Исследование брачно-семейных отношений в социальной психологии.
Выпуск:
ART 53359
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хасанова
С.
А. Исследование брачно-семейных отношений в социальной психологии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1781–1785. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53359.htm.
Аннотация. Анализируются основные направления исследования брачно-семейных отношений в социальной психологии. Выделены и описаны направления: исторические изменения семьи и брака; социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы; современное состояние семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики социальной психологии; основные формы практической работы в сфере семьи – различные формы консультирования и тренинга.
Текст статьи
Хасанова Светлана АльбертовнаСтарший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Нефтекамского филиала БашГУ, г. Нефтекамскsvetlana.khasanova@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ БРАЧНОСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Анализируются основные направления исследования брачносемейных отношений в социальной психологии. Выделены и описанынаправления: исторические изменения семьи и брака;социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;современноесостояниесемьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практикисоциальной психологии; основные формы практической работы в сфере семьи –различные формы консультирования и тренинга.
Ключевые слова:социальная психология, брак, супружество, семья как социальная система.
Развитие философии, социологии и психологии привело к возникновению в начале XX в. новой науки –социальной психологии, которая стала эмпирической, экспериментальной дисциплиной в 20х гг. того же века. При своем дисциплинарном зарождении, социальнаяпсихология выступила в двух вариациях, одна из которых тяготела к психологии(монография W. McDougall,1908 г.), а другая–к социологии(монография E.A.Ross, 1908 г.).Таким образом, в трудах по социальной психологии присутствуют методологические традиции и специфика психологической и социологической наук.Социальная психология традиционно уделяла значительноевниманиесемье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Семью можно рассматривать как социальный институт, имеющей назначение воспроизводства общества и условияпсихосоциального развития на продолжении всей жизни индивида.Реализацияэтих функций происходит за счет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития следующего поколения. Члены семьи выполняют взаимные обязательства ради оказания поддержки друг другу. Семейная поддержка, в свою очередь, способствует развитию человекаи общества, те есть, ценностьсемьи выходит далеко за пределы сохранения биологического видаHomo sapiens(лат.).
Рассматривая проблемы современной семьи, социальные психологи сосредотачивают свою исследовательскую активность на следующихосновных направлениях:1) исторические изменения семьи и брака;2) социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;3) профессиональныезадачисоциальной психологии в области современного состояния семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики;4) основные формы практической работы в сфере семьи различныеформыконсультирования и тренинга.
Исторические изменения брачносемейных отношений.Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство. Еще Аристотель писал, что «первичным по природе является государство по сравнениюс семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части»[1].
Работа И.Я.Баховена «Материнскоеправо» («DasMuterricht»), вышедшая в свет в 1861г., знаменует, что именно с этого времени можно говорить об истории семьи[2, с.4].Почти одновременно с Бахофеном начинают появляться работы шотландского юриста Дж. Ф. МакЛеннан,«Первобытный брак» (1865 г.) и американца Л. Г. Моргана.(1871 г.)Их мнения сходились между собой в положении, что семьи предшествовал период, когда брака в нашем смысле этого слова не существовало, что счету родства по мужской линии предшествовал счет родства по женской линии, что семья как институт появилась лишь сравнительно поздно [2, с.5].
Главная идея исследователей состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату. Эти исследования продолжили Д. Леббок, Г. Спенсер, У. Вилькен, Ф. Гельвальд, Ш. Летурно, среди отечественных ученых можно назвать имена М.М. Ковалевского, И.Н. Смирнова, Е.И. Якушкина(«Обычное право») и др. Данные исследователи, по мнению Н.Н. Харузина [2, с.12], сходятся в том, что «эмбрионом человеческого развития следует признать семью».Значительный вклад в исследование возникновения и развития семьи внесла работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья в пониманииФ. Энгельса является хозяйственной единицей, объединяющей супругов, местом эмоционального и сексуального удовлетворенияиндивидов [4, с.84].Отношения между супругами определяются экономическим строем общества. Экономическая основа общества определяла основу семейных отношений. В зависимости от этого распределялись и роли между членами семьи на каждом новом этапе развития общества. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обуславливается экономическим базисом, материальным образом жизни[3].
Несомненно, семья изменяется вслед за развитием общества.До Второй мировой войныв России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется доминированиеммужчины вдоме и подчинением ему всех членов семьи. В послевоенные годы преобладающейстала детоцентристская семья, в которой преимущественноезначение придаётся благополучию ребенкаи сохранению брачных отношенийв интересах детей. После 80х гг.появилась, так называемая«супружеская семья», в которой преобладают равноправные отношения, устойчивостьбрака зависит от стремленийи качества связеймежду супругами. Таким образом, чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачносемейных отношений, необходимо знать и понимать те изменения, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека.Изучая исторические изменения семьи и брака, можем проследить, как изменяется семьяпо мере изменения общества, отражая сложности и проблемы определенного этапа развития общественных отношений.Отношения между супругами определяютсяэкономическим строем общества.Формы семьи подстраивалиськ условиям существования.Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат –свою. Экономическая основа общества определяла основу семейных отношений. В зависимости от этого распределялись и роли между членами семьи на каждом новом этапе развития общества. Социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы. В 70е гг. социологом А. Харчевым была сформулирована социологическая концепция двуединого статуса семьи. Семья предстает в двух аспектах: как социальный институт и как малая социальная группа.Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.
КарабановаО.А.[5], отмечает,что понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблемвнутригрупповых коммуникативных связей,то естьобщения между членами семьи, распределения лидерства, решениеконфликтных ситуаций, межгрупповойинтеракциикак построения ее отношений с социальным окружением–с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социальнопсихологический аспект исследованиясемьи как социальной системы. Как отмечает Карабанова О.А.,«особаяприродасемьи как малой социальной группы связан с высокой интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» полярных отношений между членами семьи, где на одном полюсе–отношения близости, принятия и привязанности, а на другом–отношения отвержения, недоверия, подчинения. Изменившаяся социальнаядействительностьс особой остротой определяетвопрос опрофессиональных задачах социальной психологии в области современного состояния семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики.С точки зрения В. М. Черняк[7],в настоящее время социологические, статистические, публицистические данныеконстатируют глубокий структурный и функциональный кризис института семьи. Значительные социальные изменения последнихдесятилетий привели к эрозиисоциальных норм, определяющих индивидуальные жизненные ориентации. Подобные перемены не могли не повлиять на отношение современных людей к семье, браку. Существенная проблема связана с тем, что семьятеряет свою монополию на форму организации совместного проживания граждан и воспитание детей.Появились альтернативные формы семьи, среди которых доминирует сожительство, по ошибкеименуемое гражданским браком (брак заключается в органахзаписи актов гражданского состояния, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния).Значимой действительностьюстала очевидность социальных изменений,которая выступила предметом практической социальной психологии,показывающейсвои возможности в измененном социальномконтексте. Этотеобластисоциальнойпрактики, где могут быть приложены ее усилия, и умножение типовпрофессиональной работы. Несмотря на активное обсуждение этих проблем, целесообразновыделить несколько узловыхмоментов, имеющих прямое отношение к обсуждаемой проблеме.В прошлом люди стремились вступить в брак, вероятно, в ожидании удовлетворения наиважнейших потребностей, формы семьи были формами приспособления к условиям существования.Счастье в браке рассматривалось, как вторичное по отношению к приоритетной потребности–деторождению. Относительно любви ожидалось, что она придаст однообразнойповседневности определенную сердечность. Реально же отношения между мужем и женою, как правило, не выливались в страсть, скорее, в заботуи уход, ставшиепривычкой[7, с.18]. Согласно С. И. Голоду, супружество –естественноеядро современной семьи, стабильность которой поэтому зависит,прежде всего,от супружеской взаимной удовлетворенности. Автор выделяет взаимодействие и взаимообусловленность основных компонентов супружества –«адаптация» «интимность», «автономия», выступающих и как главные семейные ценности, и как механизм функционирования и развития современного брака [8, с.204].Супруги стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важную ценность, чем их обязательства по отношению к детям [9]. Для понимания психологической сущности современной семьи большое значение имеет анализ ролевых отношений еёчленов, которые во многом определены биологическим полом человека. Социальнопсихологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура существующих в ней ролей. Семьяесть единство трех типовотношений–брачносупружеских, родительских и детских.Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной–партнёрский тип супружества. Исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимности. Такойбрак предполагает большую частоту расторжения браков попсихологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов–изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.В рамках данной темы(направления)нами было проведен социальный опрос1на выявление представлений современной студенческой молодежи о семье.Возраст 1822 года.Число респондентов составило 230 человек (60% юношей и 40% девушек). Анкета была анонимной.
Первый вопрос был направлен на выявление представленийстудентов о семье.Наиболее популярные ответы всех опрошенныхбыли следующими: «самая главная ценность в жизникаждого человека», «теплый очаг,где царит атмосфера любви и понимания», «смысл жизни», «всё: опора,поддержка,защита,счастье», Только 3% девушек и 3,2%юношей затруднились ответить.Второй вопрос был направлен на выявление мнений студентов о предпочтительном возрасте вступления в брак.Значительное число девушек хотят вступить в брак в возрасте 2224 лет (62,5%), 1822лет (27,8%), 2427лет (9,7%). Юноши в возрасте от 24 до 27 лет (78%), 1924(22%). 2% их числа всех опрошенных заявили,что совсем не планируют вступать в брак, а 5% затруднились ответить на данный вопрос. Причины подобных ответов дополнительно не рассматривались. Большинство девушек и юношей одним из важнейших условий, предшествующих браку, считают завершение образования. Вторым по значимости важным условием, предшествующим браку, респонденты называют наличие работы «с хорошим заработком». Следующим популярным ответом, в основном среди юношей, это «необходимость построить карьеру», «стать успешным и независимым», То есть, многие юноши и девушки считают вступление в брак серьезным и ответственным шагом в жизни, который требует определенной стабильности.В связи со значительным числом разводов и повторных браков было интересно выяснить отношения молодежи к «браку на всю жизнь». Большинство девушек (85%), как и юношей (80%)отметили, что в брак лучшевступать один раз. А 20% юношей отметили, что допустимо вступить в брак несколько раз,в то время среди девушек таких ответов 15%. Среди других ответов были следующие: «желательно один раз,но бывает,что второй брак складывается удачнее первого»; «видеале –один раз и на всю жизнь, но бывают разные обстоятельства»;«сколько 1Время проведения–декабрь 2012 года.
захочешь, лучше бы ограничиться одним браком, но если человек мне стал не нужен, я не буду жить с ним насильно»На вопрос,«Какими качествами должен обладать мой будущий супруг» девушки выделили: понимание (42,4%),честность (22,5%), ответственность (14), самодостаточность(11,1%). Юноши определили самым главным качеством будущей супруги верность (41%), в то время как удевушек этот показатель составляет всего 10%. Следующимиважными качествами для счастливого брака, отмечаемымюношами, являются: понимание (23%), терпение (19%)и умение вкусно готовить (17%). Среди других важных качествличности были отмечены: уважение, общие интересы, красота, образованность,целеустремленность, умение логически размышлять. Следующий вопрос заключался в представлении студентов о мотивах вступления в брак. Среди юношей и девушек наиболее предпочтительным мотивом для вступления в брак является любовь,юноши(89%), девушки (93%). Следующими важными мотивами,по мнению студентов,является«страх одиночества», «продолжение рода», «финансовая обеспеченность»(доминирует в основном среди девушек),«взаимопонимание», «желание сделать человека счастливым, создать семью».В рамках данного анкетирования важно было также изучить репродуктивные установки студентов. Отношение к ожидаемому числу детей у юношей и у девушек были близки. Большинство девушек и юношей планируют двоих детей (юноши
70%,девушки
72,5%). Более двух детей планируют 27,5% девушек и 30% юношей. Все опрошенные планируют иметь детей в браке.На вопрос «Назовите факторы,которые,по вашему мнению,могут послужить причинами развода» ответы былиследующими: «неверность»,у юношей –77%, у девушек –67%,«ложь,предательство»,у юношей
10%, у девушек
12%, «плохие привычки(алкоголь,курение)»
у юношей 13%,у девушек 6%. Дополнительный ответ среди девушек «насилиев семье» (15%). Как обобщение результатов опроса,можно привестимнение немецкого психолога КлаусаШнеевинда(нем. K.Schneewind)[10]:«Под семьёй представляетсясовокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: психическая, духовная и эмоциональная близость членовсемьи; пространственная и временная ограниченность; закрытость, межличностная интимность; длительность отношений, ответственность друг за другаиобязанность друг перед другом». Следовательно, включенность в семью теперь перестала быть толькофактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали супружеские отношения, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.Основные формы практической работы в сфере семьи различные формыконсультирования и тренинга с целью регулирования семейных взаимоотношений.Среди многочисленных причин увеличения числа разводов, в качестве важнейшей причины отмечается несформированные навыки или поведенческие стереотипы (привычки, установки) повседневных взаимоотношений между супругами. Следовательно, важной формой прикладного социальнопсихологического изучения должны стать исследования, выявляющие причины, структуру семейных, супружеских конфликтов и пути их разрешения. Поэтому, наряду с организацией семейных консультаций, важным направлением деятельности семейного консультанта является социальнопсихологический тренинг. Речь идет не только о самих техниках тренинговых упражненийи консультирования: они достаточно развиты, ихорошо зарекомендовали себя, изложены и описаны в многочисленных пособиях. Вопрос, скорее, состоит в том, каким образом в этих техниках может быть в большей мере учтен новый социальный контекст–изменяющаяся, нестабильная ситуация в обществе, воздействиена человека настоящей лавины социальных преобразований. В какой мере должен быть осведомлен консультант о специфике того образа социальногомира, которыйпостроен клиентом, и в какой мере эта специфика должна быть учтена при терапевтическом воздействии и важное–в какой мере респондентготов занять «субъектную»позицию относительно новой социальной реальности: вот «поле», на котором проявляется взаимодействие фундаментальных знаний и практических рекомендаций.Среди отечественных авторов следует отметить работы Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В.[10], интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами, предложение новых методологических подходов, последовательно рассматривающих семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Эти исследования были достаточно актуальными, как отмечают Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., «наконец у российских семей появился интерес к самим себе и к собственной жизни». Авторами подробно освещаются наиболее значимые понятия этой системы: коммуникативные процессы, ролевое взаимодействие, эмпатические характеристики членов семьи, их поведение в ситуации кризиса и болезни, основные подсистемы семьи, их границы и т. д.
Как указывают Либина А., Либин А.[11], специальной области исследованияв психологииявляется изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИСписок цитируемой литературы:
[1]ГавровС. Модернизация и семья. Историческое изменение институтов семьи и брака. URL: http://www.bibliotekar.ru/gavrov2/3.htm[Дата обращения 27.03.2013].[2]Харузин Н. Н. Очерки первобытного права I(Семья и род). Москва, 1898. Издание книжного магазина Громан и Кнебель. (I.Кнебель) с. 174. URL: http://www.biblioclub.ru/book/69407/[Дата обращения 27.03.2013].[3]Энгельс Ф. Гертруде ГильомШак // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2е. Т. 36. М.: Госполитиздат, 1964. С. 322339.[4] Энгельс Ф. Происхождениесемьи, частной собственности и государства. М.: ДиректМедиа, 2012. 337c. URL: http://www.biblioclub.ru/book/7127/
[Дата обращения 27.03.2013].[5] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. —М.: Гардарики, 2005. —320 с.[6]Черняк Е. М.Социология семьи. М: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К*», 2004. 238 с.[7]Голод, С.И. Социальнодемографический анализ состояния и эволюции семьи. 2008г.URL: http://ecsocman.hse.ru/data/888/626/1219/golod.pdf[Дата обращения 27.03.2013].[8]Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984 // Социологические исследования. 1985. №2.[9]SchneewindKlaus. Familienpsychologie. 3. überarbeitete und erweiterte Auflage, Kohlhammer, Stuttgart 2010. P. 219.ISBN 9783170182141[10] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —3е изд. —СПб.: Питер, 2002. —656 с: ил. [11] Либина А., Либин А.Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.
ИССЛЕДОВАНИЕ БРАЧНОСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Анализируются основные направления исследования брачносемейных отношений в социальной психологии. Выделены и описанынаправления: исторические изменения семьи и брака;социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;современноесостояниесемьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практикисоциальной психологии; основные формы практической работы в сфере семьи –различные формы консультирования и тренинга.
Ключевые слова:социальная психология, брак, супружество, семья как социальная система.
Развитие философии, социологии и психологии привело к возникновению в начале XX в. новой науки –социальной психологии, которая стала эмпирической, экспериментальной дисциплиной в 20х гг. того же века. При своем дисциплинарном зарождении, социальнаяпсихология выступила в двух вариациях, одна из которых тяготела к психологии(монография W. McDougall,1908 г.), а другая–к социологии(монография E.A.Ross, 1908 г.).Таким образом, в трудах по социальной психологии присутствуют методологические традиции и специфика психологической и социологической наук.Социальная психология традиционно уделяла значительноевниманиесемье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Семью можно рассматривать как социальный институт, имеющей назначение воспроизводства общества и условияпсихосоциального развития на продолжении всей жизни индивида.Реализацияэтих функций происходит за счет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развития следующего поколения. Члены семьи выполняют взаимные обязательства ради оказания поддержки друг другу. Семейная поддержка, в свою очередь, способствует развитию человекаи общества, те есть, ценностьсемьи выходит далеко за пределы сохранения биологического видаHomo sapiens(лат.).
Рассматривая проблемы современной семьи, социальные психологи сосредотачивают свою исследовательскую активность на следующихосновных направлениях:1) исторические изменения семьи и брака;2) социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы;3) профессиональныезадачисоциальной психологии в области современного состояния семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики;4) основные формы практической работы в сфере семьи различныеформыконсультирования и тренинга.
Исторические изменения брачносемейных отношений.Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство. Еще Аристотель писал, что «первичным по природе является государство по сравнениюс семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части»[1].
Работа И.Я.Баховена «Материнскоеправо» («DasMuterricht»), вышедшая в свет в 1861г., знаменует, что именно с этого времени можно говорить об истории семьи[2, с.4].Почти одновременно с Бахофеном начинают появляться работы шотландского юриста Дж. Ф. МакЛеннан,«Первобытный брак» (1865 г.) и американца Л. Г. Моргана.(1871 г.)Их мнения сходились между собой в положении, что семьи предшествовал период, когда брака в нашем смысле этого слова не существовало, что счету родства по мужской линии предшествовал счет родства по женской линии, что семья как институт появилась лишь сравнительно поздно [2, с.5].
Главная идея исследователей состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату. Эти исследования продолжили Д. Леббок, Г. Спенсер, У. Вилькен, Ф. Гельвальд, Ш. Летурно, среди отечественных ученых можно назвать имена М.М. Ковалевского, И.Н. Смирнова, Е.И. Якушкина(«Обычное право») и др. Данные исследователи, по мнению Н.Н. Харузина [2, с.12], сходятся в том, что «эмбрионом человеческого развития следует признать семью».Значительный вклад в исследование возникновения и развития семьи внесла работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья в пониманииФ. Энгельса является хозяйственной единицей, объединяющей супругов, местом эмоционального и сексуального удовлетворенияиндивидов [4, с.84].Отношения между супругами определяются экономическим строем общества. Экономическая основа общества определяла основу семейных отношений. В зависимости от этого распределялись и роли между членами семьи на каждом новом этапе развития общества. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обуславливается экономическим базисом, материальным образом жизни[3].
Несомненно, семья изменяется вслед за развитием общества.До Второй мировой войныв России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется доминированиеммужчины вдоме и подчинением ему всех членов семьи. В послевоенные годы преобладающейстала детоцентристская семья, в которой преимущественноезначение придаётся благополучию ребенкаи сохранению брачных отношенийв интересах детей. После 80х гг.появилась, так называемая«супружеская семья», в которой преобладают равноправные отношения, устойчивостьбрака зависит от стремленийи качества связеймежду супругами. Таким образом, чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачносемейных отношений, необходимо знать и понимать те изменения, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека.Изучая исторические изменения семьи и брака, можем проследить, как изменяется семьяпо мере изменения общества, отражая сложности и проблемы определенного этапа развития общественных отношений.Отношения между супругами определяютсяэкономическим строем общества.Формы семьи подстраивалиськ условиям существования.Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат –свою. Экономическая основа общества определяла основу семейных отношений. В зависимости от этого распределялись и роли между членами семьи на каждом новом этапе развития общества. Социальнопсихологический аспект изучения семьи как социальной системы. В 70е гг. социологом А. Харчевым была сформулирована социологическая концепция двуединого статуса семьи. Семья предстает в двух аспектах: как социальный институт и как малая социальная группа.Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.
КарабановаО.А.[5], отмечает,что понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблемвнутригрупповых коммуникативных связей,то естьобщения между членами семьи, распределения лидерства, решениеконфликтных ситуаций, межгрупповойинтеракциикак построения ее отношений с социальным окружением–с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социальнопсихологический аспект исследованиясемьи как социальной системы. Как отмечает Карабанова О.А.,«особаяприродасемьи как малой социальной группы связан с высокой интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» полярных отношений между членами семьи, где на одном полюсе–отношения близости, принятия и привязанности, а на другом–отношения отвержения, недоверия, подчинения. Изменившаяся социальнаядействительностьс особой остротой определяетвопрос опрофессиональных задачах социальной психологии в области современного состояния семьи и брака, как теоретического анализа, так и исследовательской практики.С точки зрения В. М. Черняк[7],в настоящее время социологические, статистические, публицистические данныеконстатируют глубокий структурный и функциональный кризис института семьи. Значительные социальные изменения последнихдесятилетий привели к эрозиисоциальных норм, определяющих индивидуальные жизненные ориентации. Подобные перемены не могли не повлиять на отношение современных людей к семье, браку. Существенная проблема связана с тем, что семьятеряет свою монополию на форму организации совместного проживания граждан и воспитание детей.Появились альтернативные формы семьи, среди которых доминирует сожительство, по ошибкеименуемое гражданским браком (брак заключается в органахзаписи актов гражданского состояния, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния).Значимой действительностьюстала очевидность социальных изменений,которая выступила предметом практической социальной психологии,показывающейсвои возможности в измененном социальномконтексте. Этотеобластисоциальнойпрактики, где могут быть приложены ее усилия, и умножение типовпрофессиональной работы. Несмотря на активное обсуждение этих проблем, целесообразновыделить несколько узловыхмоментов, имеющих прямое отношение к обсуждаемой проблеме.В прошлом люди стремились вступить в брак, вероятно, в ожидании удовлетворения наиважнейших потребностей, формы семьи были формами приспособления к условиям существования.Счастье в браке рассматривалось, как вторичное по отношению к приоритетной потребности–деторождению. Относительно любви ожидалось, что она придаст однообразнойповседневности определенную сердечность. Реально же отношения между мужем и женою, как правило, не выливались в страсть, скорее, в заботуи уход, ставшиепривычкой[7, с.18]. Согласно С. И. Голоду, супружество –естественноеядро современной семьи, стабильность которой поэтому зависит,прежде всего,от супружеской взаимной удовлетворенности. Автор выделяет взаимодействие и взаимообусловленность основных компонентов супружества –«адаптация» «интимность», «автономия», выступающих и как главные семейные ценности, и как механизм функционирования и развития современного брака [8, с.204].Супруги стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии, и это приобрело даже более важную ценность, чем их обязательства по отношению к детям [9]. Для понимания психологической сущности современной семьи большое значение имеет анализ ролевых отношений еёчленов, которые во многом определены биологическим полом человека. Социальнопсихологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура существующих в ней ролей. Семьяесть единство трех типовотношений–брачносупружеских, родительских и детских.Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной–партнёрский тип супружества. Исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимности. Такойбрак предполагает большую частоту расторжения браков попсихологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов–изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.В рамках данной темы(направления)нами было проведен социальный опрос1на выявление представлений современной студенческой молодежи о семье.Возраст 1822 года.Число респондентов составило 230 человек (60% юношей и 40% девушек). Анкета была анонимной.
Первый вопрос был направлен на выявление представленийстудентов о семье.Наиболее популярные ответы всех опрошенныхбыли следующими: «самая главная ценность в жизникаждого человека», «теплый очаг,где царит атмосфера любви и понимания», «смысл жизни», «всё: опора,поддержка,защита,счастье», Только 3% девушек и 3,2%юношей затруднились ответить.Второй вопрос был направлен на выявление мнений студентов о предпочтительном возрасте вступления в брак.Значительное число девушек хотят вступить в брак в возрасте 2224 лет (62,5%), 1822лет (27,8%), 2427лет (9,7%). Юноши в возрасте от 24 до 27 лет (78%), 1924(22%). 2% их числа всех опрошенных заявили,что совсем не планируют вступать в брак, а 5% затруднились ответить на данный вопрос. Причины подобных ответов дополнительно не рассматривались. Большинство девушек и юношей одним из важнейших условий, предшествующих браку, считают завершение образования. Вторым по значимости важным условием, предшествующим браку, респонденты называют наличие работы «с хорошим заработком». Следующим популярным ответом, в основном среди юношей, это «необходимость построить карьеру», «стать успешным и независимым», То есть, многие юноши и девушки считают вступление в брак серьезным и ответственным шагом в жизни, который требует определенной стабильности.В связи со значительным числом разводов и повторных браков было интересно выяснить отношения молодежи к «браку на всю жизнь». Большинство девушек (85%), как и юношей (80%)отметили, что в брак лучшевступать один раз. А 20% юношей отметили, что допустимо вступить в брак несколько раз,в то время среди девушек таких ответов 15%. Среди других ответов были следующие: «желательно один раз,но бывает,что второй брак складывается удачнее первого»; «видеале –один раз и на всю жизнь, но бывают разные обстоятельства»;«сколько 1Время проведения–декабрь 2012 года.
захочешь, лучше бы ограничиться одним браком, но если человек мне стал не нужен, я не буду жить с ним насильно»На вопрос,«Какими качествами должен обладать мой будущий супруг» девушки выделили: понимание (42,4%),честность (22,5%), ответственность (14), самодостаточность(11,1%). Юноши определили самым главным качеством будущей супруги верность (41%), в то время как удевушек этот показатель составляет всего 10%. Следующимиважными качествами для счастливого брака, отмечаемымюношами, являются: понимание (23%), терпение (19%)и умение вкусно готовить (17%). Среди других важных качествличности были отмечены: уважение, общие интересы, красота, образованность,целеустремленность, умение логически размышлять. Следующий вопрос заключался в представлении студентов о мотивах вступления в брак. Среди юношей и девушек наиболее предпочтительным мотивом для вступления в брак является любовь,юноши(89%), девушки (93%). Следующими важными мотивами,по мнению студентов,является«страх одиночества», «продолжение рода», «финансовая обеспеченность»(доминирует в основном среди девушек),«взаимопонимание», «желание сделать человека счастливым, создать семью».В рамках данного анкетирования важно было также изучить репродуктивные установки студентов. Отношение к ожидаемому числу детей у юношей и у девушек были близки. Большинство девушек и юношей планируют двоих детей (юноши
70%,девушки
72,5%). Более двух детей планируют 27,5% девушек и 30% юношей. Все опрошенные планируют иметь детей в браке.На вопрос «Назовите факторы,которые,по вашему мнению,могут послужить причинами развода» ответы былиследующими: «неверность»,у юношей –77%, у девушек –67%,«ложь,предательство»,у юношей
10%, у девушек
12%, «плохие привычки(алкоголь,курение)»
у юношей 13%,у девушек 6%. Дополнительный ответ среди девушек «насилиев семье» (15%). Как обобщение результатов опроса,можно привестимнение немецкого психолога КлаусаШнеевинда(нем. K.Schneewind)[10]:«Под семьёй представляетсясовокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: психическая, духовная и эмоциональная близость членовсемьи; пространственная и временная ограниченность; закрытость, межличностная интимность; длительность отношений, ответственность друг за другаиобязанность друг перед другом». Следовательно, включенность в семью теперь перестала быть толькофактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали супружеские отношения, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.Основные формы практической работы в сфере семьи различные формыконсультирования и тренинга с целью регулирования семейных взаимоотношений.Среди многочисленных причин увеличения числа разводов, в качестве важнейшей причины отмечается несформированные навыки или поведенческие стереотипы (привычки, установки) повседневных взаимоотношений между супругами. Следовательно, важной формой прикладного социальнопсихологического изучения должны стать исследования, выявляющие причины, структуру семейных, супружеских конфликтов и пути их разрешения. Поэтому, наряду с организацией семейных консультаций, важным направлением деятельности семейного консультанта является социальнопсихологический тренинг. Речь идет не только о самих техниках тренинговых упражненийи консультирования: они достаточно развиты, ихорошо зарекомендовали себя, изложены и описаны в многочисленных пособиях. Вопрос, скорее, состоит в том, каким образом в этих техниках может быть в большей мере учтен новый социальный контекст–изменяющаяся, нестабильная ситуация в обществе, воздействиена человека настоящей лавины социальных преобразований. В какой мере должен быть осведомлен консультант о специфике того образа социальногомира, которыйпостроен клиентом, и в какой мере эта специфика должна быть учтена при терапевтическом воздействии и важное–в какой мере респондентготов занять «субъектную»позицию относительно новой социальной реальности: вот «поле», на котором проявляется взаимодействие фундаментальных знаний и практических рекомендаций.Среди отечественных авторов следует отметить работы Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В.[10], интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами, предложение новых методологических подходов, последовательно рассматривающих семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Эти исследования были достаточно актуальными, как отмечают Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., «наконец у российских семей появился интерес к самим себе и к собственной жизни». Авторами подробно освещаются наиболее значимые понятия этой системы: коммуникативные процессы, ролевое взаимодействие, эмпатические характеристики членов семьи, их поведение в ситуации кризиса и болезни, основные подсистемы семьи, их границы и т. д.
Как указывают Либина А., Либин А.[11], специальной области исследованияв психологииявляется изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИСписок цитируемой литературы:
[1]ГавровС. Модернизация и семья. Историческое изменение институтов семьи и брака. URL: http://www.bibliotekar.ru/gavrov2/3.htm[Дата обращения 27.03.2013].[2]Харузин Н. Н. Очерки первобытного права I(Семья и род). Москва, 1898. Издание книжного магазина Громан и Кнебель. (I.Кнебель) с. 174. URL: http://www.biblioclub.ru/book/69407/[Дата обращения 27.03.2013].[3]Энгельс Ф. Гертруде ГильомШак // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2е. Т. 36. М.: Госполитиздат, 1964. С. 322339.[4] Энгельс Ф. Происхождениесемьи, частной собственности и государства. М.: ДиректМедиа, 2012. 337c. URL: http://www.biblioclub.ru/book/7127/
[Дата обращения 27.03.2013].[5] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. —М.: Гардарики, 2005. —320 с.[6]Черняк Е. М.Социология семьи. М: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К*», 2004. 238 с.[7]Голод, С.И. Социальнодемографический анализ состояния и эволюции семьи. 2008г.URL: http://ecsocman.hse.ru/data/888/626/1219/golod.pdf[Дата обращения 27.03.2013].[8]Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984 // Социологические исследования. 1985. №2.[9]SchneewindKlaus. Familienpsychologie. 3. überarbeitete und erweiterte Auflage, Kohlhammer, Stuttgart 2010. P. 219.ISBN 9783170182141[10] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —3е изд. —СПб.: Питер, 2002. —656 с: ил. [11] Либина А., Либин А.Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.