Применение маркетинга впечатлений в образовательной сферее

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Теслюк А. Н. Применение маркетинга впечатлений в образовательной сферее // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2006–2010. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53404.htm.
Аннотация. Рассмотрено применение методов маркетинга впечатлений в образовании на примере Томского Политехнического университета. При сборе данных использован метод анкетирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Теслюк Анна Николаевнастудент, Томский политехнический университет, Томскanteslyuk@sibmail.com

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА ВПЕЧТАЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Рассмотреноприменение методов маркетинга впечатлений в образовании на примере Томского Политехнического университета. При сборе данныхиспользован метод анкетирования.

Ключевые слова:имидж университета, маркетинг впечатления, исследование мнения, ожидания.

В наше время особую популярность начинает обретать маркетинг впечатлений. Его использование позволяет скрыть реальную ситуацию и продемонстрировать положение дел так, как выгодно продавцу товаров или услуг. Именно поэтому это новое направление маркетинга проникло в большинство сфер нашей жизни, например образование[1].Проведем исследованиеприменения методовмаркетинга впечатления на примере одного из ведущих томских ВУЗов–Томского политехнического университета и выявим, на сколько ожидания студентов от имиджа университета соответствуют реальной ситуации.Предварительный анализ деятельности университета показал, что ТПУ уделяет большее внимание созданию себе положительного имиджа (образа). Именно поэтому студенты, поступившие в ТПУ, связывают большие надежды с университетом. Исходя из этого, выдвинем гипотезу исследования: ТПУ позиционирует себя как престижный ВУЗ, поступление в который открывает значительные перспективы для студентов. Изза этогоу студентов младших курсов ожидания от ВУЗа завышены по сравнению со студентами старших курсов, которые уже успели оценить сильные и слабые стороны университета самостоятельно.

В опросе приняли участие 75 человек с I по IV, среди которых:

I курс –18 человек;II курс –16 человек;III курс –21 человек;IV курс –20 человек.Проанализируем, полученные данные по каждому вопросу:1.Значим ли для вас тотфакт, что ТПУ имеет статус Национальный исследовательский университет (рис.1):

Рисунок 1—Ответы участников по первому вопросуДля большинствастудентов значим тот факт, что ТПУ имеет статус Национальный исследовательский университет. Это логично, так как статус способствует росту престижа университета, Национальные исследовательские университеты получают больше бюджетных средств.Однако студенты не могут непосредственно на себе ощутить преимущества обучения в Национальном исследовательском университете, поэтому средистудентовстарших курсов растет доля тех, кому безразличен статус университета(рис.2):

Рисунок 2–Доля тех, кому безразлично, что ТПУ имеет статус Национальный исследовательский университет2.Какие чувства вы испытываете за свой университет, когда информацию о нем транслируют в СМИ:

Рисунок3–Ответы участников по второму вопросуОднозначно можно сделать вывод о том, что значительная доля студентов независимо от курса испытывает чувство гордости за свой университет, когда информацию онем транслируют в СМИ. Людям приятно осознавать свою причастность к успешному ВУЗу. Стоит отметить, что наиболее критичными по отношению к ВУЗу и его деятельности, оказались студенты 2 курса. Возможно, такое показательное равнодушие –это желание показатьсвою независимость суждения, свою взрослость(рис.3).3.Оцените социальную активность университета (проведение различных мероприятий, акции, организация клубов по интересам и т.д.) по шкале от 1 до 5:

Рисунок 4–Ответы участников по третьему вопросуДеятельность университета в социальной сфере была оценена довольно высоко: оценки колеблются в районе 4. Показатель в 4 балла говорит не только о качественной работе университета в данной сфере, но и необходимости проведение дальнейших изменений, чтобы получать одобрение в дальнейшем (рис.4). В ходе опроса было также выявлено, что самые высокие оценки социальной деятельности университет получил от студентов 1 курса, а самые низкие –от студентов второго. Высокие оценки студентов 1 курса во многом определяются их чуть завышенными ожиданиями от обучения в университете по сравнению со студентами старших курсов.4.Полезны ли знания, которые вы получаете в ТПУ:

Рисунок 5–Ответы участников по четвертому вопросуПри ответе на 4 вопрос была явлена негативная тенденция: чем старше курс, тем меньше доля тех, кто однозначно считает, что знания, которые дает им университет, полезны(рис.5, 6). Одной из объяснений полученных результатов может быть таким: студенты старших курсов имеют больше опыта работы (практика, работа неполным графиком), поэтому они четче представляют, какие навыки и знания им необходимы и что они получают в ходе обучения.

Рисунок6–доля тех, кто однозначно считает, что получаемые в университете знания полезны5. Оцените свои шансы по трудоустройству на хорошую работу по окончанию университета по шкале от 1 до 5:

Рисунок 7–Ответы участников по пятому вопросуПри ответе на пятый вопрос значительная доля студентов оценила свои шансы по трудоустройству на хорошую работу как средние. Значение в 3балла неплохойрезультат, так как студенты видят перспективы, однако для достижения, которых недостаточно только университетского курса. Положительным будет также тот факт, что доля студентов, которые оценивают свои шансы как высокие, гораздо больше, чем тех, кто оценивает свои шансы как низкие. Студенты 1 курса представляют свои карьерные перспективы наиболее радужно. 6.Планируете ли вы поступление в магистратуру:

Рисунок8–Ответы участников по шестому вопросуСтуденты первого курса изъявляют большее желание поступать в магистратуру, чем студенты старших курсов. Подобная ситуация складывается изза того, что первокурсники представляют себе, что магистратура, обязательна. Начиная со 2 курса, студенты уже начинают себе представлять более четко преимущества и недостатки поступление в магистратуру, поэтому группы делятся примерно пополам на тех, кто собирается в магистратуру и тех, кто –не собирается. Соотношение тех и других по разным курсам меняется не резко.7. Рассматриваете ли вы магистратуру ТПУ:Анализ итогов по данному вопросу подводился, исходя из числа студентов, которые при ответе на предыдущий вопрос высказали пожелание продолжать обучение в магистратуре после получения дипломов бакалавров.

Рисунок9–Ответы участников по седьмому вопросуСедьмой вопрос показывает, что студенты 1 и 2 курса весьма ценят магистратуру ТПУ, поэтому они рассматривают ее, как один из основных вариантов для поступления. Студенты четвертого курса четко выразили свои предпочтения, при этом ясно видно, что большая часть студентов предпочтет магистратуру ТПУ. Среди ответов студентов 3го курса такой четкости не прослеживается, это объясняется тем, что большинство еще не определилось насчет магистратуры и своих будущих карьерных планов.8. Вы бы порекомендовали своим знакомым поступать в ТПУ:

Рисунок10–Ответы участников по восьмому вопросуВосьмой вопрос можно считать контрольным, так как люди стараются рекомендовать свои знакомым именно то, что им самим нравится. В целом доля людей, которые абсолютно точно готовы порекомендовать ТПУ для поступления своим знакомым снижается, что говорит об их неудовлетворенности. Растет доля тех, кто не определился со своим отношением к ВУЗу (рис.10) –признак несовпадения собственных ожиданий и реальной действительности.

Рисунок 11 –доля тех, кто не определился, может ли он рекомендовать ТПУ для поступления своим знакомымПодведем итог проделанной работе и обобщим полученный результат. При анализе итогов анкетирования отмечено, что студенты 1 курса наиболее оптимистичны по отношению к университету: им нравится практически все, начиная от учебного процесса, заканчивая социальной и культурной жизнью; они строят более грандиозные карьерные планы по сравнению со старшими курсами. В целом, при ответе на некоторые вопросы была выявлена следующая динамика: чем старше курс, тем ниже ожидания. Связано это с тем, что молодые люди в процессе обучения становятся более критичными, потому что они изучили университет изнутри, и в большинстве случаев они могут сравнивать, как должно быть и как оно есть на самом деле. Снашейточки зрения, успешность университета во многом определяется тем, насколько сильно разнятся мнения студентов об университете от курса к курсу. Наличие небольшой разницы –это естественно, потому что человек взрослеет и его мнение склонно меняться вместе с ним. Однако резкое отличие мнений студентов в зависимости от курса свидетельствует о наличии кризисных явлений: университет прикладывает недостаточное количество ресурсов, чтобы поддерживать хорошее впечатление не только на словах, но и на деле, или студенты не уверены в своих перспективах по окончанию университета. Если вовремявыявить нарастание негативных настроений, то есть шанс найти источники недовольства и попытаться их устранить. Именно поэтому необходимо проводить мониторинг мнения студентов по курсам постоянно, чтобы отслеживать мнение в динамике.Ситуацию в Томском политехническом нельзя назвать критичной: самый резкий разрыв во мнениях –это между студентами 1 и 2 курсов, что обусловлено больше настроем первокурсников, который воспринимают поступление в университет как начало новой жизни. Однако некоторые действительно негативные тенденции присутствуют, например, растет доля опрошенных, которые не имеют четкого представления о своем ВУЗе, как о хорошем или плохом, а воспринимают ситуацию как данность. Подобное отношение говорит о безразличии студентов и об их нежелании чувствовать свою сопричастность к университету. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что НИ ТПУ следует уделить немного больше внимание мнению студентов,чтобы не бросать тени на престиж и статус университета.

Ссылки на источники:1.Experimental marketing forum[Электронныйресурс] / Experimental marketing forum, 2004–2010. –URL: http://experientialforum.com (датаобращения: 26.03.2013).

Teslyuk Anna NikolayevnaStudent, Tomsk Polytechnic University, TomskExperimental marketingin the educational sphereIt is considered the application of experimental marketing in education on the example of Tomsk Polytechnic University. In the analysis the questioningmethod is used.

Key words:image of university, experimental marketing, investigation of opinions, expectations