Проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации
Выпуск:
ART 53352
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бутенко
Ю.
В. Проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1746–1750. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53352.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации, а также Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Ключевые слова:
стратегия, реформирование, пенсионное обеспечение, пенсионная система, социальное государство
Текст статьи
Бутенко Юлия Васильевна
Магистрант первого курса, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Волгоградский филиал, г. Волгоград.
Butenko91@bk.ruНазвание статьи:Проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.
Аннотация:В статье рассматриваются основные проблемы реформирования пенсионной системыРоссийской Федерации, а также Стратегияразвития пенсионной системы до 2030 года.
Ключевые слова:пенсионное обеспечение, пенсионная система, стратегия, социальное государство, реформирование.
Современная Россия является страной с развивающейся рыночной экономикой и формирующейся моделью социального государства. Успешность этих процессов в огромной степени зависит от политических факторов –демократии, реального политического плюрализма, политической стабильности и ответственности.1
Большую важность представляет и экономический фактор. Экономической основой социального государства многие ученые и практики признали особый строй –социально ориентированную рыночную экономику, которая предполагает синтез экономической свободы и государственного регулирования.2
Естественно, чтоРоссия —не Германия,не Швецияине Япония.Социальное государствов Россиидолжно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработкаи реализацияименно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страныв современныхусловиях.В конституции Российской Федерации 1993 года в 7 статье закреплено положение о том, что Россия –социальное государство. В основном законе страны так же есть и другие статьи, закрепляющие принципы социального государства. Важнейшей является вторая глава «Права и свободы человека и гражданина»3.Согласно 7 статье главная задача Российской федерации, как социального государства –достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Так, пункт 1й статьи 17й гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным 1Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 102.2Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.48.
принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».4Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.5Понятие "социальное государство" настолько широко и многогранно, что специалисты и научные деятели, изучающие этот вопрос, так и не смогли прийти к единому определению. Зачастую их мнения в несколько расходятся. Анализируя работы российских и зарубежных ученых можно привести следующие определения социального государства:Социальное государство–это институализация социального контракта между государством и гражданским обществом (профсоюзами, общественными ассоциациями, и НПО), эти отношения строятся на принципе солидарности, дополняемом при необходимости субсидарным подходом.Социальное государство
демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.Целый ряд критериев, используемых в разных концепциях социального государства, позволяют определить, является таковым или нет. Хотелось бы, и привести несколько таковых критериев:–высокую экономическую развитость, это позволяет более эффективно перераспределять блага между богатыми и бедными.
социальная ориентация экономики.
сформированное гражданское общество.
работа государства над социальными программами.
высокий уровень социального законодательства.
обеспечение достойной жизни граждан является важнейшей задачей
ответственность государства перед гражданами.
Наиболее значимыми элементами социальной политики являются социальные гарантии в области здравоохранения и образования, пенсионное обеспечение, жилищная политика, поддержка незащищенных групп населения(защищает граждан от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или сокращении доходов, рождения ребенка, болезни, инвалидности, старости), миграционная политика. Также из важнейших критериев является и уровень развития человеческого капитала, и уровень консенсуса в стране. 4Конституция РФ от 12.12.1993г. глава 2 п.1 ст.17;http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p125
5Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3е изд. М., 2003.Государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.Отсюда, делая вывод, государство все реже и реже вмешивается в дела общества и, таким образом, превращает страну в страну бедности, хотя ресурсы для данного масштаба чрезвычайно богаты и велики.Меры,предпринимаемыегосударством, не всегда удачны:повышения стипендии, пенсий мгновенно разрушала инфляция, а рост зарплаты бюджетников заметно ухудшался.Что касается пенсионной реформы, по мнению экспертов, также потерпела крах. Вероятность того, что 40летник получат пенсии, адекватные их трудовому вкладу и отчислениям в пенсионные страховые фонды, не оправдались. На сегодняшний день только с марта 2009 года пенсии повысились до прожиточного уровня. До этого 15 млн. россиян получали пенсию ниже этого минимума, которые в 2008 году составляла 3,191 руб6. На фоне роста в стране числа миллионеров, инфляции и роста тарифов остро стоит вопрос о справедливости той системы перераспределения доходов, которая сложилась в стране.Но также Правительство РФ пошло на повышение расходов на пенсионную систему, несмотря на экономический кризис,и его последствия. Общие расходы на финансирование пенсионной системы возросли в 2010 году до 8,9%ВВП по сравнению в докризисный период7.На данный момент перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие задачи, которые необходимо решить:1.Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов;2.обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий;3.Обеспечить долгосрочную устойчивостьвсей пенсионной системы;4.Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.Страховые принципы пенсионного обеспечениярадикально отличаются от «нестраховых», которые обычно ассоциируются с советской системой материального обеспечения пенсионеров. «Советская пенсия», несмотря на ее привлекательность для отдельных социальных групп граждан, практически не зависелаот трудового участия самого человека, и в совокупности с развитой системой государственных гарантий носила характер государственного социального пособия по старости8.В рыночныхусловияхсохранение данного уравнительного механизма материал сохранение данного уравнительного механизма материал сохранение данного уравнительного механизма материального обеспечения пенсионеров, финансовым источником которого в свое время служили общеналоговые поступления в государственный бюджет, социально не оправдано, а экономически не осуществимо. 6Великая Н.М., Гуселетов Б.П. От социальной утопии к социальному государству// Социологические исследования.2012.№6. С. 367Шмелев Ю.Д. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения в РФ // Финансы.2012.№2. С. 508Соловьев А.К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России // Финансы.2012.№3. С. 53Многочисленные нерешенные проблемы внутри пенсионной системы, которые обусловлен затянувшейся ее перестройкой на страховые принципы, и играют второстепенную роль в процессе долгосрочной устойчивости. Поэтому надеждыотдельных экспертов на то, что изменения условий внутри пенсионной системы не только решат проблему устойчивости пенсионной системы, а наоборот, ее резко обострит. Кроме того развитие пенсионной системы не может рассматриваться в отрыве отдемографической и экономической ситуации в стране. Для того чтобы стать полноценно эффективной, пенсионная система должна взаимодействовать с экономикой на паритетных уровнях. Любые процессы реформирования системы сбалансированности бюджета и повышения уровня жизни пенсионеровв конечном итоге сведутсялибо к повышению тарифа страховых взносов(или поиску нового, отличного от заработной платы, источника финансирования), либо к сокращению численности пенсионеров. А с каждым годом все чаще и чаще появляются предложения повысить пенсионный возраст.В современном российском законодательстве пенсионный возраст устанавливается п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»9.Пенсионный возрастэто юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов в получателя пенсионных выплат.Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Такой же низкий порог пенсионного возраста в Украине, Белоруссии и Таджикистане.
Ситуацию с установлением пенсионного возраста осложняют протекающие демографические процессы. Наиболее высокие показатели ожидаемой продолжительности жизни сохраняются в республиках Северного Кавказа и в Москве. В этих регионах показатель ожидаемой продолжительности жизни прирождении у мужчинв 2009 году превысило 69 лет. У женщин 77 лет.Существующие показатели смертности и рождаемости в Российской Федерации позволяют предположить, что надеяться на улучшение демографической ситуации в ближайшее время не приходится.Кроме того дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, компенсируемый за счет средств федерального бюджета, составляет порядка 1млн рублей в год и заставляет власти искать способы улучшения пенсионногообеспечения россиян и одновременного уменьшения дефицита Пенсионного фонда РФ. Одним из таких способов является увеличение пенсионного возраста. Тема повышения пенсионного возраста была одной из самых актуальных в 2010 году. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ занимают противоположные позиции и не упускают возможности их высказать. Минздравсоцразвития России справедливо считает эту меру крайне непопулярной и способной спровоцировать социальный взрыв.Так, повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2015 году сначала приведетк уменьшению дефицита на 82 млрд. рублей в год, однако уже через 5лет он будет увеличиваться ежегодно почти на 200 млрд. рублей. Это объясняетсянеобходимостью индексировать пенсию в соответствии с реальными зарплатами и инфляцией. Более низкий пенсионный возраст позволяет проводить индексацию без существенного роста дефицита10.И еще один аргумент микроэкономического масштаба: перспективы снижениярынка труда до 2010 года. Необходимо отметить. Что количество рабочих мест неуклонно сокращается и, если остановить или хотя притормозить процесс 9Федеральный законот17 декабря 2001 года N 173ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», глава 2 п.1 ст.7;http://base.garant.ru/12125146/2/#block_20010Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит.2011.№43. С. 2освобождения рабочих местпенсионерами, то основная часть молодежи автоматически пополнит отряд безработных, что обойдется экономике еще дороже.Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, то этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы. Однако, судя по всему, окончательная точка в вопросе пенсионного возраста у россиян пока не поставлена.Дискуссия о путях дальнейшего развития пенсионной системы на данный период особенно актуальна, так как предложенная Президентом РФ новая программа «Стратегия развития пенсионной системы РФ», которая в планах реализации до 2030 года. Хотелось бы подробнее остановиться на этом вопросе.Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. NQ 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионнымфондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России11.Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей.Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. При этом, необходимо обеспечить: • 40%ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей; • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:
lй уровень трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховыхвзносов и межбюджетных 11 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597; www.rosmintrud.ruтрансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
2й уровень корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка; 3й уровень частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
совершенствование тарифнобюджетной политики.Ключевой принцип обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).
реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда. В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.
реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению справами, Формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения .. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте). Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства. Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем оценка рабочих мест по условиям труда.
совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспеченияс учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы. В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах. Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов). Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. Первый этап 201315 ГГ., второй этап 201620 гг., третий до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии. Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется попятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. По нашему мнению, Стратегия позволит внести кардинальныеизмененияв пенсионную систему нашей страны, приблизить пенсионное обслуживание к стандартам социального государства.Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой –государства.
Список цитируемой литературы:
1.Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 102.
2.Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.48.
3.Конституция РФ от 12.12.1993г. глава 2 п.1 ст.17;http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p125
4.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3е изд. М., 2003.
5.Великая Н.М., Гуселетов Б.П. От социальной утопии к социальному государству // Социологические исследования.2012.№6. С. 36
6.Шмелев Ю.Д. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения в РФ // Финансы.2012.№2. С. 50
7.Соловьев А.К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России // Финансы.2012.№3. С. 53
8.Федеральный закон от17 декабря 2001 года N 173ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», глава 2 п.1 ст.7; http://base.garant.ru/12125146/2/#block_200
9.Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит.2011.№43. С. 2
10.Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597; www.rosmintrud.ru
Butenko Julia Vasil’evnaButenko91@bk.rufirstyear graduate student, Volgograd branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President the Russian Federation, Volgograd. Article title: «Problem of reforming the pension system inRussian Federation».
Abstract: The article discusses the main problems of reforming the pension system ofRussian Federation and also of development strategy of the pension system until 2030.Keywords: pension, pensionsystem, strategy, social state, reforming.
Магистрант первого курса, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Волгоградский филиал, г. Волгоград.
Butenko91@bk.ruНазвание статьи:Проблемы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.
Аннотация:В статье рассматриваются основные проблемы реформирования пенсионной системыРоссийской Федерации, а также Стратегияразвития пенсионной системы до 2030 года.
Ключевые слова:пенсионное обеспечение, пенсионная система, стратегия, социальное государство, реформирование.
Современная Россия является страной с развивающейся рыночной экономикой и формирующейся моделью социального государства. Успешность этих процессов в огромной степени зависит от политических факторов –демократии, реального политического плюрализма, политической стабильности и ответственности.1
Большую важность представляет и экономический фактор. Экономической основой социального государства многие ученые и практики признали особый строй –социально ориентированную рыночную экономику, которая предполагает синтез экономической свободы и государственного регулирования.2
Естественно, чтоРоссия —не Германия,не Швецияине Япония.Социальное государствов Россиидолжно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработкаи реализацияименно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страныв современныхусловиях.В конституции Российской Федерации 1993 года в 7 статье закреплено положение о том, что Россия –социальное государство. В основном законе страны так же есть и другие статьи, закрепляющие принципы социального государства. Важнейшей является вторая глава «Права и свободы человека и гражданина»3.Согласно 7 статье главная задача Российской федерации, как социального государства –достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Так, пункт 1й статьи 17й гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным 1Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 102.2Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.48.
принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».4Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.5Понятие "социальное государство" настолько широко и многогранно, что специалисты и научные деятели, изучающие этот вопрос, так и не смогли прийти к единому определению. Зачастую их мнения в несколько расходятся. Анализируя работы российских и зарубежных ученых можно привести следующие определения социального государства:Социальное государство–это институализация социального контракта между государством и гражданским обществом (профсоюзами, общественными ассоциациями, и НПО), эти отношения строятся на принципе солидарности, дополняемом при необходимости субсидарным подходом.Социальное государство
демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т.д.Целый ряд критериев, используемых в разных концепциях социального государства, позволяют определить, является таковым или нет. Хотелось бы, и привести несколько таковых критериев:–высокую экономическую развитость, это позволяет более эффективно перераспределять блага между богатыми и бедными.
социальная ориентация экономики.
сформированное гражданское общество.
работа государства над социальными программами.
высокий уровень социального законодательства.
обеспечение достойной жизни граждан является важнейшей задачей
ответственность государства перед гражданами.
Наиболее значимыми элементами социальной политики являются социальные гарантии в области здравоохранения и образования, пенсионное обеспечение, жилищная политика, поддержка незащищенных групп населения(защищает граждан от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или сокращении доходов, рождения ребенка, болезни, инвалидности, старости), миграционная политика. Также из важнейших критериев является и уровень развития человеческого капитала, и уровень консенсуса в стране. 4Конституция РФ от 12.12.1993г. глава 2 п.1 ст.17;http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p125
5Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3е изд. М., 2003.Государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.Отсюда, делая вывод, государство все реже и реже вмешивается в дела общества и, таким образом, превращает страну в страну бедности, хотя ресурсы для данного масштаба чрезвычайно богаты и велики.Меры,предпринимаемыегосударством, не всегда удачны:повышения стипендии, пенсий мгновенно разрушала инфляция, а рост зарплаты бюджетников заметно ухудшался.Что касается пенсионной реформы, по мнению экспертов, также потерпела крах. Вероятность того, что 40летник получат пенсии, адекватные их трудовому вкладу и отчислениям в пенсионные страховые фонды, не оправдались. На сегодняшний день только с марта 2009 года пенсии повысились до прожиточного уровня. До этого 15 млн. россиян получали пенсию ниже этого минимума, которые в 2008 году составляла 3,191 руб6. На фоне роста в стране числа миллионеров, инфляции и роста тарифов остро стоит вопрос о справедливости той системы перераспределения доходов, которая сложилась в стране.Но также Правительство РФ пошло на повышение расходов на пенсионную систему, несмотря на экономический кризис,и его последствия. Общие расходы на финансирование пенсионной системы возросли в 2010 году до 8,9%ВВП по сравнению в докризисный период7.На данный момент перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие задачи, которые необходимо решить:1.Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов;2.обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий;3.Обеспечить долгосрочную устойчивостьвсей пенсионной системы;4.Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.Страховые принципы пенсионного обеспечениярадикально отличаются от «нестраховых», которые обычно ассоциируются с советской системой материального обеспечения пенсионеров. «Советская пенсия», несмотря на ее привлекательность для отдельных социальных групп граждан, практически не зависелаот трудового участия самого человека, и в совокупности с развитой системой государственных гарантий носила характер государственного социального пособия по старости8.В рыночныхусловияхсохранение данного уравнительного механизма материал сохранение данного уравнительного механизма материал сохранение данного уравнительного механизма материального обеспечения пенсионеров, финансовым источником которого в свое время служили общеналоговые поступления в государственный бюджет, социально не оправдано, а экономически не осуществимо. 6Великая Н.М., Гуселетов Б.П. От социальной утопии к социальному государству// Социологические исследования.2012.№6. С. 367Шмелев Ю.Д. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения в РФ // Финансы.2012.№2. С. 508Соловьев А.К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России // Финансы.2012.№3. С. 53Многочисленные нерешенные проблемы внутри пенсионной системы, которые обусловлен затянувшейся ее перестройкой на страховые принципы, и играют второстепенную роль в процессе долгосрочной устойчивости. Поэтому надеждыотдельных экспертов на то, что изменения условий внутри пенсионной системы не только решат проблему устойчивости пенсионной системы, а наоборот, ее резко обострит. Кроме того развитие пенсионной системы не может рассматриваться в отрыве отдемографической и экономической ситуации в стране. Для того чтобы стать полноценно эффективной, пенсионная система должна взаимодействовать с экономикой на паритетных уровнях. Любые процессы реформирования системы сбалансированности бюджета и повышения уровня жизни пенсионеровв конечном итоге сведутсялибо к повышению тарифа страховых взносов(или поиску нового, отличного от заработной платы, источника финансирования), либо к сокращению численности пенсионеров. А с каждым годом все чаще и чаще появляются предложения повысить пенсионный возраст.В современном российском законодательстве пенсионный возраст устанавливается п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»9.Пенсионный возрастэто юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов в получателя пенсионных выплат.Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Такой же низкий порог пенсионного возраста в Украине, Белоруссии и Таджикистане.
Ситуацию с установлением пенсионного возраста осложняют протекающие демографические процессы. Наиболее высокие показатели ожидаемой продолжительности жизни сохраняются в республиках Северного Кавказа и в Москве. В этих регионах показатель ожидаемой продолжительности жизни прирождении у мужчинв 2009 году превысило 69 лет. У женщин 77 лет.Существующие показатели смертности и рождаемости в Российской Федерации позволяют предположить, что надеяться на улучшение демографической ситуации в ближайшее время не приходится.Кроме того дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, компенсируемый за счет средств федерального бюджета, составляет порядка 1млн рублей в год и заставляет власти искать способы улучшения пенсионногообеспечения россиян и одновременного уменьшения дефицита Пенсионного фонда РФ. Одним из таких способов является увеличение пенсионного возраста. Тема повышения пенсионного возраста была одной из самых актуальных в 2010 году. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ занимают противоположные позиции и не упускают возможности их высказать. Минздравсоцразвития России справедливо считает эту меру крайне непопулярной и способной спровоцировать социальный взрыв.Так, повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2015 году сначала приведетк уменьшению дефицита на 82 млрд. рублей в год, однако уже через 5лет он будет увеличиваться ежегодно почти на 200 млрд. рублей. Это объясняетсянеобходимостью индексировать пенсию в соответствии с реальными зарплатами и инфляцией. Более низкий пенсионный возраст позволяет проводить индексацию без существенного роста дефицита10.И еще один аргумент микроэкономического масштаба: перспективы снижениярынка труда до 2010 года. Необходимо отметить. Что количество рабочих мест неуклонно сокращается и, если остановить или хотя притормозить процесс 9Федеральный законот17 декабря 2001 года N 173ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», глава 2 п.1 ст.7;http://base.garant.ru/12125146/2/#block_20010Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит.2011.№43. С. 2освобождения рабочих местпенсионерами, то основная часть молодежи автоматически пополнит отряд безработных, что обойдется экономике еще дороже.Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, то этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы. Однако, судя по всему, окончательная точка в вопросе пенсионного возраста у россиян пока не поставлена.Дискуссия о путях дальнейшего развития пенсионной системы на данный период особенно актуальна, так как предложенная Президентом РФ новая программа «Стратегия развития пенсионной системы РФ», которая в планах реализации до 2030 года. Хотелось бы подробнее остановиться на этом вопросе.Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. NQ 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионнымфондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России11.Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей.Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. При этом, необходимо обеспечить: • 40%ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей; • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:
lй уровень трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховыхвзносов и межбюджетных 11 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597; www.rosmintrud.ruтрансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
2й уровень корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка; 3й уровень частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
совершенствование тарифнобюджетной политики.Ключевой принцип обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).
реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда. В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.
реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению справами, Формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения .. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте). Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства. Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем оценка рабочих мест по условиям труда.
совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспеченияс учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы. В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах. Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов). Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. Первый этап 201315 ГГ., второй этап 201620 гг., третий до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии. Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется попятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. По нашему мнению, Стратегия позволит внести кардинальныеизмененияв пенсионную систему нашей страны, приблизить пенсионное обслуживание к стандартам социального государства.Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой –государства.
Список цитируемой литературы:
1.Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 102.
2.Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 1 (18). С.48.
3.Конституция РФ от 12.12.1993г. глава 2 п.1 ст.17;http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p125
4.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3е изд. М., 2003.
5.Великая Н.М., Гуселетов Б.П. От социальной утопии к социальному государству // Социологические исследования.2012.№6. С. 36
6.Шмелев Ю.Д. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения в РФ // Финансы.2012.№2. С. 50
7.Соловьев А.К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России // Финансы.2012.№3. С. 53
8.Федеральный закон от17 декабря 2001 года N 173ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», глава 2 п.1 ст.7; http://base.garant.ru/12125146/2/#block_200
9.Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста // Финансы и кредит.2011.№43. С. 2
10.Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597; www.rosmintrud.ru
Butenko Julia Vasil’evnaButenko91@bk.rufirstyear graduate student, Volgograd branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President the Russian Federation, Volgograd. Article title: «Problem of reforming the pension system inRussian Federation».
Abstract: The article discusses the main problems of reforming the pension system ofRussian Federation and also of development strategy of the pension system until 2030.Keywords: pension, pensionsystem, strategy, social state, reforming.