Качества личности как факторы эффективной деятельности руководителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенко Н. Г. Качества личности как факторы эффективной деятельности руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1876–1880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53378.htm.
Аннотация. Описывается психограмма руководителя на основе обобщения научных результатов по данному вопросу. Психограмма включает перечень профессионально важных качеств и противопоказания к управленческой деятельности. Показываются ограничения аналитической установки в изучении индивидуальных качеств руководителя. Ставится проблема о необходимости системного рассмотрения профессионально-важных качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терещенко Нина ГеннадьевнаКандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства Института Экономики, управления и права (г.Казань), г.Набережные ЧелныNGTer@yandex.ru

Качестваличности как факторыэффективной деятельности руководителя

Аннотация.Описывается психограмма руководителя на основе обобщения научных результатов по данному вопросу. Психограмма включает перечень профессионально важных качеств и противопоказания к управленческой деятельности. Показываются ограничения аналитической установки в изучении индивидуальных качеств руководителя. Ставится проблема о необходимости системного рассмотрения профессиональноважных качеств. Ключевые слова: профессиограмма, психограмма, управленческая деятельность, профессионально важные качества, руководитель

Достаточное количество публикаций у нас в стране и за рубежом посвящено рассмотрению вопроса индивидуальных особенностей руководителя. Это одна из наиболее традиционных сфер исследования в настоящее время. Такая ситуация в науке является ответом на требование практиков в обеспечении эффективности мероприятий подбора и воспитания кадров управления, так как существует зависимость эффективности производства от работы управленческого аппарата. Реализацией этого требования является выполнение процедур психологического анализа деятельности руководителя: профессиографирования, экспериментального ее изучения, направленных на получение профессиограммы и психограммы, в которых изложены особенностиданного труда и профессионально важные качества (ПВК), отражающие данные особенности и определяющие профессиональную пригодность к нему. В психологии труда сложилось понимание ПВК как индивидуальных качества субъекта деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональных задач [1]. Являясь значимыми для деятельности, они наиболее непосредственно связаны со способностями и определяют основу формирования компетенций личности. Способности, ПВКи компетентность представляют разные ©единицыª профессиональной пригодности, которые выделены и содержательно описаны. Вместе с тем, существуют принципиальные трудности в решении данной проблемы для управленческой деятельности, на освещение и характеристику которых направлена данная статьяНа современном этапе методологию такого рода анализа составляют теоретические положения психологической концепции деятельности, представленные в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова: ©о взаимосвязи и взаимообусловленности структурнофункциональной организации деятельности и личностиª [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Оно состоит в том, что ПВК являются отражением требований, которые предъявляются деятельностью. Следовательно, профессиографический этап, как исходный,является обоснованным, так как направлен на поиск, выделение и изучение ее специфических особенностей. Такими для деятельности руководителя являются следующие ее особенности: она сочетает в себе индивидуальную и совместную деятельность (выступает как метадеятельность по отношению к индивидуальным деятельностям ее субъектов, которые должен организовать руководитель; отражает множественность социальных связей), а также ее основное содержание представлено структурой инвариантных управленческих функций [7, 8, 9]. Эти две особенности ставят проблему незавершенности (недостаточности, ограниченности) существующих представлений о структурноуровневой организации деятельности как трех уровневой. Учитывая, что основное психологическое содержание управленческой деятельности находится в иных плоскостях, выходящих за пределы трех уровней, продуктивным направлением является расширение представлений о пятиуровневой структуре деятельности, учитывая, что каждый из данных уровней предъявляет требования к соответствующим психологическим средствам ее реализации. Содержание деятельности руководителя (основные управленческие функции) предъявляют требования к когнитивным качествам субъекта, на это указывают авторы многих работ [10, 11, 12]. Весомые требования к средствам получения информации, ее переработки и хранения (к восприятию, мышлению, памяти) предъявляются информационной основой деятельности. Когнитивный фактор в сочетании с другими свойствами (эмоциональноволевыми, мотивационными) обеспечивает многие компетенции руководителя: профессиональную грамотность, восприятие и анализ разнообразной информации, систематизирование и обобщение, оперативность, прогноз развития ситуации, быстроту, как схватывания смысла документов, так и ориентации во внештатной нестандартной ситуации, четкость постановки цели, организацию других людей и многое другое. Известна связь ее эффективности с мерой развития общих способностей (интеллектом, рефлексивностью и креативностью, уровень развития которых представлен диапазоном средних значений) и специальных способностей (перцептивных аналитичностисинтетичности восприятия, наблюдательности, мнемических оперативной и долговременной памяти, аттенционных устойчивости и переключения внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, имажитивных творческого и воссоздающего воображения, показатели развития которых должны быть высоким).Для управленческой деятельности значение имеет коммуникативное поведение руководителя, обеспечивающее внутриорганизационное и внешнеорганизационное взаимодействие, роль коммуникативных способностей (эмпатии, идентификации, рефлексии, аттракции, экспрессии, коммуникабельности, общительности, толерантность и др.) и коммуникативной компетентности для которой подтверждена эмпирически [13]. В составе этих сложных интегральных образований представлены специфические личностные качества: проницательность, экстравертированность, экспрессивность, эмоциональность, доминантность, социальная перцепция и др. Считается, что противопоказаниями являются конформность, внушаемость, ригидность, авторитарность, эгоцентризм, формализм, ©монологичностьª [14].Корганизаторским способностям руководителяпредъявляютсявысокие требования со стороны реализацииадминистративных и кадровых функций. В работах А.Г.Ковалева, И.С.Мангутова, Л.И.Уманского было показано, что такие качества личности как: критичность, психологический такт, психологическая избирательность, практический психологический ум, общественная энергичность, требовательность, умение работать с людьми, лидерство составляют общеорганизационные способности и являются профессионально важными для управленческой деятельности [15, 16].Присутствие в деятельности руководителей разнообразных стрессфакторов и стрессситуаций (высокий объем информации и чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за результаты труда и др.) предъявляют требования к развитию таких качеств как стрессустойчивость, саморегуляция, эмоциональная стабильность, уверенность, активность [17].Современное состояние проблемы следующее. Существуют иэмпирически обоснованы обширные списки качеств, необходимых для эффективной управленческой деятельности, которые охватывают когнитивные, коммуникативные, эмоциональноволевые свойства личности руководителя. В разных авторских работах перечисляются качества разные по степени обобщенности принадлежащие к разным уровням в системном строении личности. И очень часто это просто социально одобряемые качества, оцениваемые в обществе как положительные. Очевидно, что не один из руководителей не может отвечать этим требованиям и характеристиками. Кроме этого, сама управленческая деятельность вариативна по содержанию, что отчасти также объясняет широкое многообразие выделенных важных для управленческой деятельности качеств. Поэтому в практической деятельности руководители с одинаковыми профилями могут демонстрировать разную эффективность, а с различными ‬быть одинаково успешными. Исследования часто демонстрируют противоречивые результаты. Указываются несовместимые качества, например, доминантность (властность, грубость) и толерантность. Все представленные характеристики демонстрируют реальную сложность и многоаспектность проблемы, а также необходимость изменения направленности поисков. Проведенный анализ в отношении методологических подходов в решении данной проблемы показывает существование аналитического и системного подходов одновременно. Работы последнего десятилетия демонстрируют продуктивность метасистемного подхода. Тем не менее, традиционная аналитическая установка попрежнему является доминирующей. Она сложилась в прикладных работах по психологическому анализу деятельности и направлена на выделение и подробное изучение отдельных качеств, определяющих эффективность результата деятельности (примером является ©теория чертª). В рамках этого подхода выделены качества важные для деятельности и определен уровень их развития. Итогом исследований, как показывает анализ, явилось накопление обширного массива таких качеств. Вместе с тем данный способ анализа ПВК недостаточно учитывает основополагающую, фундаментальную природу психики ‬системность организации всех ее качеств. Деятельность обусловлена не только уровнем развитияиндивидуальных свойств, но в большей мере их синтезами, их объединением в целостные подсистемы. Целостность организации, влияние всей системы свойств на деятельность является важной закономерностью организации индивидуальных качеств. Но вопрос структуры, особенностей организации в рамках этого подхода не может быть поставлен и решен в силу ограничений самого подхода. Поэтому для общего решения поставленной проблемы данный способ является недостаточным, так как отражает один единственный аспект многомерной детерминации со стороны профессионально важных свойств ‬ее обусловленность уровнем развития индивидуальных свойств субъекта. Выделение качеств, которые изначально характеризуются обобщенностью, комплексностью строения или рассмотрение ее с позиций ©структуры личности руководителяª, ©структуры организаторских способностейª как совокупности индивидуальных качеств, обеспечивающих успешность деятельности, не позволяет преодолеть указанной трудности [13, 16]. Но, специфика управленческой деятельности, реализация основного ее содержания ‬управленческих функций ‬выражается в единстве ©инструментального и экспрессивного началª и указывает на синтез когнитивных, эмоциональноволевых, коммуникативных и многих других свойств личности руководителя. Очевидно, что именно этот синтез и должен изучаться в отношении выявления качеств важных для деятельности (ПВК) и качеств мешающих ее реализации (антиПВК) [9], и внастоящее время наука располагает средствами такого анализа. Так, например, итогом современных исследований явилось установление системной природы влияния качеств на реализацию профессиональной деятельности, благодаря которому выявлены структурнокомпенсаторные особенности индивидуальных характеристик [1, 10]. Поэтому конструктивным дополнением аналитического уровня в анализе ПВК руководителя, как было показано в наших исследованиях, выступает структурный уровень [7, 8, 9]. Оба уровня, являясь взаимодополнительными, позволяют наиболее полно охарактеризовать интегральную природу ПВК и системный характер влияния качеств личности на профессиональную деятельность руководителя. Такой подход отвечает природе изучаемых явлений, а именно, интегральной природе таких детерминант управленческой деятельности как ПВК и интегральной природе входящих в их состав компонентов, характерной особенностью которых является осуществляемое взаимодействие, связность, но никак не автономное существование и влияние данных образований. Они часто выступают компонентами или средствами реализации друг друга. Качество ©общительностьª, например, вместе с умением ©выстраивать межличностные отношенияª и потребностью ©в установлении социальных контактовª входит уже как компонент в более общеекачество ©социабельностьª. А ©социабельностьª является, в свою очередь, компонентом ©доминантностиª. Такие личностные свойства как ©независимостьª и ©смелостьª являются средствами обеспечения интеллектуальной деятельности [7, 8, 9]. Но во многих исследовательских работах такие качества, как правило, анализируются как рядоположенные. Эти качества очень разные по степени обобщенности, они принадлежат к разным уровням в системном строении личности, их большое многообразие и требуется систематизация самих данных качеств, которая присутствует в науке скорее имплицитно на уровне отдельных разрозненных сведений. Структурный уровень анализа позволяет раскрыть и объяснить ©интеграциюª разнородного, необходимость и возможность одновременногоприсутствия в личности несовместимых качеств, как например аффектотимии (указывающей на проявление терпимости, тактичности, эмоциональности, общительности) и доминантности (властности, независимости, грубости, конфликтности). Учитывая, что ПВК имеют относительный характер проявления и выражения, следует признать, что они не могут быть оценены однозначно ‬как положительные или как отрицательные, вне условий, в которых они востребованы и формируются, и вне сочетания с другими. Успешный руководитель ‬это руководитель и осторожный и рискующий, общительный и сдержанный, импульсивный и рефлексивный одновременно. Интеграция свойств, являясь основанием для компенсации, объясняет возможность совмещения несовместимого. Продуктивным решением явилось положения о динамической функциональной структуре личности, а также об общей (уровневой) и специальной структуре личности руководителя, которая определяется структурой профессиональной деятельности, и каждая подструктура личности имеет свое соответствие в архитектоникедеятельности руководителя [13]. Такое рассмотрение позволяет объяснить существующий компенсаторный механизм, действующий за счет актуализации требуемого сочетания качеств общей структуры и использования стиля деятельности руководителем, основу которого составляют оптимально развитые, доминирующие свойства. Таким образом, основная задача, которая ставится, это задача исследования закономерностей и эффектов интеграции и структурного влияния на параметры профессиональной деятельности. Результаты проведенных нами исследований, а также целый ряд работ демонстрирует конструктивность и целесообразность проведения анализа такого рода: сначала выделяемые параметры соотносятся отдельными свойствами личности (устанавливаются связи с уровнем их развития), затем с симптомокомплексом свойств [7]. В первом случае решается задача исследования автономного влияния качеств личности на параметры деятельности, во втором ‬закономерности совместного, структурного воздействия. Как правило, в работах обнаруживается практически полное отсутствие систематических связей между индивидуальными качествами и параметрами деятельности. Проведение далее структурного анализа демонстрирует ее более сложный характер ‬характер структурного соответствия и позволяет сделать вывод, что эффективность управленческой деятельности обеспечивается в значительной мере системным влиянием профессионально важных свойств и это обнаруживается, как показано в наших работах, по отношению разным категориям качеств: когнитивным и личностным свойствам. Результаты исследований управленческой деятельности демонстрируют, что реальная и наиболее сильная детерминация параметров эффективности осуществляется не на уровне развития отдельных качеств личности ее субъекта и не на уровне структуры личности в целом, а на уровне отдельных определенным образом организованных симптомокомплексов ПВК. Руководителю для эффективной реализации функций деятельности необходимо проявить как можно больше разнородных качеств, входящих в структуру, обладающей высокой связностью, организованностью (когернтностью и дифференцированностью). Такие результаты согласуются с положениями системогенетического подхода о формировании подсистем ПВК в процессе системогенеза, определяющих основные параметры деятельности.В описании структуры профессиональной пригодности к управленческой деятельности исследователи, как правило, сосредотачивают внимание на характеристике ПВК. Но помимо профессионально важных свойств существуют и выявляются эмпирически другие свойства личности: профессиональнонейтральные (качества, которые не играют никакой существенной роли для реализации эффективной управленческой деятельности) и свойства личности, выступающие противопоказаниями к управленческой деятельности (антиПВК). Последние также, представляя системные организации качеств, являются сложными конструктами для выявления, так как они трансформируются в зависимости от вида управленческой деятельности, выступая в одном случае (ситуации) как ПВК, а в другом как свойствопротивопоказание. Характерным и инвариантным свойством ПВК и антиПВК является свойство полярности. Тем не менее, такие качествапротивопоказания также должны быть выявлены и описаны. На наш взгляд, необходимо опираться на понимание такой структуры, в которую входят свойства поразному влияющие на деятельность: положительно влияющие (они чаще всего и исследуются), нейтральные и отрицательно влияющие. По результатам наших исследований (диагностика осуществлялась по методике 16 Кеттела) структурная организация последних, отрицательно влияющих на деятельность (в нее вошли качества: регидность (F), конформизм (G), сензитивность (I), мечтательность (M), подозрительность (L), чувство вины (О), тревожность (Q4)), оказалась выше для группы ©неуспешныхª руководителей высшего уровня. Полученные структурные показатели характеризуют данную систему качеств как более организованную, целостную и дифференцированную по отношению к ©неуспешнойª группе, что и отражается в их меньшей профессиональной эффективности. Наличие сформированной высоко интегрированной системы такого рода качеств нежелательно, так как видимо она обеспечивает возникновение ошибок и снижение эффективности деятельности в целом, формирование непродуктивного индивидуального стиля. Очевидно, что в данном случае, наиболее продуктивным решением практики профессионального отбора является оценка такого рода противопоказаний к деятельности.Как показывают исследования, общая структура ПВК руководителя представлена следующими основными ее категориями: ПВК, ©нейтральныхª качеств, отсутствия ©антиПВКª. Имея средний уровень развития, они различаются связностью с целостной структурой субъектных детерминант. При реализации профессиональной деятельности ПВК включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана со структурой профессионального опыта, организуя систему, определяющую профессиональную компетентность руководителя и включающую многообразие качеств (компетенций). Таким образом, важные управленческие качества состоят из разнородных факторов и предполагают сложное взаимодействие между когнитивными, эмоциональноволевыми и иными индивидуальными свойствами субъекта деятельностиДанное обобщение приводит к постановке уже задачи иного рода ‬задачи психодиагностического плана, задачи методических средств изучения и оценки таких комплексов свойств, оценки индивидуальных структур свойств руководителя. Необходимы психометрические средства диагностики такого рода индивидуальных симптомокомплексов ПВК субъекта управленческой деятельности, которые позволяют учитывать взаимосвязи качеств наряду с традиционным получением информации об уровне развития отдельных свойств, или полиметрические средства. Нужны особые методики, позволяющие измерять независимые, гетерогенные переменные. В свою очередь должна быть решена проблема гетерогенности конструкта, составляющего основу методики. Но современная психодиагностика такими средствами пока не располагает и ее современное состояние не позволяет решать проблемы данного уровня сложности. Поэтому следует проанализировать возможности осуществления оценки имеющими средствами.Проведенные нами исследования управленческой деятельности, а также результаты ряда работ, выполненных в рамках системогенетической концепции, показали, что любой выявленный симптомокомплекс содержит базовые ПВК [7, 8, 9, 10]. Эти качества имеют наибольшее значениев организации всех входящих в данную подсистему качеств. Роль этих качеств состоит в выполнении ©структурообразующейª функции по отношению к остальным качествам, с которыми они имеют многочисленные статистически значимые и положительные корреляции. Математическая интерпретация корреляционной связи, как известно, раскрывает эквивалентность индивидуальной меры выраженности связных качеств, и поэтому позволяет выдвинуть предположение о возможности выполнения диагностики такого рода системных образований через диагностику их коррелятов уровня развития базовых качеств. Поэтому такая оценка возможна, но она требуется эмпирической проверки конструктивности данного положения для управленческой деятельности.

Ссылки на источники1.Шадриков В.Д. Деятельность и способности/ В.Д.Шадриков. ‬М.: Логос,1994. ‬320 с.2.АнаньевБ.Г.Психология и проблемы человекознания/ Б.Г.Ананьев. ‬М.:©Институт практической психологииª, Воронеж: НПО ©МОДЕКª, 1996. ‬384 с.3.Выготский Л.С.Психология / Л.С.Выготский. ‬М.:ЭКСМОПресс, 2000. ‬1008с.4.ЛеонтьевА.Н.Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. ‬М.: Политиздат, 1975. ‬237 с. 5.ЛомовБ.Ф.Проблемы общей, педагогической и инженерной психологии/ Б.Ф.Ломов. ‬М.: Наука, 1984. ‬296с.6.РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1990. В2т.; Т.II. / С.Л.Рубинштейн. ‬М.: Педагогика, 1990. ‬328с.7.КарповА.В., ТерещенкоН.Г.Психология управленческой деятельности/ А.В.Карпов, Н.Г.Терещенко. ‬Казань: Издво Института, экономики, управления и права, 2006. ‬288с.8. ТерещенкоН.Г.Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности: Автореф. дисс…канд. психол. наук. ‬Ярославль, 2004. ‬24с.9.ТерещенкоН.Г. Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук / Н.Г.Терещенко. ‬Ярославль, 2004. ‬233 с.10. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений/ А.В.Карпов. ‬М.: Юристъ,1998.‬440с. 11.Генов Ф. Психология управления/ Ф.Генов.‬М.: Прогресс, 1982. ‬

422 с.12.Теплов Б. М. Ум полководца/ Б.М.Теплов.‬М.: Педагогика, 1990.‬208 с.13.ЖуравлевА.Л.Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А.Л.Журавлев ‬М.: Наука, 2004. ‬476с.14. ХарашА.У.Руководитель, его личность и деятельность/ А.У.Хараш.‬М.:Знание, 1981. ‬62 с.15.КовалевА.Г.Коллектив и социальнопсихологические проблемы руководства /А.Г.Ковалев. ‬М.:Политиздат, 1978. ‬279 с.16.МангутовИ.С., УманскийИ.Л.Организатор и организаторская деятельность/И.С.Мангутов, И.Л.Уманский.‬Л.:ЛГУ, 1975. ‬311 с.17.ВендровЕ.Е.Психологические проблемы управления/ Е.Е.Вендров. ‬М.:Экономика, 1969. ‬159с.

Tereshchenko Nina GennadievnaCandidate of Psychological Science, assistant professor ofpsychology of work andbusinessof the Instituteof Economics, Management and Law (Kazan),NaberezhnyeChelnyPersonal characteristics as factors of performance of managersAbstract. Thepsychogram of the manager is described on the basic of the scientific results on this issue. The psychogram includes the professionally important qualities and contraindication to management activities. The restriction of analytical method is shown in the studying the manager individual qualities. The problem of the necessity of systematic studying professionally important qualities is considered. The key words: professiogram, psychogram, managerial activities, professionally important qualities, manager.