Работа с бисером как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабыкина Д. В. Работа с бисером как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1851–1855. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53373.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве средства социализации предложена работа с бисером. Показана эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бабыкина Дарья Владимировнастуденткафакультетатехнологии и предпринимательстваФБГОУ «Ишимский государственный педагогический институтим.П.П.Ершова»г. Ишимirshbasya@mail.ruРабота с бисером как средство социализациидетей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В статье рассмотрена проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве средства социализации предложена работа с бисером. Показана эффективность коррекционнопедагогической работы с детьми данной категории в условиях коррекционного образовательного учреждения

Ключевые словаСоциализация,дети с нарушениями в развитии, работа с бисеромСоциализация, как активное приспособление к условиям социальной среды путём освоения и принятия норм, ценностей, правил испособов поведения,служит основой благополучия человека в обществе.Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, хорошо организованного быта и насыщенного интересами досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) процесс социализации существенно затрудненв силу ограничений, налагаемыхна них дефектом в области познавательной деятельности.Благополучиевыпускников специальных коррекционных школ (классов)будет зависеть отихумения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстраивать отношения с окружающими, организовывать досуг. Актуальность проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта обусловлена социальным заказом на поиск путей и средств, повышающих эффективность оказания психологопедагогической помощи этой категории детей.Ребенка, у которого имеются проблемы в психофизическом развитии необходимо специально и достаточно долго обучать тому, что нормальный ребёнок усваивает с лёгкостью.Оказание психологопедагогической помощи в процессе его личностного становления, в выборе будущейпрофессиональной деятельности является чрезвычайно важнымнаправлением работы педагогов и психологов коррекционных учреждений.

Проблемасоциализации детей с нарушениями развития изучаласьмногими исследователями.Так, удетей с нарушением интеллекта обнаруженаразмытость жизненных планов, слабые представления о социальном окружении, пассивное отношение к порученному делу, а также выявленароль детского коллектива и позитивного микроклиматав группе для активизации учеников[1].Другие авторы подчеркиваютважностьподготовки детей к самостоятельной жизни, через формирование у них коммуникативных навыков и навыковсамообслуживания[2]. Поэтому для успешной социализации авторами рекомендуется расширять их бытовой и социальный опыт.Однако при практическомрешении данной задачи возникает следующая проблема: дети с ОВЗс большим трудом усваивают теоретические знания, поэтому при обучении необходимо уделять особое внимание их востребованности в повседневной жизни. Для этого исследователи рекомендуютсвязывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью [2], включать детей в процесс активной трудовой и практической деятельности, приближать учебный процесс к реальным условиям, например, посредством моделированияжизненныхи производственныхситуаций[3].Для успешной социализации необходимоформировать у детей с ОВЗ адекватное восприятие своей социальной роли и роли окружающих, в противном случае в будущем этидети не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию[4].Эмоциональное и ситуативноделовоеобщениес взрослыми способствуетнаиболее эффективномуосвоению предметной деятельности [5].Кроме того, отмечается важностьразвитиядуховной культуры детей, так как за этимстоит развитие не только эстетических качеств, но и всей личности в целом. Все эти качества развиваются в человеке под воздействием окружающей социальной и природной средыи трудовой деятельности. Если личность ребенка не развита эстетически,его творческая деятельность невозможна.Система эстетического развития призвана научить видеть и создавать прекрасное вокруг себя.Ручной труд, как известно, является основным средством развития детей с ОВЗ и эффективным способом коррекции отклонений в развитии. Достаточный потенциал, которым располагают умственно отсталые школьники, может быть реализован с помощью соответствующих методик организованного обучения и воспитания, как на уроках, так и на занятиях кружка.Причемименнокружковаядеятельность, на наш взгляд,позволяет в полной мере реализоватьпринцип природосообразности, включитьмеханизмы творческого воспитания, потому что здесь имеет место труд по велению души, ане по принуждению.На баземуниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида г. Ишима», нами была разработана программа кружка по работе с бисером, которая содержит материал, помогающий детям достичь определенного уровня знаний, умений и трудовых навыков, необходимого для социальной адаптации к жизни в обществе, организации досуга, формирования общей культуры.Повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельностиявляетсяосновной задачей учителя в кружке. Известно, что в процессе работы с бисером совершенствуются познавательные процессы: развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка. Работа с бисером в значительной степени содействует совершенствованию моторнодвигательной и эмоционально волевой сфер, способствует формированию умения концентрировать внимание, стимулирует развитие памяти, имеют большое значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, аккуратности.Обучение ведётся по принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям и от деталей к целому. При организации занятий учитывается

неповторимость каждой личности, специфические особенности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка. Предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные задания, которые подбираются так, чтобы справился каждый, и тогда подчёркивается личностная значимость ребёнка, повышается его самооценка. В силу специфики заболевания, неустойчивости интересаребенка, а также коррекционных задач превалируют формы индивидуальной работы.Учебный материал при работе с бисером доступен для понимания и овладения детьми с проблемами развития. Специально подобранные методические средства и организационные формыпроведения занятий, позволяют вносить элементы занимательностиинаглядности. Цветовая гамма и образность материала заставляет работать воображение. Занятия бисероплетением постепенно развивают творческие возможности учащихся. Работа над формированием творческой деятельности проводится в несколько этапов. Учитель последовательно предлагает учащимся работу: по образцу (делай как я); по плану (предлагается внести свои изменения, дополнения); по памяти; по представлению.Дети рассматривают работы своих товарищей, обсуждаюти анализируют их. Элемент анализа и обсуждения, высказываниекаждого ребёнка играет немаловажную роль в развитии его личностного самосознания. Кроме того, все это способствует обогащению и развитию речи детей.Основные усилия педагога должны быть направлены на продуманную организацию практической деятельностидетей. Она должнабыть организована таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство ритма, композиции, формы, линии, симметрии и сознательно использовалось в творчестве. Обучение обязательно должно носить воспитывающий характер. В ходе выполнения программы усилена идейная направленность для формирования у учащихся таких черт в сознаниии в поведении, которые помогут им стать полезными членами общества.Приобщая детей к созданию красивых вещей, педагог не только передаёт им свой опытимастерство, но и формирует их духовный, эмоциональный мир, закладывая тем самым фундамент их будущей судьбы, так как человек, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах,познавшийрадость творческого труда намного счастливее и успешнее в жизни того, чей мир сер и однообразен.В экспериментальной работе, проводимой для диагностики уровня социализации детей, использовалась методикаД.Скотта, получившая название «Карты наблюдений» (КН). Эта картавключает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.В исследовании принимало участие 40 респондентов в возрасте 10 –13 лет. Выборка состояла из двух групп: экспериментальной и контрольной. Первая группа занималась по разработанной программе кружка, вторая –учебным трудом. Эксперимент длился 6 месяцев. В процессе исследования проблемы социализациивоспитанников учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида г. Ишима», на первом этапе работы, в констатирующем эксперименте,методом наблюдения были выявлены: 1. нарушения мотивационноэмоциональной сферы учащихся;2. отсутствие достаточного общениясо сверстниками;3. неадекватность самооценкии определениясвоего места в коллективе;4. ограниченность знаний и представлений о социальной действительности;

5. неумение проявлять необходимое волевое усилиепри выполнении любой задачи;6. низкая способность эстетического освоенияокружающей природной и предметной среды;7. трудности в сфере использования свободного времени;8.склонность к социальному иждивенчеству.Такжепервыйэтап диагностики с помощью КН выявил у детей обеих групп два основных симптомокомплекса: очень высокуютревожность и враждебность по отношению к взрослым. Близок к ним,оказался и уровеньвраждебности у детей по отношению друг к другу. Кроме того, в процессе эксперимента были выявленывнутренние проблемыдетей, вызванные особенностью их психического развития (низкий уровень развития волевой сферы, приоритет внешнего вида), а также внешние проблемы (недостаточный уровень знанийо правилах поведения в общественных местах).После проведения коррекционной программы на занятиях кружка возросли показатели межличностных отношений и развития личностных качеств детей и, как следствие, изменились социометрические данные,которые свидетельствуюто складывании устойчивого коллектива и преобладании в нем дружеских взаимоотношений.Анализрезультатов диагностики учащихся по КН в начале и в конце экспериментальной работы показал позитивную динамику по многим симптомокомплексам. В частности, у детей экспериментальной группы значительно снизились показатели по шкалам «эмоциональное напряжение» «враждебность к детям», «недоверие к новым людям», «тревожность по отношению к взрослым» и «ассоциальность».Работа с бисеромпозитивно отражается на личностных характеристиках обучаемых.Дети начинают понимать, что каждый из них особенный, каждый может сделать чтото своё, неповторимоеи оригинальное. Работы, выполненные детьми на кружке «Волшебные бусинки» украшают их самих, школу, участвуют в районных выставках. Занятие бисероплетениемснимает присущие детям с ОВЗ, скованность, напряжённость, неуверенность, или, наоборот, агрессивностьи неусидчивость.Созданнаяна занятиях кружкатворческаяатмосферавызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общениюдруг с другом.В процессе работы у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, взаимопомощь, сопереживание успеху и неуспеху товарища. Умения, приобретаемыена занятиях, они с успехом применяют дома, у многих бисероплетение становится любимым делом, таким образом,формируется правильное социальное поведение. В условиях занятий кружковой работой учащиеся в достаточной мере расширилизапас социальных знаний, навыков и умений, повысилась активность и актуализация собственного опыта, то есть фундаментальные основания социализации учащихсяизменились в позитивном направлении. Это свидетельствует об эффективности использования бисероплетения при социализации детей в условиях коррекционной школы.

Ссылки на источники1.Логинова Е.Т. Социальнопедагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. Монография. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. –11п.л.2.Москоленко Н.В., Щербакова А.М.Подготовка воспитанниковсирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни// Дефектология.2006№1.С. 47523.Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциальнопсихологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.М.: КогитоЦентр, 2000. С. 3236.4.Намазбаева Ж.И., Чумакова О.Ф. Понимание собственного дефекта и выбор профессии как показатель развития самооценки умственно отсталых старшеклассников // Вопросы коррекционновоспитательной работы с аномальными детьми. АлмаАта, 1988. –С. 1417.5.Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми // Дефектология.2007№3. –С. 65–14.

Babikina Darya Vladimirovnaa student of faculty of technology and entrepreneurshipФБГОУ«Ishim state pedagogical Institute им.П.П.Ершова»Mr.. IshimWork with the beads as a means of socialization of children with the limited possibilities of healthАbstractIn this article the problem of socialization of children with the limited possibilities of health. As a means of socialization offered a job with beads. Shows the effectiveness of correctional and pedagogical work with children of this category in the conditions of correctional educational institutionKeywordsSocialization, children with development disorders, working with beads