Диагностика результатов обучения как педагогическая проблема

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косова Д. Е. Диагностика результатов обучения как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1776–1780. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53358.htm.
Аннотация. В работе была предпринята попытка многосторонне рассмотреть проблему диагностики в образовательном процессе, учесть особенности проведения процедур дидактической диагностики в аспекте современных подходов к организации образовательного процесса, раскрыть структуру процедур оценки и самооценки участников образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косова Дина ЕржановнаПреподаватель 1 категорииОктябрьский филиал ГБОУСПО «Краевой политехнический колледж»Shilova_GB@mail.ruАннотация: В работе была предпринята попытка многосторонне рассмотреть проблему диагностики в образовательном процессе, учестьособенности проведения процедур дидактической диагностики в аспекте современных подходов к организации образовательного процесса, раскрыть структуру процедур оценки и самооценки участников образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, обученность,контроль, проверка, оценка, системность

Dina Kosova Erzhanovna category Iteacher of Oktyabrsky branch of the regional CFA GBOU «Polytechnic College»

Shilova_GB@mail.ruAbstract: in this paper an attempt has been made to address the problem of diagnostics of a multilaterally in the educational process, consider particularities of conducting didactic procedures in the diagnostic aspect of contemporary approaches to the Organization of the educational process, the open structure of the procedures of evaluation and selfevaluation of educational process. Keywords: pedagogical Diagnostics, knowledge acquirement, control, inspection, assessment, systematic

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.СУЩНОСТЬ ДИАГНОСТИКИВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Одним из важнейших компонентов учебного процесса, наряду с содержанием, методами, организационными формами учения и преподавания, средствами обучения, является контроль и оценка результатов, достигаемых обучаемыми в образовательном процессе. Учет объема и уровня сформированных знаний и умений является обязательной процедурой в образовании, однако до конца смысл и технологии диагностики в педагогической науке не определены. Достаточно длительное время в педагогической литературе не делались различия между понятиями «Педагогическая диагностика» и «Контроль». Более того, понятие «Контроль» часто заменялось понятиями «Проверка» и «Оценка». Такое многообразие терминов, определяющих одно явление, невозможность дать четкое толкование, оказывает влияние и на постановку целей диагностики и, соответственно, на выбор и проведение диагностических процедур. Достаточно часто при выявлении состояние образовательного процесса употребляется термин «Педагогическая диагностика». Однако он, по мнению, П.И.Пидкасистого, «в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее в области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что приближаетего с психодиагностикой».По мнению К. Ингенкампа «Педагогическая диагностика призвана, вопервых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во ‬вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении на различные курсы и в выборе специализации обучения» [1]. Таким образом, диагностика, которая лишь фиксирует состояние объекта исследования, не соответствует требованиям современной школы. Необходимо такие диагностические процедуры, которые позволили бы не только фиксировать результат, но на основе полученных данных принимать своевременные решения по коррекции образовательного процесса для достижения запланированного результата.

Если говорить о системе сбора, обработки, анализа и распространения информации о состоянии педагогической системы, то мы можем говорить об образовательном мониторинге [2,3].Образовательный мониторинг предполагает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы[4]. Создание возможностей получения каждым обучающимся и педагогом необходимой информации о ходе и результатах образовательного процесса для своевременной его корректировки связано, как упоминалось ранее с периодичностью диагностических процедур. Форма диагностической процедуры и разрабатываемые для нее средства будут зависеть от вида диагностики. В педагогической литературе выделяют три вида: начальную, текущую и обобщающую [5]. .Основными аспектами диагностической деятельностиявляются сбор и обработка информации в процессе диагностики.

Существуют несколько методов диагностики, из которых каждый диагност в соответствии с целями и задачами исследования, отбирает наиболее рациональные методы, обеспечивающие точность измерения. Критериями, позволяющими дать оценку качеству измерения, являются объективность, надежность и валидность. [6].

Существующие методы можно разделить на две группы:методы получения информации;методы обработки полученных данных. Прежде чем говорить о методах обработки и представления информации, необходимо в процедуре диагностики выделить ряд аспектов, раскрывающих структуру диагностической деятельности: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретацию, доведение до сведения учащихся и преподавателей результатов диагностики, контроль за воздействие наобучающихся различных диагностических методов. К этим аспектам необходимо добавить очень важную для дидактической диагностики процедуру ‬измерение. Выбранныедля диагностики параметрыи полученные результаты позволяют производить математический обсчет полученных данных, что, в свою очередь, позволяет производить сопоставления результатов [7]. Все методы диагностики, сводятся к тому, что объекты измерения отображается на определенной числовой системе. Числовые системы образуют шкалы, поэтому измерение позволяет шкалировать исследуемые признаки. Интеграция педагогики с другими науками, в частности с математической, позволяет, использовать методы математической статистики в педагогической диагностики. Эти методы в педагогике используются, вопервых, для обработки результатов наблюдений и диагностики, вовторых, для моделирования, прогнозирования, компьютеризации образовательного процесса. Основным является статистический метод.в его пределах широко применяются следующие конкретные методики. Регистрация ‬выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников). Ранжирование‬расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов. Шкалирование‬присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достается большая определенность, наглядность и возможность сравнивать результаты. По предложению американского психолога С.С. Стивенса в математической прикладной статистики выделяют 4 типа возможных шкал измерений: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений.В.Г. Максимовым. Оформленные, зафиксированные и проанализированные результаты диагностики сохраняются достаточно долгое время, что позволяет делатьвыводы о тенденциях динамики, развития различных характеристик личности в образовательном процессе. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся [8]. Основными целями контроля в системе дидактической диагностики являются:1.Управление образовательнымпроцессом;2.Оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков;3.Обучение при проведении контроля как составной части образовательного процесса. Понятие «содержание контроля» тесно связано с понятием «объект контроля».. Для того чтобы выбрать объекты контроля, необходимо знать требования к результатам процесса обучения. В практике профессиональной школы в настоящее время общепринятым и целесообразным подходом при оценке качества обучения является уровневая модель усвоения знаний и структуры деятельности (В.П. Беспалько), основанная на таксономии целей Б. Блума. В стандартах профессионального образования уровни усвоения учебного материала обозначены: Таблица 1 Сравнение уровней усвоения по ступеням:Уровни усвоенияНПОСПОа1ученический

имеет представлениеа2алгоритмический

знает а3эвристический

умеета4творческий

владеет навыком

Выбор параметров и критериевдля оценки качестваобучения. Планирование систематичности контроля осуществляется в рамках перспективнотематического плана. Поурочная разбивка учебных тем позволяет определить место входного и итогового контроля. Если предмет изучается в течение одного учебного года, то необходимо продумать систему поэтапного контроля. Особое внимание необходимо обратить на равномерное распределение процедур диагностики при изучении предмета. Слишком частый контроль может привести к результату, обратному ожидаемому. Если же контроль проводится слишком редко, подготовиться к нему будет сложно изза большого объема учебного материала. Разработка вопросов и заданий производится после того, когда четко определены:

объем содержания, которое необходимо проконтролировать;

уровень усвоения учебного элемента, который должен быть достигнут при изучении;

вид контроля.Необходимость оценивания результатов обучения обусловлено соблюдением структуры педагогического процесса: цель обучения ‬содержания обучения процесс обучения ‬полученный результат‬новая цель.Если понимать оценивание как соотнесение результатов обучения, целью обучения, то при проведении процедур контроля педагог должен, оценить в какой степени учащийся достиг целей обучения. Для дидактической диагностики «оценивание ‬это процедура, заключающаяся в преобразовании полученного во время измерений первичного результата в нормированную шкалу баллов ‬отметку» [9].Поэтому одну из задач дидактической диагностики является соотнесение достигнутых результатов обучения с некоторой нормой выраженной баллами. Оценка достижений обучающихся проводится на том уровне усвоения, который соответствует цели обучения. Более низкие уровни усвоения контролируется в процессе текущих проверок и служит для управления познавательной деятельностью учащихся.

2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»Система (целая составленное из частей, соединения) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом образующих определенную целостность, единство. Диагностика, процесс получения информации о состоянии наблюдаемого объекта или изучаемого объекта с помощью различных методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта степенью его соответствия норме, тенденциях его развития она позволяет эффективно влиять на процесс с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции. [10, стр. 264].С позиции общей методологии наука диагностика рассматривается как специализированная область познания, включающая в себя теорию и методыорганизации процессов распознавания, а также принципы организации и построения средств диагноза. [11, стр.10].

Выбор объектов контроляПрактическая разработка, предлагаемая в данном разделе, является средством для решения проблемы, обозначенной выше. Одной из специальных дисциплин, по которой необходимо разработать систему диагностики знаний и умений является «Товароведение продовольственных товаров», изучение которой необходимо для обучения профессии «Продавец, контролеркассир». На изучение предмета по программе отводится 370 часов в течение трех лет. Для разработки системы диагностики знаний и умений выбраны темы «Общая часть товароведения», «Зерномучные товары», которые изучаются в первом полугодии I курса обучения, это 30 часов учебного времени. Исходными данными для разработки является содержание предмета, представленным государственным образовательным стандартом, и типовой программы. Анализ способов и видов контроля, применяемых в практике профессиональной подготовке, показывает, что одним из основных требований предъявляемых к проверке качества знаний, умений и навыков обучающихся является учет специфики содержания учебного материала, по которому проводится контроль. Таким образом, встает вопрос отбора содержания для конкретных заданий, которые охватили бы весь учебный материал для текущего, периодического и итогового контроля, по результатам выполнения которых, со всей определенностью и объективностью можно судить о качестве подготовки. Возникает задача определения содержания проверочных заданий с наибольшим «диагностическим весом». «Диагностический вес» вопроса характеризует вероятность ответа на все вопросы, позволяющие проконтролировать определенную систему знаний.

Анализ содержания стандарта по профессии «Продавец, контролеркассир»

Стандартом профессионального образования предусмотрена оценка качества знаний, умений на основе использования уровня усвоения материала и расчета коэффициента усвоения при условии объективных методов контроля. Достижение уровня стандарта обязательно для каждого учащегося по каждому учебному элементу программы. Согласно уровневой иерархии любой последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не усвоил (не подтвердил положительным результатом контроля) предшествующий уровень. С учетом планируемых уровней усвоения необходимо спроектировать способы преподавания, определить количество изучаемого материалав рамках урока, разработать контрольные задания. Профессиональное мастерство личности в рамках конкретной ступени образования характеризуется уровнем профессиональной квалификации, который, в свою очередь, зависит от обученностиучащихся.Обученность профессиональной деятельности можно определить с помощью достаточно объективных и диагностично проверяемых параметров: объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений. Анализируя стандарт по профессии, очевидно, что содержание предмета представляет собой набор учебных элементов, которые предъявляются учащимся, и которые должны быть подвергнуты контролю усвоения. Очевидно также, что объем выносимого на контроль учебного материала не должен быть меньше,чем объем предъявленной информации. Выбор объектов контроля диагностики результатов обучения может быть осуществлен при помощи структурирования содержания учебной информации и выделения укрупненных блоков в содержании предмета.

Структура содержанияпозволяет преподавателю увидеть весь объем и взаимосвязь учебных элементов(УЭ) содержания, знать , использовать при составлении текстовых заданий и какой уровень усвоения должен быть проверен по каждому УЭ.

Разработка контрольных заданий, как и любая педагогическая деятельность, начинается с постановки цели. Целями проверки могут быть: выявление готовности (начального уровня знаний) обучаемых к усвоению учебного материала, педагогическая диагностика, выявление уровня знаний и умений обучаемых по результатам обучения. В зависимости от цели проверки и ее места в учебном процессе преподаватель выбирает объекты для проверки.Периодичность системы контроляСистематичность контроля осуществляется в рамках перспективнотематического плана. Поурочная разбивка тем позволяет определить место входного, тематического, периодического и итогового контроля. В системе профессионального образования нашли широкое применение следующие способы контроля:

устный опрос;

контрольная работа;

комбинированный контроль;

практические работы;

тестовый контроль.Содержание и методика проведения каждого из приведенных способов контроля, как правило, дается отдельно друг от друга, без учета особенностей профессиональных дисциплин. Система контроля не только включает в себя все существующие способы и виды контроля, но и дает возможность постоянно в течение всего периода обучения проводить объективный контроль, а в конце всесторонне и объективно оценить полученные знания, умения и навыки. Виды и средства контроля диагностики результатов обучения по темам «Общая часть товароведения», «Зерномучные товары»представлены в таблице 1. Таблица 1.Виды и средства контроля по темам

«Общая часть товароведения», «Зерномучные товары» Наименование разделов, темУровень усвоения (α)Вид контроляСредства контроля1. Общая часть товароведения1.1. Предмет и задачи товароведения1.2. Понятия о классификации и ассортименте товаров1.3. Химический состав1.4. Качество продовольственных товаров1.5.Основы хранения 1





Входной





Устный опрос





1Текущий Тест

2. Зерномучные товары2.1. Крупы

2.2. Мука

2.3. Хлеб и хлебобулочные изделия2.4. Макаронные изделия

2.5.Пищевые концентраты2.6. Зачет по теме «Зерномучные товары»

2

2

2

2

1

1

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Листы рабочей тетрадиКарточки задания

Диктант

Задача (метод взаимопроверки)Листы рабочей тетрадиТест 3. Контрольная работа3Периодический (контроль знаний)

Задачи4. Практическая работа3Тематический(контроль умений)Практические задания 5. Зачет3Итоговый Устные вопросы, практические задания.

В даннойработе представлены средства контроля знаний и умений учащихся на различных этапах изучения курса. Проверка осуществляется на каждом уроке и завершает процесс обучения. График проведения контроля по изучаемым темам представлен на рис.3З

КпКвКпКт1Кт2Кт3Кт4Кт5КпзКпу

Киα1 α1 α2 α2 α2 α2 α2 α3 α3 α3

КрпрРис.3. График проведения контроля по темам «Общая часть товароведения», «Зерномучные товары»

Кв контроль входной, Кт ‬контроль текущий, Кп ‬контроль периодический,Кпз ‬периодический контроль знаний, Кпу ‬периодический контроль умений, Ки ‬контроль итоговый, Кр контрольная работа, Лр ‬практическая работа, З ‬зачет

Апробация системы контроля

Критерии оценивания средств диагностики Шкала оценокчисловая система, в которой отношения между личными свойствами знаний переведены в свойства того или иного числового ряда. 5бальной шкалой можно пользоваться в том случае, если оцениваются по одному уровню усвоения. Поэтому вместе с оценкой необходимо называть уровень усвоения, по которому она выставлена. Ориентиры в оценке знаний учащихся при 5бальной оценке знаний следующие(см. таблица 2):Таблица 2.Ориентиры воценке знаний К0,70,70,80,80,90,91,0Оценка2345

В практике профессионального обучения, так же применяется 12бальная шкала оценивания знаний учащихся. Она даёт возможность оценивать все уровни усвоения знаний учащихся от 1 до 4 (см.таблица 3)Таблица 3.Уровни усвоенияпо В.П. Беспалько

Уровень усвоения1й2й3й4йКДо 0,7 0,70,80,80,9 0,91,0До 0,7 0,70,80,80,9 0,91,0До 0,7 0,70,80,80,9 0,91,0До 0,7 0,70,80,80,9 0,91,0Оценка в баллах 0 12 34 5 67 8 98 1011 12

2.3 Обработка результатов диагностики Для обработки и представления конечного результата воспользовались примеромприведенным В.Г Максимовым [14].

Анализ ДРО (диагностики результатов обучения) по предмету “Товароведение продовольственных товаров” По списку 25 человек Преподаватель Косова Д.Е

Таблица 4.Данные результатов диагностики №УчсяЗадания , уровни усвоения,оценка в баллахЗ1З 2З 3З 4З 5З 6З 7З 8 З 9З 10З 11Сумма баллов112222223341А336666669912722А336666558910673Б225455559912634Б135455559710595В314455447810556В33556555998637Г02444444788498Г335555559810639Г2365666689106710Д236666559986511Е2366665599126912Е2345554488126013И3145554488105714К044444447785015К1345555579105916Л2356665699116817Л2356666698126918М3356556598126719Н9245555577126020О1245444477115321П2245444477851Внимательный анализ результатов контроля позволилопределить где ,а самое главное , почему могут возникнуть трудности в усвоении материала . Учитывая разные уровни усвоения , можно выявить объективную информацию о способностях учащихся , предупредить неуспеваемость .В таком виде в представленных результатах трудно увидеть какуюлибо закономерность. поэтому первой операцией, которая проводится с полученными баллами, является ранжированием , то есть упорядочивание оценок по величине от максимальной до минимальной . см таблицу 5В этой таблице записаны те же данные,что получили при диагностировании,но в порядке убывания 72максимальный балл,49минимальный балл.Теперь можно увидеть,какой ранг занимает каждый ученик. Учитывая то,что некоторые баллы,полученные в процессе диагностирования одинаковы по величине, было бы не справедливым присваивать им разные ранги, только потому, что ктото из них по алфавиту стоит вначале списка. Поэтому присваивается средний ранг,например , 72 балла набрали 2 ученика,но мы не можем присвоить им разные ранги т.к.эти баллы в общемсписке находятся на 1,2 рангах. Выполняем простейшие математическое действие ‬находим среднее арифметическое между этими цифрами: 1+2=3; 3\2=1,5.

Таблица 5.Ранжирование балловУбывающая последовательностьРанг21,521,569469469468667867867865106312,56312,56312,56312,56015,56015,55917,55917,5571956205521532251235024492

22П3366666699127223С3366665698116924Ю2255444477125625Я3365555599863Следующий этап обработки полученных данных выявление распределения частот или табулирование без последующего группирования(см. таблица 6)Таблица 6.Распределение частотСуть этой процедуры состоит в том что имеющийся список балловсокращают, убирая повторяющиеся баллы, но справа от каждого набранного балла указывается число его повторений.

Оценки для каждого учащегося выставляются согласно рекомендуемым нормам (шкала приведена ниже)(см . таб.7)

Таблица 7.Шкала оценивания

Балл149505758656672Оценка2345

По результатам обработки обнаружены следующие показатели успеваемости учащихся (см. таб.8)Таблица 8.Распределение учащихся по коэффициенту усвоения

Коэффициент усвоенияОценкаКоличество учащихсяКоличество учащихся в %К=0,91,05936К=0,80,94936К=0,70,83624К=0,7214К0,7



На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1.Девять учащихся (36%) выполнили требования, предъявленные в заданиях, набрав более66 баллов. Таким образом, достигнут максимальный результат обучения предмету «Товароведение продовольственных товаров». Следовательно, эти учащиеся аттестованы в первом полугодии с оценкой «отлично».2.Девять учащихся (36%) выполнили требования, но ими былидопущены незначительные ошибки, в результате чего ими было набрано от 58 до 65 баллов. Учащиеся аттестованы с оценкой «хорошо».3.С группой из 6ти учащихся (24%), набравших от 50 до 57 баллов, необходимо провести дополнительные занятия, обратив внимание напробелы в знаниях индивидуально каждого учащегося. Эти учащиеся аттестованы с оценкой «удовлетворительно».4.Один учащийся (4%) набрал наименьшее количество баллов ‬49. С ним необходимо провести дополнительные занятия с последующей повторной диагностикой.БаллыЧастота



Сумма частот(n)=2572293681673651634602592571561551531511501491Таким образом, в результате проведения диагностических процедур был зафиксирован положительный результат сформированности знаний и умений по предмету и на основе полученных данных принято своевременное решение по коррекции образовательного процесса для достижения запланированного результата.



Список цитируемой литературы

1.Ингенкамп К . Педагогическая диагностика Пер. с нем. ‬М.: Педагогика,1991. ‬240 с.

2.Бершадский М.Е., ГузеевВ.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. ‬М.:Центр «Педагогический поиск, » 2003. ‬256с.

3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. управление качеством оброзования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. ‬М.: Педагогическое общество России, 1999. ‬96с.

4. Колясникова Л.В. Организационные условия подготовки педагогов профессиональной школы к диагностике результатов обучения Автореферат …к.п.н. ‬Екатеринбург,2003. ‬24 с.

5.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб . пособие для студ. высш . пед . учеб заведений. ‬М.:Изд.центр «Академия»,2002. ‬272с.

6.Трегубова Т.М.,Токар В.М., Гут А.В.Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ:Методическиерекомендации.Казань:Издво ИСПО РАО,1999.76с.

7.ГОСТ2182076 . кодирование зрительной информации.Общие эргономические требования.

8.педагогика :Учеб.пособ.длястуд.пед.вузов и пед.коледжей .Под ред. П.И.Пидкасистого . ‬М.: Пед.обвоРоссии,1998. ‬640с

9.Гулидов И.Н. ,Шатун. Н . Методика конструирование тестов:Учебное пособие. ‬М,:ИНФРАМ,2003.112Ссерия «Профессиональное образование. »

10.Мехачёв Б.Г. Педагогика : Курс лекций.М.:Юрайт,1999.523с.

11.Долинер Л.И.,ЕршоваО.А. Педагогическая диагностика:методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости .Учебное пособие.Екатеринбург :Издво Урал .гос.пед.унта,1999138с.





Список литературы3.Беспалько В.П. Програмированное обучение.‬М .:Высш. школе,1970.6.Диагностика учебновоспитательного процесса и опытноэкспериментальной работы школы . ‬ССПБ.;Ленинградской ОИУУ,1995.7.Ерейкий М.И.,Пороцкий Э.С. Проверка знаний ,умение и навыков учащихся техникумов: Учеб.пособие. ‬М.: Высшая школа,1978. ‬175 с.8.Зазвягинский В.И. Методология и методика социально ‬педагогического исследования . ‬М.:ИздвоАСОПиР ,1995.15. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. ‬М.: Педагогическое общество России, 2011. ‬96с..18.Подласый И.П.Педагогика.Новыйкурс:Уч.длястуд.пед.вузов.В 2х книгах.М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2000.Кн.1:Общие основы.Процес обучения.576 с. 19.Подласый И.П. Педагогика:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.завед.М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1996.432с. 20.Разработ образовательноориентированной профессиограммыв учебных заведениях профессионального образования:Методические рекомендации.\Сост.КлюеваГ.А.Пермь:Издво ПОИПКРО,2009.75с.21.Рахимов А.З Педагогическая акмеология. ‬Уфа:БашГПИ,2009. ‬246с.22.Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам:Учебносправочное пособие. 2е изд.,испр.и доп.М.: «ГрафПресс»,2002.70с.23.Словарь русского языка/Сост.Ожегов С.И.М.:Гос.издво иностранных и национальных словарей,1952.848с.24.Справочник руководителя образовательного учреждения.М.,201029. Черепанов В.С. Экспертные методы в педагогике:Учебное пособие. ‬Пермь:ПГПИ,198836.Товароведение и организация торговли продовольственными товарами:Учеб.длянач.проф.образования /Новикова А.М.,ГолубкинаТ.С.,Никифорова Н.С., Прокофьева С.А./М:ИРПО:изд.центр «Академия»,2010.37.Эрганова Н.Е. Методика проф.обучения.Екат.2005, 113,119с.38.Колясникова Л.В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса:Учеб.пособие.Екатеринбург:Издво Рос . гос. проф. пед. унта,2008