Изучении биологии методом исследовательского проектирования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хуснутдинова Г. М. Изучении биологии методом исследовательского проектирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1976–1980. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53398.htm.
Аннотация. В публикации описывается о значение исследовательского проектирования в изучении биологии как науки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хуснутдинова Гульфия МазитовнаУчитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ« Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа»Электронный адрес: mazitgul@mail.ruВ публикации описывается о значение исследовательского проектирования в изучении биологии как науки.

Тема: «Изучение биологии методом исследовательского проектирования»

Сегодня современное образование требует от учителей перехода к новациям в области преподавания, искать те формы и методы, которыесоздадут все условия для эффективного обучения учащихся. Процесс обучения и воспитания школьников происходит с принципом научности, с использованием инновационных идей и направлений, способствующихразвитиютворческого и интеллектуального потенциала у учащихся, познавательной деятельности, самостоятельности.

Работая в школе учителем биологии и имея большой стаж работы, я хотела бы отметить, что одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебноисследовательской деятельности. Ученические исследования при изучении биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этой науке.Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученикисследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.Исследовательское проектирование можно построить в рамках обычного урока, особенно при выполнениипрактических и лабораторных работ.Важна лишь правильная постановка цели, выявление проблемы, формулировка задач. В системе такой работы, происходит переход трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися при анализе имеющейся литературы (учебники, дополнительные источники информации), при самостоятельном наблюдении или экспериментальной ( лабораторной) работе у ребенка формируется понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений, ученик получает более глубокие знания по теме урока. Учитель должен четко понимать ход деятельности во время занятий, как детибудут работать –индивидуально или в группе. Очень важно и то, чтобы после исследования, решения конкретных задач провели обобщение полученных результатов, провели анализ, сделали вывод. Функцияучителя заключается в координации хода урока, поддержании непрерывной связи ученик учитель, в поощрении учеников. Например, при изучении темы: «Абиотические факторы живых организмов» в 9 классе, дети проводили исследовательскую работу на тему « Исследование воды из крана», основной целью которой –Изучить внешние свойства и химический состав воды из крана которой пользуются население г. Тетюши. При этом использовали разные методы : изучили литературу, провели социологический опрос, провели лабораторное исследование, используя аналитический и статистический анализ. Очень важно после проделанной работы сделать выводы, провести дискуссиюпо проекту. По окончаниидискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов,направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например, вопросы могут быть такими:1. Интересна ли тебе была данная работа?2. Если да, то чем, если нет то почему?3. Хотелось бы расширить представление по данной теме? –этот вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме.При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно исследовательской работе.Исследовательская деятельность занимает много времени, поэтому эффективно проводить такие работы во внеурочное время или в рамках элективных курсов, кружковых и факультативных занятий.Во внеурочное время очень важно ознакомить учащихся с научно исследовательскими проектами, об их значении для каждого ученика, о различных уровнях защиты проектов. Помочьопределиться с выбором темы. Для этого можно предложить ответить на вопросы: (например на уроке биологии, экологии)1.Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?2.Почему и чем интересен именно этот объект?3.Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?4.Чем обусловлен данный интерес? (Выход на актуальность.)

В своей работе нужно руководствоваться пятью принципами организации научноисследовательской деятельности:

принцип последовательности;

принцип поуровневости;

принцип временного развития;

принцип разнообразия;

принцип постоянного совершенствования.

Принцип последовательности предполагает организацию научноисследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так ивозрастучащегося. Это значит, что учитывается уровень сложности необходимого учебного материала для решения изучаемой проблемы, так как при несоответствии уровню восприятия может пропасть интерес к данной работе.

Принцип поуровневости включает в себя управление научноисследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей. При этом "уровень учащегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Это значит, что на всех выше перечисленных уровнях должны решаться определенные задачи, направленные на достижение одной цели —успешность выполнения и защиты данного проекта.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научнопрактические конференции. Всё это дает учащемуся широкую возможность разнообразногосамопроявления и самореализации.

Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста.Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научноисследовательской деятельности.Исследователь неможет стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ этот вопрос прост: чем раньше

тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы?Последовательность этапов исследования:1.Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим познавательным интересом,самвыбирает объект, который становится его исследовательской темой. Примеры названия исследовательских тем, которые выбирали учащиеся: «Экология дождевых червей»,

« Видовое разнообразие бабочек Тетюшского района»«Роль комнатных растений на рабочем месте», «Шумовое загрязнение, его значение для организма человека» и многие другие. Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Работа позволяет определить границы своих знаний по отношению к объекту интереса. Перед ученикомисследователем стоят следующие задачи:o найти и записать известные ему сведения об объекте исследования;o найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования (работа с любым источником информации: справочники, энциклопедии; сведения через Интернет; консультации со знающими людьми);o найти и записать новые знания (через выявление свойств объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования и т.д.)2. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, макетов, моделей.3. Защита результатов исследования. К концуучебного года ученикисследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной Научной конференции учащихся.В процессе исследования формируется умение работать с юисточниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях.Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволяют учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами.В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. В будущем у ребят уже будет сформирован навык защиты своих творческих продуктов, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученикисследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.

ЛИТЕРАТУРА1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.3. Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности //Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988. С.791.4. Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчества. 1998. №2. С.4043.5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т1.