Психологические особенности курящей молодёжи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кострова М. А. Психологические особенности курящей молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1981–1985. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53399.htm.
Аннотация. В данной работе рассматривается проблема табакокурения в нашем обществе. Известно, что большинство курильщиков начинают курить «в серьёз» в юношеском возрасте- в период от 16 до 25 лет. И необходимо проводить мероприятия, направленные на мотивацию молодых людей к здоровому образу жизни. И они, несомненно, проводятся, но для того, чтобы профилактическая работа была более эффективной, необходимо знать целевую аудиторию, то есть какая категория людей наиболее подвластна этой вредной привычке. Именно в данной работе приведены результаты исследования психологических различий курящей и некурящей молодёжи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кострова Маргарита Александровна, студентка 3 курса факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, заместитель руководителя отдела психодиагностики и консультирования психологической службы факультета, г. СанктПетербургMargarita_Kostrova@mail.ruПсихологические особенности курящей молодёжи.В данной работе рассматривается проблема табакокурения в нашем обществе. Известно, что большинство курильщиков начинают курить «в серьёз» в юношеском возрастев период от 16 до 25 лет. И необходимо проводить мероприятия, направленные на мотивацию молодых людей к здоровому образу жизни. И они, несомненно, проводятся, но для того, чтобы профилактическая работа была более эффективной, необходимо знать целевую аудиторию, то есть какая категория людей наиболее подвластна этой вредной привычке. Именно в данной работе приведены результаты исследования психологических различий курящей и некурящей молодёжи.Ключевые слова: табакокурение, профилактика, адаптивность, агрессия, локус контроля.В настоящее время проблема табакокурения крепко захватила наше общество. Проводятся многочисленные профилактические мероприятия, семинары, тренинги, просвещающие занятия, пропагандирующие здоровый образжизни. Большинство из них проводятся в подростковой среде, т.е. с детьми в возрасте 1216 лет. Данной работой хочется обратить больше внимания на курильщиков студенческого, юношеского возраста и ранней взрослости, т.е. людей 1720 лет. Для многих студентов поступлением в ВУЗ ознаменуется вхождение во взрослую жизньконтроль со стороны родителей, влияние семьи уже не имеют такого большого значения, как для школьников. Новоиспечённому студентухочется испытать на себе все замечательности студенческой жизни,кроме того, студенты 1 и 2 курсов наиболее стремятся следовать стереотипному образу типичного студентаветреного, безнаказанно просыпающего занятия,с размахом и немалым количеством алкоголя отмечающего каждую примечательную дату. Студенты, обладающие привычкой курения, стоят на один шаг ближе, нежели некурящие, к тому, чтобы приобрести более тяжёлые привычкиупотребления алкоголя иди даже наркотической зависимости.Основной целью данного исследования является выявление и изучение психологических особенностей курящих студентов, и сопоставление полученных результатов с психологическими особенностями некурящих студентов.Актуальность данного исследования обусловлена тем, что выявление психологических особенностей курящих позволит заранее, до того как студентприобретёт вредную привычку, определить так называемую группу риска, которая наиболее подвержена зависимостям. Забегая вперёд, стоит сказать, что из числа курящих студентов, принявших участие в исследовании, 52% приобрели эту вредную привычку уже после поступления в университет.Так же, качественные результаты данного исследования могут позволить более глубоко изучить мотивы приобретения и поддержания студентом собственных вредных привычек исходя из психологических особенностей курильщиков.Было проведено исследование на базе Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. В исследовании приняли участие 180 студентов первого и второго курсов трёх факультетовпсихологии, филологии, дефектологии и социальной работы. Все студенты, обследуемые врамках данной работы, являются постоянными жителями Ленинградской области. Исследование состояло из двух основных этапов. На первом этапе мы выявляли курящих студентов методом опроса. По итогам первого этапа исследования было выявлено следующее: из опрошенных 180 студентов 69 курят на данный момент, что составляет примерно 38,3% студентов, принявших участие в исследовании; 80 студентов из числа опрошенных не являются курящими (44,4%); студенты в количестве 31 человек (17,2% от общего количества обследуемых) имели привычку курить ранее, но к настоящему моменту избавились от неё. Так же, как уже указывалось ранее, больше половины курящих студентов (52%) приобрели привычку курить во время обучения в ВУЗе.Второй этап исследования заключался в прохождении обследуемыми студентами ряда психодиагностических методик и получении исследователем результатов. В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: МЛО «Адаптивность», методика диагностики мотивации к успеху и боязни неудач, «Уровень субъективного контроля», методика «ОТеЦ», диагностика агрессивных состояний БассаДарки. Затем следовала обработка полученных данных при помощи метода параметрической статистики, а именно параметрического tкритерия Стьюдента.Хочется надеяться, что результаты, полученные в ходе данной работы не просто пополнят теоретическую базу по исследуемой проблеме, но и помогут специалистам в организации профилактической и корректирующей работы.2.1. Сравнение курящих и некурящих студентов по величине способности к адаптации.

Как уже указывалось выше, для определения степени способности к адаптации студентов был использован многофакторный личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Теоретической основой данного опросника является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной или учебной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи нарушения адаптации могут приводить к развитию психосоматических заболеваний, срывам в профессиональной или учебной деятельности, девиантным формам поведения. Способность к адаптации соотносится здесь с понятием личностного адаптационного потенциала (ЛАП), в состав которого входят способность к регуляции своего поведения, способность соблюдать моральные нормы и коммуникативный потенциал личности.В ходе данного сравнения выявились следующие результаты: статистически значимые различия выявлены в результате сравнения подвыборок по двум критериям: степени способности к построению коммуникаций и моральной нормативности(Рисунок1).Рисунок 1. Сравнение курящих и некурящих студентов по величине личностного адаптационного потенциала и особенностей, его составляющих. Прим.: результаты сравнения представлены в стэновой 10балльной шкалеТаким образом, студенты, подверженные привычке курить обладают более высоким коммуникативным потенциалом, т.е. более легко устанавливают межличностные и деловые контакты с окружающими, чем некурящие студенты (при p≤ 0, 01). В свою очередь, некурящие студенты адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения в отличии от курящих. (при p≤ 0, 05).2.2. Сравнение направленности мотивации курящих и некурящих студентов.Данное сравнение стало возможным благодаря использованию исследователем методики, диагностирующей мотивацию к успеху и боязнь неудач, автором которой является Реан.Данная методика позволяет выявить направленность мотивации по следующим нормам: если группа испытуемых набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).Если группа набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. В результате статистически выявилось, что некурящие студенты в среднем имеют выраженную мотивацию на успех, а у студентов, обладающих вредной привычкой курения, полюс мотивации не выражен и находится в диапазоне среднего (Таблица 1).Категория студентовСреднее значение по методикеПолюс мотивацииКурящие9Не определённыйНекурящие16Мотивация на успехТаблица 1.

Таким образом, студенты, не имеющие привычку курить, более, чем курящие, принимаясь за работу, нацелены на успешное её выполнение. Можно предположить, что основной движущей силой некурящих является желание добиться успеха, определённых высот в выполняемой деятельности.2.3. Сравнение курящих и некурящих студентов в зависимости от преобладающих видов агрессивных реакций.10Для определения преобладающих видов агрессивных реакций использовался личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Авторы методики выделили несколько видов агрессивных реакций, по которым и было произведено сравнение групп курящих и некурящих студентов. В результате было выявлено, что в группе курящих студентов наиболее распространены агрессивные реакции следующих видов: обида и косвенная агрессия, преобладание остальных реакций не превышает 20%. В свою очередь, среди некурящих студентов как вид агрессивной реакции преобладает физическая агрессия, остальные видыреакций у некурящих студентов распределены по незначительным долям.

Курящие студентыНекурящие студентыФизическая агрессия4%22%Косвенная агрессия30%16%Раздражение3%14%Негативизм2%6%Обида34%10%Подозрительность3%6%Вербальная агрессия20%20%Чувство вины4%6%Таблица 2.Таким образом, результаты данного сравнения говорят, что студентыкурильщики свои возможные агрессивные реакции выражают в основном двумя путями: либо окольным путем (направленная на другое лицо или ни на кого не направленная агрессия), либо через некоторые зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. В отличии от студентов некурящих, которые агрессивные тенденции выражают наиболее часто посредством применения физического воздействия против другого лица. Выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) (вербальная агрессия) является общим для обеих категорий студентов.2.4. Сравнение курящих и некурящих студентов по степени преобладания терминальных ценностей.Для определения степени преобладания различных терминальных ценностей у студентов была использована методикаопросник терминальных ценностей (ОТеЦ) в модификации Сенина И.Г. Сенин предлагает перечень терминальных ценностей в количестве 8 штук, но следует указать и пояснить только те из них, по которым обнаружены статистически значимые различия. Итак, в ходе исследования выявлено, что курящие студенты, больше, чем некурящие акцентированы в качестве цели на собственный престиж, то есть завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям, а так же курящие больше некурящих стремятся к креативности, то есть реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность (при p≤ 0,01)2.5. Сравнение курящих и некурящих студентов по показателю уровня субъективного контроля.Методика диагностики уровня субъективного контроля была предложена Бажаниным Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткиндом А. Данная методика позволяет выявить, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Применительно к нашей работе, был проведён сравнительный анализ уровня субъективного контроля разных категорий студентовкурящих и не имеющих этой привычки. В ходе сравнения были получены следующие результаты: курящие студенты, в общем, обладают показателем уровня субъективного контроля находящимся в пределах среднего, тогда как некурящие студенты обладают высоким общим уровнем субъективного контроля, что говорит о том, курильщики более некурящих склонны считать, что многое в собственной жизни является следствием факторов, которые сам не в силах изменить или както повлиять на них. Наибольший интерес для нас представляет низкий показатель уровня субъективного контроля студентовкурильщиков в отношении здоровья и болезни, из чего следует, что курящие студенты по большей части считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.Таким образом выходит, что студенты, подверженные привычке курить, воспринимают состояние своего здоровья как нечто, зависящее от условий окружающего мира и гораздо в меньшей мере считают своё здоровье результатом собственных действий.Так же был проведен сравнительный анализ психологических особенностей курящих юношей и курящих девушек, но статистически значимых различий не выявлено.И в заключение стоит сказать, что Человек, зависящий от никотина, с большей вероятностью, чем не курящий, потенциально подвластен другим, более опасным зависимостям. Поэтому результатам, приведённым выше, можно найти применение не только в профилактической работе табакокурения, но и в целях выявления так называемых «групп риска».Ссылки на источники:1.Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие.СПб.: Питер, 2006.2.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 20013.Бурлачук Л. Ф.Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. —СПб.: Питер,2006. —351 с:4.Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психологияKostrovaMargarita Aleksandrovna, a student of the 3rd course of the faculty of psychology of the Leningrad state University. A. With. Pushkin, Deputy head of the Department of psychological testing and counselling psychological services of the faculty, str. SaintPetersburgMargarita_Kostrova@mail.ruPsychologicalpeculiaritiesofyouthSmoking.In this paper we study the problem of Smoking in our society. It is known that the majority of smokers start Smoking «in earnest» in the youth age in the period from 16 to 25 years. And it is necessary to conduct the actions aimed at the motivation of the young people to the healthy way of life. And they certainly are, but for the purpose of preventive work was more effective, you need to know the target audience, i.e. what is the category of people the most is subject to this harmful habit. It is in this work presents the results of the study of psychological differences of Smoking and nonSmoking youth.Key words: tobacco, prevention, adaptability, aggression, locus of control.