Работа над задачами со сказочным сюжетом на уроках математики в первом классе
Выпуск:
ART 53402
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жуйкова
Н.
С. Работа над задачами со сказочным сюжетом на уроках математики в первом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1996–2000. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53402.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения первоклассников решению простых и составных задач. Автор предлагает вниманию разработанные задачи по сюжетам русских народных сказок.
Ключевые слова:
простые и составные задачи со сказочным сюжетом
Текст статьи
Жуйкова Наталия Сергеевнастудентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО ©Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситетª, г.Кировnataliyazhuikova@yandex.ru
Работа над задачамисо сказочным сюжетом наурокахматематики в первом классе
Аннотация: Статья посвящена вопросам обучения первоклассников решению простых и составных задач. Автор предлагает вниманию разработанные задачи по сюжетам русских народных сказок.Ключевые слова:простыеисоставные задачисо сказочным сюжетом.
Начало обучения в школеэто сложный и ответственный период в жизни детей. Ребенку 78 лет, у которого ведущей деятельностью долгое время была игра, приходится перестраиваться на учебную деятельность. Учение для первоклассникаэто нелегкий труд. К тому же на начальной ступени образования младшие школьники встречаются с одним из самых сложных предметовматематикой. В свою очередь в начальном курсе математического образования самой трудной для понимания темой является ©Решение задачª. Затруднениявызваны особенностями мышления. Мышление у большинства первоклассников характеризуется слабостью процессов абстрагирования, которые так необходимы для усвоенияматематических знаний. Решение задачтребует выполнения серьезных мыслительных операций: анализа и синтеза текста задачи, абстрагирования (знание нумерации, арифметических действий), сравнения и обобщения, использование знаковосимволического моделирования (построение и преобразование модели задачи).Сначала дети знакомятся с простыми задачами (в одно действие), позднее начинают переходить к изучению составных задач (в два действия). Здесь первоклассникам необходимо усвоить не одну логическую связь, а несколько таких связей. Это также вызывает трудности и ошибки в работах детей. В различные периоды развития начального математического образования проблема обучения младших школьников решению задач оставалась и остается одной из самых актуальных. Над данной проблемой работали педагогиученые: М.А.Бантова, А.В.Белошистая, Н.Б.Истомина, М.И.Моро и другие, поэтому методическая база как
научить ребенка решать задачи
богата, доказательством этому может служить наличие большого количества в учебнометодических комплектах заданий и упражнений для отработки данной темы[1, 2, 3, 4],но большинство из них однообразные, преимущественно носят репродуктивный характер.Поэтому проблемой является разработка таких задач и уроков математики, которые бы поддерживали постоянный интерес к учебному предмету, основывались на личном опыте ребенка,способствовали бы активному усвоению знаний и математическому развитию первоклассников, формированию познавательных универсальных учебных действий в соответствии с новым федеральным стандартом. Для решения данной проблемы можноиспользовать сюжетырусскихнародных сказок на уроке математики. Сложно не согласится с большой воспитательной ценностью русской народной сказки. Именно этот вид сказок является самым первым в жизни детей. Русские народные сказки
небольшие по объему, с малым количеством действующих лиц, с захватывающим сюжетом. В данном виде русской народной словесности через героев, их поступки, через ситуации ярко и доступно показаны жизненные уроки, которые должны усвоить дети. Доказательством этому служат слова исследователей С.Н.Зенина и М.С.Жирова, что сказка повествует о чрезвычайно важном, учит быть добрыми, справедливыми, откликаться на просьбу о помощи; утверждает народные принципы жизни, среди которых преобладает честность, смелость, любовь к Родине[5]. Воспитание данных качеств личности возможно реализовать через содержание математических задач и уроков математики.Рассмотрим рабочую программупо математике М.И.Моро.По рабочей программе М.И.Моро знакомство с задачей осуществляется во второй четверти[6,с.340].На первом уроке по данной теме учащиеся знакомятся с понятием ©задачаª, ее структурой, учатся выделятьзадачи из предложенных текстов. Для урока по данной теме с первоклассниками мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай два текста, определи, какой из них является задачей. Докажи.Цель: анализ текстов с целью выделения признаков задачи.Аргументация собственного ответа, построение рассуждения.1.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Сколько всего заданий необходимовыполнитьЦаревичу ?2.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Царевичу будет нелегко выполнять эти задания.Задание 2. Прочитай текст задачи, подчеркни одной чертой условие задачи, а волнистой линией вопрос. Реши задачу.Цель: анализ текста с целью углубления понимания структуры задачи.Василиса Премудрая сшила рубашку и украсила ее 4 звездами с ночного неба, потом добавила еще 2. Сколько всего звезд на рубашке?Задание 3. Прочитай текст.Что ты замечаешь? Что нужно сделать, чтобы получилась задача.Цель: анализ и синтез текста с целью углубления понимания структуры задачи, аргументация ответа, развитие математической речи.У избушки БабыЯги щиплют травку 7 гусейлебедей. 2 птицы улетели. (Данный текст необходимо дополнитьсоставить вопрос).При ознакомлении с темой©Составление задач по рисункуª.Предлагаем.Задание 1. Рассмотри рисунок и составь задачи, чтобы первая решалась действием сложения, а вторая вычитанием(см. рис. 1).Цель: анализ сюжетной картинки, составление задачи, развитие математической речи, воображения.[7]Рисунок 1Рисунок к заданию 1. Ознакомление с темой ©Составление задач по рисункуªТема ©Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.Предлагаем задания вида.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на увеличение на несколько единиц.Жилабыла коза с 7 детками. Часто уходила онав бор искать корм. Собрала коза 5 белых грибов, алисичек на больше. Сколько лисичек собрала коза?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на уменьшение на несколько единиц.Лиса пригласила в гости журавля. Положила ему в тарелку горошин, а себе на 3 меньше. Сколько горошин положила себе лиса?
При закреплении умения анализировать и решать задачи в теме ©Решение задачª детям можно дать следующие задания.Задание 1. Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, выделение необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.На яблоне созрело 6 пирожковс вишней и 3 пирожка с повидлом. Сколько всего пирожковсозрело?Исправь текст так, чтобы получилась задача.Задание 2.Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.Положил старик лису в сани. А плутовка почуяла в санях свежую рыбуи стала скидывать одну рыбку за другой. Скинула она с саней 5 ершей, а окуней на 2больше. Сколько всего верст проехал старик?Измени вопрос и реши задачу.Для отработки умения дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию в теме ©Решение задачª. Нами разработаны следующие задания.Задание 1. Рассмотри карточки, соедини их таким образом, чтобы получилась задача(см. рис. 2).
Рисунок 2Рисунок кзаданию 1. Ознакомление с темой ©Решение задачª1.В волшебном царстве у царя Афона было 6 сундуков с золотом, а у царя Берендея на 2 сундука меньше.
А.Сколько заданий осталось выполнить царевичу?2.Задал морской царь Ивануцаревичу 10 заданий. 3 из них он уже выполнил.
Б.Сколько пирожков испекла печка?3.Печка помнит, что сегодня она испекла 5 пирожков с картошкой и столько же с мясом.
В.Сколько бревен перепрыгнул Сивкабурка во второй день?
Г.Сколько сундуков с золотом было у царя Берендея?
Цель: анализ объектов, поиск необходимой информации, правильное соотнесение условия и вопроса задачи, составление условия по вопросу, решение проблем творческого характера.Рассмотри оставшийся вопрос, составь по нему условие и реши задачу.Задание 2. Прочитай и реши задачу, измени условие так, чтобы ответстал больше.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения.Отправился Иванцаревич в сад за молодильными яблочками. Всего на пути героя встретятся 9 препятствий. 3 препятствия он преодолел. Сколько еще препятствий ждет Иванацаревича?Задание 3. Прочитай текст задачи и реши ее. Измени условие так, чтобы задача решалась действием вычитания. Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения, решение проблемы исследовательского характера.Отправился Иванцаревич в Тридевятое царство. Сначалаон прошел 4 версты, а потом еще 2 версты. Какое расстояние прошел Иванцаревич?Задание 4. Прочитай текст, подумай,чего не хватает, реши задачу.Цель:анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса к условию задачи, решение проблемы исследовательского характера.Прыгнул конь Сивкабурка к окну царевны и перепрыгнул 3 бревна, на другой день на 4 бревна больше, чем в первый. При закреплении тем ©Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)ª можно предлагать детям следующие задачи.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на увеличение числа на несколько единиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Однажды похитила лисичкасестричка петушка. Пошли кот и дрозд друга выручать. А на двери лисьей избушки замок с волшебной задачей. В лису живут 7 соловьев, а … на 2 больше. Сколько …живет в лесу?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на уменьшение числа на несколькоединиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Стали обустраивать зверюшки теремок. Посадили 5 клумб с незабудками, а клумб с … на 3 меньше. Сколько клумб с … посадили зверюшки?В третье четверти по программе М.И.Моро первоклассники знакомятся с темой©Решение задач на разностное сравнениеª[6,с.341]. Внимание учеников следует обратить на задачи следующих видов.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение условия необходимыми числовыми данными, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского характера.Однажды лиса рассказала тетереву, что видела в городе гусляров ишарманщика. На сколько больше гусляров, чем шарманщиков видела лиса?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение и формулирование вопроса задачи, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского и творческого характера.У БабыЯги 5 двоюродных сестерволшебниц и 8 троюродных братьевволшебников.На сколько … ?Для подготовки к знакомству с составными задачами. Можно использовать следующие задачи.Задание 1.Прочитай задачу, запиши решение по вопросам, по цепочке.Цель: анализ текста задачи, выделение частей, дополнение условия, решение проблемы исследовательского и творческого характера.На одной ветке у яблони созрело 6 яблок, а на другой на 2 больше. Аленушка сорвала яблок. Сколько всего яблок созрело на ветках? Сколько яблок осталось? Сколько частей в этой цепочке из задач, составь еще одну часть, сформулируй и реши новую задачу.Задание 2.Прочитай текст задач, поставь вопросыкпервой задаче и реши ее. Дополни условие второй задачи, поставь вопрос и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса и дополнение условия необходимыми данными. 1)Мужик собрал 8 кг репы, а пшеницы на 2 больше. 2)Из собранных кг пшеницы 3 кг он измолол и получил муку. Задание 3. Прочитайте текст задаче, добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач.Цель: анализ текста задачи, постановка вопроса, решениепроблемы исследовательского характера. КрошечкаХаврошечка в один день наткала 5 м ткани, а во второй на 3 м больше. Сколько м ткани наткала девочка во второй день?Ответ: Сколько всего ткани наткала девочка за два дня?На протяжении третьей и четвертой четвертей первоклассники знакомятсяс темой ©Составная задачаª и для ее отработки мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай условие задачи. Рассмотри решение и определи какой вопрос был в задаче. Докажи.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, построение рассуждения, доказательства.В первый день Никита Кожемяка обработал 6 кож, а во второй на 3 больше.1)6+3=9 (к.)2)9+6=15 (к.)Задание 2.Внимательно рассмотри равенства и составь по ним задачу про героя русской народной сказки.Цель: анализ числовых выражений, поиск и выделение необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)82=6(ж.)2)6+5=11(ж.)Задание 3. По вопросу задачи сформулируй условие задачи в два действия и реши ее.Цель: поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.Сколько раз угощали двое из сумы старика и старуху?Задание 4.Внимательно прочитай текст задачи, исправь ошибки и реши задачу(задача, где несогласованны условие и вопрос).Цель: анализ текста задачи, нахождение рассогласования между условием и вопросом задачи, постановка соответствующего вопроса и решение задачи.Отправился Иван на волшебном коне за тридевять земель к большому мраморному дворцу. Мчался он 10 дней, а шел рысью на 3 дня меньше. Сколько молодильных яблок созрело на волшебной яблоне? Задание 5. Внимательно прочитай текст задачи и реши ее(задача с лишними данными).Цель: анализ текста задачи, выделение лишних данных, решение задачи.Привезли родители Аленушке и Иванушке 3 медовых пряника, 6 сахарных груш, спелых яблок на 4 больше, чем груш, 6 деревянных коников. Сколько фруктов привезли родители детям?Задание 6.По плану решения составь задачу про героя русской народной сказки и реши ее.Цель: анализ данных задачи, поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)83=52)10+5=15Таким образом, используя данные виды заданий,учитель будет работать над интеллектуальным развитием ребенка (мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения), развитием математической речи, воображения. Сказочное содержание задачи усиливает интерес и мотивацию к уроку математики, способствует формированию чувствапатриотизма у первоклассников. При решении таких задач идет отработка математических понятий, отношений и взаимосвязей, формирование умения находить проблему и ставить цель для ее преодоления. Проводимые уроки с использованием данных задач, проходят на высоком интеллектуальном и эмоциональном подъеме.
Zhuykova Nataliya Sergeevna,The student of of Pedagogical Faculty of Vyatka State University of Humanities, Kirov.Work on the creation of tasks with a fairytale plot at mathematics lessons in the first gradeAbstract: The article is devoted to questions of teaching first graders solving simple and compound tasks. Author offers the tasks developed on plot of Russian folk tales.Keywords:simple and compound the problem with fairy tales.Ссылкинаисточники1. Бантова,М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова.М.: Просвещение, 1984.336с.2. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций / А.В Белошистая.М.: ВЛАДОС, 2007.455 с.3. Истомина,Н.Б. Методика обучения математике начальных классов / Н.Б.Истомина. 3е изд., стереотипное. М.: Академия, 2000. 288с.4. Моро,М.И. Методика обучения математике в 13 классе /М.И.Моро А.М.Пышкало. Изд.2е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1978. 33с.5. Зенин,С.Н..Нравственноценностный потенциал устного народного творчества: аспекты востребованности/ С.Н.Зенин., М.С.Жиров // Научные ведомости Белгородского государственного университета2009.№7.6. Сборник рабочих программ ©Школа Россииª / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.М. :Просвещение, 2011.528с.7.Сюжетная картинка ©Сказка репкаª.
URL:http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw1349sh645fw1124fh448pd1&p=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=30&rpt=simage&lr=46&img_url=http%3A%2F%2Fi071.radikal.ru%2F1103%2Fb7%2Feb39247e21fat.jpgДата обращения: 26.03.2013.
Работа над задачамисо сказочным сюжетом наурокахматематики в первом классе
Аннотация: Статья посвящена вопросам обучения первоклассников решению простых и составных задач. Автор предлагает вниманию разработанные задачи по сюжетам русских народных сказок.Ключевые слова:простыеисоставные задачисо сказочным сюжетом.
Начало обучения в школеэто сложный и ответственный период в жизни детей. Ребенку 78 лет, у которого ведущей деятельностью долгое время была игра, приходится перестраиваться на учебную деятельность. Учение для первоклассникаэто нелегкий труд. К тому же на начальной ступени образования младшие школьники встречаются с одним из самых сложных предметовматематикой. В свою очередь в начальном курсе математического образования самой трудной для понимания темой является ©Решение задачª. Затруднениявызваны особенностями мышления. Мышление у большинства первоклассников характеризуется слабостью процессов абстрагирования, которые так необходимы для усвоенияматематических знаний. Решение задачтребует выполнения серьезных мыслительных операций: анализа и синтеза текста задачи, абстрагирования (знание нумерации, арифметических действий), сравнения и обобщения, использование знаковосимволического моделирования (построение и преобразование модели задачи).Сначала дети знакомятся с простыми задачами (в одно действие), позднее начинают переходить к изучению составных задач (в два действия). Здесь первоклассникам необходимо усвоить не одну логическую связь, а несколько таких связей. Это также вызывает трудности и ошибки в работах детей. В различные периоды развития начального математического образования проблема обучения младших школьников решению задач оставалась и остается одной из самых актуальных. Над данной проблемой работали педагогиученые: М.А.Бантова, А.В.Белошистая, Н.Б.Истомина, М.И.Моро и другие, поэтому методическая база как
научить ребенка решать задачи
богата, доказательством этому может служить наличие большого количества в учебнометодических комплектах заданий и упражнений для отработки данной темы[1, 2, 3, 4],но большинство из них однообразные, преимущественно носят репродуктивный характер.Поэтому проблемой является разработка таких задач и уроков математики, которые бы поддерживали постоянный интерес к учебному предмету, основывались на личном опыте ребенка,способствовали бы активному усвоению знаний и математическому развитию первоклассников, формированию познавательных универсальных учебных действий в соответствии с новым федеральным стандартом. Для решения данной проблемы можноиспользовать сюжетырусскихнародных сказок на уроке математики. Сложно не согласится с большой воспитательной ценностью русской народной сказки. Именно этот вид сказок является самым первым в жизни детей. Русские народные сказки
небольшие по объему, с малым количеством действующих лиц, с захватывающим сюжетом. В данном виде русской народной словесности через героев, их поступки, через ситуации ярко и доступно показаны жизненные уроки, которые должны усвоить дети. Доказательством этому служат слова исследователей С.Н.Зенина и М.С.Жирова, что сказка повествует о чрезвычайно важном, учит быть добрыми, справедливыми, откликаться на просьбу о помощи; утверждает народные принципы жизни, среди которых преобладает честность, смелость, любовь к Родине[5]. Воспитание данных качеств личности возможно реализовать через содержание математических задач и уроков математики.Рассмотрим рабочую программупо математике М.И.Моро.По рабочей программе М.И.Моро знакомство с задачей осуществляется во второй четверти[6,с.340].На первом уроке по данной теме учащиеся знакомятся с понятием ©задачаª, ее структурой, учатся выделятьзадачи из предложенных текстов. Для урока по данной теме с первоклассниками мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай два текста, определи, какой из них является задачей. Докажи.Цель: анализ текстов с целью выделения признаков задачи.Аргументация собственного ответа, построение рассуждения.1.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Сколько всего заданий необходимовыполнитьЦаревичу ?2.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Царевичу будет нелегко выполнять эти задания.Задание 2. Прочитай текст задачи, подчеркни одной чертой условие задачи, а волнистой линией вопрос. Реши задачу.Цель: анализ текста с целью углубления понимания структуры задачи.Василиса Премудрая сшила рубашку и украсила ее 4 звездами с ночного неба, потом добавила еще 2. Сколько всего звезд на рубашке?Задание 3. Прочитай текст.Что ты замечаешь? Что нужно сделать, чтобы получилась задача.Цель: анализ и синтез текста с целью углубления понимания структуры задачи, аргументация ответа, развитие математической речи.У избушки БабыЯги щиплют травку 7 гусейлебедей. 2 птицы улетели. (Данный текст необходимо дополнитьсоставить вопрос).При ознакомлении с темой©Составление задач по рисункуª.Предлагаем.Задание 1. Рассмотри рисунок и составь задачи, чтобы первая решалась действием сложения, а вторая вычитанием(см. рис. 1).Цель: анализ сюжетной картинки, составление задачи, развитие математической речи, воображения.[7]Рисунок 1Рисунок к заданию 1. Ознакомление с темой ©Составление задач по рисункуªТема ©Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.Предлагаем задания вида.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на увеличение на несколько единиц.Жилабыла коза с 7 детками. Часто уходила онав бор искать корм. Собрала коза 5 белых грибов, алисичек на больше. Сколько лисичек собрала коза?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на уменьшение на несколько единиц.Лиса пригласила в гости журавля. Положила ему в тарелку горошин, а себе на 3 меньше. Сколько горошин положила себе лиса?
При закреплении умения анализировать и решать задачи в теме ©Решение задачª детям можно дать следующие задания.Задание 1. Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, выделение необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.На яблоне созрело 6 пирожковс вишней и 3 пирожка с повидлом. Сколько всего пирожковсозрело?Исправь текст так, чтобы получилась задача.Задание 2.Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.Положил старик лису в сани. А плутовка почуяла в санях свежую рыбуи стала скидывать одну рыбку за другой. Скинула она с саней 5 ершей, а окуней на 2больше. Сколько всего верст проехал старик?Измени вопрос и реши задачу.Для отработки умения дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию в теме ©Решение задачª. Нами разработаны следующие задания.Задание 1. Рассмотри карточки, соедини их таким образом, чтобы получилась задача(см. рис. 2).
Рисунок 2Рисунок кзаданию 1. Ознакомление с темой ©Решение задачª1.В волшебном царстве у царя Афона было 6 сундуков с золотом, а у царя Берендея на 2 сундука меньше.
А.Сколько заданий осталось выполнить царевичу?2.Задал морской царь Ивануцаревичу 10 заданий. 3 из них он уже выполнил.
Б.Сколько пирожков испекла печка?3.Печка помнит, что сегодня она испекла 5 пирожков с картошкой и столько же с мясом.
В.Сколько бревен перепрыгнул Сивкабурка во второй день?
Г.Сколько сундуков с золотом было у царя Берендея?
Цель: анализ объектов, поиск необходимой информации, правильное соотнесение условия и вопроса задачи, составление условия по вопросу, решение проблем творческого характера.Рассмотри оставшийся вопрос, составь по нему условие и реши задачу.Задание 2. Прочитай и реши задачу, измени условие так, чтобы ответстал больше.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения.Отправился Иванцаревич в сад за молодильными яблочками. Всего на пути героя встретятся 9 препятствий. 3 препятствия он преодолел. Сколько еще препятствий ждет Иванацаревича?Задание 3. Прочитай текст задачи и реши ее. Измени условие так, чтобы задача решалась действием вычитания. Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения, решение проблемы исследовательского характера.Отправился Иванцаревич в Тридевятое царство. Сначалаон прошел 4 версты, а потом еще 2 версты. Какое расстояние прошел Иванцаревич?Задание 4. Прочитай текст, подумай,чего не хватает, реши задачу.Цель:анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса к условию задачи, решение проблемы исследовательского характера.Прыгнул конь Сивкабурка к окну царевны и перепрыгнул 3 бревна, на другой день на 4 бревна больше, чем в первый. При закреплении тем ©Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)ª можно предлагать детям следующие задачи.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на увеличение числа на несколько единиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Однажды похитила лисичкасестричка петушка. Пошли кот и дрозд друга выручать. А на двери лисьей избушки замок с волшебной задачей. В лису живут 7 соловьев, а … на 2 больше. Сколько …живет в лесу?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на уменьшение числа на несколькоединиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Стали обустраивать зверюшки теремок. Посадили 5 клумб с незабудками, а клумб с … на 3 меньше. Сколько клумб с … посадили зверюшки?В третье четверти по программе М.И.Моро первоклассники знакомятся с темой©Решение задач на разностное сравнениеª[6,с.341]. Внимание учеников следует обратить на задачи следующих видов.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение условия необходимыми числовыми данными, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского характера.Однажды лиса рассказала тетереву, что видела в городе гусляров ишарманщика. На сколько больше гусляров, чем шарманщиков видела лиса?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение и формулирование вопроса задачи, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского и творческого характера.У БабыЯги 5 двоюродных сестерволшебниц и 8 троюродных братьевволшебников.На сколько … ?Для подготовки к знакомству с составными задачами. Можно использовать следующие задачи.Задание 1.Прочитай задачу, запиши решение по вопросам, по цепочке.Цель: анализ текста задачи, выделение частей, дополнение условия, решение проблемы исследовательского и творческого характера.На одной ветке у яблони созрело 6 яблок, а на другой на 2 больше. Аленушка сорвала яблок. Сколько всего яблок созрело на ветках? Сколько яблок осталось? Сколько частей в этой цепочке из задач, составь еще одну часть, сформулируй и реши новую задачу.Задание 2.Прочитай текст задач, поставь вопросыкпервой задаче и реши ее. Дополни условие второй задачи, поставь вопрос и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса и дополнение условия необходимыми данными. 1)Мужик собрал 8 кг репы, а пшеницы на 2 больше. 2)Из собранных кг пшеницы 3 кг он измолол и получил муку. Задание 3. Прочитайте текст задаче, добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач.Цель: анализ текста задачи, постановка вопроса, решениепроблемы исследовательского характера. КрошечкаХаврошечка в один день наткала 5 м ткани, а во второй на 3 м больше. Сколько м ткани наткала девочка во второй день?Ответ: Сколько всего ткани наткала девочка за два дня?На протяжении третьей и четвертой четвертей первоклассники знакомятсяс темой ©Составная задачаª и для ее отработки мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай условие задачи. Рассмотри решение и определи какой вопрос был в задаче. Докажи.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, построение рассуждения, доказательства.В первый день Никита Кожемяка обработал 6 кож, а во второй на 3 больше.1)6+3=9 (к.)2)9+6=15 (к.)Задание 2.Внимательно рассмотри равенства и составь по ним задачу про героя русской народной сказки.Цель: анализ числовых выражений, поиск и выделение необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)82=6(ж.)2)6+5=11(ж.)Задание 3. По вопросу задачи сформулируй условие задачи в два действия и реши ее.Цель: поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.Сколько раз угощали двое из сумы старика и старуху?Задание 4.Внимательно прочитай текст задачи, исправь ошибки и реши задачу(задача, где несогласованны условие и вопрос).Цель: анализ текста задачи, нахождение рассогласования между условием и вопросом задачи, постановка соответствующего вопроса и решение задачи.Отправился Иван на волшебном коне за тридевять земель к большому мраморному дворцу. Мчался он 10 дней, а шел рысью на 3 дня меньше. Сколько молодильных яблок созрело на волшебной яблоне? Задание 5. Внимательно прочитай текст задачи и реши ее(задача с лишними данными).Цель: анализ текста задачи, выделение лишних данных, решение задачи.Привезли родители Аленушке и Иванушке 3 медовых пряника, 6 сахарных груш, спелых яблок на 4 больше, чем груш, 6 деревянных коников. Сколько фруктов привезли родители детям?Задание 6.По плану решения составь задачу про героя русской народной сказки и реши ее.Цель: анализ данных задачи, поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)83=52)10+5=15Таким образом, используя данные виды заданий,учитель будет работать над интеллектуальным развитием ребенка (мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения), развитием математической речи, воображения. Сказочное содержание задачи усиливает интерес и мотивацию к уроку математики, способствует формированию чувствапатриотизма у первоклассников. При решении таких задач идет отработка математических понятий, отношений и взаимосвязей, формирование умения находить проблему и ставить цель для ее преодоления. Проводимые уроки с использованием данных задач, проходят на высоком интеллектуальном и эмоциональном подъеме.
Zhuykova Nataliya Sergeevna,The student of of Pedagogical Faculty of Vyatka State University of Humanities, Kirov.Work on the creation of tasks with a fairytale plot at mathematics lessons in the first gradeAbstract: The article is devoted to questions of teaching first graders solving simple and compound tasks. Author offers the tasks developed on plot of Russian folk tales.Keywords:simple and compound the problem with fairy tales.Ссылкинаисточники1. Бантова,М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова.М.: Просвещение, 1984.336с.2. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций / А.В Белошистая.М.: ВЛАДОС, 2007.455 с.3. Истомина,Н.Б. Методика обучения математике начальных классов / Н.Б.Истомина. 3е изд., стереотипное. М.: Академия, 2000. 288с.4. Моро,М.И. Методика обучения математике в 13 классе /М.И.Моро А.М.Пышкало. Изд.2е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1978. 33с.5. Зенин,С.Н..Нравственноценностный потенциал устного народного творчества: аспекты востребованности/ С.Н.Зенин., М.С.Жиров // Научные ведомости Белгородского государственного университета2009.№7.6. Сборник рабочих программ ©Школа Россииª / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.М. :Просвещение, 2011.528с.7.Сюжетная картинка ©Сказка репкаª.
URL:http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw1349sh645fw1124fh448pd1&p=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=30&rpt=simage&lr=46&img_url=http%3A%2F%2Fi071.radikal.ru%2F1103%2Fb7%2Feb39247e21fat.jpgДата обращения: 26.03.2013.