Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козловская Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1881–1885. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53379.htm.
Аннотация. В данной статье раскрыты задачи формирования коммуникативных навыков детей-дошкольников, с учетом требований ФГТ, особенно интересно рассмотрены особенности проявления и развития у детей старшего дошкольного возраста тяжелого нарушения речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козловская Елена ЛаврентьевнаМузыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МБДОУ ДСКВ №46Электронный адрес: eleko35@yandex.ruНазвание статьи: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности».Ключевые слова: навыки, коммуникации, формирование коммуникативности, коммуникативные навыки, музыкальные коммуникативные игры, коммуникативные танцыигры.Аннотация: в данной статье раскрыты задачи формирования коммуникативных навыков детейдошкольников, с учетом требований ФГТ, особенно интересно рассмотрены особенности проявления и развития у детей старшего дошкольного возраста тяжелого нарушения речи.

«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности».Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в различных программах отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков детей, в том числе навыков общения. В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 45 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми. Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкальноритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе –об эмоциональном настрое. В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А. И. Буренина, Л. В. Виноградов, Й. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, и со взрослым. Очевидно, поэтому в методике музыкальноритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми. Как звезды объединяются в галактики и созвездия, так и коммуникативные танцыигры объединяют детей, развивая не только музыкальноритмические способности, но и объединяют все области образовательной деятельности в соответствии с ФГТ. В старшем дошкольном возрасте у нас разработана своя система работы, в основу которой входят основные понятия, перспектива работы, подобран банк диагностического обследования детей, созданы соответствующие условия формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности.

В наше время становится интересным и актуальным вопрос о формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности с использованием интеграции образовательных областей, которые будут перечислены и указаны далее в данной работе.Формирование коммуникативных навыковРассматривая формирование коммуникативных навыков необходимо выделить основные понятия. (См. таблицу 1.)Таблица 1. Основные понятияПонятиеОпределениеФормирование

Процесс действия формировать, формироваться; ) Составление, образование какоголибо коллектива.Коммуникация(Лат. communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательнотрудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).Формирование коммуникативностиВажное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.НавыкиАвтоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки. Формировать навыки могут различные методы обучения и воспитания. Но главное —это упражнения, то есть не простое механическоеповторение действий, а их совершенствование.Коммуникативные навыкиРазвиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетноролевых игр.Музыкальные коммуникативные игрыИгры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это —синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Коммуникативные танцыигрыНесложные движения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальные импровизации.

Особенности проявления и развития у детей старшего дошкольного возраста тяжелого нарушения речи.Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Если дети выполняют какуюлибо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все посвоему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Роль, которую играет ребенок в игре, очень сильно зависит от особенностей характера, темперамента ребенка. Поэтому, в каждом коллективе найдутся «звезды», «предпочитаемые» и «изолированные» дети. Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи, с чем игры, не контролируемые воспитателем, приобретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могутзанять себя какимлибо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности.

Большую роль в общении детей с окружающими, играет самооценка ребенка. Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными. Самооценка и уровень притязанийребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом. У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. У большинства старших дошкольников с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативноделовая форма сотрудничества, что характерно для нормально развивающихся детей 24 лет.Предпочитаемый вид коммуникации общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с ТНР не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.У некоторых детей с ТНР преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 57 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоциональноволевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников. Исходя из вышеперечисленного делаем вывод, чтодети с тяжелым нарушением речи отличаются от возрастных норм развития. Поэтому для работы с данными детьми важно разработать свою методику работы, где на наш взгляд становиться интересной и актуальной формирование коммуникативных навыков через музыкальную деятельность. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность.Общение одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств мимических, предметнодейственных и речевых. Способность к общению состоит:Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)Умения: («Я умею!»)Знания норм и правила поведения: («Я знаю!») Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

В коммуникативных танцахиграх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве и т.д.) могут эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.Компоненты коммуникативного танцаигры просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети тщательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: параллельные линии, круговые движения вперед или боком, звезду или мельничные образования, квадраты, змейки, продвижение вперед и назад и т. п. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, узнают о культуре различных стран и открывают понимание отличий характеров и традиций в мире.

Коммуникативный танецигру можно разделить на 3 основных вида.

1. Те, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Ребенку необходимо найти партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти в контакт с ним. Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять намерения друг друга. Используются очень простые танцевальные движения: шаг вальсаили польки, кружение в паре. Контакт с партнером усиливается тактильно –рукопожатие, хлопки как элемент открытости. В некоторых танцах дети и педагог могут импровизировать движения различных профессий –сапожника, прачки, конюха, повара. Возможен вариант –показать повадки животных и птиц. Особый интерес исполнению танцев может придать ускорение темпа или непарное количество участников, таким образом, ктото рискует остаться без пары.2. На развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцыигры направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера –две пары. Разучивание данных танцев требует большего внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).3. Танцыигры на демонстрирование доверия к партнерам. Движения танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми. Элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей

значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки, способствует концентрации внимания ребенка, умению точно рассчитать время движения рук.Движение тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на наиболее элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модельностей. При этом с исключением одного из анализаторов порог чувствительности

остальных понижается. Другими словами, дошкольники “мыслят телом”, познают себя и окружающий их мир через движение.

Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движения –один из показателей правильного нервнопсихического развития в дошкольном возрасте. Вся дальнейшая жизнь ребенка (школьная, юношеская, взрослая) зависит и определяется этим показателем. В дошкольном возрасте отрабатываются различные психомоторные взаимодействия, совершенствуется координация и согласованность работы слуховых, зрительных моторных и других анализаторов. Что позволяет ребёнку в дальнейшем быть наиболее приспособленным к жизни, к активному взаимодействию сокружающей средой.Игровой танец снимает мышечную закрепощенность, избавляет от нервных перегрузок, решает проблему гиподинамии. Такой танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.Музыкальные средства выразительности –мелодия, темп, ритм и т.д. –являются сильными факторами воздействия на психофизиологию человека буквально на биохимическом уровне. Известно, что каждый звук по частоте колебаний имеет “свой” фермент с той же частотой колебаний (чтобы “заработать” фермент должен “проснуться” и стать колебательным контуром), и возможна своеобразная “настройка” человека звуками, их сочетаниями –музыкой. Каждый звук по закону резонанса “раскачивает” свой фермент, и на звуковую мелодию живой организм (человек) откликается биохимической

“мелодией”. Вот почему

музыка может буквально лечить и калечить. А музыка в сочетании с движением тем более изменяет

биохимический обмен всего организма, затрагивая работу всех систем и органов.Ценность коммуникативных танцев в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танцеигре. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Ярославль: Академия развития, 2005.96 с.2. Анцупова Г.Л. « Давай поиграем!» Ростов на Дону, 2000. 54 с.3.Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: ДетсвоПресс, 2004, с 315.4. Буренина А.И. Коммуникативные танцыигры для детей: Учеб.пособие. –СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.36 с.5. Зацепина Б. М. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 27 лет // Издательство «МозаикаСинтез», Москва, 2006г.6. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Учебное пособие. // Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г.7. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие / Ольга Олеговна Косякова РостовнаДону: Феникс.2007, 284 с.8.Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., Воспитание ребенкадошкольника:развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активнотворческого. В мире прекрасного. («Росинка»). Програм.метод. пособие.// Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003г.9.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском садупод редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой // Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2005г.10. Методика музыкального воспитания в детском саду.Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н.А.Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.11. Сидорова Е.П., Т.А.Ронина. Коммуникативные игры и танцы. Краснодарский край, Тихорецкий район, ст. Фастовецкая 2010.12. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. М., 1998.13.Пантелеева Л. А.Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Логопед 2004 №4, с.6114.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой // Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2004г.

Kozlovskaya Elena LavrentievnaMusical teacher, highest qualification category, МБДОУДСКВ№46eleko35@yandex.ruThe title of the article: «Formation of communicative skills of children of senior preschool age with severe speech disorders through music games and dances to the music».Key words: skills, communication, formation of communication, communication skills, music communicative games, communicative dancinggame.Abstract: in this paper investigates the problem of formation of communicative skills of preschool children, with the account of requirements of the FGT, a particularly interestingconsidered are the peculiarities of appearance and development of children of preschool age of severe speech.