленныезадачи необходимо решить, чтобы молодежь была информирована, способна трезво оценить ситуацию и выработать верную линию поведения в избирательном процессе.Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах. Пора совершеннолетия для каждого молодого человека это время формирования жизненных принципов, время неуёмной энергии и жажды свершений, это новый этап пути, когда приходиться учиться, работать, неся ответственность за свои поступки. Развитие правовой культуры и электоральной активности избирателей должно стать органической частью конституционноправовой реформы в России. Процесс развития правовой культуры избирателей, прежде всего, молодежи, должен носить комплексный характер. Добиться коренного улучшения положения дел, можно только объединив усилия органов государственной власти,местного самоуправления, избирательных комиссий, политических партий и всех других заинтересованных структур в рамках единой системы воспитания подрастающего поколения и просветительской работы со всеми возрастными группами избирателей. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существенное повышение правовой культуры и электоральной активности избирателей позволит повысить качество представительных органов государственной власти и местного самоуправления в России и как результат, избирательная системаи избирательный процесс станут более прозрачными и честными, что немаловажно для дальнейшего развития демократии в Российской Федерации.
Ссылки на источники:1.ЗагородскийВ.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. 2010. № 1. С.5660. 2.Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. С.172.3.Шемелин А.В., Буданова Н.А. Участие российской молодежи в избирательном процессе: гражданская позиция, политический выбор и правовое просвещение // Юридический мир. 2010. № 6. С.911.